Как стать пилотом гражданской авиации в россии?

Содержание:

Какое образование нужно

На самом деле, чтобы стать пилотом гражданской авиации даже не нужно высшее образование. Как правило, вполне хватает и среднего специального по специальности «Техническая эксплуатация летательного аппарата». На сегодняшний день получить профессию вы можете в двух видах учебных заведений:

  1. Специализированное летное училище.
  2. Школы частных летчиков (дают возможность получить специализацию пилота-любителя, но об этом позже).

Вместе с тем не следует обольщаться по поводу отсутствия необходимости высшего образования, чтобы стать пилотом гражданской авиации. Учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров для государственных и частных авиакомпаний, предъявляют крайне серьезные требования к отбору кандидатов. Пройти их может далеко не каждый, особенно это касается здоровья.

Несмотря на возраст абитуриентов, требования к ним будут предъявляться как к уже состоявшимся летчикам

Обращаем ваше внимание, мы говорим об этом абсолютно серьезно! От вас потребуют пройти углубленный медицинский осмотр, где каждая мелочь может закрыть вам «путь в небеса», после чего направят на тестирование по физической подготовке. Если вы хотите стать пилотом гражданской авиации, от вас потребуют сдать следующие нормативы:

  • бег на спринтерские и стайерские дистанции;
  • отжимания/подтягивания;
  • прыжок в длину;
  • упражнения на пресс.

Медицинский осмотр проходится не в обычной поликлинике, а под присмотром специальной медкомиссии. Требования для кандидатов крайне жесткие. Помимо, собственно, физического здоровья, от вас потребуется и сдача психологического теста

Здесь уделяется едва ли не большее внимание, чем к физическому состоянию. Даже если у двух претендентов будут одинаковые баллы, пройти сможет тот, кто, по мнению специалистов, лучше сдал тест

Более того, если вы желаете стать пилотом гражданской авиации, вам придется следить за здоровьем на протяжении всего периода учебы. Даже если вы будете отличником, вас могут отчислить из-за ухудшения состояния или выявления каких-либо заболеваний.

Обучение в вузе

Как стать пилотом самолёта? Пройти обучение в лётном училище или вузе. Этот процесс является самым долгим и трудоёмким, в среднем он составляет пять лет. В России существуют два лётных государственных училища, которые находятся в Санкт-Петербурге и Ульяновке, остальные учреждения – филиалы.

Для поступления в такие заведения у потенциального пилота должно быть исключительное здоровье и выдержка, поэтому первым шагом на пути к обучению является сдача спортивных нормативов: бег на время (100 м и 1000 м), подтягивания на турнике. Если комиссию удовлетворяют результаты студента, то он поступает

Важно отметить, что при ухудшении состояния здоровья в процессе обучения потенциального лётчика могут отчислить из университета

Преимущественно в училищах изучают теорию, которая преподаётся по различным направлениям: конструкция самолёта, руководство по лётной эксплуатации, самолётовождение, авиационная медицина и другое. По завершении курса пилоту выдаётся диплом.

Получив необходимые знания, человек приступает к практике. Чтобы устроиться на работу лётчиком, выпускнику нужно налетать на самолёте около двухсот часов.

Какие качества нужны пилоту?

сколько зарабатывает водитель автобуса

Быстрая реакция. В воздухе все решают секунды. Если пилот не успеет своевременно заметить проблему и устранить её, последствия могут быть ужасными;
Хладнокровие

При возникновении опасной ситуации на высоте в десять километров важно не поддаваться панике и сохранять способность мыслить трезво;
Внимательность. В кабине лайнера находятся десятки приборов, показания которых важны для безопасности, а следить за ними приходится одновременно;
Выносливость

На дальних рейсах приходится проводить за штурвалом 10–14 часов подряд. Чтобы так долго не терять концентрации, нужен крепкий организм;
Ответственность. Пилоту не так просто летать с пониманием того, что от него зависят жизни сотен пассажиров и сохранность машины ценой в 250 млн долларов;
Решительность. Огромный лайнер не потерпит и тени сомнения со стороны пилота, особенно если ситуация требует немедленного совершения сложного выбора;
Сообразительность. Несмотря на наличие инструкций, нельзя все время летать по шаблону. Чтобы находить правильные решения, требуется высокий интеллект;
Пространственное мышление. В густом тумане или над облаками, где нет ориентиров, сложно представлять себе реальное положение и скорость самолета;
Пунктуальность. График полетов расписан по минутам. Если летчик будет опаздывать на брифинг или готовиться к рейсу с задержкой, он подведет всю команду.

Достоинства и недостатки профессии

  1. Несмотря на техническую сложность, профессия является вполне доступной, так как стать гражданским пилотом можно даже без высшего образования;
  2. Летчики имеют много бонусов, среди которых долгий отпуск, финансовая помощь при найме на работу, лечение для членов семьи и ранний выход на пенсию;
  3. У пилотов самая высокая зарплата в России. Доход командира авиалайнера в два раза больше того, сколько зарабатывает менеджер по продажам в «Газпроме»;
  4. Летчик может побывать в десятках экзотических стран и осмотреть сотни городов, не вкладывая в путешествия ни копейки из личных средств;
  5. У пилотов гражданской авиации нет границ. Так как знание английского языка для них обязательно, они могут устроиться в любую авиакомпанию мира.

Однако опасность полетов не является секретом. Многие люди, осознавая реальность и тяжесть последствий авиакатастроф, предпочитают выбирать более спокойную работу и задумываются о том, сколько зарабатывает архитектор в России. Но на самом деле лайнеры падают редко, тогда как другие минусы профессии выглядят не менее важными:

  1. Сидячая работа, стрессы, перепады давления не лучшим образом влияют на здоровье пилотов. У многих из них после 40 лет появляются проблемы с сердцем;
  2. Летчик отвечает за все происходящее в полете. Даже если он предотвратит аварию и спасет пассажиров, его ждут не премия и медаль, а допросы и штрафы;
  3. У пилотов непредсказуемый график работы. Как следствие, они редко бывают дома и сталкиваются с нехваткой времени на общение с семьей;
  4. Часто приходится летать ночью и перемещаться через несколько часовых поясов. Это приводит к дезориентации организма и вызывает накопление усталости;
  5. После ухода из авиации сложно найти место в жизни. Вряд ли бывшему командиру лайнера приятно озадачиваться тем, сколько зарабатывают таксисты в Москве.

Как стать пилотом самолета — что сдавать и где учиться

Какие же требования выдвигаются будущим пилотам и где проходить обучение?

Перед началом овладения этой профессией нужно знать, что лишь наличие летного свидетельства дает возможность управлять самолетом. Выделяется три категории «летных» прав – частный пилот, коммерческий пилот и линейный пилот. Присвоение каждой последующей категории происходит постепенно, так что получить «линейного пилота» сразу не возможно.

Существует три основных места, где проводится обучение пилотированию и выдача летных свидетельств (лицензии на право управления самолетом/вертолетом). Это летное училище, академия гражданской авиации и коммерческие аэроклубы.

Для зачисления на обучение в первые два учебных заведения необходимо пройти экзамен по физической подготовке, а именно проявить себя в беге на дистанции 100м и 1000м, а также сдать нормативы в подтягивании.

Если результаты удовлетворяют комиссию, то человек «рекомендуется к обучению»

Важно понимать, что если на протяжении всего срока в училище или академии здоровье студента ухудшилось, то существует вероятность того, что пилотом по итогу он так и не станет

Аэроклубы же более лояльно относятся к своим потенциальным ученикам, но по окончанию учебного курса пилот получает лишь первую категорию «летных прав» — частный пилот (пилот-любитель), что дает возможность совершать полеты лишь для собственного удовольствия.

Какие знания нужны пилоту?

Даже короткие курсы обучения летчиков-любителей включают несколько сотен часов теоретической подготовки. Что же касается пилотов аэробусов, то им приходится учиться как минимум год, поскольку профессиональное управление воздушным судном требует освоения множества дисциплин и предметов. В их числе:

  • Основные нормативные документы российского и международного воздушного права, регламентирующие работу пилотов гражданской авиации;
  • Законы аэродинамики, физические основы полета, особенности поведения лайнера на разных скоростях и высотах при разных параметрах среды;
  • Основные элементы конструкции самолета и его двигателей, правила эксплуатации, штатные и предельные летные характеристики судна;
  • Особенности влияния температуры, влажности, распределения веса, других взлетных и посадочных характеристик на управление самолетом;
  • Правила проверки исправности авиалайнера и бортового оборудования, алгоритмы проведения предполетной подготовки;
  • Методы планирования маршрута при совершении полетов над жилыми районами, в пространствах с интенсивным воздушным движением;
  • Физические основы динамики взлета, набора высоты, горизонтального движения, снижения и посадки с учетом характеристик воздушного судна;
  • Правила работы с бортовыми приборами и органами управления, индикаторами и датчиками, системой автоматического управления полетом;
  • Авиационные коды и термины, правила ведения радиообмена с наземными службами и порядок действий при отказе систем связи;
  • Принципы навигации, особенности использования электронных систем и бумажных карт, планирование маршрутов большой протяженности;
  • Основы авиационной метеорологии, правила чтения погодных карт и прогнозов, методы облета зон с неблагоприятными условиями;
  • Алгоритмы действий экипажа при полете и посадке в чрезвычайных условиях, при потере устойчивости судна или при отказе силовых агрегатов;
  • Правила и особенности воздушной перевозки гражданских лиц, а также различных по весу и степени опасности грузов;
  • Английский язык с уклоном в авиационную терминологию на уровне, позволяющем свободно общаться с наземными службами;
  • Правила оказания помощи при травмах, обострениях заболеваний и психологических срывах у пассажиров и членов экипажа.

Женщины-пилоты гражданской авиации в России

Большинство людей привыкло к тому, что летчик – это мужчина. Поэтому для них женщина-пилот гражданской авиации – это что-то из ряда вон выходящее. Однако реальность такова, что управлять самолетом могут как мужчины, так и представительницы слабого пола. Вот только почему-то даже сегодня к большим авиалайнерам их подпускают с опаской. И тем не менее в России есть примеры женщин, управляющих такими гигантами.

Так, Ольга Кирсанова уже несколько лет пилотирует пассажирский самолет весом более ста тонн. Она уверена, что заполучить место в кабине крылатой машины может каждый – главное захотеть этого всем сердцем. Что правда, самой Ольге пришлось сильно попотеть, чтобы добиться своего положения, так как руководство ее авиакомпании уж больно долго не могло решиться на это назначение.

Поиск подходящего места работы

В поисках работы, естественно, все пилоты гражданской авиации в России отталкиваются от того, какая лицензия у них есть. Так, при наличии CPL следует попытаться устроиться в небольшую авиакомпанию, занимающуюся предоставлением туристических услуг. Как вариант, можно рассмотреть вакансии инструкторов в летных школах, однако тогда придется окончить дополнительные курсы.

Куда больше перспектив открывается перед теми, кто владеет лицензией ATPL. В этом случае велика вероятность, что большая авиакомпания сама предложит вам работу. Вот только есть одно но — скорей всего придется записаться на специальные курсы, позволяющие освоить управление авиалайнером.

Беда в том, что их стоимость довольно высока. Следовательно, придется заключать особый договор, согласно которому пилот будет отчислять часть своей зарплаты, дабы погасить долг перед авиакомпанией. К тому же изначально новичка допускают лишь к должности 2-го пилота, так как капитанское место требует наличия опыта полетов на крупных самолетах (свыше 1,5 тыс. часов).

Как стать пилотом гражданской авиации

После прохождения обучения в летном училище или в академии гражданской авиации выпускник получает категорию коммерческого пилота, что дает ему возможность осуществлять коммерческие полеты. Но если экипаж самолета состоит более чем из двух человек, то такой пилот может быть лишь вторым.

Порядок приема пилота на работу:

  1. Оконченное образование и наличие летного свидетельства нужной категории (для гражданской авиации это категория коммерческого либо линейного пилота).
  2. Прохождение медицинской комиссии.
  3. Успешная сдача теоретического и практического экзаменов.
  4. Налет – определенное количество часов, проведенных за управлением самолета в различных условиях.

Для получения последней категории – линейного пилота – и для возможности работать в большой авиакомпании необходимо иметь большой летный опыт в совершении коммерческих полетов как на правах второго пилота, так и в качестве командира.

Как устроиться на работу?

Но и получение диплома, и учебные полеты — только половина забот будущих авиаторов. Компании-перевозчики предъявляют очень строгие требования к гражданским пилотам. Они рассматривают только кандидатов с превосходными результатами подготовки, рекомендациями от учебного заведения и опытом реального пилотирования. Необходимое число часов в каждой авиакомпании назначается особо и может меняться. Естественно, что в межконтинентальных перевозках оно наиболее велико.

Училища и университеты (и даже иностранные аналоги!) не могут обеспечить всех курсантов 300 — 400 часами полетов. Но все же придется максимально использовать те возможности, которые предоставляются. Решающим шагом в наборе опыта при этом становятся предложения от региональных перевозчиков. В них дефицит кадров настолько остр, что старательных курсантов берут с высокой вероятностью. Это наиболее распространенный вариант начала пилотской карьеры.

Разумеется, вряд ли кто-то стремится всю профессиональную жизнь оставаться летчиком местных авиалиний. Но переход в серьезные компании потребует доказательства солидных навыков пилотирования. Потому не менее полугода, а в идеале год или два придется полетать на короткие расстояния. Это время надо использовать не только для оттачивания навыков управления воздушным судном.

Как поступить в лётное училище

Отвечаем на основные вопросы о поступлении в авиационно-транспортные колледжи.

Что нужно для поступления в лётное училище

Поступающие часто интересуются, какие экзамены сдавать в лётное училище. Внутренних испытаний по отдельным предметам нет, но жёсткий отбор ожидает будущих пилотов: кроме прохождения мед. комиссии, они также сдают физические нормативы. Эти результаты влияют на рейтинг абитуриентов.

Что касается других требований в лётные училища гражданской авиации, в некоторых колледжах учитывают не средний балл аттестата, а оценки за конкретные предметы:

  • математика;
  • русский язык;
  • физика;
  • иностранный язык.

Перечень документов для поступления в лётное училище такой же, как и для других колледжей.

Поступить в лётное военное училище можно после 11-го класса. Поскольку они относятся к высшим учебным заведениям, туда нужно будет сдавать экзамены (математика, физика, русский язык) и физические нормативы, а также проходить мед. комиссию.

Процедура поступления в лётные училища для девушек отличается только количеством физ. нормативов: девушкам нужно сдавать меньше нормативов, чем юношам.

Мед. комиссия в лётное училище

Условия прохождения мед. комиссии зависят от выбранного направления. Для поступления на инженерные специальности достаточно общей справки формы 086/у. Будущие пилоты должны подать и другие справки и результаты анализов, после чего они смогут пройти врачебно-лётную экспертную комиссию.

Если во время обучения здоровье курсанта-лётчика значительно ухудшилось, его могут отчислить.

Сколько учатся в лётном училище

Срок обучения зависит от того, после какого класса поступил абитуриент. Если он пришёл учиться в авиационный колледж после 9-го класса, то будет учиться 4 года. Если пришёл в лётное училище после 11-го класса — то на год меньше.

Учиться в колледже на пилота после 9-го класса нельзя: на эту специальность можно поступить только на основе полного среднего образования.

Баллы для поступления в авиационный колледж

Проходной балл в авиационный колледж зависит от выбранного направления. Для инженерных специальностей он начинается с 3.8, для образовательных программ «лётная эксплуатация летательных аппаратов» и «авиационные приборы и комплексы» — от 4.

Сколько стоит обучение в лётном училище

Если набранных баллов не хватило для поступления на бюджет, абитуриент может выбрать контрактную форму. Стоимость обучения в лётном училище зависит от региона: в Москве сумма контракта стартует от 120 000 рублей за учебный год, в регионах — от 40 000 рублей.

Самая дорогая специальность — «лётная эксплуатация летательных аппаратов». Это связано с тем, что будущие пилоты проходят много часов практики на самолётах, которая дорого обходится учебному заведению. Стоимость обучения по этому направлению доходит до 1 200 000 рублей.

Чтобы получить диплом, важно не только пройти проф. отбор в лётное училище, но и показывать хорошие результаты в учёбе

С этим поможет студенческий сервис: его эксперты объяснят непонятную тему и научат правильно оформлять лабораторные, рефераты, курсовые, дипломы.

Какая зарплата и от чего она зависит?

В среднем пилоты гражданской авиации зарабатывают 75 — 300 тысяч рублей в месяц. Такой большой разброс возникает по причине воздействия множества факторов. Важнейший из них — авиакомпания, куда летчик устраивается. Небольшие региональные и межрегиональные фирмы редко могут похвастать большим бюджетом. А вот крупные национальные и международные авиалинии заботятся обычно о престиже даже в профессиональном сообществе.

Разумеется, чем больше и сложнее в пилотировании самолет, тем выше и доходы экипажа. Дополнительно вводятся вознаграждения за часы, проведенные в воздухе. Сейчас принято считать, что абсолютная норма — 65 часов за месяц. Все, что сверх этого, должно оплачиваться дополнительно. Но тут уже играет роль, конечно, и коммерческая политика перевозчика. В некоторых случаях возможны доплаты за незапланированный вылет, за работу в труднодоступных регионах (прежде всего в горах или в Арктике), однако, маловероятно, что коммерческие компании будут настолько щедры.

Разница есть и между членами экипажа. Командир воздушного судна получает больше всего, несколько меньше доходы вторых пилотов. Им обоим сильно уступают авиатехники (бортинженеры), пилоты-радисты и штурманы. Впрочем, в большинстве случаев на пассажирском лайнере рейс выполняют командир и второй пилот, даже авиатехники на современных самолетах могут не входить в экипаж. Если компания оплачивает каждый перелет отдельно, то ставки за регулярный и чартерный рейс могут существенно отличаться.

За трансграничные рейсы даже при одинаковых расстояниях платят больше, чем внутри страны. Однако претендовать на это пилот сможет только после пролета 1500 часов и более в пределах России. Стать командиром воздушного судна можно только после 4000 часов в кресле второго пилота. Стоит отметить, что кроме непосредственных выплат, в том же «Аэрофлоте» используются такие формы поощрения:

  • гашение долгов перед другими компаниями;
  • разовые подъемные;
  • содействие при устройстве детей в детский сад;
  • социальный пакет;
  • корпоративное жилье (если его нет в городе приписки);
  • фирменное медицинское обслуживание не только персонала, но и членов их семей;
  • санаторные путевки (также и для членов семьи);
  • оплата страховки жизни и здоровья;
  • корпоративные программы накопления на пенсию.

В Utair платят командирам воздушных судов 200 тысяч рублей. Доход вторых пилотов составляет от 100 до 150 тысяч рублей. Ожидается в ближайшее время повышение выплат. Необходимо также упомянуть, что на выплаты в любой авиакомпании влияет категория освоенных аэродромов, выслуга лет.

Как стать пилотом гражданской авиации в России

Стать летчиком гражданской авиации невозможно в один шаг. Эта процедура требует последовательного обучения, получения теоретических и практических знаний. Чтобы научиться летать, нужно пройти серьезную подготовку.

Сначала потребуется обучение в вузе или академии. Там студенту предоставляются теоретические знания.

Будущие летчики узнают об устройстве самолета, о правилах его эксплуатации, об авиационной медицине.

После окончания обучения студент получает свидетельство о категории коммерческого пилота. Эта категория позволяет совершать коммерческие полеты.

Чтобы расти дальше, потребуется практика. Для повышения квалификации придется налетать определенное количество часов. Практика позволит начинающему специалисту выйти на новый уровень.

Таким образом, чтобы стать летчиком гражданской авиации, нужно:

  1. Выучиться в академии или вузе.
  2. Успешно сдать теоретический и практический экзамены.
  3. Пройти медицинскую комиссию. Нужно обладать идеальным здоровьем.
  4. Налетать определенное количество часов.

Первое время можно будет работать только вторым пилотом. Но с наработкой опыта возможности будут увеличиваться.

Стоит отметить: получить удостоверение летчика можно и на курсах. Но этого будет недостаточно для получения прав управления серьезными видами воздушных судов.

Основные требования

Порядок поступления в любое учебное заведение военной и гражданской авиации в целом одинаков:

  • подача документов;
  • медкомиссия. Проводится по той же схеме, что и для пилотов перед полетами или при поступлении на работу. Все очень строго;
  • проверка уровня физической подготовки. Включает отжимание, прыжки, подтягивание, бег на 100 и 1000 м, упражнения для пресса;
  • психологическое тестирование;
  • проверка результатов экзаменов по математике, физике и русскому языку.

К каждому из следующих этапов переходят только в случае прохождения предыдущего.

Фото: imcockpit/pixabay

Кроме аттестата и результатов ЕГЭ, необходимо предоставить:

  • справки 086/у с заключением о годности к обучению и из психоневрологического диспансера;
  • копии сертификата о прививках (форма 156/у-93г. или 063) и медицинского полиса.

Из личностных требований имеют значение:

  • высокий уровень стрессоустойчивости;
  • честность;
  • готовность работать в команде.

Материал в тему! Как устроиться на работу в Росгвардию.

Основные обязанности пилотов гражданской авиации

Работа летчика предполагает управление разными типами воздушных кораблей

Важно отметить, что к категории летательных аппаратов относятся и вертолеты. Для получения доступа к пилотированию таких машин необходимо получить соответствующий сертификат

Рассматриваемая специальность сочетает в себе несколько должностных позиций.

Как правило, новички в этой сфере начинают работу в должности второго пилота. Получить статус командира воздушного судна можно лишь при условии наличия определенного количества летных часов. Перечень задач летчиков включает в себя взлет, пилотирование и посадку воздушного судна. На протяжении всего этого процесса члены экипажа должны контролировать работу электроники. Следует понимать, что от профессионализма работников авиации зависят здоровье и жизни клиентов авиакомпании.

Документы

Пилот-любитель, окончивший обучение в аэроклубе, получает соответствующее свидетельство, которое даёт ему право совершать самостоятельные полёты на лёгких самолётах, но ограничивает в работе по найму.

Выпускник лётной академии получает свидетельство коммерческого пилота, что позволяет ему стать командиром однодвигательного и многодвигательного самолёта.

Линейному пилоту сложнее всего получить лётное удостоверение соответствующего уровня. Общий налёт должен составлять полторы тысячи часов, а требования к состоянию здоровья повышены.

Коммерческие и линейные пилоты подразделяются на классы, из которых третий – низший, второй – средний, первый – высший.

Летные лицензии

На сегодняшний день все пилоты гражданской авиации делятся на три большие категории. Происходит это из-за строгой системы лицензирования, которую обязаны пройти абсолютно все летчики. Именно она впоследствии определяет, каким видом крылатых машин сможет управлять человек.

Итак, существуют следующие виды лицензий:

  1. PPL или частный пилот. Обладание этим документом дарует право управлять небольшими самолетами, не предназначенными для грузовых перевозок. Проще говоря, в свое удовольствие человек может летать сколько угодно, но при этом на работу его никто не возьмет.
  2. CPL или коммерческий пилот. Этот тип лицензии позволяет человеку доставлять небольшие грузы, совершать туристические облеты и подымать в небо парашютистов.
  3. ATPL или линейный пилот. Что тут сказать, это высшая категория летчиков, позволяющая управлять многотонными пассажирскими авиалайнерами.

Сколько зарабатывает пилот?

сколько зарабатывает курьер

  • Фактический налет. Пилоту начисляют зарплату от запуска до остановки двигателей. Чем больше времени он проведет в воздухе, тем больше получит;
  • Размеры компании. Небольшие региональные перевозчики не могут платить своим сотрудникам столько же, сколько зарабатывают пилоты Аэрофлота;
  • Тип самолета. Пилотировать Boeing 747 явно сложнее, чем небольшой Ан-24. Потому и оклады летчиков на таких трансконтинентальных гигантах намного выше;
  • Регион. Аэропорт приписки сильно влияет на зарплату. В отдаленных районах доходы специалистов намного меньше того, сколько зарабатывают пилоты в Москве;
  • Рабочий график. За полеты в сложных погодных условиях, в ночное время или зимой в снегопад летчикам увеличивают почасовую ставку;
  • Тип рейсов. Даже при равных часах налета зарплаты летчиков на внутренних рейсах не сравнятся с тем, сколько зарабатывает международный пилот;
  • Должность. Из-за огромной ответственности командиру воздушного судна платят гораздо больше, чем второму пилоту или бортмеханику.

В зависимости от специфики работы, ставки авиаторов в России составляют 900–6500 рублей в час. Если учесть установленный нормативом максимум 90 часов налета в месяц, можно примерно представить, сколько зарабатывают гражданские пилоты:

Зарплата пилота, тыс. рублей

Специализация
Коммерческий
Линейный
Вертолетчик
Москва 200–350 350–650 150–220
Санкт-Петербург 200–300 260–400 140–180
Екатеринбург 180–200 200–350 120–150
Красноярск 100–160 180–240 120–150
Челябинск 150–200 160–250 100–140
Волгоград 140–180 160–200 100–130
Новосибирск 130–180 160–220 100–180
Рязань 100–160 180–240 120–150
Оренбург 100–150 160–200 100–150
Калининград 130–180 160–220 100–180

Прохождение медицинской комиссии

Все пилоты гражданской авиации проходят строгую медицинскую проверку. При этом она проводится как перед началом обучения, так и по его завершению. Также медицинскую комиссию придется ежегодно проходить и после устройства на работу, в противном случае пилота попросту не допустят к вылету.

Сложность заключается в том, что поводом для негативного заключения может стать любой изъян или болезнь. Если говорить о коммерческих перелетах, то врачи могут запретить вылеты даже из-за того, что у человека нет парочки зубов. Это связано с тем, что подобный дефект искажает речь, а это, в свою очередь, затрудняет общение с диспетчером авиавышки.

Где учиться на пилота?

Как правило, в авиацию попадают люди, которые с детства мечтают о полетах и точно знают, куда пойти учиться после 9 класса. Первые шаги они делают в 15 лет, осваивая безмоторные планеры или дельтапланы. В 16 лет им разрешается подниматься в воздух на сверхлегких летательных аппаратах и аэростатах. Дальше есть варианты:

1. Для получения высшего образования нужно обучаться по профессии «Эксплуатация летательных аппаратов». Вместе с дипломом выпускники получают требуемый налет и лицензии коммерческих пилотов. В России есть всего три подходящих вуза:

  • Ульяновский институт гражданской авиации (94600 рублей в год);
  • Санкт-Петербургский университет гражданской авиации (178000 рублей в год);
  • Московский авиационный институт (312000 рублей в год).

2. Зачастую проще получить среднее специальное образование, так как стать пилотом гражданской авиации в России можно и без диплома вуза. Если не удастся попасть в число бюджетников, придется выложить за обучение крупную сумму. Куда пойти:

  • Бугурусланское училище гражданской авиации (3524000 рублей за курс);
  • Краснокутское училище гражданской авиации (3200000 рублей за курс);
  • Сасовское училище гражданской авиации (1236000 рублей в год).

3. Стать частным пилотом можно в любом из десятков аэроклубов. Но дальше все равно придется поступать в училище, так как стать пилотом самолета на коммерческих рейсах в России без профильного образования нельзя. Куда стоит обратиться:

  • Авиационный учебный центр «Небосвод-Авиа» (800000 рублей);
  • Учебный центр аэродрома Мячково (811000 рублей);
  • Авиационный учебный центр «Аэромаг» (850000 рублей).

4. Лицензию коммерческого пилота намного проще получить в зарубежных школах. С ней новичок сможет начать летать за границей и в России на машинах с иностранной регистрацией, параллельно обучаясь на заочном отделении в училище. Куда пойти:

  • Академия гражданской авиации «Авиатор» (39900 долларов);
  • Авиационная школа Flying Academy (36050 евро);
  • Профессиональная школа пилотов «Aerotraining» (37000 евро).

Поклонникам винтокрылых машин начать летать невероятно сложно, так как стать пилотом вертолета можно только после окончания Омского летного колледжа ГА, единственного на всю Россию. Обучение без учета практики стоит 94700 рублей в год.

Виды и специализации пилотов

По традиции пилотом считается любой специалист, управляющий воздушным судном самостоятельно или с помощью коллег. В то же время мечтающему о полетах школьнику лучше серьёзно задуматься, куда пойти учиться после 11 класса, поскольку в авиации есть много самостоятельных направлений:

  1. Частный пилот. По сути, это любитель. Может летать на малых моторных самолетах в свое удовольствие и даже катать пассажиров, но не имеет права брать за это деньги;
  2. Коммерческий пилот. По лицензии может управлять самолетами бизнес-класса, в том числе и реактивными, а также перевозить людей и грузы ради получения дохода;
  3. Линейный пилот. Имеет право пилотировать пассажирские авиалайнеры и тяжёлые транспортные самолеты любых типов в качестве командира или второго пилота;
  4. Пилот-инструктор. Занимается практической подготовкой новичков в летной школе, помогая им осваивать навыки пилотирования легких моторных самолетов;
  5. Пилот планера. Может управлять только безмоторными летательными аппаратами. Для перевозки людей должен иметь не менее 10 часов самостоятельного налета;
  6. Пилот свободного аэростата. Допускается к полету на воздушных шарах, дирижаблях и других аппаратах легче воздуха самостоятельно или в составе экипажа;
  7. Пилот СЛА. Имеет право летать на легких безмоторных дельтапланах и парапланах, а также на мотодельтапланах, мотопарапланах и микросамолетах весом до 495 кг.

Помимо специализации, в отрасли существует также система квалификации, которая определяет уровень допуска сотрудников к задачам разного уровня сложности и отчасти влияет на то, сколько зарабатывают пилоты гражданской авиации в России:

  • Третий класс получают выпускники летных колледжей и академий, имеющие более 200 часов налёта. С такой квалификацией они имеют право совершать коммерческие рейсы на воздушных судах с взлётным весом до 30 тонн в качестве второго пилота;
  • Второй класс присваивают пилотам многомоторных самолетов, имеющих налет более 2000 часов и стаж работы в третьем классе от 2 лет. Они могут работать командирами лайнеров с взлетным весом до 200 тонн и вместимостью до 200 пассажиров;
  • Первый класс имеют пилоты со стажем работы во втором классе от 2 лет и налетом более 4000 часов. Их допускают к управлению любыми воздушными судами массой свыше 200 тонн и вместимостью более 200 пассажиров в качестве командира.

Какие навыки нужны пилоту?

  • Навыки проведения предполетной подготовки лайнера и выявления потенциальных неисправностей корпуса, двигателей и бортовых систем;
  • Умение проводить вычисления параметров полета с учетом летных характеристик, метеорологических условий и загрузки воздушного судна;
  • Опыт выполнения взлетов и посадок в любое время суток при разных направлениях ветра и состояниях покрытия посадочной полосы;
  • Навыки использования возможностей двигателей и рулевой системы для проведения основных маневров и стабилизации самолета в нештатных ситуациях;
  • Умение выполнять полет и маневрировать с использованием визуальных ориентиров, навигационных карт либо бортового оборудования;
  • Навыки чтения и интерпретации метеорологических карт и прогнозов с пониманием особенностей управления авиалайнером в разных условиях;
  • Опыт настройки и эксплуатации бортовых приборов, систем радиосвязи и прочего оборудования в кабине воздушного судна;
  • Умение приводить в рабочее состояние и применять аварийно-спасательные системы самолета в экстренных ситуациях;
  • Навыки всестороннего анализа текущих условий и прогнозирования изменений в воздушном пространстве и в режимах полета в ближайшем будущем;
  • Опыт использования компьютерной техники и интернета для обмена документами с руководством компании и другими службами.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector