Как стать пилотом пассажирского самолета
Содержание:
- Обязанности
- Урок 1: Почувствуйте вертолёт/занятия на земле.
- Обучение на пилота-любителя
- Зарплата летчика
- Карьерный рост
- Профессиональные знания
- Известные летчики
- Где учат летать на самолете?
- Практика
- Стоимость обучения полетам на вертолете
- Обучение на пилота гражданской авиации
- Особенности профессии
- Лицензии пилота
- Категории пилотов в России
- Личные качества
Обязанности
Как уже понятно, охарактеризовать обязанности вертолетчика без привязки к конкретной специализации можно только самым общим образом. В любом случае он будет занят:
подготовкой своего транспорта к вылету;
продумыванием основных и запасных маршрутов;
контролем работоспособности бортового оборудования;
отслеживанием метеорологической и орнитологической обстановки;
предварительным прогнозированием такой обстановки до взлета;
проверкой грамотности крепления и раскладки грузов;
проверкой рассадки пассажиров и соблюдения ими мер предосторожности;
выполнением корректных радиопереговоров;
составлением летной документации;
выполнением дополнительных распоряжений и указаний, кроме создающих те или иные риски.
В должностной инструкции командира вертолета указаны и другие обязанности:
- предотвращение столкновений в воздухе;
- отстранение от работы нарушивших грубо основные правила подчиненных;
- контроль составления летной документации другими членами экипажей;
- принятие решения о продолжении или прерывании полета при изменении обстановки;
- корректировка маршрута и других параметров полета по ситуации;
- соблюдение предполетного режима (самостоятельно или с помощью других членов экипажа);
- контроль радиообмена;
- контроль остатка горючего при вылете;
- разбор полетов;
- проверка правильности работы подчиненных с использованием средств объективного контроля;
- выполнение основных задач в сверхурочном режиме (сообразно нормам трудового права и другим актам).
Урок 1: Почувствуйте вертолёт/занятия на земле.
Первое, что нужно сделать с вашим вертолётом, перед любыми действиями — это правильно его настроить. Большинство электрических моделей уже настроены прямо из коробки. Если вашей модели нужно провести какие-нибудь настройки, будьте уверены что вы следуете инструкции по настройке из руководства или наймите/попросите профессионала, чтобы сделать это. Предварительные настройки и настройка тримминга не рассматривается в этой статье, так как это самостоятельная тема.
Как только ваш вертолёт настроен, вы необходимо простое тренировочное шасси. Вы можете сделать это самостоятельно используя две палочки и четыре шарика (шарики от пинг-понга подойдут замечательно). Тем не менее, может быть проще просто купить готовое. Если вы обучаетесь с соосным RTF электрическим вертолётом, таким как Syma G107 или Lama, тренировочное шасси не нужно. Но в остальных случаях, когда вы обучаетесь полётам с большой моделью или с классической моделью, такой как T-REX, тренировочное шасси абсолютно необходимо.
Итак, сейчас вы попробуете управлять вашим вертолётом в первый раз. Как бы то не было, для этой первой лекции целью является «поймать» ощущение, почувствовать вертолёт. Следовательно, вам нужно управляя газом найти такое состояние, когда вертолёт начинает отрываться от земли, но ещё не взлетает. И в таком «взлетающем» состоянии попробуйте управлять поворотами вправо-влево, наблюдая как вертолёт реагирует на ваше управление.
Тренируйтесь некоторое время пока вы удовлетворительно не почувствуете всё управление и, более важно, поймете его
Обучение на пилота-любителя
Для того чтобы стать пилотом-любителем, необходимо пройти теоретическое и практическое обучение.
Первый этап занимает около двух-трех месяцев. В течение этого периода курсанты училищ и летных школ изучают различные предметы, знание основ которых необходимо пилоту. Некоторые студенты приступают к полетам с инструктором до окончания теоретических занятий, однако большинство предпочитает изучить все в классах, прежде чем начать применять свои знания на практике.
Теоретический курс подготовки частных пилотов включает в себя множество дисциплин. Среди них: управление самолетом, навигация, авиационная метеорология, аэродинамика, устройство самолета. Кроме того, в программу входит изучение юридических аспектов самолетовождения.
Практика подразделяется на занятия на тренажерах, имитирующих кабину самолета, на полеты с инструктором и на самостоятельные полеты. Постепенно осваивая этап за этапом, будущий летчик приобретает новый опыт. Время, затрачиваемое на практические занятия, не регламентировано – все зависит как от способностей студента, так и от его возможностей.
Сорок летных часов являются необходимым минимумом для получения лицензии, однако опытные инструкторы утверждают, что для уверенного пилотирования необходимо 100-150 часов налета.
Общий срок обучения в частных авиашколах, включая полеты с инструктором, занимает в среднем от полугода до десяти месяцев.
Порядок получения лицензии частного пилота
Свидетельство пилота выдается Росавиацией. По обучении выпускнику будет выдан документ, подтверждающий окончание авиационного учебного центра и справка о налете. Аттестация проводится комиссией или в самой Росавиации, или в одном из ее территориальных органов.
Успешное прохождение теоретических экзаменов и практического (полет с инструктором-экзаменатором), при наличии документов, подтверждающих соответствие будущего летчика всем прочим требованиям (налета часов, медицинского освидетельствования) дает гарантию на выдачу выпускнику летных курсов заветного свидетельства.
После обучения и получения лицензии пилота-любителя человек может самостоятельно совершать полеты в условиях хорошей видимости, управляя самолетом с одним двигателем.
Выдача свидетельства пилота-любителя сопровождается простановкой в документе отметок о типе воздушных судов, к управлению которыми разрешен доступ, а также о классе самого летчика – в данном случае, PPL.
Названия марок воздушных судов, на которых можно летать, в лицензии не указывается. Но в документе обязательно делается пометка о типе и классе летательного аппарата.
Так, в летные права выпускника курсов подготовки частных пилотов будет вписано «Самолет однодвигательный сухопутный».
Поскольку свидетельство частного летчика является первой ступенькой в постижении мастерства летчика, обладатель лицензии может продолжить обучение уже на коммерческого пилота и изучить полеты по приборам, налетать ночные часы и постепенно освоить многодвигательные самолеты.
Другими словами, пассажиры могут разве что «скинуться» на топливо и аренду воздушного судна, безо всякой финансовой прибыли для самого летчика.
Срок действия лицензии
Как таковое, свидетельство пилота действует бессрочно, но всем летчикам необходимо проходить относительно частые медкомиссии. Медицинская справка, выданная врачебно-летной экспертной комиссией, для частных пилотов действительна в течение двух лет. Однако раз в год необходимо проходить медицинское освидетельствование по упрощенной схеме.
Ухудшение здоровья (самое распространенное для постоянно поднимающихся в воздух пилотов – частичная потеря слуха) станет препятствием к повторному прохождению медицинского осмотра ВЛЭК. Это лишит летчика возможности вновь сесть за штурвал.
Зарплата летчика
Как правило, летчики получают высокую заработную плату даже при работе в государственных авиационных компаниях. Для еще больших доходов они могут превышать нормы по вылету в месяц, но на такие превышения действуют ограничения, и делать так постоянно не рекомендуется из-за необходимости в полноценном отдыхе.
Карьерный рост
Карьера летчика начинается с работы на коммерческих маршрутах, в небольших компаниях, легкой авиации. Как только он наберет хотя бы пару лет опыта и достаточно часов налета, он может устроиться в более серьезную фирму. Со временем пилот может стать главным пилотом, командиром экипажа, либо занять одну из руководящих должностей в самой авиакомпании.
Профессиональные знания
- Механика.
- Электротехника и электроника.
- Инженерная графика.
- Авиационные радиоэлектронные системы.
- Аэродромы, аэропорты.
- Конструкция воздушных судов.
- Теория авиационных двигателей.
- Воздушные перевозки и авиационные работы.
- Автоматизированные системы контроля за полетом воздушного судна.
- Воздушное право.
- Организация воздушного движения.
Известные летчики
- Амелия Эрхарт, одна из первых пилотов-женщин.
- Иван Кожедуб, один из самых искусных летчиков времен ВОВ.
- Виталий Попков, летчик времен ВОВ, чья биография легла в основу фильма «В бой идут одни «старики»».
Где учат летать на самолете?
В России обучением и выдачей свидетельств занимаются авиационные учебные центры. Как правило, такие центры есть в каждом регионе, а в некоторых, например, в Московской области – даже не один.
Время обучения – от 6 месяцев. В принципе научиться летать можно и быстрее. Но у летных школ свои нормативы, которые не позволяют, например, летать более 3 часов в день.
В летных школах США и Европе при желании можно обучаться 6 месяцев. Существуют интенсивные курсы, на которых полную программу обучения можно освоить за 3-6 недель. На интенсивном курсе летают ежедневно по 3-6 часов. Считается, что ежедневная практика позволяет быстрее и эффективнее научиться летать.
Практика
Практика часто начинается параллельно с теорией, а иногда и до.
Вы начнете с базовых вещей — влияния управляющих поверхностей и тяги двигателя на поведение самолета. Затем вас научат рулить на земле и поддерживать горизонтальный и прямолинейный полет в воздухе. После этого вам предстоит освоить правильные техники набора высоты и снижения. На следующем уроке вам покажут, как правильно делать повороты, в том числе и в наборе или снижении.
Потом начнется немного экстрим. Вы начнете выполнять медленные полеты, при звучащей сигнализации сваливания, затем само сваливание и, возможно, — штопор (да-да, практически все учебные самолеты в такое умеют). Тут же вас могут научить выполнению поворотов с большим креном и выводу самолета из спирали — еще одной весьма коварной штуки. Как вы понимаете, это необходимо для выработки умения избегать подобных ситуаций, а в случаях самих ситуаций — безопасно выходить из них.
Затем, наконец-то, начнутся так называемые конвейеры на аэродроме. Вы будете летать прямоугольную схему вокруг аэродрома, попутно обучаясь взлету и таки да, посадке. После того, как вы научитесь уверенно сажать самолет, в том числе при боковом ветре, без двигателя и закрылок, вам доверят святая святых любого курсанта — первый самостоятельный вылет. Будет страшно, даже если вы чувствуете себя как птица в воздухе.
С этого момента вам будут давать больше возможностей летать самостоятельно. Небо не прощает неисправленных ошибок, и вам предстоит осознать это одному, без направляющего вас инструктора
Вы будете учиться самому важному навыку командира — навыку принятия решений. Разумеется, за вами при этом будут очень внимательно следить с земли (и в случае чего обязательно помогут)
Затем начнутся полеты по маршруту. Вы начнете летать на другие аэродромы, выбираться из ситуаций, когда потерялись, планировать изменения маршрута прямо в воздухе, пытаться перехватывать радиалы от радиомаяков. Вам предстоит слетать до определенной точки и повернуть назад, далее слетать на другой аэродром и под конец, возможно, слетать в большой контролируемый международный аэропорт. И все это вначале с инструктором, потом самостоятельно.
Потом вас начнут готовить к экзамену. Для начала вам придется сделать большой и сложный полет по маршруту, с несколькими остановками в аэропортах. Самостоятельно. Называется такое cross country solo. Затем вы повторите некоторые упражнения из самого начала, чтобы удостовериться, что вы сможете сдать экзамен.
Ну и сам экзамен. Состоит из нескольких секций, занимает несколько часов. Его задача — убедиться, что вы умеете летать не идеально, но безопасно.
В Европе вам еще нужно будет сдать практический экзамен по радиообмену и, возможно, отдельный экзамен на знание английского языка. Последний не будет представлять особой проблемы после чтения книг и практического радиообмена, которому вы научитесь в полетах 🙂
Полеты на закате восхитительны, но без солнцезащитных очков в них делать нечего
Стоимость обучения полетам на вертолете
Тип обучения | Мастер-классы | Обучающие курсы | Комплексное обучение | Обучение с выдачей свидетельства |
Цена, руб. | 32 900 | от 1 000 000 |
Получить подробную информацию по обучению полетам на вертолете и заказать сертификат можно на сайте или по телефону (812) 985-95-02.
Полный прайс на обучение DOC, XX КБ Требования к курсанту DOC, XX КБ
Как и на управление любым транспортом, чтобы иметь разрешение на управление вертолетом, необходимо пройти курсы специального обучения. В наше время стало возможным получить удостоверение на право управления летательным аппаратом абсолютно каждому желающему. Вы можете стать приватным пилотом, при этом вам не дадут разрешение на перевозку по найму или разрешение на перелеты для удовольствия.
Для того чтобы вас могли допустить к обучению, вам необходимо принести медицинскую справку с разрешением врача на поднятие в высоту и перелеты. Перед тем как получить права на вертолет, нужно пройти медицинскую комиссию, поэтому состояние здоровья играет важную роль. Если конкретней, не должно быть проблем с сердцем, дыхательными путями, ушами, давлением и зрением.
Прежде чем начать обучение полетам, необходимо определиться с тем, какие полеты вам предстоит совершать в будущем. Отталкиваясь от будущих перспектив, выберите вид необходимой вам лицензии или прав. Это выбор позволит вам осуществлять необходимые для вас действия на вертолете. Стоит учесть, что в разных странах есть разные системы летных прав. Существует три основных системы приобретения лицензии: российская, европейская и американская.
Что касается получения свидетельства приватного пилота, необходимо пройти короткий двухнедельный курс обучения и отлетать хотя бы 48 часов. После этого вы имеете возможность приобрести права на управление вертолетом. Все это похоже на процесс, когда получают водительские права для автотранспорта.
Первичное обучение осуществляется на маленьких вертолетах. После прохождения курсов, вы научитесь летать на необходимой вам модели вертолета, которую позднее можно будет вписать в полученное вами раннее свидетельство. Теоретические и практические занятия проходят в специальном учреждении. По окончании обучения, ваши документы переходят в летные инстанции, откуда вы и получите летные права.
Действие прав имеет ограничение. По окончании срока пригодности медицинского сертификата, их необходимо обновить. Продлить срок действия летных прав можно в том же учебном заведении, в котором вы раньше проходили курсы. Вам будет нужно снова сдать экзамен по теории и обновить медицинский сертификат.
Если у вас нет вертолета, но вы хотите научиться им управлять, то вы можете пройти однодневный курс обучения. Там вас подучат на 1 уроке, а затем покажут практические навыки. Так вы сможете получить летное разрешение на несколько месяцев.
Обучение на пилота гражданской авиации
Для начала стоит уточнить: летчик управляет воздушным судном (например, военные летчики, летчики-испытатели), а пилотами принято называть авиаторов, управляющих пассажирским транспортом.
Требования к людям, занимающим столь ответственную должность, высокие. При поступлении в вуз или летное училище нужно пройти строгую медкомиссию. Даже незначительные отклонения могут послужить основанием для отказа. А если на место претендуют абитуриенты с одинаковыми баллами, решающими становятся результаты психологического тестирования.
Существует возрастной ценз — стать пилотом можно до 30 лет
Большое внимание уделяется знанию иностранных языков. Английский не ниже уровня Advanced является обязательным условием при трудоустройстве в крупные авиакомпании
Будни пилота: самолет заходит на посадку. Разве можно не влюбиться в такую профессию?
После окончания учебы выпускник должен получить лицензию. Для получения лицензии с правом трудоустройства пилоту должен исполниться 21 год, нужно пройти медицинское освидетельствование (обновлять каждые 2–3 года), иметь сертификат о теоретической подготовке и налетать минимум 42 часа с инструктором.
Особенности профессии
Небезосновательно принято считать, что пилот – это не столько профессия, сколько призвание
Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:
- Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
- Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
- Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
- Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
- Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
- Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
- Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
- Заполнение сопроводительных документов.
- Организация работы авиационного персонала.
Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.
Лицензии пилота
Ок, предположим, полет вам зашел и вы хотите теперь иметь свою лицензию. Сложно ли провернуть такое? Ответ зависит от того, какую именно лицензию вы хотите. Есть три основных вида лицензий.
PPL (Private Pilot License, лицензия частного пилота)
Возможности:
- Некоммерческие полеты на самолетах. Иными словами — вы не имеете права на этом зарабатывать
- Однако в некоторых странах вы можете разделить стоимость топлива с пассажирами (да-да, вы можете брать на борт пассажиров)
- Летать можно на огромном спектре самолетов, начиная от поршневых и заканчивая некоторыми реактивными
- Нельзя летать на самолетах, которые сертифицированы под коммерческую лицензию (например, Boeing или Airbus)
- Можно арендовать самолеты в куче летных клубов или же купить свой (и это намного дешевле, чем кажется)
- Лицензия действует по всему миру, единственное ограничение — вы можете летать только на самолетах, зарегистрированных в стране, выдавшей вам лицензию (в Америке можно летать с русской лицензией на русском самолете)
- Можно прийти с иностранной лицензией в Россию и практически без обучения получить российскую лицензию (тем самым разблокировав все российские воздушные суда). Называется такой процесс валидацией
- Можно пересекать международные границы
Требования:
- Медицинская справка о годности к полетам. Достаточно лояльные требования, в том числе по зрению
- Пройденный курс теории, самый простой. Подробнее чуть ниже
- Наличие небольшого количества налета (42 часа в России / 45 в Европе / 40 в Штатах)
- Сданный экзамен по практике
Лахта-Центр, Санкт-Петербург
Помимо лицензий, стоит упомянуть о так называемых рейтингах, открывающих дополнительные возможности для каждого вида лицензий:
- Night Rating — полеты ночью
- Instrument Rating — полеты в инструментальных условиях (например, в тумане). Также дает возможность летать по воздушным трассам
- Multi-Engine Rating — полеты на самолетах с двумя и более двигателями
- Type Rating — полеты на конкретной модели самолета. Обычно это сложные самолеты, вроде Airbus или Boeing
- И еще куча других, на ваш вкус и фантазию
Здесь и далее мы будем рассматривать особенности обучения на PPL — за неимением у автора всего остального 🙂
Заход на посадку в Лондоне
Категории пилотов в России
Как и в любой другой профессиональной сфере, гражданская авиация предполагает наличие для управляющего транспортным средством специальной теоретической подготовки, подкрепленной практическими умениями и соответствующим состоянием здоровья.
В нашей стране квалификация пилотов подразделяется на три основных уровня зависимо от возможностей пилота (полеты «для себя», полеты «за зарплату» в частных фирмах или в качестве командира самолета, принадлежащего частному владельцу, или же серьезная занятость в сфере гражданских пассажирских перевозок на авиалиниях). Вот эти уровни:
- Пилот-любитель (с 2009 года во всех нормативных актах называется «частным пилотом»).
- Коммерческий пилот.
- Линейный пилот.
Существуют международные обозначения лицензий данных категорий. Для частных пилотов это PPL (Private Pilot License). CPL (Commercial Pilot License) дает право управления воздушными судами и перевозки пассажиров коммерческих рейсов. И наконец, ATPL — Airline Transport Pilot License – наивысшая квалификация пилота. Все летчики на крупнейших авиалиниях имеют лицензию пилота транспортной авиации.
Ключевые требования к получению каждой категории летных прав
Категории летных прав полностью зависят от квалификации пилота. Поэтому для получения лицензии пилота каждой последующей категории летчикам необходимо соответствовать определенным требованиям, ужесточающимся с каждым последующим этапом.
Так, пилоту-любителю необходим минимальный налет в сорок часов. Кроме того, лицензию частного летчика не могут получить граждане моложе 18 лет. Для допуска к практическим полетам обучающийся должен предъявить справку о прохождении медобследования третьей категории.
Для получения лицензии коммерческого пилота предъявляются более жесткие требования. Летчики должны:
- Иметь налет не менее 200 часов.
- Как командир воздушного судна, налетать не менее 100 часов.
- Совершить маршрутный налет не менее 20 часов (в который должны входить не меньше двух полных посадок на аэродромах).
- Иметь не менее десяти часов налета по приборам.
- Совершить не менее пяти часов ночных полетов (в эти налеты обязательно должны быть включены от пяти ночных взлетов и посадок).
Для получения летных прав коммерческого пилота необходим возраст от 18 лет и успешное прохождение медкомиссии второго класса.
Самые сложные условия – для кандидатов в линейные пилоты. Помимо прохождения наиболее сложной медкомиссии первого класса и достижения возраста 21 год, летчики обязаны иметь минимальный налет 1500 часов.
Общие требования для всех летчиков – знание английского языка на высоком уровне (способность говорить, понимать, читать и писать). Дело в том, что именно английский принят за международный язык авиации.
Прохождение медкомиссии
Медицинское освидетельствование для летчиков является чуть ли не ключевой составляющей для получения летных прав. Члены комиссии весьма строги к кандидатам, но это понятно – будущему летчику придется управлять воздушным судном. А эта работа сопряжена с немалым эмоциональным напряжением, а для более квалифицированных линейных летчиков – с ответственностью за жизни десятков, а то и сотен людей.
Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) подробно описана в Федеральных авиационных правилах №50 и условно делится на три класса:
- третий класс: ее проходят все будущие летчики, эта комиссия наименее строга (но требования к ее прохождению очень жесткие) и необходима для того чтобы получить доступ к обучению на частного пилота;
- второй класс предназначен для тех, кто уже имеет лицензию пилота гражданской авиации и намерен дальше повышать свою квалификацию;
- первый класс подразумевает собой строжайший отбор, поскольку ее успешное прохождение дает летчику возможность управлять самолетами гражданских авиалиний.
Требования к прохождению ВЛЭК очень высокие. Будущий летчик должен иметь хороший вестибулярный аппарат, стопроцентное зрение (сейчас допускается лазерная коррекция), нормальный пульс и давление. Перед прохождением комиссии надо собрать результаты анализов и сделать выписку из амбулаторной карты.
Специалисты советуют заранее сделать ЭКГ, вылечить все насморки и гаймориты, а в случае проблем с зубами посетить стоматолога. Разумеется, за несколько дней до прохождения медкомиссии необходимо отказаться от алкоголя и прочих вредных привычек.
Личные качества
Разумеется, пилотирующие вертолет любого типа должны быть абсолютно здоровы. Только такие люди смогут провести воздушное судно по заданному маршруту и выполнить поставленную задачу. Им придется вырабатывать твердый характер, настойчивость и целеустремленность. При этом малейшее недоверие, стремление показать «соседу по кабине и диспетчеру на земле» свою «крутизну и гордость», определенно ни к чему хорошему не ведет. Нужно спрашивать себя — смогу ли я выполнять все распоряжения и уживаться с самыми разными людьми.
Еще важны такие свойства, как:
- хладнокровие;
- устойчивость к стрессам;
- быстрая реакция;
- умение принимать решения в условиях цейтнота и при дефиците информации;
- умение мгновенно оценивать меняющуюся обстановку;
- хорошая физическая форма;
- отличная память;
- хорошее восприятие цветов, форм, размеров и расстояний;
- выверенная координация движений.