Правила составления экзаменационного эссе

Рекомендации для подготовки к написанию эссе

Мы выяснили правила, которые существуют при проверке задания по историческому эссе, и нужно понять, как сделать так, чтобы участник олимпиады смог получить эти самые заветные высокие баллы.

Историческое эссе принято считать самым любимым заданием среди участников, так как присутствует большая вариативность выбора темы на олимпиаде, что создает довольно комфортную обстановку написания.

Но при этом нужно понимать , что научиться писать правильное историческое эссе быстро и легко не получится. Чтобы научить школьника писать историческое эссе на высокий балл потребуется терпение и время.

Приведем четыре основных умения и навыка, которыми должен обладать школьник, для того чтобы у него получилось качественное эссе на олимпиаде по истории:

умение правильно выбрать исторический период и тему

При этом стоит, конечно же, руководствоваться интересами самого автора. Тогда и требование личной заинтересованности автора в теме будет достигаться намного легче.

умение быстро и качественно подбирать необходимую литературу

Подготовку к написанию эссе по конкретному историческому периоду нужно начинать со сбора информации в исторической литературе. Для этого необходимо изучить исторические исследования, начиная с базовой литературы. Во время чтения исторической литературы следует формировать досье на каждого исторического деятеля, собрать основные факты его деятельности и факты его биографии, характеристики исторического деятеля, которые школьник найдёт в исторических исследованиях. Все эти характеристики необходимо обязательно подтвердить аргументами.

умение писать эссе на заданную тему

Необходимо внимательно вчитаться в текст высказывания, которое он выбрал для написания эссе

Важно понять утверждение, важно увидеть, что хотел сказать автор

Далее следует начинать писать, но не стоит сразу пытаться определить свое отношение к высказыванию. Начинать надо с формулирования задач и целей на основе базового высказывания.

Следует обозначить интересные, оригинальные и логичные подходы, провести исследование источников по теме, выразить промежуточные выводы.

В завершении работы обязательно наличие общих итогов и подведение результатов.

навык правильной организации времени на самой олимпиаде

Залогом успеха при участии в олимпиаде по истории является правильное распределение времени в рамках самого испытания. На написание исторического эссе следует отвести полтора часа, и 30 минут можно оставить на проверку работы и исправление ошибок.

Отработав методику написания эссе можно сэкономить и не тратить время на изучение всех предложенных вариантов тем и высказываний, а остановиться только на той теме, по которой вами было написано большее количество тренировочного материала.

На этом список рекомендаций подошел к концу.

Что такое эссе по истории

Эссе по истории сложно назвать творческой работой. Оно отличается от эссе по другим предметам и обычного сочинения необходимостью провести анализ с использованием достоверных исторических фактов и сделать вывод, который невозможен без знаний описываемого периода.

Цель эссе — в сжатом виде показать знание конкретного исторического периода.

Эссе по истории пишут в старших классах, на ЕГЭ по истории (история России) и в профильных вузах (история любого государства в зависимости от дисциплины). Работа оценивается по наличию строгой структуры, упоминанию исторических фактов, умению автора анализировать и работать с информацией.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР

Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика исторического процесса». Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация — это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни — 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением

В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов

Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны».

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

Роль в литературе

В 18−19 веках жанр эссе занимает значительное место в журналистике Англии и Франции.

Вклад в формирование сочинений манерой эссе внесли в журналистику Англии такие выдающиеся люди, как: Джозеф Аддисон, сэр Ричард Стил, Генри Финдилг. Во французской журналистике — Вольтер и Дидро, в немецкой — Лессинг и Гердер.

В российской словесности стиль не получил такого распространения. Примеры эссеистического стиля наблюдались у А. Н. Радищева в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», у А. И. Герцена в «С того берега», у Ф. М. Достоевского в произведении «Дневник писателя». В 20 столетии к стилю «эссе» приобщались В. И. Иванов , Д. С. Мережковский , Андрей Белый, Осип Мандельштам, Лев Шестов. В более поздний период — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский.

Как написать эссе по истории

Структура текста

Чтобы написать произведение в этом стиле, необходимо для начала составить план произведения. То есть оно должно состоять из:

  • вступительной части;
  • основной, где раскрыт сюжет произведения;
  • заключительной, которая должна быть самой краткой и содержать результаты изложенных аргументов.

На начальном этапе необходимо исчерпывающе изучить подобранный материал по теме, историческую ситуацию, в которой формировались личности главных персонажей, детали и порядок событий. Рассказ о событиях или персонажах нужно начинать по временной очередности.

Построение исторического эссе, как и любое сочинение, нужно начинать со вступления с последующим переходом к раскрытию темы автором.

Тема должна содержать подсказку на доказанное литератором утверждение. В эссе по истории разносторонне описывается главный персонаж: нравственный и внешний образ, умственные таланты, степень интеллекта, есть ли талант организатора, какова роль героя произведения в обществе, лично его заслуги в развитии страны, в жизни народа. Особенно важны переживания автора по отношению к героям произведения.

В основной части произведения, на переходном периоде, необходимо обозначить лаконичный, широкий ответ на вопрос, поставленный во вступлении сочинения, а также ряд приблизительных подвыводов.

Заключительная часть должна последовательно вытекать из общей темы рассказа и быть наиболее выгодной составляющей c точки зрения эмоционального воздействия на читателя. Здесь раскрывается окончательное описание подвыводов.

Значение этого жанра показывает достоверное суждение повествующего, имеется в виду не только логические рассуждения литератора, но и совпадение с человеческими общепринятыми правилами в обществе.

Форма написания

Историческое эссе пишется преимущественно в академичном стиле. Это делается для того, чтобы изложение сути произведения не опустить до обиходной речи. Главную суть творения в этом стиле раскрывают изысканно подобранными доводами. Огромную роль играют индивидуальные качества литератора, его собственный взгляд на те или другие переживания, ощущения, логичность суждений, манера размышления.

Изложение истории в эссеистическом стиле отличается от раскрытия темы в учебном пособии. В этом стиле не требуется большой объем, а наоборот, необходимо конкретное отражение сюжета, события в истории. Размер произведения в эссеистическом стиле не должен быть крупным, как, например, у романа, так как это произведение освещает определенный исторический эпизод.

Повествование может быть любым, пусть даже противоречивым, главное, разбудить переживания читателей к истории прошедших дней, не перевирая при этом события.

Безусловно, каждому человеку интересен тот или иной исторический факт. Чтобы написать историческое эссе, необходимо подготовить подборку материала, затем рассмотреть возможность оригинального изложения темы, обдумать план рассуждений, все должно быть подобрано четко, обоснованно.

Должны быть применены следующие логические понятия:

  1. Индукция — способ рассуждения от индивидуальных фактов, утверждений к всеобщим выводам.
  2. Дедукция — метод суждения, при котором новая позиция формируется логическим методом от всеобщего понятия к индивидуальным заключениям.
  3. Сходство — наличие хотя бы одного общего признака у изучаемых предметов. Отношение сходства двух предметов в достаточно определенных признаках обладает свойствами симметричности.

Доказательство главной идеи можно описывать несколькими альтернативами:

  • закономерное оспаривание;
  • обоснование от противного;
  • непрямой аргумент.

Примеры исторических эссе

В России эссе по истории зачастую пишут о талантливых, прославленных исторических личностях, героях современности, например, о таких людях, как: Михаил Ломоносов, Владимир Мономах, Иван Сусанин и т. д.

Чем же знамениты герои той или иной эпохи:

  1. Например, Михаил Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, атмосферу на Венере, сконструировал большое количество оптических приборов, возродил в России искусство мозаики и производство красок.
  2. Во времена правления Владимира Мономаха произошло ослабление половецкой угрозы.
  3. Подвиг костромского крестьянина Сусанина спас жизнь царя и погубил отряд польско-литовских интервентов.

Без плана при написании эссе по истории, конечно, не обойтись, но это не самое главное в написании такого рода произведения. Необходимо выдержать логику в рассуждениях, привести бесспорные доказательства в обосновании доводов и тонко объяснить читателям наиважнейшие человеческие этические правила.

Стиль исторического эссе поднимает патриотизм среди молодежи, расширяет круг читателей.

Критерии оценивания сочинения по историческому процессу

Если в варианте ЕГЭ в 25 задании нужно написать сочинение по историческому деятелю, то оценивать работу будут по следующим критериям:

К1. Указание событий (явлений, процессов)

При правильном указании двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, можно получить 2 балла. При указании одного события — 1 балл. Если же события указаны неверно или не указаны вовсе, то эксперт ставит 0 баллов.

К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах)

При правильном указании исторической личности, чья деятельность связана с событиями, в которых участвовал выбранный в задании исторический деятель, а также правильной характеристике роли каждой из этих личностей (с указанием их конкретных действий и пр.), работа набирает еще 2 балла.

Если выпускник правильно называет историческую личность, чья деятельность связана с событиями, в которых участвовал выбранный в задании исторический деятель, и характеризует роль лишь одной из личностей, то эксперт ставит 1 балл.

При правильном указании исторической личности, чья деятельность связана с событиями, в которых участвовал выбранный в задании исторический деятель, но отсутствии характеристики роли каждой из личностей (или неправильной характеристике) работа по данному критерию оценивается 0 баллов.

К3. Причинно-следственные связи

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.

Наличие двух правильных причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий, описанных в сочинении и происходивших в период жизни исторической(-их) личности(-ей), принесет 2 балла.

Указание одной причинно-следственной связи будет оценено 1 баллом, их отсутствие или неправильные причинно-следственные связи — 0 баллов.

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, засчитанные по критерию К3

При правильном указании влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, эксперт ставит 1 балл.

В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля.

Если же влияние не описано или указано неверно, то эксперт по критерию К4 ставит 0 баллов.

К5. Наличие фактических ошибок

По этому критерию можно получить максимум 3 балла, если в работе не будет найдено ни одной фактической ошибки, 2 балла — если эксперт увидит одну фактическую ошибку, 1 балл — если будет допущено две фактические ошибки, и 0 баллов — при трех и более фактических ошибках.

Обратите внимание, что по критерию К5 работа оценивается только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов

К6. Форма изложения

Это еще один критерий, по которому баллы выставляются не всегда, а в случае, если по критериям К1-К4 в сумме уже получено не менее 5 баллов.

Если выпускник излагает свои мысли в виде исторического сочинения, а не набора не связанных друг с другом предложений, то он набирает 1 балл. В противном случае он получит 0 баллов.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Признаки исторического эссе

Историческому эссе как жарну олимпиадного задания присущи следующие признаки:

наличие конкретной темы или вопроса

Нельзя написать историческое эссе по анализу широкого круга проблем. Тема эссе должна быть всегда конкретна.

личностный характер восприятия проблемы и её осмысления

Эссе интересно тем что дает возможность увидеть личность, оценить своеобразие его позиции, особенности его мышления, отношения к миру и в конце концов увидеть писательский стиль автора.

небольшой объём

Конечно, здесь не существует каких-то жёстких рамок, но размер олимпиадного эссе обычно не превышает 2-3 рукописного текста формата А4. Это в определенной степени связано с временными ограничениями — на олимпиаде на написание эссе обычно отводится где-то часа полтора. 

внутреннее смысловое единство текста эссе

здесь важно соблюсти два серьезных требования. Во-первых, в историческом эссе должны быть согласованы ключевые тезисы и утверждения

Во-вторых, обсуждения должны быть непротиворечивы.

четко определенная структура эссе

Это требование вытекает из критериев оценивания исторического эссе. Методические указания, которые включены в текст задания по написанию исторического эссе на олимпиаде, ориентируют участников на трехчастную структуру. Оно должна состоять из введения, основной части и заключения.

Выбор темы и периода

Это первое, что вы должны сделать, так как от грамотного выбора зависит конечный результат.

Историческое эссе бывает двух типов:

  • сочинение на основе высказывания. Простой вариант для студентов непрофильных специальностей. Раскрываете суть цитаты через автора, пишете, что вы думаете по этому вопросу;
  • анализ отдельного периода. Часто встречается на ЕГЭ и на экзамене у студентов соответствующей специальности. Вы выбираете из предложенных более близкий и понятный и подробно его раскрываете. Он может быть из раздела по мировой или отечественной истории.

Обычно цитаты — это высказывания исключительно положительных или отрицательных исторических персонажей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector