Как писать эссе по обществознанию егэ?

Темы эссе по экономике

  • «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер
  • «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш. Монтескье
  • «Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э. Каннан
  • «Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
  • «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М. Портер
  • «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У. Черчилль
  • «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
  • «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон I
  • «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
  • «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир
  • «У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
  • «Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир
  • «Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
  • «Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
  • «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин
  • «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт
  • «Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн
  • «Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит
  • «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
  • «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У. Холмс
  • «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит
  • «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит
  • «Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер
  • «Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу
  • «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу
  • «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
  • «Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н. Радищев
  • «Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс
  • «Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан
  • «Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица
  • «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
  • «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман
  • «Собственность – это кража». П.Ж. Прудон
  • «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес
  • «Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье
  • «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо
  • «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей
  • «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
  • «Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр
  • «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф
  • «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ». Э. Гроув
  • «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф. Хайек
  • «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
  • «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте

Как я решил проблему обучения написанию сочинений по обществу

Я предоставил своим ребятам на курсах подготовки три материала:

  1. Пошаговую методику написания сочинений.
  2. Готовые планы сочинений.
  3. Готовые шаблоны сочинений.

Пошаговая методика — это что конкретно надо делать, чтобы написать сочинение по обществу на максимальный балл. В ней рассказано, что такое идея высказывания, как ее выделить, и многое другое. Там же даны примеры сочинений на разные темы.

Ясно и понятно, что сочинение пишется по плану. Поэтому для своих ребят на курсах я приготовил готовые планы сочинений. Вот пример такого плана: 

Пример плана 

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

Смысл высказывания: автор поднимает идею социальной сущности человека: человек социальное существо и не может обойтись без другого человеческого существа

Теоретическая аргументация:  

  • (аспект 1) теория Дарвина: человек стал человеком благодаря биологическому отбору, благодаря тому также, что люди изначально стали объединяться в общины и вести жизнь сообща.
  • (аспект 2) трудовая теория Ф. Энгельса: только совместный труд сделал из обезъяны человека: в ходе совместного труда люди выработали нормы поведения, правила общения, да и сам язык

Фактическая аргументация:

  • Социальные сети — пример того, что люди не могут жить разобщенно.
  • Отшельники воспринимаются как совершенно непонятные люди.
  • На ранних этапах истории человечества самым страшным было изгнание из общины (остракизм)

Понятия: человек, личность, деятельность, труд, общество, биосоциальная природа человека.

Вроде бы прозрачный план. Но связный текст все равно трудно написать ученику, который по сути в школе никогда этим не занимался. Ну, писал там свои мысли по литературе на заданную тему на трояк — и норм ему было!

А тут выньте пожалуйста связный текст! Поэтому я создал шаблоны.

Шаблон — это не готовое сочинение, которое по сути бесполезно, ведь текст его не уникален! Шаблон — это именно что «полуфабрикат», который надо дописать! В нем уже определена идея автора, в нем уже выбрана теоретическая аргументация и даже указано, какого рода факты подобрать!

И таких шаблонов я сделал для Вас 10 штук. Со временем я буду дополнять сборник новыми шаблонами. Но и 10 шаблонов хватит чтобы понять структуру сочинения. Моя методика проверена временем: каждый год ребята пишут по ней задания 29 на максимальные 6 первичных баллов!

Пример шаблона

«Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен). (Философия)

В своем высказывании автор поднимает идею многовариантности общественного развития. Современный технический прогресс намного опережает нравственный прогресс человечества, что может привести  к катастрофическим последствиям.

Человечество достигло пика своего развития, и вместе с тем достигла своеобразной точки бифуркации: когда прогресс может пойти в абсолютно непредсказуемом направлении. Существует теория модернизации, согласно которой…..

Сегодня общество достигло постиндустриальной стадии, которая может привести к краху нашу цивилизацию, если человечество не откажется от войн и истребления. Ведь общественный прогресс имеет двойственную природу: с одной стороны он дает выгоды — ….., с другой стороны его последствия весьма неоднозначны. Неоднозначность прогресса проявляется в том, что….

Характер направления развития человечества можно предугадать тем, какие сегодня существуют глобальные проблемы человечества. Они так называются, потому что…

Вот некоторые из них.. .(перечисляем конкретные глобальные проблемы, пишем, чем конкретно они опасны и какие международные организации занимаются их решением)

Таким образом, на мой взгляд, человечество может спастись, если сможет скооперироваться, объединиться и заменить свои эгоистичные потребности на общечеловеческие.

Результат оказался потрясающим.

Когда ребята написали 5 сочинений по шаблонам, они стали писать их самостоятельно! Ребята уловили — методику, сформировали навык написания связного текста. Причем в кратчайшие сроки!

Вам я предлагаю поступить также

↑ Разбор каждого критерия

1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Предъявляется общее требование к форме ответа. Выпускник, как и в предыдущие годы, должен выбрать одно высказывание и написать мини-сочинение. Таким образом, ответом на задание является не план, схема или рисунок, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений на определенную тему. 2. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.Предъявляется требование к содержанию ответа. Проанализировав высказывание, выпускник формулирует одну или несколько основных идей затронутой автором темы. Разработчики КИМ сознательно уходят от использования в формулировке задания слова «проблема», предлагая вместо него такое сочетание слов, как «основная идея затронутой автором темы». Это позволит выпускнику сосредоточиться на смысле предлагаемого высказывания, не растрачивая силы на поиск проблемы, а иногда и ее «додумывание» за автора высказывания. К тому же не все предлагаемые высказывания имеют ярко выраженный проблемный характер, поэтому задание в новой формулировке в определенной мере будет способствовать дальнейшему выравниванию уровня сложности данного задания. Но это не означает, что затронутая тема не может быть связана с какой- либо проблемой. Итак, начальным этапом написания мини-сочинения является формулирование на основе высказывания одной или нескольких основных идей, которые должны, с одной стороны, отражать смысл высказывания, а с другой – раскрываться в содержании мини-сочинения с опорой на теоретические знания и факты общественной жизни и личного социального опыта. 

не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора 3. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов). . Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан.примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга). 

Требования к качеству приводимых фактов/примеров:

«сформулирован развернуто» предполагает, что выпускник не должен ограничиваться простым называнием какого-то факта, примера: «Примером этого может служить моя мама» или «Иван Грозный». Требуется развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) показать, как в жизненной ситуации его мамы или фактах биографии Ивана Грозного проявляются те или иные сформулированные выпускником положения, рассуждения, выводы. В противном случае факт/пример просто не будет засчитан; 

«подтверждать обозначенные основные идеи, теоретическое положение, рассуждение или вывод» / «Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную содержательную связь примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом

Указание на то, что пример должен подтверждать обозначенную идею…» добавлено для того, чтобы в еще большей степени акцентировать внимание выпускника на связи приводимых примеров с теоретическим содержанием мини-сочинения; 

«по своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)». Требование добавлено в 2019 г

для повышения качества мини-сочинений. Рекомендуем ориентировать выпускников на то, чтобы при написании мини-сочинения они иллюстрировали примерами различные по содержанию положения, рассуждения. Это позволит избежать рядов однотипных примеров, допустим, детей-маугли (в Индии нашли девочек, воспитанных волками; в Z области брошенную мамой девочку воспитала кошка и т.д.) или конфликтных ситуаций в семье. 

MO

Я хочу стать политиком, или каким либо очень влиятельным представителем власти, например премьер министром. Я бы мог выбрать разные сферы деятельности, но, чтобы охватить их все, лучше профессии не придумать. Представитель власти может всё!

Есть множество различных проблем во всевозможных сферах жизни. Их решением и занимаются люди, избранные для этого народом. Хорошего представителя власти тепло принимают везде. Он постоянно погружается то в одну сферу, то в другую.

Однако я понимаю, что эта профессия имеет разные минусы. Люди надеются на политика, верят ему. На его плечи возложена большая ответственность. И помимо того, что ему нравится, ему также приходится заниматься многими неинтересными вещами. Например, если я буду занимать такую должность, то для меня определённо будут нудными работа с бумагами, разные открытия учреждений, посещение встреч, собрания и другое. Эти дела не позволят вплотную заняться интересным и любимым направлением. Однако есть и такие представители власти, которые занимаются более узкими областями. Например, это различные министры. Министр экономики, министр здравоохранения, министр образования и прочие – хорошие должности для определившегося человека. Я пока не могу представить, в каком направлении будет проходить моя трудовая деятельность.

Большой плюс данных профессий в зарплате. Она тоже является важным критерием выбора дела жизни наравне с интересом к нему, склонностями человека. Могу ли я? Хочу ли я? Надо ли? Это профессия из типа “человек-человек”. Какие качества помогают представителям власти подниматься по карьерной лестнице? Одним политикам помогают получить поддержку людей резкие высказывания, взрывной характер. Кому-то помогает расчётливость, рассудительность, спокойный нрав. Прекрасное образование должен иметь каждый из них. Представлять народ должен достойный человек и мне до этого ещё очень далеко. Но не всегда лишь профессиональные навыки влияют на симпатию граждан. Необходимо развивать речь, жесты, мимику, жестикуляцию, создать запоминающийся, непохожий на другие, образ. Обаятельный политик не останется в стороне и над этим качеством предстоит упорно работать.

Далеко не всем легко дается овладение всеми этими умениями и навыками. У человека обычно бывают склонности только к некоторым из сторон этой профессии. И если запастись терпением, то, я думаю, можно достичь не только этой, но и других целей.

Орфография и пунктуация автора сохранены

Нюансы написания эссе

Зачастую школьники, студенты или молодые специалисты сталкиваются с проблемами, не зная, как писать эссе. Достаточно знать некоторые особенности, чтобы написание давалось легче.

Сочинение пишется в соответствии с определенной структурой:

  • Вступительная часть
  • Тезис и подкрепляющие его аргументы
  • Краткое изложение мыслей автора на этот счет
  • Тезис и подкрепляющие его аргументы
  • Краткое изложение мыслей автора на этот счет
  • Заключение

Придерживаясь такой схемы написания, можно качественно осветить любую тему.

Важно помнить, что каждый тезис, использованный в сочинении, необходимо подкрепить доказательством. Также необходимо придерживаться определенных правил:

  1. Во вступлении и заключении эссе, акцент следует сделать на основной рассматриваемой проблеме. Автор должен поставить проблему (во вступлении), раскрыть ее в теле сочинения и выразить свое мнение о ней (в заключении)
  2. Для достижения целостности работы, необходимо придерживаться плана, выделять абзацы, строить логическую связь между тезисами и мыслями.
  3. Для придания сочинению эмоций и экспрессии, рекомендуется использовать короткие, простые предложения с различной интонацией.

Четких требований по объему, к эссе не предъявляется. Обычно, подобного рода сочинение, занимает от двух до десяти страниц машинописного текста. В некоторых иностранных вузах сочинение должно занимать не более двух страниц.

Практические и теоретические аргументы

Теперь давайте более подробно остановимся на практических и теоретических аргументах, так как именно они лягут в основу вашего сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Начнём (в соответствии с нашей структурой!) с теоретических аргументов.

Теоретические аргументы

В основе теоретических аргументов должны лежать ваши знания по основным теоретическим аспектам в рамках смысла высказывания. Всего должно быть 2 теоретических аргумента. Постарайтесь выделить два опорных понятия, которым вы будете далее давать характеристики и развивать в качестве теоретических аргументов. И помните о том, что теоретические аргументы обязательно должны быть связаны как с темой цитатой, так и между собой. Если же в самой цитате уже присутствует термин, он обязательно должен быть раскрыт в вашем мини-сочинении! И не забудьте сделать микровывод, чтобы гарантированно получать 1 балл по К3.

Практические аргументы

Теперь давайте перейдём к практическим аргументам, которые являются логическим продолжением вашей работы. В сочинении должно быть 2 практических аргумента. Ваши практические аргументы обязательно должны продолжать общую идейную линию мини-сочинения и подтверждать вашу позицию. В критериях зафиксированы источники, из которых можно брать аргументы. Их всего три. Это очень важный момент!

Источники практической аргументации:

1) Социальный опыт (факты общественной
жизни, сообщения СМИ, статистические данные).

2) Зарубежная и отечественная история. Обе
они относятся к одному источнику. Чтобы ваш аргумент был засчитан как
исторический, вы должны указать даты или исторический период. Будьте
максимально конкретны!

3) Личный опыт. Сюда входит все, что
касается ситуаций, которые происходили с вами, а также книги, которые вы
читали, фильмы, которые вы смотрели.

Обратите внимание на то, что аргументы должны быть приведены из двух разных источников! В обратном случае они просто будет не засчитаны. И в дополнении к источникам у меня есть приятная новость! Указание источника фактов современной общественной жизни, например, конкретного СМИ или социологического центра не требуется

Будьте внимательны! Факты, содержащие фактические и смысловые ошибки, не будут засчитываться экспертами. Поэтому, если вы не помните автора книги или в каком году точно произошло определенное событие, лучше воздержитесь от данных аспектов.

Вот ещё один очень полезный совет. Создайте отдельную тетрадь, куда вы будете записывать ваши практические аргументы. Это послужит для вас личным «банком», к которому вы всегда сможете обратиться при подготовке. Не оставляйте без внимания ни одну новостную статью, которую вы прочитали или интересный фильм, который вы просмотрели. Ведь они могут пригодиться на экзамене!

Примерный план эссе

Чтобы понять, как написать эссе по обществознанию, нужно знать, что к работе по эссе не представлено особых требований либо указаний — главным считается показать смысл цитаты, продемонстрировать знание теории и курса школьного обществознания, подкрепить вся это правильными примерами. Но притом, что времени на обдумывание остаётся не так много, можно придерживаться главного плана для мини-сочинения, который включает в себя все нужные элементы.

  1. Необязательная часть эссе — введение. Общий смысл проблемы (несколько предложений). В сочинении по обществознанию данный пункт плана можно убрать и сразу начинать трактовку предложенной цитаты, но ученикам часто становится нелегко отойти от официальной схемы сочинений, когда суть суждения основывается лишь общим рассуждением. Именно поэтому, если вам легче начинать свой план с введения, то используйте его. Если же для вас это не принципиально, то можете смело исключить этот пункт, так как общая оценка из-за него никак не изменяется.
  2. Раскрытие смысла начального афоризма – 2–3 предложения. Комплексно переводить цитату не стоит, хвати того, что вы сошлётесь на её автора, раскроете главное значение выражения своими словами. Следует отметить, что в отличие от сочинений по русскому языку, где нужно обязательное вычисление проблемы, в эссе по обществознанию можно опираться на процессы, явления, а также на простые констатации фактов. Для раскрытия значения цитаты можно применять различные шаблоны: «В предложенном высказывании N (известный философ, успешный экономист, великий писатель) рассматривает (рассуждает о, описывает) такой процесс (явление, проблему) как…, трактуя его как …» либо «Значение высказывания ( афоризма, цитаты) N состоит в том, что…».
  3. Часть теории (3–4 предложения). В этой части следует доказать либо, наоборот, опровергнуть задумку автора цитаты, опираясь на знания, которые вы получали на уроках, а также применяя особую терминологию. Если вы придерживаетесь точки зрения самого автора – то в большей степени эта часть представляет изменение исходного высказывания на язык учебника. К примеру, если писатель назвал детские игры во дворе дома школьной жизнью – вы будете раскрывать тему институтов социализации, а также роль, которую они играют в процессе получения индивидом знаний и социальных норм. В этом случае можно также добавить примеры афоризмов других экономистов, философов и известных людей, которые могут подтвердить задумку выражения. Но это не считается обязательным в работе.
  4. Часть с фактами (4–6 предложений). В этом случае нужно привести около двух примеров, которые будут подтверждать обоснования, которые были выдвинуты в предыдущем пункте. В этом пункте не стоит использовать общие выражения, а применять конкретику, а также всегда указывать источник информации. К примеру, можно написать, что «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвящённые»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N в своём романе «Название» рассказывает о ситуации», «на полках магазина напротив моей школы можно найти…».
  5. Заключение (несколько предложений). Так как работа эссе на ЕГЭ по обществознанию представлена лишь наличием доказательств и аргументов теоретического положения – можно закончить мини-сочинение, создавая вывод ко всему написанному. К примеру, «Таким образом, и примеры из жизни, и читательские знания помогут утверждать что…», после этой фразы стоит изменить афоризм и придать ему новую форму.

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

Исторических событий.

Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector