Эссе по истории: пишем на отлично

Вариант 2

Как-бы ни было любой ученик, изучающий те или иные предметы, задается таким вопросом «а для чего нужна математика, литература или история?». И приходит момент, когда ответить все же надо самому себе. Поэтому и я решил узнать и понять, а для чего же мне и обществу нужно изучение отечественной и всемирной истории.

Как известно курс школьной истории начинается из 5-го класса. И начинается он со сложной терминологии и огромного количества дат, поэтому детям не всегда нравится этот предмет, ведь напоминает обычную зубрежку материала. Если не зазубришь – отрицательная оценка.

Но как оказалось есть множество причин для изучения такой полезной науки как история.

История, процессы и события в ней часто и циклично повторяются. Вспомните, сколько раз Франция ставала то Республикой, то монархией.

И поэтому на наш век припадает множество таких повторений в происшествиях. А с известного прошлого мы можем узнать, чем все сбылось, какие выводы были сделаны, и какие ошибки допущены. И при этом понимании ситуации много раз исторические прошлое спасало людей от повторения тех же самых ошибок, что очень драгоценно. Потому что, если рассуждать молодежным понятием, история – не фантастика, история – сериалити.

Второе и не менее важное – память. Память про все, что вызывает гордость за собственный народ, и не без исключения то, что вызывает печаль и трагедию

К примеру, Вторая Отечественная Война, ее конец, подвиги бойцов Красной Армии, их жизненная философия – все это мы как наследники этой чаши победы обязаны знать наизусть, ведь положены души наших предков.

Вспоминаются слова Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий свое прошлое, не имеет будущего».

И это факт. Современное поколение народа, не знающего свою историю, не будет понимать, где ложь, а где истина, не будет знать по какому течению ему плыть.

Почему писать сочинения полезно

  • Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт. 
  • Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
  • Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру, все части которой должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе. 
  • Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать нечто по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями. 

Как грамотно составить план эссе

Эксперты Studently учли требования, описанные выше, и рекомендуют следующий план:

  • сделать краткое описание периода, который вы рассматриваете, выделив ключевые моменты;
  • полностью раскрыть первый значимый факт, раскрыв его причины и следствия, показать, с какой личностью оно связано и как;
  • раскрыть второй значимый факт по описанному выше сценарию;
  • раскрыть следующий значимый факт, если в тексте их больше двух;
  • оценить период.

Обязательно нужно указывать причины и итоги любого действия. При этом, явлений может быть столько, сколько необходимо для полного раскрытия темы. Не поленитесь, и поищите подходящий шаблон в сети.

Вариант 3

Все исторические эпохи полны значительными событиями и выдающимися людьми. Новые поколения восхищаются искусством и архитектурой прошедших веков, пытаются сохранить культурное наследие предков. Люди помнят о том, что было в прошлом, для того чтобы построить светлое будущее. Лично для меня интереснее всего эпохи, в которые происходили перемены. Ведь именно тогда менялся мир, создавая наше настоящее.

Одним из произведений, в которых описывается время перемен, является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор на примере конфликта между представителем старшего поколения Павлом Петровичем Кирсановым и представителем новых людей Евгением Базаровым продемонстрировал противостояние либеральных дворян и революционных демократов.

Дядя Аркадия был типичным представителем дворянства. В спорах с Базаровым он рьяно защищает аристократию, потому что не мыслит своей жизни без неё. Кроме того, он считает, что новое поколение разрушает общественные традиции, поэтому негативно относится к их идеям и стремлениям. А Базаров, будучи приверженцем философии нигилизма, отрицает сложившееся государственное устройство, считает, что аристократия уже давно изжила себя и только тормозит развитие. Взгляды «отцов» и «детей» совершенно противоположны. Это показано и на примере их отношения к искусству, природе, воспитанию и человеческим чувствам. У противостоящих сторон разные позиции даже в этих вещах. Именно эти противоположные мировоззрения и лежат в основе центрального конфликта романа.

И.С. Тургенев говорил, что его произведение «направлено против дворянства как передового класса». Это означает, что он был сторонником общественных изменений, необходимых государству, по его мнению. Но в то же время он не верил в действенность революционных способов, поэтому в романе происходит развенчивание теории нигилизма. Автор показывает несовершенство взглядов не только Петра Павловича Кирсанова, но и Евгения Базарова, представителя нового поколения, которое должно совершать преобразования.

Другим произведением, где описывается эпоха перемен, является пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад». В ней изображается конец 19 – начало 20 века, когда многие дворянские поместья приходили в упадок, и продавалась на аукционе в счёт долгов. Для дворян наступили неблагоприятные времена после отмены крепостного права, потому что ранее за них всю работу выполняли крестьяне, беспрекословно подчиняющиеся своим хозяевам. Знатные люди не были приспособлены к труду, они не знали, как преодолевать трудности и самостоятельно решать свои проблемы. Именно из-за этого помещики были настроены против перемен, они не понимали, что теперь им необходимо работать и беречь свои сбережения.

В пьесе дворяне представлены в первую очередь Раневской и Гаевым. В прошлом это была богатая семья, которая ездила в Париж и устраивала шикарные балы, на которых присутствовало всё светское общество, а теперь они медленно, но уверенно шли ко дну. Лопахин предложил способ спасти усадьбу: разделить вишнёвый сад на разные участки и сдавать в аренду под дачи. Но для Раневской это средство оказалось недопустимым, порочащим её дворянскую честь. Ей было проще лишиться всего имущества, чем поставить под сомнение свою репутацию. Любовь Андреевна характеризуется как безвольная, неприспособленная и легкомысленная натура, нежелающая думать о своём будущем. Она жила прошлым, и не собиралась менять мировоззрение, продолжая беспечно сорить деньгами.

Особенным персонажем в пьесе является слуга Фирс. Он необходим для более полного освещения поднятой автором проблемы. Фирс привык жить в крепостном государстве, любил предаться воспоминаниям о счастливом прошлом, потому что свободу, полученную после отмены крепостного права, он считал настоящим несчастьем. Его неизбежная смерть в заколоченном доме очень символична, вместе с гибелью вишнёвого сада она символизирует окончание целой эпохи. 

Подведя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что во все исторические эпохи находились люди, которые стремились изменить свою действительность. Иногда это приводило к войнам, иногда происходило мирным путём, тем не менее мир неизбежно менялся. Именно поэтому я считаю, что эпохи перемен – самое интересное время в истории человечества.

Популярные сочинения

  • Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно сочинение Предки – это наше начало, наши истоки. Славянский народ за период своего существования пережил многие трудности, лишения и войны. Многое менялось за период существования нашего народа.
  • Сочинение Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума (образ и характеристика) Одним из второстепенных персонажей произведения является Наталья Дмитриевна Горич, представленная в образе супруги Платона Михайловича, приходящегося другом главному герою
  • Сочинение Образ бесприданницы в пьесе Островского Александр Николаевич Островский за свою жизнь написал большое количество произведений, которые потрясли не только Матушку-Россию, но и целый мир культуры и искусства. Пьеса «Бесприданница» появилась

Критерий К4 — Оценка влияния данного периода на дальнейшую историю России

Данный критерий является одним из самых сложных, поэтому обратите на него особое внимание. Оценка влияния событий на дальнейшую историю России представляет собой вывод о влиянии событий (явлений, процессов) данного периода именно на последующие эпохи (То есть вы должны обязательно выйти за рамки вашего периода. )

).

ВНИМАНИЕ!

Не засчитывается по данному критерию общая формулировка, не содержащая конкретных исторических связей, фактов. При указании оценки влияния на дальнейшую историю вы всегда должны прописывать связь событий выбранного вами периода с теми событиями, которые происходили в ближайшем будущем.

Теперь разберем несколько примеров неверного и правильного указания оценки влияния периода на дальнейшую историю России

Примеры неверного указания

:«Этот период оказал положительное влияние на дальнейшую историю». «Период правления Ивана Грозного негативно сказался на событиях будущей истории». В данных примерах указывается только факт положительного или негативно влияния периода. А в чем конкретно проявлялась положительность или отрицательность периода? Какие конкретные событие периода повлияли на положительный или отрицательный эффект? Каким образом они повлияли на те событий (явления, процессы), которые произошли в будущем? Непонятно.

Примеры правильного указания №1

:«Проигранная Ливонская война, политика опричнины, закрепощение крестьян и отсутствие наследников у царя стали причиной ряда кризисов, которые в дальнейшем приведут к событиям Смутного времени». В этом примере четко раскрывается взаимосвязь. Именно проигрыш в Ливонской войне, политика Ивана Грозного, династический кризис и т.д. послужили причиной начала Смутного времени. В данном примере раскрывается влияние периода правления Ивана Грозного (1533-1584) на дальнейшую историю России, то есть Смутное время (1598-1613). Таким образом, мы видим, что первый период заканчивается 1584 годом, а второй начинается 1598 годом. Это и есть выход за рамки периода.

Примеры правильного указания №2

:«Этот период оказал огромное влияние на дальнейшую историю. Так, попытка Павла I ограничить крепостное право манифестом о трехдневной барщине 1797 года приведет к отмене Александром I крепостного права в Прибалтике, а участие России в антифранцузских коалициях — к Отечественной войне с Наполеоном 1812 года». В этом примере рассматривается период правления Павла I (ноябрь 1796 — март 1801 гг.) и его влияние на будущий период, который пришелся на правление Александра I (март 1801 — ноябрь 1825 гг.). Здесь прослеживается связь в решении крестьянского вопроса в Российской империи, а также борьбы с Наполеоном. Именно Павел I начал политику смягчения положения крестьян, которую продолжил Александр I решением отменить крепостное право в Прибалтике. Таким образом, видна очевидная, с указанием конкретных исторических событий связь.

То же самое с борьбой против Наполеона. Россия при Павле I участвовала во II антифранцузской коалиции, вела борьбу против него. Именно это событие послужит причиной усугубления отношений с Францией в будущем, что в конечном итоге приведет к Отечественной войне 1812 года в России.

За критерий К4 выставляется максимум 1 балл.

Вариант 2

История – это то, благодаря чему мы можем узнать подробности о жизни наших далеких предков. Уточнить детали становления государств, политических и революционных событий. Если брать исторические события, описанные русскими авторами, то мне больше всего импонирует период революционных событий, происходивших в 1917 году.

Лично для меня, данное время было очень важно для русского народа, поскольку именно тогда происходили глобальные перемены в государстве и власти. Благодаря авторам, которые жили в тот период и принимали самое активное участие, мы можем достоверно узнать многие тонкости и нюансы того времени

Пьеса «Бег», принадлежащая перу М.А. Булгакова не может оставить равнодушным никого. Чувство жалости и безумной тоски возникает при прочтении данного произведения. Название появилось неспроста – оно показывает то, с чем пришлось столкнуться людям того времени. Они вынуждены были бежать и эмигрировать, чтобы остаться в живых.  Хорошее сравнение с тараканьими бегами. Ведь людям пришлось стать подобными насекомым, спасаясь бегством от неминуемой гибели. Ведь в родной стране им не осталось места, поскольку новой власти они были неугодны.

Но и за границей им не становится проще. Жизнь повернулась совершенно не так, как они того хотели. А столь привычный уклад жизни рухнул как карточный домик в один момент. Когда серафиму бросает супруг, она вынуждена была пойти работать, зарабатывая своим телом на жизнь. С ней сыграло злую шутку её воспитание. Поскольку её готовили к жизни в благоприятных условиях, находясь за мужем, то делать она особо ничего не умела. Каких-либо навыков как жить самостоятельно она не имела.

Что же касается мужской половины, живущей за границей, то их жизнь тоже была не сахар. Генерал Чернота был вынужден продать абсолютно все, чтобы потом большую часть денежных средств проиграть на тараканьих бегах. Его постигла такая участь по той причине, что он так же ничего не умел делать и зарабатывать себе на жизнь.

Привыкшие к хорошей жизни люди, были вынуждены оказаться в нищете, не имея абсолютно никаких перспектив в будущем. Люди с прекрасным образованием столкнулись с проблемами, к которым были абсолютно не готовы. Их таланты так и остались нераскрытыми и никому не нужными. Они были не готовы к такому повороту судьбы и, как следствие, сломались от нахлынувших обстоятельств.

Не так уж много времени прошло с момента тех страшных событий, поэтому данная тема актуальна до сих пор. Она вызывает интерес у многих слоев населения, и вряд ли потеряет свою актуальность в ближайшее время.

Революционные события 1917 года внесли весомые изменения в нашу историю и жизнь большинства граждан. Данные изменения были необходимы, поскольку было необходимо дальнейшее развитие различных сфер жизни. Другой вопрос в том, а были ли те жертвы, которые понесла наша страна, оправданы? Окупил ли результат переворота и Гражданской войны все те лишения и страдания, с которыми пришлось столкнуться?

В любом случае это был серьезный урок для всего народа, который, возможно, поможет в будущем избежать многих трагедий.

Изучение истории всегда положительно сказывается на человеке, потому что на примере тех или иных исторических событий, люди могут избежать повторения ошибок. Будет возможность не повторить те действия, которые привели к большой беде. В любом случае, читая произведения, в которых достоверно описываются события того времени, делаешь выводы, которые помогут решить многие проблемы и не допустить повторения истории.

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом

Памятник «Тысячелетие России» вызывает ещё больше эмоций, когда можешь рассмотреть известных исторических деятелей, зная их вклад в развитие государства, а Рюриково городище на берегу реки Волхов представляется не просто каменными развалинами — воображение рисует картины прошлого со знаменательными событиями.

Прогулка по Петербургу превращается в приключение — ведь мы не просто любуемся красотой города, мы видим каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!

Например, в Эрмитаже часть оконных стёкол не меняли более ста лет — они пережили две революции, войну и блокаду. И на одном стекле есть нацарапанная перстнем надпись, которую сделала императрица Александра Фёдоровна, глядя на своего супруга, проводящего на Дворцовой площади смотр гусарских полков.

И конечно, знать историю — это мечтать о новых путешествиях!

Учимся на ошибках

В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:

  • кровопролитных войн;
  • революций и государственных переворотов;
  • бездумного отношения к природе;
  • великих открытий;
  • заблуждений и неграмотности.

Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.

Правила написания эссе по истории

Чтобы получить за работу максимальный балл, следуйте таким рекомендациям:

  1. выберите период, который лучше всего знаете;
  2. выделите в нем 4-5 главных событий и подумайте, как отразите их в работе;
  3. подберите самых важных исторических персон;
  4. заранее заучите несколько оценок ученых-историков;
  5. указывайте только те даты, в которых полностью уверены;
  6. не допускайте грамматических и лексических ошибок: помните, что форма изложения также оценивается.

А если вдруг что-то пошло не так и возникли непредвиденные трудности, не паникуйте. Всегда можно положиться на сервис помощи студентам. Его специалисты прекрасно справляются с любыми работами, экономя ваши время и энергию.

Выбор на войне

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.

Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский. В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость

Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной

Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.

Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Выбор темы и периода

Это первое, что вы должны сделать, так как от грамотного выбора зависит конечный результат.

Историческое эссе бывает двух типов:

  • сочинение на основе высказывания. Простой вариант для студентов непрофильных специальностей. Раскрываете суть цитаты через автора, пишете, что вы думаете по этому вопросу;
  • анализ отдельного периода. Часто встречается на ЕГЭ и на экзамене у студентов соответствующей специальности. Вы выбираете из предложенных более близкий и понятный и подробно его раскрываете. Он может быть из раздела по мировой или отечественной истории.

Обычно цитаты — это высказывания исключительно положительных или отрицательных исторических персонажей.

Как писать

Владение материалом о других ключевых деятелях обозначенного периода может стать дополнением, обрамлением двух главных линий повествования. Но упоминание о них – это только штрихи к полной картине выбранного периода. Они не должны уводить рассказ в сторону, отвлекая от главного материала. Четкое соблюдение пропорций (главная линия – контекст) удержит логику повествования и продемонстрирует уверенное владение материалом.

Определившись с фактическим материалом, следует составить подробный план, чтобы текст получился логически связанным, последовательным. Сразу распределить даты, факты, имена, географические названия по значимости, логической связи. То есть, эссе должно иметь следующую структуру:

  1. Вступление с общей характеристикой периода;
  2. Первая линия описания:
    • o предпосылки (причины);
  3. o какое событие из-за этого произошло;
  4. o личность и ее роль в событии;
  5. o какие факты имели место;
  6. o как это отразилось в дальнейшем, почему послужило предпосылкой для следующего описываемого события;
  7. Вторая линия описания:
    • o предпосылки (причины);
  8. o какое событие из-за этого произошло;
  9. o личность и ее роль в событии;
  10. o какие факты имели место;
  11. o как это отразилось в дальнейшем;
  12. Общая оценка периода (с опорой на мнение историков или знание последующих событий).

Правильно выстроенный план и строгое следование ему дают 1 балл при оценке повествования с точки зрения формы.

Образность и выразительность баллов не добавят – предпочтение отдают строгому повествованию без фактических ошибок, наличие которых уменьшает окончательный результат до 2 баллов.

Грамотное и уместное употребление исторической терминологии, актуальной для описываемого периода, повысит итоговое количество баллов на 1.

Например, для периода с 945 по 972 важно употребить такие слова, как оброк и погосты (в связи с реформами княгини Ольги), уделы, усобицы (терминология из описания политики Святослава). Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу

Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу.

Зная мнение ученых-историков о знаковых событиях и ключевых персонах того или иного периода, автор эссе получит еще 1 балл. Если цель работы – наилучший результат, то при подготовке надо для каждого периода подобрать цитату из научных исследований, чтобы опереться на авторитетное мнение, завершая работу.

Например, для характеристики периода правления Ольги уместно сослаться на мнение Н. Карамзина, С. Соловьева. Или использовать высказывания Б. Грекова или И. Лебедева о значении военных походов Святослава.

Эссе для ЕГЭ

Мини-сочинение обязательно входит в задания Единого государственного экзамена по русскому языку, литературе. Больше всего к жанру эссе приближается письменный ответ, который надо дать на 29-е задание КИМ по обществоведению:

В демоверсии КИМ содержатся и критерии оценивания эссе. На сегодняшний день их три:

  1. Степень раскрытия смысла высказывания (К1) – проверяющий должен увидеть, что идея понята правильно.
  2. Использование при раскрытии темы соответствующего понятийного и терминологического аппарата (К2) – тема излагается на основе общепринятой научной базы и терминологии.
  3. Качество аргументации (К3) – все факты, данные и т. д., должны быть достоверными. Примеры, подтверждающие выдвинутый тезис, могут быть почерпнуты из личного опыта.

К1 – главный из критериев оценивания эссе по обществоведению. Если высказывание понято неверно или его идея не раскрыта, за сочинение суммарно выставляется 0 баллов.

Именно требование блока К1, которое, по сути, сводится к необходимости «перевести с русского на русский» предложенный для анализа афоризм, обычно вызывает сложности. Как правило, любое из высказываний посвящается:

  • роли (кого или чего);
  • сущности…;
  • единству…;
  • взаимосвязи…:
  • отношению…
  • противоречивости…

Эти базовые проблемы и надо «примерять» к отрывку – одна из них обязательно подойдет – и начинать эссе, используя речевые клише:

  • Великий (русский, французский, английский и т. д. писатель, экономист, социолог, учетный, философ и т. п.) Имя Фамилия в своем высказывании выражает отношение к… Он считает, что…
  • Высказывание (кого?) открывает простор для размышлений о роли … в жизни общества/человека. Поднятая автором проблема актуальна и сегодня, ведь…

Как вариант можно перефразировать цитату, используя научную терминологию:

Смысл высказывания (кого? и обязательно добавить сферу его деятельности, научных интересов – это демонстрирует эрудицию) я вижу в том, что…

Для написания основной части эссе на ЕГЭ идеальной схемой считается ПОПС-формула (позиция – объяснение – пример – суждение).

В общем, при написании эссе на экзамене главное – не забывать о критериях оценивания и следовать шаблонам аргументации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector