Документация школьного психолога: что должно быть?
Содержание:
- Cохранение психического здоровья педагога
- Отличие психолога от педагога-психолога
- Обязанности
- Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?
- Основные принципы работы школьного психолога
- Оплата труда
- Карьера
- Известные психологи
- Школьный психолог: особенности работы
- Деятельность школьного психолога — заложника противоречивой системы
- Где можно получить профессию педагог-психолог?
- Родители
- Работа психолога с родителями
Cохранение психического здоровья педагога
подробнее…
- Анкеты для определения эмоционального состояния педагогов;
- Аспекты формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе;
- Деятельность социально-педагогической и психологической службы по профилактике профессионального выгорания педагогов;
- Методика «синдром выгорания»;
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
- Примерная модель формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе;
- Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников);
- Опросник для диагностики стрессоустойчивости;
- Программа тренинговых занятий для педагогов «Сохранение психического здоровья педагогов»;
- Профилактика СЭВ Советы руководителю;
- Психическое здоровье — основа счастья человека;
- Психологический климат в педагогическом коллективе как фактор развития его творческого потенциала;
- Психологический портрет педагога бланк;
- Рекомендации психологов по мотивации сотрудников;
- Рекомендуемые методики здоровье педагога;
- «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА» (информационно-просветительский материал);
- Тест «Психологический портрет учителя»
Отличие психолога от педагога-психолога
Чем отличается психолог от педагога-психолога на самом деле? Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.
Но у первого специалиста акцент смещен на поиск причин внутренних и внешних конфликтов и их разрешение, а у второго на творческое и духовное развитие младшей возрастной категории.
Если выразиться еще точнее, то отличия психолога от педагога-психолога в том, что к первому специалисту чаще всего обращаются тогда, когда есть проблема.
Специалист по профессии психолог помогает детям найти общий язык с родителями, взрослым разобраться в себе, решить проблемы общения между поколениями, семейным парам восстановить прежние отношения.
Чем занимается педагог-психолог?
Специалист по профессии педагог-психолог – это сотрудник, который по умолчанию работает в детских учреждениях, школах и ведет своих подопечных по жизни, помогая им становиться личностями и выявляя не только проблемы, но и их отсутствие. Отличие педагога-психолога от психолога в данном случае очевидно.
Сегодня открыт вопрос о необходимости наличия данного специалиста не только в школах и детских садах, где он обязателен, но и колледжах, техникумах и вузах.
В вопросе, чем занимается педагог-психолог стоит выделить три основных направленности:
- Консультация.
- Диагностика.
- Тренинг.
Сосредоточенность на педагогике и большой объем работы по ведению документации и отчетности по каждому подопечному – то, что отличает педагога-психолога от психолога общей категории.
В образовательных учреждениях он ведет дела и карточки на каждого ученика, учитывая множества факторов. К примеру, социальный статус, отношения в семье, темперамент, отношение со сверстниками и многое другое.
В детских садах его работа помогает выявить отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и речь не обязательно идет о серьезных нарушениях, скорее специалист подтягивает малыша до своей возрастной категории. То есть отличие педагога-психолога от психолога в том, что помогает ребенку раскрыть свои таланты.
Если же проблемы серьезные, то именно он сможет рекомендовать родителям необходимых специалистов и разрешить все проблемы, о которых спустя годы никто и не вспомнит. Профессия в садике эта нужная и важная.
А работая в школе, он сосредоточен на разрешении проблем пубертатного периода, на адаптации первоклашек, консультации подростков в самое сложное для них время, на выявлении причин проблем обучения.
Помочь понять детям младших классов, что хоть любимый детский сад и закончился, но впереди годы интересного обучения в школе – это как раз по его части.
В средних классах школы его работа — услышать подростка, понять и скорректировать поведение. Он же должен объяснить, что тройка по русскому или химии за четверть – это повод поднажать в учебе, а не замыкаться в себе.
В старших классах задача – помочь понять себя, психологически подготовиться к выпускным экзаменам, поступлению в колледж, вуз.
Чем еще существенно отличается педагог от педагога-психолога в школе – так это в том, что он работает не только с детьми, но и с учителями, родителями. Он постоянный участник педсоветов и родительских собраний.
К сожалению, иногда ему приходится подключать к процессу социальных педагогов, органы опеки и попечительства, сотрудничать с полицией и работать вне стен учебного заведения, встречаясь с родителями и обсуждая проблемы семьи и подрастающего поколения.
Но именно благодаря тому, чем занимается педагог-психолог, для каждого индивида существует возможность почувствовать себя автором и руководителем собственной жизни, а не жертвой данной системы.
Обязанности
Несмотря на то что функции и профстандарт педагога-психолога зависят от сферы деятельности и специализации учреждения, в котором он работает, многие пункты должностных инструкций одинаково справедливы и для специалистов кризисных центров, и для работников учебных заведений.
Ниже представлен основной круг обязанностей штатного психолога средней общеобразовательной школы.
Педагог-психолог обязан проводить работу по сохранению психического и коммуникативного благополучия учеников и действовать согласно Конвенции по охране прав ребёнка.
Специалист должен анализировать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие личности каждого отдельно взятого ученика, а также принимать меры по оказанию ему психологической помощи.
Педагог обязан проводить исследовательскую работу по оценке психоэмоционального состояния детей, составлять психолого-педагогические заключения и вовремя выявлять отклонения.
Школьный психолог должен оказывать психологическую поддержку творчески одарённым ученикам и способствовать раскрытию творческого потенциала у других детей.
Специалист обязан вести документацию согласно установленным формам и по первому требованию предъявлять её контролирующим органам.
Педагог должен помогать ученикам находить выход из любых конфликтных ситуаций и учить разбираться со своими внутренними проблемами.
Помимо помощи детям, психолог обязан давать профессиональные консультации другим педагогам школы, а также родителям учеников.
Психолог должен организовывать и проводить различные социально-психологические тренинги, опросы и тестирования, а также проводить занятия по профилактике социальной дезадаптации.
При необходимости специалист должен разрабатывать и адаптировать под каждого конкретного ученика развивающие и коррекционные программы, направленные на работу с детьми с задержкой психического развития.
Обязанностью педагога-психолога является выявление детей, относящихся к группе риска, в которую входят ученики, не имеющие друзей, школьники со слабой эмоциональной устойчивостью, любители конфликтов и игроманы
Даже незначительное отклонение в поведении ученика служит сигналом к началу разъяснительной, профилактической и коррекционной работы с самим ребёнком и его родителями.
Важной функцией школьного психолога является выявление и наблюдение за детьми с отклонениями поведения, которые проявляются в гиперактивности, чрезмерной тревожности, излишней стеснительности, агрессии, наличии постоянных страхов и дефиците внимания. В более серьёзных случаях, таких как отставание в развитии, трудности в усвоении программы и затруднённое мышление, психолог обязан поставить родителей и администрацию школы в известность и совместно с другими педагогами начать работу с учеником по индивидуальной программе. Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение
Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение.
Педагог-психолог обязан отслеживать успеваемость каждого ученика и при её резком снижении пригласить на беседу преподавателя и ребёнка. При обнаружении конфликта между учителем и учеником, психолог должен оперативно отреагировать и предпринять все меры к выравниванию ситуации.
В круг обязанностей школьного психолога входит проведение внеклассных мероприятий с целью выявления явных лидеров и скрытых конфликтов между детьми. Для диагностики отношений в коллективе специалист придумывает командные игры и внимательно наблюдает за поведением детей. При выявлении враждующих сторон психолог создаёт такую ситуацию, при которой оба участника конфликта оказываются в одной команде и вынуждены сотрудничать.
Таким образом, круг обязанностей педагога-психолога не ограничивается работой с трудными детьми, а включает в себя коррекционно-развивающую, аналитическую, консультационную, просветительскую деятельность, а также диагностику и психологическую профилактику. Педагог обязан составлять ежегодные планы по каждому виду деятельности и включать их в рабочую программу согласно требованиям закона «Об образовании». В программу должны входить меры по выявлению неблагополучных семей, находящихся в зоне социального риска, а также планирование работы с родителями учеников с целью наблюдения за воспитанием детей в семьях.
Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?
Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности
Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу
Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно
Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы
Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:
-
владеть знаниями особенностей возрастной психологии;
- обладать соответствующим объемом знаний в области медицины, права и некоторых других профессий;
- быть доброжелательным и терпеливым;
- иметь гуманитарный/аналитический склад ума;
- уметь сопереживать и вызывать доверие;
- обладать даром убеждения.
Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости
Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни
Основные принципы работы школьного психолога
В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.
Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.
Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.
Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.
Оплата труда
Карьера
Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.
Профессиональные знания:
- умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
- знание истории и современных задач науки «психология»;
- осознание основных методов профессии;
- специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
- владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
- знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
- иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.
Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.
Известные психологи
Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.
Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.
Школьный психолог: особенности работы
Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Загвоздка в том, что на этой дорожке может возникнуть много непредвиденных поворотов, ям и кочек, а все потому, что педагог-психолог работает с самым сложным механизмом — с детскими и подростковыми умами. В чем же заключаются основные особенности этой работы?
Что-то идет не так? Нужно звать психолога!
Работая в школе, педагог-психолог должен быть готов к тому, что любая проблема рано или поздно потребует его участия. У учеников младшей школы возникли проблемы с концентрацией внимания? Старшеклассники пронесли в класс сигареты? У родителей и педагога возник конфликт? Директор чувствует признаки профессионального выгорания? Любая из этих проблем может потребовать включенности, внимания и энергии специалиста.
Ненормированный рабочий день может стать нормой
И хотя несложно посчитать, сколько рабочего времени школьного психолога должно уходить на выполнение ожидаемых задач, так или иначе в профессиональной жизни этого специалиста будут возникать форс-мажоры, требующие немедленного участия. Учителя будут приглашать на внеплановые родительские собрания, родители будут просить о консультациях. К тому же мир скорее рухнет, чем дети хотя бы на неделю перестанут испытывать сложности, требующие помощи психолога. Поэтому время, которое обязательно будет потрачено на решение непредсказуемых задач, обязательно нужно учитывать при составлении циклограммы.
Ответственность за детей в школе и вне школы
Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.
Важность супервизии
И разумеется, поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации
Деятельность школьного психолога — заложника противоречивой системы
Мы предполагаем, что школьный психолог — специалист, он компетентен, разбирается в детской психике и в нужный момент подскажет, как нужно поступать родителям с ребенком. Что мы видим на самом деле?
Школьные психологи разводят руками, вызывают родителей, часами анкетируют ребенка. Почему так происходит?
Школьный психолог всегда заложник системы. Деятельность школьного психолога руководство оценивает по количеству проверенных тестов или анкет, а родители — по тому, как ребенок чувствует себя в школе. Вот тут и возникают противоречия системы.
При этом школьные психологи вынуждены тратить на эту работу время. А затем делать выводы по тестам и анкетам. По результатам своего «анализа» могут направить к психологу в поликлинику или специальный центр, или даже к психиатру. Родители и дети пугаются в итоге любого упоминания о школьном психологе.
Дети также обращаются к школьным психологам. Их обычно волнуют вопросы своей необычности и непохожести на других ребят. И вот с такими запросами им предлагают стандартные анкеты, где их, условно говоря, «причесывают всех под одну гребенку». На форумах подростки вообще очень жестко пишут о школьных психологах. Их запросы в большинстве случаев остаются без ответа, поэтому они ищут «утешения» в интернете и попадают в сомнительные группы.
Родители — дети — психолог: кто крайний?
Когда же родители на форумах обсуждают вопросы работы школьных психологов, всегда возникает две крайности. Одна — «никому нельзя верить», «все специалисты плохие», «ничего не знают о детях». И вторая — наоборот: верить всем на слово, раз сказал школьный психолог, значит так и есть и приговор обжалованию не подлежит.
На самом деле, в обоих случаях крайним остается ребенок, поскольку его взрослые воспринимают как объект психологического и педагогического воздействия. Этакий мячик для пинг-понга — его пинают, им играют…
А если взрослые проигрывают, то это мячик виноват — не туда полетел, не так отскочил или слишком высоко подпрыгнул.
Так и ребенок. Если по каким-то причинам он не «поддается» на разные методики, то делается вывод: значит, это ребенок плохой/непутевый/медлительный/гиперактивный/необучаемый и т.д.
И тут уже родителям совсем можно запутаться, потому что непонятно, что делать нужно.
А что если школьный психолог все-таки ошибается?
Что делать родителям, если школьный психолог не помогает
Ответ очевиден: нужно разобраться самим. Тем более что новейшие открытия в области психологии позволяют это сделать любому родителю. При этом не нужно тестов, анкет и долгих расспросов. Базовые моменты видны сразу. Открытие за открытием происходят прямо во время бесплатного тренинга.
Раскрываются как на ладони причины того или иного поступка ребенка. Становится понятно, как именно с ним нужно взаимодействовать, чтобы он учился с удовольствием. А это не показывают всевозможные тесты.
Нужны более глубокие знания о психике человека. Эти знания в полном объеме раскрывает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Где можно получить профессию педагог-психолог?
МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для педагогов-психологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
.
Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности Педагог-психолог, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!
Для осуществления профессиональной деятельности педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Можно вполне ограничиться обучением в ВУЗе и в дальнейшем прохождением курсов повышения квалификации.
Однако некоторые специалисты советуют сначала получить профильное образование в колледже/техникуме, где в учебной программе присутствует достаточный объем практических занятий. Для педагога-психолога важен опыт практической деятельности с первых шагов, так как профессия, ко всему перечисленному, обязывает к умению быстро ориентироваться в обстановке, импровизировать, даже проявлять актерские качества.
Получив профессию в среднем специальном заведении, можно продолжить обучение в ВУЗе по сокращенной программе. Лучшими ВУЗами в области педагогики и психологии на сегодняшний день являются:
- МГУ им. М. В. Ломоносова;
- РГГУ (Российский Государственный гуманитарный университет);
- НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшей школы экономики»);
- Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
- Российский Государственный социальный университет (РГСУ).
Московский городской университет управления Правительства Москвы
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 20 500 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 20 500 000,00 ₽ |
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 500 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Национальный университет «Высшая школа экономики»
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 420 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 420 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 182 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 182 000,00 ₽ |
Международный еврейский институт экономики, финансов и права
Москва
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 360 000,00 ₽ |
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ
Москва
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 353 000,00 ₽ |
Финансовый университет при Правительстве РФ
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 324 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 350 000,00 ₽ |
Московский гуманитарный университет
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 180 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 82 000,00 ₽ |
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 82 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 350 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 180 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 82 000,00 ₽ |
Всероссийская академия внешней торговли
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 105 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 105 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
Родители
«Работа школьного педагога-психолога в идеале подразумевает тесное взаимодействие с родителями,— считает Юлия Олеговна.— Во-первых, ЛЮБОЙ родитель может сам лично обратиться за помощью, профессиональным советом к психологу. Особо скромные родители могут подойти к классному руководителю с просьбой записать их на консультацию или привести для личного знакомства с педагогом-психологом.
Во-вторых, перед проведением какого-либо тестирования или диагностики ребенка, родитель (или опекун) должен дать свое согласие на его проведение. После тестирования родители могут узнать результаты также через личное взаимодействие с психологом. Психологи участвуют в проведении общешкольных или классных родительских собраний по запросу классного руководителя или директора школы. В настоящее время многие общеобразовательные учреждения практикуют первичное собеседование с ребенком перед поступлением в школу. В этой беседе всегда принимает участие педагог-психолог, ребенок и родитель (либо его опекун)».
Источник фото
В то же время, ничтожное количество родителей приходят на консультацию к школьному психологу по собственной инициативе: и дело тут не только в том, что они с предубеждением относятся к психологическим методикам. Родители склонны идеализировать своих детей, нередко проявляя при этом бездумную жестокость и требуя полного соответствия своим представлениям о прекрасном. Им кажется, что, обращаясь к психологу, они автоматически признают, что с их ребенком что-то не так, что он – в группе риска, что он – не идеален.
«По своему опыту могу сказать, что родители обращаются к школьному психологу крайне редко, — соглашается Валерия Геннадиевна.– Как правило, они делают это только в том случае, если проблема, что называется, вопиет, и самостоятельно справиться с ней уже не получается. Тогда родители приходят ко мне и просят продиагностировать ребенка и посоветовать, как поступить. С другой стороны, я могу их понять: во-первых, культура оказания психологической помощи у нас действительно развита на недостаточном уровне, а во-вторых, выбрать психолога, который подойдет именно тебе, так же сложно, как выбрать подходящего врача».
Вместе с тем, родителям важно помнить:
- Ребенок дома и ребенок в школе – это часто два совершенно разных человека. Психолог замечает особенности поведения детей, косвенно указывающие на нарушения психики, которые впоследствии могут привести к серьезным последствиям, включая нервные срывы, формирование зависимостей и даже суицид.
- Психолог часто лучше знает, с кем общается тот или иной ученик и есть ли у него трудности в отношениях с одноклассниками.
- В компетенции психолога помочь родителям найти с ребенком общий язык: конфликт отцов и детей будет актуален во все времена.
Работа психолога с родителями
Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу – это родители.
По мнению Р. В. Овчаровой (1996), “главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уровнем; недооценка кризисного состояния семьи, трудностей, проблем, смены ее устоев от материально-экономических к социально-психологическим”.
В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей в реализации их воспитательно-образовательных функций и в процессе сотрудничества. Учителя обращаются к родителям в основном лишь по вопросам успеваемости, дисциплины и, как правило, занимают менторскую позицию. Родители же совершенно равнодушно относятся к традиционной психолого-педагогической пропаганде и своей более чем скромной роли в процессе воспитания, считая, что учителям все равно не понять их проблем. При этом у каждой стороны существует позиция конфронтации: они выясняют, кто что обязан, кто что должен, кто прав, кто виноват (Овчарова, 1996).
Основные задачи психологической службы
Учитывая вышесказанное, основные задачи психологической службы могут быть следующими:
- Изменение психологической установки педагогов и родителей на повышение роли семьи в формировании личности. Необходимо, как отмечает Р. В. Овчарова (1996), возвратить семье роль домашней академии, а родителям -функцию главных воспитателей.
- Диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей.
- Психолого-педагогическая помощь семье, просвещение (лекции, родительские собрания и т. д.).
Методы работы: можно использовать такие методы, как анкетирование, наблюдение, беседа, методики выявления личностных особенностей родителей, диагностика родительского отношения и стиля воспитания, коррекционные программы, просвещение. Работа с родителями, как и работа с учащимися, не ограничивается только взаимодействием с психологом, значительную поддержку здесь может оказать и социальный педагог, и медицинский работник, а также преподаватели и администрация.