Сколько учеников должно быть в классах: норма закона о наполняемости детей в школах

Среднее образование в Украине

Как и в большинстве стран СНГ, школьное обучение в Украине имеет 3 ступени:

  • начальная школа;
  • средняя школа;
  • старшая школа.

Украинское образование на уровне школы предусматривает 12-бальную оценку знаний.

Начальное образование в Украине

В школу дети идут с 6 или 7 лет, начальное образование длится 4 года. В это время дети изучают украинский и английский языки, основы математики, а также интегрированный курс «Я познаю мир», где есть элементы природоведения, истории, литературы.

В 2017 году была внедрена реформа образования в Украине под названием «Новая украинская школа», которая должна была сделать первые годы ребёнка в школе более комфортными и интересными. Эти изменения касались как материальной базы (в каждом классе начальной школы должны быть одноместные парты, игровые уголки и пр.), так и методической (в первом классе ученикам не выставляют оценки, не задают домашнее задание и пр.).

Основная школа в Украине

Следующий этап — получение базы знаний, необходимых каждому. Набор предметов может незначительно отличаться в зависимости от учебной программы школ, но в любом случае дети изучают:

  1. Украинский язык и литературу.
  2. Иностранный язык (чаще всего английский, иногда его дополняют немецким или французским).
  3. Историю Украины и всемирную историю.
  4. Зарубежную литературу.
  5. Алгебру и геометрию.
  6. Биологию.
  7. Физику.
  8. Географию.
  9. Химию.
  10. Изобразительное искусство, музыку и технологии (труд).
  11. ОБЖД и физическую культуру.

Русский язык в Украине изучают факультативно: если большинство родителей напишут соответствующие заявления и будут оплачивать работу педагога. Чаще всего этой возможностью пользуются в школах Юго-Востока страны.

Старшая школа

Во многих учебных заведениях старшие классы являются профильными и их расписание отличается: где-то делают упор на математику и физику, где-то — на иностранные языки, где-то — на естественные науки. Это позволяет ученикам сфокусироваться на тех предметах, которые нужны им для поступления.

Инклюзивное образование в Украине

Закон Украины о среднем образовании гарантирует детям с особенностями здоровья право на инклюзивное обучение. При зачислении таких детей в класс к ним прикрепляется тьютор, который помогает школьникам получать знания в полном объёме, курирует их.

Домашнее обучение в Украине

Если родители считают, что могут обеспечить ребёнку качественное обучение в домашних условиях, они также имеют на это право. Это дистанционная форма обучения, при которой ребёнок не посещает школу, а занимается либо с родителями, либо со специально прикреплёнными педагогами.

При этом ученик ежегодно сдаёт аттестацию, по итогам которой комиссия принимает решение о его переводе в следующий класс. Члены комиссии также могут рекомендовать продолжить обучение в домашнем формате или сменить его очный.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Имущество и финансы

Важным изменением, на который делали акцент разработчики реформы, является запрет на приватизацию имущества образовательных учреждений, а также на запрет на использование этого имущества в любых целях, кроме как образовательных. Так, запрещается передача данного имущества в аренду, в концессию, в оперативное управление любого движимого и недвижимого имущества. Также данное имущество не может быть предметом залога, источником погашения долга и т.д.

Сторонники этого нововведения справедливо отмечали, что это будет важным элементом в борьбе с незаконным отторжением участков земли и помещений у школ.

Учебный год школьников начнется без учебников

В преддверии 1 сентября выяснилось, что в украинских школах катастрофически не хватает учебников. О нехватке пособий заговорили родители учеников 5–6–7-х и даже 2-х классов. При этом жалуются, что учебники приходится покупать на рынках по 200–300 грн за экземпляр. Мол, как так получилось, что литература поступила не в учебные заведения, а на продажу?

«Младший сын во втором классе. На три класса не хватает 21 комплекта учебников. То есть 126 штук. Средняя стоимость каждого — около 200 гривен. Предлагают приобрести за средства родителей», — рассказывает мама ученика Верхнеднепровской школы №5 Елена Коняева.

«У нас не хватает всем детям до 8 учебников. Я уже 5 из них приобрела, еще 3 — нет, потому что цена на них от 300 грн за б/у книжку», — рассказывает жительница Днепропетровской области Наталья Яценко.

Не хватает учебников почти по всем предметам и в Каменской школе №40, а также во Львове. В некоторых школах нашли выход — дали по комплекту учебников на двоих учеников.

Дефицит учебников и в столице. «За два дня до начала учебного года выяснилось, что на класс библиотека может выдать только 50% учебников по основным предметам», — рассказывает о ситуации в столичной специализированной школе №47 на Печерске член правления Национальной ассоциации репетиторов Анна Слатвицкая. В школе «Вестям» отвечают: не виноваты. «Учебников просто не хватает в бумажном виде. Они есть в электронном».

В Одесском горсовете подсчитали, что средней школе не хватает порядка 20% книг. «Учебники закупаются за государственный бюджет, однако средств на все комплекты не выделили», — сказала глава департамента образования Одесской РГА Елена Буйневич. А в Кривом Роге в школе №4 пятиклассникам и вовсе выдали учебники по математике на русском языке. «Мы учились с 1-го по 4-й класс по русскоязычным учебникам. Сейчас идем в 5-й класс. Конечно же, обучение уже на украинском. Кроме учебников. Мы их получили на русском. На вопрос: «Почему так?» Ответ: «Государство не успело напечатать!» Не представляю, как читать задачу на русском и записывать на украинском…» — рассказывает мама школьника Татьяна Виноградова.

При этом, как отмечают в МОН, сегодня главной целью является обеспечение новыми учебниками 4-х классов НУШ. А, например, доставка в регионы учебников для 8-х классов на середину августа была выполнена лишь на 12% от общего плана.

Старое смешали с новым

Как отмечает педагог младших классов Нина Семенова, в данном законопроекте есть много положительных моментов. Скажем, чиновники оставили старую систему Выговского, Сухомлинского, Макаренко и, основываясь на их опыте и знаниях, дополнили ее программами, написанными психологами. В то же время в каждой бочке меда есть ложка дегтя.

«Очень хорошо, что можно самостоятельно составлять планы уроков и решать, какому предмету сколько времени уделять — это особенно касается начальной школы. Но не понимаю с медицинской помощью — мне кажется, не все педагоги морально к этому готовы. К тому же вызывают вопросы принятые раньше нормы. Как дети будут сдавать ВНО в конце четвертого класса и что это будет за мониторинг знаний детей и качества преподавания, что обернется пересмотром зарплат», — подчеркивает Нина Семенова.

Учитель математики киевской школы №45 Людмила Глобина говорит, что и сейчас педагоги преподают в больницах. «Зарплата очень маленькая, поэтому мы хватаемся за все, что приносит дополнительную плату. У нас рядом «Охматдет», и учителя ходят туда проводить уроки. В больнице выделили одну комнату, дети разные по уровню подготовки и все из разных классов», — рассказывает она. Педагоги солидарны в одном: пока они не начнут работать по новым правилам, понять, что стало хорошо, а что не очень, рано.

Среди учителей волнения

В школе №148, где прекращают набор старшеклассников, сейчас неспокойно. Как рассказал «Вестям» директор Иван Пикуль, волнуются и школьники, и учителя.

«Мы одна из самых больших школ округи, теперь ученикам, которые закончат обучение, придется не ходить, а ездить куда-то в другой микрорайон на учебу. Даже если эти ученики хорошо учились и были гордостью школы», — говорит нам Пикуль.

По его словам, такая реформа коснется и напрямую учителей. «Пока учителя, которые преподают в старших классах, остаются. Но в будущем им придется переориентироваться на учеников 5–9 классов. Будем стараться пока перекрывать те классы, которые еще остались. Но понятно, что педагоги волнуются. И это проблема не только наша. Большинство школ Киева не будут набирать детей в старшие классы, а значит возникнут проблемы и у педагогов, и у подростков», — говорит нам директор.

О похожей проблеме нам рассказала учитель математики одной из школ Святошинского района. «Я преподавала математику в старших классах, теперь мне намекнули, что мои услуги в скором времени не понадобятся. Но я не волнуюсь, поскольку в столице математиков в школах не хватает. Я уже получила приглашение на работу в другом районе. А вот мои коллеги, которые читают другие дисциплины, очень расстроены», — говорит «Вестям» Анна Денисовна.

О том, что в районах останется всего четверть школ, где можно будет получить полное среднее образование, говорит и директор Школы І–ІІІ ступеней №170 Оболонского района Виктор Заболотный. Школа — со спортивным уклоном, ее выпускниками в свое время были известные футболисты Александр Шовковский и Владислав Ващук.

«У нас все хорошо, дети учатся с 1 по 11 класс, набор будет и в сентябре. К нам идут из соседних школ. 10-х классов, предположительно, будет два. Но в целом по району, действительно, много школ прекращают набор в старшие классы. Точных цифр я не знаю, ведь еще нет окончательных решений и коммуникации с РГА из-за карантина, но распределение было раньше. Где-то четверть школ станут лицеями», — говорит «Вестям» Заболотный. 

Среди школьников и их родителей тоже ажиотаж, ведь в некоторых отдаленных микрорайонах отсутствие возможности закончить среднюю школу поблизости создает серьезную проблему. Депутат Киеврады Александр Мищенко рассказал «Вестям», что вынужден был поднять вопрос о статусе недавно реконструированной школы №42, в которой хотят оставить только гимназию (с 1 по 9 классы), на уровне Киеврады, поскольку к нему обратились родители учеников.

«Это была одна из старейших школ Киева, старенькая, двухэтажная. Ее полностью снесли вместе с коммуникациями, а на ее месте построили современную школу с бассейном, мультимедийными досками, лингафонными кабинетами и компьютерными классами. Школа рассчитана на 1080 детей и 36 классов. И теперь в этой школе хотят оставить только первые-девятые классы. Так зачем нужно было вкладывать более 400 млн гривен из бюджета, чтобы местным подросткам теперь пришлось ехать учиться куда-то в другой микрорайон», — говорит «Вестям» Мищенко.

Декоммунизацию — в жизнь

Из новых украинских программ тщательно вычищают все, что связано с советским периодом, даже детские песенки и стишки. Их называют «не актуальными».

Под благим предлогом будут «вычищены» и «советские» педагоги. Существующая система образования пока что дает возможность работать в школах учителям, получавшим образование в педагогических институтах еще в 1960-е годы. Такие кадры на словах, «без учебника» способны объяснить детям, что жизнь до обретения Украиной «незалежности» выглядела не совсем так, как им пытаются внушить по программе. Поэтому по достижению пенсионного возраста педагогам будут предлагать заключать годовые контракты. Сказал что-то лишнее — и сразу после завершения учебного года оказался на улице с пенсией в размере $ 80.

Впрочем, настоящая «декоммунизация» кроется, конечно, не в борьбе с Маршаком и не в изгнании пожилых учителей. С 1 сентября 2018 года начнется радикальный слом советской универсальной образовательной системы, готовившей всесторонне развитых людей. Узкий специалист, прослушавший краткий двухчасовой курс истории или литературы (естественно, с упором на Украину) уже не будет иметь достаточной базы для того, чтобы копаться в первоисточниках и искать истину самостоятельно. Его уделом станет — потреблять заваренную в Киеве информационную лапшу.

«Киевские власти перестраивают образование под новые реалии. Несмотря на все красивые слова, детей, вместо того, чтобы учить думать, начнут превращать в „квалифицированных потребителей“. Это неизбежное последствие любого упрощения образовательной системы», — заявил в разговоре с EADaily директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков.

Впрочем, украинские власти не собираются останавливаться на достигнутом. В регионах Юго-Востока департаменты образования напоминают родителям, что в 2018 году они в последний раз могут выбирать язык обучения своих детей. Согласно принятому в 2017 году «рамочному» закону об образовании, украинский язык становится единственным базовым в образовательной системе. После долгих препирательств с Венгрией, Польшей и Румынией, Киев забил в обсуждаемый сейчас проект закона о среднем образовании норму, разрешающую читать детям из нацменьшинств до 40% предметов на официальных языках Евросоюза (в младших классах — и того больше). Однако на русский язык подобные привилегии не распространяются. Даже в специализированных классах на нем не может читаться более 20% дисциплин.

Молодых учителей пытаются заставить принять реформу и не возмущаться обещаниями повысить им зарплату. Педагогам говорят, что, согласно требованиям новых законов, им через несколько лет сделают минимальный оклад на уровне 10,5 тыс. гривен. При этом скромно умалчивается о том, что до Майдана, состоянием на 2013 год украинские педагоги в валютном эквиваленте столько уже и получали — порядка $ 350.

Политолог Ростислав Ищенко не видит в действиях украинских властей желания не только развивать, но даже элементарно поддерживать украинское образование: «Если бы они могли, они бы все школы на Украине уже закрыли. Школы им вообще не нужны. А пока за красивыми вывесками реформ будет скрываться тотальная экономия. Под шумок будут закрываться образовательные учреждения и расти нагрузка на учителей. Ну, а бонусом к этому всему станет превращение оставшихся школ в кузницу русофобии».

Украинский народный трибунал начал изучение материалов дела против режима Порошенко

Мировые стандарты среднего класса

Чтобы считаться средним классом, вы должны тратить не меньше 10 долларов в день. Соответствующий стандарт предложил Всемирный банк. Однако каждая страна определяет свои нормы, а многие страны не определяют их вообще, как Украина.

На основе этого попробуем понять, есть ли средний класс в Украине. Расходы в 10 долларов в день – это около 8 300 гривен в месяц. В прошлом году Институт социальных и демографических исследований представил опрос, согласно которому только 10% украинцев делают сбережения. А средняя зарплата в Украине в июле составила 11 804 гривны, что после налогообложения будет чуть больше 9 тысяч. Но на самом деле зарплаты у украинцев могут быть выше, потому что официальная статистика не включает зарплаты в конвертах, которые все еще очень распространены.

Поэтому по этим данным можно сделать вывод, что согласно стандартам Всемирного банка в Украине таки есть средний класс, хотя и невозможно определить насколько большой.

Американская мечта

США славятся своим средним классом, что стало стандартом для страны еще очень давно, так как капитализм в идеале приводит к увеличению доли среднего класса в обществе.

Середний класс по-американски / Фото paha_l/123RF

По оценке Pew Research, американцы считаются средним классом, если они зарабатывают от двух третей до двойного среднего дохода домохозяйств по стране (берется медиана, а не среднее значение). В 2018 это было от 48 500 до 145 500 долларов в год.

Сколько американцев относятся к среднему классу

Около половины взрослых американцев (52%) жили в домохозяйствах со средним уровнем дохода в 2018 году. Примерно три из десяти (29%) были в домохозяйствах с более низкими доходами, а 19% – в домохозяйствах с высоким уровнем дохода.​

В то же время как количество американцев, так и стандарты для среднего класса отличаются по штатам. Меньше всего американцев среднего класса в городке в штате Нью-Мексико – 39%, а больше всего в одном из городов штата Юта – 67%.

В Европе представителей среднего класса больше

  • Норвегия и Дания – 80%;
  • Люксембург и Финляндия – 75%;
  • Германия – 72%;
  • Италия – 67%;
  • Испания – 64%;

У каждой страны свои критерии. К примеру немцы, которые зарабатывают чистыми от 1 121 до 1 449 евро в месяц, относятся к низшему среднему классу, тогда как те, кто зарабатывает от 1 496 евро до 2 804 евро, считаются представителями среднего класса.

  • В течение прошлого года 49,3% опрошенных украинцев не откладывали сбережения, но называли свои доходы достаточными.
  • 36,7% респондентов сообщили, что вынуждены были отказывать себе в некоторых вещах, за исключением питания.
  • Только 11,2% участников опроса назвали свои доходы, полученные в прошлом году, достаточными. При этом они не откладывали сбережения.
  • 2,8% вообще отказывали себе во всем, даже в достаточном питании.
  • Количество домохозяйств, чей уровень доходов в 2019 году не позволял обеспечить им достаточное питание, составило 419,3 тысячи.

«В этих школах их обучат простому счету…»

Но важнейшей характеристикой украинской реформы украинского образования является радикальное упрощение программы.

С 1 сентября 2018 года должно начаться внедрение в жизнь концепции «Новой украинской школы», предполагающей революционные изменения самого содержания образовательного процесса — в стороне его резкого упрощения.

Так, в частности, детей больше не будут заставлять учить таблицу умножения и сложения (состав чисел). Изучение умножения (и то лишь до пяти) новая программа предполагает лишь к концу 2 класса. Сторонники реформы раздают интервью украинским СМИ, утверждая, что при знании «механики процесса» зазубривать ничего не нужно. Как «механика процесса» поможет быстро в уме посчитать, сколько будет семь умножить на восемь, эти эксперты не уточняют. Конечно, детям можно просто дать калькуляторы. Однако роль математики, как «гимнастики ума», в данном случае полностью нивелируется.

Министерство образования и науки Украины также решило покончить с проверкой техники чтения. Видимо, тоже, как с «советским рудиментом». Тот факт, что именно проверка техники чтения под секундомер была ключевым элементом обучения детей скорочтению, их нисколько не смущает. Как и то, что, согласно многочисленным исследованиям, в старшей школе дети, быстро читавшие в младшей, как правило, учатся гораздо лучше. У украинского школьника фактически отбирают один из инструментов, позволявших ему быстро обрабатывать информацию.

Кроме того, учителя младших классов должны будут теперь повременить с введением сочинений, резко сократить требуемую продолжительность устных высказываний и отказаться от обучения детей составлению схемы предложения. Также министерство образования требует, чтобы педагоги отказались от использования красной пасты, которая якобы «травмирует» ребенка, и разрешили детям в первых двух классах писать карандашами — чтобы было удобнее вносить незаметные исправления. Оценки будет разрешено ставить только со 2 класса, и то лишь по основным предметам вроде математики и украинского.

При изучении иностранного языка учителям предлагают сконцентрироваться на устной речи, и практически отказаться от уроков грамматики.

Украинские чиновники считают, что делать упор на передаче ребенку информации больше не нужно — ее можно найти в Интернете. Вместо этого, по их словам, детей стоит учить думать. О том, как научить думать маленького человека без сочинений, устных высказываний, таблицы умножения и увеличения скорости восприятия информации — они скромно умалчивают.

Согласно идеям киевских власть имущих, в младшей школе ребенка достаточно учить считать в пределах 100. И тут само собой напрашивается нелицеприятное сравнение. Нацисты, которые в рамках плана «Ост» собирались уничтожить большую часть славян, а меньшую — оставить себе в качестве рабов, тоже планировали упростить для «восточных народов» школьное образование. Так, в частности, рейсфюрер СС Генрих Гиммлер говорил: «Для ненемецких народов Востока высшее образование должно быть отменено, вполне достаточно и четырёхлетних школ. В этих школах их обучат простому счёту, скажем, до пятисот, написанию имени и вдолбят необходимость послушания немцам, а также быть порядочными и добросовестными ребятами. Учить их читать совсем необязательно»…

На деле все непросто

План красивый и четкий, правда, только на бумаге. В мае среди родителей девятиклассников просто паника. Большая часть из них все еще определялась, куда деть свое чадо. Ведь в стенах родных школ их оставлять в 10-м классе не могут. А школ І–ІІІ ступеней, в которых будут принимать в 10-й класс, останется в некоторых районах лишь четверть.

«Школ, куда будут принимать в старшие классы, станет меньше. Сейчас у нас 22 школы, где по одному 10-му классу, то есть 22 класса. А останется три школы по четыре класса, то есть 12 классов. А остальных куда? Кроме того, из соседних сел приедут, ведь у них, кроме девятилеток, ничего нет. В больших городах, может, и есть выбор, а у нас огромная конкуренция будет в 10-й класс», — пишет в городской группе в «Фейсбуке» жительница Северодонецка Евгения Ж.

Доступность и доступность

Поскольку в большинстве коммунистических советских и восточноевропейских государств доступ к образованию для масс считался высшим приоритетом, это было в значительной степени связано с тем, что в имперские времена доступ к высшим учебным заведениям имели только дворяне и богатые. Граждане Советского Союза имели бесплатный доступ к среднему образованию и должны были получить как минимум степень младшего специалиста, эквивалентную степени младшего специалиста в США. Более того, Советский Союз осуществлял обязательный призыв своего мужского населения, однако те, кто учился на ученую степень, освобождались от призыва до завершения учебы, поэтому мужчины часто оставались зачисленными, чтобы получить степень магистра, чтобы отсрочить их поступление в армию.

После обретения независимости Украина сохранила советский принцип наличия системы высшего образования, доступной для населения. В 2009 году Украина потратила на образование 7,3% ВВП по сравнению с 5,2% в США. Профессиональные школы (Technikums), которые аналогичны общественным колледжам в США и присуждают степень младшего специалиста, по-прежнему оставались доступными для большинства граждан, учащимся, желающим поступить в профессиональное училище, не нужно было окончить все 11 классов школы и может поступить в 9 класс. Однако бюджетные ограничения вынудили взимать плату за обучение по университетским программам. Студенты, желающие поступить в университеты, должны пройти полную программу среднего образования. В течение последнего года обучения они проходят тест на определение уровня образования, который определяет их шансы на поступление и то, будут ли они платить за обучение или нет. Более того, зачисленные студенты могут получать ежемесячную стипендию, предназначенную для покрытия их расходов на проживание и учебу во время зачисления в колледж. В 2012 году минимальная ежемесячная стипендия составляла 550 грн. Для студентов, обучающихся в Техникуме, и 730 грн. Для студентов, обучающихся в ВУЗах. В 2016 году стоимость обучения в высших учебных заведениях составляла в среднем менее 1000 долларов за учебный год; но из-за расходы на студентов были значительно выше. Со студентами, получающими докторскую степень, помимо степени специалиста или магистра, обычно обращаются так же, как со студентами-выпускниками в США, где от них ожидается помощь преподавателям и они могут получать оплату от университета, поскольку они проводят свои собственные исследования.

Хотя онлайн-образование не является преобладающим в Украине, студенты могут поступать в заочное отделение, которое является наиболее распространенным типом дистанционного обучения в Украине и многих других странах бывшего Советского Союза. Во время этого типа зачисления студент продолжает работать и получает все задания на семестр заранее. Студент выполняет задания, затем возвращается в университет, чтобы объяснить свои рассуждения и пройти тестирование. Многие предприятия в Украине субсидируют своих сотрудников, которые возвращаются, чтобы получить более высокую степень, используя этот метод.

Большая «оптимизация»

Поводов для тревоги сегодня хватает. Взять хотя бы количество школ. Даже в начале 90-х количество общеобразовательных учреждений в стране увеличивалось — с 21,8 тыс. в 1991 г. до 22,2 в 1996-м. Но затем пошли массовые закрытия. С 2013 г. в Украине ежегодно закрывается  в среднем по 200-250 школ. Справедливости ради отметим, что и новые корпуса при этом строятся. В правительстве гордо заявляли, что в 2014-2017 гг. было построено 60 школ, при этом умолчали, что закрыто было в 10 раз больше — 689 школ.

Казалось бы, перелом наступил в 2020 г., когда в рамках программы «Большая стройка«, объявленной президентом Зеленским, за год было построено и реконструировано рекордное число общеобразовательных учреждений — 115. Интересно было бы понять, по каким критериям формируют адреса ремонтных и строительных работ. Например, в 37-тысячном Василькове Киевской области с 2016 г. не могут отремонтировать школу, фасад которой обрушился в аккурат, когда в здании проводились уроки. Чудом никто не пострадал.

В стороне от «Большой стройки» остался Киев и примыкающие к нему населенные пункты. Из-за роста увеличения населения, общеобразовательные и дошкольные учреждениях столицы сегодня переполнены. В некоторых классах учится по 35-40 человек. В то же время мэр Виталий Кличко заявил, что в 2020 г. было открыто четыре детских сада и осуществлена реконструкция в гимназии № 315 в Дарницком районе. В целом, за шесть лет в Киеве было реконструировано или построено 9 школ и 31 детсад. Это при том что с 2014 г. по 2020 г. финансирование образовательной сферы в столице выросло в четыре раза: с 5 млрд грн в 2014 году до 22 млрд в 2020-м. Добавим, что на сегодняшний день Киеву необходимо 57 школ и 70 детских садиков.

В начале 2021 г. некоторые администрации столичных школ начали уведомлять родителей учеников, что прекращают наборы в 10-е классы уже с этой осени. Скандал приобрел размах и министр МОН Сергей Шкарлет пообещал, что все девятиклассники смогут и дальше продолжать учебу в своих школах.

Квалификация высшего образования

Квалификация высшего образования сочетает в себе академическую и профессиональную квалификацию. Это очень важная особенность украинского высшего образования, унаследованная от советского прошлого. Государственный диплом является одновременно свидетельством об образовании и профессиональной лицензией. Прием на работу определяется соответствием между государственным определением знаний и навыков, необходимых для разных уровней занятости, и государственным определением уровней образовательной квалификации. Отсюда соответствие между классификацией образовательной квалификации и классификацией профессиональной структуры, что привело к введению термина «образовательный уровень».

Закон о высшем образовании (2002 г.) устанавливает трехуровневую структуру высшего образования: неполное, базовые и комплексные образовательные уровни с соответствующими уровнями учебно-уровневые младшего специалиста, бакалавра, специалиста и магистра. В 2016 году Министерство образования преобразовало эту систему в уровни младшего бакалавра, бакалавра, магистра, доктора философии и доктора наук .

Младший специалист

Младший специалист или Младший бакалавр — образовательно-квалификационная ступень высшего образования лица, получившего на базе полного среднего образования незаконченное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения производственных функций на определенном уровне профессиональной деятельности, предусмотренные для исходные позиции в определенном виде экономической деятельности. Нормативный срок обучения составляет 2,5–3 года.

Лица с основным средним образованием могут обучаться по образовательным и профессиональным программам подготовки младших специалистов, получая при этом полное среднее образование.

Бакалавр

Бакалавр — образовательно-профессиональный уровень высшего образования лица, получившего на базе полного среднего образования базовое высшее образование, фундаментальные и специальные навыки и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работы) на определенном профессиональном уровне. деятельность (в экономике, науке, технике, культуре, искусстве и др.). Нормативный срок обучения составляет 4 года (240 кредитов ECTS ).

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавриата может осуществляться по сокращенной программе обучения на базе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.

Владелец

Магистр — образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, имеющего полное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работы) инновационного характера на определенном уровне профессиональной деятельности (в инженерии, бизнес-администрирование, педагогика, искусство и др.).

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня магистра также может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня специалиста . Срок обучения обычно составляет 1–1,5 года (60–90 кредитов ECTS ).

Во время учебы на уровне магистра или специалиста студенты должны написать свою итоговую работу по выбранному предмету и сделать ее презентацию, чтобы уметь собирать, анализировать и обобщать, синтезировать и передавать учебный и практический материал; часто требуется знание иностранного языка.

Подготовка специалистов с образовательно-квалификационным уровнем специалиста или магистра по таким направлениям, как медицина , стоматология , ветеринария , обучение осуществляется на базе полного среднего образования в течение 5–6 лет (301-360 кредитов ECTS ) ( как это принято в Западной Европе для профессий, зарегистрированных государством ).

Специалист

Специалист — образовательно-квалификационный уровень высшего образования человека, который на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работы) на определенном уровне. профессиональной деятельности (в экономике, науке, технике, культуре, искусстве и др.). Нормативный срок обучения — 1 год (60кредитов ECTS). В 2016 году специальность была упразднена в Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector