Образцы рецензий на научные статьи. примеры из архива журналов

Объем и содержание рецензии

Содержание рецензии зависит от того, какой вид работы оценивается: научное исследование, книга, дипломная работа, диссертация, кинофильм и т.д. 

Приблизительный план того, как писать рецензию на научную статью, включает в себя соблюдение общих требований, носящих условный характер, так как тип рецензируемого объекта потребует соблюдения определенных правил: 

  1. Информация о том, что именно рецензируется, название, краткие сведения об авторе. 
  2. Краткая передача содержания.
  3. Критический анализ формы, содержания, структуры композиции, стиля изложения. 
  4. Акцент на преимуществах и указание на недостатки с пояснением причин ошибок. 
  5. Аргументированное резюме. 

Если рецензируется научная статья, то план должен содержать следующие пункты:

  1. Краткая библиография: название статьи, область исследования, информация об авторе с упоминанием его рода деятельности, места учебы или работы, званий, степеней, если таковые имеются.
  2. Основная часть должна содержать самую суть содержания: оценку актуальности темы и полноты ее раскрытия, анализ текста с точки зрения логики изложения, соблюдения структуры, достаточного количества цитируемых источников, которые наглядно подтверждают глубину изучения теории вопроса, выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли в итоге поставленная цель. 
  3. Научная и практическая значимость работы. 
  4. Положительные стороны и недочеты. 
  5. Соответствие оформления статьи государственным стандартам или методическим рекомендациям, грамотность, соблюдение стиля. 

В конце рецензии подводится итог. Для курсовых работ, контрольных, дипломов, которые написали студенты, необходимо указать итоговую оценку. Для научных статей — резюме о возможности публикации или использования материала в практической деятельности: в качестве лекционного материала при обучении студентов. Резюме на диссертацию должно содержать рекомендацию о возможности присвоения ученой степени автору.

Резюме завершается информацией об эксперте: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.

Требования к содержанию рецензии:

  • Объективная оценка: статью необходимо оценивать вне зависимости от личных пристрастий эксперта, только с позиции научной значимости объекта экспертизы.
  • Отсутствие эмоционально окрашенной лексики, подробного описания второстепенных деталей.
  • Наличие аргументированной доказательной базы. Рецензенту необходимо обосновывать каждый приведенный аргумент. 

Средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков, это составляет примерно 1-2 страницы текста на листах формата А4.

Рецензия или отзыв?

В основе рецензии лежит отзыв. При этом не всякий отзыв называется рецензией. 

Задумались? Путаница вокруг этих понятий возникает регулярно. На самом деле все просто.

Рецензия — статья о произведении искусства, культуры, науки, публицистики. Да не простая, а аналитическая: с информационным обзором, критическим разбором, аргументированной оценкой. 

Опирается на авторитетность и экспертность. Нужна, чтобы:

  • создать предварительное впечатление у читателей, зрителей, слушателей 
  • пробудить у них интерес — это самое произведение искусства попробовать на вкус 

Отзыв — отклик о чем угодно, без аргументации, с минимальным количеством фактов. В отличие от своей «старшей сестры» лишен аналитической составляющей. Это эмоциональное мнение на уровне «хороший/плохой», «нравится/не нравится». Разовые оценочно-личные впечатления, которые не претендуют на «оружие массового поражения». 

Рецензия, подобно даме из высшего общества, достаточно сдержана в эмоциях. Ее репутация — беспристрастная законодательница мод. Нравится/не нравится не столь прямолинейно, как в отзыве. Оно словно проступает сквозь глубокий, доказательный анализ.

Человека, который пишет рецензии, называют рецензентом

Быть рецензентом ответственно. Нужно укладываться в узкие границы жанра

Акцентировать внимание на самом важном. Знать, как и что писать. Языком отлично владеть

С логикой дружить. Нормы оформления соблюдать. 

Языком отлично владеть. С логикой дружить. Нормы оформления соблюдать. 

Зачастую, чтобы составить краткую рецензию на прочитанный текст, необходимо осилить огромный том. Или даже несколько огромных томов. Труд рецензента не так прост, как кажется.

Хотя по сути рецензионная статья — штука критическая, в ней анализируются не только недостатки, но и достоинства произведения. Объективность — важнейшее качество рецензента-профи, показатель его уровня экспертности.

Традиционная, излюбленная цель рецензентов — новинки. Свеженькие, с пылу-жару. Устойчивое мнение о которых у широкого круга слушателей, зрителей, читателей еще не сложилось, потому что их еще толком не смотрели, не слушали, не читали. Как только они появляются, рецензионная братия берется за дело. Во-первых, обозревает, разбирает, оценивает. Во-вторых, рассматривает новые произведения в контексте современности, насущности, злободневности. Поэтому еще один важный атрибут рецензии — ее актуальность.

Примеры ключевых частей рецензии с комментариями

Примеры рецензий существенно облегчают работу начинающего «оценщика» статей.

Подборка образцов, которые найдете ниже, поможет разобраться, как должен выглядеть конечный вариант рецензии.

Рецензии на статью на литературоведческую тему (https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcRnBnbmloWkRsaTQ/view?usp=sharing и https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcVDZmOExweGpBbWM/view?usp=sharing)

Рецензия на статью экономической области знаний (https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcLU4yZW9vTE5MZ2M/view?usp=sharing)

Рецензия на статью по правоведению (https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcalBCd0FQakozYnM/view?usp=sharing)

Рецензии взяты из сайта издательства «Аналитика Родис» (http://publishing-vak.ru/review-sample.htm)

А теперь немного прокомментируем выбранные анализы, сравнив их между собой.

Возьмем во внимание рецензии под № 1 в списке. Первая ссылка демонстрирует неправильное определение актуальности, ведь она не может быть вызвана лишь тем, что эту проблему выбрал один автор

Первая ссылка демонстрирует неправильное определение актуальности, ведь она не может быть вызвана лишь тем, что эту проблему выбрал один автор.

Проблема должна быть актуальной для науки в целом или для общества.

Прочитав рецензию по второй ссылке, обоснование актуальности вы вообще не найдете.

Хороший пример этой части можно обнаружить в рецензии под номером 3.

Хороший пример этой части можно найти, перейдя по второй ссылке первого пункта.

Рецензент основательно разобрала все достоинства статьи, правда, о недостатках не упомянула.

Неплохо расписаны аспекты анализируемой статьи и в рецензии № 2.

Что касается заключения, оно приблизительно одинаково для всех представленных рецензий.

Все рецензенты рекомендуют статьи, если же требуется сделать противоположное заключение («не рекомендую»), свою позицию нужно обязательно аргументировать.

Обратите внимание! Мы подавали уже готовые примеры рецензий

Важно еще раз подчеркнуть, что рецензенты работают с чистовым вариантом, где исправляют ошибки, вынося их на берега

Важно еще раз подчеркнуть, что рецензенты работают с чистовым вариантом, где исправляют ошибки, вынося их на берега

Структура рецензии на произведение

В трех частях, из которых состоит критический отзыв, последовательно излагается информация о книге, писателе, сюжетных, стилистических, композиционных, жанровых особенностях текста. Каждый блок нужен, чтобы решить определенные задачи.

Начало рецензии

Во вступлении рецензент знакомит читателей с произведением и его автором

Критик стремится заинтересовать целевую аудиторию (ЦА), привлечь внимание случайных посетителей, заставить их продолжить чтение

Так пользователи знакомятся с темой, а потом открывают ссылку на полную версию статьи.

Как начать повествование, решает автор отзыва.

Возможны следующие варианты:

Пример введения для рецензии.

  • указать выходные данные книги (название, фамилию, имя, отчество писателя, год издания, место публикации);
  • вкратце рассказать об авторе произведения (годы жизни и творческой активности, предыдущие работы, жанровая принадлежность, яркие факты из биографии, награды);
  • процитировать другой отзыв, фрагмент рецензируемой книги или текста на близкую тему;
  • дать емкое определение жанру, в котором написано произведение;
  • обозначить один из вопросов, поднятых писателем, упомянуть об их актуальности в реальном мире;
  • пересказать завязку или яркий поворот сюжета без раскрытия главной интриги;
  • в нескольких словах описать одного или нескольких персонажей.

Изложение основной идеи

После вводной части критик знакомит читателей с главной идеей книги.

Для этого необходимо сформулировать:

  • проблемы, которые рассматриваются в произведении;
  • вопросы, на которые писатель ищет ответы;
  • центральную мысль текста.

Рецензент оценивает, удалось ли автору создать реалистичные образы героев, описать их взаимоотношения, чтобы раскрыть основную тему. Уровень писательского мастерства зависит от умения донести до читателей смысл. Литераторы по-разному используют образы и стилистические приемы, поэтому задача критика — определить, смог ли писатель добиться задуманного эффекта с помощью задействованных в тексте средств выразительности.

Автор рецензии в непринуждённом стиле оценивает рассказ А.П.Чехова «Страшная ночь».

Анализ определенных моментов

Далее в основной части рецензент рассматривает отдельные компоненты, которые влияют на представление читателя о книге.

Среди них стоит выделить:

  • заглавие произведения и его частей;
  • период и место действия;
  • развитие образов по ходу сюжета;
  • характеристики главных и второстепенных действующих лиц;
  • диалоги между героями.

Критик оценивает, как перечисленные элементы способствуют раскрытию главной идеи. Чередование некоторых приемов и особенности их передачи на письме влияют на скорость, с которой развивается действие, поэтому в рецензиях часто упоминают о динамике сюжета. Также отмечают, насколько достоверными выглядят поступки и размышления героев, хорошо ли проработаны детали описаний и биографий. Можно упомянуть о сопереживании персонажам или его отсутствии.

Автор рецензии в ироничном ключе анализирует диалог главных героев.

Вывод на основе вышеизложенного

В этой части автор подводит итоги анализа текста. Уместно отметить слабые и удачные находки писателя, сопоставить новинку с его предыдущими работами, подчеркнуть значимость книги, оригинальность идеи или нестандартность ее подачи. Полезно указать, каким категориям читателей произведение понравится больше.

Автор рецензии подводит итог по прочитанному им произведению.

Типология

По субъекту (автору)

  • Экспертная рецензия. Написана независимым профессиональным критиком.
  • Потребительская рецензия. Написана потребителем продукта (пользователем услуги).
  • Заказная рецензия. Написана по заказу создателя произведения. Как правило, купленные обзоры являются предубеждёнными, хотя бывают и исключения.

По объёму

  • Большая (гранд-рецензия). Развернутая рецензия, особенность специализированных изданий. Большой объём дает автору возможность достаточно глубоко и всесторонне охватить исследуемую тему. Такие рецензии обычно готовят маститые критики, обладающие авторитетом у публики, имеющие устойчивые общественно-политические и философские взгляды.
  • Маленькая (мини-рецензия). Может представлять собой всего лишь краткое извещение автором читателя о своих впечатлениях от увиденного фильма или прочитанной книги. Такой материал не содержит обоснования мнения критика, анализа различных аспектов предмета отображения. Или может быть в виде сжатого, насыщенного, аргументированного анализа того или иного произведения. В мини-рецензии мысль критика должна быть краткой, ёмкой, максимально точной.

По числу анализируемых произведений

  • Монорецензия. Анализируется одно произведение, хотя автор может производить какие-то сравнения и с этой целью упоминать другие произведения. Но объём сравнительного материала должен быть небольшой. Автор обычно сравнивает новое произведение с уже известным аудитории.
  • Полирецензия. Производится разбор двух или более произведений, они обычно сравниваются между собой, и такой разбор занимает довольно большое место. Ведется сравнительный анализ только что созданных произведений, не известных и мало известных аудитории. 

Кто ее пишет, кому нужен такой анализ

Рецензентом может стать как профессионал, так и любитель

Рецензентов можно поделить на несколько групп:

  • профессионалы (театральные, литературные критики, научные кадры);
  • любители (те, кого впечатлил определенный объект, и свои эмоции хочет выплеснуть на бумаге);
  • учащиеся (написание простых рецензий на книгу предусмотрено школьной программой, студенты-журналисты, филологи пишут рецензии в рамках некоторых дисциплин).

Тексты, созданные рецензентами, предназначены для:

  • привлечения внимания к объекту (книге, фильму, театральной постановке и др.), повышения уровня его популярности;
  • оценки научной работы с целью определения ее ценности, присвоения квалификации автору.

Читательская аудитория рецензий включает различные группы людей. Это кинолюбители, почитатели писательского творчества или театрального искусства (независимо от социального статуса, пола или возраста), ученые или члены комиссии на защите научных работ.

Действие первое: составляется черновик, где анализируются основные характеристики фильма

Чтобы составить рецензию на спектакль или кинофильм, для начала нужно набросать черновой вариант, чтобы потом не редактировать опубликованный отклик в интернете. Чтобы быть компетентным в теме, автору будущей рецензии нужно выполнить следующие действия:

  • нужно знать предмет обсуждения, поэтому для начала просмотрите фильм, а лучше пару раз;
  • после первого просмотра тезисно отмечайте впечатления от фильма, ведь только свежее впечатление формирует характер отзыва;
  • далее просмотрите подробную информацию о фильме, кто режиссер, сценарист, какие актеры были задействованы, какими актерскими регалиями они обладают;
  • перед написанием рецензии можно просмотреть уже имеющиеся отзывы и критику о фильме, чтобы вдохновиться, но при этом не повторяться;
  • отдельным списком нужно отметить для себя, какая музыка и саундтреки сопровождали фильм.

После того, как была проведена такая подготовка к написанию чернового варианта рецензии, можно приступать к ее непосредственному составлению. Для этого рассматриваются поэтапно несколько важных пунктов, описываемых в положительном или негативно ключе.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Сценарий картины

Половина успеха фильма или 100% провала – это сценарий к нему. В ходе написания и проработки сценария работает обычно сразу несколько специалистов

Автору в рецензии нужно уделить внимание нескольким пунктам:

  • последовательность событий и их логика;
  • насколько были завершены сцены;
  • присутствует ли кульминация и насколько она яркая;
  • какие характеры у героев киноленты, как развиваются характеры каждого из них по мере развития событий;
  • насколько интересны и грамотно составленные диалоги в фильме.

Писать отзывы касательно сценария и указанных пунктов можно сразу после просмотра фильма, а в ходе просмотра делать пометки в черновом варианте. Профессиональные критики советуют «переспать» с впечатлениями и эмоциями, а на свежую голову писать отклик.

Режиссура

Всем процессом съемок руководит режиссер, он также может корректировать сценарий и подбирать актеров. Поэтому в рецензии обязательно нужно указать, насколько режиссеру удалось реализовать сценарий фильма. А чтобы оценить его, как специалиста в своем деле, лучше заранее ознакомиться с предыдущими его работами, какие фильмы стали успешными, а какие неудачными.

Благодаря знакомству с деятельностью режиссера в прошлом, можно глубже оценить его способности и режиссуру в принципе. Чтобы действительно оценить режиссуру отдельно от сценария и других элементов, фильм нужно посмотреть минимум дважды. Некоторые профессиональные критики для оценки новой киноленты просматривают ее несколько раз подряд.

Игра актеров

Перед просмотром фильма, на который в дальнейшем будет написана рецензия, важно ознакомиться с актерским составом, кто какую роль будет играть. А о самых главных актерах нужно составить краткую биографию, то есть, в каких успешных фильмах и ролях они засветились, а может, сыграли провальные роли

Знакомясь с актерами и их деятельность в прошлом, можно примерно понимать, насколько успешно и гармонично им удалось влиться в новые роли. В черновом варианте рецензии нужно отметить амплуа актеров, подчеркнуть актерские регалии, оценить, насколько зритель может верить их игре и т. п.

Работа оператора

Работа режиссера и работа оператора – это два отельных творческих процесса. Режиссер управляет, командует и ставит задачи перед оператором, а его функция заключается в воплощении всего этого

Чтобы оценить работу оператора обратить внимание можно на несколько моментов:

  • гармоничность и красота планов;
  • впечатление от визуального ряда в киноленте;
  • манера съемки оператора в этой картине и других известных фильмах.

Музыка

Всегда успешные нашумевшие киноленты обращают много внимание вокруг своего музыкального сопровождения. А некоторые саундтреки становятся настоящими гимнами кинолент

Каждый режиссер знает, что музыкальное сопровождение картин и сюжетов составляет 50% впечатления от происходящего на экране.

Автору рецензии нужно будет оценить, насколько музыка подходит под характер событий и жанра фильма, насколько треки передают настроение, которое посылает зрителю режиссер и актеры. В рецензии хорошо будет, если треки будут указаны точно с указанием исполнителя и дорожек, чтобы читатели смогли получить максимум полезной информации.

Спецэффекты

При составлении рецензии на кино проще всего оценивать спецэффекты, грим и костюмы. Но что интересно, большинство рецензентов допускают ошибки как раз на моменте спецэффектов и костюмов, не понимая задумки режиссера

При оценке спецэффектов важно сопоставлять возможности и желания создателей киноленты

Образец рецензии на дипломную работу (ВКР) «Анализ конкурентоспособности предприятия»

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу студентки группы ____

«________ »

Конкурентоспособность предприятия – это объективная многофакторная характеристика хозяйствующего субъекта. Оценка конкурентоспособности- сложная задача, от решения которой зависят дальнейшие стратегические и тактические действия предприятия.

Поэтому все большую актуальность приобретают проблемы, связанные с повышением конкурентоспособности как продукции, так и самого предприятия.

В первой главе достаточно подробно рассматриваются теоретические аспекты  оценки конкурентоспособности предприятия и товара. Раскрыта сущность таких понятий как «конкурентоспособность», «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность предприятия»

Особое внимание уделено методам оценки конкурентоспособности товара и предприятия

Во второй главе работы проведен подробный анализ рынка молочной продукции. Рассчитаны и проанализированы показатели конкурентоспособности продукции и предприятия. Выявлены основные направления  повышения конкурентоспособности предприятия.

Третья глава непосредственно посвящена разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Кинешма-молоко».

Работа выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы, и  заданием, выданным руководителем 01.03. 2012 г.

Несомненными достоинствами  работы являются:

  1. Оценка эффективности внедрения новой для данного рынка молочной продукции.
  2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
  3. Переоценка интегрального показателя конкурентоспособности с учетом предложенных мероприятий.

Однако по данной работе можно сделать следующие замечания:

  1. Во второй главе уделено значительно меньше внимания, чем следовало бы оценке маркетинговой стратегии предприятия и факторам внешней среды, которые оказывают непосредственное влияние на конкурентоспособность предприятия.

В работе соблюдена логика в изложении материала, показан хороший литературный стиль, владение экономической терминологией. Все сделанные в работе выводы обоснованы и подкреплены расчетами. Качество оформления дипломной работы высокое.

Дипломная работа заслуживает оценки «отлично», а ее автор – присвоения квалификации «Экономист-менеджер» по специальности «Экономика и управление на предприятии».

Рецензент:

Генеральный директор ООО «_________» _____________ ФИО

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

При написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Структура рецензии

Как начать рецензию

Написание любой рецензии начинается с выбора основной темы. Дальше необходимо найти, тщательно изучить материал, с которым предстоит работать, причём поверхностное изучение не подойдёт – в тему придётся углубляться

От выбранной темы зависит стиль письма (научный или публицистический), на что обязательно нужно обратить внимание. Дальше определяется структура рецензии, её содержание, при желании можно набросать план рассказа, определить будущее оформление

Наиболее предпочтительный вид речи – сдержанный, без лишней эмоциональной окраски.

После выбора темы и стиля рассуждения на первом этапе указывается информация об авторе: фамилия, имя, место учёбы или работы, непосредственно название исследуемого объекта.

Основная идея произведения

На следующем этапе пишется основная суть исследуемого произведения, краткое содержание (не более двух-трёх предложений), обсуждается актуальность выбранной темы – важность затрагиваемых вопросов, помощь ответов на них в решении современных проблем данной сферы работы – литературы, театра и т.д. Важно писать кратко, осмыслив перед этим содержание прочитанного произведения, просмотренного спектакля и др., чтобы объединить полученную информацию с уже имеющимся багажом знаний, а затем написать связный рассказ

Важно писать кратко, осмыслив перед этим содержание прочитанного произведения, просмотренного спектакля и др., чтобы объединить полученную информацию с уже имеющимся багажом знаний, а затем написать связный рассказ

Критический анализ

Критический анализ должен занимать основную часть рецензии. В первую очередь производится оценка рецензируемого материала, насколько он соответствует требованиям, которые предъявляются исследуемому жанру. Оценка научных работ и художественных отличается: в первом случае оцениваются адекватность применяемых методов, их достаточное обоснование, доказательная база, логичность и последовательность речи. Отмечается грамотное использование схем, рисунков, если такие имеются. Во втором – соответствие формы и содержания, адекватность использования литературных приёмов, богатство языка писателя, особенности композиции.

Дальше рецензент переходит к критическим замечаниям – заявляет о недочётах, промахах автора работы, указывает на недостаток или переизбыток информации, на места, вызывающие вопросы. Однако, критические замечание не стоит переводить в глумление над автором и его работой – рецензент должен мягко указывать на ошибки, не затрагивая личность автора в негативном ключе. Не возбраняется писать пожелания и рекомендации на будущее.

Выводы

На последнем этапе остаётся подвести итоги по работе. Выводы будут разными в зависимости от жанра работы

В случае рецензии на научно-исследовательскую работу, подчёркивается её актуальность и важность в решении проблем, её практическая ценность и возможность применения полученных в ходе работы результатов

В выводе рецензии на художественное произведение акцентируется внимание на том, на какое место в ряду аналогичных работ оно может встать, его значимость для искусства и литературы, вклад в развитие жанра и новизна

Как написать рецензию на фильм: руководство

Работа над созданием рецензии на фильм — процесс достаточно сложный и долгий. Поэтому лучше разбить его на этапы, и двигаться шаг за шагом, это поможет не растеряться и не запутаться в деталях.

1. Цепляющее вступление. Вступительная часть рецензии должна содержать важную информацию о фильме: название, режиссер, дата выхода, жанр. Можно упомянуть о номинациях и наградах, а также указать кассовые сборы (если цифры впечатляющие) и актерский состав. Помимо «технических» моментов и простого изложения сюжета, необходимо выразить свое впечатление от фильма в виде тезиса, например, рассказать:

  • о связи центральной идеи фильма с текущими событиями и общественными проблемам;
  • о схожести сюжета фильма с личной жизненной ситуацией, своим опытом и переживаниями;
  • о связи технических элементов (освещение, звук, монтаж) с тематикой кино.

2. Вынесите приговор. Не томите читателя и выскажите свое мнение о фильме в первых абзацах рецензии. Не следует оставлять все самое интересное «на потом». Если вы решили дать окончательную оценку фильму в конце рецензии, каковы шансы, что читатель до этого конца дойдет?

3. Напишите краткое содержание сюжета. Выберите 4-5 основных событий, избегайте концовки фильма и спойлеров. Сохраните интригу. Если хотите поспойлерить и поделиться необычным развитием сюжета, предупредите об этом читателя.

4. Добавьте чувств. Кроме изложения сюжета, когда вы рассказываете читателю, что вы видели, следует добавить в текст рецензии эмоции, и показать, что вы чувствовали. Передайте свое впечатление от фильма. Какие моменты в сюжете были особенно трогательными, незабываемыми и волнующими? Постарайтесь сделать рецензию менее формальной и более личной.

5. Определите основную цель фильма. Возможно, эта цель скрыта в самом сюжете, а быть может фильм и вовсе не претендует на решение глобальных проблем. Быть может фильм развлекательного характера, и в этом его преимущество — он легкий и простой. Иногда основную задумку серьезного и глубокого фильма можно найти в интервью со съемочной группой, сценаристом или режиссером.

6. Добавьте некоторые детали и подробности процесса кинопроизводства

Здесь важно знать меру и не переусердствовать с терминологией. Вот, о чем вы можете написать:

  • Операторское искусство: формат экрана, выбор плана (передний, общий план, первый и второй средний план, точка съемки и т.д.).
  • Звук. Основная задача — создать необходимую амосферу в фильме. Делится на диегетический звук (звук, который могут услышать персонажи экранного произведения: музыка, пение птиц, лай, гром и т. д., то есть внутрикадровые звуки) и не диегетический (закадровые звуки — саундтрек без слов или песенные вставки, например).
  • Монтаж — создание единой картины из множества снятых сцен. Бывает перекрестный, последовательный, параллельный, ассоциативный монтаж.
  • Мизансцена (от франц. mise en scene — размещение на сцене) — взаимное расположение актёров и окружающей их среды на съёмочной площадке, натурной или павильонной. Сюда относятся пейзажи, визуальные эффекты, психологическое состояние героев и др.

7. Глубокий смысл. Возможно, вам удастся заметить особые символические предметы, повторяющиеся моменты или ключевые фразы, которые придают фильму глубины.

8. Приводите примеры. Недостаточно сказать фразу «игра актеров на высоте». Объясните, что именно вам показалось достойным внимания (внешность, мимика, образ, движения актера).

9. Убедительное заключение. Напомните о тех моментах фильма, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Поделитесь рекомендацией, кому и почему вы советуете посмотреть этот кинофильм.

10. Перечитайте текст рецензии несколько раз. Отредактируйте, исправьте ошибки, которые могут испортить впечатление даже от профессионально написанной рецензии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector