Уровни российского высшего образования

Принципы образовательной политики в России

  1. Гуманизация. Приоритетная роль отдается воспитанию общечеловеческих ценностей – трудолюбия, патриотизма, бережного отношения к природе.
  2. Светский характер образования означает, что государственное образование отделено от церкви.
  3. Демократизация. Развитие национального образования в регионах России, сохранение их культурных традиций.
  4. Автономность. Утрата государством монополии в образовании, децентрализация управления, усиление местных органов власти.
  5. Общедоступность. Равные права на получение образования закреплены Конституцией РФ (статья 43). Обязательным является получение основного общего образования.
  6. Адаптивность к потребностям и возможностям обучающихся. Обучение на дому. Инклюзивное (включенное) образование для детей с особенностями развития. Такие дети ходят в класс с остальными детьми.

Похожие термины:

  • педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специ

  • обусловленная целями и потребностями общества система знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, которая должна быть сформирована в процессе обучения с

  • (hidden curriculum) — важный компонент содержания, которое отражается в образовательном результате. Явление получило название благодаря Филу Джексону, который в своей книге «Жизнь в классе» высказал гип

  • педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов деятельности, необходимых для усвоения конкретного пред

  • система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, фо

  • нормативное выражение государственного и социального заказа к системе образования как фактору экономического и социального прогресса общества.

  • педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов деятельности, получаемое до знакомства с изучаемым пред

  • педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов деятельности, необходимых для всего класса учебных пред

  • педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов Деятельности, необходимое для усвоения группы близких у

  • Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников т.н. опыт человечества, который передается им для усвоения. Главной социальной функцией образования счи

  • система последовательных результатов (итогов) целенаправленно организованного обучения личности: 1. — ученический (деятельность по узнаванию); 2. — алгоритмический (деятельность по узнаванию); 3. — эв

  • система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности. Включает: 1) сумму понятий, положений, алгоритмов и современных теорий, объясняющих явления, которые пр

  • сумма знаний, умений и навыков, в основном соответствующая современному состоянию научного знания, педагогически переработанная в общие основы наук, общественные отношения, производство.

  • социально-педагогические требования, предъявляемые к содержанию образования и имеющие целью обеспечение самоопределения личности, условий для ее самореализации; развитие гражданского общества

Классификация образовательных функций

Функции образования в обществе бывают либо явными, либо латентными. Первые выделяют как обязательно необходимые, вторые – это непреднамеренный результат деятельности участников образовательного процесса.

Явные функции показывают цели образовательных институтов, а латентные демонстрируют результат. Одними из распространенных явных функций являются:

  • приобретение знаний и навыков
  • подготовка к получению знаний
  • непосредственно обучение
  • усвоение ценностей общества

Из скрытых, основными будут три функции общего образования:

  • формирование социального статуса в обществе
  • нахождение прочных связей
  • поддержка выпускников в поиске работы

Научная литература предоставляет различные экземпляры теорий функций и их систематизации. К примеру, Л. М. Коган выделял ряд функций образования:

  • трансляционную
  • ценностно-ориентировочную
  • гуманистическую
  • адаптационную

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Известной и востребованной до сих пор является теория П. О. Кенкманна. Он подчеркивает возможность реализации социальных программ через образовательный процесс. Функции общего образования с примерами, выделенные им:

  • социальная, которая базируется на социальной структуре общества
  • профессиональная, благодаря которой членов общества подготавливают к выполнению обязанностей
  • гуманистическая, заключающаяся в передаче знаний младшим поколениям
  • идеологическая, сформированная вокруг обособления четкой жизненной позиции человека

Теорию подкрепляет и дополняет В. Т. Лисовский, добавляя в перечень моральную и политическую функции.

Общая характеристика делит основные функции образования на социально-культурные и социально-экономические. Первый пункт включает в себя гуманистические и социальные аспекты, культурные явления. Второй более зациклен на формировании профессиональной среды. В настоящем профессионале своего дела наиболее ценится гармоничное сочетание всех вышеназванных аспектов.

↑ Понятие «образование». Образованность.

Конституция РФ. Статья 43

  • Каждый имеет право на образование.
  • Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  • Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Образование — это целенаправленный организованный процесс передачи систематизированных наукой знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении, необходимая часть социализации.

Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

Образованность личности — это показатель уровня усвоения индивидом знаний и опыта, а также возможность и способность использовать их в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Компоненты образования:

  1. Совокупность образовательных стандартов и программ
  2. Органы управления образованием
  3. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования
  • гуманистический характер образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Образование является социальным институтом, который состоит из большой сети учреждений (институты, школы, училища и т.д.), органов управления (министерства, департаменты, управления) и обширной системы норм и правил.

Сеть образовательных учреждений:

  • дошкольные образовательные учреждения;
  • общеобразовательные школы (гимназии);
  • профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);
  • учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т.д.);
  • духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т.д.);
  • университеты, колледжи, технические школы;
  • учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров;
  • учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т.д.)

Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ

Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.

На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Похожие термины:

  • образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полно

  • необходимое для полноценного вступления в трудовую деятельность профессиональное воспитание и обучение (подготовка) на тех уровнях образования, в отношении которых действуют федеральные госуда

  • совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального обр

  • установленные в Российской Федерации следующие уровни: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее обр

  • самостоятельная область образования, возникшая в условиях индустриализации общества и борьбы за социальное равноправие женщины. Главным фактором, обусловившим появление низшего и среднего женс

  • звено в цепи непрерывного образования человека, целью и содержанием которого является профессиональная подготовка рабочих, служащих, специалистов разных уровней квалификации (среднее профессио

  • степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т. е. насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности и об

  • имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельны

  • уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся прис

  • (АПО) – новая форма интеллектуального труда, призванная генерировать новые идеи, обобщать передовой опыт, поддерживать инициативу в области профессионального образования. Логикой самой жизни ас

  • образование, получаемое гражданами в государственных образовательных учреждениях (начальное или среднее профессиональное), а также по направлению службы занятости потерявшими возможность рабо

  • наука, предметом которой являются образование, обучение и воспитание учащихся в процессе теоретического обучения и производительного труда. Как теория образования, обучения и воспитания дидакти

  • характеризуется различными концепциями образовательного процесса. Они определяют два направления (модели) в педагогике: рационалистическое и гуманистическое. Рационалистическая модель процесс

  • документы государственного образца, удостоверяющие профессиональное образование и отражающие ступени профессиональной квалификации; являются основанием для получения работы по профессии или

Понятие образования

Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

Компоненты образования:

  1. Совокупность образовательных стандартов и программ.

  2. Органы управления образованием.

  3. Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

Основные пути получения:

  1. Обучение в учебных заведениях.

  2. Образование в семье.

  3. Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

Образование можно разделить на два уровня:

  1. Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

  2. Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

↑ Самообразование

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.

Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.

Самообразование дает человеку очень много преимуществ.

В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.

Понятие содержания обучения

Определение 1

Содержание образования – это система адаптированной под цели педагогов информации, которая позволяет передать учащимся знания, умения, необходимые навыки, помочь им получить опыт творческой деятельности, эмоционального восприятия мира, направить их развитие в конструктивное русло.

Содержание образования не является статичным набором знаний. Оно может произвольно меняться в зависимости от:

  • контингента учащихся;
  • цели образования.

Содержание образования будет различным для младших школьников и старшеклассников, для тех, кто получает базовое и высшее/среднеспециальное образование. Как видите, содержание образования определяет содержание обучения.

Функции содержания образования для учащегося и педагога различны. Для ученика оно выполняет в первую очередь информационно-коммуникативную функцию, позволяет получить основные знания об окружающем мире, принципах и законах науки. Процесс освоения содержания образования учеником предполагает:

  • овладение способами общения и общей коммуникативной культурой;
  • получение опыта использования различных форм взаимодействия между людьми.

Если говорить о педагоге, то тут главенствующее положение имеет предметно-инструментальная функция, так как содержание – это средство воздействия на учащихся, которое позволяет:

  • стимулировать умственное развитие подопечных;
  • сформировать целостное восприятие мира;
  • выработать навыки практической работы;
  • направлять познавательную деятельность.

Фактически, содержание становится инструментом, который позволяет соединить воедино знания и опыт, уже имеющиеся у детей, и новую информацию, получаемую учащимися в процессе обучения.

Содействие верховенству закона в начальном образовании

Воспитание глобальной гражданственности для достижения результатов обучения на уровне начальной школы

Школы играют важную роль в социализации детей и в развитии у них понимания способности делиться , справедливости, взаимного уважения и сотрудничества. Школы формируют фундаментальные ценности и компетенции, которые являются строительными блоками для понимания таких понятий, как справедливость , демократия и права человека .

Системы образования, которые продвигают образование в духе справедливости , то есть уважение к верховенству закона (RoL) вместе с международными правами человека и основными свободами, укрепляют отношения между учащимися и государственными учреждениями с целью расширения возможностей молодых людей стать поборниками мира и справедливости . Учителя часто находятся на переднем крае этой работы и вместе с семьями играют формирующую роль в формировании отношения и поведения детей.

Образование в области глобальной гражданственности обеспечивает общую основу для подхода к RoL. Он направлен на то, чтобы дать учащимся возможность участвовать и брать на себя активную роль как на местном, так и на глобальном уровне в качестве активных участников построения более справедливого, мирного, толерантного , инклюзивного, безопасного и устойчивого мира.

Формы получения образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Что такое семейное образование

Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

<<Блок перелинковки>>

Давайте разберём основные виды семейного образования.

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.  
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Что такое самообразование

Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Форма самообразования подойдёт, если подросток: 

  • хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
  • уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
  • хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.

Зачем включать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс

В июне 2012 года президент РФ принял «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» Этот документ законодательно закреплял права детей-инвалидов на следующее:

  • включение в образовательную среду наравне со всеми детьми;

  • свободу от дискриминации в сфере образования.

Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:

  • запустили программы социально-психологической помощи;

  • создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.

Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.

Designed by pch.vector/Freepik

Процесс обучения может быть интегрированным и инклюзивным. Оба этих термина означают, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычной общеобразовательной школе, несмотря на разницу в развитии. Однако процесс обучения будет выстроен по-разному. Сейчас расскажем, что такое интегрированное обучение и чем отличается от инклюзивного.

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Виды образования

Образование разделяется на общее, профессиональное и дополнительное. Дополнительно выделяют уровни образования:

  1. Дошкольное;
  2. Начальное общее;
  3. Основное общее (неполное среднее);
  4. Среднее общее (полное среднее);
  5. Среднее профессиональное;
  6. Высшее: 
    • бакалавриат, специалитет;
    • магистратура;
    • аспирантура, ординатура.

Общее образованиепредставлено базовыми знаниями, требуемыемыми для понимания явлений действительности, участия в жизнедеятельности общества. В процессе школьного обучения происходит социализация – знакомство и принятия действующих ценностей, норм, правил, морали.

Профессиональное образование – ставится упор на специализированные области жизнедеятельности (культурная, экономическая, политическая). В ходе происходит усвоение узконаправленных знаний, практических умений в выбранной сфере.

Обучение может проходить в очной, очно-заочной, заочной форме. Дополнительно также выделяют семейное образование, самообразование и экстерн.

Смотрите также:

  • Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
  • Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
  • Религия
  • Искусство
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector