Специальность химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий

Содержание:

Кто такой химик

Химик – это квалифицированный специалист, который изучает химические вещества и соединения, их свойства и особенности реакций. По сути, химиком можно назвать любого специалиста, который работает с химическими веществами – это может быть ученый, рабочий на химическом производстве, лаборант химического факультета или преподаватель химии в школе.

Единого мнения по поводу происхождения термина «химия» не существует. Однако точно известно, что впервые его употребил греческий алхимик Зосима Панополитанский в V веке нашей эры, используя его в смысле «наливание», «настаивание». Кстати, по официальной версии развиваться эта наука начала около пяти тысяч лет назад в Египте и Междуречье. Однако скорее всего первые химические опыты проводились еще на заре развития человечества (например, горение и кипячение).

Примечательно, что в Средневековье алхимики приравнивались к колдунам и жестоко преследовались инквизицией. И только в 17 веке общество признало химию, как науку в результате чего появились химики-ученые.

Современный химик производит химический анализ состава веществ, изучает их свойства, дает прогноз использования, синтезирует новые продукты, налаживает технологический процесс, контролирует соблюдение технологии и выполняет множество других задач. Что именно представляют из себя эти задачи, зависит от специализации химика. Наиболее распространенными специализациями являются:

  • химик-инженер – контролирует качество сырья, которое изготавливается, и проводит анализ вспомогательных составляющих. В его задачи также входит работа над методиками производства, контроль химических процессов и заполнение документации;
  • химик-лаборант – производит анализ веществ на химическом и физико-химическом уровнях: он устанавливает их химический состав и физико-химические свойства, вычисляет соотношение элементов и соединений, содержащихся в исследуемых образцах. Данные процедуры позволяют контролировать соответствие сырья и готовой продукции производственным нормативам;
  • химик-технолог – разрабатывает новые и совершенствует действующие технологии, внедряет их в производство и производит контроль образцов продукции. В его обязанности также входит создание составов с заданными свойствами, расчет требуемого количества сырья, энергии и прочих материалов, анализ отходов и выбор оптимального варианта утилизации. При наличии брака технолог устанавливает его причины и ищет способ устранения проблемы. Современному химику-технологу полезно уметь работать с поставщиками, разбираться в экономике и ориентироваться на рынке химии – все это поможет продвинуться по карьерной лестнице и занять руководящую должность;
  • биохимик – исследует протекание химических процессов в живых организмах, изучает и анализирует их реакции на лекарственные препараты и аллергены, в агрохимии занимается исследованиями по повышению урожайности сортов и так далее;
  • химик-эколог – на предприятиях производит экологический контроль, устанавливает ограничения на природопользование, занимается разработкой нормативов безопасного воздействия на среду, производит инвентаризацию объектов, загрязняющих атмосферу, испытывает установки пылегазоочистки и системы переработки, проводит химическую экспертизу воды, продукции и сырья, ведет документацию.

Нельзя также не упомянуть о таких специализациях, как биофармахимик, химик-исследователь, радиохимик и фармацевт. Подчеркнем, что должностные обязанности специалиста напрямую зависят от места работы.

Необходимые личные качества для освоения профессии

Востребованный химик-технолог должен обладать следующими качествами:

  • Увлеченность профессией. Часто работа химика связана с монотонными действиями, когда приходится часами подбирать подходящие вещества и ждать необходимой реакции. При этом на рабочем месте практически не будет возможности даже немного отвлечься на разговоры с коллегами. Поэтому студент должен быть всецело увлечен тем, чем занимается. В противном случае лаборатория станет для него не местом занимательного исследования, а пыточной;
  • Аналитический склад ума;
  • Трудолюбие. Кропотливая работа часто совмещена с тем, что специалисту приходится подолгу стоять перед реактивами или микроскопом. Сюда же следует прибавить необходимость постоянно записывать различные данные, вносить информацию в таблицы и т. д.;
  • Стремление к самосовершенствованию. Химия относится к области знаний, которая бурно развивается. Появляются новые приборы и методы синтеза веществ. Поэтому на солидном предприятии или в крупной лаборатории будет востребован тот химик-технолог, который всегда в курсе новостей из мира науки;
  • Хорошая память.

«Газпром» и MOL group: кого берут в нефтяники

В России имеется спрос на технологов нефтегазовой сферы. Многие из потенциальных кандидатов мечтают о том, чтобы попасть в крупные корпорации, например, «Газпром» и MOL Group. Несмотря на то, что конкуренция за право работать в таких компаниях довольно высока, у потенциальных соискателей есть все шансы.

К примеру, в последние 8 лет в компанию MOL Group устроилось 1,5 тыс. человек. Студенты профильных вузов имеют право прослушать лекции топ-менеджеров и пройти стажировки.

Обязательными условиями работы в компании являются:

  • наличие профильного образования;
  • знание английского;
  • готовность к переменам и перегрузкам в производственных условиях;
  • умение общаться и осознанно подходить к рискам.

Отбор кандидатов в MOL Group осуществляется прямым способом ‒ с помощью собеседований.

Условия контракта с нефтяной компанией, перечень обязанностей и должностные инструкции зависят от того, какую должность займет претендент.

Заработная плата

Доходы подобных специалистов зависят, в первую очередь, от места их работы. Важен также опыт и профессионализм, и наличие дополнительных знаний и навыков (например, управленческих, юридических, медицинских, экономических, а также знаний иностранного языка).

Карьерный рост

Начальной ступенью карьерной лестницы химика-технолога может стать даже должность лаборанта, а высшей – пост инженера-технолога. На промышленном предприятии, при определенных умениях менеджмента, подобный специалист может со временем занять один из руководящих постов. Также есть возможность развиваться в исследовательском направлении, получая научные звания и степени.

Профессиональные знания

  1. Принципы проведения научных исследований.
  2. Правила работы над созданием новых составов, веществ и продуктов.
  3. Технологии использования, настройки и ремонта технологического оборудования, а также работы с программным обеспечением.
  4. Правила юридически грамотного заполнения различной документации, в том числе, графиков работы, смет, заявок на поставки сырья и оборудования, и так далее.
  5. Основы экономических расчетов эффективности работы предприятия и целесообразности внедрения новых технологий/расширения ассортимента за счет производства новых продуктов.
  6. Принципы контроля качества производимой продукции.
  7. Основы управления коллективом и организации работы подразделений предприятия.

Известные химики-технологи

  1. Д.И. Менделеев, создатель гидратной теории растворов, открыватель периодического закона, автор периодической системы химических элементов, автор лучших учебников по химии второй половины девятнадцатого века.
  2. Н.Н. Смирнов, профессор, доктор технических наук, автор более чем двухсот научных работ (преимущественно – по реакторной технике).

Направление – неорганические вещества

Дипломированный специалист в области химической технологии неорганических веществ решает те же производственные задачи, что и коллеги, специализирующиеся на органической химии:

  1. Контролирует качество исходного сырья, технологический процесс и оборудование.
  2. Осуществляет экспертизу и диагностику химических процессов доступными методами.
  3. Составляет технические задания по модернизации линий, процессов, оборудования, задействованного в производстве.
  4. Составляет технологические регламенты для лабораторий, опытной промышленности и массового производства.
  5. Отрабатывает технологические регламенты.
  6. Внедряет новые методы в производство.
  7. Оценивает их безопасность, соответствие нормативам, эффективность.

Где и кем работать?

Профессиональная компетенция специалиста химической технологии неорганических веществ – получение целевых продуктов из минерального сырья, экспертиза процесса, анализ исходных материалов и целевых конечных продуктов.

В перспективных выпускниках бакалавриата и магистратуры заинтересованы:

  • горнодобывающие и углеобогатительные комбинаты;
  • компании по переработке минерального сырья;
  • производства, выпускающие неорганические кислоты, соли и удобрения;
  • заводы по выпуску строительных и композитных материалов;
  • нанопроизводства;
  • предприятия электрохимической промышленности;
  • лаборатории при заводах, цехах, НИИ;
  • кафедры профильных учебных заведений.

Технология исследования химического состава веществ

В зависимости от вида вещества технология исследования химического состава может быть направлена на проведение:

  • качественного анализа, включающего установление наличия ионов, атомов, молекул в пробе и идентификацию, предполагает оценку физического состояния, структуры, цвета, запаха вкуса;
  • количественного анализа, определяющего содержание и концентрацию веществ в пробе.

При проведении анализа используют стилоскопы; микроанализаторы; электронные, просвечивающие и растровые микроскопы. Для изучения атомно-кристаллического строения применяют рентгенографические методы.

Преимущества обучения в магистратуре

Среди лауреатов Нобелевской премии химиков довольно много. Если студент проявляет способности к исследовательской деятельности, то магистратура вполне может проложить путь к получению этой или любой другой престижной награды.

После окончания бакалавриата можно поступить в магистратуру. Кроме общеобразовательного цикла предметов, здесь более подробно изучаются профессиональные дисциплины, а также выделяется время для научно-исследовательской деятельности.

Право поступления в магистратуру имеют обладатели диплома бакалавра или специалиста с высшим образованием.

Химические технологии энергонасыщенных материалов и изделий

Химические технологии энергонасыщенных материалов и изделий – одно из направлений обучения в вузах на химических факультетах, после которого студент получает специальность химика или химика-технолога.

После обучения, специалисты данного профиля:

  • занимаются организацией эффективных и безопасных материалов;
  • координируют работу на производствах этого профиля;
  • совершенствуют процесс синтезирования энергоемких структур и материалов;
  • осуществляют проекты по созданию новых продуктов и производственных систем.

Технологи могут проводить экспертную оценку аварийных ситуаций и чрезвычайных происшествий на производствах энергосберегающих продуктов и материалов, разрабатывать методы по их ликвидации и минимизации последствий подобных аварий.

Перспективы трудоустройства по профессии

На сегодняшний день в ряду прочих технологических профессий химик является одной из самых востребованных. Как правило, в таких специалистах нуждаются фармацевтические компании, перерабатывающие предприятия, косметические и пищевые производства. Кроме того, это отличный персонал для организаций, занимающихся производством и реализацией строительных материалов.

Оплата труда зависит от того, кем будет работать выпускник вуза. В начале своей карьеры химик-технолог может рассчитывать на зарплату от 20 тысяч рублей. В дальнейшем же опытные технологи получают более 40 тысяч рублей. В таких перспективных отраслях, как нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, зарплата специалиста может начинаться от 60 тысяч рублей. Правда, здесь может понадобиться дополнительное образование или стажировка.

Следует также помнить, что для работников данной сферы предусмотрены различные льготы в виде раннего выхода на пенсию, дополнительных отпусков в связи с особыми условиями труда.

Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Химия — профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза

А также возможны экзаменационные испытания по биологии и иностранному языку (на усмотрение вуза).

Описание специальности

Бакалавр данного направления готовится к производственно-технологической, педагогической и организационно-управленческой деятельности.

Студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в конференциях. Дополнительно они проходят производственную и учебную практику в лабораториях на пищевых, химических, фармацевтических, целлюлозно-бумажных производствах, а также в правоохранительных органах и в научно-исследовательских институтах.

Студенты имеют возможность познакомиться с новейшими методами химического анализа и применить их на практике, если лаборатория учебного заведения оборудована передовыми технологиями, если же нет, то практика может проходить за стенами родного вуза.

В первую очередь предполагается, что поступающий будет заинтересован в исследовательской деятельности в области естественных наук: химии, биологии, физики. Для этого требуются определенные личные качества: независимость, оригинальность, способность работать как в команде, так и одному, наблюдательность, упорство, самоконтроль и творческий подход.

Что касается педагогической деятельности, то учащиеся самостоятельно подготавливают учебный материал, проводят лекции, семинары и практические занятия. Одним словом, готовятся, чтобы стать квалифицированными преподавателями. Получив степень бакалавра, можно продолжить обучение в магистратуре.

Основные предметы при обучении на специальности

Специальность «Химия» предполагает углубленное изучение базовых предметов: математики, физики, химии, информатики. Студенты уделяют много внимания химическим дисциплинам, таким как органическая, аналитическая, физическая и неорганическая химия.

А также узконаправленным предметам:

  • методике химического эксперимента,
  • химическим основам биологических процессов,
  • информатике,
  • принципам моделирования технологических процессов.

Срок обучения на очном отделении — 4 года.

Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки

Студенты должны уметь:

  • проводить химические эксперименты, анализировать, обрабатывать и систематизировать данные, полученные в ходе работы;
  • разрабатывать и создавать новые материалы и продукты;
  • исследовать биологические и фармацевтические препараты;
  • проводить анализ различных веществ: кислот, нефти, нефтепродуктов и т.д.;
  • вести педагогическую и научно-исследовательская деятельность.

Выпускники разовьют технические и математическими способности, смогут воспринимать и анализировать большое количество информации. По окончании обучения выработаются следующие профессиональные качества: высокий уровень концентрации, помехоустойчивость, способность воспринимать и различать широкий спектр цветовой гаммы, хорошее обоняние.

Кем работать

Наиболее распространенными профессиями для студентов, окончивших специальность «Химия» являются:

  • лаборант химического анализа,
  • агрохимик,
  • химик экспертно-криминалистической лаборатории,
  • геохимик,
  • фармацевт,
  • биохимик,
  • химик.

Степень бакалавра дает возможность реализовать себя в различных областях: фармацевтической, косметической и пищевой промышленности.

Химики следят за качеством получаемой продукции, участвуют в ее сертификации.

Где может работать будущий химик?

  1. В научно-исследовательских институтах и организациях;
  2. В организациях, которые занимаются вопросами экологии и следят за состоянием окружающей среды;
  3. На крупных промышленных предприятиях;
  4. В аналитических центрах и лабораториях;
  5. В правоохранительных органах.

«Химия»  — специальность высшего образования, квалификация – академический и прикладной бакалавр (040301). Обзор специальности: экзамены, сроки обучения, изучаемые предметы, где и кем работать, отзывы и подходящие вузы.

Обучение

Чтобы получить профессию микробиолога, придется окончить 11 классов, затем сдавать ЕГЭ, при этом, помимо успешной сдачи основных предметов, нужно выбрать те, которые требуются в выбранном ВУЗе. Поэтому с местом поступления нужно будет определиться заранее, а значит, примерно нужно знать – работе в какой конкретно области хотелось бы себя посвятить. Ведь биотехнолог может применить свои знания разных областях

Но до того как придется сдавать решающие экзамены, стоит уделить внимание нужным предметам, восполнить пробелы, если они есть. Если, например, в школе с той же биологией или химией были проблемы, в институте или университете легче не станет. Наоборот, база знаний должна быть основательной

В школе можно, помимо математики и русского языка, в качестве дополнительных предметов сдавать биологию, химию, английский язык. В России на биологов разной направленности учат во многих учебных заведениях. В крупных городах, краевых столицах точно можно найти факультеты, где удастся получить нужную специальность. К таким учебным заведениям можно отнести, например, следующие:

Наоборот, база знаний должна быть основательной. В школе можно, помимо математики и русского языка, в качестве дополнительных предметов сдавать биологию, химию, английский язык. В России на биологов разной направленности учат во многих учебных заведениях. В крупных городах, краевых столицах точно можно найти факультеты, где удастся получить нужную специальность. К таким учебным заведениям можно отнести, например, следующие:

  • МГУ им. Ломоносова;
  • Российский государственный аграрный университет;
  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова;
  • Московский государственный университет пищевых производств;
  • Институт инновационных технологий и биоиндустрии продуктов питания;
  • Московский физико-технический институт.
  • Национальный исследовательский политехнический университет (г. Томск);
  • Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург).

Биотехнолог – профессия сложная, требующая очень качественной и основательной подготовки. Поэтому приняв решение посвятить себя этой профессии, следует отправляться в высшее учебное заведение. Но если так сложились обстоятельства, и после окончания 9 классов удалось получить образование в колледже или техникуме, всегда можно сменить специальность и поступить в университет или институт. Но тогда нужно будет сдать экзамены, которые необходимы при поступлении в конкретное учебное заведение. Эту информацию придется узнавать на сайте ВУЗа в год поступления. Это могут быть математика, химия, биология, физика, русский и английский языки. Специалисты, которые уже трудятся на предприятии или фирме, могут в процессе работы проходить курсы повышения квалификации, посещать различные лекции, семинары, симпозиумы, конференции, но они уже будут связаны непосредственно с той сферой деятельности, в которой предстоит развиваться и добиваться успехов.

Химическая технология материалов современной энергетики: кем работать?

Специалисты-химики по данному направлению хорошо владеют инженерной графикой, понимают принципы современной механики и способны моделировать сложные химико-технологические явления. Наиболее углубленно изучается ядерная отрасль, так как именно на нее возлагаются большие надежды в плане обеспечения жилых и промышленных объектов энергией.

С учетом возрастающей потребности человечества в энергетике, специалист в ее области будет особенно востребован в крупных городах. Он без труда найдет работу в научном центре, энергетической корпорации, электростанции.

Перспективы открываются перед талантливыми выпускниками, которые смогли устроиться на атомные электростанции, где требуется специалист в области радиационной химии.

Преимущества и недостатки профессии

К минусам профессии можно отнести:

  • монотонный труд;
  • высокую степень ответственности;
  • необходимость работы с веществами, многие из которых потенциально опасны.

Любое нарушение техники безопасности способно привести к ухудшению состояния здоровья – в первую очередь страдают дыхательная система, печень, почки.

Преимущества профессии: высокая зарплата, хорошие возможности для карьерного роста, льготы за вредные условия труда, возможность работать практически в любой отрасли промышленности. Специальность «химическая технология органических/неорганических веществ» считается редкой, что провоцирует высокий спрос на специалистов.

Знания и навыки

Химик должен кроме общих знаний по химии, владеть методами анализа химических соединений, проведения опытов. Специализируясь в каком-то конкретном разделе химии, он приобретает узкоспециальные познания. Это относится и к учёным химикам, и к производственникам. Для химика-технолога важна специализация. Например, для работы в пищевой промышленности нужно знать существующие технологии пищевого производства. Для работы в металлургии – технологию получения металла из руды.

Среднее профессиональное образование

Специальности, полученные в колледже позволяют работать на производствах, использующих химические процессы.

Специальности:

  • «химическая технология органических веществ»;
  • «химическая технология неорганических веществ»;
  • «переработка нефти и газа»;
  • «коксохимическое производство»;
  • «электрохимическое производство»;
  • «биохимическое производство»;
  • «технология разделения изотопов»;
  • «производство изделий и покрытий из полимерных материалов»;
  • «технология кинофотоматериалов и магнитных носителей»;
  • «аналитический контроль качества химических соединений» и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Рошальский химико-технологический техникум (г. Рошаль);
  • Щелковский политехнический колледж (г. Щелково);
  • Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева;
  • Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.

и многие другие ссузы в разных регионах России.

Начальное профессиональное образование (НПО)

НПО готовит специалистов, непосредственно работающие в цехах, применяющих химические технологии.

Рабочие профессии:

  • «лаборант-аналитик»;
  • «лаборант-эколог»;
  • «лаборант по физико-механическим испытаниям»;
  • «аппаратчик-оператор в биотехнологии»;
  • «аппаратчик-оператор экологических установок»;
  • «машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс» и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
  • Пермский краевой колледж «Оникс».
  • Профессиональное училище №36 Ростовской области

и многие другие профессиональные учебные заведения в разных регионах России.

Недостатки профессии химик

Главный недостаток в работе химика – взаимодействие с опасными веществами. Нельзя полностью исключать вероятность несчастного случая в лаборатории – всегда присутствует риск, что во время эксперимента химическая реакция выйдет из-под контроля. Плохо закончиться может и банальная халатность, и небрежное обращение с химикатами.

Поскольку работа с опасными/вредными веществами предполагает высокий уровень ответственности, рано или поздно специалист начинает испытывать психологический дискомфорт. Ну и нельзя забывать о том, что вредные вещества также оказывают негативное воздействие на здоровье химика.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная профессия (при наличии склонностей к химии), в которой можно регулярно открывать для себя, создавать что-то новое.
  2. Возможность работать практически в любых отраслях промышленности.
  3. Возможность заняться научно-исследовательской или управленческой деятельностью.
  4. Перспективность специальности, возможность приносить реальную пользу людям, экономике, экологии.
  5. Достойная заработная плата (при успешном трудоустройстве).

Минусы

  1. Вероятность работы во вредных для здоровья условиях.
  2. Необходимость справляться с большим объемом рабочих задач и разными видами трудовой деятельности.
  3. Высокая личная ответственность.

Химическая технология неорганических веществ

Химическая технология неорганических веществ включает производство:

  • минеральных удобрений;
  • особо чистых реактивов;
  • катализаторов;
  • электровакуумных и конденсаторных и материалов;
  • магнитных керамических изделий;
  • строительных материалов;
  • огнеупорных и теплоизоляционных материалов и изделий.

Химические технологии широко используются в нефтепереработке, атомной энергетике, машиностроении, черной и цветной металлургии. Технологии используются для разработки, установки и эксплуатации продуктов неорганического синтеза, чистых веществ, реактивов и многого другого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector