Качественные реакции органических и неорганических соединений

Содержание:

Изменения в ЕГЭ по химии 2022

Задание № 5 в вариантах прошлых лет предполагало установление соответствия между формулами или названиями веществ и классами неорганических соединений. Теперь перед выпускниками появится таблица из девяти ячеек с формулами веществ, среди которых нужно выбрать три согласно условию задания.


Задание № 5, ЕГЭ по химии 2022

Ребята, которые не разбираются в химических свойствах простых веществ и оксидов, могут ненадолго выдохнуть, ведь задание на эти классы веществ (ранее № 6) исчезло из КИМа 2022 года. Но не спешите радоваться слишком сильно. Эти темы все равно придется освоить, ведь это может встретиться как в первой, так и во второй части ЕГЭ.

В задании на поиск изомеров, гомологов и других особенностей строения органических молекул теперь вместо выбора двух ответов выпускникам предстоит выбрать все правильные ответы. Практика показывает, что чаще верными являются 2, 3 или 4 ответа.

Бывшие задания 13 (свойства и получение углеводородов) и 14 (свойства и получение кислородсодержащих веществ) теперь объединены в одно задание с выбором двух правильных ответов.

Небольшое изменение коснулось задания на электролиз. Одно стало несколько проще. Теперь нужно установить продукты электролиза для трех соединений, а не четырех. Вместе с тем уменьшилась и «стоимость» этого номера: один первичных балл вместо двух.

Задание на гидролиз изменилось кардинально. Выпускникам предстоит не только установить тип среды в растворе предложенных веществ, но и расположить их в определенном порядке изменения рН раствора. Но не спешите паниковать, в КИМе появились подсказки именно для этого номера: вам предлагается шкала изменения рН и типов среды растворов.


Справочные материалы к заданию № 21 на гидролиз, ЕГЭ по химии 2022

И последнее изменение — это появление нового задания на концентрацию № 23. Оно представляет собой уравнение химической реакции, а также таблицу с концентрациями каждого участника. На первый взгляд, это задание требует принципиально новой теории и формул. Но поверьте, немного практики и навык  владения калькулятором помогут получить за этот номер максимальные баллы.


Задание № 23, ЕГЭ по химии 2022

Хотите сдать ЕГЭ на высокие баллы, но не знаете, как приступить к подготовке? Вам поможет учебный центр MAXIMUM! Наши преподаватели знают, как подготовить ученика на 80+ баллов, ведь они сами отлично сдали этот экзамен. Читайте подробнее про наши курсы и выбирайте подходящий!

BuboUnicus

  • Выпустили 85 стобалльников в 2020 году
  • 564 ученика сдали на 90+
  • Сотрудничают с экспертом по подготовке к ЕГЭ
  • Рассылают полезную теорию подписчикам
  • Объясняют сложную химию простым и понятным языком
  • Придумывают ассоциации для легкого запоминания

Курс подготовки: СПРИНТ. Химия за 2 месяца

Стандартный пакет включает:

  • ~12 видеоуроков в неделю по 30-40 минут
  • Учебные скрипты и домашняя работа
  • Тайм-коды к видео
  • Общий чат для общения
  • Расширенное вступительное тестирование
  • Открытые линии с менторами
  • Пробный онлайн ЕГЭ
  • Доступ к Базе знаний BUBO (базовый)
  • Курсы с экспертом ЕГЭ

В расширенный тариф СПРИНТ+ входит:

  • Личный ментор
  • Доступ к базе знаний BUBO (расширенный)
  • Спецкурс психолога
  • Курс по тайм-менеджменту

Все уроки курса будут доступны до самого ЕГЭ.

Химические реакции (ОВР, химическое равновесие, скорость реакции и т.п.)

Тесты и задания с видео-объяснением:

  • Тесты по теме Химические реакции. Часть 1
  • Тесты по теме Химические реакции. Часть 2
  • Тесты по теме Химические реакции. Часть 3
  • Тесты по теме Химические реакции. Часть 4
  • Тесты по теме Химические реакции. Часть 5

Тесты и задания без видео-объяснения (с ответами):

  • Тест по теме Химические реакции
  • Окислительно-восстановительные реакции. Часть 1
  • Окислительно-восстановительные реакции. Часть 2
  • Окислительно-восстановительные реакции. Часть 3
  • Окислительно-восстановительные реакции. Часть 4
  • Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Часть 1
  • Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Часть 2
  • Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов. Часть 1
  • Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов. Часть 2
  • Реакции окислительно-восстановительные. Окислители и восстановители.   Часть 1
  • Реакции окислительно-восстановительные. Окислители и восстановители.  Часть 2
  • Электролиз растворов и расплавов. Часть 1
  • Электролиз растворов и расплавов. Часть 2
  • Химическое равновесие. Часть 1
  • Химическое равновесие. Часть 2

Теория к заданию 11 из ЕГЭ по химии

Классификация органических соединений

Известно, что свойства органических веществ определяются их составом и химическим строением. Поэтому неудивительно, что в основе классификации органических соединений лежит именно теория строения — теория А. М. Бутлерова. Классифицируют органические вещества по наличию и порядку соединения атомов в их молекулах. Наиболее прочной и малоизменяемой частью молекулы органического вещества является ее скелет — цепь атомов углерода. В зависимости от порядка соединения атомов углерода в этой цепи вещества делятся на ациклические, не содержащие замкнутых цепей атомов углерода в молекулах, и карбоциклические, содержащие такие цепи (циклы) в молекулах.

Классификация органических веществ (по строению углеродной цепи молекул).

Помимо атомов углерода и водорода молекулы органических веществ могут содержать атомы и других химических элементов. Вещества, в молекулах которых эти так называемые гетероатомы включены в замкнутую цепь, относят к гетероциклическим соединениям.

Гетероатомы (кислород, азот и др.) могут входить в состав молекул и ациклических соединений, образуя в них функциональные группы, например, гидроксильную — $ОН$, карбонильную , карбоксильную — , аминогруппу — $NH_2$.

Номенклатура органических соединений

В начале развития органической химии открываемым соединениям присваивались тривиальные названия, часто связанные с историей их получения: уксусная кислота (являющаяся основой винного уксуса), масляная кислота (образующаяся в сливочном масле), гликоль (т.е. сладкий) и т.д. По мере увеличения числа новых открытых веществ возникла необходимость связывать названия с их строением. Так появились рациональные названия: метил амин, диэтиламин, этиловый спирт, метилэтилкетон, в основе которых лежит название простейшего соединения. Для более сложных соединений рациональная номенклатура непригодна.

Теория строения А. М. Бутлерова стала основой для классификации и номенклатуры органических соединений по структурным элементам и по расположению атомов углерода в молекуле. В настоящее время наиболее употребляемой является номенклатура, разработанная Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUРАС), которая называется номенклатурой ИЮПАК. Правила ИЮПАК рекомендуют для образования названий несколько принципов, один из них — принцип замещения. На основе этого разработана заместительная номенклатура, которая является наиболее универсальной. Приведем несколько основных правил заместительной номенклатуры и рассмотрим их применение на примере гетерофункционального соединения, содержащего две функциональные группы, — аминокислоты лейцина:

1. В основе названия соединений лежит родоначальная структура (главная цепь ациклической молекулы, карбоциклическая или гетероциклическая система). Название родоначальной структуры составляет основу названия, корень слова.

В данном случае родоначальной структурой является цепь из пяти атомов углерода, связанных одинарными связями. Таким образом, коренная часть названия — пентан.

2. Характеристические группы и заместители (структурные элементы) обозначаются префиксами и суффиксами. Характеристические группы подразделяются по старшинству. Порядок старшинства основных групп:

Выявляют старшую характеристическую группу, которую обозначают в суффиксе. Все остальные заместители называют в префиксе в алфавитном порядке.

В данном случае старшей характеристической группой является карбоксильная, т.е. это соединение относится к классу карбоновых кислот, поэтому к коренной части названия добавляем -овая кислота. Второй по старшинству группой является аминогруппа, которая обозначается префиксом амино-. Кроме этого, молекула содержит углеводородный заместитель метил-. Таким образом, основой названия является аминометилпентановая кислота.

3. В название включают обозначение двойной и тройной связи, которое идет сразу после корня. Рассматриваемое соединение не содержит кратных связей.

4. Атомы родоначальной структуры нумеруют. Нумерацию начинают с того конца углеродной цепи, к которому ближе расположена старшая характеристическая группа:

Нумерацию цепи начинают с атома углерода, входящего в состав карбоксильной группы, ему присваивается номер $1$. В этом случае аминогруппа окажется при углероде $2$, а метил — при углероде $4$.

Таким образом, природная аминокислота лейцин по правилам номенклатуры ИЮПАК называется $2$-амино-$4$-метилпентановая кислота.

Что такое равновесие?

Чтобы решить 24 задание ЕГЭ по химии, для начала вспомним, что такое равновесие и как его смещать.

Химическое равновесие — состояние химической системы, при котором скорость прямой реакции равна скорости обратной.

Записав уравнение химической реакции в тетради, мы можем понять, какое количество реагентов вступает в эту реакцию, какие продукты мы получаем. Но на практике превращения далеки от идеала. Вещества реагируют не полностью, образуются отходы, возникают потери. Смещение равновесия позволяет регулировать течение реакции так, как этого требует производственный процесс.

Мы будем сталкиваться с понятиями «смещение в сторону прямой реакции» или «в сторону продуктов». Это означает, что в результате реакции мы сможем получить больше продуктов, то есть увеличить выход.

«Смещение в сторону обратной реакции» или «в сторону реагентов» позволяет уменьшить выход продуктов, уменьшить их выход и тем самым увеличить выход обратной реакции.

В 1884 году французский химик Анри Ле Шателье сформулировал принцип, согласно которому, при воздействии на систему, находящуюся в состоянии равновесия (температура, давление, концентрация),  система стремится компенсировать внешнее воздействие.

  1. При увеличении давления равновесие смещается в сторону меньших газов, при уменьшении давления — в сторону больших газов;
  2. При увеличении температуры равновесие смещается в сторону эндотермической реакции, при уменьшении — в сторону экзотермической реакции;
  3. При увеличении концентрации реагентов равновесие смещается в сторону продуктов реакции и наоборот.

Посмотрим, как в 2020 году изменили варианты ответов, сделав это задание «суперсложным» (на самом деле нет).

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы

Если хотите научиться решать все задания ЕГЭ по химии, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов ЕГЭ и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.Приходите к нам на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!

Строение атома и периодический закон

Тесты и задания с видео-объяснением:

  • Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 1
  • Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 2
  • Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 3
  • Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 4
  • Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 5
  • Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 6

Тесты и задания без видео-объяснения (с ответами):

  • Электронная конфигурация атома. Часть 1
  • Электронная конфигурация атома. Часть 2
  • Закономерности изменения химических свойств элементов. Характеристика элементов. Часть 1
  • Закономерности изменения химических свойств элементов. Характеристика элементов. Часть 2

Виртуальные лаборатории

Российский портал, на котором эксперименты из школьной программы можно смоделировать онлайн.

Международный ресурс, которые разрабатывают учёные со всего мира. Позволяет ставить более серьёзные опыты.

Проект по доставке на дом наборов для экспериментов. Также на сайте есть подробные и корректные инструкции по выполнению опытов. Многие ингредиенты для этих опытов можно самостоятельно купить в аптеке или продовольственном магазине. В дополнение к опытам на Mel Science полезно смотреть видео, которые объясняют суть химических явлений.

На портале есть множество полезных статей, подробные разборы опытов, инструкции, как проводить их в домашних условиях и где брать для них реактивы.

Советы для подготовки к ЕГЭ по химии

Составьте план

Например, каждую неделю в понедельник и среду два часа вы занимаетесь химией. Кроме того, вы можете воспользоваться нашим планером для подготовки. Записывайте в нём главные задачи дня и вопросы учителю, а также что нового вы узнали, какие темы прошли и какие ещё предстоит разобрать, что нужно поискать дополнительно.

Выберите наставника

Найдите человека, который сможет ответить на все возникающие вопросы. Это может быть учитель или знакомый студент, изучающий химию.

Определите ресурсы для подготовки к ЕГЭ

Это и печатные материалы, и электронные образовательные ресурсы. Помните, что ЕГЭ периодически меняют, и не все пособия могут быть актуальными, даже если выпущены в текущем году. Среди популярных ресурсов для подготовки к экзамену по химии:

  1. Д.Ю. Добротин, «Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ.  Химия», ФИПИ, Москва, 2020 г;
  2. В.Н. Доронькин и др. «ЕГЭ. Химия. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровня сложности» Легион, Ростов-на Дону, 202_г.;  
  3. В.Н. Доронькин и др. «ЕГЭ. Химия. Тематический тренинг. Задания высокого уровня сложности» Легион, Ростов-на Дону, 202_г.;
  4. Д.Ю. Добротина «ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты», Национальное образование, М, 202_г.;
  5. Е.В. Зыкова «Сборник задач и упражнений по органической химии» Феникс, Ростов-на Дону, 2019г.;
  6. Сайт ФИПИ;
  7. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ»;
  8. Сайт «Наука для тебя».

Изучите спецификацию КИМ по предмету

Актуальная информация есть на сайте ФИПИ. Изучайте сначала теорию по каждому вопросу. Помните, что информации из школьного учебника может быть  недостаточно. Выполняйте тематические тесты и только потом общие варианты ЕГЭ. 

Внимательно читайте задания тестовой части

Не трактуйте тексты задач, основываясь на личных ассоциациях или опыте решения аналогичных заданий. Отвечайте на поставленный вопрос. Например, если вас просят записать ответ с точностью до десятых, не нужно записывать получившееся число полностью. Если просят выписать числа, соответствующие кислоте и щелочи, пишите только в той последовательности, которая соответствует кислоте и щелочи, а не наоборот

Особое внимание нужно обращать и на количество требуемых ответов к заданиям. С 2021 года в заданиях 19 и 20 предлагается выбрать все верные ответы

Их может быть два, три или четыре.

Изучите критерии оценивания заданий части 2

За правильно решенное, но неправильно оформленное задание вы можете потерять баллы. При этом некоторые нюансы знают только эксперты ЕГЭ

Например, необходимо обратить внимание, что если в задании №30 (ОВР) допустимо использовать удвоенные коэффициенты в уравнениях реакций, то в сокращенном ионном уравнении (задание №31) удвоенные коэффициенты недопустимы. Или, если ранее в задании №30 была допустима форма записи:

                                 2Cl+2e=2Cl— 1   восстановление, окислитель;

то сейчас:

           2Cl+2e=2Cl— 1  окислитель, восстановление;

т.е. окислитель и восстановитель (можно даже проставить просто буквы О или В) пишутся только спереди (допустимы и другие формы записи).

Если в задании №30 для некоторых химических элементов допустимо поставить и степень окисления, и заряд (S-2 и S2-), то для других элементов этого делать категорически нельзя (N+3, но не N3+, т.к. такой частицы реально не существует).

В задании №33 необходимо обратить внимание, как функциональные заместители или катализаторы влияют на направление химической реакции. Сравните, например, галогенирование алканов на свету и в жестких условиях; гидрогалогенирование несимметричных алкенов при нормальных условиях и в присутствии катализатора H2O2

Не читайте узкоспециализированную литературу

Во-первых, это отнимает время. Во-вторых, помните, что ЕГЭ проверяет школьные знания — они не всегда соответствуют современной науке.

Научитесь работать с непрограммируемым калькулятором

Помните: когда вы считаете в телефоне, он правильно проводит порядок действий. При работе с калькулятором порядок действий вам придется соблюдать самостоятельно. Посчитайте ради интереса в телефоне и на калькуляторе простейший пример: 2+2*2. Сравните ответы.

Проверяйте свои знания

Периодически проверяйте уровень усвоения как новых, так и ранее полученных знаний. Тематические тесты или полные варианты ЕГЭ вы можете найти на сайте ФИПИ. Подготовка к ЕГЭ 2021 по химии будет проще, если под рукой будут все необходимые материалы. Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите доступ к библиотеке полезных материалов для подготовки. 

Важнейшие классы неорганических веществ (оксиды, кислоты, основания, соли)

Тесты и задания с видео-объяснением:

  • Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 1
  • Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 2
  • Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 3
  • Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 4
  • Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 5
  • Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 6
  • Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 7
  • Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 8
  • Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 9

Тесты и задания без видео-объяснения (с ответами):

  • Тест по теме Классы неорганических веществ
  • Классификация и номенклатура неорганических веществ. Часть 1
  • Классификация и номенклатура неорганических веществ. Часть 2

Взаимосвязь неорганических веществ

Тесты и задания без видео-объяснения (с ответами):

  • Химические свойства веществ. Часть 1
  • Химические свойства веществ. Часть 2
  • Свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей. Часть 1
  • Свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей. Часть 2
  • Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: описание реакций. Часть 1
  • Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: описание реакций. Часть 2
  • Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: описание реакций. Часть 3
  • Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: описание реакций. Часть 4
  • Свойства неорганических веществ. Часть 1
  • Свойства неорганических веществ. Часть 2
  • Химические свойства неорганических веществ. Часть 1
  • Химические свойства неорганических веществ. Часть 2
  • Взаимосвязь неорганических веществ (цепочки превращений). Часть 1
  • Взаимосвязь неорганических веществ (цепочки превращений). Часть 2
  • Качественные реакции на органические и неорганические вещества. Часть 1
  • Качественные реакции на органические и неорганические вещества. Часть 2

«Лектариум»

Интенсивная подготовка к ЕГЭ по химии.

На базовом тарифе включено:

  • 12 онлайн-занятий (записи доступны в личном кабинете до конца года)
  • 12 домашних работ после каждого занятия с ответами
    3 пробника для контроля прогресса и успеваемости с ответами
  • Скрипты, конспекты каждого урока
  • Без поддержки куратора.

Также есть тарифы: с поддержкой и обратной связью от куратора по ДЗ, с помощью по школьной программе и поддержкой психолога.

Программа курса по Химии на учебный год:

  • Сентябрь: Общая химия
  • Октябрь: Неорганика. Введение
  • Ноябрь: Неорганика. Продолжение
  • Декабрь: Органика. Введение
  • Январь: Органика. Продолжение
  • Февраль: Практический курс + наложение сложной теории. Неорганика
  • Март: Практический курс + наложение сложной теории. Органика
  • Апрель: Расчетные задачи
  • Май: Вторая часть экзамена

Основные понятия и законы химии

Тесты и задания с видео-объяснением:

  • Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 1
  • Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 2
  • Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 3
  • Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 4
  • Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 5
  • Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 6
  • Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 7

Тесты и задания без видео-объяснения (с ответами):

  • Электроотрицательность, степень окисления и валентность химических элементов. Часть 1
  • Электроотрицательность, степень окисления и валентность химических элементов. Часть 2

Какие темы есть в ЕГЭ по химии?

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по химии 2022, нужно освоить пять разделов этой науки.

Теоретические основы химии

Этот блок включает в себя информацию о строении атомов, об их существовании в молекулах вещества. Выпускникам нужно продемонстрировать навыки работы с таблицей химических элементов Д.И. Менделеева. Этот раздел поможет решить задания 1-4, 17-19, 22 в первой части, а также задание 29 во второй части.

Неорганическая химия

Этой теме посвящены задания 5-9, 20, 21, 23 (первая часть), 30, 31 (вторая часть). Вас ждут любые свойства неорганических соединений: от простых веществ-металлов и неметаллов до комплексных солей и кристаллогидратов. Чтобы получить высокие баллы, необходимо также знать правила номенклатуры, способы получения и основы процессов гидролиза и электролиза.

Органическая химия

В заданиях 10-16 и 32 вы столкнетесь с органической химией. Ученики, которые готовятся самостоятельно, часто стараются выучить все классы веществ по стандартному плану: название класса, номенклатура, физические и химические свойства, способы получения и применение. На самом деле можно значительно облегчить себе жизнь и начать со строения органических молекул. Как только вы поймете, что кратные связи можно разорвать одним набором реактивов, в группе –ОН замещают атом водорода, а –NH2 группа реагирует с кислотами, классы органических веществ и их реакции покажутся однотипными.

Химия и жизнь

Название этого раздела кажется простым и понятным. К сожалению, именно здесь ученики чаще всего теряют баллы. В задании 24 необходимо мысленно представить эксперимент и написать, что произойдет при смешивании заданных веществ. Например, может выпасть осадок, выделиться газ, а может вообще ничего не произойти. В задании 25 нужно определить, где используют то или иное химическое соединение. Ответом может быть химическая промышленность, медицина, сельское хозяйство и, конечно, повседневная жизнь человека.

Решение расчетных задач

Очень важная часть экзамена по химии. В заданиях 26, 27 и 28 в первой части нужно дать ответ в виде числа, не записывая решение. Обычно эти задачи решаются в одно действие — они проверяют не знания химических процессов, а навыки работы с калькулятором.

Задание 33, по мнению многих учеников — самое сложное во всем экзамене. Чтобы его решить, нужно знать химические свойства веществ, уметь составлять причинно-следственные связи в химических системах, понимать, какие вещества реагируют без остатка и почему. Кроме того, в последние годы все чаще встречаются задачи, которые необходимо решать с помощью линейных уравнений или их систем.

В задаче 34 нужно выполнить расчеты, которые позволят установить молекулярную формулу некоторого органического вещества. Далее, используя описание, необходимо представить эту формулу в структурном виде, показывая связи между атомами. Обязательно запишите в ответе уравнение реакции, о которой идет речь в условии!

Классификация неорганических веществ с примерами соединений

Как мы видим, прежде всего все неорганические вещества делятся на простые и сложные:

Простыми веществами называют такие вещества, которые образованы атомами только одного химического элемента. Например, простыми веществами являются водород H2, кислород O2, железо Fe, углерод С и т.д.

Среди простых веществ различают металлы, неметаллы и благородные газы:

Металлы образованы химическими элементами, расположенными ниже диагонали бор-астат, а также всеми элементами, находящимися  в побочных группах.

Благородные газы образованы химическими элементами VIIIA группы.

Неметаллы образованы соответственно химическими элементами, расположенными выше диагонали бор-астат, за исключением всех элементов побочных подгрупп и благородных газов, расположенных в VIIIA группе:

Названия простых веществ чаще всего совпадают с названиями химических элементов, атомами которых они образованы. Однако для многих химических элементов широко распространено такое явление, как аллотропия. Аллотропией называют явление, когда один химический элемент способен образовывать несколько простых веществ. Например, в случае химического элемента кислорода возможно существование молекулярных соединений с формулами O2 и O3. Первое вещество принято называть кислородом так же, как и химический элемент, атомами которого оно образовано, а второе вещество (O3) принято называть озоном. Под простым веществом углеродом может подразумеваться любая из его аллотропных модификаций, например, алмаз, графит или фуллерены. Под простым веществом фосфором могут пониматься такие его аллотропные модификации, как белый фосфор, красный фосфор, черный фосфор.

Пример 2

Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

NH3(г) + H2O(ж) ⇄ NH4+(р-р) + OH—(р-р)

ВОЗДЕЙСТВИЕА) добавление хлорида калияБ) повышение давленияВ) добавление катализатораГ) добавление твердой щелочи НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ1) в сторону прямой реакции2) в сторону обратной реакции3) практически не смещается

Решение

Начнем с уже привычных нам давления и катализатора. Катализатор не влияет на смещение равновесия (ответ 3), а повышение давления смещает равновесие в сторону меньшего количества газов, то есть в сторону прямой реакции (ответ 1).

Теперь обратимся к варианту А. Хлорид калия – растворимое вещество, значит, в растворе будет диссоциировать на ионы калия и хлорид-ионы. Но ни те, ни другие не будут взаимодействовать с нашими участниками реакции. Следовательно, KCl не влияет на равновесие системы.

В варианте Г нам предлагают рассмотреть добавление твердой щелочи. Здесь легко попасть в ловушку, ведь твердые вещества не смещают равновесие. Но не стоит забывать, что любая щелочь – это растворимое основание, а значит, она продиссоциирует в водном растворе на ионы Н+ и ОН—, тем самым увеличивая концентрацию гидроксид-ионов. А при увеличении продуктов реакции равновесие смещается в сторону обратной реакции — ответ 2.

Так мы получили ответ 3132.

Как видите, задание 24 ЕГЭ по химии не стало сложнее! Для его успешного выполнения вам необходимо вспомнить принцип Ле Шателье, а также обратить внимание на растворимость твердых веществ, если они присутствуют. Если хотите разобраться с остальными темами, обязательно приходите к нам на бесплатную консультацию

И удачи в подготовке!

Тривиальные названия неорганических веществ

Под тривиальными названиями понимают названия веществ не связанные, либо слабо связанные с их составом и строением. Тривиальные названия обусловлены, как правило, либо историческими причинами либо физическими или химическими свойствами данных соединений.

Список тривиальных названий неорганических веществ, которые необходимо знать:

Na3[AlF6] криолит
SiO2 кварц, кремнезем
FeS2 пирит, железный колчедан
CaSO4∙2H2O гипс
CaC2 карбид кальция
Al4C3 карбид алюминия
KOH едкое кали
NaOH едкий натр, каустическая сода
H2O2 перекись водорода
CuSO4∙5H2O медный купорос
NH4Cl нашатырь
CaCO3 мел, мрамор, известняк
N2O веселящий газ
NO2 бурый газ
NaHCO3 пищевая (питьевая) сода
Fe3O4 железная окалина
NH3∙H2O (NH4OH) нашатырный спирт
CO угарный газ
CO2 углекислый газ
SiC карборунд (карбид кремния)
PH3 фосфин
NH3 аммиак
KClO3 бертолетова соль (хлорат калия)
(CuOH)2CO3 малахит
CaO негашеная известь
Ca(OH)2 гашеная известь
прозрачный водный раствор Ca(OH)2 известковая вода
взвесь твердого Ca(OH)2 в его водном растворе известковое молоко
K2CO3 поташ
Na2CO3 кальцинированная сода
Na2CO3∙10H2O кристаллическая сода
MgO жженая магнезия

Онлайн-учебники

Собственная википедия «Фоксфорда». Мы собрали всю школьную программу и немного больше в лаконичную структуру из отдельных статей. В учебнике есть понятные иллюстрации, видео-тьюториалы, возможность сохранять избранные статьи и много другое. И так по всем предметам — не только по химии. 

Справочник, который в 2006 году выпустил Томский государственный университет. «Неорганическая химия» — базовый раздел, с которого начинается изучение химии в восьмом классе, поэтому ресурс пригодится для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.

Больше нужен олимпиадникам и старшеклассникам, которые готовятся к ЕГЭ: органическая химия начинается только в конце девятого класса. Однако в ОГЭ есть один вопрос из органики, поэтому девятиклассникам учебник тоже пригодится.

Сборник авторских лекций, которые подготовил профессор Южного федерального университета Сергей Иванович Левченков. Отличный ресурс для того, чтобы понять логику науки: в какой последовательности происходили самые важные открытия в химии и как они связаны между собой.

Химическая википедия. Этому ресурсу можно доверять, потому что разработчики перевели в электронный вид хорошие справочники по химии. Также они сделали удобный поиск по сайту.

Ещё одно преимущество «Химика» — сервисы, которые помогают школьникам разобраться в сложных темах с помощью наглядных схем. Вот два самых важных из них:

Приложение для проверки своих знаний по строению атома: вводите символ элемента и приложение сразу выдаёт все возможные записи электронной конфигурации его атома.

Сервис помогает разобраться, какие вещества реагируют друг с другом, при каких условиях и что образуется в результате. Например, если ввести в строку поиска уравнение Cl2 + NaOH, можно получить все возможные реакции этих соединений с коэффициентами.

«ЕГЭ-студия»

Онлайн-курсы ЕГЭ по химии по авторской методике Лолиты Окольновой.

В программе:

  • Качественный теоретический материал по всем темам ЕГЭ по химии, записи вебинаров
  • 9 онлайн мастер-классов Лолиты Окольновой по всем темам ЕГЭ по химии по расписанию
  • Подготовительные задания к каждому мастер-классу: задачи с видеоразбором (разбираем химию органических и неорганических веществ, химические реакции, проводим тесты)
  • Полные видеозаписи всех мастер-классов
  • Домашние задания, которые проверяют индивидуально лучшие репетиторы по химии
  • Прогноз по задачам ЕГЭ-2021 от Лолиты Окольновой и аналитического отдела компании «ЕГЭ-Студия»
  • 3 пробных ЕГЭ в течение учебного года с проверкой и полным видеоразбором
  • Дополнительные мастер-классы с ведущими педагогами России

Доступно три варианта подготовки:

10 класс (готовься заранее)

  • ДЗ с проверкой
  • 4 занятия в месяц

11 класс на 75 баллов

  • ДЗ с проверкой
  • 4 занятия в месяц
  • База знаний (теория и практика)

11 класс на 100 баллов

  • ДЗ с проверкой
  • 8 занятий в месяц
  • База знаний (теория и практика)

PĀRTA

Сайт:; https://vk.comСтоимость: пробный урок — бесплатно, от 2990 р./мес.

  •  Выпустили 6 стобалльников и 34+ ученика на 90+ баллов в 2020 году (только по химии)
  • Бесплатный вебинар каждое воскресенье (тестовая часть и задания повышенной сложности)
  • Сотрудничают с экспертом по подготовке к ЕГЭ
  • Объясняют сложное простым языком

Подготовка к экзамену по химии проводится в формате мастер-группы. Преподаватель и куратор сами сдали ЕГЭ на высший балл и готовы помочь своим ученикам добиться топовых результатов.

В программе обучения (на тарифе Лайт):

  • 16 занятий в месяц по 1,5-2 часа
  • Домашняя работа с проверкой и разбором ошибок
  • Личный ментор
  • Беседа с другими учениками
  • Входной тест
  • Скрипты и конспекты к урокам
  • Авторские документы от преподавателей

Доступно 3 тарифа на выбор:

  • ЛАЙТ (описание выше)
  • МЕДИУМ: тариф Лайт + Вебинар с экспертом ЕГЭ, курс экстра-повторение, зачёт и пробник
  • ХАРД: тариф Медиум + Банк заданий, секретный канал с твоим преподавателем в Telegram, система жизней

Рейтинг учебников по химии

Наши эксперты выяснили, какое пособие по дисциплине педагоги считают лучшим. При составлении рейтинга учитывались следующие параметры: последовательность тем; понятность определений; наличие разноуровневых заданий для подготовки к ЕГЭ. Каждый из учебников имеет свои особенности.

К критериям отбора качественных пособий относятся:

  • Структурированность текста;
  • Разнообразие заданий;
  • Соответствие ФГОС;
  • Качество печати;
  • Год издания.

Кроме указанных параметров, мы учли опыт авторов-составителей и дизайн разделов. Интерактивные формы со схемами, знаками, таблицами способствуют качественному усвоению материала.

Цепочки (схемы) превращений

Тесты и задания с видео-объяснением:

  • На неорганические вещества. Часть 1
  • На неорганические вещества. Часть 2
  • На органические и неорганические вещества совместно

В случае, если вы нашли ошибку или опечатку, просьба сообщать об этом автору проекта в контакте https://vk.com/id30891697 или на электронную почту yoursystemeducation@gmail.com

Составитель — репетитор по химии в Skype или Zoom — Александр Владимирович Коньков (подробнее здесь)

  • Посмотреть видео-объяснения решений всех типов задач вы можете здесь, нажав на эту строку
  • Посмотреть все видео-уроки вы можете здесь, нажав на эту строку
  • Прочитать всю теорию для подготовки к ЕГЭ и ЦТ вы можете здесь, нажав на эту строку
  • Наш канал на YouTube вы можете посмотреть, нажав на эту строку
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector