На стыке медицины и педагогики: сколько зарабатывают логопеды в россии, а также плюсы и минусы профессии

Карьерный рост

Карьера дефектолога обычно начинается с рядовой должности в бюджетном заведении специализированного типа. Обычно за ним закрепляется куратор, контролирующий действия новичка. На этом этапе заработная плата работника составляет 15-20 тыс. рублей. Через 2-3 года практики сотрудник может приступать к самостоятельному приему посетителей. Его заработок увеличивается до 30-45 тыс. рублей. Со временем практик может перейти на руководящую должность с увеличением дохода до 50-70 тыс. рублей.

В частных учебных и воспитательных учреждениях дефектологи получают в среднем от 50 тыс. рублей. На такие должности обычно принимают опытных представителей профессии, обладателей научной степени. При ведении частной практики профессионалы такого типа зарабатывают от 60 тыс. рублей в месяц.

Россия
15000—45000 ₽

Москва
30000—100000 ₽

Заключение

Представитель профессии дефектолог занимается работой с детьми, у которых есть физические отклонения от нормы, психические проблемы. Цель такого сотрудника — повышение качества жизни малыша, упрощение процесса его адаптации в обществе. Для трудоустройства по профилю необходимо наличие высшего педагогического образования или прохождение курсов повышения квалификации.

Общая характеристика направления

В качестве научной дисциплины дефектология сформировалась в середине XIX века. Ее воспринимали как общественную практику, которая возможна только за счет благотворительности. Количество медико-педагогических учреждений для глухонемых, слепых, умственно-отсталых постепенно возрастало, а наука собирала доказательную базу, крепла, находила новые методы терапии и профилактики. Серьезный скачок к развитию дефектология получила после прихода к власти большевиков.

  • Общая характеристика направления
  • Перечень обязанностей специалиста
  • При каких симптомах следует обратиться к врачу
  • Методы диагностики и лечения

В дефектологию входит несколько разделов социальной педагогики. Среди них – тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Тифлопедагогика занимается воспитанием и обучением пациентов с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика сосредоточена на обучении и социальной реабилитации умственно-отсталых людей. Логопедия изучает нарушения, дефекты речи и методы их коррекции. Именно в этом и заключается разница между логопедом и дефектологом. Логопед – узкопрофильный специалист, а сама логопедия является ответвлением дефектологии.

Дефектология, как наука, подкреплена колоссальной научной базой, которая переплетена с детской психологией, психиатрией, неврологией и педагогикой. Важная часть направления – специальная психология. В нее входят сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология. Все они рассчитаны на людей с определенными пороками развития. Каждая разновидность специальной психологии занимается конкретными проблемами глухонемых/слепых/умственно-отсталых, изучает механизмы развития отклонений, разрабатывает методы борьбы и профилактики.

Общее представление

Дефектология – научное направление, посвященное законам, особенностям развития детей, имеющих психические, физические отклонения, несовершенства. Наука занимается особенностями не только образования, но и воспитания такой аудитории. Специалисты, трудящиеся с детишками, призваны развить малыша, помочь ему адаптироваться в социуме, быту, учебе, получить профессию и реализовать себя в иных областях жизни.

Кроме широкопрофильного логопеда, призванного помогать при разнообразных речевых нарушениях, существуют сурдопедагоги. Такие специалисты работают с детьми, имеющими слуховые проблемы. Контингент самый разный – от тех, кто просто плохо слышит, до полностью глухих. При необходимости обучения ребенка, имеющего отклонения, отставание в развитии интеллекта, поможет олигофренопедагог. При зрительных недостатках на помощь придет тифлопедагог.

На первичном приеме специалист обследует ребенка, определяет особенности нарушений, разговаривает с родителями и уточняет обстоятельства, в которых отклонение сформировалось и развилось. По мере надобности дефектолог может посоветовать пройти дополнительные обследования, сдать анализы. Затем специалист проанализирует полученную информацию.

Проблемы и реальность

В последние годы широта поля работы логопеда-дефектолога увеличивается и за счет повышения количества детей, страдающих разнообразными нарушениями, отклонениями, обусловленными особенностями психики, физиологии. Помощь специалиста нужна при ДЦП, нарушениях зрения, слуха, при недостатках языковой культуры и распаде познавательной деятельности.

Не все понимают, насколько велика разница между логопедом и дефектологом. Эти два понятия сходны, поэтому нередко их объединяют в одно. Нужно лишь помнить, что дефектология – это наука, призванная педагогическими методиками корректировать поведение пациента, имеющего определенные недостатки в развитии. Для этого применяют восстановительные подходы, образовательные методы.

Логопедия – это одна из ветвей дефектологии наравне с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой. Учитель дефектолог-логопед – специалист, применяющий методы дефектологии для исправления патологий, связанных с речевой культурой. Среди дефектологов есть также сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги. Все они – узкоспециализированные профессионалы, способные справиться с конкретной проблемой, присущей ребенку.

Важные личные качества дефектолога

Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью

Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка

Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.

  1. Ответственность.
  2. Терпеливость.
  3. Неравнодушие.
  4. Уравновешенность.
  5. Строгость.
  6. Объективность.
  7. Задатки лидера.
  8. Коммуникабельность.
  9. Креативность.
  10. Внимательность.

🗂Методы лечения логопеда

Выбор логопедом методов лечения зависит как от возраста пациента, так и от причин нарушения речи, в зависимости от которых к участию в процессе могут привлекаться также другие специалисты.

К наиболее популярным методам лечения, применяемым специалистом-логопедом, относятся:

  1. Артикуляционная гимнастика, помогающая улучшить произношение.
  2. Многократное повторение звуков, слов и предложений для закрепления навыков правильной речи.
  3. Дыхательные техники, способствующие нормализации дыхания.
  4. Гимнастика для пальцев рук при нарушении мелкой моторики, чтобы ребёнок мог лучше писать.
  5. Настольные и подвижные игры, в процессе которых дети учатся правильно произносить звуки или слова, а также их записывать.
  6. Расслабляющий или стимулирующий массаж артикуляционных мышц.
  7. Описание ребёнком по просьбе специалиста картинок, видео и фильмов, что способствует развитию речи и навыков правильного произношения.

Плюсы и минусы профессии

Заниматься с детьми не так легко. Логопаты (лица с патологиями речи) отличаются проблемами личностного характера. Придется потратить усилия для установления контакта. Еще один минус специальности — результат приходится ждать долго. При тяжелых нарушениях человеку придется трудиться 3-4 года для улучшения ситуации.

В детских садах и школах специалисты вынуждены заполнять большой объем документации. Это не входит в рабочее время.

Существенный минус — низкая зарплата. В регионах средняя ставка — 10 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация лучше, там она около 44 тысяч.

К плюсам можно отнести короткий рабочий день — в государственных учреждениях он 4 часа. Делается надбавка за особые условия труда — отпуск длится 56 дней, а не 28. Специалисты всегда будут востребованы, потому что у детей все чаще появляются проблемы с развитием.

Всегда есть возможность вести частную практику. В таком случае цена за занятие устанавливается самостоятельно.

Преимущество работы — отдельный кабинет. Вопрос с его наполнением решается по-разному. Где-то руководство образовательного учреждения его предоставляет, в других ситуациях логопед сам все покупает.

Мотивация логопеда — это возможность сделать людей лучше. Исправление дефектов речи приносит удовольствие. Особенно приятно видеть успехи в случае тяжелых нарушений.

«Минусы» профессии логопед (дефектолог)

Кроме перечисленных «плюсов» этой профессии можно выявить ряд и существенных её «минусов»:

  • То время, что затрачивается на ведение документации, в рабочее не защитывается, а соответственно, заимствуется из личного. Следовательно, специалист-логопед должен тратить дополнительное своё время, которое впоследствии оплачено не будет.
  • Логопед несёт большие эмоциональные затраты, которые могут не восстановиться. Получается, что специалист растрачивает свой человеческий ресурс. Именно ресурс – это основной инструмент работы представителя сферы «человек – человек», к которой можно отнести и логопеда (дефектолога). По этой причине рекомендуется контролировать и поддерживать свои ресурсы, во избежание синдрома эмоционального выгорания.
  • К сожалению, работа логопеда с пациентом не всегда успешна, и может не дать быстрый желаемый результат. Работа с одним пациентом может занимать годы. Также можно столкнуться с невозможностью обратимости речевых процессов. Чаще всего, это взрослые посттравматичные люди.

Проанализировав «плюсы» и «минусы» работы логопедом-дефектологом, можно заключить: очевидно, что положительных моментов гораздо больше в этой профессии нежели отрицательных.

Выбирая для себя эту профессию, молодой человек должен понимать, что в эту профессию следует приходить только по большому призванию и в том случае, когда желание помочь превалирует над всеми остальными.

Особенности профессии дефектолог

Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.

Основные обязанности:

  • осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
  • работа с медкартами пациентов;
  • выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
  • проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
  • проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
  • работа с педагогами, родителями детей;
  • изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
  • помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
  • научная работа, ведение документации.

Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.

Профессия дефектолог — зарплата

Заработная плата в среднем составляет 800 долларов в месяц. Но следует учитывать и особую разницу между дефектологами-учителями и дефектологами-исследователями. В частности научные труды оцениваются ниже, чем работа с детьми.

Помимо получения базовых знаний и наработки опыта дефектологи должны помнить о постоянном изучении данной сферы для повышения умений и знаний

Иначе говоря, посещение семинаров, общение с исследователями в данной области и чтение современной литературы по дефектологии станет самым надежным решением для признания среди старших коллег и предоставления действительно важной и полезной помощи детям

Возможно Вас заинтересуют:

Какими качествами должен обладать дефектолог?

Для каждой профессии необходим определенный набор личных качеств, которыми обязательно должен обладать ее представитель. Ниже представлено несколько советов, которые помогут стать по-настоящему отличным специалистом и завоевать сердца клиентов

Как и любой другой педагог, дефектолог должен любить детей всем сердцем, чувствовать и понимать их

Вряд ли без этого что-то получится, работа будет только в тягость.
Стрессоустойчивость поможет не отчаиваться в трудных ситуациях и всегда смотреть на вещи позитивно.
При работе с больными детьми очень важно иметь сострадание и терпение, ведь они совсем не виноваты в своей необучаемости. С другой стороны, такие детки отличаются преданностью и добросердечностью

При ласковом отношении они чаще всего отвечают тем же.
Внимательность очень важна при работе с детьми. Дефектолог должен найти подход к каждому ребенку, найти с ним точку соприкосновения, узнать как можно больше о его характере и интересах.
Отзывчивость также имеет большое значение. Ребенок должен чувствовать, что он важен, что педагог правда заботится о нем и хочет помочь ему, а не просто механически выполняет свою работу.
Тактичность при работе со сложными детьми просто необходима. Ни в коем случае нельзя позволять себе сказать что-то лишнее, сделать акцент на физическом недостатке ребенка или прокомментировать его внешний вид. Это кого угодно может обидеть, а для детей с нарушениями психики подобное поведение может стать большим ударом.

Отставание, а не отсталость

Обучающийся второго коррекционного класса 7 вида (ЗПР) не умел читать, писать, считать, быстро уставал, был вял и равнодушен практически ко всему, испытывал трудности в общении.

Раньше детей с задержкой психического развития считали умственно отсталыми. Но и теперь многим учителям, не имеющим специального педагогического образования, сложно отличит умственную отсталость от отставания, задержки в развитии.

У данного ребёнка проблемы развития имели причину не органического, а нейропсихологического характера. Иначе говоря, головной мозг функционален, но некоторые его отделы медленно созревают.

Я занималась с ребёнком дважды в неделю. Среди нескольких направлений коррекционной работы отмечу нейропсихологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Детям они нравятся. Нейронные связи между правым и левым полушарием можно стимулировать через рисование одновременно обеими руками. Ещё одно простое и забавное упражнение «ухо – нос»: правой рукой берём кончик носа, а левой – мочку правого уха. Затем одновременно меняем руки: правая рука берёт мочку левого уха, а левая рука кончик носа. Повторяем процедуру несколько раз. Попробуйте, это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Также я дала рекомендации классному руководителю, учителю физкультуры и учителю музыки о подходящих данному ребёнку способах поддержки во время урока. В частности, такого ребёнка нужно тщательно инструктировать: то, что другие дети схватывают на лету, ему может быть не понятно без дополнительных объяснений.

Крайне важно чаще обращаться к ученику с данной формой ЗПР с вопросами на уроке. Обычно учителя склонны игнорировать таких детей, потому что они всё равно не способны дать правильный ответ

Это ошибочная стратегия: дело не в том, что ребёнок не сможет в данный момент ответить, а в том, что вопросы учителя стимулируют мозговую активность, благодаря чему созревание нейронов и связей между ними ускоряется.

Ник Вуйчич

Также я дала рекомендации родителям для занятий в домашних условиях

Родителям важно «не жалеть» ребёнка и максимально вовлекать в домашние обязанности: мыть, убирать, готовить. Известный австралийский писатель и спикер Ник Вуйчич родился с синдромом тетраамелии, то есть без рук и без ног

Но в детстве родители поручали ему, например, пылесосить дом. Он зажимал ручку пылесоса между головой и плечом и вполне справлялся с такой задачей. Такой «безжалостный» подход к детям с ОВЗ позволяет максимально раскрыть их потенциал.

Также среди общих рекомендаций родителям стоит отметить развитие пространственных представлений: ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от, лево, право, слева, левее, правее, сверху, снизу, выше, ниже и др. Это можно делать невзначай: «Возьми кружку справа от тебя и поставь перед тарелкой», «Достань соль с нижней полочки» и т. д.

Важно, что родители данного ребёнка обратились за медицинской помощью и прошли весь курс лечения, назначенный неврологом. Очень часто родители боятся или ленятся обращаться к врачам

Без медицинской помощи эффективность коррекционного процесса сильно снижается.

В результате согласованной работы всех участников образовательного процесса в развитии ребёнка произошёл колоссальный прогресс. В четвёртом классе уровень социальных представлений и умственных действий ученика соответствовал возрастной норме. Программный материал начальной школы усвоен в полном объёме.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Плюсы

  1. Оказание помощи детям и подросткам.
  2. Профессия важная и нужная.
  3. Перспективы карьерного роста.
  4. Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
  5. Многогранность дефектологии.
  6. Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
  7. Социальный пакет, работа с приятными коллегами.

Минусы

  1. Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
  2. Сложности, возникающие во время общения с детьми.
  3. Психоэмоциональные нагрузки.
  4. Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
  5. Маленькая заработная плата.
  6. Огромное количество должностных обязанностей.

Общие сведения

Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей с физическими и психическими нарушениями.

В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:

  • Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
  • Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
  • Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
  • Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
  • Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.

При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.). Исключением является логопед – этот узкий специалист обучает правильному произношению и написанию различных единиц речи детей, которые не имеют серьезной сопутствующей патологии.

Для оказания помощи детям с сочетанными дефектами дефектолог должен иметь базовые знания в смежных областях либо тесно сотрудничать с другими узкими специалистами (психологом, неврологом, нейропсихологом).

К задачам дефектолога относятся:

  • проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка;
  • оказание помощи детям в развитии внимания, мышления и других основных психических процессов;
  • развитие навыков общения и разговорной деятельности, формирование четкого произношения;
  • проведение интенсивных занятий, которые устраняют проблемы сенсорики;
  • консультирование родителей и их обучение приемам и навыкам воспитания ребенка с особенностями развития;
  • оказание помощи ребенку в социализации, понимании и принятии себя.

Для выполнения этих задач дефектолог должен обладать:

  • способностью быстро устанавливать контакт с ребенком и создавать дружескую атмосферу в процессе занятий;
  • умением работать с детьми по любой программе, которая позволяет корректировать и компенсировать недостатки развития;
  • умением учить детей читать и писать при помощи нетрадиционных методов;
  • умением работать с лицами разного возраста по индивидуальной программе (дефектолог также работает со взрослыми, помогая улучшать их социальную адаптацию и качество жизни).

👩‍🎓Обучение на логопеда

Профессии логопед обучают в высших учебных заведениях — университетах и педагогических ВУЗах — в течение 2-4-х лет, в зависимости от формы обучения.

Перечень некоторых ВУЗов, в которых можно получить образование по данной специальности:

  1. МГГУ им. Шолохова.
  2. Московский городской педагогический университет.
  3. Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.
  4. ИСПиП им. Рауля Валленберга.
  5. РГПУ им. Герцена.
  6. Северо-Кавказский федеральный университет.
  7. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.
  8. Казанский федеральный университет.
  9. Тюменский государственный университет.
  10. Кубанский государственный университет.

Существуют также очные и дистанционные курсы переподготовки специалистов на базе высшего педагогического образования в ряде учебных заведений, к которым относятся:

  1. Российский институт профессионального образования (ИПО).
  2. Высшая школа технологии и управления (ВШТУ).
  3. Современная научно-техническая академия (СНТА).
  4. Международная Академия Экспертизы и Оценки (МАЭО.
  5. МГГУ им. Шолохова.
  6. Московский городской педагогический университет.
  7. ИСПиП им. Рауля Валленберга.

Как получить сертификат логопеда?

Сертификат, подтверждающий право работать логопедом, можно получить в институте или учебном центре. Во многих случаях достаточно выдержать дистанционное тестирование.

Сертификация проходит отдельно по видам речевых нарушений, среди которых заикание, дизартрия (нарушение произношения, возникающее при органическом поражении центральной нервной системы), афазия (речевая дисфункция, которая может включать нарушение понимания или выражения слов либо их невербальных эквивалентов), общее недоразвитие речи, нарушения голоса и другие.

Сертификаты бывают трех уровней:

  • первый уровень подразумевает овладение базовыми знаниями;

  • второй – расширенными;

  • третий – полное владение профессиональными знаниями и навыками.

Для начала работы достаточно получить сертификат первого уровня. Впоследствии сертификацию логопеда придется проходить раз в пять лет.

Специалист первого уровня владеет:

  • общепедагогическими и теоретическими знаниями;
  • навыками профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений.

Обладатель сертификата второго уровня помимо этого:

  • обладает глубокими знаниями в области возрастной и специальной психологии и дефектологии;

  • имеет опыт работы по специальности;

  • регулярно повышает квалификацию.

Наконец, наличие сертификата третьего уровня означает, что логопед:

  • владеет классическими и современными методами диагностики и коррекции;

  • знает теорию дефектологии, медицины, логопедии, общей, возрастной и специальной психологии;

  • обладает хорошим опытом работы с различными речевыми нарушениями в разных учебных/лечебных заведениях;

  • участвует в научно-практических конференциях и семинарах, изучает научную литературу.

Ассоциация логопедов поясняет: сертификация нужна для установления единых объективных требований к логопедам (в особенности к дефектологам) и избавления от так называемого кадрового балласта. Сертификация помогает определить, кто может заниматься логопедической деятельностью, а кому необходимо дополнительное обучение.

Вопросы для тестов составляют дефектологи, логопеды, вузовские ученые, сотрудники медицинских учреждений.

Сертификация платная – от 5 тыс. рублей по одному направлению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector