Плюсы и минусы образования в россии

Содержание:

Отличие бакалавриата от специалитета

Большая часть абитуриентов ВУЗов до сих пор не понимает отличие степени бакалавра от специалиста

На самом деле между обоими ступенями образования весомая разница, которую важно уяснить перед подачей документов в приемную комиссию:

  1. Бакалавр – это первый уровень высшего образования (второй – магистр). Он является обязательным, если речь идет о необходимости получения высшего образования. Студент может после окончания программы трудоустраиваться, если не хочет продолжать обучение на магистратуре. Бакалавры не имеют права переводиться на специалитет или сразу в аспиранты.
  2. Специалист – традиционная ступень высшего образования прошлых лет. Сегодня она осталась лишь для некоторых рабочих профессий. Специалисты могут сразу поступать в аспирантуру. Кто этого не хочет, может забирать документы и идти на рынок труда.

У каждого вида высшего образования есть свои плюсы и минусы. Исходя их них, абитуриенты должны выбирать, по какой системе им лучше обучаться азам профессии?

Недостатки, с которыми предстоит работать

Современную систему обучения, бесспорно, нельзя называть совершенной. В ней остается много крупных и мелких недостатков, над которыми предстоит поработать. Вот некоторые из них:

  • Отсутствие синхронизации знаний по предметам, в результате чего ученикам трудно построить в сознании целостную картину мира.
  • Ограниченное количество бюджетных мест в ВУЗах.
  • Нивелирование значимости золотой медали, что снижает мотивацию к учебе.
  • Отсутствие предметов, направленных на воспитание подростков как будущих жен и мужей, родителей; недостаточная моральная составляющая обучения.
  • Чрезмерная загруженность детей, в результате чего они теряют интерес к учебе, не имеют свободного времени для занятий хобби, полноценного общения с родителями, сверстниками.

Недочеты в разработках современных образовательных реформ можно называть долго

Но мы, родители и педагоги, должны запомнить одно: в любых условиях важно не только образовать ребенка, но и вырастить высокоморальную волевую личность, которая направит свои знания и умения на то, чтобы сделать этот мир лучше! Зная недостатки, мы должны обращать на них внимание и стараться восполнять недочеты существующей системы личным участием в жизни ребенка

Сравнение Болонской и советской системы образования — плюсы и минусы

Конечно, переходу на Болонскую систему были рады не все и даже сегодня, спустя 16 лет после её внедрения, не утихают споры о преимуществах старой советской системы.

К очевидным плюсам, которые обычно приводят приверженцы новой системы можно отнести то, что талантливые российские студенты, могут получать образование в ведущих европейских учреждениях. А далее реализовывать свои карьерные замыслы в Европе, получая дополнительный опыт. Еще одно преимущество Болонской системы – её специализация, более детальные знания в конкретных областях и возможность получать несколько высших образований. Но для России и нашей действительности данная система выглядит достаточно неорганично и имеет больше минусов.

Во-первых, у нас в своё время была сильная система образования советского периода, признанная в мире как одна из наиболее успешных. И в данной ситуации получается, что мы отбрасываем тот уникальный опыт, накопленный десятилетиями, и переходим на европейские рельсы.

Во-вторых, Болонская система в некоторой степени провоцирует утечку талантливой молодёжи за границу. Она открывает дорогу тем, кто не смог реализовать на Родине. Таким образом, Болонская система является инструментом «выкачивания» молодой российской интеллектуальной элиты за границу. Ничего хорошего для отечественной экономики в этом нет, создаётся она в первую очередь людьми. Другое дело, что ещё надо разобраться, почему страна не может обеспечить возможность развития в рамках своих границ?! Разумеется, у нас есть грантовые программы поддержки молодых учёных, но этого недостаточно в масштабах государства.

И всё же, основываясь на социологических исследованиях, большинство студентов остаётся учиться в России. Конечно, часть делает выбор в пользу европейских университетов, но возможность получать образование там есть только у самых выдающихся россиян.

Если рассматривать обратную ситуацию, то для европейских студентов российские вузы особого интереса не представляют. В Европе за исключением МГИМО, РУДН и СПБУ, наши учебные заведения особо не котируются. Конечно, в сравнении российских и европейских высших учебных заведений присутствует некоторый снобизм. Он проявляется во многом, в том числе и по отношению к нашим студентам.

Задумываясь об изменениях образовательной системы в России, мы конечно же не можем отказываться от тех положительных достижений, которые имеем ещё с советских времён. В первую очередь, это универсальность, в которой и состоит принципиальное отличие от западной системы

Её приверженцы профессионалы в своей области, но за пределами компетенции взять на себя ответственность, принять какое-либо важное решение и активно себя реализовывать им очень сложно. Российская система образования напротив универсальна — готовит человека, являющегося специалистом в разных направлениях

Учиться или работать?

Это решение вы должны принимать самостоятельно, это ваша жизнь. Есть лишь некоторые нюансы, которые могут помочь вам с этим нелегким выбором. Допустим, ваша желаемая работа.

Плюсы работы вместо учебы

1.    Сразу после окончания школы, вы можете приступать к построению бизнеса, у вас больше времени, чем у тех, кто пошел за дипломом.

2.    Иногда при приеме на работу работодатели и не спрашивают о наличии высшего образования. Для рекрутеров важен ваш опыт работы, и чем он больше, тем выше шанс получить желаемую должность.

Минусы работы без диплома

1.    На некоторые должности просто невозможно устроиться без специального, высшего образования.

2.    Если вы трудитесь в офисе, не имея высшего образования, то рост по карьерной лестнице у вас будет непрост, и очень мала вероятность того, что вы пойдете вверх.

Хотелось бы все-таки понимания…

ФОТО: ПГ / Геннадий Михеев

Наталия Петровна*, учитель иностранного языка из Петрозаводска. 

— Минусы современной школьной системы? Большой список будет. Во-первых, мне не нравится, что слишком много отчетов, которые надо сдавать в бумажном и электронном виде. Сейчас уже больше в электронном, а пожилым учителям срочно быстро работать за компьютером, так что тратим дополнительно время. Столько ненужной рутины, которая отнимает время и не дает готовиться к самому главному — занятиям.

— Второй минус современной школы — слишком большая загруженность по внеклассной работе. Каждый год у нас десятки конкурсов, в которых требуют принимать участие. Понятно, что от этого зависит престиж школы, но это отнимает много времени учителя. К тому же в этих конкурсах обычно участвуют одни и те же талантливые ученики. Трудно бывает заинтересовать этими мероприятиями тех, кто не очень любит предмет. В-третьих, это, конечно, оплата труда. Тут даже говорить особо не хочется. Ясно одно — должно быть больше. Следующий минус — работа по субботам. Убеждена, что это неправильно. Все дети и взрослые должны отдыхать два дня, иначе ты просто не успеваешь восстанавливаться.

— Что касается родителей, то они в основном своей массе понимающие. Встречаются, отдельные индивиды, но это редко. Если правильно выстроить работу, то с ними удается наладить контакт. Администрация, конечно, встает на сторону родителей чаще, но тут все зависит от школы. И, наконец, последний минус — это постоянно меняющаяся аттестация. Только мы привыкли к старой форме — они вводят что-то новенькое. Никакого покоя учителям, постоянно доказываешь, что ты еще можешь работать. Хотелось бы все-таки понимания со стороны вышестоящих органов — что такое работа учителя и как она проходит.

— Плюсы, конечно, есть. И здесь я с Монастыревым не согласна.  Приятно общаться с талантливыми детьми, получаешь заряд энергии. Бывают радостные и хорошие моменты, ради которых ты и работаешь.  Еще плюс — большой отпуск, за который ты можешь хорошо отдохнуть. Пожалуй, все.

Традиционная школа не даёт свободы

Среди моих знакомых очень много тех, кто забрал детей из школы на семейное образование из-за недостатка свободы. Одним семьям хотелось как можно больше путешествовать. В других растут танцоры и спортсмены, которых то и дело надо было отправлять на сборы и соревнования. Школа не готова к этому даже при наличии индивидуальных учебных планов. 

На семейном образовании возможностей для свободы гораздо больше. Да, приходится подстраиваться под график аттестаций, но всё же сдавать зачёты нужно не чаще раза в четверть, а в большинстве школ можно договориться на полугодовые или годовые аттестации. 

Недостатки коммерческого обучения

  • Оплата. Частное образование стоит очень дорого. Позволить такое обучение могут немногие семьи. Помимо оплат за учебу, родителей просят делать взносы и пожертвования. Администрация сотрудничает с фирмами, которые проводят экскурсии. За посещение таких заведений также приходится платить. Питание в частных школах гораздо выше, но и качество лучше. В коммерческих заведениях нередко процветает коррупция. Однако такое явление встречается во многих учреждениях. За все походы в кино, театр и другие общественные заведения, администрация получает проценты. Когда учителя проводят жесткую агитацию на посещение различных развлекательных мест — это основной признак коррупции в школе.
  • Избалованность. Позволить частное образование могут только богатые семьи. Избалованные дети не имеют достойного воспитания. Риск конфликтов гораздо выше, чем в общественных заведениях, где большинство семей находятся в одном финансовом положении.
  • Сложность. Коммерческое образование направлено на углубленное обучение. Такая система обучения может быть слишком сложной для большинства детей.
  • Оценивание. Так как родители вносят большие денежные суммы, многие учителя ставят положительные оценки, не соответствующие действительности.

Проблема 10. Внеурочная нагрузка

Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.  

Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.

Дети на семейном обучении отнюдь не страдают от отсутствия социализации. Напротив, свободного времени становится больше. Так, ученик «Домашней школы Фоксфорда» Степан Павловских с трёх лет занимался хореографией, тхэквондо и художкой. А когда пошёл в школу, про кружки пришлось практически забыть — не хватало времени.

‍Читать целиком интервью со Степаном Павловских →

«В “Домашней школе Фоксфорда” действительно хорошее расписание. Занятия начинаются в 10:00 или 11:00, в четверг и воскресенье полностью свободные дни, а в субботу всего один урок. Это позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».                                                                 

                                                                                       _________

Традиционная школьная система имеется массу проблем и недостатков и нуждается в реформировании. Это факт. Недаром разработан новый национальный проект «Образование», который планируется реализовать к 2024 году.

Избавиться от недостатков массовой школы можно уже сейчас. Закажите обратный звонок или заполните форму бесплатной консультации — специалист «Фоксфорда» свяжется с вами и проконсультирует по вопросам семейного и дистанционного обучения.

Преимущества

Почему многие родители отдают сына или дочь в частное учебное заведение? На то есть несколько причин:

  • Качественное образование. В частные образовательные центры приглашают самых лучших учителей, которые не хотят идти в государственную и получать маленькую зарплату.
  • Хорошее учебное оборудование. Конечно, многие государственные школы также могут иметь современные компьютеры и другую технику, но все зависит от финансирования и добросовестности администрации, которая вынуждена улучшать свое материальное положение нечестным путем.
  • Заинтересованность в качественном обучении. Особенно это касается профильных заведений, куда дети идут добровольно после 9-го класса. В государственных обычно отсиживаются 11 лет.
  • Использование передовых дидактических методик. Например, правильно обустраивается класс. Не рекомендуется учить детей в классах с количеством детей больше 9 человек. Государственное общеобразовательное учреждение чисто физически не может предоставить такую возможность. От этого страдает качество обучения. В частном такой проблемы может не быть.
  • Атмосфера. Платные школы нередко нацелены на всестороннее развитие, в то время как в государственных происходит просто передача знаний. Частные школы нередко имеют свои традиции, которые делают коллектив дружным, причем они сплочают не только детей между собой, но и учителей с учениками. Так значительно проще воспитывать детей.
  • Индивидуальный подход. В частности, это из-за небольшого количества участников. Разве можно нормально научить 30 детей, если урок длится всего 45 минут, и на одного ученика может уйти только минута. Вот и получается, что учитель выделяет несколько любимчиков, для которых и ведёт урок. Остальные дети не учатся, а делают что-то другое. А ещё учителя обычно детей запоминают к середине года. О каком индивидуальном подходе может идти речь?
  • Качественное питание и хорошие бытовые условия. Детям предлагаются вкусные и свежие блюда, в туалетах всегда чисто, мебель заслуживает высших похвал. А нередко в частных учреждениях есть специально оборудованные зоны отдыха, в которых дети могут восстановить силы после тяжелого учебного дня.
  • Контингент. Не будет такого, что отпрыски алкоголиков или преступников будут учиться в одном классе с детьми интеллигенции. А в элитных заведениях воспитываются дети родителями с совсем другим складом ума. Он же прививается сыновьям и дочерям. Сам факт нахождения в одной тусовке с детьми успешных родителей положительно скажется на развитии.
  • Досуг. Учитывая то, что богатые родители часто бывают заняты, учреждение способно обеспечить ученику и обучение, и досуг.

Это основные причины, по которым стоит или дочери стоит учиться в платной школе.

Стоит ли так надеяться на современные технологии в обучении?

Онлайн-технологии являются уникальным и эффективным подспорьем в ряде случаев: когда работающему специалисту в условиях дефицита времени необходимо расширить свои знания в определенной предметной области, когда будущий абитуриент «ищет себя», выбирая направление будущей профессиональной деятельности, когда получить классическое очное образование невозможно из-за территориальной удаленности или наличия серьезных проблем со здоровьем.

Но нельзя переходить на «онлайн», разрушая действующую систему образования (ведь расширение онлайн-каналов образования неизбежно повлечет за собой структурные изменения в вузах, сокращение численности профессорско-преподавательского состава, перераспределение финансовых потоков, и т.д.) в условиях, когда новые образовательные технологии еще не стали полноценной альтернативой традиционным подходам к обучению, обеспечивающей генерацию «образовательного продукта» вуза, сопоставимого с прежним по уровню качества.

Стремление вузов к обеспечению массовости высшего образования, снижению его стоимости, внедрению в учебный процесс достижений цифровой революции, обеспечению высоких конкурентных позиций в новой рыночной нише, при безоглядном следовании модному тренду может нанести непоправимый вред системе высшего образования.

Недостатки

Несмотря на все многообразие положительных сторон у обучения в платной школе, есть и недостатки:

  • Коммерциализация образования. Многие родители не привыкли общаться с учителем только после предоставления чека об оплате образовательных услуг.
  • Понты учеников. В каждой группе детей есть люди, которые хотят выделиться на общем фоне. И если в обычной школе можно похвастаться и вещами среднего ценового сегмента, то в частной нередко дети самоутверждаются за счет дорогих квартир, айфонов и макбуков. И дети с меньшим достатком могут почувствовать себя белыми воронами в таком коллективе. Поэтому не рекомендуется тратить последние деньги на обучение в частном классе, если там не будут учиться дети родителей с тем же материальным положением.
  • Несоответствие качества обучения ожидаемому. Часто в частных учреждениях знания не отличаются от предоставляемых государственными учебными учреждениями. Ведь наличие знаний в голове зависит не только от учителей, но и детей. Если нет аппетита к знаниям, ничего платная школа сделать не сможет.
  • Высокая стоимость. Обучение в частных учреждениях – далеко не самое дешевое удовольствие. Причем нередко приходится платить сразу за несколько месяцев, что с трудом себе могут позволить даже достаточно обеспеченные родители. Причем оплачивать приходится не только обучение, но и дополнительные мероприятия типа экскурсий, поездок.

Преимущества частного образования

  • Небольшое количество учеников. В частных школах классы не превышают 15 человек. В государственных учреждениях встречаются группы по 30-35 учеников. Учителям гораздо легче донести материал, если в классе небольшое количество детей. В государственных заведениях учеба направлена на количество обучающихся, а не на качество знаний. В коммерческих учреждениях у учителей больше времени на индивидуальную работу с каждым учеником. Так, дети находятся на одинаковом интеллектуальном уровне. Небольшое количество учеников снижает заболеваемость, когда целые классы и параллели уходят на карантин.
  • Оборудование и материал. Коммерческие заведения получают бюджет с родительских выплат. На эти деньги администрация приобретает оборудование и материалы, которые будут слишком дорогими для государственных школ. К красивому и дорогому материалу дети испытывают больший интерес, чем к старой технике, которая работает с перебоями. Так, вырастает школьное любопытство и желание исследований, что способствует развитию специализации.
  • Расширенная система образования. Коммерческие заведения имеют право изменять стандартную систему обучения, по профессиональному усмотрению. Чаще всего, используются современные специализированные обучающие программы, направленные на более глубокое получение знаний.
  • Оснащение здания и коммуникации. Большой бюджет позволяет сделать капитальный ремонт. Многие общеобразовательные школы не располагают комфортными условиями обучения: отсутствуют коммуникации или работают со сбоями (отопление, водоснабжение, освещение и пр.), установлены деревянные окна, пропускающие холодный воздух. Отремонтированные государственные школы встречаются редко. Отделочные работы проходят постепенно. У коммерческих организаций гораздо больше возможностей. Все частные школы не только имеют дорогостоящее оборудование, но и отремонтированные помещения. Обучение проходит в комфортных условиях, ученики не отвлекаются на посторонние вещи. Учреждение нанимает профессиональную охрану, в отличие от общественных школ, где на пост берут, как правило, не компетентных людей, контролирующих поведение учеников, а не проходимость.
  • Учебный график. Так как родители платят большие деньги за обучение детей, учителя лучше относятся к ученикам, чем в общественном заведении (но там тоже есть прирожденные специалисты). Педагоги готовы работать с детьми во внеурочное время, если они плохо освоили материал.
  • Специализация. Частные общеобразовательные школы имеют такую же программу, как в государственных учреждениях. Однако многие коммерческие заведения занимаются специализированным обучением. Дети, практически, сразу могут определиться с будущей профессией и изучать любимые науки. Человек получает цель обучения, что редко происходит в общественных школах, где школьники изучают одинаковый материал, а потом резко должны определиться с будущей профессией.

Минусы электронного обучения

Адаптация

Перестроиться на новый лад не всегда легко. Потребуется время, чтобы привыкнуть к новому режиму учёбы в онлайн-формате. Всё будет по-другому — не нужно рано просыпаться, одеваться и куда-то ехать к первому уроку. Но появятся новые обязанности — вовремя подключиться к вебинару или выполнить домашку на сайте до дедлайна. 

Решение — выбрать платформу, где адаптироваться помогут наставники. 

Отсутствие лицензий у некоторых школ

Онлайн-школ много, но не у всех есть подтверждающие документы.

Лицензия на образовательную деятельность — это важный документ для учебных заведений. Он необходим организациям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. Даже электронное обучение не снимает с организации ответственности перед законом. 

Решение — проверять документы курсов или онлайн-школ. 

Неподготовленность учеников

Часть населения лишена возможности учиться в онлайне, поэтому электронное образование может показаться страшным и непонятным. 

Решение — найти платформу с дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом и научиться правильно учиться онлайн.

<<Перелинковка>>

Нехватка кадров

Другой минус электронного образования — недостаток компетентных специалистов, которые умеют преподавать в онлайне. Электронное и очное обучение сильно различаются. Педагог должен уметь доносить информацию через экран компьютера так, чтобы это было ярко, понятно и интересно. 

Решение — выбирать онлайн-курсы с проверенными учителями, которые давно работают на дистанционке и знакомы с особенностями электронного образования. 

Отсутствие живого общения

Если школьник экстраверт и учится в онлайне, ему может не хватать общения со сверстниками, ведь вся учёба проходит за компьютером. Переписок в чате и соцсетях тоже не всегда достаточно. 

Решение — компенсировать нехватку общения посещением секций, кружков, путешествиями и экскурсиями. 

Плюсы семейного образования в 10–11 классах

Вот несколько весомых преимуществ домашнего обучения в старших классах. 

Профильное обучение

Большинство старшеклассников уже задумываются о том, с какой профессией связать будущее, какие предметы сдавать на ЕГЭ и куда поступать. Несмотря на то что во многих массовых школах введено профильное обучение и детей делят по классам в зависимости от направления (гуманитарное, биохимическое, физико-математическое — самые популярные), эффективность оставляет желать лучшего. Ирина Фомичева, мама выпускницы «Экстерната Фоксфорда», отмечает, что даже профильное обучение в обычной школе подразумевает множество ненужных предметов. Приходилось учить и сдавать бесполезные дисциплины, или наоборот — жертвовать любимыми. 

В «Экстернате Фоксфорда» разработано шесть индивидуальных образовательных маршрутов. Ребёнок может получать знания именно в тех сферах, где у него есть задатки и интерес. А если предпочтения пока не сформированы, тест и консультация со специалистом помогут выбрать профиль обучения. 

На данный момент в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» представлены шесть маршрутов:

  • математический,
  • гуманитарно-лингвистический.
  • естественно-научный,
  • технологический,
  • физико-математический,
  • социально-гуманитарный. 

Экономия времени

Кому как не старшеклассникам, которые стремятся успеть блестяще подготовиться к ЕГЭ и поступить в крутой вуз, известна цена времени. В массовой школе время отнимается не только бесполезными предметами, но и бюрократическими формальностями. Например, обязательными мероприятиями и линейками в актовом зале или дисциплинарными нотациями в чей-то адрес. 

Гибкий график

Подросток может установить удобное расписание и сам выбирать, когда уделять время занятиям на самообразовании. Возможно, ему тяжело вставать раньше десяти утра или часть дня занимает подработка. 

Свобода выбора

В обычной школе дети привыкли ходить по струнке и заниматься исключительно по образцу, который задаёт формат традиционного обучения. На самообразовании родители и ребёнок вольны выбирать всё самостоятельно — не только график, но и учебный план, пособия, дополнительные ресурсы, курсы. Главное — успешно сдавать аттестации. 

Целеполагание

Если подросток амбициозен, мечтает поступить в крутой вуз, набрать достаточное количество баллов для бюджета или написать олимпиаду, самообразование даст необходимые инструменты. Например, индивидуальные маршруты в «Экстернате Фоксфорда» включают в себя подготовку к престижным олимпиадам (Всерос, «Ломоносов», Менделеевский конкурс, «Физтех» и другие). 

Многие ученики, которые осваивают школьную программу на дому, планируют поступать или уже поступили в ведущие вузы России — МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ, ВШЭ. Ребята, выбирающие учиться самостоятельно, чаще всего нацелены на результат. Они понимают: всё зависит от их вклада и усилий.  

Самые популярные направления при поступлении на специалитет

Инженерно-технические профессии сейчас на пике популярности

Мода на профессии постоянно меняется, но некоторые специальности долгое время остаются в ТОПе, так как востребованы и необходимы для благополучия людей. На специалитет поступают абитуриенты, желающие получить образование и приступить к работе в качестве готовых квалифицированных профессионалов. Востребованными остаются направления:

  • техника и инженерия;
  • экономика и финансы;
  • математика и информационные технологии;
  • образование и педагогика;
  • психология;
  • биология, биотехника, биоинженерия;
  • филология и лингвистика;
  • юриспруденция;
  • менеджмент;
  • медицина.

Востребованными среди поступающих остаются специальности, связанные с техническим направлением. Из ста процентов абитуриентов 2018 года 20 процентов отдают предпочтение инженерии. Востребованные технические специальности:

  • строительство;
  • геология и горное дело;
  • физика и техническая физика;
  • машиностроение, автоматизация;
  • электро и теплоэнергетика;
  • наземный и автомобильный транспорт;
  • авиационная и ракетно-космическая техника;
  • железнодорожный транспорт;
  • приборостроение.

Очень востребованы профессии в сфере ядерной энергетики

Кораблестроение, ядерная энергетика, нанотехнологии, оружие и системы вооружения, металлургия также привлекают внимание абитуриентов. Поступление в технические и инженерные ВУЗы поддерживается государством

На востребованные факультеты выделяются бюджетные места, которых в разы меньше в гуманитарных направлениях.

Увеличивается спрос на профессионалов в области математики и механики, компьютерных и информационных наук, информатики и вычислительной техники, информационной безопасности. С развитием робототехники, появлением «умных машин», цифровизации работников потребуется еще больше.

В медицине в последнее время очень престижны и высокооплачиваемы пластические хирурги

Медицина не отстает от технического и информационного направлений. Чаще абитуриенты поступают на факультет «Лечебное дело». Также остаются востребованными: стоматология, педиатрия, медико-профилактическое дело, медицинская биохимия, сестринское дело. Только начинают развиваться и завоевывать популярность медицинская кибернетика и биофизика.

Среди профессий с гуманитарным направление выделяются самые распространенные:

  • перевод и переводоведение;
  • международные отношения;
  • журналистика;
  • реклама и связи с общественностью;
  • филология;
  • социология;
  • психология;
  • юриспруденция.

Робототехника набирает обороты популярности среди абитуриентов последних лет

На небосклоне профессий появляются новые звезды. Они еще не популярны, но выпускники уже пользуются спросом на рынке труда. Робототехник, специалист по альтернативным источникам энергии, эколог – профессионалы, которые в ближайшем будущем станут незаменимыми. Уже сейчас ВУЗы дают образование на специалитете по этим профессиям.

Ряд учебных заведений пользуется большим авторитетом и спросом среди желающих приобрести профессию по специалитету:

  • МИСИС и МФТИ;
  • МГИМО и СПбГУ;
  • НИУ ВШЭ и МИФИ;
  • МГЛУ и МГУ;
  • МГТУ и ИТМО.

Нужно быть готовым к тому, что изучение теоретического материала будет в очень большом объеме

Поступать можно не только в столичные и петербургские ВУЗы, но и в региональные. Университеты Казани и Уфы, Саратова и Новосибирска обладают потенциалом в плане подготовки профессионалов.

Возможность альтернативного образования позволяет абитуриентам сделать правильный выбор. Специалитет – это шанс за пять лет освоить профессию. Не каждый человек стремится продолжить научную работу. На предприятиях нужны профессионалы, разбирающиеся в спецификах профессии.

Будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью и это несомненный плюс

Плюсы и минусы высшего образования

Давайте рассмотрим, какие положительные и отрицательные стороны есть у высшего образования и решим, стоит ли все-таки поступать в институт.

Плюсы поступления в институт:

  • высшее образование более престижно, чем среднее, люди относятся к специалистам с дипломом с уважением;
  • учеба в институте может стать одним из самых интересных этапов в жизни;
  • формируется круг общения из людей определенного интеллектуального и культурного уровня, появляются новые связи;
  • развивается интеллект, расширяется кругозор, повышается культурный уровень;
  • многие интересные, востребованные, высокооплачиваемые профессии невозможны без получения высшего образования;
  • карьерный рост на определенном этапе обязательно потребует высшего образования, так почему бы не поступить в институт сразу после школы, а не годы спустя, когда в жизни итак забот хватает;
  • бесплатное получение высшего образования в Германии — лучший способ эмигрировать в эту страну и со временем получить гражданство.

А каковы недостатки поступления в институт? Они тоже есть:

  • большие затраты времени — в среднем, на получение высшего образования потребуется на 3 года больше, чем на колледж и на 5 лет больше, чем при выборе коротких курсов;
  • очень сложная и объемная учеба в старших классах, подготовка к ЕГЭ;
  • довольно стрессовая процедура сдачи ЕГЭ;
  • необходимость иметь высокие баллы за ЕГЭ, чтобы поступить в солидное учебное заведение, где только и стоит учиться;
  • большие денежные затраты в том случае, если поступить на бюджет не удалось или при поступлении в институт в другом городе;
  • более позднее начало трудовой деятельности, а значит, довольно длительный период несамостоятельности и потребности чтобы кто-то обеспечивал;
  • зачастую отсутствие гарантий того, что после университета сможешь устроиться по специальности и хорошо зарабатывать

Важно!Многие из этих минусов преодолимы. Как? Об этом пойдет речь дальше.

Немного о самой системе

Структура системы образования в современной России многое наследовала со времен СССР. Ребенок, вступая в эту систему, проходит несколько этапов:

  • детские сады или частные дошкольные заведения;
  • начальная школа (1-4 классы);
  • средняя школа (5-9 классы);
  • высшая школа (10-11 классы);
  • средние профессиональные или высшие учебные заведения;
  • послевузовское образование (аспирантура, курсы повышения квалификации и т.д.).

Учреждения в рамках этих 6 звеньев бывают 3 типов:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные.

Обучение в школе проходит в соответствии с ФГОС – единым государственным стандартом. В свою очередь, учебные заведения могут сочетать несколько типов обучения:

  • государственное;
  • самообразование;
  • дополнительное.

Гибкими стали и формы изучения материала:

  • в стенах учебного заведения (очная, заочная, очно-заочная);
  • внутрисемейное, самообразование;
  • экстернат.

Последние нововведения, касающиеся разрешения домашнего обучения и сдачи предметов экстерном, — несомненный плюс. Они помогают избежать «уравниловки», дают возможность детям с хроническими болезнями обучаться по общей программе в комфортных условиях, а сильным ученикам быстрее продвигаться вперед.

Но это не единственный очевидный плюс современного образования…

Что дает высшее образование

Окончив вуз, вы получите:

  • Профессию. Прежде всего вы получите знания по специальности, что позволит работать в определенной сфере. Если вы выберете востребованную профессию на рынке труда, то никогда не останетесь без работы.
  • Преимущество при трудоустройстве. Большинство работодателей отдает предпочтение специалистам с высшим образованием. Ведь наличие диплома подтверждает, что вы обладаете как минимум базовыми знаниями и начальными навыками в профессии, имеете высокий интеллект и достаточный уровень культуры.
  • Перспективу карьерного роста. Особенно это касается государственных организаций. На более высокие должности можно рассчитывать только при наличии высшего образования.
  • Глубокие знания в определенной сфере. Даже если вы не будете работать по специальности, полученные знания могут пригодиться и в другой сфере. Например, окончив юридический факультет, вы сможете легко ориентироваться в законах. С экономическими специальностями, вы приобретаете финансовую грамотность, что пригодится в любой сфере жизни.
  • Возможность открыть свое дело. Да, чтобы стать предпринимателем, не обязательно иметь высшее образование. Но все же специальные знания могут открыть перед вами новые возможности. Например, если вы получили профессию стоматолога – сможете открыть свой частный кабинет. Став юристом, сможете оказывать индивидуальные консультации и т. д.

Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:

  • Быстро находить и обрабатывать большое количество информации. Во время обучения вам придется изучить много профильных дисциплин, вы будете писать курсовые, рефераты, контрольные. Одних учебников здесь будет недостаточно. Вы научитесь быстро находить нужную информацию, что пригодится в любой сфере жизни.
  • Самостоятельно обучаться. Здесь не будут все «разжевывать», как в школе, а укажут лишь нужное направление. Способность к самообразованию нужна в любой профессии.
  • Общаться и договариваться с разными людьми. В вузе вы получите первые серьезные коммуникативные навыки. Вас ждет новое и непривычное для вас окружение. Вам придется научиться находить общий язык с преподавателями и однокурсниками, работать в команде.
  • Работать с компьютерными программами. C какими именно, все зависит от специальности, как минимум это – Word и Excel. В век компьютерных технологий этот навык особенно полезен.
  • Самостоятельности и ответственности. Вуз – это первый шаг во взрослую жизнь. Здесь никто больше не будет водить вас за ручку и решать ваши проблемы. Вы научитесь сами принимать решения, нести за них ответственность. Особенно хорошую школу выживания пройдете, если поступите в другой город. Здесь помимо учебы вас будут ждать бытовые проблемы.
  • Планировать и организовывать свое время. В вузе вас ждет жизнь по графику, близкому к рабочему. Чтобы все успевать, придется научиться правильно планировать свое время и распределять задачи по их приоритетности. Такой навык точно пригодится в повседневной жизни.

Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector