Звукорежиссер в кино: интервью с а. пузиковым 2-я часть

Содержание:

Значимость звукового решения

Звуковое решение фильма также является художественным произведением.

На кинофестивалях существует несколько номинаций, имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма.
Например:

  • фильм «Волшебник страны Оз» (1940) получил награду «Оскар» в номинации «Лучшая музыка» и ещё одну награду в номинации «Лучшая песня»
  • фильм «Доктор Живаго» (1966) получил награду «Оскар» — «Лучшая музыка» и награду «Золотой глобус» в такой же номинации.
  • «Космическая одиссея 2001 года» (1968) получила приз Британской академии в номинации «Лучшая музыка» (саундтрек).

Современные фильмы, получившие награды за звуковое решение:

  • «Южный Парк: Большой, длинный, необрезанный

    Награда MTV 2000 — «Лучший музыкальный ряд».

    » (2000)

  • «Матрица» (1999)
    • Британская киноакадемия 2000 — Лучший звук
    • Оскар 2000 — Лучший звук
    • Оскар 2000 — Лучший звукорежиссёр
  • «Почти знаменит

    Британская киноакадемия 2001 — Лучший звук

    » (2000)

  • «Мулен Руж!» (2000)
    • Британская киноакадемия 2002 — Лучший звук
    • Британская киноакадемия 2002 — Награда Энтони Эскуита за музыку
    • Золотой глобус 2002 — Лучшая музыка
    • Награда MTV 2002 — Лучший музыкальный ряд

В настоящее время, с появлением систем многоканального объёмного звука, значимость работы звукооператора и звукорежиссёра только увеличивается. Без их участия не обходится ни один современный фильм.

Особенности профессии

Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.

Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.

В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов – от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Например, на экране герой убегает от погони по груде гравия. Как изобразить прямо в студии звуки шагов по гравию? У звукорежиссера есть на этот счёт свои хитрости. Например, можно принести в студию немного гравия и шагать по нему синхронно с человеком на экране.

Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры:  паркет, асфальт, камни, тростник и пр.  Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов – каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.

В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность  звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением,  т.е.  перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.

Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки),  монтажёр звука.

Сами звукорежиссёры признаются, что выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания.

В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. И работа звукорежиссёра отмечается особыми премиями на кинофестивалях.

Например, знаменитый фильм «Матрица» в 2000 году получил Премию Британской киноакадемии за лучший звук, и сразу двух «Оскаров»: в номинациях «Лучший звукорежиссёр» и «Лучший звук». На радио и телевидении звукорежиссёр разрабатывает звуковое оформление передач, анонсов, заставок. Он также работает на трансляциях различных событий, ток-шоу, новостей и пр. в прямом эфире. На телевидении это означает постоянную работу в команде. Звукорежиссёр выполняет указания режиссёра программы и находится в контакте с линейным монтажёром,  со  звукотехниками, телеоператором, редактором, продюсером. На телевидении звукорежиссёр может также участвовать в создании фильмов, телеспектаклей.

Звукорежиссёр в театре, на концертных площадках занимается звуковым оформлением действа, также применяя различные музыкальные произведения, шумы и пр. Он разрабатывает вместе с режиссёром концепцию этого оформления и воплощает её в жизнь. А в ходе представления следит за качеством звука и своевременностью подачи.

Оплата труда

Важные качества

Профессия звукооператора предполагает музыкальность, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука.

Знания и навыки

Звукооператор должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукооператор должен понимать свойства звука, акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов – в зависимости от места работы.

Обучение на Звукооператора

Звукооператору требуется среднее профессиональное образование (квалификация «техник»), которое можно получить в одном из колледжей.

  • Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника». Специализация «Техника и технология аудиовизуальных программ».
  • Театрально-художественный колледж №60 (г. Москва). Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Колледж предпринимательства №11. Специальность «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ». Специализация «Звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».

И др. региональные театральные колледжи, колледжи культуры и искусств.

Где искать работу

В принципе, варианта 2: постоянная работа с фиксированной зарплатой и фриланс с гонорарами. В обоих направлениях специалисты востребованы, есть свои достоинства и недостатки, смотреть подробнее нужно в каждом конкретном случае. Нужна стабильность — официальное трудоустройство, требуется свободное время и простор для творчества — разовые заказы. При этом стоит учесть, что новичкам придется искать свою нишу, поскольку конкуренция, пусть и невысокая, но есть.

Звукорежиссер требуется в театры, киностудии, рекламные центры, студии звукозаписи, на радио. Со временем можно открыть свою студию, но это перспектива далекая, поскольку сначала необходимо приобрести репутацию и известность в определенных кругах.

Искать вакансии удобно на сайтах трудоустройства, через знакомых, на биржах. Чем шире круг общения, тем выше вероятность получения привлекательного предложения.

Учеба и ЕГЭ

Один из первых вопросов, если вы выбрали профессию звукорежиссера, – где учиться. Некоторые считают, что иметь высшее образование для этого необязательно. Вполне хватит знания специальных компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком, и хорошего слуха. Также неплохим подспорьем будет обучение на тематических семинарах и курсах. Однако в таком случае трудоустройство ограничится должностью, например, клубного ди-джея или человека, который включает музыку на свадебных торжествах. Как стать востребованным профессионалом? Для начала – получить соответствующий диплом университета. Наличие музыкального образования будет существенным преимуществом.

Вот несколько вузов в России, где учат на звукорежиссера:

  • Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет музыкального творчества.

  • Волгоградский госинститут искусств и культуры. Факультет художественного творчества.
  • Московский госинститут культуры. Театрально-режиссерский факультет.
  • Алтайский госинститут культуры. Факультет художественного творчества.
  • Сибирский госинститут искусств им. Д. Хворостовского. Музыкальный факультет.
  • Московский технический университет связи и информатики. Общетехнический первый факультет.
  • Санкт-Петербургский электротехнический госуниверситет «ЛЭТИ» им. В. Ульянова (Ленина). Факультет радиотехники и телекоммуникаций.
  • Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики. Факультет мобильной радиосвязи и мультимедиа.
  • Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Режиссерский факультет.
  • Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.

Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Некоторые вузы также могут потребовать результаты экзамена по профильной математике.

Где можно получить профессию звукорежиссера?

Получить профессию звукорежиссера можно в любом высшем учебном заведении России, где имеется специальность «Звукорежиссура кино и телевидения». Также можно освоить первичные навыки этой профессии на специальных курсах, организацией которых занимаются ведущие киностудии, радиостанции, звукозаписывающие и телевизионные компании. Однако при этом необходимо понимать, что профессия звукорежиссера потребует от Вас не только свободного владения специальными навыками и понимания творческого процесса, но и музыкального образования, обширных технических знаний, а также познаний в области физики и акустики.

Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическому звукорежиссерскому образованию, которое можно получить только в ВУЗе, а обучение на курсах использовать для повышения уровня своего мастерства. При этом выбирать лучше всего профильный ВУЗ, где Вы получите не только технические и практические навыки будущей профессии, но и узнаете все секреты творческого процесса. К таким ВУЗам можно отнести:

  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина;
  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова;
  • Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»;
  • Государственный специализированный институт искусств.

Государственный специализированный институт искусств

Москва

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 291 000,00 ₽

Российская академия музыки имени Гнесиных

Москва

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 275 200,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Санкт-Петербург

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 85 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 110 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽

Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина

Москва

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽

Волгоградский государственный институт искусств и культуры

Волгоград

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 207 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 52 000,00 ₽

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова

Москва

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 205 650,00 ₽

Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки

Нижний Новгород

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 163 000,00 ₽

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Краснодар

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 160 600,00 ₽
Бакалавриат Заочная 65 000,00 ₽

Ростовская государственная консерватория (академия) имени С.В. Рахманинова

Ростов-на-Дону

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 155 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽

Российский университет театрального искусства — ГИТИС

Москва

Кто такой звукорежиссер?

Звукорежиссер – работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.

Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались «управлять» непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.

Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и «навороченнее» аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.

Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).

Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.

Установленные должностные обязанности звукооператора, который работает в Доме культуры

Должностные обязанности для звукооператора Дома культуры:

  • работать над режиссерским сценарием, звуковым сопровождением спектаклей;
  • проводить предварительные записи, чтобы затем использовать их в постановках;
  • осуществлять шумовое и звуковое сопровождение постановок в Доме культуры;
  • назначать звукотехническое оборудование для проведения записей и репетиций;
  • принимать участие в актерских репетициях, просмотрах, сдачах;
  • использовать акустическую специфику сценической площади при разработке мизансцен;
  • поддерживать техническое качество, высокую художественность звука;
  • руководить расстановкой оборудования, пробами звуковых эффектов;
  • контролировать монтаж звуковых записей;
  • пополнять шумотеку.

В чем заключается работа звукорежиссера

Вести запись вообще не столь сложно, как может показаться тем, кто никогда не прикладывал руки к студийному оборудованию. Стоит нажать на кнопку «Rec» — и запись пойдет. Стоит нажать на нее снова — она остановится. Самое сложное – в доведении голоса «до ума», придании ему объемности, благозвучности. Можно даже «научить» петь того, кто этого никогда не умел (хотя, слушая песни современной эстрады в записи и вживую, я думаю, вы это знали и ранее), потратив всего несколько минут. А также – превратить за секунду голос брутального мужчины в голос писклявого мышонка из мультика, или голос нежной девушки – в голос сурового дьявола из Преисподней. Глухой шум моря, звук тормозов авто или стука в дверь также создаются просто добавлением на аудиодорожку соответствующего звука из библиотеки звуков, в которой содержатся миллионы подобных коротких хлопков, стуков и раскатов грома. Ограничивается все лишь вашей фантазией.

Профессиональные и карьерные перспективы

Чем больше знаний — тем большее количество компаний захотят видеть вас у себя. Вакансии стоит искать на звукозаписывающих студиях, в телерадиокомпаниях, а также в различных организациях, специализирующихся на проведении праздников. Выбор очень велик, потому что, повторюсь, профессия очень актуальна в настоящее время.

При поиске работы по специальности «звукорежиссура», важно подойти к этому ответственному занятию, уже имея определенные навыки. И чем больше их, тем, конечно же, лучше

Важно понимать, что если вы выбираете телерадиокомпанию, акцент нужно делать на одной технике. А для проведения праздников — на другой. Второе, кстати – это то, с чего можно начать новичкам. Там не требуется глубоких знаний предмета, а все ограничивается умением настраивать микрофон и работать со звуком

Вовремя включать и выключать музыкальное сопровождение. На собеседованииКак успешно пройти собеседование и устроится на работу обращают внимание на знание предмета, необходимое в соответствии со спецификой конкретной вакансии звукорежиссера. И, как говорилось выше, внимание на дипломе заостряют крайне редко

Продвижение по карьерной лестнице возможно именно на официальной работе – вас просто могут перевести в более престижный филиал. Как правило, туда, где не сосредоточено большое количество звукорежиссеров, поэтому повышение может быть только переходом из одной студии в другую, более раскрученную. Работая в одном месте, совершенствуете свои навыки и переходите на другой, более высокий этап своего развития

А сроки зависят только от вашей обучаемости и стремления никогда не останавливаться в развитии, что очень важно в этом деле

Как стать звукорежиссером

Привет, меня зовут Эльвира, мне 24, живу в Краснодаре, работаю звукорежиссером 4 года в компании “KingSizeRec”. Звукорежиссура очень важна в современном мире технологий и прогресса

Ни один фильм, ни один праздник, ни одна реклама и ни одна песня или аудиокнига не появились бы на свет, не будь такой важной профессии, как звукорежиссер. Поэтому можно считать, что труд специалистов данной области очень востребован, ведь большая часть медиа-носителей нуждается в услугах звукорежиссера

Звукорежиссер — весьма перспективная профессия из-за нехватки квалифицированных кадров. Прямо скажем, станете специалистом — вас будут носить на руках, и везде вам будут рады. Это, кстати, учитывая достойную оплату труда звукорежиссера, очень приятное ощущение.

Наушники на пульте

Какое нужно образование для работы звукорежиссером

Чтобы качественно выполнять работу звукорежиссера, конечно, нужно высшее образование, но не всё так однозначно. Часто самоучки гораздо более продвинуты, чем дипломированные специалисты. Азам данной профессии можно выучиться и самостоятельно, имея соответствующие данные и желание. И, конечно, терпение. Особенно сначала, когда будет казаться, что ничего не выйдет, а все эти кривые линии и цифры напоминают китайские иероглифы.

Но если вы еще не напуганы, то скажу, что нужно иметь для начала обучения:

  • ноутбук;
  • микрофон;
  • хорошие наушники;
  • колонки.

Стоимость звукорежиссерского оборудования может исчисляться миллионами рублей, но пока вы еще не профессиональный звукорежиссер, достаточно ПК, наушников за пару тысяч и нужного программного обеспечения, о котором расскажу позднее.

Собеседование и прием на работу

Огромный плюс в том, что при приеме на работу вас могут не спросить о дипломе, а сразу захотят проверить ваши навыки, что, в конечном итоге, может послужить решающим фактором при принятии (или не принятии) вас на должность. Путем проб и ошибок, штудирования литературы и просмотров обучающих роликов на youtube или иных сайтах, можно добиться неплохих результатов, которые позволят записывать песни и диалоги для рекламных роликов.

О кафедре

«Музыкальная звукорежиссура» является одной из самых современных творческих специальностей. Эта профессия находится на стыке музыки и техники. Поэтому она требует от специалиста не только безупречного вкуса, тонкого слуха, творческого мышления, знания истории и теории музыки и особенностей самых разных музыкальных стилей и жанров, но владения всеми существующими технологиями звукозаписи, а также компетентности в области акустики, звукотехнического оборудования студий, современных компьютерных технологий и др.

Дисциплины профессионального цикла преподают такие высококлассные специалисты, как Заслуженный работник культуры РФ, звукорежиссер высшей категории С.Г. Шугаль; Заслуженный работник культуры Российской Федерации, ведущий звукорежиссер «Петербургской студии грамзаписи» В.Г. Динов; один из специалистов мирового класса в области акустики, доктор технических наук, профессор И.А. Алдошина.

Практические занятия по специальности «Звукорежиссура» проводятся на базе «Петербургской студии грамзаписи», первой студии Петербургского Дома Радио, студии документальных фильмов, студии «M-Records» музыкального фонда Санкт-Петербурга и студии «Контакт» при СПбГУП, где студенты осваивают современные технологии звукозаписи. Желающие освоить специфику звукорежиссуры телевидения имеют возможность приобрести опыт работы на телестудии СПбГУП. Звукотехнический комплекс Большого театрально-концертного зала Университета дает возможность получения студентами навыков проведения театрально-концертных мероприятий и подробного ознакомления с системами озвучивания и звукоусиления.

Чем занимается звукооператор

Задача оператора — добиться идеального звучания, согласно требованиям восприятия художественного продукта. Это мастер гармоничного звукового оформления. Он востребован в современном театре, киноиндустрии, ресторанах, на концертах, выступлениях, массовых мероприятиях. Области работы звукооператора:

  • обработка звуковых дорожек;
  • микширование;
  • подбор звуковых эффектов;
  • создание или воссоздание фонограммы;
  • своевременное включение фонограммы;
  • балансировка звучания;
  • звукозапись.

В отличие от звукорежиссера, оператор не работает с концепциями звукового сопровождения (творческая составляющая оформления художественных композиций звуком). Его область — техническая часть: сопровождение, контроль, предупреждение звуковых накладок, распределение фонов (следит, чтобы фоновая музыка не перекрывала голос актеров в кино или певцов).

Вам будет интересно учиться на звукооператора, если вы интересуетесь пением, технологиями создания видеопродукции, музыкальными эффектами. Профессия требует определенных навыков, готовности к ненормированному графику.

Круг обязанностей

Что делает звукорежиссер? Объем обязанностей этого специалиста тесно связан с его местом трудоустройства. Главная задача, объединяющая представителей разных направлений, заключается в работе над звуковыми решениями кинофильма, спектакля, телепередачи, рекламного видеоролика. Также ему необходимо выполнять настройку звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования и другой аппаратуры. При этом он должен учитывать акустические особенности рабочего помещения и нюансы в звучании разных музыкальных инструментов.

В ходе озвучивания звукорежиссер следит за синхронизацией звука и «картинки», руководит процессом монтажа. Когда отдельные фрагменты звукоряда полностью подготовлены, он сводит их в целостную фонограмму. В его подчинении находятся звукооператоры, звукомонтажеры и микрофонные операторы.

Чем занимается представитель этой профессии на телеканалах и на радиостанциях? Тут его основной задачей является разработка звукового сопровождения заставок, анонсов и телепередач. Без него не обходится трансляция какого-либо события, шоу или новостного выпуска в режиме live. На телеканале он всегда работает в команде. Он выполняет распоряжения главного режиссера программы. Сотрудничают с ним продюсер, редактор, телеоператор, звукотехник и линейный монтажер. Также этот специалист может принимать участие в процессе создания телеспектакля или фильма.

В концертном зале и в театре звукорежиссер отвечает за звуковой декор всего действа. Делает он это посредством разных шумов и музыкальных композиций. В творческом тандеме с режиссером он участвует в разработке и реализации общей концепции. Кроме того, все время, пока идет представление, специалист отслеживает своевременность подачи звука и его качество.

Какие требования предъявляются к специалистам?

Говоря о профессии звукорежиссер, стоит учитывать не только те требования, которым он должен соответствовать, но и уровню подготовки. Причем уровень знаний и умений должны полностью соответствовать месту его занятости.

Например, если дело касается концертной деятельности, то здесь ему нужно уметь обеспечивать нужное качество звука во время концертов или на выступлениях. Именно звукорежиссер должен знать, как правильно расставить все необходимое оборудование. Они проводят тестирование всей необходимой аппаратуры.

На телевидении или радио, звукорежиссеры должны будут квалифицированно осуществлять монтаж звукового ряда. Они могут заниматься разработкой специальных заставок или отбивок.

Кроме того, чтобы считаться профессионалом, звукорежиссер обязан:

  • осуществлять подборки, предназначенные для решения различных задач;
  • умело руководить расстановкой музыкального оборудования;
  • уметь осуществлять тестирование имеющегося музыкального оборудования перед мероприятием;
  • проводить звукозапись всех необходимых композиций, которые потребуются в дальнейшей работе;
  • проводить контроль качества исполнения музыкальных композиций;
  • осуществлять запись голосов актеров в процессе озвучки фильма или записи фонограммы;
  • уметь делать аранжировку различных музыкальных композиций;
  • умело использовать фонограммы во время работы:
  • контролировать качество настройки оборудования для воспроизведения звука и звуковых эффектов, настройку оборудования.

Это далеко не самый полный перечень всего, что должен знать и какими знаниями обладать специалист звукорежиссер.

Описание профессии

Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.

Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.

Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.

Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.

В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector