Какая начисляется зарплата машинисту поезда в россии в 2021 году
Содержание:
- Выручка на подземных магистралях
- Достоинства и недостатки профессии
- Помощник машиниста и водители метро, трамваев
- Перспективы профессии
- Зарплата машинистов локомотива в РЖД
- Сколько платят в других странах?
- Описание профессии
- Престижность профессии «машинист поезда»
- Статистика зарплат для ‘машинист’ по некоторым регионам
- Какие предусмотрены льготы в 2021 году
- Кому подходит
- Социальные преимущества профессии
- Средняя зарплата и особенности работы машинистом в России
- Какая зарплата у начальника
- Какие предусмотрены льготы в 2019 году
- Престижность профессии «машинист поезда»
- Как стать машинистом
- Требования к кандидату
- Зарплата в зависимости от региона
- Плюсы и минусы профессии
- Куда пойти учиться?
- Распределение вакансий по зарплатам
- Итоги
Выручка на подземных магистралях
Заработок водителя электропоезда в метро зависит от таких условий:
- квалификационный уровень;
- стаж работы по специальности;
- количество ночных смен;
- количество рабочего времени;
- поощрительные премии – до 45% от оклада.
В России построено всего 7 метрополитенов. Средняя выручка машинистов – 46000 руб. ($688).
- в Москве они получают около 65000 ($974);
- в Северной столице – 52000 ($778);
- в других городах – от 20000 ($299) до 45000 ($673).
За работу во вредных для здоровья условиях, специалисты получают существенные надбавки.
Прибыли работников на спецтехнике
В различных областях экономики заняты операторы сложных машин.
В сравнительной таблице показаны доходы профессионалов в двух странах:
Машинист | Россия | Украина | ||
RUB | USD | UAH | USD | |
экскаватора | 57000 | 853 | 16000 | 572 |
бульдозера | 69000 | 1033 | 24300 | 869 |
автогрейдера | 76760 | 1148 | 15114 | 540 |
башенного крана | 35000 | 524 | 12000 | 429 |
земснаряда | 76500 | 1145 | 85733 | 3066 |
Работники, освоившие управление разных агрегатов, получают:
- автокран – 80000 руб. ($1197);
- кран – 45000 ($673);
- мостовой кран – 34000 ($509);
- трелевочная машина – 44000 ($658);
- спецтехника – 68000 ($1018);
- тепловоз – от 30000 ($449) до 61000 ($913);
- буровая установка – 64700 ($968);
- аппаратура котельной – до 60000 ($898);
- трубоукладчик – 76670 ($1147);
- каток – 78335 ($1172).
Больше всех зарабатывают машинисты экскаваторов в Алдане – 80000 руб. ($1197) в месяц.
Доходы в странах Содружества
Средняя зарплата машиниста в Киеве составляет 25000 грн ($894).
Специалисты в областях получают:
- Кировоградская обл. – 27000 грн ($965);
- Ровенская – 22000 ($787);
- Киевская – 16670 ($596);
- Волынская – 15000 ($536);
- Николаевская – 11670 ($417).
Профессионалы на спецмашинах зарабатывают:
- машинист экструдера – 12000 грн ($429);
- / фронтального погрузчика – 30000 ($1073);
- / погрузчика – 29500 ($1055).
В таблице показаны доходы специалистов в странах СНГ:
Начальный | Максимальный | Средний | ||||
В нац. валюте | $ | В нац. валюте | $ | В нац. валюте | $ | |
Россия, RUB | 26000 | 389 | 90000 | 1347 | 52000 | 778 |
Казахстан, KZT | 100600 | 269 | 320000 | 862 | 176000 | 474 |
Украина, UAH | 4000 | 143 | 57000 | 2038 | 10000 | 358 |
Беларусь, BYN | 300 | 141 | 2963 | 1388 | 740 | 347 |
Оплата труда в зарубежных странах
Машинист электропоезда в Германии зарабатывает от 3000 евро, а в США – до $5000/месяц.
За пассажирские перевозки в метро американские специалисты получают:
- минимум $79000/год;
- в среднем $87810;
- максимум $96100.
В зависимости от полученной прибыли, профессионалы платят от 0 до 35% налогов. Сравните заработки машинистов с окладами их руководства в разных странах:
Германия | Канада | США | Украина | ||
В грн | $ | ||||
Председатель правления | 8500 | 16000 | 12500 | 463000 | 18520 |
Член правления | 7100 | 8500 | 9500 | 415000 | 16650 |
Начальник департамента | 5700 | 6100 | 5000 | 114000 | 4560 |
Машинист локомотива | 3000 | 8300 | 5000 | 11200 | 448 |
Достоинства и недостатки профессии
Со времен образования железной дороги в Российской империи профессия машиниста являлась очень престижной и высокооплачиваемой. В Советском Союзе данная профессия не потеряла всех этих преимуществ и также являлась среди рабочих железнодорожных профессий одной из самых прибыльных и привлекательных. Однако после распада СССР элитарность профессии резко снизилась, стать машинистом в начале и середине 90-х хотели не многие.
На сегодняшний день интерес к данной профессии очень вырос, так же, как и заработная плата. Работая в системе железнодорожного транспорта, можно получить большой ряд преимуществ перед другими профессиями не только в части уровня заработной платы (которая ежегодно индексируется), но и в части социального пакета работодателя.
Преимуществами данной профессии являются:
- возможность повышения квалификации работника, соответственно – повышение заработка;
- ежегодная индексация заработной платы;
- льготный стаж, возможность выхода на пенсию в более ранний срок;
- ежегодный медицинский осмотр;
- большой пакет социальных гарантий, например: ежегодный оплачиваемый проезд поездами дальнего следования по РФ (в том числе и детям работника), оплачиваемый проезд поездами пригородного сообщения, санаторно-курортное лечение, ипотечное субсидирование, поддержка молодых специалистов и т.д.
В то же время данная профессия имеет свои недостатки:
- высокая ответственность за жизнь пассажиров, перевозимые грузы и исправность локомотива;
- ненормированная рабочая смена и сверхурочная работа;
- высокая вредность и напряженность труда;
- необходимость знания устройства и работы подвижного состава, большого количества инструкций, распоряжений и приказов.
Помощник машиниста и водители метро, трамваев
Работа помощника водителя поезда столь же ответственна и тяжела, как и работа самого водителя. Перед тем, как занять свою должность, ему предлагается пройти 10-месячное обучение с выплатой 15-20 тысяч рублей ежемесячно. Лишь только после обучения можно будет иметь заработную плату от 30 000 рублей в месяц. Эта сумма является средней по России.
В Москве водитель метрополитена ежемесячно зарабатывает от 45 000 до 85 000 рублей. (а это более 58 миллионов вьетнамских донгов!) Средняя месячная плата за труды водителя трамвая в Санкт-Петербурге составляет 40 000 рублей. В Москве за эту должность дают 30-35 тысяч.
Таким образом, если по статистике средняя заработная плата по Российской Федерации составляет 30 000 рублей, то работа водителем поезда или метро является одной из самых высокооплачиваемых.
https://youtube.com/watch?v=6AxmbS5Y2-Q
Перспективы профессии
Профессия машиниста подземки актуальна только в городах, где есть метрополитен. На данный момент в России таких семь. Планируется строительство метро в Уфе, Омске, Саратове, Челябинске, Красноярске, но четких сроков нет.
Правда, о долгосрочной перспективе говорить не приходится: в КНР уже появились автоматизированные линии метро без машиниста, которыми управляет компьютер.
Рабочий день машиниста метро:
Сложная и ответственная работа машиниста метро плохо сказывается на здоровье. Но есть и преимущества: такие специалисты могут быть уверены в том, что после обучения получат хорошую работу с достойной зарплатой. Текучки кадров в метрополитене нет, так что работа стабильная, с социальными льготами и высоким (но ограниченным, если не расти до руководящих должностей) уровнем оплаты.
Зарплата машинистов локомотива в РЖД
Какие критерии влияют на заработную плату машиниста локомотива? Факторы, влияющие на зарплату машиниста локомотива в РЖД следующие:
- количество часов;
- переработка;
- работа в ночное время;
- выслуга лет;
- стаж.
Работа машиниста локомотива в ночное время, которая и без того требует предельной концентрации, представляет повышенную сложность. Поэтому оплата часов в ночные смены значительно возрастает. У машиниста локомотива зарплата заметно зависит от стажа. Существуют следующие категории стажа:
- Третий класс. Является самым низкооплачиваемым. Его можно приобрести через два года непосредственной работы на железной дороге. В это время нужно управлять или локомотивом или электричкой. Но, как правило, выпускникам поручают водить лишь грузовые поезда на близкие дистанции.
- Второй класс. Можно получить по прошествии двух лет с момента получения третьего класса. При наличии данной квалификации машинист водит пассажирские поезда ближнего следования.
- Первый класс. Заработная плата у машиниста этого класса самая большая. Его получают по истечению двух лет с момента получения предыдущего класса. При такой квалификации машинист может водить любые поезда дальнего следования.
Необходимым требованием для повышения квалификации является безаварийная езда. Раз в пять лет машинисту локомотива необходимо подтверждать вновь свою квалификацию перед определенной комиссией. Она может, как понизить, так и повысить имеющийся класс, а может оставить его неизмененным.
Конечно, строгой зависимости между стажем и зарплатой нет, но более высококлассный сотрудник может рассчитывать на наиболее высокооплачиваемую работу. В среднем, с повышением класса заработная плата машиниста увеличивается на 10%.
Средняя зарплата машиниста локомотива РЖД
Для начала следует разобраться, кто же относится к машинистам локомотивов.
Грузовые и пассажирские перевозки осуществляются как с помощью локомотивов на электрической тяге и носят название электровоза, так и на тяге локомотивов с двигателями внутреннего сгорания и называются тепловозом. Также к машинистам локомотива относится машинист паровоза – это были первые транспортные средства, передвигающиеся по рельсам. Здесь перевозка осуществлялась за счет работы двигателей на паровой тяге.
В современном мире эпоха паровозов давно прошла, поэтому говорить об этом не столь актуально. А вот о тепловозах и электровозах сказать стоит.
К настоящему времени, средняя по стране заработная плата машиниста локомотива РЖД — электровоза и тепловоза — составляет около 35 000 руб. На первый взгляд, цифры не столь впечатляющие. Но не стоит забывать, что на конечную величину заработной платы непосредственно влияет так называемый региональный коэффициент.
Так наибольшая зарплата у людей данной специальности, работающих вахтовым методом на севере. Это связано с тем, что у них к основной зарплате прибавляется северный коэффициент.
В соответствии со статистикой самая большая зарплата машиниста локомотива была отмечена в республике Саха (Якутия). Здесь её величина составляет примерно 85000 рублей. В Мурманске средняя зарплата машиниста локомотива РЖД — 45000 руб., в Новосибирске – 40 000 руб.
Если сравнить доходы в различных регионах, то можно обнаружить, что больше всего можно заработать в крупных городах, где имеется постоянное движение поездов и постоянно есть, кого перевозить.
Следует также знать, что для освоения профессии машиниста необходимо сначала проработать около двух лет, а в некоторых случаях и больше в качестве помощника машиниста. Это необходимо как для освоения специальности, так и для накопления опыта.
Только после этого возможно стать машинистом, отучившись и сдав предварительные экзамены. Поэтому в начале своего карьерного пути не стоит рассчитывать на высокую зарплату.
Но получив допуск к самостоятельному управлению составом и повышая квалификацию, зарплата машиниста локомотива будет повышаться, а наработав стаж, можно будет претендовать на повышение категории, надбавки и премии.
Сколько платят в других странах?
Если сравнивать уровень зарплат помощников машиниста в Европе и США, то суммы значительно превысят средние показатели в нашей стране. Например, в Германии, в пересчете на российскую валюту, получают в среднем 220 000 рублей. Во Франции — 130 000. В Великобритании — 160 000. В США средний доход равен 218 000.
Уровень оплат труда работников железных дорог в СНГ меньше, чем в РФ. Например, заработок в Украине помощника машиниста составит 10 000 гривен, а это примерно 23 600 рублей. В Беларуси ставки несколько выше. В этой стране сотрудник получит за месячные труды 11 000 000 BYN или 34 000 в пересчете на российские деньги.
Описание профессии
Помощником машиниста называют специалиста, находящегося в подчинении у машиниста тепловоза или электровоза и выполняющего вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива. История профессии уходит своими корнями в середину XIX века – время появления паровозов, когда для их обслуживания были задействованы сразу несколько человек: машинист и пара кочегаров.
С появлением тепловозов бригады сократились до двух человек – машиниста, осуществляющего управление локомотивом, и дизелиста, контролирующего работу дизельной установки. Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.
Высокий спрос на данную специальность в специализированных учебных заведениях обусловлен рядом неоспоримых достоинств этой сложной и ответственной профессии.
- Поезда по-прежнему остаются самым массовым и популярным видом транспорта, а потому востребованность в помощниках машиниста очень высока. Человек, получивший данную специальность, гарантированно будет трудоустроен в любой точке страны, где есть железнодорожное сообщение, что делает профессию очень популярной среди молодёжи.
- Работа помощника машиниста считается довольно высокооплачиваемой, и даже вчерашние выпускники ссузов могут рассчитывать на заработную плату в 16-25 тысяч рублей в зависимости от места проживания, специфики работы и наличия северного коэффициента.
- Существование карьерного роста также добавляет популярности профессии. После нескольких лет безаварийной работы помощник может быть отправлен предприятием на курсы машинистов электровозов, по окончании которых он получает свидетельство установленного образца и может начать работать по новой, более ответственной и высокооплачиваемой специальности. Более того, помощник машиниста может быть принят в локомотивное депо на должность мастера либо начальника участка.
- Врачебный предрейсовый контроль и ежегодное прохождение медицинской комиссии позволяют следить за своим здоровьем и не пропустить начало серьёзного заболевания. Тем более что диспансеризация, обследования и лечение работников ЖД проводятся абсолютно бесплатно и в хорошо оборудованных медицинских учреждениях, принадлежащих Министерству путей сообщения.
Однако, несмотря на очевидные преимущества данной профессии, недостатки у неё всё же есть. К ним относят тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли. Нельзя забывать и о риске аварий и катастроф, которые хоть и крайне редко, но всё же происходят на железнодорожном транспорте, а также о чувстве повышенной ответственности за жизнь людей, что иногда приводит к постоянному чувству тревоги и нервному напряжению.
Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома, что может негативно сказываться на отношениях в семье.
Престижность профессии «машинист поезда»
В советские времена каждый третий мальчишка мечтал стать машинистом поезда. Эта профессия считалась высокооплачиваемой, а соответственно и престижной. В последнее время престиж работы машинистом резко упал. Скачек произошел по нескольким причинам:
- Снижение уровня заработной платы по отношению к увеличению цен на продукты и услуги. Оклад машинистов растет очень медленно, когда одежда, еда, коммунальные услуги постоянно дорожают.
- Ухудшение технического состояния жд транспорта. Машинистам, работающим в небольших городах, все чаще приходится разворачивать ремонтные работы прямо в полях. Средств на приобретение новой техники у компаний не хватает.
- Длительные командировки. Машинистам приходится переправлять грузы или людей в другие города. Часто командировки затягиваются на 3 – 7 дней, а то и больше.
Надо отметить, что часто машинистам поездов приходится ночевать в железнодорожных бытовках, которые не приспособлены для проживания.
Машинисты водят:
- пассажирские поезда;
- грузовые составы;
- теплоходы.
Работники жд транспорта считают самой престижным – водить пассажирский поезд. Еще лучше – быть машинистом скоростного транспорта.
Статистика зарплат для ‘машинист’ по некоторым регионам
Регион | Средняя зарплата, руб. | Медианная зарплата, руб. | Вакансий с зарплатой | Всего вакансий |
---|---|---|---|---|
Красноярский край | 107245.0 | 111000.0 | 523 | 637 |
Иркутская область | 110573.0 | 111000.0 | 478 | 630 |
Республика Башкортостан | 101076.0 | 107000.0 | 397 | 496 |
Кемеровская область | 77677.0 | 67000.0 | 387 | 465 |
Новосибирская область | 100316.0 | 103000.0 | 307 | 414 |
Челябинская область | 72083.0 | 59000.0 | 314 | 378 |
Омская область | 103324.0 | 103000.0 | 296 | 359 |
Свердловская область | 82434.0 | 71000.0 | 259 | 343 |
Краснодарский край | 84668.0 | 91000.0 | 271 | 334 |
Тюменская область | 102279.0 | 103000.0 | 222 | 276 |
Какие предусмотрены льготы в 2021 году
Работники железной дороги в 2019 году могут пользоваться такими трудовыми льготами:
- оплачиваемое высшее образование или курсы повышения квалификации (без отрыва от рабочего процесса);
- бесплатный проезд в поездах РЖД в оба конца дважды в год;
- предоставление жилья, согласно договору РЖД;
- повторное трудоустройство при условии призыва в армию не позднее чем через 3 месяца после увольнения;
- нельзя увольнять обоих членов семьи, которые работают на железной дороге (за исключением полного закрытия филиала);
РЖД постоянно улучшает условия труда, чтобы увеличить мотивацию своих рабочих.
Кому подходит
Водитель железнодорожного состава – это работа для крепких мужчин. Женщинам на этой должности запрещает работать российское законодательство. Кандидаты должны обладать такими характеристиками, как:
хорошее здоровье и физическая сила,
выносливость и терпеливость,
готовность в течение многих часов выполнять одни и те же действия,
аккуратность и внимание к мелочам,
организованность, методичность, дисциплинированность,
способность мгновенно реагировать на изменения дорожной ситуации,
отличная память (зрительная, слуховая, логическая),
умение концентрироваться и переключать внимание.
Железная дорога – не для слабых людей, поэтому претендент на рабочее место должен быть стрессоустойчивым, хладнокровным и смелым при принятии решений. Учитывая тот факт, что техника постоянно становится все сложнее, нужно иметь склонность к работе с ней и соответствующие знания.
Не подойдет эта профессия людям, которые имеют проблемы со здоровьем, в частности, с нарушением зрения и слуха, заболеваниями сердечно-сосудистой или опорно-двигательной системы, а также органов дыхания.
Медкомиссию приходится проходить сначала при поступлении в учебное заведение, затем при приеме на работу, после чего обязательной становится ежегодная проверка здоровья в медицинских учреждениях железнодорожной системы.
К плюсам работы можно отнести:
- хорошую оплату труда и социальный пакет,
- наличие бонусов и льгот,
- востребованность профессии,
- качественное медицинское обслуживание,
- возможность раньше выйти на пенсию.
Минусов тоже немало:
- работа связана с постоянным стрессом;
- разъездной характер деятельности, что мешает нормальному отдыху, питанию и общению с семьей;
- посменная работа, в том числе в праздники и выходные дни;
- негативное воздействие на организм электрических полей, вибрации, ускорений и торможений;
- риск получения производственной травмы.
Машинист не просто сидит в кабине и ведет поезд – от него требуется глубокое знание всех систем подвижного состава, умение правильно их эксплуатировать и выполнять ремонтные работы. Он должен знать и неуклонно выполнять все утвержденные инструкции, поскольку ценой ошибки машиниста могут стать человеческие жизни.
Социальные преимущества профессии
Работа машиниста относится к вредным профессиям. Для таких специалистов предусмотрены льготы и социальные гарантии:
- дополнительные дни оплачиваемого отпуска;
- бесплатный проезд междугородним и международным транспортом муниципального ведомства (1 раз в год в направлении туда-обратно);
- бесплатный проезд в метро;
- образование в вузах путей сообщения на бюджетной форме;
- медицинское обслуживание в ведомственных организациях;
- обеспечение спецодеждой;
- отдых в ведомственных пансионатах, санаториях, для детей сотрудников метрополитена — в детских лагерях.
Одна из важных льгот — досрочный выход на пенсию. Общий трудовой стаж должен составлять 25 лет, по профессии машиниста — 12,5 лет. Работники подвижного состава могут оформить пенсию в 55 лет.
Средняя зарплата и особенности работы машинистом в России
Все специалисты, управляющие поездами дальнего следования, являются рабочими первого класса. Но не только от класса зависит зарплата, но и от часов, проведенных «за рулем».
Чем дальше расстояние, тем больше получится оплата. В среднем, оплата труда машиниста поезда дальнего следования в Москве составляет порядка 80 000 — 90 000 руб. В регионах зарплата меньше. Например, в Ижевске зарплата колеблется в районе 30 000 руб.
У машинистов почасовая оплата труда. Ночные часы стоят дороже, чем дневные.
Поезд — это огромный механизм, и справиться с его управлением одному сложно. Именно поэтому существует такая должность, как помощник машиниста — это полноценный сотрудник состава, который получает официальную зарплату. Чаще всего помощниками становятся лица, которые только закончили профессиональное учебное заведение.
Зарплата помощника зависит от следующих составляющих:
- стаж работы;
- работа в ночные часы;
- работа в праздничные дни;
- тип перевозимого груза;
- сверхурочные часы;
- регион.
В Москве и Московской области помощник может заработать от 30 000 до 40 000 руб. В других городах зарплата ниже — около 20 000 рублей. Помощники машинистов электропоездов могут получать и 70 000 руб, что равносильно зарплате специалиста 1 класса обычного поезда.
Преимущества:
- главный плюс — зарплата, которая находится на уровне «выше среднего»;
- возможность карьерного роста;
- достойный соцпакет, в который входит бесплатный проезд на пригородных электропоездах, ежегодный бесплатный проезд на поездах дальнего следования для сотрудника и его семьи, бесплатный медицинский осмотр (раз в год), льготы для молодых специалистов, предоставление ипотеки на особых условиях;
- ранний выход на пенсию;
- данная профессия развивает кругозор, машинист не только помогает путешествовать другим, но и сам ежедневно отправляется в своеобразное путешествие.
Недостатки:
- работать приходится в напряженных условиях;
- вред газов и испарений;
- гигантская ответственность, в первую очередь за жизнь состава и пассажиров;
- необходимо постоянно учиться и повторять усвоенный материал (устройство работы поезда, различные команды и так далее);
- очень сложно сидеть в замкнутом помещении на протяжении такого длительного времени (иногда приходится управлять поездом без перерывов на протяжении 14-15 часов);
- машинист — довольно узкая специализация, если сотрудник РЖД решит сменить профессию, устроиться на новую должность будет проблематично;
- эта профессия сложна для семьянинов, ведь машинист может не видеть своих родных целыми неделями.
Как уже было сказано выше, заработная плата зависит от его класса, вида управляемого транспорта и транспортировки. Самую главную роль здесь играют квалификация и стаж сотрудника.
Существует три квалификации, соответственно, сотрудники каждой из них получают ежемесячно разную заработную плату. Квалификацию нужно подтверждать каждые 5 лет. Если машинист не работал по своей специальности длительное время, то получать квалификацию ему придется повторно.
Средняя заработная плата машиниста третьего класса самая невысокая и может колебаться в районе от 30 000 до 50 000 рублей (почти как у помощника машиниста).
Сотрудник, имеющий квалификацию второго класса, получает около 50 000 — 60 000 рублей. Профессионал, имеющий квалификацию первого класса, может получать 70 000 — 90 000 руб.(зарплата машиниста электропоезда первого класса может достигать 120 000 рублей).
Какая зарплата у начальника
В зависимости от направления деятельности организации, места дислокации предприятия и функций должностного лица, показатели заработной платы могут сильно отличаться. Начальники мелких государственных учреждений зарабатывают от 25 до 50 тысяч рублей. К таковым нужно относить руководителей ЖКХ, станций метрополитена, мелкий предприятий, отделов. Начальники крупных предприятий и государственных корпопраций-монополистов получают заработные платы в миллионах рублей. Так, например:
- средняя зарплата начальников Газпрома — 10 миллионов рублей в месяц;
- средняя зарплата начальника РЖД — около 9 миллионов рублей в месяц;
- средняя зарплата начальника Почты России — около 10 миллионов рублей в месяц.
Какие предусмотрены льготы в 2019 году
Работники железной дороги в 2019 году могут пользоваться такими трудовыми льготами:
- оплачиваемое высшее образование или курсы повышения квалификации (без отрыва от рабочего процесса);
- бесплатный проезд в поездах РЖД в оба конца дважды в год;
- предоставление жилья, согласно договору РЖД;
- повторное трудоустройство при условии призыва в армию не позднее чем через 3 месяца после увольнения;
- нельзя увольнять обоих членов семьи, которые работают на железной дороге (за исключением полного закрытия филиала);
РЖД постоянно улучшает условия труда, чтобы увеличить мотивацию своих рабочих.
Престижность профессии «машинист поезда»
В советские времена каждый третий мальчишка мечтал стать машинистом поезда. Эта профессия считалась высокооплачиваемой, а соответственно и престижной. В последнее время престиж работы машинистом резко упал
. Скачек произошел по нескольким причинам:
- Снижение уровня заработной платы по отношению к увеличению цен на продукты и услуги . Оклад машинистов растет очень медленно, когда одежда, еда, коммунальные услуги постоянно дорожают.
- Ухудшение технического состояния жд транспорта . Машинистам, работающим в небольших городах, все чаще приходится разворачивать ремонтные работы прямо в полях. Средств на приобретение новой техники у компаний не хватает.
- Длительные командировки . Машинистам приходится переправлять грузы или людей в другие города. Часто командировки затягиваются на 3 – 7 дней, а то и больше.
Надо отметить, что часто машинистам поездов приходится ночевать в железнодорожных бытовках, которые не приспособлены для проживания.
Машинисты водят:
- пассажирские поезда;
- грузовые составы;
- теплоходы.
Работники жд транспорта считают самой престижным – водить пассажирский поезд.
Еще лучше – быть машинистом скоростного транспорта.
Как стать машинистом
Профессия машиниста широко распространена и востребована по всей России. Машинисты нужны в РЖД, метрополитенах, а также на крупных заводах и шахтах, где есть своя железная дорога.
Для того, чтобы получить профессию машиниста, необходимо пройти обучение по специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Это можно сделать как в высшем учебном заведении, так и в различных училищах, колледжах и техникумах.
Во время обучения будущим специалистам необходимо пройти практику на железной дороге, которая длится около 4 месяцев. После получения диплома выпускники устраиваются на работу помощниками машиниста, чтобы получить необходимый опыт и претендовать на должность машиниста. Как правило, это занимает около двух лет.
В обязанности помощника машиниста входит:
- осмотр и тестирование поезда перед отправлением;
- контроль сцепления вагонов состава;
- контроль за сигналами светофоров, дежурных по станции и сигналистов;
- наблюдение за скоростью движения;
- продувка резервуаров во время остановок;
- контроль показателей топлива и других счетчиков.
Как правило, помощник машиниста выполняет те же функции, что и машинист, но не самостоятельно, а под его контролем.
Требования к кандидату
В соответствии со стажем труда специалисту назначается определенный класс:
- Третий – дается после двух лет работы. Новички водят электрички или малые грузовые поезда.
- Второй – причисляется с учетом практики. Таких работников допускают к перевозке пассажиров на короткие дистанции.
- Первый – после четырех лет труда.
Необходимы следующие условия для освоения профессии:
- Высшее техническое образование.
- Завершение службы в армии.
- Проверка физического и эмоционального состояния здоровья.
- Практика в течение четырех месяцев.
- Успешное прохождение экзамена.
- Работа помощником.
- Знание английского языка для управления высокоскоростными поездами.
Зарплата в зависимости от региона
Таблица 1. Сколько зарабатывают машинисты поездов в России
Город (регион) | Средняя зарплата, рублей |
Уфа | 40 000 |
Улан-Удэ | 45 000 |
Махачкала | 38 000 |
Нальчик | 50 000 |
Петрозаводск | 50 000 |
Сыктывкар | 41 000 |
Саранск | 30 000 |
Владикавказ | 16 000 |
Кызыл | 62 000 |
Ижевск | 37 500 |
Абакан | 20 000 |
Грозный | 55 000 |
Чебоксары | 25 000 |
Барнаул | 35 000 |
Ставрополь | 30 000 |
Хабаровск | 45 000 |
Архангельск | 50 000 |
Астрахань | 45 000 |
Белгород | 40 000 |
Брянск | 23 000 |
Волгоград | 30 000 |
Воронеж | 30 000 |
Иваново | 41 000 |
Калининград | 22 500 |
Кемерово | 15 000 |
Киров | 19 000 |
Курск | 20 000 |
Мурманск | 45 000 |
Новосибирск | 40 000 |
Омск | 50 000 |
Оренбург | 25 000 |
Орел | 50 000 |
Пенза | 31 000 |
Пермь | 35 000 |
Саратов | 22 000 |
Данные представлены по состоянию на октябрь 2016 года. Если в этом списке нет Вашего региона, смотрите на то, сколько зарабатывает машинист локомотива в городе, ближайшем к Вам.
Как видим, больше можно заработать в больших городах, где постоянно большой поток поездов и всегда есть, кого перевозить. Интересно, что во многих регионах уровень зарплат существенно изменился в последнее время. Так в Грозном и Омске он значительно вырос. В больших городах зарплаты практически не растут. Кстати, исходя из полученных данных, получается, что средняя зарплата машиниста в РЖД составляет 35 800 рублей! Это ниже, чем утверждают официальные источники.
Больше всего зарабатывают машинисты в городе Алдан (Якутия). У них средняя зарплата составляет 86 000 рублей. Дальше в этом рейтинге расположились такие города, как Певек, Ленск, Алабино, Таксимо и Благовещенск.
Что касается метро, то тут зарплата тоже зависит от места работы. Так машинист метро в Москве зарабатывает порядка 50 000 рублей. В более мелких городах – от 20 000 единиц национальной валюты. Вообще, это и есть самая минимальная зарплата машиниста метро. Максимальный же показатель равен 100 000 рублей. Понятно, что столько денег получают единицы и только те, у кого есть огромный стаж. Кстати, от этого тоже сильно зависит то, сколько зарабатывает машинист метро или поезда.
Плюсы и минусы профессии
В первую очередь следует сказать о том, что должность машиниста тепловоза требует специализированной образовательной и практической подготовки. Это связано с тем, что работа достаточно ответственная и сложная. Так, сотрудник должен выполнять большое количество функций: управлять поездом строго согласно расписанию, знать и четко соблюдать правила дорожного движения, знать смысл сигналов семафора и многое другое. В связи с тем, что работа машиниста тепловоза является комплексной, очень часто данный специалист работает совместно с ассистентом или помощником, который выполняет разнообразные вспомогательные задачи. Также в состав непосредственной бригады, с которой бок о бок работает машинист, входит кочегар.
Профессия машиниста тепловоза характеризуется большим количеством уникальных характеристик, которые отличают эту должность от любой другой. При этом данные характеристики носят не только положительный, но и отрицательный характер.
В таком случае ваше решение будет максимально взвешенным и объективным, вы не пожалеете о нем в дальнейшем, а сам по себе выбор профессии будет приносить вам только положительные эмоции.
Для начала нужно сказать о достоинствах работы машиниста тепловоза.
- Актуальность профессии. Данная должность довольно востребована на территории России. Причем вакансии вы сможете найти практически в любом регионе нашей страны. Соответственно, если вы пройдете образовательную подготовку по специальности, то не останетесь безработным. Напротив, вы будете востребованным и актуальным специалистом на отечественном кадровом рынке.
- Большая зарплата. В связи с тем, что профессиональные задачи, которые на ежедневной основе выполняет машинист тепловоза, довольно сложные и ответственные, работодатели щедро компенсируют труд специалистов. Благодаря высокому уровню заработной платы вы сможете поддерживать достаточно высокий уровень жизни, а также финансово помогать своей семье.
Однако помимо достоинств, профессия обладает и недостатками.
- Сложные условия труда. Свою работу машинист тепловоза осуществляет не в комфортных офисных условиях, а в довольно суровых обстоятельствах. Тяжелый и нервный труд может негативно сказаться на здоровье человека, который занимает данную должность, поэтому от него требуется хорошая физическая подготовка и выносливость.
- Неравнозначность полов. Машинист тепловоза – это преимущественно мужская работа. Представительнице прекрасного пола, которая хочет занять данную должность, будет достаточно нелегко в процессе поиска работы.
- Отсутствие перспектив. Машинист тепловоза – это специалист, который редко продвигается по карьерной лестнице. Зачастую он остается на данной должности на протяжении всей своей профессиональной жизни. Если же вы хотите постоянно развиваться, то вам придется сменить сферу или перейти в смежную область.
Куда пойти учиться?
Помощник машиниста — это начальная ступень работы на электропоезде. Чтобы ее освоить, нужно иметь среднее специальное образование. Помимо диплома для трудоустройства понадобится свидетельство установленной формы на право управления электропоездом. Железнодорожные техникумы и колледжи есть во многих крупных городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Томске, Калуге, Хабаровске и других. Специальность «помощник машиниста» довольно популярна среди выпускников школ, поэтому зачисление проводится на конкурсной основе. Чтобы приступить к работе, потребуется пройти стажировку. Например, в ОАО «РЖД» она длится три-четыре месяца.
В железнодорожный техникум можно поступить сразу после 9 класса
Выбирая эту профессию, стоит обратить внимание на ряд ее недостатков:
- негативные факторы внешней среды: шум, пыль, вибрации;
- нахождение в замкнутом пространстве в течение длительного времени;
- напряжение органов слуха и зрения;
- риск возникновения аварийных ситуаций.
Кроме того, работа предполагает частые и длительные переезды. Например, самый протяженный железнодорожный маршрут в России соединяет столицу с промышленными центрами Дальнего Востока. Его длина составляет порядка 9,3 тыс. км, а время в пути — шесть дней.
Распределение вакансий по зарплатам
Рассмотрим распределение вакансий (с указанной зп) по диапазонам зарплат для ‘машинист’ (Рязань).
До 33000.0 руб.: 15.56% вакансий.
От 33000.0 руб. до 49000.0 руб.: 11.11% вакансий.
От 49000.0 руб. до 61000.0 руб.: 17.78% вакансий.
От 61000.0 руб. до 73000.0 руб.: 13.33% вакансий.
От 73000.0 руб. до 81000.0 руб.: 11.11% вакансий.
От 81000.0 руб. до 121000.0 руб.: 11.11% вакансий.
От 121000.0 руб. до 145000.0 руб.: 13.33% вакансий.
От 145000.0 руб.: 6.67% вакансий.
Распределение вакансий по зарплатам также может дать приблизительную оценку минимальной и максимальной заработных плат для ‘машинист’ (Рязань).
Итоги
Итак, мы выяснили следующие факты:
- в среднем машинисты наземных поездов (не метро) в России зарабатывают 35 800 рублей;
- официальные же источники, в частности сайт РЖД и несколько других правительственных ресурсов, приводят несколько другие данные и говорят о большей зарплате железнодорожников – 50 000 рублей;
- то, сколько зарабатывает помощник машиниста и сам машинист, зависит от времени его работы и региона(время работы влияет на квалификацию – чем она выше, тем выше и заработная плата);
- то, сколько получает машинист метро в месяц, зависит от тех же факторов, но зарплата машиниста метро ниже, чем машиниста наземных поездов;
- в Европе и США машинисты получают больше, а в странах бывшего СССР – меньше.
Среди постсоветских государств Россия является самой «продвинутой» в этом отношении. Не зря большое количество украинцев и белорусов приезжают в РФ на заработки.