Валеология: понятие и главные принципы
Содержание:
- Методы валеологии (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Примечания
- Принципы валеологии
- Исторические замечания
- Характерные черты учения о здоровье
- Какими личностными качествами должен обладать валеолог
- Где получить образование, как проходит учеба
- О валеологии и гигиене
- Мероприятия в других городах
- Что такое валеология? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Кто такой валеолог?
- 1.4. Классификация валеологии
- Услуги и объявления в других городах9
- Научно-образовательные организации
- Научные основы
- Межпредметные связи (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Критика
- Особенности профессии
- Подразделы валеологии
Методы валеологии (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Валеология — это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?
Методика исследования и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель — в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
Эксперимент (чаще всего педагогический)
Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
Математические методы
Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
Комплексный анализ идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).
Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых. Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался «модой на здоровье». То есть теперь вести ЗОЖ — это актуально, модно, молодежно и здорово. Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.
Примечания
- ↑ , Введение, с. 6—9.
- ↑ , § 1.1. Основные понятия валеологии, с. 4—8.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 февраля 2011.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 января 2018.
- Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. — 236 с.
- Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. — 2-е изд.. — М.: Пед. общество России, 2000. — 407 с.
- Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. — М.: АСТ, 2001. — 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
- Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. — М., 2004. — ISBN 5-222-05408-X.
- Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. — М.: «МарТ», 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
- , с. 267.
- Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы.. — Новосибирск: Наука, 1993.
- ↑
- , с. 264.
- Маскалевич Ю. А. // Актуальные проблемы социализации молодёжи в современном мире : мат-лы межд. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — С. 256. — 360 с. — ISBN 978-985-6957-30-0.
- Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. — 191 с.
- Баевский Р. М., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Ч.1 // Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч.. — Магадан: Сев.-Вост. науч. центр ДВО РАН, 1996. — 55 с.
- ↑ Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. // Философия здоровья. — М.: ИФ РАН, 2001.
- Несмотря на критические замечания со стороны философов, идеи интергративного описания человеческого существа продолжают развиваться как современное междисциплинарное направление науки, получившего название «интергративная физиология». Также эти идеи реализуются в рамках международного проекта Физиом; хотя прямо термин «валеология» не используется в работах, связанных с этим проектом, однако идеи развиваются весьма близкие.
- , с. 267: «Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно.».
Принципы валеологии
Как и любое другое учение, это направление имеет мощную теоретическую основу, на которую и опираются все дальнейшие исследования. Вот перечень стандартных принципов, которые помогут тебе лучше понять цели и задачи валеологии:
10 привычек чтобы жить дольше
Любой человеческий организм способен адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям. Это достигается за счет собственных внутренних резервов. Если их оказывается недостаточно, в организме может случиться сбой.
- Человек является единым целым с земной биосферой. Поэтому его нельзя рассматривать как отдельный самостоятельный элемент.
- Особенность каждого организма необходимо изучать, основываясь на уже сформированной информационной базе. Таким образом, валеология включает в себя опыт, полученный от практических исследований других направлений.
- Определение степени устойчивости человека к негативным внешним воздействиям невозможно, пока не будут детально изучены все потенциальные риски.
- Живой человек является сложной биосоциальной системой открытого типа. Именно поэтому для оздоровления организма требуется комплексный многоуровневый подход.
Как ты успела уже понять, отсутствие болезней – это не заслуга одного только природного иммунитета. Мало и просто избавиться от вредных привычек. На организм человека оказывают влияние множество посторонних факторов, которые и изучает данная сфера.
Исторические замечания
В 1980-е годы в СССР была провозглашена всеобщая диспансеризация населения, цель которой состояла в том, чтобы выявить всех потенциально больных, особенно с начальными формами заболевания, и провести их превентивное лечение. Однако невыполнимость этой задачи была обнаружена уже на первых этапах её реализации, поскольку в качестве больных в ходе диспансеризации оказалось не менее 80—90 % населения, — это означало необходимость огромных затрат со стороны государства на проведение лечения. Обнаруженная проблема привела к пониманию необходимости существенного пересмотра концепции здоровья.
В одобренном Учебно-методическим объединением педагогического образования Министерства образования Российской Федерации учебнике для вузов утверждается, что термин «валеология» был в 1980 году введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, Израилем Брехманом, книги которого по этой теме выходили во второй половине XX века.
С 1996 года «Российский институт профилактической медицины» начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».[источник не указан 484 дня]
С 1996 до середины 2018 года на базе Южного федерального университета издавался научно-практический журнал «Валеология», который в период 2004—2017 годов входил в список журналов ВАК. С самого момента создания журнал стал дискуссионной площадкой, на которой велось обсуждение места валеологии в системе наук и в системе здравоохранения.
Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог».[] Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводили в университетах и школах учебный предмет «валеология».[] Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.[источник не указан 447 дней]
В конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов популярность валеологии возросла, что отразилось в появлении монографий, учебников и иной литературы по валеологии.
В те же годы появилось большое количество литературы,[] содержащей учебные материалы по валеологии и использующие концепции, не имеющие научный статус: «медитация», «инь и ян», практики эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Эти обстоятельства спровоцировали резкую критику со стороны как официальных представителей российской академической науки, так и Русской православной церкви.
В результате[] в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений.[источник не указан 484 дня]
Одним из активных сторонников валеологии был академик В. П. Казначеев, хотя некоторые его научные гипотезы подвергались критике со стороны официальной российской академической науки.
В украинских школах валеологию продолжали преподавать в 2008 году.
В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология».
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжали изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.[источник не указан 484 дня]
Характерные черты учения о здоровье
Перечислим основные особенности и характерные черты валеологии:
- Это междисциплинарное направление, предметом изучения которого является представление о совокупности генетических и функциональных запасов систем организма, которая обеспечивает устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохраняет здоровье человека, несмотря на влияние факторов как внешней, так и внутренней среды.
- Эта учебная дисциплина изучает не только само здоровье, но и определенный образ жизни, направленный на его сохранение и укрепление.
- Объектом этого научного направления является почти здоровый, находящийся в предболезненном состоянии человек. Этот пункт делает валеологию уникальной наукой, поскольку данный контингент не рассматривается так тщательно ни одной другой дисциплиной.
Какими личностными качествами должен обладать валеолог
Для валеолога в первую очередь важно уметь аналитически мыслить – ведь в ходе своей профессиональной деятельности он должен:
- анализировать состояние людей на разных уровнях,
- находить связь между психологическим и физическим состоянием,
- определять уровень влияния внешней среды,
- искать способы улучшения ситуации.
Также важен интерес к исследовательской работе, наблюдательность, умение концентрироваться и хорошая память. Кроме того, невозможно переоценить значимость эмоциональной и нервно-психический устойчивости специалиста.
Валеолог должен обладать педагогическими навыками, быть доброжелательным и коммуникабельным, иметь высокий социальный интеллект. Также важны:
- инициативность,
- активность,
- ответственность,
- организаторские способности,
- самодисциплина.
Для валеолога важно быть в хорошей физической форме и иметь высокую общую культуру, в том числе уметь грамотно говорить и писать
Где получить образование, как проходит учеба
Выучиться на валеолога можно в медицинских университетах Санкт-Петербурга им. академика И. Павлова, в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, в Северо-Западном государственном медицинском институте имени И. Мечникова. В Москве обучают валеологии в МГУ имени Ломоносова, Первом Московском медицинском университете им. И. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете РНИМУ им. Н. Пирогова. В перифериях, получить образование можно в медицинских ВУЗах по направлению «адаптивная физическая культура».
На учебе, студенты изучают физиологию человека, современные методы валеологической профилактики и оздоровления, девиантное поведение и его предотвращение, биоритмологию, валеософию, основы натуротерапии, компьютерные технологии, моральные и духовные основы здоровья. Ученики проходят практику в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах, профилакториях.
О валеологии и гигиене
Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.
Сравнительная характеристика | Валеология | Гигиена |
Предмет науки | Человеческое здоровье, изучение функциональных возможностей и резервов организма, способы воздействия на них. | Изучение взаимосвязи между внешними факторами и человеческим здоровьем. |
Объект науки | Человек – здоровый и в состоянии предболезни. | Внешние факторы, воздействующие на организм, человек. |
Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.
Мероприятия в других городах
26 сентября |
День открытых дверей центра психологический коррекции веса
1 час |
|
17 октября |
Прикладной семинар «Основы кинезиотейпирования» Узнать подробности 1 день |
|
31 октября |
День открытых дверей центра психологический коррекции веса
1 час |
|
28 ноября |
День открытых дверей центра психологический коррекции веса
1 час |
|
Встречи клуба «Земные и Божественные» каждый вторник |
ЧАКРЫ — Здоровье и Успешность Узнать подробности 2 часа |
|
По пятницам в 19:00 |
Вечер открытых дверей. Знакомство с телесно-ориентированным методом от Марины Бибневой
2 часа |
|
Суббота с 13:00 до 14:30 |
Свободный танец (соло) в Нижнем Новгороде с Алёной Ершовой
1,5 часа |
|
Вечерние и утренние часы |
Тренировка «Даосские женские практики». Если хочешь быть здоровой и молодой — врачи бессильны Узнать подробности 1,5 часа |
|
2 раза в месяц по средам с 19:30 |
Терапевтическая Группа «Ароматная Жизнь»
от 1,5 до 2,5 часов |
|
Утреннее и вечернее время |
Тренировка «Прокачанные ягодицы»
1,5 часа |
|
Что такое валеология? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Так что же это за наука такая — валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: «valeo» или «valere» — быть здоровым, и общеизвестного «logos» — учение, изучать.
Вот и получается, что валеология — это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.
Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое). Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.
Кто такой валеолог?
Валеолог – высококвалифицированный специалист, который дает практические рекомендации относительно укрепления здоровья, профилактики заболеваний и ведения здорового образа жизни. Поскольку данный специалист имеет медицинское образование, он также может проводить научные исследования в данной области. Результат профессиональной деятельности валеолога – повышение качества жизни населения.
Как отдельная наука валеология возникла совсем недавно – в конце ХХ века. Ее возникновение стало результатом того, что ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) решила изменить саму концепцию современной медицины: из системы лечения болезней она должна превратиться в конструктор здоровья. Эту идею отражает и название науки валеология, которое происходит от латинского valeo, что в переводе означает «быть здоровым».
Работа валеолога охватывает преимущественно области эргономики, психологической гигиены и охраны труда. Чаще всего валеологи работают в исследовательских центрах, а также в образовательных и медицинских учреждениях. Должностные обязанности отличаются в зависимости от места трудоустройства. Например, если валеолог работает в научно-исследовательском центре, то в ходе работы ему нужно:
- оценивать показатели здоровья у населения и результаты деятельности медучреждений;
- планировать виды медицинской помощи;
- определять социально-профилактическое направление мер, призванных сохранить и укрепить здоровье;
- разрабатывать и внедрять средства и методики, способствующие сохранению и укреплению здоровье населения;
- пропагандировать здоровый образ жизни и применять современные профилактически методы.
Основные должностные обязанности валеолога в медицинском учреждении включают в себя:
- пропаганду санитарно-гигиенических и медицинских знаний, а также здорового образа жизни, с использованием методов гигиенического воспитания и обучения граждан;
- участие в мероприятиях, призванных укреплять здоровье населения, снижать преждевременную смертность и выявлять факторы риска;
- информирование населения и младших медработников посредством СМИ, информационных плакатов и стендов относительно профилактики заболеваний – как инфекционных, так и неинфекционных;
- организацию и контролю деятельности медработников по соответствующему профилю;
- проведение анкетирования населения в рамках исследований, посвященных коррекции образа жизни, определению факторов риска, медико-гигиенической грамотности и так далее;
- проведение лекций и семинаров, организация образовательных учреждений для просвещения населения в вопросах, касающихся охраны здоровья.
Свои задачи есть и у валеолога, который работает в учебном заведении. В частности, он должен:
- проводить мероприятия, направленных на то, чтобы укрепить здоровье учащихся и улучшить условия учебы;
- грамотно составлять расписание занятий, принимая в расчет необходимость того, чтобы умственная и физическая активности школьников чередовались;
- проводить валеологические исследования, как индивидуальные, так и групповые;
- внедрять в образовательный процесс меры профилактики: выбирать эргономическую школьную мебель, правильно рассаживать учеников и так далее;
- проводить с учениками и педагогами мероприятия коррекционного, консультативного и диагностического характера.
Общее в работе валеолога независимо от места работы – пропаганда здорового образа жизни и информирование населения.
1.4. Классификация валеологии
Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.
Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.
<<< Назад | Дальше >>> |
Услуги и объявления в других городах9
45 минут |
Консультации по оздоровлению и восстановлению с Ольгой Аркадьевной Ситковой Челябинск Скидка 100Р |
|
2 часа |
Тестирование + консультация «АПК «Дианел» Москва Скидка 1000Р |
|
Услуга |
Сеансы «RESET-перезагрузки» (миомассаж лица) Курган Подать заявку |
|
вторник с 10:00 до 12:00 |
Консультирование родителей, детей, страдающих задержкой развития речи и энурезом Горячий Ключ, Краснодарский край Подать заявку |
2 месяца |
Проект «Здоровая кожа» Воронеж Подать заявку |
|
14 дней |
Программа оздоровления по авторской методике И.П. Неумывакина в Крымском центре оздоровления профессора Неумывакина Крым, Алушта, п-к Малореченское Подать заявку |
|
1,5 часа |
«О чём говорит ритм Вашего Сердца?» Диагностическая программа «ВедаПульс» Новосибирск Скидка 150Р |
|
Услуга |
Подарок мужчинам — 26 февраля 2017 г. — день бесплатных консультаций по системе здоровья Тонус-менеджмент (спорт, еда, секс, смысл, радость) Екатеринбург Подать заявку |
20 минут 1 сеанс |
Кедровая бочка Новосибирск Подать заявку |
Научно-образовательные организации
- Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — проф. Г. А. Кураев, переименован в Учебно-научно-исследовательский институт биомедицинских информационных технологий в 2013 году.
- Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д. б. н.
- Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко.
- Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ, директор — д. п. н., профессор З. И. Тюмасева.
- Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, заведующий — Ефимова, Валентина Михайловна, доцент, к. б. н., руководитель лаборатории возрастной физиологии и валеологии биологического факультета.
- Кафедра валеологии МГТУ им. Н. Э. Баумана (факультет биомедицинских технологий).
- Кафедра валеологии и экологии, Южно-Уральский государственный университет, заведующий — Исаев Александр Петрович, д. б. н., профессор.
Научные основы
В рамках медицины валеология развивалась как набор методик донозологического (доврачебного) обследования населения и оценке риска развития заболевания у лиц, который с точки зрения врачебного контроля признаются «практически здоровыми». Р. М. Баевский подчёркивал, что «задача стоит не в том, чтобы их лечить, а в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье».
Донозологическая диагностика, как часть валеологии, нацелена на обеспечение адекватной оценки уровня здоровья при различных функциональных состояниях и разрабатывает системы динамического контроля за состоянием здоровья. В качестве меры здоровья рассматриваются адаптационные способности организма. В научную основу оценки состояния здоровья были положены методы количественного измерения напряжённости регуляторных механизмов организма, получаемые при анализе вариабельности сердечного ритма, в также методы оценки функционального резерва организма, осуществляемые при помощи проведения функциональных проб
Анализ ВСР оставался важной темой российского журнала «Валеология» вплоть до его закрытия.
Межпредметные связи (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Мы уже упоминали, что валеология — наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.
- Физическая культура и спорт.
- Комплекс медико-биологических наук (генетика, саногенез, патология, биология, этология и др.).
- Комплекс эколого-географических наук (география, экология, геология и др.).
- Науки философии и социологии (эстетика, культурология, методология).
- Экономика.
- Комплекс психолого-педагогических наук (дидактика, воспитание, педагогика).
- История.
- Политология.
- Право.
Очевидно, что валеология — очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.
Критика
Со стороны науки
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения. Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.
Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. По этой причине валеология подвергалась критике как со стороны научного сообщества, так и со стороны Русской православной церкви. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
Кандидат медицинских наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др.
Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой:
В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела». В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований опубликовал интервью, в котором он также отрицает научный статус валеологии.
В 2008 году валеология подверглась критике со стороны сотрудников Института философии РАН, которые, определяя её как одно из ментальных течений современности, указали на необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов.
Со стороны представителей Русской православной церкви
Некоторые представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение:
Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев высказывался, что не рассматривает валеологию как науку и считает её пропагандистско-коммерческим проектом.
Особенности профессии
Валеолог — специалист, имеющий высшее медицинское образование, в его компетенции не только ответы на вопросы о питании и составлении правильного рациона для конкретного человека, но и советы, как улучшить психическое и физическое состояние в целом. Опираясь на общеизвестные факты и статистику, учитывая особенности организма, специалист подбирает для каждого человека уникальный режим. Некоторые представители этой отрасли могут давать консультации по литотерапии (лечении камнями), питании по сезонам и заниматься составлением рациона согласно группе крови.
Валеология соединяет в себе все полезные знания, накопленные в других науках, и помогает воплотить их в реальность для получения положительного результата и увеличения динамики социального развития. Нет конкретного списка органов, лечением которых занимается специалист, ведь это комплексная наука о здоровье. К ключевым компетенциям работы можно отнести:
- Составление установок для ЗОЖ.
- Использование мотивации для повышения настроения и желания заниматься саморазвитием.
- Разработка и применение основ питания.
- Лечение драгоценными камнями.
Представители профессии должны обладать не только аналитическим складом ума, способностью к прогнозированию и анализу полученной статистики для конкретной возрастной группы, но и коммуникабельностью, и системным мышлением. Нужно уметь анализировать всю полученную информацию и использовать на практике главные её элементы. Что касается профессиональных навыков, сюда относятся знания в области анатомии и физиологии.
Достоинства и недостатки
К плюсам профессии можно отнести востребованность и перспективность. Человечество развивается, появляются новые методы диагностики и борьбы с разными видами заболеваний, поэтому вакансия валеолога будет всегда в тренде. Благодаря чётким рекомендациям каждый человек может самостоятельно лечиться и применять советы специалиста, что расширяет сферу применения науки с возможным дистанционным обучением. Валеологи часто работают в комфортных условиях, в кабинетах, оснащенных для качественной эффективной деятельности.
К минусам профессии можно отнести перегрузки в плане коммуникации, частые встречи, постоянные консультации. В эмоциональном плане это грозит специалисту выгоранием.
Перспективы и вознаграждение
Работа подойдёт тем, кто в школьные годы с удовольствием занимался изучением биологии, ОБЖ, химии. Это хороший выбор и для занимающихся спортом и активным образом жизни, потому что валеологи должны служить примером для других. Обязательно наличие медицинского образования, ведь большинство советов специалистов должны быть подкреплены фактами.
Заработная плата зависит от региона, где работает специалист. Чем больше людей интересуются темой здорового образа жизни, тем выше оценивается труд валеолога. На 2021 год средняя зарплата для этой профессии была в районе 28000−31000 рублей.
Из-за постоянного развития медицины расширяются и возможности специальности, что влечет за собой варианты переквалификации и карьерного роста. Благодаря сочетанию в одной дисциплине разных наук, можно говорить о перепрофилировании или получении должности в Министерстве здравохранения. Популярными в последнее время становятся индивидуальные консультации в частных клиниках, поэтому валеологию можно рассматривать как возможность не только следить за своим здоровьем и работой организма, но и как возможность работать на себя.
Подразделы валеологии
Само понятие весьма абстрактное. Ясно, что направление определенным образом связано со здоровьем человека. Но как же она применяется в твоей повседневной жизни? Вот несколько основных подразделов, характеризующих валеологию как универсальную, пусть и непризнанную официально науку:
Семья и отношения.
Здоровье бывает не только физическое, но также эмоциональное и психическое. И зачастую два последних пункта уходят своими корнями прямиком в личную жизнь и семью.
Giphy
Изучение валеологии подскажет тебе, как роды влияют на формирование дальнейшего иммунитета человека, а также, почему детские травмы проявляются во взрослой жизни. Это полезно для анализа типа конкретной личности, а также решения его психологических проблем.
Работа и карьера.
Одним из внешних факторов, оказывающих сильное влияние на здоровье, является профессия, которую ты выбрала. Здесь нужно рассматривать условия, в которых приходится «обитать» на протяжении выполнения своих будничных обязанностей. Возможно, что стресс, который ты испытываешь изо дня в день, является непосредственной причиной снижения иммунитета.
Не зря же на Западе валеологию почитают все руководители крупнейших корпораций. Они стараются делать все, чтобы сотрудники получали все необходимые средства для эмоциональной и психологической реабилитации.
Экология.
Здесь, пожалуй, подробные разъяснения не требуются. Какие бы ни были у тебя ресурсы при рождении, нездоровая внешняя среда непременно окажет негативное влияние на организм. Валеология утверждает, что здоровье нации и его потомства напрямую зависит от экологии государства
Если не уделять ей должное внимание, никакая инновационная медицина не справится с последствиями
Фото автора Miguel Á. Padriñán: Pexels
Социум.
Неважно, любишь ты людей или же стараешься укрыться от них при помощи удаленной работы. С окружением все равно приходится контактировать
И зачастую это приводит к разного рода изменениям в организме.
Валеология изучает не влияние не только внешней, но и социальной среды. В зависимости от типа и глубины твоих контактов с людьми, здоровье либо укрепляется, либо дает брешь.
Возрастные изменения.
Сейчас стало модным списывать любой недуг на старение организма. Ты еще молода, но при этом уже вовсю жалуешься на «коварный возраст»? Значит, настал момент изучить раздел валеологии, посвященный изменениям внутренних ресурсов человека в соответствии с количеством времени его пребывания в этом мире. Поверь, большинство твоих проблем имеют совсем другие причины.
Итак, кое-что о валеологии уже известно. Теперь можно раскрыть главные секреты и познакомить тебя с полезными советами по улучшению самочувствия как в настоящее время, так и на будущее.