Саунд-дизайн

А в России для саунд-дизайнера есть работа?

Не просто есть, ее много. Поскольку толковых и опытных звуковых дизайнеров никогда не будет слишком много, а заказы есть постоянно, то о недостатке заработка можно не беспокоиться.

На 2019 год школа саунд-дизайна в России только формируется и должно пройти еще хотя бы 15-20 лет, чтобы это понятие стало известным. Но по факту, найти заказы для удаленной работы не составляет особенного труда уже сейчас.

Тут есть одна важная вещь: саунд-дизайнер, несмотря на то, что чаще работает со своим монтажным пультом, должен постоянно контактировать с людьми, выдавшими ему заказ.

Суть в том, что и сам заказ, и его восприятие у заказчика может измениться с течением времени – прямо в процессе работы. Это означает, что звуковому дизайнеру придется вносить существенные правки в уже готовую картину звучания, и делать это достаточно быстро.

Получается, что работать в команде для саунд-дизайнера не менее важно, чем уметь погружаться в свой творческий мир

Особенности профессии

Очень часто саунд дизайнера приравнивают к звукорежиссеру, звукооператору, композитору. Но это не совсем верно. Саунд дизайнер не создает новые музыкальные композиции. Не монтирует аппаратуру на стадионе перед рок-концертом. Не переключает звуковые дорожки во время театрального спектакля и не работает в прямом эфире на радио. Его основная задача — создавать или находить нестандартные решения для звукового оформления. Будь то спектакль, концерт, фильм или рекламный ролик.

Основу работы саунд дизайнера составляют не музыкальные инструменты и микрофон, а компьютер и специальные программы. Примерное понимание того, что делает саунд дизайнер дает представление о работе звукооформителя на советском телевидении. Эти люди придумывали, как изобразить в кадре цокот конских копыт, скрип двери, дыхание привидения или марш взвода солдат. И если звукооформитель в своей работе использовал все, что способно издавать звук — посуду, пробки от бутылок, бельевую веревку, мебель и т. д., то теперь на помощь саунд дизайнеру пришли специальные секвенсоры и компьютерные программы.

Где работает саунд дизайнер:

  • телевидение;
  • радио;
  • театр;
  • киностудия;
  • студия аниме и мультипликации;
  • рекламное агентство;
  • звукозаписывающая студия.

Чтобы создавать именно тот звук, который идеально передаст атмосферу всего проекта, саунд дизайнер активно взаимодействует с режиссером, звукорежиссером, операторами, актерами и музыкантами, то есть со всем коллективом, участвующим в создании проекта — фильма, рекламного ролика, спектакля или концерта.

Почему больничные сигналы настолько чужды слуху?

Когда в 2014 году композитор и исполнительница электронной музыки Йоко Син оказалась в больнице, ее кардиомонитор упорно извлекал попеременно ноты «си» и «фа», так называемый дьявольский тритон — диссонанс, вслед за которым на уроках сольфеджио учат обязательно добавлять ладный интервал (в музыкальной терминологии это называется «разрешать»). В дизайне медицинских инструментов ни о каком «разрешении» речи не идет, раздражитель звучит в одиночку. В разговоре с NYT Йоко, которая включила вопрос редизайнинга звуков медицинской аппаратуры в повестку дня, признается, что, лежа на больничной койке, ей хотелось хотя бы слегка настроить сигналы, как она бы сделала, попав ей в руки диссонирующий музыкальный инструмент.

В недавнем интервью «Ножу» урбанист Ксения Майорова рассказывала про звуковой ландшафт города, который для многих является одной из переменных, повышающей уровень ежедневного стресса. Но даже звуки городского транспорта куда меньше раздражают слух, если сравнивать прогулку по мегаполису с длительным нахождением в больнице. Там с кашлем, чиханием и звуком рвоты смешивается целая какофония абсолютно чуждых уху «плоских» сигналов всевозможных датчиков. «Когда делали КТ или ПЭТ-КТ , томограф начинал жужжать или еще какие-то звуки издавать, — эти звуки, наверное, вызывали иррациональный страх, но только первое время», — рассказала «Ножу» Анна Шурманн, которая проходила в больнице курс химиотерапии.

Отличительная особенность сигнала медицинской аппаратуры — специфический характер звука. Плоский звуковой сигнал, который чаще всего раздается из медицинских устройств, не имеет естественной звуковой амплитуды, поэтому человеческое ухо так резко на него реагирует

При естественном звукоизвлечении за звуком следует постепенное звенящее затихание, похожее на эхо (удар в гонг, стук пианистического молоточка по струне, чоканье стаканов друг о друга), в то время как искусственный, обрывчатый сигнал без последующего распада привлекает внимание своей ненатуральностью. Теоретически подобный сигнал эффективен — когда синтетический резкий звук одноразовый и раздается в тишине

Если же подобных сигналов много, а в условии больницы они частые и наслаиваются друг на друга, раздражение незаметно копится, а острота реакции сглаживается.

КУРСЫ GEEK BRAINS SOUND-ДИЗАЙН

Название курса

Срок обучения

Сертификат

Рассрочка

Цена

12 мес.

Да

Да

От 4153 руб.

ДИЗАЙН ЗВУКА – Перейти на сайт

Информация о курсе

Курс «Саунд-дизайн» от Школы креативных профессий GeekBrains — это уникальная возможность получить научиться писать электронную музыку, создавать саунд-дизайн или просто прокачать уже имеющиеся навыки. Данный курс даёт возможность научиться писать музыку с нуля — уже с первых занятий можно начинать практиковаться в саунд-дизайне.

Курс универсален и подходит для большой аудитории. Он предназначен как для новичков, так и для музыкантов-фрилансеров или начинающих саунд-дизайнеров.

Что входит в программу обучения

  • Инструменты и функции Ableton Live;
  • Сольфеджио, продвинутая и базовая музыкальная теория, современная теория музыки;
  • Синтез;
  • Аранжировка;
  • Введение и основные законы саунд-дизайна, основы психоаккустики, эффекты;
  • Сведение и мастеринг;
  • Завершающая часть — работа с портфолио.

Преподаватели

  • jBenji — автор курса и преподаватель, электронный музыкант, имеющий 12-летнюю музыкальную карьеру и опыт работы с мировыми брендами: HTC, МТС, Samsung, Marlboro и многими другими.
  • Николай Мищенко — преподаватель, саунд-дизайнер, пианист и композитор, создавший много успешных медиа-проектов.
  • Bad Zu — автор курса, преподаватель, сайнд-дизайнер и продюсер. Владелец студии звукозаписи и автор успешных музыкальных проектов.
  • Александр Горячев — преподаватель, саунд-дизайнер, продюсер и электронный артист. Опытный специалист, работающий с ведущими радиостанциями мира.
  • Yokaze — саунд-дизайнер и мультижанровый музыкант, гост-продюсер в EDM Ghost Production.
  • IIya Showtime — преподаватель, композитор, звукорежиссёр, продюсер. Имеет 10-летний опыт в продюсировании, автор альбомов неоклассической музыки.

Формат курса

Курс обучения проходит в режиме онлайн, рассчитан на 12 месяцев. Обучение проходит в следующем формате:

  • Работа с Ableton Live и разбор темы в режиме реального времени;
  • Выполнение домашних заданий;
  • Выполнение практических работ;
  • Работа над собственным проектом.

Занятия проходят в онлайн-формате два раза в неделю в 20.00 по Москве. Начало занятий 9 августа 2021 года.

Стоимость

Стоимость курса составляет 4153 рубля в месяц, рассрочка 36 месяцев. При оплате курса одним платежом предоставляется скидка 10%.

Преимущества

  • Помощь ведущих мировых специалистов саунд-дизайна на протяжении всего обучения;
  • Гибкий график занятий;
  • Возможность получения знаний с нуля;
  • Низкая стоимость обучения;
  • Получение диплома, который востребован в сфере саунд-дизайна.

Недостатки

Скидка возможна только при полной оплате курса.

Отзывы

Очень понравились проверки домашних заданий — все ошибки разбирали подробно и терпеливо. К концу обучения реально набиралась знаний и ушла во фриланс. Рекомендую эту программу обучения!

Анна Юкина, отзыв с официального сайта

Огромная благодарность преподавателям за грамотное изложение сольфеджио. Тяжёлая тема для меня оказалась доступной и понятной. Аранжировка так же порадовала — благодаря программе смог вникнуть в тему и разобраться в ней окончательно.

Антон Чуркин, отзыв с официального сайта

Аbleton Live наконец-то освоен! Обучение было лучше и интереснее, чем ожидалось. Понравился формат и процесс преподавания — всё очень понятно и доступно.

Игорь Потоцкий, отзыв с официального сайта

Какие навыки и личные качества нужны в работе

Саунд-дизайн объединяет в себе творчество и знание физики звука и требует от специалиста высокого уровня умения работать с техникой и владения программным обеспечением. Очень пригодится в работе хороший слух и опыт музыкальной школы, где оттачивается способность слушать и слышать.

Основные навыки и знания, необходимые саунд-дизайнеру:

  1. Умение общаться с людьми и четко понимать задачу, улавливать концепцию проекта или музыкального произведения.
  2. Творческий подход, умение создавать что-то новое.
  3. Генерирование шумовых и звуковых эффектов.
  4. Создание звукозаписи в хорошем качестве.
  5. Владение техникой, понимание технических параметров звука и умение их соблюдать.
  6. Владение плагинами и программами, такими как Ableton Live, REAPER, Audiokinetic Wwise, Sound Forge, Pro Tools, AudioThing, Adobe Audition, Soundtoys, Sugar Bytes, EchoBoy, Looperator и Adobe Premiere Pro.
  7. Умение очистить аудио от посторонних шумов.
  8. Работа с голосом, владение инструментами для его записи, обработки и моделирования.
  9. Создание определенного настроения, атмосферы при помощи звуков.
  10. Озвучивание движущихся объектов, создание ощущения динамики.
  11. Знание современных жанров и тенденций в музыке.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Личные качества дизайнера по звуку:

  • любовь к своему делу, ведь в такой творческой профессии без этого далеко не уедешь;
  • умение генерировать идеи;
  • готовность к правкам и критике;
  • нестандартное мышление, склонность к поиску новых решений;
  • высокий уровень коммуникабельности, т. к. работать часто приходится в связке с другими специалистами: режиссерами, фильммейкерами, продюсерами, звукооператорами, музыкантами и т. д.;
  • способность и желание учиться и осваивать современные технологии;
  • самодисциплина, умение работать в рамках выделенного на проект времени.

С чего начинался саунд-дизайн в России?

В России у истоков sound design как индустрии стоял Василий Филатов, основавший вышеупомянутый Институт звукового дизайна и студию SoundDesigner.Pro. Он решил организовать студию в 2008 году, когда призрак кризиса был уже очевиден, и многие его, мягко говоря, не поняли. Однако Василий видел, что, невзирая на кризис, YouTube становится все более популярным, электронные гаджеты получают все большее распространение, компьютерными играми увлекается все больше людей.

А значит, для все большего количества видео будет требоваться отображающее суть происходящего аудио, будут выходить новые игры и новые версии старых компьютерных игр, рынок электронных устройств будет расти и, как мы уже выяснили, для программного наполнения электроники тоже нужен будет саунд-дизайн.

Актуальными становятся курсы саунд-дизайна, где всему этому можно было бы научиться. Изначально Василий Филатов решил предложить свои услуги в создании факультета саунд-дизайна Московской школе кино. Там его тоже не сразу поняли, и в 2013 году просто отказали. Однако уже в 2014 началась совместная работа, которая продлилась 2 года.

В июле 2015 года Филатов провел первый Sound Sunday в России, где желающие могли бесплатно посетить мастер-классы по семплингу от Александра Лейфа, синтезу звука от Глеба Рогозинского, лекцию о создании музыки из подручных средств и многие другие . Площадкой для проведения был выбран Музей Москвы . Невзирая на жаркий воскресный день и множество альтернатив его проведения на свежем воздухе на берегу любого из многочисленных подмосковных водоемов, на Sound Sunday собралось полторы тысячи посетителей.

Первый День звука в России показал, что россиян интересуют самые разные аспекты работы со звуком: от создания саундтреков к фильмам до написания электронной музыки и получения профильного образования. Там же, во время Sound Sunday, Филатов объявил о том, что Институт звукового дизайна открывает для абитуриентов двери двух своих факультетов: звукового дизайна кино и музыкальной звукорежиссуры.

Сейчас в Институте можно еще выбрать специализацию в области дизайна интерактивного звука, саунд-дизайна в визуальных и аудиовизуальных медиа . В общем, это охватывает все основные сферы sound design-индустрии. Поэтому будет логичным чуть подробнее рассказать, что представляет собой каждая из них.

Skillbox

Профессия‌ ‌Sound‌ ‌designer‌

Вы научитесь работать со звуком: от записи до сведения и мастеринга. Сможете озвучивать видео, писать саундтреки и заниматься звукорежиссурой. Соберёте портфолио и получите востребованную профессию.

Чему вы научитесь

  • Записывать и создавать эффекты для видео и моушн-роликов
  • Создавать звуковой дизайн для анимационных и видеороликов
  • Работать с sfx и акустическими источниками
  • Разбираться в слоях звука
  • Обрабатывать речь, синхронные шумы, спецэффекты
  • Использовать в работе психоакустику, колористику и ассоциативное мышление
  • Работать в программе Ableton Live
  • Создавать звуковой дизайн отдельных персонажей

Программа
Вас ждут 2 курса, онлайн-лекции и практические задания. 49 тематических модулей, 182 онлайн-урока

I. Ableton Live с нуля до PRO
Вы научитесь профессионально работать в программе Ableton Live: создавать семплы и сеты, применять звуковые эффекты и сводить музыку. Узнаете, как обрабатывать семплы и менять аранжировки треков в режиме Live. Изучите основы DJ-мастерства и сможете импровизировать прямо во время выступления.

  • Введение
  • Начало работы с программой
  • Знакомство с интерфейсом
  • Монтаж аудио в Arrangement View
  • Создание партии ударных
  • Мелодические инструменты
  • Создание вариативности
  • Секция аудиоэффектов
  • Session View
  • Работа с программными и аппаратными MIDI-контроллерами
  • Автоматизации
  • Создание синтезаторных тембров
  • Применение эффектов после синтезатора
  • Неочевидные функции
  • Сведение аудиоматериала
  • Мастеринг
  • Диджеинг в Ableton Live

II. Sound Design c нуля до PRO
Вы научитесь создавать звуковые эффекты, движение в звуке и компрессию. Поймёте, как чистить семплы, обрабатывать речь, синхронные шумы и спецэффекты. Узнаете, как работать с акустикой помещения.

  • Введение
  • Работа саунддизайнера
  • Знакомство с Ableton Live
  • Теория звука
  • Основы музыкальной теории. Часть 1
  • Оборудование студии
  • Создание звуковых эффектов (SFX)
  • Семплинг
  • Синтез звука
  • Обработка звука
  • Запись и работа с голосом
  • Работа с видеорядом
  • Основы музыкальной теории. Часть 2
  • Субтрактивный синтез
  • FM-синтез
  • Таблично-волновой синтез
  • Работа со статичными объектами
  • Работа с объектами в динамике
  • Озвучивание персонажей
  • MIDI и саунддизайн
  • Основы музыкальной теории. Часть 3
  • Аранжировка
  • Цвет в контексте звука
  • Пространственная обработка звука
  • Эквализация
  • Компрессия
  • Микширование
  • Мастеринг
  • Звуковой брендинг
  • Примеры кейсов
  • Как найти заказчика

Определение и теория создания уникальных звуков

Как можно создать уникальный звук:

  1. При помощи обычных бытовых приборов, предметов, действий: хлопок в ладоши, шум пылесоса, звук льющейся воды, звук шагов и пр. Саунд-дизайнеры собирают подобные шумы в свою библиотеку, как графический дизайнер референсы и клип-арты.
  2. Очистить имеющееся аудио от посторонних звуков или расслоить его, извлечь отдельные звуковые эффекты.
  3. Создать при помощи музыкальных инструментов и компьютерных программ.
  4. Соединить несколько аудиодорожек в одну новую.
  5. Провести ряд действий, выстроить цепочку обработки звука.
  6. Обработать голос при помощи компьютерных программ.

Человек «не от мира сего»?

Работа звукового дизайнера порой может быть настолько кропотливой, что на несчастные пять минут материала он может потратить весь рабочий день, и даже не заметить, как пролетело время. И не пожалеть об этом.

Звуковой дизайн – это ежедневные эксперименты в поисках подходящего звучания. А звуковой дизайнер (если он правда любит свою работу) — это смелый новатор, готовый посвящать всю свою жизнь этому удивительному ремеслу.

Его легко назвать чудаком не от мира сего, потому что создавать новое звуковое полотно, строить из ничего новый аудиомир для саунд-дизайнера куда интереснее, чем все остальное. Общаться с людьми, трепаться за жизнь, слушать какие-то истории о мирской суете.

Поэтому профессионалами в этой профессии чаще всего становятся интроверты, которым не интересны новости, а интересно каждый день пробовать, получать новые звуки, совмещать их с картинкой, а значит — делать красиво и впечатляюще будущему слушателю.

Направления саунд-дизайна

Сейчас саунд-дизайном называют все, что звучит в медиаполе. При этом sound design — это одно из направлений в звукорежиссуре. Индустрии трансформируются, изменяется медиарынок, возникают новые запросы. Как следствие — появляются новые профессии. Видео-контента становится все больше, а в аудиовизуальной индустрии 50% восприятия идет через звук. В целом, классическая  — это нечто всеобъемлющее, описывающее и запись звука на съемочной площадке фильма, и работу в музыкальной студии, и создание спецэффектов для анимационных фильмов или инфографики.

Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.

Благодаря развитию моушн-дизайна, компьютерной графики и интерактивных медиа, таких как компьютерные игры, появилось большое количество новых рабочих мест.

Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.

На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.

Возникла сумасшедшая смелая идея о создании индустрии в России, как бы громко это ни звучало. Многие коллеги в тот момент отвернулись от меня со словами: «Зачем? Работы и так мало. Это очень узкая ниша». Но я видел большие перспективы развития: набирали популярность небольшие ролики, youtube-видео и компьютерные игры. Мобильные гаджеты проникали в наш мир все больше и больше, а они ведь должны быть озвучены.

Однажды я создавал звучание первого в мире телефона с двумя экранами для Yota. Это была уникальная задача, sound design мобильного телефона — это мир противоречий. Например, что такое звук будильника? Это сигнал, который должен вводить в состояние микростресса, раздражать, иначе вы не проснетесь. Однако если же он будет неприятным, вы просто выключите этот будильник и больше не включите. Если пользователь меняет мелодию, пытается заменить назойливый эффект — работа саунд-дизайнера выполнена некачественно. Я решил, что необходимо обучать как можно больше специалистов в этой сфере, чтобы звуки радовали людей. Обучение — это огромные эмоциональные затраты. Однако сколько бы ты ни отдавал, получаешь гораздо больше.

В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.

В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.

Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.

Games Academy

На онлайн курсе «Саунд-дизайн, углублённый» вы поэтапно, начиная с самых азов, научитесь создавать свои композиции, поймете, в чем разница суандтрека для игр типа Match3 и лирических композиций, поймете насколько важна музыка для атмосферы и как ею управлять при помощи стилей и динамики трека.

За 12 занятий вы пройдете путь от первого знакомства с программой Cubase, секвенсорами, эмуляторами инструментов для компьютера — до создания своего первого трека. Вы получите системные знания, которые помогут вам избежать долгого блуждания по видео на YouTube. Которые порой, только запутывают понимание того, как работать и развиваться дальше.

От вас понадобится только терпение и упорство, а преподаватель – Илья Крижепольский, поделится с вами всеми секретами, выработанными за годы работы и поможет избежать многих ошибок, которые совершают начинающие.

Звуковой дизайн и создание синтетических звуков

Считается, что саунд-дизайнеры хорошо разбираются в компьютерах, различных электронных приборах, при помощи которых они синтезируют необычные звуки. Действительно, «звуковой синтез»2 применяется для создания специальных звуковых эффектов, озвучивания футуристических, фантастических или сказочных персонажей, объектов, действий. Звуки, не имеющие аналогов в природе, синтезируются дизайнером, то есть создаются при помощи электронных приборов: программных и аппаратных синтезаторов, генераторов, электромузыкальных инструментов (терменвокс, тенори-он).

2 Звуковым синтезом называют процесс построения спектров звуковых сигналов при помощи генерации простых волновых форм и их последующей обработки. Синтез звука в основном преследует две цели: имитация есте­ственных звуков (шум ветра и дождя, звук шагов, пение птиц и т. п.), а также акустических музыкальных инструментов (имитация звуков акустических и электроинструментов) и получение принципиально новых звуков, не встре­чающихся в природе.

Синтезаторы — прекрасное средство для изобретения новых синтетических звучаний, но для звукового дизайна синтез звука не всегда приемлем. По мнению большинства западных и российских специалистов по дизайну звука, самые простые звуки и шумы, записанные на природе или в студии и смонтированные в необычные композиции, звучат более насыщенно, комплексно и «натурально», нежели осцилляторы синтезаторов. Чаще дизайнеры предпочитают получать необычные сочетания, используя множественные наложения и обработку реальных органических звуков. Даже самые нереалистичные звуки можно создать, используя природные и органические шумы. Каким бы фантастичным ни было действие на экране, дизайнеры стараются сохранить в звуке естественность и натуральность тембров, ведь зритель быстрее поверит в невероятные фантастические кадры на экране, если будет слышать знакомые, узнаваемые тембры.

Так, например, именитый дизайнер звука Бен Бёртт, работая над звуком к научно-фантастической эпопее «Звёздные войны» Джорджа Лукаса, в качестве аудиоматериала для озвучивания самых необычных и вымышленных образов предпочитал записывать естественные звуки: Реальные «органические» звуки привносят ощущение достоверности происходящего. Я пробую придумывать что-то, что звучит почти «знакомо», но остаётся неузнаваемым. Это придаёт героям, транспортным средствам и прочим объектам иллюзию реальности .

http://vk.com/video_ext.php

Ableton Live: формула первого трека – Дмитрий 2Dcube

Ableton Live: формула первого трека – 53 видеоурока с концентрированной полезной информацией, личный кабинет для самостоятельной работы, интерактивные задания, прямые эфиры с преподавателем.

Вы освоите:

  • настройку программы, экспорт и импорт звука;
  • принципы аранжировки;
  • идею трека;
  • вариации основного грува;
  • сведение и мастеринг;
  • мелодию и ритм;
  • MIDI-клипы;
  • эффекты и т. д.

Преимущества:

  1. 4 готовых трека в разных жанрах по окончании обучения.
  2. 2 Гб дополнительных материалов: эффекты, инструменты, сэмплы, пресеты от автора курса Дмитрия Ларионова.
  3. Комплексные знания, необходимые специалисту по саунд-дизайну.
  4. Обучение в своем темпе без дедлайнов.
  5. Пожизненный доступ к урокам и всем материалам курса.
  6. Возможность выиграть лицензию Ableton Live Suite.

Стоимость – 7 900 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector