Чем отличается аттестат гвэ от огэ?

Оценивание устных ответов

При устной сдаче каждый вопрос экзаменационного билета оценивается максимально в 5 баллов. Следовательно, школьник имеет шанс получить не больше 10 баллов. Преподаватели оценивают ответ, опираясь на критерии, которые записывают в оценочный лист в виде таблички. Каждый из критериев приносит по 1 пункту в копилку ученика:

  • точность формулировок;
  • грамотность в использовании понятийного аппарата;
  • логичность изложения информации;
  • полнота ответа;
  • наличие обоснованных выводов в конце.

Перевод полученных на экзамене баллов в стандартную оценку производится по такой схеме.

Первичный балл Итоговая отметка
меньше 5 2
5-6 3
7-8 4
9-10 5

ГВЭ по биологии обычно выбирают школьники, которые интересуются естественнонаучными дисциплинами. Изучение этого предмета дает возможность участникам глубже понять мир живых организмов, а также принципы взаимодействия человека и природы. После 11 класса они также могут сдать ГВЭ и попытаться поступить в вуз или колледж, где необходимо знание этого предмета.

Как сдать

ГВЭ обычно сдают в специально оборудованных аудиториях. Обычная продолжительность экзамена по биологии 3 часа (180 минут). Ученикам с ОВЗ выделяется 4 часа 30 минут (270 минут).

Учитывая особенности экзаменуемых, на основании их заявлений и справок ПМПК, организаторы устанавливают в классах необходимые приспособления. Это могут быть компьютеры, звукоусиливающая аппаратура, лупа или другие увеличительные приборы, яркие осветительные устройства. Также должны быть определены места для питания участников (если экзамен длится более 4 часов), проведения медицинских процедур.

При необходимости приглашаются сурдопереводчики или технические специалисты, оказывающие помощь с обустройством рабочего места и перемещением участников с ОВЗ. По медицинским показаниям, подтвержденным документально, ГВЭ может быть организовано и дома у ученика.

Во время экзамена по биологии использование каких-либо вспомогательных пособий не допускается. На рабочем столе школьника могут находиться такие предметы:

  • необходимые лекарства и медицинские приспособления;
  • питание;
  • удостоверяющий личность ученика документ;
  • ручка с черными чернилами (капиллярная, шариковая или гелевая);
  • проштампованные черновики;
  • устройства, учитывающие индивидуальные особенности участника (увеличительная линейка или лупа, брайлевский письменный прибор или печатная машинка и др.).

Девятиклассник имеет право во время экзамена покидать аудиторию только в сопровождении одного из организаторов. При этом все принадлежности, черновики и удостоверение личности остаются на столе. Чтобы не возникало недоразумений, преподаватели проводят предварительный инструктаж, во время которого рассказывают ученикам обо всех условиях проведения испытания.

Письменная форма

Письменный экзамен по биологии состоит из двух частей и содержит в общей сложности 28 заданий. В первой части – 27 вопросов с кратким ответом:

  • задачи №1–22 предполагают выбор одного правильного варианта из 4 предложенных;
  • упражнения №23-24 требуют найти 3 верных ответа из 6 вариантов;
  • задание №25 направлено на установление соответствия;
  • задача №26 требует установить последовательность указанных биологических явлений, предметов или процессов;
  • упражнение №27 предполагает включение пропущенных понятий или терминов в текст.

Девятикласснику необходимо сначала записать ответы в тексте экзаменационной работы, а незадолго до окончания времени испытания переписать их в бланк. Слева в нем записываются номера вопросов, а справа от них выставляются выбранные учеником варианты. Нужно быть очень внимательным и аккуратным, чтобы не перепутать цифры. В случае ошибки можно аккуратно перечеркнуть неправильный ответ и вписать рядом верный.

Во второй части письменной работы содержится 1 задание с развернутым ответом. На основании предоставленного текста ученику нужно ответить на 3 вопроса, при этом ответы должны быть полными и аргументированными. Школьник указывает номер вопроса, а затем излагает свои рассуждения.

Устная форма

Для устной сдачи ГВЭ формируется 15 билетов, каждый из которых содержит по 2 вопроса. Они составляются таким образом, чтобы охватить темы из разных разделов школьного курса биологии. Участник выбирает билет наугад, после чего получает 30 минут для подготовки обоснованного ответа.

Больше всего вопросов касается строения человека и его здоровья, немного меньше – многообразия живой природы, и всего 3 – признаков живых организмов. Темы взаимосвязи окружающей среды с организмами и биологии как науки представлены 2 и 1 вопросами соответственно.

Весь процесс сдачи экзамена записывается на аудионоситель (компьютер, диктофон) или протоколируется. Это делается для того, чтобы иметь возможность разобраться в спорных ситуациях. Ученик начинает отвечать по сигналу специалиста, когда включает запись. Говорить нужно четко, громко и разборчиво. Сам ответ должен быть полным, но не растянутым, без лишней «воды». В зависимости от вопроса и особенностей участника, на это выделяется от 5 до 25 минут.

Оценивание письменных работ

Результат всех стараний ученика – итоговая оценка. У письменного и устного формата экзамена разная система оценивания. Максимум, который участник может набрать за выполнение письменной работы – 40 первичных баллов. Сюда включены задания разных уровней сложности.

Уровень сложности Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимально возможного результата
Уровень 1 12 18 45
Уровень 2 13 22 55
Итого 25 40 100

За упражнение №1 можно получить 7 баллов, если правильно установить все соответствия. Ответ выглядит, как последовательность из 7 цифр. Задачи №2–24 приносят по 1 баллу при верном ответе, а за ошибочный ставят 0.

Письмо из №25 – самое «дорогое». Оно может принести сразу 10 баллов. Экзаменаторы применяют для его оценивания специально разработанные критерии. По 3 балла дают за решение коммуникативной задачи и лексико-грамматическое оформление текста, по 2 – за орфографию и пунктуацию, а также за организацию текста. За допущенные по каждому из критериев ошибки оценка может снижаться. Если коммуникативная задача решена на 0, то работа не засчитывается.

Кроме того, большое значение имеет объем текста. Если в нем меньше 90 слов, его не оценивают, а сразу выставляют 0. Если же в тексте больше 132 слов, экзаменатор отсчитывает 120 и проверяет их. Нужно изучить в спецификации, по какому принципу подсчитываются слова, чтобы не попасть впросак.

Первичные баллы пересчитывают в пятибалльную отметку с использованием такой таблицы.

Первичный балл Итоговая отметка
0–10 2
11–18 3
19–29 4
30–40 5

Особенности проведения

Для участия в ГВЭ-9 в школе нужно написать заявление, в котором указываются две выбранные дисциплины и предполагаемая форма аттестации по каждому предмету. Срок подачи – до 1 марта.

Стандартные формы ГВЭ-9

Государственный выпускной экзамен по любому предмету может быть письменным и устным. Испытания проводятся по разработанным ФИПИ билетам и заданиям.

Письменный ГВЭ по русскому языку предполагает три варианта:

1.Диктант. 335–350 слов. Его пишут только участники с отклонениями психики аутистического характера.
2.Изложение. Размер текста, который выпускниками предлагается для прослушивания, – от 280 до 400 слов. Итоговый объем письменной работы – от 30 (для участников с ОВЗ) до 200 слов. Этот вариант проведения ГВЭ предполагает обязательное творческое задание – аргументированный ответ-сочинение на вопрос, близкий к тематике текста, использовавшегося для изложения. Размер не менее 70 слов.
3.Сочинение. Предлагаются на выбор три темы философской или нравственной проблематики и одна, предполагающая анализ художественного произведения из курса литературы. Объем – от 70 (для детей с ОВЗ) до 250 слов.

Участники ГВЭ-9 без отклонений в состоянии здоровья для письменного экзамена могут выбирать сочинение или изложение – это допускается делать прямо в ППЭ в день, когда проводится ГИА.

Независимо от того, как именно пишется ГВЭ по русскому языку, экзамен длится 3 ч. 55 мин., школьникам с ОВЗ допускается добавлять на выполнение работы 1,5 часа.

Для учеников с ОВЗ

Экзамены проводятся в ППЭ (обычно это школы), в которых создаются все необходимые условия, в отдельных случаях возможна аттестация на дому (для тех, кто находился на домашнем обучении). Особенности организации ГВЭ зависят от вида отклонений здоровья:

  1. Слепым ученикам экзаменационные материалы (индивидуальные комплекты с КИМами и бланками ответов) предоставляются в электронном или печатном (шрифтом Брайля) виде. Письменную работу выпускники выполняют на ПК либо тактильным шрифтом. По желанию ГВЭ можно сдать устно.
  2. Слабовидящим участникам ГВЭ выдаются экзаменационные материалы, распечатанные укрупненным шрифтом. В ППЭ обязательно должны быть увеличительные устройства.
  3. Участники ГВЭ с нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата выполняют задания на специально адаптированных компьютерах. Также возможна устная аттестация.
  4. Выпускникам с расстройствами слуха и речи разрешено прибегать к помощи сурдопереводчика. При тяжелых речевых расстройствах возможна письменная сдача всех экзаменов.

Различие между ГИА, ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ

Всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд: ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ – это установленные законом об образовании способы проведения ГИА (этой аббревиатурой сокращенно называется государственная итоговая аттестация). Она дважды завершает изучение взаимосвязанных программ: сначала основного (9-летнего), а потом и общего среднего образования (всего школьного курса).

ГИА-11 – это преимущественно ЕГЭ, который сдается одиннадцатиклассниками (но по географии можно «отстреляться» и после 10-го, так как весь курс уже изучен и в 11 классе не преподается). Чтобы получить аттестат, хватит проходных отметок (троек и соответствующих им итоговых тестовых баллов ЕГЭ) по двум обязательным экзаменам: русскому и базовой математике. Для поступления в любой вуз придется сдавать как минимум еще одну дисциплину – какую именно, зависит от требований конкретного университета или института. При желании можно попробовать силы хоть во всех 14 предметах, но пока на такой бессмысленный подвиг не решился еще ни один российский выпускник: чтобы подать документы на разные направления, достаточно достойных результатов ЕГЭ по двум-трем дисциплинам.

ГИА-9 тоже обязательна абсолютно для всех школьников (без ее результатов не получить аттестата – выдадут только справку, кроме того, не переведут в 10 класс), но знания проверяются в формате ОГЭ – под этой аббревиатурой подразумевается основной государственный экзамен.

Для некоторых категорий выпускников и 11, и 9 классов предусмотрено проведение ГИА в виде ГВЭ – государственного выпускного экзамена.

Темы для подготовки

При подготовке к экзамену очень важно охватить все разделы физики. Повторять материал приходится за несколько последних лет, и есть риск пропустить какую-то тему или не уделить ей достаточного внимания

Чтобы этого не произошло, необходимо опираться на перечень элементов содержания, проверяемых на ГВЭ, приведенный в спецификации:

  • основные физические понятия и величины, их единицы и приборы для измерения;
  • механическое движение (равноускоренное и равномерное), волны и механические колебания;
  • силы в природе и законы Ньютона и Гука;
  • давление, плотность вещества, законы Архимеда и Паскаля;
  • агрегатное состояние веществ и тепловое движение молекул;
  • понятие электричества, электромагнитные волны, магнитные поля, оптика, опыты Фарадея, законы Ома и Джоуля – Ленца;
  • атомное ядро и ядерные реакции, радиоактивность.

Также стоит обратить внимание на отработку навыков использования данных, представленных в виде схем, графиков или таблиц. Не помешают и знания об основных методах научного познания

Оценивание письменных работ

Максимум, который можно набрать, выполняя письменную работу, – 23 балла. Распределение вопросов по уровням сложности отражено в таблице.

Уровень сложности Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимально возможного результата
Базовый 14 14 61
Повышенный 8 9 39
Итого 22 23 100

Разбалловка производится по такой схеме:

  • За задания №1–18 и 20–22 ставится по одному баллу, если в ответе правильно указаны требуемые цифры, слова или последовательность цифр.
  • № 19 отличается тем, что на него нужно дать ответ, содержащий 2 элемента. Если оба указаны правильно, то ставят 2 балла, при одной погрешности дают 1 балл, если оба элемента указаны неправильно или вообще не названы, то это 0.

Полученные первичные баллы затем пересчитывают в стандартные оценки при помощи такой таблички.

Первичный балл Итоговая отметка
0–9 2
10–14 3
15–19 4
20–23 5

Оценивание письменных работ

У каждого формата сдачи экзамена есть своя система оценивания. На письменном ГВЭ по биологии можно максимально набрать 35 первичных баллов. Здесь есть более и менее сложные вопросы, которые оценивают по-разному.

Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный балл Процент от максимально возможного первичного балла
Базовый 22 22 63
Повышенный 6 13 37
Итого 28 35 100

Разбалловка по отдельным заданиям имеет такой вид:

  • Упражнения №1–22 предполагают выбор одного подходящего варианта ответа из четырех предложенных. Поэтому за правильный ответ дают 1 балл, а за неправильный ставят 0.
  • Задачи №23 и 24 принесут по 2 балла, если указаны 3 верных варианта. За нахождение 2 правильных ответов дают 1 балл, за 1 и меньше – 0.
  • Задания №25 и 27 тоже стоят 2 балла. При одной допущенной ошибке дают 1, за две и больше погрешностей 0.
  • Упражнение №26, выполненное без ошибок, приносит 2 балла. Если на двух позициях приведен не тот ответ, выставляется 1 балл, при большем числе ошибок – 0.

Задача №28 с развернутым ответом содержит 3 вопроса по приведенному тексту, поэтому может принести максимум 3 балла. Принцип оценивания таков:

  • 3 балла – все ответы правильные, биологических ошибок нет;
  • 2 балла – верны два ответа или сформулированы все три ответа, но они содержат негрубые ошибки;
  • 1 балл – дан один правильный ответ или указаны два варианта, но с некоторыми биологическими погрешностями;
  • 0 баллов – все ответы неверны.

После экзамена первичные баллы пересчитывают в оценки по пятибалльной шкале, пользуясь такой табличкой.

Первичный балл Итоговая отметка
0–8 2
9–17 3
18–26 4
27–35 5

Темы для подготовки

При подготовке к ГВЭ важно обязательно повторить все темы, которые перечислены в спецификации. Это даст гарантию того, что ни один нюанс не будет упущен

Следует вспомнить следующие разделы обществознания:

суть общества, его взаимодействие с природой, сферы общественной жизни;
основные формы деятельности человека (игра, учеба, труд), межличностные отношения, мирное разрешение конфликтов;
человек и общество;
особенности духовной культуры, роль науки и образования в России, мораль, свобода совести, гуманизм, религия, патриотизм;
важность экономики, потребности и ограниченность ресурсов, услуги и товары, производство, рыночные отношения, собственность, экономические системы;
трудовая деятельность, предпринимательство, деньги и зарплата, налоги;
социальная структура общества, социальные нормы, ценности и роли, семья, межнациональные отношения;
власть, государство, демократия, выборы, местное самоуправление, политические партии, гражданское общество;
роль права в обществе, нормативные акты, правонарушения, юридическая ответственность (административная и уголовная);
Конституция РФ, устройство страны, правоохранительная и судебная система, свободы и права человека, ребенка, механизмы их защиты, конституционные обязанности;
трудовые, семейные, гражданские правоотношения, обязанности и права детей и родителей, право собственности.

В спецификации перечень тем раскрыт более глубоко. Кроме того, там указан уровень сложности каждого задания и количество баллов, которое можно получить за его верное выполнение.

Темы для подготовки

В отличие от других предметов, в спецификации ГВЭ по английскому нет перечня тем, которые будут проверяться в ходе испытания. Это связано с особенностями изучения языка, где от школьника требуется не столько знание определенных тем, а умение применить полученные навыки на практике.

Поэтому проштудировать придется весь пройденный ранее материал

Нужно обратить внимание на аспекты, вызывающие затруднения у многих девятиклассников. В первую очередь это грамматические формы, словообразование, составление отдельных предложений и связного текста

Не помешает также пополнить свой словарный запас, заучить устойчивые словосочетания, попрактиковаться в выразительном чтении и диалогической речи.

Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ

Государственный выпускной экзамен проводится в те же сроки, что и обычная итоговая аттестация, но имеет несколько отличий:

  • Возможность самостоятельно выбрать форму экзамена по русскому языку (сочинения или изложения с творческим заданием). Определиться с ними можно в день экзамена, ознакомившись с темами сочинения и материалом для изложения. 
  • Увеличение времени экзамена на полтора часа для ребят с ОВЗ.
  • Проведение аттестации на дому, если у ученика нет возможности приехать в школу лично. В этом случае приходят два организатора, а квартира оснащается системой видеонаблюдения. 
  • Разработка контрольно-измерительных материалов с учётом специфики разных заболеваний. Например, для ребят с нарушением зрения задания будут предоставлены устно либо шрифтом Брайля, выпускникам с расстройствами слуха и речи разрешают прибегать к помощи сурдопереводчика, а при тяжёлых речевых расстройствах можно сдать абсолютно всё письменно. 
  • Применение пятибалльной системы оценки — даже на ГВЭ–11, хотя результаты обычного ЕГЭ принято переводить в стобалльную систему. 
  • Присутствие ассистентов и врачей в течение экзамена. Ученику в любой момент придут на помощь — в случае и технических проблем, и плохого самочувствия. 

Формы ГИА‍

Темы для подготовки

Чтобы ученики могли качественно подготовиться в ГВЭ, в спецификации перечисляются все темы, которые будут проверяться в ходе экзамена. Остановимся на том, какие основные моменты должен знать участник:

  • признаки географических явлений и объектов;
  • географические особенности океанов и материков, народов Земли, основные географические открытия, важнейшие путешествия и их результаты;
  • особенности географического положения, природных зон, отраслей хозяйства и населения РФ;
  • природные ресурсы, их охрана и использование, обеспеченность ими разных территорий планеты;
  • процессы и географические явления в геосферах;
  • зависимость возникновения геоэкологических проблем от деятельности человека.

Также от учащихся требуется умение работать с картами, определять географические координаты, находить и анализировать необходимую информацию. Все знания, полученные при изучении школьной программы, нужно уметь применять в практической деятельности.

Темы для подготовки

В спецификации есть раздел, в котором перечислены все основные темы, прроверяемые в ходе испытания. Они охватывают школьную программу за 5–9 классы и составляют целостную картину знаний по предмету. Среди них можно отметить:

  • роль биологии в деятельности людей и формировании естественнонаучного мировоззрения;
  • клеточное строение живых организмов как подтверждение их родства и единства;
  • многоклеточные и одноклеточные организмы, их признаки;
  • царства живых организмов (Растений, Животных, Грибов);
  • общее строение человека, отличие от животных и сходство с ними;
  • основные процессы жизнедеятельности человека: движение, питание, дыхание, транспорт и обмен веществ;
  • органы чувств и покровы тела, внутренняя среда;
  • человеческое поведение и психология;
  • экология, здоровый образ жизни, санитарно-гигиенические нормы, оказание первой помощи.

Экзаменаторов также интересует умение оценивать биологические суждения, интерпретировать результаты исследований, осуществлять множественный выбор, разбираться в терминах и понятиях.

Формы проведения

Основная масса девятиклассников сдает ГИА в виде ОГЭ, и только несколько категорий учащихся могут выбирать ГВЭ в качестве механизма проверки своих знаний. Среди них:

  • ученики с ОВЗ или инвалиды, как экстерны, так и обучающиеся в школах;
  • подростки, находящиеся под следствием или отбывающие наказание в колониях;
  • дети, которые осваивают школьную программу в воспитательно-учебных заведениях закрытого типа.

Основная форма сдачи ГВЭ – письменная. Она подходит всем, кроме школьников, имеющих серьезные проблемы со зрением и не владеющих шрифтом Брайля. Именно для них организуется устный экзамен. Если у ученика наблюдаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом или речевая дисфункция, ему предоставят возможность сдать экзамен на компьютере.

О своем намерении сдавать ГВЭ школьник уведомляет государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) в заявлении, где указывает подходящий формат проведения испытания. Передумать и изменить перечень предметов по выбору и вид сдачи экзамена участник может не позже, чем за 2 недели до экзамена. Он пишет соответствующее заявление ГЭК и подшивает документы, подтверждающие уважительность причины такой просьбы (например, справку из больницы). При этом окончательное решение остается за комиссией.

Формы проведения

Основной формой проведения экзамена считается письменная. Она не подходит только детям, имеющим проблемы со зрением, или слепым, которые не владеют шрифтом Брайля. Такие ученики всегда сдают экзамен устно. Для этого сам ребёнок, его родители или другие законные представители подают соответствующее заявление.

Девятиклассник имеет право изменить свое решение относительно перечня сдаваемых предметов по выбору, а также формы сдачи всех экзаменов. Об этом необходимо известить экзаменационную комиссию как минимум за 14 дней до даты испытания. Правда, здесь есть один нюанс: такая просьба должна быть обоснованной и подтверждаться какими-то документами – например, справкой о состоянии здоровья ученика.

Зачем сдавать ГВЭ?

Государственный выпускной экзамен нужно сдавать, чтобы получить аттестаты об основном общем образовании (9 класс) и среднем общем образовании (11 класс). После 9 и 11 класса обязательно сдаются государственные экзамены по русскому языку и математике. Если ученик не может написать ОГЭ, он сдает ГВЭ-9, если не может написать ЕГЭ, сдает ГВЭ-11. Повторим: экзамены придется сдать, иначе аттестат не выдадут.

Обновление от 14.05.2020: в 2020 году из-за коронавируса аттестаты выдадут без учета результатов ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ. Подробнее читайте здесь.

Оценки за экзамены учитываются при выставлении в аттестат итоговых оценок. Конечно, различия между экзаменами есть. Например, с результатами ГВЭ-11 нельзя поступить в вуз — придется сдавать отдельные вступительные испытания. Различий между ОГЭ и ГВЭ-9 меньше — о них мы и поговорим.

Что такое ГВЭ

ГВЭ — это разновидность , которую сдают школьники 9 и 11 классов в Российской Федерации.

В статье 59 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» написано, что итоговая аттестация — это форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Понятие ГВЭ прописано в отдельном приказе Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора.

ГВЭ–9 — это вариация ОГЭ в 9 классе, а ГВЭ–11 — вариация ЕГЭ в 11. Как ясно из приказа, главное отличие государственного выпускного экзамена от обычной аттестации в том, что он предназначен для учеников, которые подходят под определённые критерии:

  • дети-инвалиды, ученики с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); 
  • школьники, отбывающие наказание в исправительных колониях;
  • воспитанники специализированных школ или интернатов закрытого типа.

Как сдать

Процесс сдачи ГВЭ по химии регламентирован спецификацией и методическими рекомендациями ФИПИ. На письменный экзамен выделяют 2 часа 30 минут (150 минут), но ученики с ОВЗ имеют право на дополнительных полтора часа (90 минут). Причем речь идет о «чистом» времени, которое участники тратят на выполнение заданий. Сюда не включают минуты, потраченные на рассаживание по местам, инструктаж, заполнение полей экзаменационных бланков, настройку техники.

После проверки документов, подтверждающих личность, участники заходят в аудиторию, где для них подготовлены отдельные рабочие места с учетом специфики, указанной в документах. В частности, места оборудуют:

  • Звукоусиливающими устройствами для слабослышащих и глухих учеников. Это могут быть индивидуальные слуховые аппараты или фронтальные устройства для коллективного использования. Нередко школьникам разрешают приносить свои личные слуховые устройства. Также при необходимости на все время экзамена может приглашаться сурдопереводчик.
  • Увеличительными средствами (лупы и специальные линейки) и яркими лампами (300 люкс) для слабовидящих детей. Кроме того, все экзаменационные материалы для них копируют более крупным шрифтом. Материалы для слепых изготавливаются рельефно-точечным шрифтом Брайля.
  • Компьютерами без выхода в интернет для детей с некоторыми диагнозами (речевая дисфункция, расстройства аутистического спектра, проблемы опорно-двигательного аппарата).

Если необходимо, участник имеет право воспользоваться услугами ассистента. Тот помогает передвигаться в аудитории и за ее пределами (например, в туалете), занять свое рабочее место и т.д. Если экзамен длится свыше 4 часов, делается перерыв на прием пищи в специально отведенном организаторами месте.

Во время испытания у школьника на столе может находится следующий перечень предметов:

  • документ, подтверждающий личность ученика;
  • лекарства, медицинские устройства, питание;
  • приспособления, без которых выполнение работы невозможно: увеличительная линейка, лупа, брайлевская пишущая машинка или прибор с грифелем, слуховой аппарат и т.д.;
  • ручка с черными чернилами и проштампованные черновики;
  • разрешенные вспомогательные материалы.

В последний пункт входит Периодическая таблица химических элементов им. Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжения металлов и таблица растворимости в воде оснований, кислот и солей. Эти распечатки выдают участникам вместе с экзаменационными материалами, и они могут стать серьезным подспорьем девятикласснику в ходе испытания. Кроме того, разрешено иметь при себе непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач.

Письменная работа

Письменный вариант ГВЭ по химии включает 13 заданий и состоит из двух частей:

  • В первой – 10 вопросов базового уровня сложности с кратким ответом из одной цифры.
  • Во второй части всего 3 упражнения, но они сложнее. Из них 2 – с кратким ответом из 2-3 цифр, идущих в определенной последовательности (множественный выбор). Еще одно задание требует развернутого ответа и содержит два вида расчетов: вычисление массовой доли вещества в растворе и нахождение объема, массы или количества исходя из результатов химической реакции.

Ответы участник сначала записывает непосредственно в тексте экзаменационной работы, а затем переносит в бланк ответов. На нем слева пишут в столбик номера задач, а справа около них указывают ответ. Исправления рукой участника в бланке допускаются, однако они должны быть аккуратными и понятными экзаменаторам. Чтобы успеть спокойно и без спешки переписать ответы в бланк, рекомендуют делать это не позже, чем за 15–20 минут до окончания испытания. В таком случае еще останется немного времени, чтобы перепроверить себя.

Устная работа

Что касается устного формата, то здесь участникам предлагают выбрать наугад один из 15 билетов. В каждом из них – один теоретический вопрос и одна расчетная задача. На обдумывание ответа учащийся имеет 30 минут.

Начинать отвечать нужно только после сигнала экзаменатора. Это связано с тем, что весь процесс записывается на аудионоситель или протоколируется. Поэтому говорить необходимо громко, четко и ясно, не глотая слова и грамотно формулируя фразы. Во избежание недоразумений ученику дают прослушать запись его ответа или прочитать протокол.

Формы проведения

Государственный выпускной экзамен обычно организовывается в письменном виде. Однако по желанию обучающихся ОВЗ или экстернов с инвалидностью испытание может быть проведено в устной форме. О таком желании необходимо сообщить в заявлении об участии в экзамене, которое подается лично школьником или его родителями (иными законными представителями). При этом разные дисциплины ученик вправе сдавать в тех формах, которые ему удобны.

В этом правиле есть некоторые исключения, суть которых отражена в таблице ниже.

Категории учеников Письменно Устно
Лица, учащиеся в учреждениях пенитенциарной системы и в закрытых учебно-воспитательных учреждениях Да Нет
Ученики с ОВЗ (позднооглохшие и слабослышащие, поздноослепшие и слабовидящие, слепые, с проблемами опорно-двигательного аппарата) Да Да
Учащиеся с ОВЗ (с тяжелыми речевыми нарушениями, с задержкой в психическом развитии, глухие) Да Да
Участники с ОВЗ (аутизм) Да Да
Ученики с ОВЗ, которые владеют шрифтом Брайля Нет Да
Участники с ОВЗ, которые не владеют шрифтом Брайля Да Нет

Не позже чем за 14 дней до испытания ученик может поменять свое решение о перечне выбранных экзаменов, а также формате их сдачи, подав соответствующее заявление. Однако для этого должны быть объективные причины (болезнь, прочие серьезные обстоятельства). Решение по каждому заявлению принимает Государственная экзаменационная комиссия.

Подготовка

Готовясь к аттестации, следует опираться прежде всего на материалы сайта ФИПИ, и не только на тренировочные сборники – желательно также изучить методические рекомендации по процедуре проведения экзамена. Конечно, они в первую очередь предназначены для педагогов, но разобраться в них довольно просто и не специалисту. Их ценность в том, что они содержат:

  • подробнейшие пояснения того, как должны выполняться абсолютно все типы заданий разными категориями участников ГВЭ;
  • описание экзаменационных материалов;
  • инструкции для учащихся.

Полезно будет ознакомиться со спецификациями материалов для ГВЭ, которые тоже представлены на сайте ФИПИ

В них разработчики заданий ГВЭ подробно излагают критерии оценивания ответов: на эти требования и надо обращать внимание при подготовке

Оценивание письменных работ

После сдачи экзамена начинается самая волнующая часть – ожидание оценок. Экзаменаторы пользуются единой системой начисления первичных баллов, чтобы не было предвзятого отношения к отдельным участникам. Задания на испытании бывают разной сложности, поэтому и оцениваются они по-разному.

Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный балл Процент от максимально возможного первичного балла
Базовый 13 16 64
Повышенный 6 9 36
Итого 19 25 100

При верном выполнении всех заданий слушатель может рассчитывать на 25 первичных баллов. «Стоимость» отдельных вопросов такова:

  • Упражнения №3–6, 8-9, 12–17, где нужно выбрать один верный вариант или выполнить расчетную задачу, оцениваются в 1 балл, если ответ верный.
  • За задания №1, 2, 7, 10, 18 дают по 2 балла, если все элементы ответа указаны верно, и по 1 баллу за один правильный элемент. Если оба элемента неверны, то ставят 0.
  • За задание №19 могут поставить 2 балла, если ответ правильный и обоснованный. 1 пункт ставят за верный, но недостаточно обоснованный ответ, или же за правильные рассуждения с нечетко сформулированным выводом. 0 дают за неверный ответ и общие рассуждения без конкретики.

Все полученные за вопросы первичные баллы суммируются, а затем пересчитываются в оценку по пятибалльной шкале.

Первичный балл Итоговая отметка
0–6 2
7–13 3
14–19 4
20–25 5

Что такое медицинское заключение ПМПК?

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Если вы хотите сдавать в 9 или 11 классах ГВЭ, то этой процедуры вам не избежать. Только на основании результатов ПМПК вы получите официальный документ, дающий право сдавать ГВЭ.

ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья и выдает специальное заключение. Имея на руках этот документ, выпускник и его семья могут выбирать, какая форма итоговой аттестации подходит им больше. Некоторые школьники с ОВЗ всё-таки выбирают ЕГЭ, чтобы не сдавать дополнительные экзамены в вузе.

Надо помнить, что заключение ПМПК вы можете получить не позднее 1 марта. Советуем не тянуть и не откладывать ПМПК до марта, поскольку не позднее 1 марта вы должны официально уведомить школу (в письменном заявлении) о том, какие экзамены и в какой форме вы намерены сдавать.

Напоминаем также, что заключение ПМПК не может полностью освободить выпускника от сдачи ГИА (государственной итоговой аттестации). Также это медицинское заключение не даёт никаких дополнительных льгот при поступлении в вуз. Поступить в вуз вне конкурса могут лишь дети-инвалиды, а также инвалиды I и II групп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector