Как успешно сдать огэ и егэ по литературе
Содержание:
- Как писать сочинение
- Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы
- Художественные средства создания образов (портрет, пейзаж, речевая характеристика и пр.), формы речи
- Изучение форматов заданий
- Структура ЕГЭ по литературе
- Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)
- Апелляция
- Зачем сдавать литературу в 9 классе?
- С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?
- Структура экзамена
- Стихотворения из кодификатора
Как писать сочинение
Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:
- оно соответствует теме;
- авторская позиция не искажена;
- тема раскрыта полностью;
- в качестве аргументов приведены примеры из текста;
- использованы теоретико-литературные понятия;
- композиция отличается цельностью;
- мысли изложены последовательно и логично;
- нет речевых ошибок.
Основная часть
- Начните работу с основной части.
- Составьте план будущего сочинения.
- Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.
Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.
Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.
Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»
Выберите отсылки к тексту произведения.
Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.
Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.
Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».
Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.
Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.
Вступление и заключение
Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.
Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.
Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».
В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.
Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..
Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.
Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.
Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы
Основные направления литературы
Классицизм
(конец XVII – нач. XIX вв.)
Правило «трех единств»: места, времени и действия (для драматических
произведений); утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала
Д.И. Фонвизин «Недоросль», Г. Державин «Памятник»
Сентиментализм (вторая половина XVIII в.)
Главенство чувства над разумом; интерес к внутреннему миру героев
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Романтизм (конец XVIII — первая половина XIX вв.)
Противопоставление мечты и действительности; мотив одиночества; изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.
В. Жуковский «Море», «Светлана»; ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»; М. Горький «Старуха Изергиль»
Реализм (XIX век)
Изображение типической личности в типических обстоятельствах
А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор»; А.Н. Островский «Гроза»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; А.П. Чехов рассказы, «Вишневый сад»; И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»; М. Горький «На дне»; М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»; А.И
Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
Модернизм (XX век)
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Поиск нового стиля; внимание к форме
А.Блок, О. Мандельштам, А
Ахматова, В. Маяковский
Роды литературы
Эпос | Объективное описание событий и характеров | Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.А. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» |
Лирика | Изображение внутреннего мира человека, мыслей, чувств; имеет особую языковую организацию (рифму, ритм, размер) | М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери» |
Драма | Произведение предназначено для постановки на сцене; состоит из монологов, диалогов, авторских ремарок | М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери» |
Лиро-эпос (лиро-эпический) | Произведение в стихотворной форме, в котором сочетаются эпическое и лирическое изображение жизни | А.С. Пушкин «Медный всадник», М. Ю. Лермонтов «Мцыри» |
Эпические жанры
Рассказ | И. Бунин «Чистый понедельник» |
Повесть | Н.В. Гоголь «Шинель», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» |
Роман | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Роман-эпопея | Л.Н. Толстой «Война и мир»td> |
Драматические жанры
Комедия | Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.П. Чехов «Вишневый сад» |
Трагедия | А. С. Пушкин «Борис Годунов» |
Драма | А. Н. Островский «Гроза» |
Лиро-эпические жанры
Поэма | Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
Роман в стихах | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Легенда | Жанр несказочной прозы в фольклоре, непосредственное повествование о фактах реальной действительности, содержащих элементы героики и фантастики. («Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль») |
Сказ | Форма повествования, которая основана на имитации речевой манеры рассказчика, представляющего определённую общественно-историческую, сословную, профессиональную группу (Н.С. Лесков «Левша») |
Художественные средства создания образов (портрет, пейзаж, речевая характеристика и пр.), формы речи
Портрет | Описание внешности (Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть не по пояс; вышла из-за перегородки растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах). |
Интерьер | Описание обстановки помещения, где живёт герой произведения; служит для социальной и психологической характеристики персонажа. |
Пейзаж | Изображение природы (Кто видеть мог? Лишь тёмный лес Да месяц, плывший средь небес! Озарена его лучом, Покрыта мохом и песком, Непроницаемой стеной Окружена, передо мной Была поляна) |
Речевая характеристика | Использование элементов книжной речи или просторечий, профессионализмов для характеристики героя. |
Просторечия (разговорные слова) | Слова, не соответствующие литературной норме, принадлежащие к сниженной разновидности разговорного языка. (Завсяко-запросто, помирай, колотной, житёнки, куды др.) |
Говорящая фамилия | Фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум, Башмачкин, Кутейкин, Вральман, Цыфиркин) |
Психологизм | Способ раскрытия особенностей внутренней жизни героев, её динамики, смены душевных состояний (Глухой крик исторгает Григорий и просыпается, сроду в жизни не испытывал такого страха, сколько ни приходилось бывать в переплётах!) |
Деталь (художественная деталь) | Элемент художественного образа, несущий смысловую и эмоциональную нагрузку; выразительная подробность, служащая для характеристики персонажа (Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель) |
Формы речи
Монолог — развернутое законченное высказывание одного героя, обращённое к слушателю и не зависящее от реплик других персонажей (монолог Кулигина, рассуждения Чичикова)
Диалог — обмен репликами двух людей.
Реплика — ответные слова в диалоге.
Ремарка — авторское пояснение пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе, указание на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия, сопровождающее действие на сцене (например, входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, в очках, смеётся; глядя в сторону, молчание).
Изучение форматов заданий
Важной частью подготовки к экзамену по литературе является изучение форматов заданий по ЕГЭ на ФИПИ. Ведь многие педагоги признают, что умение «играть по правилам» дает выпускнику больше шансов на успех, чем даже глубокое знание предмета
К сожалению, многие талантливые ребята ломали копья в поединке с бездушным форматом задания. Они писали все, что знали, а нужно было то, что задано формулировкой. Из-за этого выпускники теряют драгоценные баллы: их развернутые ответы не соответствуют теме или не раскрывают ее в должной мере.
Поэтому очень важно ознакомиться с самим содержанием предстоящего экзамена. Необходимо подробно изучить план варианта контрольно-измерительных материалов (КИМ), а также полный перечень тем, которые будут вынесены на ЕГЭ
Демоверсии есть на сайте ФИПИ. Нужно изучить формат заданий, а также запомнить количество баллов за каждое задание. В этом Вам поможет разбор заданий ЕГЭ по литературе.
Также ознакомьтесь с…
- Примерами сочинений на ЕГЭ по литературе.
- Примерами сочинений 8, 9, 15, 16, 17 на ЕГЭ по литературе.
Один из важных аспектов подготовки к экзамену – изучение кодификатора по литературе ЕГЭ. Кодификатор представляет собой список необходимых произведений школьной программы, а также перечисление теоретических познаний, которые будут проверяться на экзамене. Этот документ очень полезен для Вас, ведь четко ограничивает аппетиты проверяющих: с Вас не спросят больше, чем позволено.
Как подготовиться к ЕГЭ по литературе? Привыкнуть к форматам ЕГЭ можно только в ходе практических занятий. Нужно набить руку и съесть собаку на этом деле. Других вариантов нет.
Структура ЕГЭ по литературе
И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.
Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить Вас!
Совсем недавно ФИПИ на своем официальном портале представил проекты документов, в которых излагаются все изменения в КИМ. Стало известно, что с 2022 года Единый государственный экзамен будет проводиться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Многомудрый Литрекон искренне желает, чтобы изменения в проведении ЕГЭ по литературе никак не повлияли на завершение учебного года.
Блок первый
- Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
- Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
- 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
- Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.
Блок второй
Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.
В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.
Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.
Часть два
Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-350 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.
Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.
Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.
Подытожим
Существенное изменение в КИМ ЕГЭ по литературе заключается в том, что теперь участники должны будут показать свои глубокие знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Кроме того, оценивая работу выпускника, организаторы теперь будут учитывать аспект грамотности. Также составители заданий значительно обогатили литературный материал, шире представив поэзию второй половины 19-20 столетий и русскую литературу 21 века.
КИМ ЕГЭ по литературе включает в себя две части и состоит из 17 заданий.
- Первая часть состоит из двух комплексов заданий. Первый из них относится к фрагменту драматического, лироэпического или эпического произведения. Здесь выпускнику необходимо решить семь номеров с кратким ответом, а также два задания с развёрнутым ответом ( 5-10 предложений). Второй комплекс заданий направлен на анализ лирического произведения. Здесь представлено пять заданий, предполагающих краткий ответ, а также два задания с развернутым ответом. Ответы к заданиями с кратким ответом участник ЕГЭ должен записать в бланк в виде слова, словосочетания или последовательности цифр.
- Вторая часть КИМ состоит из четырёх заданий (17.1-17.4). Из них выпускник должен выбрать только одно задание и предоставить на него аргументированный ответ в виде сочинения, объёмом от 200 слов.
На выполнение всей работы выпускнику даётся 3 часа 55 минут. Эксперты советуют выпускникам два часа потратить на решение первой части заданий, а оставшееся время – на вторую часть.
Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)
Синтаксические средства
Риторический вопрос | Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение | Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? (А.С. Пушкин «Медный всадник») |
Риторическое восклицание | Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя | Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! (Н. Некрасов) |
Риторическое обращение | Условное обращение | А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… (М. Лермонтов) |
Повтор | Повтор одинаковых слов для усиления смысла высказывания | Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего (Ф.М. Достоевский) |
Анафора | Повтор начального слова в нескольких смежных строках | Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий) |
Эпифора | Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи | Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, везде фестончики (Н.В. Гоголь) |
Инверсия | Нарушение привычного порядка слов в предложении | И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. (А.С. Пушкин) |
Градация | Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости | Барина холить, беречь, ублажать. (Н. Некрасов) |
Антитеза (контраст) | Противопоставление | Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин) |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение предложений | Спит животное Собака, Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий) |
Умолчание | Намеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речи | И эту секунду бенгальскую, громкую Я ни на что б не выменял, — я ни на… (В. Маяковский «Облако в штанах») |
Фонетические приемы
Аллитерация | Повтор согласных | Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою (В. Жуковский) |
Ассонанс | Повтор гласных звуков | Живи, да будет лик твой тих И чист, как той весною ранней, Среди оставшихся в живых Воспоминаний Поминаний; Перед весной бывают дни такие, И дома своего не узнаёшь (В. Соколов) |
Изобразительно-выразительные средства (тропы)
Эпитет | Образное определение | Умный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой) |
Метафора | Перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии | Наша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев) |
Метонимия | Перенос наименования по смежности | Торговал только рынок. (И. Бунин) |
Синекдоха | Обозначение части вместо целого | «Дожить до седых волос» вместо «дожить до старости» |
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых понятий | Холодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский) |
Сравнение | Сопоставление двух предметов по общему признаку | Порой в ущелии шакал Кричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов) Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов) |
Гипербола | Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления | Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин) |
Литота | Намеренное преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов) |
Перифраз | Замена слова описательным выражением | Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. (А. Блок) |
Оксюморон | Соединение несовместимых понятий, противоречащих друг другу | Грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин) |
Аллегория | Изображение отвлечённой идеи через конкретный образ | Царский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин) |
Апелляция
За каждый балл придется бороться. Грызть зубами соперников, пробивая себе место на бюджет в вузе. Да-да, Вы не ослышались! Или не «овиделись»…
Ладно, расслабьтесь
Это все немного не так, но важность каждого балла никто не отменял. Для таких случаев существует специальная комиссия по проверке работ
Апеллируется только письменная часть, поэтому если Вы заполнили что-то неверно в тестовой, то придется смириться. Работу первой части проверяет исключительно компьютер. Для письменной стоит подготовиться. Проверять будут всю работу, а не только те моменты, которые Вы бы так хотели уточнить. Говорят, что комиссия придирчива и порой забирает баллы, которые уже были поставлены. И все же, согласно статистике, около четверти апелляций удовлетворяется, так что попробовать стоит, особенно если на кону поступление в вуз мечты.
Идти на апелляцию следует в сопровождении взрослого. Возьмите за ручку маму или папу, а лучше своего педагога! Если региональная апелляция Вас не устроит, то можно подать заявление на федеральную апелляцию. Там работу проверят с самого начала, не зная, сколько баллов за нее поставили. Литрекон желает успехов в этом трудном деле. Он думает, что у Вас все получится!
Так что же можно сказать выпускникам? Стоит пожелать удачи и терпения. Впереди еще долгий путь, но время летит неумолимо быстро. Сейчас Вы читаете текст, а уже завтра выходите с экзамена, уверенные в том, что отлично справились со своей работой. Все это вполне реально, если прикладывать усилия. Прекрасных Вам результатов!
Зачем сдавать литературу в 9 классе?
Литература нужна для большинства творческих профессий: от режиссера и хореографа до архитектора и дизайнера. Даже если вы хотите петь, необходимо сдавать литературу. Еще этот ЕГЭ понадобится для таких популярных профессий, как филолог и журналист.
Подготовиться к ЕГЭ по литературе достаточно сложно. Чтобы набрать высокий балл, надо изучить теоретическую базу и много практиковаться (вы уже видели, что весь экзамен построен на развернутых ответах)
Нужно не просто читать все подряд, а уделять внимание именно темам, необходимым для экзамена. Недостаточно просто писать сочинения — нужно тренироваться, опираясь на критерии, по которым вас будут оценивать
На курсах MAXIMUM мы ежегодно помогаем ученикам, которые обладают хорошим слогом и даже писательским талантом, но без знания критериев не могут набрать высокий балл.
Даже победители олимпиад по литературе не всегда хорошо сдают экзамен, потому что не умеют работать с форматом. ОГЭ и ЕГЭ сильно связаны, и, готовясь к литературе в 9 классе, вы значительно повышаете шансы на успех в будущем.
С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?
- Просмотрите кодификатор ФИПИ по данному предмету. Выделите прочитанные вами произведения и теоретические понятия, которыми вы полностью владеете.
- После этого, приступайте к изучению остального материала. Чтение будет продуктивным, если выбудете последовательно изучать творчество каждого автора. В этом случае вы сможете проследить изменения в произведениях, продиктованные историческими переменами.
- Также советуем завести литературный словарь и дневник чтения. В первый будете записывать определения и термины. Например, что такое рефрен, аллегория, олицетворение и т.д. В дневник фиксируйте сюжет, имена героев, основную идею книги. Эти записи пригодятся вам в будущем, когда до экзамена останется совсем мало времени.
- Хорошо усваивать материал помогают таблицы и схемы. В них можно отображать различие литературных жанров, разнообразие стихотворных размеров и другую учебную информацию.
Структура экзамена
Первая часть
Структура КИМа по литературе представляет собой условно разделённые три части. Часть первая – работа с произведением «большой формы»: романом, рассказом, пьесой, поэмой. Это семь заданий в виде теста и два мини-сочинения. Одно проверяет умение анализировать отрывок текста, второе – знание системных связей между произведениями. Для успешной подготовки к этому заданию надо знать, в каких произведениях из кодификатора (списка литературы, обязательного к прочтению) есть дуэли, сны, герои-бунтари и так далее.
Чтобы справиться с таким заданием, нужно системно подходить к изучению литературы и перечитывать произведения программы с седьмого по одиннадцатый класс. Понятно, что за год до экзамена это сделать трудно, поэтому лучше всего начать готовиться к ЕГЭ по литературе заранее, минимум с десятого класса. Если вы только в одиннадцатом классе осознали, что вам необходимо сдавать этот предмет, постарайтесь найти себе проводника по миру русской классики. Это может быть школьный учитель, репетитор или хорошее пособие для подготовки.
Третья часть
Третья часть экзамена представляет собой большое сочинение, которое должно содержать минимум 150 слов. Меньшее количество слов не подлежит проверке. Его просто оценивают нулем баллов, а выпускник теряет 14 первичных балов. С другой стороны, даже рекомендованный объём в 250 слов не гарантирует высшей оценки по критериям сочинения.
Кратко о критериях оценивания и особенностях подготовки
На сайте ФИПИ вы с лёгкостью найдёте документ под названием «Методические рекомендации для руководителей предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом». Его можно досконально изучить, чтобы иметь точное представление о всех ловушках, которые надо учитывать при написании экзамена. Правда, это сложный и длинный документ, который хотя и находится в открытом доступе, но освоить его не так-то просто. Чтобы подготовка к ЕГЭ по литературе прошла максимальной эффективно, вы должны научиться:
- Выстраивать связь между произведениями. Для этого нужно изучить произведения кодификатора и определить общие темы.
- Анализировать текст сочинения на предмет верного содержания и структурного оформления. Один из самых важных критериев – К1, критерий, отвечающий за глубину раскрытия темы. Чтобы хорошо раскрыть тему, необходимо тщательно изучить критическую литературу, учебники и методические пособия. Аккуратно относитесь к выбору источников: их лучше заранее узнать у преподавателя или репетитора.
- Выявлять значимые детали, эпизоды, подробности, которые необходимы для полноценного письменного ответа на задание. Тут требуется умение работать с текстом. Этот навык прокачивается с помощью сочинений и активной работы на уроке.
Как распределить время на экзамене
Самая распространённая проблема сдающих ЕГЭ по литературе – катастрофическая нехватка времени, ведь вам предстоит писать несколько сочинений. Есть несколько полезных советов по распределению времени на экзамене.
Начинайте с сочинений
Если всё делать согласно объёму заданий с развернутым ответом, то придется брать дополнительные бланки. Иногда выдача этих бланков происходит не сразу, а с пяти-десяти минутной задержкой. Такой бланк может понадобиться не один. Время экзамена при этом не продляется. Вместо того, чтобы нервничать, что бланки задерживают, спокойно решайте в этот промежуток тестовую часть.
Засекайте время на выполнение заданий при подготовке
Очень неплохо на экзамене по литературе работает следующий расчет: 30 минут на каждое мини-сочинение, от 20 до 40 минут на тестовую часть, включая перенос ответов в соответствующий бланк, все остальное время должно быть посвящено сочинению задания 17.
Тренируйте память
На экзамене вам не дадут текстов, всё должно быть в памяти. Учите стихотворения, пишите сочинения, ведите отдельную тетрадь с цитатами, составляйте планы произведений. Это поможет вам в нужный момент подобрать убедительные аргументы и подкрепить их примером.
Подготовка к ЕГЭ по литературе: какие есть варианты
Есть два пути подготовки. Первый – обратиться к репетитору, который даст обратную связь по сочинениям, поможет увидеть общие мотивы в произведениях и подскажет полезную литературу. Второй – готовиться самостоятельно. В таком случае от выпускника требуется много самодисциплины и организованности, а также сильная мотивация. Вы всегда можете получить бесплатную консультацию с преподавателем у нас на вводном занятии.
Литература – такой экзамен, который не сдать наудачу, поэтому готовиться к нему надо основательно и заранее. Желаю вам удачи!
Стихотворения из кодификатора
Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену
В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов
- В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
- А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
- М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
- Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
- А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
- А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
- В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
- С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
- О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
- А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
- Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
- Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.