Где работают психологи? 7 вариантов помимо школы

Зачем нужна психотерапия тому, кто сам консультирует клиентов?

Второй шаг заключается в необходимости каждого психолога – и будущего, и практикующего – самому проходить психотерапию. Для чего это необходимо? Программа психолого-педагогического образования предусматривает получение студентами диплома, а также прохождение практики. Но этого явно недостаточно для того, чтобы проводить консультации непосредственно с клиентами. Проходя психотерапию, студент или практикующий психолог сам оказывается на месте клиента. Таким образом, он приближается к пониманию той позиции, в которой будет находиться обратившийся за помощью.

С другой стороны, успешное психологическое консультирование вряд ли возможно у того специалиста, который сам обременен жизненными проблемами, застарелыми комплексами

Психотерапия самого психолога – важное дополнение к тем знаниям, которое дает психолого-педагогическое образование. Кем работать – консультантом по личностному и карьерному росту, в семейной сфере или даже с зависимыми клиентами – часто сам студент определяет в процессе такой психотерапии

Направления деятельности

Психодиагностическое. Главные цели — выявить уровень психического развития, индивидуальные особенности и проблемы подопечных. Педагоги-психологи, работающие в дошкольном отделении, диагностируют психологическую готовность детей к школе. Если есть запросы со стороны воспитателей, педагогов, родителей, специалист проводит углубленную диагностику.

Психопрофилактическое. Главные цели — предотвратить проблемы в развитии и взаимоотношениях между участниками воспитательно-образовательного процесса

Специалист анализирует медицинские карты, чтобы узнать о здоровье и развитии ребенка, выявляет воспитанников, которым может потребоваться более пристальное внимание психолога.

Коррекционное и развивающее. Главные цели — создавать условия для раскрытия потенциала детей и помогать им преодолевать трудности в мотивационной, познавательной, эмоциональной, поведенческой и других сферах

При этом специалист должен учитывать особенности конкретного ребенка и специфику взаимоотношений внутри детского коллектива.

Консультационное. Главные цели — оптимизировать отношения между участниками воспитательно-образовательного процесса и оказывать психологическую помощь.

Просветительское. Главные цели — создавать нужные условия для того, чтобы родители, педагоги, администрация образовательного учреждения могли узнавать больше нового из области психологии. При этом нужно учитывать не только сведения по детской психологии, но и особенности конкретного учреждения, а также индивидуальные потребности детей и родителей.

Зачем нужна психотерапия тому, кто сам консультирует клиентов?

Второй шаг заключается в необходимости каждого психолога – и будущего, и практикующего – самому проходить психотерапию. Для чего это необходимо? Программа психолого-педагогического образования предусматривает получение студентами диплома, а также прохождение практики. Но этого явно недостаточно для того, чтобы проводить консультации непосредственно с клиентами. Проходя психотерапию, студент или практикующий психолог сам оказывается на месте клиента. Таким образом, он приближается к пониманию той позиции, в которой будет находиться обратившийся за помощью.

С другой стороны, успешное психологическое консультирование вряд ли возможно у того специалиста, который сам обременен жизненными проблемами, застарелыми комплексами

Психотерапия самого психолога – важное дополнение к тем знаниям, которое дает психолого-педагогическое образование. Кем работать – консультантом по личностному и карьерному росту, в семейной сфере или даже с зависимыми клиентами – часто сам студент определяет в процессе такой психотерапии

Общая информация

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения. Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему. Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха. Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.


При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

Предметом клинической психологии могут выступать:

  • Подготовка и проведение методов психотерапии.
  • Нарушения в психическом развитии.
  • Возникновение деструктивных изменений в психике.
  • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
  • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
  • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
  • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

Куда может пойти работать клинический психолог

Как говорилось ранее, клинический или медицинский психолог востребован в разных сферах человеческой деятельности. Он необходим для:

  • медицинских учреждений и сферы здравоохранения;
  • для работы в школьных и дошкольных учреждениях, а также для заведений, выдающих дипломы о законченном высшем образовании;
  • клинический психолог может работать в специальных подразделениях, которые созданы Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  • в социальной сфере, выбрав для своей деятельности наиболее приемлемое направление.

Кроме этого, клинические психологи с легкостью часто устраиваются на работу менеджерами или становятся консультантами по связям с общественностью.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души

С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»

Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы

Преимущества профессии:

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.

Недостатки профессии:

  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Необходимые качества личности

Сложность работы психолога состоит в необходимости постоянно взаимодействовать с проблемой клиента. Чтобы избежать быстрого профессионального выгорания, он должен обладать набором личностных качеств:

  • уверенностью в своих силах и способностях;
  • оптимистичным взглядом на жизнь;
  • умением выстраивать диалог с клиентом, коммуникабельностью;
  • доброжелательностью, дружелюбием;
  • толерантностью, лояльным отношением к разным людям;
  • эмоциональной гибкостью;
  • твердым характером, психической устойчивостью.

Повышенный уровень ответственности за жизнь и здоровье клиента оказывают на психолога постоянное эмоциональное давление. Умение противостоять стрессу – главный профессиональный навык специалиста, работающего с людьми.

Профессия школьного психолога

Образовательная сфера – еще одно направление, в которой могут реализовать себя сегодняшние студенты-психологи. В зависимости от предпочтений можно работать в школе или же в детском саду. Те, кто выбрал направление «Психолого-педагогическое образование», имеют достаточно широкий спектр применения своих знаний.

Нужно помнить, что работа с детьми и подростками включает в себя также процесс взаимодействия с их родителями. Чаще всего посетителями школьного психолога бывают выходцы из неблагополучных семей. И их родители большей частью гораздо сильнее отягощены всевозможными психологическими проблемами. Готовность работать с таким контингентом – непременное условие для работы в образовательных учреждениях. Однако это одна из наиболее проторенных дорог для тех, кто получает психолого-педагогическое образование. Психология образования – это та сфера, в которой всегда необходимо участие психолога, причем не только с проблемными учащимися. Иногда и преподавателю может понадобиться консультация у специалиста.

Чем отличается психоаналитик от психотерапевта?

В поле деятельности психиатра попадают тяжелобольные пациенты(маниакальные психозы, шизофрения и т.п.). В арсенале нет каких-либо психологических, или близких к ним, техник. Психиатру они попросту не нужны. Он работает с заболеваниями, которые поддаются медикаментозному лечению.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд. Упрощенно методы психоанализа сводятся к работе с личностью пациента через бессознательное. Особую роль в психоанализе уделяют сновидениям, сексуальным влечениям, ранним детским переживаниям. Несмотря на широкую популярность в массовой культуре, психоанализ до сих пор подвергается критике.

Психоневролог работает на стыке психологии и неврологии, т.е. исследует как мозговые поражения пациента, так и расстройства нервной системы, в этом акценте на физических и физиологических основах нервной деятельности и есть его главное отличие от психотерапевта.

Клинический психолог имеет более широкий спектр знаний, касаясь, например, неврологии, но это по-прежнему не врач. Медикаментозного лечения он назначить не может.

У нас в клинике Лазарет вы найдете высококвалифицированных врачей-специалистов: принимают наши психотерапевты на Васильевском острове, но выезжают на дом и к нам удобно добираться жителям любых центральных и северных районов городе.

Человеческим душам также требуется врачеватель. Когда случается душевная травма либо иная проблема психосоциального характера требуется помощь целитель душ. Здесь и зарождается вопрос, к какому собственно специалисту надобно обратиться. Причем простому обывателю непонятно различие между психиатром и психоаналитиком. Психолог же для них лишь специалист, известный по школе, который сокращал им нудные уроки тестированием.

Психоаналитик призван решать более серьезные проблемы личностного характера, часто являющие собой легкие формы психических хворей: навязчивые состояния, страхи, первичные стадии шизофрении. Деятельность его связана, в основном, не с излечением, а направлена на поддержку индивидам в понимании собственной личности.

Следовательно, психологом является дипломированный специалист, посвятивший профессиональную деятельность постижению человеческой психики. Психоаналитик, прежде всего, является психотерапевтом, получившим специализацию по профилю психоанализ.

В профессиональной деятельности психолог может заниматься широким спектром вопросов, сконцентрировавшись в теоретических азах и практических мероприятиях. Практические психологи могут консультировать, проводить тренинги и тестирования

Важно, чтобы психолог перед собственной профессиональной деятельностью предварительно прошел сеансы личной психотерапии

Это поможет лучше понять азы специальности и избавиться от персональных проблем, которые в моменты практики могут стать преградой при взаимодействии с клиентами. Для практикующего психолога при этом прохождение психотерапевтического курса является лишь желательной процедурой, тогда как для психоаналитика эта процедура обязательна.

Поскольку психолог не является лекарем, он диагностировать недуги не может. Задача его заключается в консультировании здоровых лиц, имеющих ситуационные проблемы.

Психоаналитиками становятся специалисты, получившие медицинское либо психологическое образование, овладевшие навыками психоанализа, прошедшие продолжительный курс обучения психоаналитической теории. Чаще всего психоаналитик с клиентом работает в интенсивном режиме (сеансы проводятся минимум 4 раза за неделю).

Где можно применить преимущества профессии педагог-психолог

Работа преподавателя в России не относится к высокооплачиваемым. При этом у педагога-психолога имеется ряд выигрышных моментов в профессии.

Творческая самореализация педагог-психолог часто оказывается вовлечён в творческие процессы. При подготовке внеклассных мероприятий, праздничных концертов или весёлых стартов с детьми проще наладить доверительные отношения, показать заинтересованность в коммуникации, раскрыться, как человек близкий и сопереживающий.

Социальная значимость деятельности. Этот аспект во многом определяет желание человека стать социальным педагогом. Благородная профессия даёт возможность «творить» будущее, путём формирования нового поколения.

Профессиональная мобильность. Педагог-психолог может реализовать себя не только в образовательной среде и работе с детьми, но и в коммерческих компаниях. Прогрессивные компании активно принимают в штат собственного психолога. Уровень оплаты труда здесь выше, чем в бюджетной организации.

Куда поступать на психолога после 11 класса

Чтобы стать хорошим психологом, прежде стоит получить достойное образование. Чтобы поступить в вуз, необходимо сдать ЕГЭ по русскому, биологии и математике либо иностранному языку. Некоторые заведения в ходе вступительной кампании организуют с абитуриентами собеседования.

Обучение на дневном отделении длится 4 года, на заочном – 4 года 6 месяцев. Чтобы получить второе высшее образование – 3,5 года. По окончании учебы поступить можно в магистратуру. Последний вариант подходит скорее тем, кто собирается заниматься всерьез научной психологией.

В 2021-м году открыты двери факультетов психологии таких вузов:

  • РГГУ;
  • МПГУ;
  • МГПУ;
  • МГУ имени М. В. Ломоносова;
  • РГСУ;
  • РУДН;
  • РГУ имени А. Н. Косыгина;
  • НИУ ВШЭ.

Помимо представленных вузов, существует ряд курсов, предоставляющих дорогу для психологов:

  • Международная Школа Профессий;
  • «Престиж» (обучение – 9 месяцев);
  • МАЭО (удаленно, 3 месяца);
  • МАСПК;
  • СНТА (дистанционно, переподготовка – 3,5 месяца);
  • РИПО (дистанционно).

Можно ли работать психологом без образования

Работать на должности психолога без профильного образования недопустимо с юридической точки зрения. Психологом, педагогом-психологом или психологом в соцсфере может работать специалист с профильным высшим образованием.

Тем не менее если существуют курсы, значит, они тоже имеют вес. Действительно, и такая практика существует. Данная ситуация относится к небольшому количеству педагогов либо педагогов-воспитателей, находившихся ранее на должности психолога по совместительству. Подобное имело место в российских малокомплектных школах.

Что касается курсов профпереподготовки по психологии, то они подходят воспитателям, педагогам, психологам и педагогам-психологам. Педагогам-психологам курсы переподготовки требуются в том случае, если после получения диплома и начала трудовой деятельности прошло несколько лет. Кроме того, курсы профессиональной переподготовки желательно проходить раз в 5 лет.

Получение высшего образования педагога-психолога

На что должен ориентироваться будущий педагог-психолог, чтобы получить образование на высшем уровне?

  • Чтобы поступить на факультет психологии и педагогики (факультет может носить разные названия, но иметь общее направление), необходимо сдать ЕГЭ по биологии, русскому языку и, как ни странно, математике. И если выбор пал на данную профессию, на эти предметы стоит делать упор задолго до поступления, еще в школе, а непосредственно перед вступлением в статус абитуриента походить на подготовительные курсы или позаниматься с репетиторами (и то, и другое – строго на усмотрение будущего педагога-психолога и исходя из уверенности в своих знаниях). Те же предметы необходимы и для вступительных экзаменов, но иногда требуются еще обществознание и иностранный язык. Это частные случаи, на усмотрение отдельных институтов.
  • Не стоит делать ставку на недавно открывшиеся (пусть и считающиеся модными) институты. Во-первых, неотработанная система преподавания вряд ли сыграет на руку будущему специалисту по детским душам. Во-вторых, на работу охотнее возьмут человека, получившего диплом педагога-психолога в вузе, который на слуху и десятилетиями зарабатывал репутацию. В обратном случае работает стереотип «таких институтов как грязи» и «образование куплено». И, к сожалению, нередко это оказывается правдой: поскольку профессия психолога не выходит из моды и количество абитуриентов, настроенных на неё, только растет, многие, открывая подобные институты, делают на это ставку как на солидный заработок. И так и зарабатывают.
  • В качестве подготовки к «большой науке» можно начать с колледжа. Да, будет потрачено на порядок больше времени, но педагог-психолог – не та профессия, где имеет смысл торопиться. Отучившись в средне-специальном учебном заведении, можно и понять профессию изнутри, и основательно подготовиться к получению высшего образования педагога-психолога. Для кого-то – одуматься: всё-таки профессия педагога-психолога —  это колоссальная ответственность и психическая устойчивость, да и скорее призвание, чем профессия. А дано это не каждому. Может оказаться, что с детьми работать сложнее, чем предполагалось: излишняя эмоциональность или неустойчивость характера – плохие помощники в этом деле. А может и вовсе прийти осознание, что особой любви к детям, а уж тем более к их проблемам, нет. Будет не так обидно, если выяснится это в училище, а не в институте.

Вот на что, следует ориентироваться абитуриенту, которого интересует, где получить образование педагога-психолога. Тогда полученный диплом будет гордостью выпускника.

Кто такой педагог-психолог?

Педагог-психолог – это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Учитывая знания, которые дают психология и педагогика и этимологию названия профессии (педагог – от греческого paidagogos (воспитатель/наставник); психолог – от греческого psyche (душа)), человека, владеющего этими знаниями, можно назвать, например, воспитателем человеческих душ. Такое определение профессии не будет звучать слишком пафосно – оно лишь подчеркивает значимость профессии и напоминает о степени ответственности за свою работу.

Существующие в обществе нормы поведения требуют от каждого человека соответствия определенным правилам. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам – главная задача педагога-психолога. Кроме этого, овладев профессией, понимая скрытые мотивы поведения людей, педагог-психолог помогает воспитанникам разобраться в себе, создать необходимую модель поведения, которая поможет в решении жизненных задач и проблем. В частности:

  • Каждая личность уникальна по своей природе, и порой этот фактор становится камнем преткновения в человеческих взаимоотношениях. Опытный педагог — психолог может определить природу межличностного конфликта и помочь найти взаимопонимание между людьми.
  • Каждая модель поведения личности обусловлена различными факторами – биологическими, социальными, психологическими. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы провести анализ поступков человека, найти скрытые механизмы поведения и произвести их коррекцию. Что это значит? Воспитанник – полноценный участник воспитательного процесса, и психолог обязан объяснить ему, в чем состоит проблема так, чтобы вариант решения ее стал внутренним убеждением воспитанника или человека, обратившегося за помощью.
  • Педагог-психолог помогает человеку найти нужные и приемлемые в обществе способы достижения целей, помогает в организации необходимых условий для реализации.

Специалисты в области педагогики и психологии – востребованная профессия, приобретающая все большую популярность в различных отраслях, кроме тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основной задачей.

Сегодня педагоги- психологи востребованы:

  • в дошкольных и школьных учреждениях;
  • в социальных службах и правоохранительных органах;
  • в системе здравоохранения;
  • на различных предприятиях, где работа связана с определенными психо-эмоциональными нагрузками, и сотрудникам необходима профессиональная помощь.

Кроме того, педагог-психолог, в совершенстве владеющий навыками профессии, может работать индивидуально.

Профессиональные знания

  1. Закономерности деятельности и поведения людей, включенных в различные социальные группы.
  2. Закономерности развития социальных групп.
  3. Закономерности развития конфликтов и способы их решения.
  4. Особенности поведения личности, включенной в группу.
  5. Понимание и восприятие людьми друг друга, особенности межличностных взаимоотношений в социуме.
  6. Социальные стереотипы и установки, закономерности их появления, их устойчивость, структура, изменчивость, алгоритм передачи и усвоения.
  7. Феномены и явления психики, имеющие отношение к малым, средним и большим социальным группам.
  8. Взаимоотношение личности и группы, лидерство, межгрупповые взаимоотношения.
  9. Закономерности формирования психологического климата в коллективе, эффективность тех или иных стилей руководства, способы повышения производительности групповой деятельности.
  10. Психодиагностика, способы организации и проведения психологических исследований.
  11. Психотерапия, способы эффективного психологического сопровождения.

Итоги: чем отличается психиатр от психотерапевта и психолога

Давайте поочередно сравним, чем же отличаются одни от других.

Во-первых, чем отличается психолог от психотерапевта.

Эти специалисты имеют различное образование. В первом случае — образование социальное и педагогическое, во втором — медицинское.

1 — Психолог работает со здоровыми людьми, помогая им справиться с решением конкретных ситуаций, определиться с выбором, наладить взаимоотношение с собой и близкими, повысить самооценку. С этой целью он проводит консультации, тренинги, тестирования.

2 — Психотерапевт же работает с пограничными состояниями, которые осознаются человеком, но являются нарушением. Как правило, это неврозы (обсессивно-компульсивные расстройства, фобии, психосоматика — здесь наша статья о том, как внутреннее состояние поддерживает хронические болезни).

Он использует уже индивидуальные или групповые сеансы психотерапии. Терапия при этом может иметь такие разновидности, как гипноз, гештальт, арт-терапия.

Во-вторых, чем отличается психиатр от психотерапевта?

1 — Про психотерапевта уже сказали.

2 — Психиатр же лечит именно болезни, связанные с нарушением работы мозга. Лечит он медикаментозно. При этом не использует психотерапию.

Обычно этот врач не выясняет, на какой почве произошел нервный срыв и психоз

Для него важно правильно обнаружить болезнь и справиться с ее симптомами медикаментозно

Некоторые врачи могут подключить с сотрудничеству и психотерапевта, если посчитают это необходимым.

Сами же психиатры так же могут обращаться к психотерапевтам, потому что работа с психически нездоровыми людьми трудна и требует внутренней проработки.

Итак, разница: психотерапевта и психиатра: первый работает со здоровыми людьми с помощью психотерапии, второй — с больными (у которых проблема в работе мозга); психолога и психотерапевта — один помогает с улучшением адаптации человека в окружающем мире, другой — с пограничными состояниями, которые выражаются в неврозах.

Надеемся, мы исчерпывающе ответили на этот вопрос. Вот чем чем отличается психиатр от психотерапевта и психолога.

У многих до сих пор есть определенные стереотипы, связанные с этими профессиями.

Но в нарушениях психики и работы мозга нет ничего стыдного. Они, так же, как и другие нарушения, поддаются корректировке и улучшению.

При этом, даже обращаясь к психиатру, это не грозит диспансерным учетом. Поэтому бояться его не нужно!

Подведем итоги

В современной семье изменились условия осуществления ею основных функций: воспитательной, социально-экономической, хозяйственной, эмоциональной, досуговой. Педагогические коллективы озабочены снижением воспитательного эффекта семьи, снижением ее роли в социализации подрастающего поколения.

Появилась необходимость переоценки представлений о функциях воспитания и образования, которые формировались на протяжении нескольких десятилетий. Семья является общественным институтом, в котором ребенок усваивает нормы поведения в обществе, формирует свои первые впечатления о мире.

Если не изменить ситуацию, не привлекать психологов, существует риск потери семейных ценностей подрастающим поколением

В рамках модернизации отечественного образования особое внимание уделяется установлению взаимоотношений между детьми и родителями, психолого-педагогическая поддержка их становится, как никогда, актуальной и значимой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector