Кто такой психотерапевт и где на него выучиться в москве
Содержание:
- Выбор университета
- Основные обязанности
- Международные нормы профессии определяются Страсбургской декларацией
- Как стать семейным психологом-консультантом
- Особенности профессии: кто такой психолог?
- Какое направление лучше выбрать
- Терапия для самого специалиста
- Обязанности
- Я хочу быть психологом: с чего начать самостоятельное обучение
- Хочу стать психологом
- Опыт обучения студентки психологического факультета МГУ Екатерины Нестеровой.
- Личные качества психолога
- Обязанности психотерапевта
- Какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса
- Сколько зарабатывает клинический психолог?
- Кто может стать психотерапевтом?
- Требования к психотерапевту
Выбор университета
Если поступающий хочет в дальнейшем заниматься научной деятельностью, необходимо узнать, есть ли Ученый Совет на базе вуза.
Чтобы получить базовые навыки, достаточно поинтересоваться рейтингом и уровнем учебно-методической основы. Главное — наличие аккредитации, что поспособствует трудоустройству впоследствии.
Всем, кто желает в полной мере постичь тонкости профессии и заручиться теоретическими и практическими навыками, лучше поступать на очное отделение. Так удастся ежедневно приумножать знания с помощью грамотных и компетентных педагогов.
Заочное и дистанционное
Довольно популярны методы обучения на расстоянии. Но нужно понимать, что актуальны они больше по части саморазвития. Отдавая им предпочтение, не стоит рассчитывать на получение полноценного образования.
Уже работающим абитуриентам подойдет возможность получать специальность без отрыва от рабочей деятельности. Прерывать ее будет необходимо только на период сессий.
Основные обязанности
В этой работе есть преимущества и недостатки. Главные минусы – постоянное напряжение, стресс, неизбежно возникающие при общении с пациентами. О них не следует забывать, желая стать практикующим психологом. Деятельность специалиста включает в себя:
- различные тестирования, проводимые с целью определения личностных характеристик клиентов;
- психологические тренинги;
- консультации при непростых жизненных ситуациях;
- анализ влияния социальных, профессиональных и других факторов на поведение и мышление;
- изучение причин, ставших следствием неудовлетворительного состояния пациентов;
- терапевтические беседы, индивидуальные консультирования;
- помощь в адаптации (на новом месте жительства, в другом коллективе).
Международные нормы профессии определяются Страсбургской декларацией
Нас интересует пункт 5 этой декларации: нельзя окончить какую-либо программу по подготовке психотерапевтов, предварительно не имея соответствующего образования. По гуманитарной ветке это психология, социальная психология, социальная работа, педагогика. По медицинской ветке — медицинская психология и психиатрия.
Это своего рода фильтр, чтобы не допустить к работе совершенно неподготовленных людей. То есть имея какое-либо образование из списка, можно приступить к обучению в сертификационной программе, не имея — нельзя. Но главное в том, что, согласно международным нормам, чтобы стать психотерапевтом, не обязательно иметь медицинское образование, можно также иметь и гуманитарное. Все эти психотерапевты, которые сидят в уютных кабинетах в фильмах, по образованию могут быть психологами, могут быть психиатрами и даже социологами. Это правильно и нормально, потому что “психотерапия” междисциплинарна.
К образованию добавляем упомянутые выше сотни часов клиентского опыта в период обучения — вот вам и трезвый вменяемый профессионал.
Как стать семейным психологом-консультантом
Это непростая задача. Ведь работать предстоит не с одним человеком, а с целыми семьями, отношения в которых складываются ненадлежащим образом. Чтобы грамотно помогать им выходить из трудных ситуаций и справляться с многочисленными проблемами, гуманитарного образования будет мало. Придется постоянно практиковаться. Наработку опыта лучше начинать еще в студенческий период. Способствовать становлению могут различные программы для волонтеров, которые нацелены на помощь людям, оказавшимся в затруднительном положении. Не помешает пройти курсы по повышению квалификации в сфере семейной психологии.
Особенности профессии: кто такой психолог?
Психологи всегда работают с людьми. От них требуется безусловное следование профессиональной этике и соблюдение широко известного принципа «не навреди». Психологические проблемы, с которыми сталкиваются их клиенты, практически всегда запутаны и уходят корнями глубоко в их прошлое. Разобраться в них бывает непросто даже опытным специалистам, поэтому профессия предполагает регулярное получение дополнительного образования и повышение квалификации. Основные трудовые обязанности психолога могут сводиться к следующим:
- Анализ психологического состояния и психологических процессов, личностных характеристик, уровня психологического развития человека (либо психологического климата в коллективе).
- Оказание психологической помощи людям по разрешению внутриличностных проблем (либо коллективам по разрешению межличностных конфликтов).
- Проведение психологической диагностики, обработка результатов, составление психологических портретов личности.
- Коррекционная работа, направленная на устранение отклонений от нормального психологического развития (чаще всего проводится с детьми).
- Проведение профилактической работы, направленной на предупреждение отклонений в психологическом развитии.
- Проведение профориентационных мероприятий.
- Оказание услуг коммерческим и государственным фирмам (по поддержанию благоприятного психологического климата среди трудящихся, по подбору кадров, по разрешению конфликтов, по работе с неблагополучными семьями, и так далее).
- Оказание помощи медикам и социальным службам в работе с определенными категориями населения (люди с зависимостями, жертвы насилия в семье, терминальные больные и т.п.).
- Проведение психологических исследований и экспериментов, направленных на выработку новых знаний в области психологии.
От психологов (даже тех, что занимаются наукой, а не непосредственной помощью людям) неизбежно требуется высокий уровень эмпатии, равно как и способность дистанцироваться от проблем клиента и не позволять им серьезно влиять на собственное психологическое состояние. Это отчасти должно быть заложено в самом человеке, отчасти – достигается во время учебы и личной психотерапии.
Какое направление лучше выбрать
Для того чтобы понимать, как стать хорошим психологом, нужно составить представление о его работе. Для начала стоит выделить возрастную категорию: специалист может работать только со взрослыми или детьми.
Важно! Не стоит пытаться обхватить все, так как каждая отрасль требует особой подготовки. Психолог-консультант помогает решить проблемы личностного характера: это неуверенность в себе, низкая самооценка, скромность, социофобия и т.п
Такие специалисты могут работать на предприятиях и помогать улучшать атмосферу в коллективе
Психолог-консультант помогает решить проблемы личностного характера: это неуверенность в себе, низкая самооценка, скромность, социофобия и т.п. Такие специалисты могут работать на предприятиях и помогать улучшать атмосферу в коллективе.
Психологическая помощь оказывается в детских садах, школах, больницах, реабилитационных центрах. В каждом случае будут уникальные категории людей, с которыми работает специалист. Например, специальный психолог работает с детьми с проблемами в развитии.
Психотерапевт может заниматься более сложными вещами: травмами, последствиями попыток суицида, депрессией и т.п. Грань с предыдущим специалистом очень тонкая.
Для того чтобы выбрать сферу работы, нужно оценить плюсы и минусы каждой отрасли. Например, в реабилитационном центре придется сталкиваться с больными людьми. Работа специальным психологом связана с рисками, так как дети с нарушениями в развитии способны на агрессию.
С детьми психологу придется использовать игровые и проективные методики
Со взрослыми клиентами не проще сотрудничать. Они могут быть грубыми, скрытными, сложными. Работа в кризисных центрах тоже связана с высоким уровнем стресса. Придется работать с жертвами насилия, сложными подростками и т.п.
Прежде, чем выбрать отрасль психологии, нужно понять, что специалист несет ответственность за чужую жизнь. Нельзя осуждать, оскорблять, проявлять равнодушие. В академической психологии есть разные ответвления: психоанализ, бихевиоризм, телесно-ориентированная терапия и многое другое. В ходе обучения человек знакомится с краткой информацией о каждом направлении. Это позволяет ему сделать выбор.
Терапия для самого специалиста
«Как стать успешным психологом?» — спрашивают себя порой выпускники вузов и начинающие специалисты. Первое, что необходимо сделать, – в полном объеме самому пройти психотерапию. Ведь только здоровый человек может привести другого к душевному исцелению. Невротик, который не избавился от собственных комплексов, может только усугубить ситуацию. В конечном счете все, что нужно знать, чтобы стать хорошим психологом, человек получает из собственного опыта. Проходит ли он психотерапию или же учится на собственных ошибках – всякая жизненная истина усваивается путем опыта. Можно быть психологом-теоретиком, однако если не испытать тот или иной постулат «на собственной шкуре», вряд ли получится успешно пользоваться этими инструментами. Нет ничего удивительного в том, что услуги психотерапевта в настоящее время так дороги. Ведь только после того, как в полной мере начинающий специалист избавился от собственных душевных травм, а также получил соответствующую практику на дополнительных курсах со всеми нужными сертификатами, он может приступать к практике.
Обязанности
Несмотря на то что функции и профстандарт педагога-психолога зависят от сферы деятельности и специализации учреждения, в котором он работает, многие пункты должностных инструкций одинаково справедливы и для специалистов кризисных центров, и для работников учебных заведений.
Ниже представлен основной круг обязанностей штатного психолога средней общеобразовательной школы.
Педагог-психолог обязан проводить работу по сохранению психического и коммуникативного благополучия учеников и действовать согласно Конвенции по охране прав ребёнка.
Специалист должен анализировать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие личности каждого отдельно взятого ученика, а также принимать меры по оказанию ему психологической помощи.
Педагог обязан проводить исследовательскую работу по оценке психоэмоционального состояния детей, составлять психолого-педагогические заключения и вовремя выявлять отклонения.
Школьный психолог должен оказывать психологическую поддержку творчески одарённым ученикам и способствовать раскрытию творческого потенциала у других детей.
Специалист обязан вести документацию согласно установленным формам и по первому требованию предъявлять её контролирующим органам.
Педагог должен помогать ученикам находить выход из любых конфликтных ситуаций и учить разбираться со своими внутренними проблемами.
Помимо помощи детям, психолог обязан давать профессиональные консультации другим педагогам школы, а также родителям учеников.
Психолог должен организовывать и проводить различные социально-психологические тренинги, опросы и тестирования, а также проводить занятия по профилактике социальной дезадаптации.
При необходимости специалист должен разрабатывать и адаптировать под каждого конкретного ученика развивающие и коррекционные программы, направленные на работу с детьми с задержкой психического развития.
Обязанностью педагога-психолога является выявление детей, относящихся к группе риска, в которую входят ученики, не имеющие друзей, школьники со слабой эмоциональной устойчивостью, любители конфликтов и игроманы
Даже незначительное отклонение в поведении ученика служит сигналом к началу разъяснительной, профилактической и коррекционной работы с самим ребёнком и его родителями.
Важной функцией школьного психолога является выявление и наблюдение за детьми с отклонениями поведения, которые проявляются в гиперактивности, чрезмерной тревожности, излишней стеснительности, агрессии, наличии постоянных страхов и дефиците внимания. В более серьёзных случаях, таких как отставание в развитии, трудности в усвоении программы и затруднённое мышление, психолог обязан поставить родителей и администрацию школы в известность и совместно с другими педагогами начать работу с учеником по индивидуальной программе. Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение
Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение.
Педагог-психолог обязан отслеживать успеваемость каждого ученика и при её резком снижении пригласить на беседу преподавателя и ребёнка. При обнаружении конфликта между учителем и учеником, психолог должен оперативно отреагировать и предпринять все меры к выравниванию ситуации.
В круг обязанностей школьного психолога входит проведение внеклассных мероприятий с целью выявления явных лидеров и скрытых конфликтов между детьми. Для диагностики отношений в коллективе специалист придумывает командные игры и внимательно наблюдает за поведением детей. При выявлении враждующих сторон психолог создаёт такую ситуацию, при которой оба участника конфликта оказываются в одной команде и вынуждены сотрудничать.
Таким образом, круг обязанностей педагога-психолога не ограничивается работой с трудными детьми, а включает в себя коррекционно-развивающую, аналитическую, консультационную, просветительскую деятельность, а также диагностику и психологическую профилактику. Педагог обязан составлять ежегодные планы по каждому виду деятельности и включать их в рабочую программу согласно требованиям закона «Об образовании». В программу должны входить меры по выявлению неблагополучных семей, находящихся в зоне социального риска, а также планирование работы с родителями учеников с целью наблюдения за воспитанием детей в семьях.
Я хочу быть психологом: с чего начать самостоятельное обучение
Для освоения психологии необходимо научиться чувствовать людей. Это умение годами оттачивается и укрепляется во время практики. Основой его являются три главные части ведения беседы:
- Личное пространство, которое есть у каждого посещающего доктора пациента. Безусловно, никому не нравится, когда в него пытается влезть кто-то посторонний, тем более активно навязывая свою точку зрения. Грамотный специалист обязан установить с клиентом доверительные отношения и только потом проникать на его территорию.
- Невербалика. Далеко не каждый способен легко открыться и сразу рассказать о себе все, что потребуется для дальнейшей терапии. Некоторые могут сознательно предоставить ложные сведения, страшась своей настоящей натуры. В таких ситуациях психолог прибегает к помощи мимики и жестов, которые могут поведать о человеке очень многое. Замечая невербальные проявления, он меняет собственное поведение, чтобы сделать разговор комфортным для пациента.
- Умение слушать. Это важнейший навык, необходимый для осуществления психологической поддержки. Иногда люди приходят на прием просто поговорить, выплеснуть свои эмоции, рассказать о том, что наболело.
Хочу стать психологом
«Хочу стать психологом!» — это заявление не у всех осознанно и обдуманно. Тот, кто думает, что жизнь психолога наполнена душевными разговорами с пациентами, вытиранием слез и мирными расставаниями с полученными рекомендациями по поведению – глубоко заблуждается.
Такую миссию можно возложить на подругу, соседку, коллегу или еще кого-нибудь. Психолог из этого списка возможных действий может только выслушать. Остальное – не к нему. Работа психолога заключается в ином, и требования, соответственно, к ней иные.
Знания в области психологии нередко бывают непрактичными, они не подкрепляются доказательствами и могут не нести никакой исчерпывающей информации, касающейся состояния пациента. Большое значение в работе психолога имеют практика и опыт.
Но где их взять начинающему специалисту? На работу берут чаще всего с опытом, а с одним только дипломом могут принять на базовое консультирование, которое, к слову, опыта может и не прибавить. Да и заработок у начинающего психолога-консультанта мизерный.
Опыт обучения студентки психологического факультета МГУ Екатерины Нестеровой.
Я поняла, что хочу изучать психологию, в 10 классе. Увлекалась анатомией и физиологией нервной системы. Мне было интересно читать книги про то, как работает мозг человека.
Выбрала МГУ потому, что отечественная психология зародилась именно в этом университете. Там работают замечательные преподаватели, которые учились у основоположников психологии в России.
Факультет психологии МГУ находится на Моховой улице, прямо напротив Красной площади. У факультета два небольших, но уютных корпуса. На факультете много лабораторий. Наибольший интерес у абитуриентов вызывает центр исследования движения глаз и комната виртуальной реальности.
Некоторые занятия студентов психфака проходят на Воробьёвых горах. Например, у меня генетика, анатомия и физиология ЦНС проходили на биофаке, а физкультура была в главном здании.
Сейчас я учусь на кафедре социальной психологии, занимаюсь научной работой, исследую учебную мотивацию школьников. На кафедре царит очень тёплая атмосфера. Я всегда могу обратиться за советом и помощью к преподавателям.
Самыми сложными на психологическом факультете МГУ считаются дисциплины, связанные с математикой. Но все занятия проходят очень интересно, много практических заданий.
Учиться на факультете трудно, но интересно. Много возможностей для развития, у выпускников факультета психологии МГУ нет проблем с трудоустройством.
С дипломом психолога можно работать в абсолютно разных сферах: от образования до силовых структур.
Личные качества психолога
Как не ошибиться в выборе профессии? В помощь – следующая картинка:
Молодые люди, желающие стать классными специалистами в области психологии должны обладать определенным складом характера. Преобладающими личными качествами психолога являются:
- терпимость;
- доброжелательность;
- уравновешенность;
- целеустремленность;
- гибкость ума и ясное мышление;
- развитое чувство сострадания;
- умение анализировать и делать правильные выводы.
Специалист должен уметь слушать пациента и осознавать степень ответственности за результаты своей деятельности.
Близится окончание школы, одиннадцать лет позади, и пришло время выбирать свою будущую профессию. Это непростое решение, оно зависит от огромного количества факторов: от родственников, собственного желания, от востребованности выбранной профессии на рынке труда. Кто-то хочет стать юристом, кто-то врачом, преследуя совершенно разные цели. И всё же, несмотря на это, необходимо сделать для себя выбор, основываясь не только на советах и популярности профессии, но и на анализе собственных желаний и талантов. В этой статье мы поговорим про профессию психолога, о том, в чём заключается его деятельность, а также о том, какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить на эту специальность.
…
Обязанности психотерапевта
У специалиста этой категории есть большое количество обязанностей, ключевыми среди которых являются:
-
консультация и диагностика пациентов;
-
разработка назначений;
-
работа с документацией.
Чтобы выполнять эти обязанности, врач должен знать:
-
нейрофизиологию;
-
психиатрию;
-
фармацевтику;
-
новейшие методики лечения и диагностики в отрасли и т.д.
Любой психотерапевт со временем выбирает для себя наиболее эффективный, по его мнению, вид терапии.
Это может быть:
-
Когнитивно-поведенческая терапия.
-
Метод психоанализа.
-
Семейная психотерапия.
-
Гештальт-терапия и т.д.
Каждый психотерапевт пробует провести тот или иной вид терапии, а выбрав наиболее подходящий, начинает углублять свои знания в этом направлении. Психотерапевты годами оттачивают технику работы, чтобы уметь за несколько минут определить проблему пациента.
Еще одна важнейшая обязанность психотерапевта — он должен провести для других людей примерно 2000 часов психотерапии. Примерно за такой срок у специалиста вырабатывается стойкость к различным нетипичным реакциям пациентов, также это учит его не перекладывать свои негативные состояния на клиента.
Какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса
При поступлении в вуз абитуриентов волнует вопрос, какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса и куда поступать? Многие высшие учебные заведения имеют факультеты Психологии. Ведь психология охватывает очень широкий спектр проблем, и для более качественного изучения профессия делится на несколько более узких направлений.
Перечень вступительных экзаменов в большей степени зависит от выбранного учебного заведения. Профессия «Психолог» включает направления:
психологическое консультирование;
психология развития и возрастная психология;
современная социальная психология;
юридическая психология.
Какие предметы нужно сдавать, чтобы стать психологом
Для поступления в большинство вузов на факультет психологии требуется сдача ЕГЭ по базовым предметам:
биология;
русский язык;
математика.
Профессия – военный психолог: какие предметы нужно сдавать
Военный психолог – особая профессия, и обучение проходит в военных вузах на различных по специализации кафедрах. Военный психолог должен обладать навыками практически во всех сферах психологической отрасли.
Это клиническая психология, реабилитационная, социальная, конфликтная и многие другие. Чтобы поступить в военный вуз на кафедру психологии, требуются ЕГЭ по следующим предметам:
математика;
русский язык;
биология.
В связи с острой нехваткой военных психологов в некоторых гражданских вузах действуют программы переподготовки обычных психологов на военных. Специалисты этого профиля универсальны и они востребованы во многих организациях, в том числе не имеющих никакого отношения к армии.
Профессия – детский психолог: какие предметы нужно сдавать
Детский психолог – не самая популярная профессия, несмотря на её острую востребованность. В большинстве вузов кафедра дошкольной педагогики и психологии существует лишь в составе факультета психологии образования, либо как кафедра «специальной психологии».
В программу обучения включены предметы по психологии и дефектологии. Детский специальный психолог-дефектолог может работать в дошкольных учреждениях, в коррекционных школах и детских реабилитационных центрах.
Какие предметы нужно сдавать на психолога-логопеда, зависит прежде всего от самого вуза. Обычно это:
математика;
русский язык;
биология.
На некоторые факультеты, такие как специальная психология, логопедия и олигофренопедагогика, требуются ЕГЭ по следующим предметам:
обществознание;
русский язык;
биология.
Профессия – клинический психолог: какие предметы нужно сдавать
Обучение по профессии клинический психолог более ориентировано на медицинскую составляющую, однако закладываются и базовые знания по психологии. Клинический психолог занимается изучением, диагностикой психологических проблем, в том числе и пограничных состояний.
Для получения профессии клинический психолог сдают три предмета:
математика;
биология;
русский язык.
Диплом клинического (медицинского) психолога даёт некоторые преимущества перед другими, обычными психологами. Специалисты этой профессии работают в клиниках с пациентами, психологические нарушения которых вызваны, в том числе и соматическими заболеваниями, такими как черепно-мозговая травма, инсульт, последствия психологических травм вследствие катастроф, ВИЧ-инфекции и т. д. Нередко клинических психологов привлекают к судебно-медицинской экспертизе для оценки состояния подозреваемого.
В этой профессии существует возможность карьерного роста, в основном это касается научной и педагогической сферы.
Профессия «психолог» – это не просто профессия. Это образ жизни и не самый простой. Эффект эмоционального выгорания может настичь и самого психолога, что сделает дальнейшую работу в этой сфере невозможной
Важно трезво оценить свои силы и помнить, что психолог — это призвание. Только выбрав специальность себе по душе, можно стать высококлассным и востребованным специалистом
Какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса
4.6 (91.71%) 41 votes
Сколько зарабатывает клинический психолог?
В Москве — в среднем 60-120 тыс. руб., В Санкт-Петербурге — около 35-100 тыс. руб. В регионах средняя зарплата специалиста — 30-80 тыс. рублей.
Индивидуальная работа с пациентами стоит в среднем 1500-3500 рублей за час.
Как видите, разброс очень большой. Зарплата клинического психолога во многом зависит от того, где именно он работает, от его опыта, квалификации, используемых методик и пр. Как правило, заработок специалистов, которые постоянно совершенствуются в профессиональном плане, постепенно растет: за несколько лет он может подняться с 40 до 80-100 тыс. рублей, и это не предел.
*Заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Рекомендуемые программы обучения
Клиническая психология с основами психотерапии с присвоением квалификации «Клинический психолог» (1080ч)
72000 руб. 63360 руб.
Клиническая (медицинская) психология со специализацией в онкопсихологии с присвоением квалификации «Клинический психолог» с дополнительной квалификацией «Онкопсихолог» (2030ч)
105700 руб. 89850 руб.
Клиническая психология в геронтологии. Психологические аспекты помощи при инволюционных изменениях и процессах старения (144ч)
4300 руб. 3000 руб.
Клиническая (медицинская) психология со специализацией в психологии экстремальных ситуаций и состояний с присвоением квалификации «Клинический психолог» с дополнительной квалификацией «Кризисный психолог» (2030ч)
105700 руб. 89800 руб.
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Кто может стать психотерапевтом?
Психотерапевтом может стать врач или психолог.
Для того, чтобы уточнить статус психолога в законе N 43 от 07.10.2009 в статье 6 были расшифрованы Основные виды психологической помощи населению в городе Москве, среди которых указывается психологический анализ и психотерапия (немедицинская).
Но, ни базовое образование психолога, ни образование врача, сегодня, само по себе, не является достаточным, чтобы заниматься психотерапией.
Психотерапевт – это психолог или врач, который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется в нашей стране, профессиональную переподготовку) для получения возможности практиковать в области психотерапии.
Научная степень (кандидат или доктор), также как и кафедральные должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор), сами по себе ничего не говорят о квалификации в практической области. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые – о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях.
Психотерапия родилась в недрах медицины, поэтому в своем определении имеет слово лечение. Психологи пытались ввести свой термин, аналогичный психотерапии, – психокоррекция, но он не прижился. Зато прижился введенный психологами термин психологическое консультирование, под которым следует понимать краткосрочную психотерапию (1-7 встреч), в результате которой должен быть получен некий результат. Психологическое консультирование – это вовсе не постановка диагноза, то, что мы ожидаем от медицинского консультирования (в психологии вообще не принято ставить диагноз, в этом нет особой необходимости и практического смысла).
Но не существует «просто» психотерапии. Психотерапия – это общее понятие. Конкретная психотерапия всегда принадлежит какой-то школе: психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, психодрама и т.д.
Обучение психотерапии (специализация, или переподготовка) длится несколько лет. Любая переподготовка (специализация), которая занимает несколько месяцев, конечно, не может внушать доверия. Обучение, казалось бы, такому «несерьезному» виду психотерапии, как , в Институте практической психологии и психоанализа в общей сложности длится 4 года.
Требования к психотерапевту
Задачи психотерапевта во многом определяются областью его работы — медицинской и немедицинской.
Можно выделить следующие общие требования:
-
законченное профильное образование;
-
отсутствие противопоказаний для профессиональной деятельности;
-
умение направлять беседу и не поддаваться психологическому шантажу и давлению;
-
строгие моральные и этические принципы.
Психотерапевт с опытом работы 10-15 лет может исправить некоторые укоренившиеся проблемы за 3-5 встреч. Поэтому важнейшее морально-этическое требование к психотерапевту — это оказание помощи тому, кто ее просит, за максимально короткое время. Если специалист намеренно увеличивает количество встреч, а состояние клиента не улучшается, необходимо поменять психотерапевта.