Логопед

Чем помогает логопед. Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Как попасть на занятия к логопеду?

Профессиональные логопеды, имеющие специальное высшее образование, работают не только в медицинских учреждениях (поликлиниках и больницах), но в образовательных: детских садах и школах, а также в домах культуры, различных детских центрах. Но нередко родители, даже зная о необходимости проконсультироваться с логопедом, откладывают визит по разным причинам: не считают дефекты речи серьезным нарушением, не находят время на посещение больницы из-за своей занятости, отсутствует специалист данной категории в их городе (поселке, селе и т.п.)

В таких случаях выручит интернет, с помощью которого можно получить дистанционные логопедические и психологические услуги с помощью веб-камеры. Такой метод онлайн-общения с логопедами и специалистами других направлений через скайп в последнее время становится все более популярным. Это очень удобно и для родителей, особенно, если сложно найти логопеда по месту вашего проживания. Плюс – не надо сидеть в очередях в больнице, логопедические занятия проводятся в удобное для вас время. Да и ребенок находится в домашней комфортной среде, не испытывает стресса от незнакомой обстановки и большого числа чужих ему людей.

Мой сайт bilingual-talk.com также создан для логопедических консультаций и дистанционной помощи родителям, прежде всего двуязычных и многоязычных детей. Здесь специалисты по развитию речи проводят логопедические занятия как лично, так и онлайн. Все они имеют высшее профессиональное образование, часто и не одно, большой стаж работы, свои авторские методики. Есть опыт работы с детьми, отстающими в физическом или психическом развитии, мы добиваемся значительного улучшения при самых разнообразных осложнениях.

Я приглашаю ознакомиться на нашем сайте с возможностями дистанционных занятий, интерактивных уроков. Все упражнения проводятся с каждым ребенком индивидуально, начать занятия можно в удобное для вас время. Работаем не только с детьми, но и со взрослыми, выявляем основные дефекты речи и причины их появления. На нашем сайте всегда можно записаться на онлайн-консультацию логопеда, дефектолога и опытного педагога.

Надеюсь, статья оказалась полезной.

Симптомы

Дети с ОНР поздно говорят первые слова. Обычно к трем-четырем годам, иногда к пяти. Речь используют редко, неправильно произносят звуки и строят фразы. Окружающие плохо понимают такого ребенка.

Первый уровень. Ребёнок не может произнести многие звуки. Говорит лепетными словами. Дополняет их мимикой и жестами, смысл которых сложно понять вне ситуации. Словарный запас ограничен созвучиями, звукоподражанием и несколькими словами. Не умеет говорить фразами и не понимает значения многих слов.

Второй уровень. Ребенок искажает звуки, заменяет их. Наряду с лепетом и жестами начинает говорить простыми предложениями до трёх слов. Часто неправильно употребляет падежи и согласовывает слова. Сверстники знают заметно больше слов.

Третий уровень. Ребёнок произносит звуки и слоги, допуская ошибки в основном в трудных случаях. Говорит развернутыми фразами, но использует простые предложения, затрудняясь в построении и понимании сложных. Употребляет все части речи, но допускает ошибки в предлогах и согласовании. Неточно называет предметы, а так же ошибается в падежах и ударениях.

Четвертый уровень. Ребёнок произносит с ошибками специфические звуки и сложные слова. Словарь разнообразен, но ребенок испытывает затруднения в понимании редко встречающихся слов, синонимов и пословиц. С трудом излагают логическую цепочку событий. Часто пропускают главное и застревают на деталях, повторяются.

Кому подходит

Профессия логопеда подходим всем, но идут в нее преимущественно женщины, так как для работы необходимо огромное терпение, которым большинство мужчин не обладает.

Специалист по коррекции речи должен знать:

  • основы возрастной физиологии и психологии, валеологии, педагогики;
  • теорию и практику логопедии;
  • анатомию речеобразующего аппарата;
  • современные методики корректировки письменной и устной речи;
  • актуальные способы психолого-педагогической диагностики;
  • принципы комплектования групп учеников;
  • технологии поведенческого, когнитивного и эмоционального развития личности.

Что касается личных качеств логопеда, то в первую очередь потребуются:

  • выдержка и терпение;
  • доброта и умение общаться с самыми разными людьми;
  • тактичность и толерантность;
  • навыки психолога;
  • наблюдательность и хорошая память;
  • настойчивость и умение убеждать.

Хорошим логопедом станет только педагог, который обладает глубокими познаниями в своей профессии и смежных областях знаний. Когда специалист начинает вести конкретный случай, то в первую очередь определяет, что является причиной речевого расстройства. Иногда потребуется дополнительная работа с детским психологом, в некоторых случаях проблема кроется в физиологическом дефекте, и нужно вмешательство хирурга, после чего уже можно будет начинать занятия.

Работа в образовательных учреждениях

Как стать логопедом? Нужно не только получить требуемые навыки и умения, но и уметь применять их на практике. Поэтому в течение учебы студентам устраивают практики в образовательных учреждениях, чтобы они понимали, чем они будут заниматься.

После учебы большинство устраивается на работу в детские сады или школы. Как стать логопедом? Для этого вам нужно пройти собеседование и продемонстрировать работодателю, что вы имеете представление о профессии и понимаете, что вам нужно делать. Идеальный вариант — это если вам дадут наставника, который сможет поделиться с вами опытом.

Вы должны уметь заполнять документацию, составлять программы. Как стать хорошим логопедом? Нужно советоваться с более опытными специалистами, если у вас возникли затруднения в процессе работы. Ведь они смогут показать, как правильно делать? и вы так покажете, что готовы обучаться

А в профессии педагога это важное качество

Кроме того, логопед должен уметь общаться с родителями. Поэтому вы должны уметь аргументировать свою точку зрения и уметь объяснять сложные термины просто и доступно. Вы должны показать, что разбираетесь в профессии, даже если у вас небольшой опыт работы.

Как стать логопедом? Вы должны уметь общаться с детьми, относиться к ним с уважением. Вам необходимо строить занятия так, чтобы детям было интересно и вместе с тем, чтобы они решали поставленные педагогические задачи.

Национальная академия дополнительного профессионального образования

Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия»
с присвоением квалификации «Учитель-логопед»

Сроки обучения: 540 ч., 4 месяца

План программы:

  • Основы законодательства в сфере специального (дефектологического) образования
  • Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности
  • Основы специальной педагогики и психологии
  • Онтогенез и дизонтогенез речевого развития
  • Введение в профессию «учитель-логопед»
  • Организация дифференциальной диагностики в логопедии
  • Недостатки звукопроизношения
  • Дизартрия
  • Ринолалия
  • Алалия
  • Афазия
  • ОНР и ФФНР
  • Заикание
  • Нарушение чтения и письма
  • Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС
  • Содержание и формы логопедической работы по устранению нарушений чтения и письма
  • Методика развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Методики обучения грамоте детей с нарушениями речи

Курс сжатый. Педагоги отобрали для лекций и вебинаров самую важную информацию, основываясь на требованиях профессиональных стандартов, ФГОС, личном трудовом опыте. Выполнять практические задания, сдавать тесты и зачёты можно в удобное время.

Курсы повышения квалификации:

  • «Специфика организации и проведения логопедической работы по преодолению афазии». 160 часов
  • «Нейрологопедия». 170 часов
  • «Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушением речи в условиях реализации ФГОС». 72 часа
  • «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях». 160 часов
  • «Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков». 144 часа
  • «Современные педагогические технологии коррекции нарушений речи у детей с ОВЗ». 200 часов
  • «Комплексная психолого-педагогическая реабилитация заикающихся». 144 часа
  • «Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы». 144 часа

Цель программ повышения квалификации по логопедии – дать знания по организационно-правовым основам деятельности, методике выявления и устранения нарушений речи, организации рабочего процесса, передовым методам работы для постановки правильной речи.

Какими личностными качествами должен обладать логопед?

Дефекты речи зачастую становятся причиной различных комплексов, которые иногда могут проявляться в агрессии или депрессивном состоянии, поэтому в своей работе логопедам приходится проявлять чудеса терпения и выдержки. Кроме того, эффективно выполнять свои обязанности логопедам помогут такие личностные качества, как:

  • коммуникабельность;
  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • толерантность;
  • тактичность;
  • наблюдательность;
  • настойчивость;
  • способность быть убедительным.

Конечно же, все эти личностные качества не помогут, если логопед не будет иметь за плечами огромнейший багаж знаний. Причем не только в сфере логопедии (в том числе, владеть самыми современными методами и приемами коррекции того или иного дефекта речи), но и педагогики, анатомии, медицины и психологии. Ведь причиной проблемы речи могут быть как психологические, так и физиологические нарушения, и логопед должен не только выявить эту причину, но и порекомендовать человеку специалиста, сотрудничество с которым позволит полностью избавиться от дефекта (например, если проблема речи возникла из-за врожденного дефекта речевого аппарата, то избавиться от проблемы можно только с помощью хирургического вмешательства с последующей коррекцией речи).

Как лечит логопед

Необходимость посетить кабинет логопеда, естественно, связана с рядом вопросов, на которые пациенты хотят получить ответ непосредственно до посещения, причем один из этих вопросов связан с особенностями, которые подразумевает под собой лечение логопеда.

Устранение дефектов речи у малышей проводится в игровой форме, а выбор методики зависит от характера нарушений и определяется индивидуально для каждого случая. Например, попытки погасить свечку или надувание мыльных пузырей способствует развитию способности придавать губам определенное положение и развивает способность контролировать дыхание. Высовывая язык, перед зеркалом или показывая его логопеду, ребенок узнает о возможных движениях языка. Такие упражнения способствуют тренировке мышц, которые активно участвуют при произношении звуков. Логопед обучает пациента правильному дыханию, а лишь потом начинают вырабатывать правильный речевой голос. После этого начинается обучение общей артикуляции.

Большое значение имеют регулярные постоянные тренировки артикулярного аппарата, которые возможны в результате диалога ребенка и взрослого человека. Своеобразная тренировка артикулярного аппарата происходит при жевании твердых яблок или моркови. Как правило, дети пытаются повторять звуки, которые говорит им логопед. Очень часто, достаточно логопедических упражнений чтобы ребенок избавился от косноязычия. Развивающие игры, рассматривание всевозможных картинок способствует правильному формированию речевого развития, обучению правильному составлению слов и предложений и развитию выразительной и связной речи.

При этом очень важно определить первопричину заболевания. Это может быть неправильное отношение к ребенку со стороны взрослых — неверная постановка речи (намеренное «сюсюканье»), стрессовые ситуации, врожденные патологии или инфекционные заболевания

Создание благоприятных для ребенка условий – залог успешного выздоровления. И в этом случае поддержка родителей играет одну из главных ролей.

Что касается особенностей лечения для взрослых, то здесь логопед отталкивается от причин, спровоцировавших проблемы в речи, а также от того, насколько выраженными являются повреждения голосового аппарата на фоне произведенного травмирующего воздействия. К примеру, при операции гортани логопед проводит обучение так называемой «пищеводной речи», при которой образование всех звуков происходит через пищевод. Если же проблемы голосового аппарата вызваны параличом гортани/лицевых мышц либо инсультом, то коррекция основывается на нескольких этапах при постепенном восстановлении речи.

Процесс лечения у логопеда подразумевает нередко назначение комплекса упражнений, к выполнению которых важен тщательный подход, без каких-либо перерывов. Актуальные дефекты речи устраняются исключительно при совместно прилагаемых усилиях со стороны, как врача, так и пациента, что, несомненно, требует и наличия определенного терпения и настойчивости в достижении результата.

👩‍🎓Обучение на логопеда

Профессии логопед обучают в высших учебных заведениях — университетах и педагогических ВУЗах — в течение 2-4-х лет, в зависимости от формы обучения.

Перечень некоторых ВУЗов, в которых можно получить образование по данной специальности:

  1. МГГУ им. Шолохова.
  2. Московский городской педагогический университет.
  3. Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.
  4. ИСПиП им. Рауля Валленберга.
  5. РГПУ им. Герцена.
  6. Северо-Кавказский федеральный университет.
  7. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.
  8. Казанский федеральный университет.
  9. Тюменский государственный университет.
  10. Кубанский государственный университет.

Существуют также очные и дистанционные курсы переподготовки специалистов на базе высшего педагогического образования в ряде учебных заведений, к которым относятся:

  1. Российский институт профессионального образования (ИПО).
  2. Высшая школа технологии и управления (ВШТУ).
  3. Современная научно-техническая академия (СНТА).
  4. Международная Академия Экспертизы и Оценки (МАЭО.
  5. МГГУ им. Шолохова.
  6. Московский городской педагогический университет.
  7. ИСПиП им. Рауля Валленберга.

Проблемы и реальность

В последние годы широта поля работы логопеда-дефектолога увеличивается и за счет повышения количества детей, страдающих разнообразными нарушениями, отклонениями, обусловленными особенностями психики, физиологии. Помощь специалиста нужна при ДЦП, нарушениях зрения, слуха, при недостатках языковой культуры и распаде познавательной деятельности.

Не все понимают, насколько велика разница между логопедом и дефектологом. Эти два понятия сходны, поэтому нередко их объединяют в одно. Нужно лишь помнить, что дефектология – это наука, призванная педагогическими методиками корректировать поведение пациента, имеющего определенные недостатки в развитии. Для этого применяют восстановительные подходы, образовательные методы.

Логопедия – это одна из ветвей дефектологии наравне с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой. Учитель дефектолог-логопед – специалист, применяющий методы дефектологии для исправления патологий, связанных с речевой культурой. Среди дефектологов есть также сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги. Все они – узкоспециализированные профессионалы, способные справиться с конкретной проблемой, присущей ребенку.

Особенности профессии

Учитель-логопед – это специалист высокой квалификации, изучающий различные речевые дефекты, причины их возникновения и способы устранения. Для нормализации речевого процесса логопед в своей работе использует специально разработанные методики и приемы, благодаря которым улучшается или полностью восстанавливается речевая функция у взрослых людей и детей.

Профессия логопеда появилась сравнительно недавно. Впервые логопедией начали заниматься в начале XVII века на территории Европы. Изначально логопед занимался с детьми, имеющими патологию слухового восприятия. И только спустя почти три столетия логопедия приобрела те формы, которые стали прицельно направлены на работу с коррекцией функции речи. В целом работа логопеда сводится к тому, чтобы научить человека правильно проговаривать все звуки его родной речи.

Для того чтобы коррекция речи была эффективной, специалисту по логопедии необходимо знать основы такой науки, как психология, потому что речь и психическое развитие человека неразрывно связаны между собой. Многие дефекты речевого воспроизведения имеют психологические корни и гораздо реже – врожденные анатомические патологии. Нарушения речевой функции могут возникнуть в жизни человека не только в раннем детстве, но и в любом другом возрасте, например, после перенесенного инсульта. Поэтому профессиональный учитель-логопед должен в совершенстве владеть различными методиками, позволяющими работать с учениками любой возрастной категории.

В настоящее время профессия учителя-логопеда подразделена на специалиста по работе только с детьми и только со взрослыми пациентами. Обязанности обеих категорий этой профессии в целом схожи, различия состоят только в методах подхода к обучаемому человеку.

ВУЗы и академии

В Москве высшее образование по специальности «Логопед» можно получить в нескольких ВУЗах.

  1. Российский новый университет. Это негосударственное учебное заведение, которое готовит специалистов по профилю «Логопедия». Присутствуют бюджетные места, стоимость контракта – 140 000 рублей в год. Обучение ведется 4 года.
  2. Московский государственный областной университет. Предоставляет специальное образование на бюджетной основе. Цена контракта – 228 500 рублей.
  3. Московский психолого-социальный университет. Предлагает дефектологическое образование по профилю «Логопедия». Бюджетные места отсутствуют, стоимость контракта – от 100 000 рублей в год.
  4. Московский институт психоанализа. Негосударственный ВУЗ готовит логопедов-дефектологов в бакалавриате. Цена контракта – 990 000 в год.
  5. Московский городской педагогический университет. Направление «Логопедия» здесь представлено на факультете психологии. Есть бюджетные места, присутствует контрактное обучение, которое стоит 208 000 рублей.

В Санкт-Петербурге также существуют ВУЗы, которые готовят логопедов и дефектологов.

  1. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Государственное учебное заведение с 10 бюджетными местами по профилю дефектологии и логопедии. Стоимость контракта составляет 98 000 рублей.
  2. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. Подготовка клинических логопедов ведется на базе бакалавриата. Есть бюджетные места и контрактная форма обучения – 121 000 рублей.
  3. Институт специальной педагогики и психологии. Это негосударственный ВУЗ, поэтому бюджетные места здесь отсутствует. Стоимость контракта – от 134 000 рублей.
  4. Российский государственный педагогический институт имени Герцена. Выпускает специалистов по профилям сурдопедагогики, олигофренопедагогики, специальной психологии и логопедии. Обучение ведется за счет бюджетных средств.
  5. Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика Павлова. Ведет общую подготовку на базе бакалавриата. Присутствуют бюджетные места, а также возможно контрактное обучение стоимостью в 235 000 рублей.

В институтах Москвы:

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших учебных заведений России. Стал в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным заведением в России.

  • Средний балл ЕГЭ: 66.67
  • Общежитие: есть
  • Бюджетные места: есть
  • Платные места: есть
1 м. Фрунзенская 643 м

ул. Малая Пироговская, д. 1

Московский государственный областной университет МГОУ параллельно с педагогическим направлением целенаправленно продвигает вперед чисто классические направления, связанные с подготовкой специалистов для народного хозяйства и социальной сферы страны.

  • Средний балл ЕГЭ: 63.05
  • Общежитие: есть
  • Бюджетные места: есть
  • Платные места: есть
3 м. Бауманская 1.15 км

ул. Радио, д. 10а

Московский институт современного академического образования НОУ ВПО «МИСАО» — это перспективный, динамично развивающийся институт, работа которого обусловлена спецификой социальных реконструкций современного общества.

  • Средний балл ЕГЭ: 55.36
  • Платные места: есть
10 м. Волжская 678 м

ул. 7-я Текстильщиков, д. 14.

Что за специалист логопед-дефектолог?

В современном понимании разница между логопедом и логопедом-дефектологом заключается в том, что первый работает со здоровыми детьми, у которых есть нарушения речи, а второй занимается с детьми, у которых, помимо речевых проблем, есть еще нарушения психического развития, нарушения слуха, зрения или интеллекта.

Кроме логопедов-дефектологов с детьми также работают сурдопедагоги (глухие и слабослышащие дети), тифлопедагоги (слабовидящие дети), олигофренопедагоги (дети, у которых диагностирована умственная отсталость).

Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т. д.

Логопед-дефектолог ведет работу в нескольких направлениях:

  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, то есть познавательной деятельности малыша;
  • коррекция имеющихся проблем и приближение к возрастной норме;
  • гармоничное развитие речи ребенка.

Мы советуем прийти на консультацию к логопеду-дефектологу, если:

  • в шесть месяцев малыш не лепечет и не гулит;
  • в 1,5-2 года в его речи нет простейших слов вроде «мама», «дай», «баба»;
  • в 2-3 года ребенок знает всего несколько слов, не может построить элементарную фразу или предложение;
  • в 4-5 лет в речи слова не согласованы по числу, роду, нет глаголов;
  • в 5-6 лет малыш имеет серьезные проблемы с артикуляцией большинства звуков;
  • говорит слишком медленно или быстро, речь невнятная, понять малыша может только мама;
  • ребенок с трудом осваивает чтение и письмо.

Крайне важно не упустить время и начать коррекцию нарушению, как только Вы их заметили у ребенка. Если у Вас возникли малейшие подозрения, что малыш отстает от своих сверстников в развитии, сразу же запишитесь на консультацию к специалисту

Кто такие логопеды?

Это специалисты, которые исправляют речевые дефекты, прибегая к различным коррекционным методикам. Они работают как с детьми, так и со взрослыми. Например, очень часто пожилые люди, перенесшие инсульт, теряют речевые способности, в таких случаях становится незаменимой одна профессия — логопед! Именно он составляет индивидуальный план лечения, согласно которому устраняются такие недостатки речи, как картавость, заикание или шепелявость. Практически у всех маленьких детей случаются подобные проблемы, по мере взросления у многих они проходят сами собой, а вот некоторые нуждаются в особой помощи.

Особенности приема и занятий с логопедом-дефектологом

При первичном приеме специалиста он соберет всю необходимую информацию о начале и развитии имеющихся отклонений

Важно отвечать на вопросы дефектолога максимально откровенно, так как от этого зависит стратегия проведения последующих занятий. Могут также понадобиться дополнительные методы исследования, такие как электроэнцефалография, допплерография головного мозга, спондилография и другие, в зависимости от сопутствующей симптоматики

Длительность и регулярность встреч со специалистом определяется строго в индивидуальном порядке в зависимости от имеющихся у крохи проблем и степени их выраженности. Логопед-дефектолог составит упражнения, направленные на улучшение устных и письменных навыков ребенка, но самое главное – это повышение способности к обучению у детей, имеющих те или иные отклонения. 

Постепенно у малыша будет улучшаться концентрация, память и внимание, однако чтобы добиться положительных результатов, занятия должны быть регулярными. Сложность выполняемых упражнений будет постепенно повышаться, также полученные знания и навыки регулярно повторяются для лучшего усвоения

На приеме у логопеда-дефектолога должна царить непринужденная, игровая атмосфера, которая заинтересует малыша и будет стимулировать его к занятиям. Поскольку многие дети, нуждающиеся в помощи этого специалиста, имеют серьезные проблемы с усидчивостью и концентрацией, то занятия обычно длятся не более получаса

Сложность выполняемых упражнений будет постепенно повышаться, также полученные знания и навыки регулярно повторяются для лучшего усвоения. На приеме у логопеда-дефектолога должна царить непринужденная, игровая атмосфера, которая заинтересует малыша и будет стимулировать его к занятиям. Поскольку многие дети, нуждающиеся в помощи этого специалиста, имеют серьезные проблемы с усидчивостью и концентрацией, то занятия обычно длятся не более получаса.

Родителям следует запомнить, что кроме занятий с логопедом-дефектологом должна проводиться серьезная работа с крохой на дому, в виде регулярных развивающих игр. Если вы заметили, что ваш малыш испытывает сложности, связанные с речью или письмом на фоне сопутствующего заболевания или без него, то лучше немедленно проконсультироваться со специалистом, который поможет в решении вашей проблемы.

Приведи интересные примеры из практики, которые тебя сильно удивили и открыли для тебя бездну жизни.

Не могу назвать чего-то конкретного, каждый день что-то происходит. Вот родители моих школьных учеников — а я уже говорила, у наших учеников со здоровьем большие проблемы, — так вот, их родители действительно открывают мне «бездну жизни». Причем во всех смыслах. Многие из них не просто любят своих больных детей. Они за них бьются. Они всё понимают, знают, что нету на свете волшебной палочки, которая неходячего сделает ходячим, слепого — зрячим, отменит ДЦП, заменит пораженный участок мозга новыми здоровыми клетками. Но они каждый учебный день приводят своих детей в школу и радуются каждому крохотному продвижению вперёд.

Вопросы задала Эльмира Давыдова. 

Фото Эльмира Давыдова.

Особенности работы логопеда

Логопед – это своего рода дефектолог, но здесь есть нюансы. Дефектологией принято называть научную дисциплину из разряда педагогики, которая разрабатывает и применяет всевозможные методики, направленные на устранение недостатков в развитии. Методики относятся к классу восстановительных и образовательных. Главные направления дисциплины:

  • Логопедия – часть педагогики, базирующаяся на речевых трудностях.
  • Сурдопедагогика – работает исключительно со слабослышащими либо полностью глухими детьми.
  • Тифлопедагогика – работает с теми, у кого присутствуют зрительные расстройства.
  • Олигофренопедагогика – помогает детям с выраженной умственной отсталостью.

  Таким образом, логопеды – это узкопрофильные дефектологи, специализирующиеся на коррекции речевых отклонений. Дефектологами являются и сурдопедагоги, и олигофренопедагоги, и тифлопедагоги. Это главный ответ на вопрос «в чем разница между дефектологом и логопедом?».

Как лечит логопед?

Мало кто представляет, как проходит прием у логопеда. Сначала врач опрашивает пациента и уже может строить предположения о природе речевого дефекта. Дополнительно проводятся специфические логопедические тестирования. В некоторых случаях назначаются консультации смежных специалистов: отоларинголога, психоневролога, невропатолога, психиатра. После определения причин нарушения речи разрабатывается методика лечения. Терапия у детей и взрослых принципиально отличается, так как для ребенка выбирается преимущественно игровой подход.

Залогом успешного лечения у логопеда являются следующие принципы:

  • комплексный подход к терапии (воздействие на механизм развития дефекта и его причину, если это возможно);
  • разработка эффективных комплексов упражнений и непрерывное их выполнение (навыки вырабатываются только при постоянном повторе тренировки);
  • постепенное усложнение занятий;
  • старание со стороны пациента (является ключевым моментом успешного лечения, но не всегда реализуется, особенно у маленьких детей).

Понимая, что делает логопед, пациенты более усердно начинают стараться, поэтому врач должен объясняет суть терапевтических методик. Кроме того, специалист сразу устанавливает вероятную степень улучшения речи и сообщает ее пациенту, так как не всегда удается добиться идеальной дикции. В некоторых случаях логопед занимается восстановлением произношения хотя бы отдельных звуков.

Где работает логопед? Возможен ли свободный график?

Логопеды работают в образовательных и медицинских учреждениях. Логопед в образовании называется учителем-логопедом, в медицине — просто логопедом.

Логопеды в медицине работают в клиниках и отделениях для людей с патологиями речи, с последствиями инсульта, в клиниках челюстно-лицевой хирургии и др. Ведут приём в поликлиниках, трудятся в домах ребёнка т.д.

Ещё сохраняются ставки учителей-логопедов в некоторых детских садах, массовых и коррекционных школах. А также в коммерческих развивающих центрах. Свободный график возможен, если логопед работает исключительно частным образом. Ставка учителя-логопеда — 20 часов в неделю. Некоторые логопеды работают сразу в двух местах: с утра в одном месте, а после обеда — в другом. При желании можно сочетать работу в учреждении с частной практикой. Обычно это занятия у подопечных на дому, что, доложу я вам, довольно тяжело.

Всему научат! Или нет?

Многие взрослые привыкли думать, что в школе ребенка обучат всему необходимому – говорить, считать, вести себя правильно. Мнение ошибочное – на школу таких обязательств не возлагается. Период изучения букваря строго ограничен временными рамками, и учителя просто не имеют возможности корректировать программу под отдельных детишек, не успевающих за основной группой. Одновременно с изучением букваря малыша учат читать по слогам. Иногда родители, в некий момент обнаружив неудовлетворительные результаты такого обучения, в ужасе хватаются за голову и приступают к поискам дефектолога-логопеда, способного исправить ситуацию.

Из педагогической практики известно, что неправильное речевое восприятие возможно у внятно говорящих, конгениальных малышей, если есть фонематические сложности. Такое в большей степени свойственно дошкольному возрастному периоду. Выше вероятность проблемы у левшей

Если вовремя не обратить на это внимание, к средней школе проблема станет причиной отставания по разным гуманитарным дисциплинам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector