Как можно красиво оформить конспект

Основные требования, которые необходимо учитывать

Если вы хотите разобраться, как писать конспект, то должны понимать, что далеко не все виды кратких записей могут считаться конспектированием. Под термином подразумевается объединение конкретного плана, выписок и важных тезисов. Главное требование, которое во все времена предъявлялось к конспектам, — запись должна характеризоваться систематичностью, логичностью, связностью. Исходя из этого, можно сказать, что те выписки с несколькими пунктами плана, которые не отражают всей логики определенного произведения, не имеют смысловой связи, не могут считаться конспектом. Это следует понимать. Особенно если вы хотите разобраться, как правильно писать конспект.

Открытые занятия. Конспекты — Конспект открытого занятия «Развитие основных психических процессов у старших дошкольников»

Публикация «Конспект открытого занятия «Развитие основных психических процессов у…»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Развитие основных психических процессов у старших дошкольников» Подготовила и провела: Педагог-психолог Хмелевская Галина Викторовна Цел ь: Продолжить работу по развитию: • внимания и восприятия; • фантазии и воображения; • способности к глубокому…

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Игрушки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Иман» г. Грозного. Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. по теме: «Игрушки» Подготовила воспитатель: Сайтыханова Ф.О. Цели: • расширение и активизация словаря. Задачи: •…

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по развитию речи «Дикие животные в зимнем лесу»
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по развитию речи на тему «Дикие животные в зимнем лес у». Тема: Дикие животные в зимнем лесу. Вид: образовательная деятельность. Возраст детей: 5 – 6 лет. Направление: -социально – коммуникативное развитие, -…

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Пчелки — милые подружки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 15 «ИМАН» Г. ГРОЗНОГО» _ Конспект Открытого занятия Сказка – инсценировка «Пчелки добрые подружки» в старшей группе «Пчелки» Провела воспитатель: Сайтыханова П.О. Цель: — закреплять умение детей…

1 этап: подготовка и концентрация

Пусть ребёнок заранее подготовит тетрадь, блокнот или листы бумаги, проверит, пишет ли ручка, и возьмёт всё необходимое: маркеры, линейку, карандаш, ластик

В поисках канцелярских принадлежностей во время урока можно пропустить что-то важное. . Чтобы создать условия для качественного восприятия информации во время онлайн-урока, договоритесь с ребёнком, что перед занятием необходимо:

Чтобы создать условия для качественного восприятия информации во время онлайн-урока, договоритесь с ребёнком, что перед занятием необходимо:

  • убрать со стола всё лишнее,
  • отключить мессенджеры и поставить телефон на беззвучный режим,
  • закрыть не относящиеся к уроку вкладки браузера,
  • закрыть дверь в комнату, чтобы не отвлекаться. 

Объясните, что не стоит пытаться делать несколько дел одновременно — например, слушать один урок и параллельно готовиться к другому. Профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс провёл исследование и выяснил, что многозадачность нарушает психические и мыслительные способности людей. Чем больше задач мы выполняем за один раз, тем меньше можем выучить или запомнить. 

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНСПЕКТАХ

— Пишутся материалы и оборудования. Например: машины, куклы, скакалки, мячи, рисунки-схемы, ленты, фонограмма, и т.д.

-В конспекте кратко излагается, какая предварительная работа требуется, чтобы занятие прошло успешно и все задачи могли бы быть выполнены.

-Отражаются педагогические средства и оборудование, необходимое для этого занятия: технические (в т. ч. компьютерные, методические, организационные средства.

-Ход занятия пишется от третьего лица. Воспитатель (предлагает, спрашивает, просит, показывает), дети (отвечают, выполняют).

Конспект описывается в логике последовательности использования указанных средств, когда и какой слайд будет использован, какие вопросы будут заданы детям, какая игра будет проведена. Если игра составлена автором самостоятельно и не отражена в методических пособиях, следует указать и ход ее проведения, и цель использования на этом этапе занятия.

4. Общие требования к оформлению конспекта и титульного листа.

4.1 Оформление конспекта устанавливается согласно приложению №1 к Положению

4.2 Оформление титульного листа конспекта устанавливается согласно приложению №2 к Положению.

Приложение №1

Социально-коммуникативное развитие

Тема : «Зимушка – Зима»

Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях.

Интегрируемые образовательные области:

-Познавательное, Речевое, Художественно — эстетическое .

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие. (указываются задачи этой области)

Познавательное развитие. (указываются задачи этой области)

Речевое развитие (указываются задачи этой области)

Художественно – эстетическое (указываются задачи этой области)

Словарная работа: снег, снежинка, узорчатая, резная, пушистая.

Форма проведения: совместная деятельность.

Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, разучивание стихов о зиме, пальчиковой гимнастики, чтение произведений о зиме.

Демонстрационный материал: посылочка с пластиковыми снежинками, мука, пакетик с крахмалом, картина, ведро со снегом, ёлочка.

Раздаточный материал: счетные палочки.

Ход деятельности.

….

Приложение №2

Требования к оформлению конспекта занятия

1. Оформление титульного листа.

• Размеры полей титульного листа: узкое (со всех сторон – 1, 27)

• Вверху титульного листа указывается полное название учреждения (шрифт — 14 кегль, жирный) 12345

Примерно посередине листа идет надпись названия и темы конспекта (шрифт – 18 кегль, жирный)12345

• Ниже названия конспекта (примерно на 10 см) справа указывается фамилия автора конспекта, его должность, имеющаяся квалификационная категория (шрифт — 14 кегль, жирный) 12345

Полезные советы вне конкретных методов

При конспектировании можно использовать легко считываемую цветовую схему — например, выделять цветами разные сущности: понятия, определения, примеры. Это позволит мозгу быстрее определять тип информации и проще ориентироваться в конспектах, когда нужно что-то найти.
В конспектах можно использовать сокращения, но лучше делать это системно — то есть иметь чёткую легенду, в которой указано, что обозначает каждое конкретное сокращение или условное обозначение. В таком случае вы сможете обращаться конспекту в будущем без постоянного умственного напряжения в попытке вспомнить, что же всё это значит.
Начинать записывать информацию стоит после прочтения целиком главы или, как минимум, подтемы. Это поможет взглянуть на картину в целом и отразить в конспекте только действительно важную информацию. Особенно актуально для абсолютно новой информации

При работе с ней часто кажется, что всё очень важно и непременно должно быть отражено в конспекте, но в большинстве случаев это не так. Нужно научиться выделять главное даже в незнакомой информации, это полезно для её усвоения.

Где вести конспект

Собственно выбора не так уж и много.

  • Конспект в электронном виде.Печатать гораздо быстрее, чем писать от руки. Исходя из этого, электронная версия конспекта может быть информативнее, плюс создать её можно быстрее.При работе с компьютером гораздо проще отвлечься от основной задачи — конспектирования, ведь там кроме приложения для заметок — целая вселенная. При этом мозгу требуется время, чтобы снова сфокусироваться на конспекте после отвлечения.
  • Конспект от руки.Конспекты, написанные от руки, гораздо эффективнее в контексте обучения и запоминания информации.
  • Использование диктофона.Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.Теперь, с развитием техники, можно использовать и видеозапись.Обязательно спросите у лектора разрешение на запись диктофоном или осуществеления видеозаписи.

Здесь выбрать можете только вы. Причём для разных целей могут лучше подойти разные способы. Например, если цель конспектирования — создать базу знаний, вести конспекты в электронной форме скорее всего будет удобнее. А если вы слушаете лекции и хотите сразу запомнить значительную часть информации, стоит выбрать конспект от руки.

Если лень писать длиннющий конспект: лайфхак

Советы касательно конспектирования часто включают пункт о красивом выведении букв. В таком деле требуется сноровка, многочасовые тренировки. Потому иногда проще составлять лекционные записи в электронной форме. Если же преподаватель непременно требует предъявления того, что законспектировано, причем в рукописном варианте, который априори отсутствует, стоит пойти на одну хитрость, создав «подделку», сложно отличимую от созданных вручную записей. Для воплощения подобной идеи пригодится Word, в который и потребуется перенести нужный текст, а потом основательно над ним поработать. Детальная инструкция приведена здесь.

Что помогает ориентироваться в тексте?

Стиль изложения научного труда отличается логичностью и последовательностью. За выражением «во-первых» неизбежно последует «во-вторых». Сразу, или через несколько страниц, но появится обязательно. Не пропускайте обобщений и стрежневых слов.

Упоминание о несхожих трактовках проблемы сигнализирует о наличии как минимум двух разных точек зрения. Найдите первую и отыщите остальные!

Определения – важный сегмент научного труда. Порой на суд читателя выносится критика на тему какого-то определения. В итоге автор предлагает новую формулировку. Если это мнение авторитетного ученого, то непременно оставьте косвенную ссылку.

Основные понятия

В результате конспектирования человек получает хорошую структурированную запись, которую он может использовать для лучшего запоминания информации. Посторонний читатель легко получит краткое представление о теме. Подобная работа важна не только для лекций, но и для работы с научной литературой.

Обычное дословное копирование частей учебника или урока бесполезно по нескольким причинам:

  • В процессе записи человек быстро устанет, у него испортится почерк.
  • Снижается концентрация внимания и происходит машинальное записывание текста без его осмысления.
  • Придется использовать разные сокращения и аббревиатуры, которые будет сложно опознать.
  • Дословная запись бесполезна, так как в ней нет структуры и сложно выделить важную информацию.

Всего выделяют несколько видов конспекта. План-конспект представляет собой перечисление основных тем лекции. По ходу занятия преподаватель раскрывает каждый подпункт, и студент может записать основные тезисы. Подобный вид работы хорошо подходит для подготовки к семинарам или к публичным выступлениям.

Делать схематический план лучше всего для проработки книги. Информацию фиксируют в виде таблицы или взаимосвязанных блоков. С помощью такого наглядного материала легче понять взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала.

Текстуальный конспект составить сложнее, так как он должен содержать цитаты из первоисточника. Это необходимо при изучении литературного произведения или философских трудов. Тематический конспект составляется на основе изучения нескольких источников.

Вид, критерии видов. Популяция

Раздел ЕГЭ: 6.1. Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы

Вид — совокупность особей, имеющих наследственное сходство морфологических, физиологических и биохимических особенностей, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, занимающих определённый ареал и одинаково изменяющихся под влиянием факторов внешней среды.

Чтобы отнести особей к одному и тому же или к разным видам, их сравнивают по критериям — эволюционно устойчивым диагностическим признакам, характерным для одного вида, но отсутствующим у других.

Основные критерии видов:

  • Морфологический. Комплекс морфологических признаков, отличающих один вид от другого. Исключение — виды-двойники.
  • Физиологический. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей, прежде всего — сходство размножения.
  • Географический. Территориальные различия. Каждый вид занимает определённую территорию или акваторию (ареал). Ареалы разных видов могут перекрываться.
  • Экологический. Каждый вид характеризуется своим собственным отношением со средой обитания.
  • Генетический. Для каждого характерен определённый набор хромосом, сходных по размерам, форме и составу.
  • Этологический. Особенности поведения особей, выявляемые при определении видовой принадлежности организма.

Подвид — географически или экологически обособленная часть вида, особи которой под влиянием факторов среды приобрели устойчивые особенности, отличающие ее от других особей того же вида; особи разных подвидов могут свободно скрещиваться в природе.

Развитие представлений о виде

Карл Линней Виды реально существуют. Виды не изменяются.
Ж.-Б. Ламарк В природе реально существуют лишь группы особей. Вид — категория не существующая, а введенная человеком. Любое изменение условий приводит к изменению особей.
Ч. Дарвин Виды реально существуют как совокупности особей. Виды изменяются вследствие эволюции.

Экологическая ниша — пространственное и трофическое место вида в биогеоценозе (экосистеме), комплекс его связей с другими видами и требований к физической среде обитания.

Популяция — совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительно существующих на определённой части ареала и относительно обособленных от других совокупностей. Термин «популяция» ввёл датский биолог В. Иогансен в 1903 г.

Каждая популяция характеризуется плотностью (количество особей на единицу площади), численностью (общее количество особей популяции), возрастным составом (соотношение молодых, зрелых и старых особей), половой структурой (соотношение самок и самцов), пространственной структурой (характер размещения особей).

Типы пространственного распределения особей:

  • Пятнистое (групповое) распределение встречается чаще всего, Связано с неоднородностью среды или склонностью организмов образовывать группы.
  • Случайное (диффузное) распределение характерно для однородной среды при отсутствии сильного взаимодействия особей.
  • Регулярное (равномерное) распределение связано с острой конкуренцией между разными особями.

Популяции (по характеру использования территории):

  • оседлые — длительное время занимают одну и ту же территорию,
  • кочевые — недалеко перемещаются в поисках корма и во время зимовки (это способ избегания неблагоприятных условий и лучшего приспособления к сезонным явлениям)
  • мигрирующие — закономерная смена местообитания по определенным маршрутам.

Численность популяции, ее плотность могут периодически и не периодически изменяться под влиянием разнообразных факторов. Такие колебания численности популяции называются популяционными волнами, или «волнами жизни». Это понятие ввел русский биолог С. С. Четвериков.

«Волны жизни» могут резко изменить генофонд популяции за счет дрейфа генов.

Это конспект для 10-11 классов по теме «Вид, критерии видов. Популяция». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по Биологии.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по биологии

Текст может быть использован другими людьми

Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей. Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих-то мыслях.

Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому-то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.

Творческий порядок

Не всем нравится строить свои конспекты таким образом. Даже мне иногда надоедает их лаконичность, логичность и простота. Специально для тех, кто считает, что гений властвует над хаосом, существуют другие способы организации информации.

1. Визуальный конспект, или скетчноутинг

Для такого конспекта используются не только привычные таблички, схемы и предложения, а еще и рисунки, шрифты разных форм и размеров и вообще все, что в голову взбредет. Благодаря своей яркости и необычности, а еще тому, что вы вложили в него кусочек своей души, он запомнится гораздо лучше других.

2. Метод течения

Этот метод сломает твои представления о конспектах. Его главная идея в том, что запоминание новой информации –  не пассивный процесс, когда ты просто перенимаешь чужой опыт и записываешь чужую мудрость. Во время лекции или чтения в твоей голове возникают какие-то идеи, мысли, предложения, связанные с изучаемой темы, – их и записывай. В них – вся суть и смысл обучения. Такие записи помогут тебе понять, как ты можешь применить новые знания.

Единственный минус такого конспектирования по моему опыту – в какой-то момент можно слишком сильно увлечься своими мыслями, и тогда получится не конспект, а просто поток сознания. Поэтому будь внимателен, старайся сосредоточиться на сути темы.

Записывать цитаты тоже надо уметь

Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.

Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении научных работ, литературной критики.

Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.

Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.

Записывать цитаты тоже надо уметь

Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.

Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении научных работ, литературной критики.

Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.

Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.

Зачем нужен конспект урока?

Конспект урока является неотъемлемой частью подготовки педагога к предстоящему занятию и составляется до предполагаемого урока, а не во время или после него. Поскольку в плане-конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий.

Поэтому план-конспект урока, в первую очередь, нужен самому педагогу, поскольку позволяет лучше подготовиться к занятию, а, следовательно, напрямую влияет на успешность усвоения материала учащимися. Еще один плюс конспекта урока заключается в том, что он может служить «шпаргалкой» для самого учителя в процессе занятия в классе на тот случай, если что-то вылетело из памяти или учитель отошел в сторону от изначально запланированной логической последовательности в изложении материала.

С другой стороны, план-конспект урока представляет собой официальный документ, который является подтверждением того, насколько эффективно и полно выполняются учебные программы, насколько правильно и профессионально ведется преподавание, а также указывает на методические ошибки и недочеты учителя. Конспекты уроков составляются педагогами, начиная со студенческой скамьи и педагогической практики. Некоторые молодые учителя считают, что конспекты нужны, прежде всего, для начальства, однако даже самые опытные педагоги делают конспекты уроков при подготовке к занятиям.

Классика

Если ты не любитель необычного конспектирования и считаешь, что лучше всего просто записывать под диктовку, то и здесь есть парочка советов, как сделать твои записи лучше.

1. Метод предложений

Все просто: каждый новый тезис своего конспекта записывай отдельным пунктом. Так у тебя получится перечень пронумерованных тезисов, которые очень удобно учить и повторять.

2. Текстуальный конспект

Этот способ подходит для конспектирования статей, книг и других письменных источников. Весь твой конспект составляется из цитат – и только из них. Не перефразировав текст автора, а напрямую цитируя, не получится неверно интерпретировать слова автора, и в этом главное преимущество текстуального конспекта.

В любом случае, какой бы метод конспектирования ты ни выбрал, если ты стремишься к знаниям и готов уделить этому время и силы, то у тебя обязательно все получится. Не бойся узнавать что-то новое, никогда не переставай самосовершенствоваться.

Успешного конспектирования!

Материалы по теме: 

Фото на обложке: Unsplash

Правила составления

Данный вид работы – всегда индивидуальное занятие, результат которого получится разным даже у людей, находящихся в одной аудитории и не отвлекающихся на второстепенное. В первую очередь это зависит от преобладающего способа восприятия информации человеком.

Двух одинаковых конспектов, как и людей, не бывает. Именно поэтому чаще всего сложно понимать чужие записи, так как другой основывается на свою базу, киноленту видений и выстраивает определенную цепочку ассоциаций, которая может быть неясной для постороннего. Поэтому не стоит стараться угодить всем и сразу, главное знать, как составить конспект так, чтобы вы потом сами смогли разобраться в своих записях.

Советы о том, как писать конспект по параграфу:

Полностью сосредоточиться на предмете изучения. Составить четкий план своей работы. Выделять только важную информацию. Ввести свой собственный «словарь» сокращений и условных знаков. Прорабатывать свои записи цветом для наглядности. Оформлять материал в таблицы/схемы

Уделять внимание разборчивости своего почерка

Правила составления конспекта Внимание! Все эти советы подходят как для того, чтобы у вас состоялось успешное конспектирование, так и для написания лекций, так что могут считаться универсальными

Какие особенности необходимо учесть?

Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления.

  1. Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. Подобное знакомство с предоставленными в кратком виде данными помогут осознанно сделать выбор в пользу определенного конспекта.
  2. При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное.
  3. В конспекте должны быть выделены главные мысли – тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.

Оформление конспекта

Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:

Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки. Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты

Использовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д

Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например: гос-во (государство); кол-во (количество); ин-т (институт); стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т. д.

Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.

Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.

Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector