Экипаж судна
Содержание:
- ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ КАПИТАНА
- Кто такой судоводитель?
- задания
- Какие учебные заведения в России готовят моряков
- Подготовка квалифицированного капитана должна включать в себя такие знания:
- Особенности профессии
- Плюсы и минусы профессии
- Национальная ассоциация шкиперов Яхтенная школа (ВАО)
- Курсы капитанов-механиков
- Необходимые документы на яхту для захода в европейские порты
- Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день
- история
- ПРАВА КАПИТАНА (по Уставу службы на судах рыбопромыслового флота)
- Особенности профессии
ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ КАПИТАНА
Повседневные:
обеспечить:
соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе плавания судна, других нормативных актов;
соблюдение требований правил по предотвращению загрязнения морской среды;
соблюдение правил перевозки людей и груза;
режима труда и отдыха согласно трудовому законодательству, охрану труда на судне;
личное утверждение судовых расписаний;
контроль за правильным ведением судового, машинного и радиотелеграфного журналов;
хранение судовой документации.
Обеспечение надлежащего технического состояния судна:
поддержание судна в мореходном состоянии, контроль и своевременное продление срока действия судовых документов;
своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию.
Обеспечение подготовки экипажа:
организация и контроль:
подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению людей в море;
за технической учебой экипажа, постоянное повышение его квалификации;
общее руководство практикой курсантов и студентов.
Обеспечение связи:
личное визирование исходящих служебных радиограмм;
обеспечить радиосвязь и техническое обслуживание радиоаппаратуры при отсутствии в штате радиоспециалистов;
обеспечить выполнение правил радиосвязи.
В чрезвычайных обстоятельствах:
оказание помощи любому лицу, терпящему бедствие на море, если это можно сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей; следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если сообщено, что они нуждаются в помощи;
в случае военных действий, а также в иных случаях возможной опасности принятие всех мер к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества;
в случае повреждения судном других судов, сооружений, порчи или утраты орудий лова и в других случаях, когда могут быть предъявлены претензии судовладельцу, – своевременное оформление документов в установленном порядке;
в случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации.
Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, –
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей,
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
либо ограничением свободы на срок до трех лет,
либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 270).
Кто такой судоводитель?
Судоводитель – представитель командного состава судна, один из помощников капитана. Он умеет не только управлять суднами различного типа, но и при необходимости осуществлять командование экипажем.
История мореходства насчитывает, по мнению многих ученых, около 50-60 тысяч лет – одним из доказательств этой теории является генетическое сходство между австралийскими аборигенами и коренными жителями африканского континента. Преодоление водной части планеты и переселение на другие материки, которые стали поворотным моментом в истории развития цивилизации, во многом зависело от первых мореплавателей.
Скорее всего, они управляли самыми примитивными средствами передвижения по воде – плотами. Но и этот «корабль» нужно было вести по морю, используя течение, ветер, ориентируясь по звездам. То есть, древние люди были знакомы с главными принципами судовождения. Надо заметить, что такие рискованные морские путешествия требовали немалой отваги.
Также будущим мореплавателям очень пригодятся способности к изучению математических и естественных наук. Юношам, которые мечтают о кругосветных круизах на туристических лайнерах, кроме специальных предметов, со школьной скамьи следует заняться серьезной филологической подготовкой, так как без знания языков попасть на такие направления судоходства проблематично.
Кроме пассажирских перевозок, морские и речные судна задействованы в грузоперевозках. А промышленная ловля рыбы без этого вида транспорта просто невозможна. Специфика работы на таких суднах отличается прозаичностью и даже суровыми буднями, но именно в этих отраслях профессия судоводителя более востребована.
Судоводитель, являясь одним из троих помощников капитана, управляет судном, отвечает за сохранность грузов, руководит экипажем. Кроме стояния на вахте за штурвалом, он ведет бортовые журналы. На транспортных и рыболовецких судах он отвечает за погрузку и разгрузку, ведет отчетную документацию.
задания
Разнообразные задачи и обязанности могут быть исчерпывающе описаны с использованием немецкого морского торгового права ; он был реформирован в HGB в апреле 2013 года . Согласно Торгового кодекса Германии (HGB), экипаж судна состоит из капитана, офицеров судна, экипажа судна и других лиц, участвующих в эксплуатации судна. Капитан уполномочен выполнять все коммерческие и юридические действия для судовладельца, которые обычно влечет за собой эксплуатация судна ( (1) Торгового кодекса Германии). Эта формулировка соответствует формулировке официального представителя . Капитан должен регистрировать все происшествия, которые затрагивают судно, людей или груз во время рейса, в судовом журнале . Капитан уполномочен к эмиссии векселей в накладной ( (1) HGB).
Свидетельство о квалификации капитана дальних рейсов; Немецкий торговый флот, титульный лист (1965 г.)
Капитанская лицензия французского торгового флота (после 1995 г.)
Закон о труде в морском судоходстве (SeeArbG), среди прочего, всесторонне регулирует роли капитана и экипажа. Таким образом, капитан был командиром судна, назначенным судовладельцем, и должен был иметь государственный сертификат компетентности («капитанский патент»; (1) и (2) SeeArbG). Он является владельцем мощности корабля, отвечает за морское и административное управление судном и является домовладельцем. Он является начальником всех членов экипажа ( Параграф 1 SeeArbG) и отвечает за поддержание порядка и безопасности на борту (Параграф 2); Чтобы предотвратить опасность, он также может приводить в исполнение приказы средствами принуждения, включая временный арест (пункт 3). Эти процессы вызывают запись в дневник корабля. Дневник должен быть подписан капитаном и использоваться как документ, особенно в случае последующих юридических споров. Начиная с телесериала » Das Traumschiff», самое позднее , необходимо прояснить, что брак как так называемая «свадьба в открытом море» капитана, который также не имеет квалификации регистратора, не разрешен на немецком судне и разрешен. недействителен, даже если судно находится в международных водах. Капитан всегда подчиняется законам страны, под флагом которой плавает его корабль. В Германии брак может быть заключен только в присутствии регистратора ( (1) BGB). К свадьбам на море запретить в соответствии с ВМС США , например, следующее положение: «. Командир может проводить на борту своего корабля или самолета любую свадебную церемонию» Находится ли капитан на корабле из-за непригодности для плавания на ( Английский отказ ), он заброшен . Задача требует от мастера осмотрительности или воли. Если это лицо и команда вынуждены покинуть корабль пиратами или чужими экипажами, не может быть и речи о сдаче. Капитаны в основном работают в судоходных компаниях. Мастера порта работают в более крупных портах .
Капитан должен иметь необходимые патенты для эксплуатации гидроцикла в соответствующем районе плавания. Обучение проходит в морских школах или университетах прикладных наук . Капитаны с высшим образованием в морской науке провести академическую степень Дипл.-Nautiker или дипломированного специалиста господина промышленного инженера морского транспорта или дипл. Морской транспорт : после перехода от дипломных программ к программам бакалавриата им было присвоено звание бакалавра наук (B.Sc.) ; Капитаны, прошедшие обучение в техническом училище, имеют звание государственного дипломированного специалиста .
Какие учебные заведения в России готовят моряков
Здравствуйте, меня зовут Владлен. Сказать, что у меня была какая-то одна определенная проблема — это ничего не сказать. Началось все с того момента, как я поступил в Санкт-Петербургский морской технический колледж, с целью сэкономить год времени для будущей работы в морском деле.
При поступлении в высшее учебное заведение, вам необходимо отучиться 11 классов в школе, а если поступать в колледж, тогда вы на год раньше получаете документ, с которым можете работать в море. Конечно, Питер можно назвать столицей морского дела, так как все самые крупные компании и лучшие морские учебные заведения находятся именно здесь. Таковыми я считаю: Санкт-Петербургский морской технический колледж, ГМА им. адм. С.О.Макарова, Санкт-Петербургский Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. В заведениях я уверен, там хорошие преподаватели, которые знают толк в морском деле.
Подготовка квалифицированного капитана должна включать в себя такие знания:
- управление яхтой (прокладка курса, следование курсу, определение местоположения яхты, навигация и прочее)
- международная система сигналов (особенно важна при плавании в тёмное время суток)
- устройство судна (знать его особенности, сильные и слабые стороны, уметь выполнить посильный ремонт в случае аварии)
- управление парусами и такелажем (существенно для яхт, где основным или дополнительным движителем является парус. На небольших судах весь экипаж может состоять из одного человека: шкипера, матроса, механика в одном лице. Поэтому шкипер должен уметь выполнять весь комплекс работ с парусами и снастями)
- техника безопасности и медицинская помощь. Безопасность на борту обеспечивается благодаря мерам, принятым шкипером, и поддерживается согласно его приказам. В случае получения кем-то из пассажиров травмы первую помощь в отсутствии медика должен уметь оказать капитан судна
- административное право. Крайне полезно при общении с представителями властей в маринах
- знать лоцию внутренних водных путей. Если яхта ходит в конкретных внутренних водах, то шкипер обязан знать из особенности, во избежание неприятных сюрпризов вроде попадания на мель.
Конечно, это лишь общий и краткий перечень знаний, необходимых шкиперу. Во время обучения в яхтенной школе студентам будут давать намного больше информации. Кроме того, для получения сертификата шкипера необходимо будет сдавать два экзамена: теоретический и практический, и вот тогда уже будет понятно, усвоил ли человек знания в полном объёме, и можно ли доверять ему судно.
Для управления маломерным судном во внутренних водах РФ необходимо получить соответствующее удостоверение. Документ выдаётся Государственной инспекцией маломерных судов. Сдаётся два экзамена, совсем как в автошколе. Подготовиться же к экзаменам можно в одной из яхтенных школ, коих сейчас великое множество. При выборе школы необходимо руководствоваться рекомендациями знакомых, отзывами бывших студентов, периодом работы школы, качеством материальной базы, и конечно, ценами на обучение. После обучения с документом о прослушанном курсе, медсправкой и паспортом можно обратиться в ГИМС и получить разрешение на сдачу экзаменов. Если в процессе обучения студент получил необходимые знания не в полном объёме, то доучиться можно прямо в ГИМС. После успешной сдачи экзаменов ГИМС выдаёт новому яхтсмену удостоверение, в котором чётко указано, какими судами и в каком регионе он имеет право управлять.
Если же человек нацелен на то, чтобы бороздить волны Средиземного моря, самолично управляя яхтой, то права, выданные в РФ вряд ли будут признаны чартерной компанией, как заслуживающие доверия. В этом случае нужно будет получить сертификат одной из международных организаций, чьи сертификаты пользуются доверием.
Самыми авторитетными международными организациями, сертифицирующими шкиперов, являются RYA (Royal Yachting Association) в Великобритании, и IYT (International Yacht Training) в Канаде. С сертификатом одной из этих компаний не будет проблемой арендовать яхту хоть в Турции, хоть в Хорватии, хоть в Испании.
Больше всего доверия у чартерных компаний вызывают сертификаты, выданные RYA. Но нужно учитывать, что обучение ведётся исключительно на английском языке. Экзамены, что логично, сдаются на нём же. Так что для людей, не знакомых с ним, это может быть проблемой, особенно в части специфической терминологии.
В России можно достаточно легко найти школу, сертифицированную IYT, и пройти обучение в ней на родном языке, и на нём же сдать экзамены. Правда, считается, что владельцы чартерных яхт меньше доверяют квалификации шкиперов с этими сертификатами.
Выбирая яхтенную школу для обучения, необходимо определиться на управление каким судном необходимо разрешение. Как в мире автомобилей права подразделяются на категории, которые разграничивают право управления легковым, грузовым, пассажирским и т.д. видами транспорта, так и в мире яхт существуют права на управление моторной яхтой и права на парусную яхту.
Особенности профессии
Деятельность моряков дальнего плавания тесно связана с путешествиями, постоянным общением, высокой ответственностью и сложной физической работой. Многие моряки выбирают длительные рейсы с целью получения материальной выгоды, ведь за 2-3 года активной работы можно быстро собрать деньги на крупную покупку: квартира, машина, дом и т. д. Главный человек на судне – капитан, однако в экипаж также входят:
- помощники капитана,
- механики и электромеханики,
- боцман,
- судовой повар (кок),
- радиоспециалисты,
- матросы и другие специалисты.
Все члены экипажа разделены на руководящий состав и судовую команду (палубная, машинная). На судне царит строгая иерархическая система подчинения, которая необходима для соблюдения порядка. Каждый специалист несет ответственность за свой участок работ: капитан осуществляет руководство экипажем, матрос – убирает, кок – готовит и т. д. Моряк имеет отличное здоровье, медкомиссия не пустит в рейс человека, страдающего, например, от проблем со зрением.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Профессия престижная и высокооплачиваемая.
- Перспективы быстрого карьерного роста в случае, когда будущий капитан начинает деятельность с более низкой должности.
- Капитан за годы работы посещает десятки городов и стран, поэтому профессия овеяна романтизмом и тесно связана с путешествиями.
- Продолжительный отпуск при условии длительных рейсов.
- Отличная социальная защита.
- Широкий выбор специализаций и компаний для успешного трудоустройства.
Минусы
- Работа ответственная и очень нервная.
- Деятельность опасная, ведь судно может попасть в шторм, его могут захватить пираты.
- Капитан много времени проводит в рейсах, поэтому редко бывает дома, что оказывает негативное влияние на его личную жизнь.
Национальная ассоциация шкиперов Яхтенная школа (ВАО)
Обучение проходит по системе IYT. Флот базируется в Турции в г. Мармарис.
Обучение с нуля:
- Теория (Shorebased Course Bareboat Skipper) Интенсив 4 дня / 32 часа
- Практический курс матроса (Competent Crew) 7 дней
- Практический курс яхтенного капитана (Bareboat Skipper) 14 дней
В случае успешного прохождения теории и практики вы получаете сертификат Bareboat Skipper. Он позволяет брать в аренду яхту размером до 24 м в любом уголке мира, где есть чартерный флот. Район плавания — 20-30 миль от берега.
Дополнительный курс: Теория VHF радиооператора 1 день / 8 часов
Курсы повышения квалификации:
- Yachtmaster Coastal/Offshore
- Yachtmaster Ocean
- Master of Yachts Coastal/Limited
- Master of Yachts Unlimited
Курсы капитанов-механиков
Школа командного состава «Центр морского права» проводит курсы по программе подготовки судоводителей-судомехаников самоходных судов внутреннего плавания (ВП). После освоения курса и успешной сдачи внутренних экзаменов осуществляется дипломирование выпускников с целью получения дипломов капитанов и механиков. Дипломирование проводится квалификационной комиссией ФГБУ «Канал имени Москвы» в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей судов ВП.
Квалификационные требования: Для получения дипломов капитана/механика ВП необходим стаж плавания с несением ходовой вахты не менее 12 месяцев (минимум две навигации по шесть месяцев).
Необходимые документы для дипломирования в КиМ:
- Ксерокопия паспорта;
- Ксерокопии свидетельств об окончании учебного заведения в соответствии с должностью (выдаются после успешного освоения курсов);
- Справка о стаже плавания, заполненная в соответствии с требованиями КиМ;
- Характеристика о стажировке в должности капитана/механика;
- Ксерокопия свидетельства судна, на котором проводилась стажировка;
- Ксерокопия диплома капитана/механика, проводившего стажировку на судне. Копия должна быть заверена подписью капитана/механика;
- Медицинская справка выданная лицензированным медучреждением, с отметкой о конкретном виде должности, которые может занимать кандидат на получение диплома;
- Оплаченная государственная пошлина;
Продолжительность курса: Продолжительность курса судоводителей-судомехаников ВП составляет – 6 месяцев
Время обучения: Занятия проводятся, по выходным с 11:00 до 16:00.
Место обучения: Занятия проводятся в учебных аудиториях, которые оснащены всеми необходимыми учебными материалами и наглядными пособиями для комфортного и эффективного обучения.
Стоимость курса: Стоимость курса капитанов-механиков составляет: 35000 руб. (возможна оплата в рассрочку). В стоимость входит определенная учебная литература и нормативные документы. (Правила плавания по внутренним водным путям, с комментариями, Наставления по борьбе за живучесть судов, Устав службы на судах и т.д.). Также дополнительно открывается доступ на сайте дистанционного обучения, где размещены все учебные материалы необходимые для полного освоения курса.
записаться
Школа командного состава «Центр морского права». Очное и дистанционное обучение на курсах капитанов-механиков судов внутреннего плавания первой группы судов с дальнейшим дипломированием и получением квалификационных дипломов.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛИЦЕНЗИЯ ЦЕНТРА МОРСКОГО ПРАВА
Необходимые документы на яхту для захода в европейские порты
Для того, чтобы беспрепятственно зайти в любой порт Европы на яхте или катере нужно иметь следующие бумаги:
- Документы, подтверждающие регистрацию яхты. Полис страхования должна иметь любая прогулочная яхта. Сумма зависит от требований в определенной стране.
- Документ, подтверждающий таможенный и налоговый статус.
- Транзит-лог – это разрешение на плавание в водах конкретной страны. По факту это своего рода транзитный ввоз, который выдается на время от 6 месяцев до 12 с возможностью продления. Выдается только тем судам, которые не имеют ЕС регистрации
Документы, которые необходимо иметь на яхте шкиперу.
- Паспорт с визой. К яхте это никакого отношения не имеет, но подтверждает личность, которая является владельцем или просто управляющим судном.
- Доверенность на право управления конкретной яхтой. Если человек не является владельцем, то согласно закону ему необходимо иметь с собой нотариально заверенное свидетельство о праве управления.
- Права, разрешающие управление судном. Существуют страны, которые не так требовательно относятся к наличию прав на управление небольшими прогулочными яхтами, но некоторые страны, включая Россию требуют наличие государственных прав. Евросоюз всячески старается унифицировать закон и требования к выдаче прав, но не все поддерживают это решение. Документы, подтверждающие способность человека управлять яхтой, в основном спрашивают в чартерных компаниях для подстраховки себя и своего имущества от лишних проблем. Береговая охрана и таможня практически не интересуется этими документами.
Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день
Спрос на рынке труда по морякам не растет и не падает, он держится на золотой середуине. Но как же так, столько людей учатся и спрос не падает? Ответ прост: по моей статистике процентов 70 моряков, окончивших высшие учебные заведения или колледжи, не работают по специальности.
На вопрос “Почему так?” ответить однозначно нельзя. У каждого свои мысли, кто-то учился, и в конце понял, что это не его, а кто-то сходил в первый рейс и сказал, что больше работать в море не будет, а еще есть такие, которые учатся, а потом уходят в семейный бизнес. Все это происходит у меня на глазах, буквально половина моих одногруппников работают в абсолютно иных сферах, они теперь маркетологи, уборщики, политики даже (это отдельный случай с одним парнем), но уж никак не моряки.
история
Североевропейские средневековые парусные суда ходили под управлением капитана, которого называли «капитаном» (нижненемецкий «мейстер»). Этот «хозяин» был морским командиром корабля. Его помощников звали «Матес» (английский) или « Маате » (на нижненемецком языке и по сей день во множественном числе «Маатен»).
Когда они начали вооружать торговые суда (в Северной Европе в то время не было полномасштабных военных кораблей) для защиты от набегов, они дали «Капитану» военного «Капитана» или «Капитана» (т. Е. Капитана ) вместе с некоторые офицеры и морские пехотинцы с этим принимали на себя командование кораблем в случае драки.
В конечном итоге предыдущие шкиперы («Мистер» и его товарищи) были полностью подчинены военным и сформировали только морской управленческий персонал на борту, который отвечал за плавание и навигацию. С тех пор настоящий шкипер назывался капитаном, а его непосредственными помощниками были офицеры корабля . Военный «капитан» стал капитаном корабля, а не наоборот.
Чтобы подчеркнуть двойную функцию военных и морских проводников, командиры военных шлюпов были назначены «капитанами и командирами» в 18-м и начале 19-го веков , в то время как отдельный «парусный мастер» отвечал за навигацию на более крупных судах.
Даже сегодня, звание «капитан» в английском-говорящей армий соответствует немецкому капитану ( что эквивалентно капитан — лейтенанта в на флоте ). Однако в англоязычном флоте звание «капитан» соответствует немецкому морскому капитану (соответствует полковнику в армии и военно-воздушных силах). Во избежание путаницы между капитаном сухопутных и воздушных сил с одной стороны и старшим капитаном военно -морского флота, с другой стороны, последний часто использует суффикс ( USN ) (в США) или ( RN ) (в Great Великобритания) в переписке . В англоязычной полиции, за исключением британской, где капитан примерно соответствует званию главного инспектора, районные менеджеры или аналогичные руководящие звания криминальной полиции также называются «капитанами». Этот ранг примерно сопоставим с немецким суперинтендантом полиции / уголовного преследования или первым суперинтендантом полиции / уголовного правосудия.
ПРАВА КАПИТАНА (по Уставу службы на судах рыбопромыслового флота)
Общие:
выбирать тот путь следования судна, который считает необходимым;
на промысле поручать управление судном вахтенному помощнику.
При необходимости:
производить перераспределение обязанностей между членами экипажа;
отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа и отправить его в порт при первой возможности;
при плавании в сложных условиях свыше 12 ч на время отдыха оставлять вместо себя на мостике старшего помощника;
в море привлекать к работам, связанным с грузовыми операциями и производством любых членов экипажа (кроме радистов и медицинского персонала);
привлекать к несению стояночных вахт лиц комсостава, которые по кругу своих обязанностей вахт не несут.
В особых обстоятельствах:
объявлять авральные и аварийные работы;
в случае неправильных действий лоцмана отстранить его от проводки;
при истощении в море жизненных запасов произвести реквизицию продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию груза, который может быть использован для питания.
в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. Капитан судна обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца.
Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.
В случае опасности для судна, людей и груза:
изолировать до прихода в отечественный порт лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.
устанавливать режим работы главной силовой установки с превышением установленных норм (то же – для оказания помощи другому судну или людям);
собрать судовой совет, в который входят начальники служб, а также другие члены экипажа по усмотрению капитана.
Отказываться:
от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречат правилам перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза;
выходить в рейс или продолжать его, если укомплектованность экипажа, либо техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивает безопасность плавания; если снабжение судна или состояние производственного оборудования не обеспечивает выполнение рейсового задания, а также при чрезмерной усталости экипажа.
Особенности профессии
Капитан, что зависит от полученного образования и опыта, может специализироваться на морском, речном или смешанном судоходстве. Он может работать на гражданских (пассажирских), грузовых и грузопассажирских, рыболовных (промысловых) и других судах. В любом случае в обязанности капитана судна входят следующие работы:
- обеспечение безопасности во время перевозки грузов, пассажиров;
- соблюдение графика и расписания движения с учетом погодных условий, текущей обстановки;
- соблюдение стандартов, касающихся окружающей среды и международного права в области судоходства;
- ведение отчетности и сопроводительной документации;
- своевременное уведомление судовладельца о форс-мажорах, порче груза и т. д.;
- управление экипажем судна, обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров и сохранности грузов;
- оценка технического состояния судов, обеспечение своевременного технического обслуживания.
Это лишь малая часть обязанностей капитана, ведь в случае нападения на судно он занимается организацией мероприятий, направленных на защиту или процесс переговоров. Также он несет ответственность за управление командой во время непредвиденных ситуаций: эвакуация, первая помощь и другие.