Вузы москвы со специальностью искусствоведение

Содержание:

Как я нашла своё призвание

Школа в Марокко и подготовка к ЕГЭ

Я из семьи потомственных дипломатов: родилась в Москве, но первые четыре класса училась в школе при посольстве в городе Рабат, куда родителей отправили в командировку. Влиться в учебный процесс по возвращении было непросто: в пятом классе оказалось больше ребят, чем во всей моей прежней школе.

В московской школе я получила свою первую двойку и даже тройку за четверть. Справиться со стрессом и исправить ситуацию помогла мудрость родителей. Они поддерживали меня, говорили, что нужно немножко позаниматься и отметки повысятся.

Моими любимыми предметами были английский, французский и русская литература. Другие давались сложнее, особенно история. Поэтому, когда в 10-м классе я поняла, что придётся сдавать её в формате ЕГЭ, — это была трагедия. Два года я усиленно изучала историю с нуля, в том числе один год в экстернате.

Как я поступила в МГИМО

В старших классах я понятия не имела, куда поступать: сидела на уроках, выполняла домашние задания и не думала, что могу интересоваться чем-то ещё. Сейчас мне кажется, что стоило пойти поработать, заняться волонтёрской деятельностью, чтобы понять, чего я хочу. Но тогда я ощущала сильное давление со стороны сверстников, которые куда-то готовились, и взрослых, которые пугали: «Если сейчас не поступишь, будет плохо».

В надежде, что я заинтересуюсь дипломатией и продолжу семейную традицию, родители предложили поступать на международные отношения в МГИМО. Все готовились к экзаменам, и если ты никуда не собирался поступать, то просто выпадал из тусовки, поэтому я согласилась. В 2009 году все впервые поступали только по ЕГЭ. Я хорошо написала английский, а по истории набрала всего 78 баллов. Однако этого хватило, чтобы меня зачислили на платное.

Удивительная стажировка в Париже

Годы учёбы в МГИМО были славным временем: я нашла друзей, с которыми поддерживаю отношения до сих пор. Учёбой я не особенно интересовалась, поскольку выбор специальности был почти бессознательный. Университет стал для меня возможностью изучать французский и поехать на стажировку.

На третьем курсе мне повезло отправиться в Париж по программе студенческого обмена. Так вышло, что решение об этом приняли внезапно, поэтому я не смогла вовремя записаться на популярные курсы. Обычно студенты по обмену стараются взять те предметы, которые им перезачтут в родном вузе, но мне вместо политологии и международных отношений пришлось изучать нечто экзотическое.

Мой учебный план в Институте политических наук Сьянс-По составили «Нации и национализм», «Партия как организм чего-то там» и потрясающий, хотя абсолютно бесполезный, как мне тогда казалось, предмет «История футбола». Этот великолепный курс преподавал обаятельный француз, ярый фанат, который знает про футбол абсолютно всё. Другой необычный предмет вели адвокатесса и девяностолетний литератор: они рассказывали, как юридические дела отражаются в литературе и что это может дать читателю. Наконец, моей основной дисциплиной была «Культура европейца».

Главный курс моего парижского семестра стоял в расписании в восемь утра по четвергам. Это было единственное занятие, и желание туда не пойти было просто гигантским. Однако я не пропустила ни одной лекции, потому что впервые в жизни мне стало ужасно интересно. Я просыпалась в шесть часов, чтобы не опоздать к началу, а потом с огромным удовольствием сидела в библиотеке над дополнительной литературой.

Диляра Абдюханова, 17 лет, учится в гимназии № 625


Фото: M24.ru/Юлия Накошная

– Какой у тебя любимый экспонат или зал?

– Это зал Рембрандта. Я очень люблю этого художника, он умел точно изображать чувства человека. У него есть прекрасный портрет старушки, и мы можем почувствовать, что у нее в душе. Кроме того, в картинах Рембрандт использовал необычный прием: свет у него выступает как отдельный персонаж. И именно этим светом Рембрандт выделяет главное и дает зрителю понять собственную позицию.

Например, в картине на библейский сюжет царь Артаксеркс стоит между выбором: поверить своему другу Аману либо свой жене Эсфирь. Свет направлен на Эсфирь, потому что она права, а Аман, как виноватый, находится в тени.

– Ты выполняешь здесь функции администратора. Помогают ли тебе навыки администратора в обычной жизни?

– В принципе, да, потому что это навыки общения с людьми. Я, например, провожу «Что? Где? Когда?» и раздаю людям призы. Общаешься с людьми, появляется ответственность, должность администратора это предполагает. Еще это и самовоспитание. Я так люблю Пушкинский музей, так люблю КЮИ, за эти три года он мне стал вторым родным домом, потому что это прекрасное место. Ты получаешь знания, получаешь новых друзей, получаешь опыт. Это божественно!

– С какой профессией планируешь связать будущее?

– Скоро я поступаю в одиннадцатый класс и думаю выбрать несколько направлений. Это очень странно, но я планирую поступать на экономиста, потому очень люблю математику. К тому же я люблю историю, поэтому я могу поступить и на историю искусств.

– К чему больше душа лежит?

– На мой взгляд, нужно получить основу-профессию. Профессия экономиста – это как основа, ты можешь с ней найти работу. Также я считаю, что, не имея искусствоведческого образования, можно любить искусство и заниматься им. И никто не говорил, что потом, в будущем, я не стану искусствоведом. Я могу получить второе образование, могу пойти на какие-нибудь курсы, у меня есть база КЮИ, я могу себя найти в разных сферах. В принципе, я в экономике хочу быть маркетологом, и я могу быть маркетологом именно в этой сфере, я могу стать куратором выставок – это вообще моя голубая мечта.

– Как ты попала в клуб юных искусствоведов?

– Я занималась у моего руководителя Марии Григорьевны Дрезниной. В какой-то момент она стала преподавать в Центре детского творчества при музее. Когда я уже закончила заниматься с Марией Григорьевной, моя мама пришла к ней и спросила, что я могу дальше делать, потому что бросать искусство не хотелось. И она рассказала про прекрасный клуб юных искусствоведов. Я тут уже третий год.

Особенности профессии

К искусствоведению относятся литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствоведение в узком его понимании.

В узком, самом распространенном, значении искусствоведение – это наука о пластических искусствах: архитектуре, живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Искусствоведение (не важно, широко его понимать или узко) включает в себя: теорию искусств, их историю и художественную критику. С одной стороны, искусствоведение – это научное и критическое зеркало искусства, которое способствует его развитию, формулирует художественные принципы

С другой стороны, искусствоведение – это популяризатор искусства. Критические статьи, научно-популярные книги и фильмы, лекции, экскурсии – всё это влияет на предпочтения публики, формирует её вкус.

Искусствовед – это профессиональный ценитель искусства. Но постоянное «общение» с шедеврами, которые хранятся в музеях или частных коллекциях, иногда приводит к тому, что из ценителя он сам превращается в страстного коллекционера.

Искусствоведы, специализирующиеся на определённой эпохе, художнике или художественном направлении, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Они оценивают ценность произведения (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и т.п.

Иногда для оценки подлинности произведения этого недостаточно. В этом случае привлекают специалистов научных лабораторий, исследующих физические свойства, химический состав, технологию предметов искусства.

Архитектура

 

Татьяна Быковская проводит онлайн и оффлайн уроки, преподает в Школе рисования Вероники Калачевой. В этом вебинаре Татьяна затронет историю развития архитектуры с 1000 года, на который пришелся расцвет романики до наших дней. Она объяснит характерные черты таких стилей как романика, готика, классицизм, барокко, эклектика, модерн, арт-деко, европейский функционализм. Зрители научатся отличать одно от другого, а в конце ролика преподаватель предложит 10 изображений, принадлежность которых к определенному стилю следует записать, чтобы после проверить, насколько хорошо усвоился материал. 
 

Новые издания

Башинджагян Натэлла Захаровна.Циприан Камиль Норвид. Поэзия и драма жизни. Государственный институт искусствознания, 2021. – 176 с.ISBN 978-5-98287-172-5

Кривицкая, Евгения Давидовна.Дебюсси. Энигма. Сборник статей. Композитор, 2021. – 248 с.ISBN 978-5-6045995-2-5

Рубанова, Ирина Ивановна.Бергман. Театр. Кино. СПб.: Сеанс, 2021. – 352 с.: ил.ISBN 978-5-6042795-6-4

Восток Рувима Мазеля: выставочно-лекционный проект (17–21 мая 2021). Ред.-сост. Г. Б. Шамилли. М. : Государственный институт искусствознания, 2021. – 148 с.: ил.ISBN 978-5-98287-171-8

Культурологические записки. Выпуск 18: Культурная политика: политика или культура? Сборник статей. Ред.-сост. Е.М. Юсупова. М. : Государственный институт искусствознания, 2021. – 120 c.ISBN 978-5-98287-168-8

Ян Вермеер

 

История творчества и жизни Яна Вермеера из уст Оксаны Санжаровой становится не только познавательной, но и увлекательной. Тонкий юмор, умение иронизировать, занимательно рассказывать о тривиальных на первый взгляд вещах позволяет не заметить как пролетели почти два часа, вместившие в себя краткую предысторию, оказавшую влияние на Вермеера, его жизненную и творческую биографию, посмертное «открытие» его таланта, историю подделок, созданных ван Мегереном. Приведены полотна, приписываемые раннему периоду, авторство которых вызывает сомнения. Оксана – талантливый оратор, художник, организатор выставок, писатель, искусствовед. 
 

Экскурс в историю

Тяга к творчеству проявилась еще у первобытного человека. Особенно ярко она отразилась в изобразительном искусстве. Этот факт подтверждают разные статуэтки, найденные археологами, и, конечно же, наскальные рисунки. К примеру, образец древнейшей живописи – изображение, получившее название «Парад зверей». Находится оно в пещере Шове, которая располагается в южном регионе Франции. Исследователи утверждают, что его создали 32 000 лет назад. Уникальность этого рисунка заключается не только в его древности, но и в сочетании сразу нескольких художественных приемов.

Сформировать теорию искусств ученые пытались еще в эпоху античности. Эти попытки продолжали предпринимать и в течение следующих столетий. Однако в качестве такой дисциплины, как мы ее знаем, искусствоведение оформилось только в конце 19-го – начале 20 столетия. Профессия искусствоведа и вовсе трансформируется по сей день. Это вполне закономерный процесс. Ведь мир технологий сейчас переживает бурное развитие, в частности мы наблюдаем возникновение новых видов искусства, а также изменение стандартов и принципов его определения в целом. Поэтому вполне логично, что представители этой профессии сегодня востребованы.

Описание профессии

Искусствоведение включает в себя несколько сфер-направлений. Оно состоит из литературоведения, театроведения, музыковедения, киноведения и прочих узких тематических «отраслей». Многие специалисты посвящают себя исследованию изобразительного искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, фотографии и так далее). Как мы уже говорили, они обычно выбирают для углубленного изучения какой-то один вид. Некоторые даже сосредоточиваются на конкретном периоде в истории его развития.

Чем занимается искусствовед? Его работа предполагает несколько векторов (можно остановиться на каком-то одном или сочетать их):

  • научный – проводит исследования и решает аналитические задачи;
  • образовательный – преподает в профильном учебном заведении;
  • культурный – работает в музее, галерее, выступает на презентациях и семинарах;
  • экспертный – консультирует по произведениям искусства и предметам антиквариата;
  • управленческий – занимает должность в органах власти, руководит музеем, галереей, образовательным учреждением;
  • коммерческий – популяризирует и продает предметы искусства.

Ученые часто дискутируют о том, кто такой искусствовед по сути: культуролог, философ или же историк. Независимо от результата этих споров главные задачи такого специалиста заключаются в понимании и оценивании произведений искусства, поиске в них аллегорий, скрытых знаков и символов.

Многие дипломированные выпускники идут заниматься наукой. Они становятся авторами статей и книг, преподавателями в вузах. Министерство культуры и другие органы государственной власти заказывают им каталогизацию объектов, имеющих художественную ценность. Работа представителей этой профессии связана с частыми командировками и участием в конференциях международного масштаба.

Те искусствоведы, которые отдают предпочтение практике, в основном заняты в организации выставок, а также в аукционах и арт-менеджменте.

Амбициозные и креативные специалисты с энтузиазмом осваивают музейную сферу, разрабатывая инновационные форматы.

Современное искусство

 

Дмитрий Гутов поговорит о значении современного подхода, представляющегося неискушенному человеку бессмысленной «мазней» или грудой мусора. Дмитрий начнет издалека, с наскальных рисунков и тотемов, постепенно приближаясь к нашему времени, выстраивая примеры таким образом, чтобы зритель увидел путь, который прошло человечество и его талантливые представители, дойдя до максимального упрощения. В рамках выступления рассматриваются работы Пикассо, Казимира Малевича, Клондайка, Юрия Золотникова, Ильи Кабакова, Джефа Кунса, Домиана Херста. Зрители познакомятся с термином «радость узнавания», услышат одну из версий объяснения загадочной улыбки Джаконды, узнают, когда иконопись получила признание, и от чего это произошло так поздно.
 

Спектр обязанностей

У каждой должности, которую может занимать искусствовед, есть свой набор обязанностей. Рассмотрим некоторые.

Управление выставками и экскурсиями. Специалисты занимаются разработкой концепций, организацией займов из коллекций музеев либо галерей, а также вносят предложения о вариантах презентации произведений искусства. На их плечи ложится транспортировка работ, оценка их стоимости, решение страховых и юридических вопросов. Помимо этого, искусствовед осуществляет контроль за каталогами и отвечает за открытие выставки и успешное проведение экскурсии.

Управление искусством и культурой. Обязанности специалиста в этой сфере сводятся к работе над концепциями образовательного характера для художественных галерей и музеев. Еще он должен знакомить с коллекциями группы посетителей и учебные классы.

Реставрация и консервация. Работая в этой сфере, искусствовед занимается исследованием состояния памятников архитектуры и прочих произведений искусства, анализом методов, форм и мотивов их презентации. Он документирует и классифицирует их, выполняет реконструкцию объектов, восстанавливая их первоначальное состояние.

Художественные магазины, галереи, аукционные дома. Здесь специалисту предстоит определять, каталогизировать и продавать произведения искусства – прежде всего, современного

Чтобы достичь успеха, специалист должен пристально следить за тенденциями и событиями в сфере арт-менеджмента, принимать во внимание мнение общества и обладать широкими познаниями в современном искусстве.

Образование для взрослых. К обязанностям искусствоведа, который этим занимается, относят организацию и проведение лекций и семинаров на культурно-исторические темы.

Центры документации, архивы и библиотеки

Тут специалисты оказывают всестороннюю поддержку департаментам истории искусств. Кроме того, они ответственны за создание информационных запасов или коллекций.

Франсиско Гойя

 

Франсиско Гойя – герой биографического романа Лиона Фейхтвангера, по которому большинство людей познакомились с этим живописцем, его любовными похождениями, последствиями болезни. Но рассказ Оксаны Санжаровой открывает слушателю совершенно новые стороны личности героя, его характер, новаторский подход к работе, долгий путь от создателя веселых ярких эскизов для шпалер до придворного портретиста. Разбирается и вторая часть жизни Гойи – глухота, медленное погружение в себя, воплощение на холсте и гравюрах своих демонов, создание на стенах дома «Мрачных картин», н-р, «Сатурн, пожирающий своего сына».
 

Чем занимаются искусствоведы

Искусствоведение – это крайне широкое направление, находящееся на стыке истории, искусства и культурологии. Различные виды искусства здесь рассматриваются не только в целом, но и по отдельности. Поэтому среди искусствоведов выделяют и более узкие специальности:

  1. искусствовед, занимающийся изучением изобразительного и монументального искусства;

  2. литературовед, специализирующийся на различных художественных произведениях;

  3. музыковед – специалист по различным музыкальным композициям;

  4. театровед – человек, изучающий вопросы возникновения и развития театра как вида искусства;

  5. киновед – знаток одного из самых молодых направлений искусства.

Хотя чаще всего под искусствоведом понимается ученый, который занимается изучением исключительно живописи, скульптуры, архитектуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

Однако вне зависимости от направленности любой искусствовед в совершенстве знает:

  • историю и теорию искусства;

  • критику художественных произведений;

  • методиками определения подлинников.

В определенном смысле любой искусствовед – это также популяризатор художественной культуры, который помогает прививать эстетический вкус аудитории, помогает разбираться в истории, биографиях великих художников.

При этом произведений искусства в мире насчитывается великое множество. Очень многие искусствоведы всю жизнь посвящают изучению творчества какого-либо одного художника, или какой-то конкретной эпохе, или углубляются в изучение определенного жанра.

Часто задаваемые вопросы

Каким образом оформляется заявка на обучение?

  1. Вы направляете Институту на адрес электронной почты Включите JavaScript, чтобы увидеть адрес электронной почты!
    заявку, в которой указываете:

    • Ф.И.О. и телефон;
    • название программы дистанционного обучения (согласно таблице, указанной выше).
  2. Затем Институт высылает список необходимых документов для поступления.

Возможен ли ускоренный курс обучения?

Ускоренное обучение по программам возможно. Для этого необходимо заполнить соответствующее заявление. Цена обучения в данном случае остается прежней.

Каковы условия обучения?

Данная форма подразумевает целенаправленное, контролируемое, самостоятельное изучение дисциплин, по выбранной программе используя новейшие компьютерные (мультимедиа) и телекоммуникационные технологии. Используя данную систему обучения, студент сам выбирает время и место обучения. Посещение очных лекций не является обязательным, т.к. слушатель получает специальный пароль доступа к уникальной электронной библиотеке, методическим пособиям, а также аудио и видео материалам, по которым осуществляет самостоятельное изучение дисциплин. Преимущества данной формы обучения заключаются в том, что слушатель сам выбирает время и порядок освоения каждой учебной дисциплины. Началом обучения по дистанционной программе является факт вашей оплаты и заключение договора на обучение. Оплата происходит через банк по платёжному поручению, которое будет приложено к договору. Находясь в Москве, Вы можете бесплатно посетить несколько очных занятий в Институте согласно нашему расписанию. Данный бонус согласовывается с админитрацией института.

Какую программу лучше выбрать одно годичную или двух годичную?

Если у Вас хорошее гуманитарное образование, философское, искусствоведческое либо культурологическое, то в этом случае вы можете выбрать 1 год обучения, предполагается что вы чувствуете себя уверенно в искусствоведнии или культурологии, и на данном курсе вы будете изучать в основном атрибуцию и экспертизу антиквариата. Если же подобного образования у Вас нет, то лучше выбрать 2 года обучения, т.к. в первый год Вы изучаете историю искусств, а во второй — более сложные предметы, знания о которых базируются на полученные знания первого года обучения.

Какие технические требования для слушателей дистанционных курсов?

ПК с установленной программой Skype. Видео-лекции Вы сможете просматривать на браузерах Microsoft Edge, Safari, Firefox.Chrome, Opera, Яндекс браузер не воспроизводят наши видео в связи с особым их кодированием.

Перспективность профессии

Раньше профессия искусствоведа к престижным явно не относилась. Скорее наоборот. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Если мы посмотрим, как развивался арт-рынок с 2010 года, то увидим, как, например, трансформировался музей. Оставаясь культурно-просветительским заведением, он стал частью досуга успешных людей, в некотором смысле приблизившись к индустрии развлечений. Посещать вернисаж сейчас так же «модно», как и «Гоголь-центр». За последние несколько лет открылось много новых музеев, представляющих собой интерактивные арт-площадки. Яркий образец – «Мультимедиа Арт Музей», где проходят выставки, различные презентации и фестивали. Огромной популярностью пользуются всяческие экскурсии и тематические лекции. К примеру, на дизайн-заводе «Флакон» (очень модное место в Москве) читают лекции об истории развития изобразительного искусства.

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.

Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия искусствовед подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Где работают искусствоведы

Искусствоведение – крайне обширная отрасль, поэтому мест для трудоустройства у этих специалистов крайне много. Наиболее распространенные организации:

  1. музеи;

  2. художественные галереи;

  3. научно-исследовательские институты;

  4. профильные учебные заведения, а также центры дополнительного образования и переподготовки;

  5. антикварные салоны;

  6. аукционы, специализирующие на произведениях искусства.

В ряде случаев искусствоведы могут работать и на телевидении, и заниматься научно-просветительской работой среди населения. Кроме того, искусствоведы с художественным образованием занимаются реставрационными работами, либо организуют выставки современных художников.

Комьюнити-менеджер

У историков неплохо получается заниматься комьюнити-менеджментом — управлении сообществом. Главное — развитые социальные навыки и хорошее понимание «психологии толпы». Эти навыки историки приобретают на занятиях по психологии, социологии, источниковедению. Комьюнити-менеджеры должны грамотно выстраивать отношения бренда с целевой аудиторией. А историческое образование — отличный фундамент для специализированных знаний по этой теме.

Профессия коммьюнити-менеджера востребована уже сейчас. В дальнейшие годы ее популярность будет только расти! Всё больше и больше людей подходят осознанно к покупке товаров и услуг. Клиенты не хотят поддерживать бизнес, если за ним стоит человек с плохой репутацией. И, наоборот, охотно покупают продукты тех людей и брендов, которые нравятся им лично.

Лучший способ стать комьюнити-менеджером после истфака — пройти онлайн-курс по маркетингу, чтобы лучше разбираться в этой сфере. Также можно попробовать получить опыт на некоммерческих проектах в ходе обучения. Например, поработать в студенческих организациях. Совет: не ограничивайтесь комьюнити-менеджментом! историк может разобраться в любой профессии, связанной с медиа, ведь в вузе его учат анализировать информацию и представлять ее в формате, подходящем для аудитории.

Основные проекты

История русского искусства

«История русского искусства» в 22-х томах — фундаментальный проект, впервые в истории отечественного искусствознания решающий задачу создания комплексной истории искусства, в которой наряду с архитектурой, изобразительным и декоративно- прикладным искусством представлены музыка и театр, мода и фотография, кино и развлекательная культура.

Искусство Западной Европы

Научно-справочное энциклопедическое издание, дающее представление о сохранившихся памятниках истории и культуры во всех регионах России. Основано на материалах экспедиций по выявлению сохранившихся памятников архитектуры и монументального искусства, их натурному обследованию с подробной фотофиксацией и обмерами, а также на изучении архивных источников.

Свод памятников

Научно-справочное энциклопедическое издание, дающее представление о сохранившихся памятниках истории и культуры во всех регионах России. Основано на материалах экспедиций по выявлению сохранившихся памятников архитектуры и монументального искусства, их натурному обследованию с подробной фотофиксацией и обмерами, а также на изучении архивных источников.

Академическое полное cобрание cочинений П.И. Чайковского

Это проект государственного и общенационального значения, направленный на сохранение культурного достояния страны. Он призван с исчерпывающей полнотой отразить огромное творческое наследие выдающегося русского композитора, выявленное к началу XXI века (свыше 400 музыкальных и 150 литературных сочинений), с максимальной точностью и документальной достоверностью воспроизвести тексты его произведений.

Полное собрание сочинений М.П. Мусоргского

Проект по созданию первого Полного академического собрания сочинений М.П. Мусоргского призван представить все творческое наследие великого русского композитора – оперы и камерно-вокальное творчество, фортепианные, хоровые и оркестровые сочинения, произведения М.П. Мусоргского в редакции и оркестровке Н.А. Римского-Корсакова, – а также эпистолярное наследие композитора и воспоминания современников.

Русская духовная музыка

В томах серии публикуются архивные, эпистолярные и другие материалы, связанные с церковно-певческой жизнью в России XIX–XX веков и посвященные значимым событиям в истории Русской Православной церкви (Поместный собор 1917–1918 годов, Афонская экспедиция 1906 года), церковным хорам и музыкальным учебным заведениям, отдельным периодам в истории церковного пения и выдающимся деятелям церковно-певческого искусства.

Наследие Мейерхольда

Уникальный проект по публикации архива великого русского режиссера и архивных материалов, связанных с его деятельностью. Призван на документальной основе воссоздать этапы творческого пути Мейерхольда, дать представление об эволюции его исканий в сфере театральной режиссуры и педагогики, творческих открытиях и достижениях на фоне широкой панорамы художественной жизни в России первой половины XX века.

В.А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров

Многотомное издание, в котором представлены дневниковые записи выдающегося русского театрального деятеля, последнего директора Императорских театров, которые он вел на протяжении 20 лет. В ежедневной летописи жизни московских и петербургских императорских театров нашли отражение их репертуар, организация театрального дела, отношение к театру императорского двора и царской фамилии, общества и театральной критики.

Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

Обучение и ЕГЭ

Если вы выбрали для себя профессию искусствоведа, где учиться – один из первых и самых важных вопросов. Конечно, потребуется высшее образование. О вузах – немного ниже. А сейчас – о дисциплинах, которые будут входить в программу обучения.

Изучать искусство в отрыве от истории нереально. Поэтому не удивляйтесь, что на этот курс отведено максимум времени. Будущие бакалавры и специалисты должны обладать знаниями мировой истории (с древних эпох до современности) и истории России. Само собой, будут и предметы, непосредственно связанные с искусствоведением и культуроведением. Студенту предстоит детально ознакомиться с историей художественной критики, методологией и историей искусства, техниками изобразительного искусства, а также восстановлением памятников живописи. Производственная практика предусматривает работу в хранилище и архиве, обучение анализу и систематизации массивов информации, обращению с каталогами и документами.

Теперь – ответ на вопрос, как стать искусствоведом. Для этого надо поступить на факультет или в институт искусствоведения. Вовсе не обязательно, что он будет называться именно так. Есть и смежные направления подготовки, которые тоже можно выбирать. Перечислим некоторые вузы, где точно могут дать подходящее высшее образование:

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН). Факультет гуманитарных и социальных наук.

  2. Национальный исследовательский университет (НИУ) «Высшая школа экономики». Факультеты: гуманитарных наук; коммуникаций, медиа и дизайна.
  3. Российский гуманитарный госуниверситет. Факультет истории искусства. Институт филологии и истории.
  4. Московский академический художественный госинститут им. В. Сурикова. Факультет теории и истории изобразительного искусства.
  5. Московская художественно-промышленная госакадемия им. С. Строганова. Факультет искусства реставрации.
  6. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Факультет искусствоведения.
  7. Санкт-Петербургский академический госинститут живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Факультет теории и истории искусств.
  8. Санкт-Петербургский госуниверситет. Факультет свободных искусств и наук. Институт истории.
  9. Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина. Гуманитарный институт.
  10. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Институт искусств и культуры.

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. В некоторых высших учебных заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или иностранному языку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector