Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя

Содержание:

Профессиональные качества

Работа учителя — это постоянное взаимодействие с людьми. Его деятельность связана с нервным напряжением, поэтому нужно быть в высшей мере стрессоустойчивым и терпеливым. Внимательность, доброта, тактичность, справедливость, гуманизм — характеристики идеального педагога. Замечательно для преподавателя обладать отличной памятью и способностью к самообучению.

Если интересуешься этой профессией, попробуй себя в ней уже со школы. В Беларуси с недавнего времени появились педагогические классы, выпускникам которых предоставляются льготы при поступлении в вуз

Чем отличается бакалавриат от специалитета

Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.

Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.

Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.

Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.

Критерии

Бакалавриат

Специалитет

Срок обучения

4 года

5–6 лет

Дальнейшее обучение

Магистратура

Аспирантура

Магистратура

Возможность изменить профессию

Можно в магистратуре получить узкую специализацию по направлению

Только при получении второго образования

В какое время проводится конкурс

Как правило, трудовые
договоры заключают с преподавателями с начала учебного года. Соответственно,
подходят к концу они с завершением учебного года. Оповещают об этом заранее.

Как минимум за два месяца на сайте
вуза публикуют список педагогов, чьи контракты истекают. Соответственно,
указывают и должности, которые могут освободиться. Осведомиться об этом можно и
в отделе кадров.

В течение учебного года
конкурс на замещение должностей могут объявить, если:

  • у одного (или
    нескольких) преподавателей истек срок контракта, заключенного не с начала
    учебного года;
  • сотрудник
    уволился по собственному желанию, не дожидаясь окончания срока договора;
  • педагог вышел
    на пенсию по возрасту или состоянию здоровья;
  • администрация
    решила расширить штат.

Поэтому не стоит
расстраиваться, если к первому сентября получить работу не удалось. Шанс может
выпасть в любое время — нужно лишь отслеживать объявления на официальных сайтах
интересующих вузов.

Пути

Путь исследовательской и педагогической карьеры

Академический персонал, в обязанности которого входят как исследования, так и преподавание:

  • Профессор
  • Читатель (или старший преподаватель в некоторых учреждениях после 1992 г. )
  • Старший преподаватель (не все вузы имеют это звание)
  • Лектор или клинический лектор: это в значительной степени эквивалентно званию доцента в университете США.
  • Ассистент, демонстратор, руководитель семинара, доцент, ассистент аспирантуры

Путь к исследовательской и педагогической карьере в Оксфордском университете

Специально для Оксфордского университета :

  • Профессор (профессора и другие обладатели званий (преподаватели вузов, старшие научные сотрудники и т. Д.) С титульной профессурой)
  • ( Читатель ) (Оксфорд отменил эту категорию без новых назначений на эту должность)
  • Адъюнкт-профессор (преподаватели университетов и другие обладатели титулов с титульной доцентом)
  • Преподаватель кафедры (должность преподавателя без лестницы, работающая или оплачиваемая университетом)

Ученые из Королевского колледжа Лондона из Лондонского университета , начиная от профессоров преподавателей, в их академических регалий во время выпускной церемонии.

Путь исследовательской карьеры

Академический персонал, основным направлением деятельности которого являются исследования

  • Профессор-исследователь
  • Главный научный сотрудник
  • старший научный сотрудник
  • Научный сотрудник
  • Научный сотрудник
  • Научный сотрудник

Педагогическая карьера

Академический персонал, основным направлением деятельности которого является преподавание, образовательные потребности, а для старших классов — педагогические исследования:

  • Профессор-преподаватель / профессор
  • Главный преподаватель
  • Старший преподаватель / старший преподаватель вуза / старший преподаватель
  • Педагог / преподаватель университета / преподаватель
  • Младший преподаватель

Обратите внимание, что некоторые университеты (например, Университет Глазго ) присваивают академикам те же названия, что и «Исследования и преподавание», чтобы обеспечить равенство ролей.

Почетные / гостевые звания

Общие звания почетных, приглашенных и почетных приглашенных ученых:

  • Почетный / приглашенный профессор или почетный / приглашенный профессор
  • Почетный / приглашенный читатель или почетный / приглашенный доцент или почетный / приглашенный главный лектор
  • Почетный / приглашенный старший преподаватель или почетный / приглашенный старший научный сотрудник
  • Почетный / приглашенный лектор или почетный / приглашенный научный сотрудник

Административные звания: Англия, Уэльс и Северная Ирландия.

  • Канцлер (титулярный)
  • Про-канцлер (титулярный)
  • Вице-канцлер (иногда проректор; все чаще «вице-канцлер и главный исполнительный директор»)
  • Заместитель вице-канцлера
  • Про-вице-канцлер
  • Деканы факультетов
  • Заведующие кафедрами / школами
  • Отдел / школьные завучи

Административные звания: Шотландия.

  • Канцлер (титулярный)
  • Ректор ( только в древних университетах )
  • Директор (который также является вице-канцлером)
  • Заместитель директора
  • Заместители директора
  • Деканы факультетов
  • Заведующие кафедрами / школами
  • Заведующие кафедрами / школами или личные наставники

Куда идти учиться

Как бы то ни было, университеты действительно можно считать лучшими учебными заведениями.

Для этого есть множество причин:

  1. Минимальное количество специальностей, по которым должен обучать университет своих студентов — 7. Если их число меньше, статус университета заведению не присваивается. К институтам и академиям подобных требований и вовсе нет.
  2. Сразу по нескольким направлениям обязательно должна вестись исследовательская и другая научная деятельность. В год на это заведение может тратить не менее 10 млн р. В институтах же эта цифра вовсе падает до 5 млн, а академии около 7 млн.
  3. Преподавательский состав университета должен минимум на 60% состоять из специалистов, имеющих научные звания и заслуги.
  4. Что касается студенческого состава, минимум 4 человека на каждые 100 должны быть аспирантами. В академиях и институтах же достаточно половины на то же количество студентов.
  5. Электронная библиотека, использование в процессе обучения инновационных технологий — обязательные требования к учебному процессу университетов.

Но даже несмотря на все доводы, большинство абитуриентов предпочитают поступление в академии из-за зачастую более сильного состава преподавателей и качества предоставляемых ими знаний. Что выше — академия или университет сказать невозможно, потому что каждый выбирает для себя именно то, что ему необходимо и чёткой их иерархии не существует.

Чем академия отличается от университета и института

Формальная разница между академией и университетом определяется по комплексу факторов, в который входят:

  • квалификация преподавательского состава;
  • число учащихся в аспирантуре;
  • количество профилей обучения;
  • ведение научной работы.

Отличие академии от университета и института определяется:

  • Числом аспирантов на каждую сотню студентов: не меньше четырех в университете и двух – в академии и институте.
  • Среднегодовым размером финансирования основных исследований: в университетах – не меньше 10 млн, от 5 до 10 млн для академий и максимум 5 млн рублей для институтов.

В случае если доля аспирантов, защитивших диссертации на протяжении двенадцати месяцев после завершения обучения, составляет 25 % и более, институт имеет право претендовать на статус академии или университета.

  • Количество педагогов в штате: от тридцати человек для молодых вузов (3-5 лет); не менее сорока преподавателей, если возраст учебного заведения не превышает 9 лет; не меньше пятидесяти для вузов старше 10 лет.
  • Академии и университеты должны основывать свою работу на инновационных технологиях и подходах, в таких вузах обязательно наличие электронной научной библиотеки.

Права и обязанности старосты

В каждой группе выбирается староста, обладающий не только правами, но и обязанностями. Именно этот человек представляет других обучающихся перед деканатом во время учебного процесса. Он занимается управлением коллективом в процессе привлечения одногруппников к разным общественным и официальным мероприятиям, которые проводятся вузом или деканатом.

В обязанности старосты входит:

  • информирование одногруппников о разных распоряжениях, получаемых от преподавателей или декана;
  • планирование, организация и проведение разных мероприятий;
  • подготовка и проведение собрания студентов;
  • ведение журнала посещаемости;
  • контроль над дисциплиной;
  • проведение индивидуальной работы с другими обучающимися относительно учебного порядка и правил поведения в вузе;
  • привлечение одногруппников к разным общественным мероприятиям;
  • информирование деканата о срыве занятий или иных проблемах;
  • предоставление информации декану или другим работникам вуза о разных нарушениях прав обучающихся;
  • участие в собраниях старост;
  • подготовка отчета о результатах сессии;
  • назначение дежурных.

К правам старосты относится возможность вносить предложения относительно правил распорядка и привлечения студентов к административному взысканию за разные нарушения. Он представляет интересы группы во время получения комнат в общежитии или назначении стипендии. Староста дает распоряжения одногруппникам в рамках обучающего процесса.

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование

Такого понятия тоже с
2013 года не существует. В

статье 108

Федерального закона №273-ФЗ указано, что НПО
приравнено среднему профессиональному по программам подготовки
квалифицированных рабочих.

Ранее его получали в
профессионально-технических училищах (ПТУ). Сейчас все они преобразованы в учебные
заведения следующих форм:

  • профессиональные
    училища;
  • профессиональные
    лицеи.

Они дают возможность за
короткий срок (2 года 10 месяцев при очной форме) получить рабочую
специальность. Обычно выпускники становятся поварами и кондитерами,
мастерами-отделочниками, автомеханиками.

И тех, и других учебных
заведений осталось очень мало. Примеры:

  • ПУ при
    Астраханском государственном архитектурно-строительном университете;
  • ПУ №15 в
    Курске;
  • ПЛ №25 в
    Красноярске;
  • Сальский
    казачий кадетский ПЛ.

Большая часть советских
ПТУ, доживших до 2013 года, была преобразована в техникумы.

Чем они отличаются

Лицей по статусу
несколько выше училища, так как предполагает углубленное изучение отдельных
дисциплин. Кроме того, в лицеях чаще готовят по профессиям, не предполагающим
физического труда, – например, парикмахер или секретарь.

Сравнение

Система
Содружества
Система
Соединенных Штатов
Немецкая система Французская система
Профессор (кафедра) Профессор, выдающийся профессор, под председательством профессора или эквивалент Профессор (Ordinarius, W3 со стулом, C4) Профессор университетов, Директор научных исследований
Чтец, старший преподаватель Профессор Профессор (экстраординарный, W2, W3 без стула, C3) Профессор университетов, Директор научных исследований
Старший преподаватель Доцент Hochschuldozent, Oberassistent (W2, C2), Privatdozent Maître de conférences
Лектор Доцент Privatdozent, младший профессор, Wissenschaftlicher Assistant, Akademischer Rat (W1, C1, A13) Maître de conférences
Ассистент, демонстратор, руководитель семинара Научный сотрудник, преподаватель, исследователь, инструктор Приватдозент Attaché temporaire d’enseignement et de recherche (ATER)
Адъюнкт профессор Приватдозент

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Что выше: университет или академия

Университеты находятся немного выше академий в иерархии вузов и имеют несколько преимуществ:

  • многопрофильность подготовки;
  • проведение исследований по нескольким направлениям;
  • более высокие требования к квалификации преподавателей (60 % педагогов обязаны иметь научные степени и звания, в академиях этот показатель – 55 %).

Однозначно ответить на вопрос, что лучше институт, академия или университет достаточно сложно. Вид вуза на качество образования не влияет, гораздо большее значение имеет наличие у заведения государственной аккредитации, которая считается гарантией соответствия знаний студента квалификации, указанной в документе об окончании обучения. Ценность диплома в значительной степени зависит от предпочтений работодателя: многие компании стремятся нанимать вооруженных практическими навыками прикладных бакалавров, окончивших институты или академии, а не нацеленных на научные исследования магистров, отучившихся в университетах.

Академическая группа как первичный студенческий коллектив

По-другому она называется студенческой группой. Это объединение студентов, которое имеет свои закономерности и нюансы. Академическая группа создается автоматически и обусловлена необходимостью ведения учебной деятельности после поступления в вуз. При образовании таких групп следует учитывать:

Дружный студенческий коллектив

  • все студенты являются членами вновь созданного коллектива, в котором проходят обучение в течение 5 лет;
  • между обучающимися и преподавателями формируются устойчивые отношения для решения организационных и учебных вопросов;
  • ежедневно студенты общаются друг с другом, обмениваются сведениями, формируют новые интересы, а также удовлетворяют духовные потребности;
  • преподаватели и руководство вуза легко может проследить рост всех студентов в разных областях.

Становление любого коллектива является довольно сложной процедурой, причем студенты сталкиваются не только с подъемами, но и остановками, противоречиями, конфликтами и разными проблемами.

Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2021

На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:

  1. «Доцент» сокращается как «доц.».
  2. «Профессор» — «проф.».
  3. «Кандидат» — «канд.».
  4. «Доктор» — «д-р».

Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.

А если не уверены, что сможете подготовить реферат, курсовую или диплом, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты не оставят вас наедине с учебными проблемами.

Обучение в вузе

Существуют два принципиально разных определения влияния статуса заведения, в котором учится студент. У выпускника, окончившего разные вузы, возможности трудоустройства различные. Некоторые убеждены, что нет разницы между университетским дипломом и институтским, но работодатель заинтересован в способностях потенциального работника и смотрит на его документ об образовании.

К слову, это мнение часто подтверждают выпускники, которые хотят достичь определённых профессиональных высот. Действительно, университет, как и институт, обеспечивает базовое образование, обучение в обоих вузах гарантирует получение диплома. Во многих рабочих сферах есть возможность оценить образование в конкретном учреждении.

В то же время институт обладает огромным потенциалом для получения хорошего образования, ведь там более прогрессивная материально-техническая база, сильные преподаватели и лучшие возможности для повышения образовательной ценности. В результате абитуриенты, которые мечтают о карьере и планируют чего-то достичь в своей профессиональной деятельности, хотят попасть в вуз, имеющий статус института, а не академии или колледжа. Речь идёт не только о репутации, но и о возможности получения более качественных и универсальных знаний.

Таким образом, различие между терминами «университет» и «институт» состоит в том, что первое понятие является кумулятивным, обозначающим определённую категорию организаций, а второе означает особый преподавательский состав.

Если абитуриент собирается попасть в высшее учебное заведение, то он должен определить удобную для себя форму обучения. Образовательные учреждения имеют также свои ступени, структуры, филиалы и кафедры для иностранных студентов. Как правило, престижный институт располагает широким книжным хранилищем. Государственный институт имеет широкий спектр образовательных программ и научно-исследовательской работы, внутри заведения можно переводиться с одного отделения на другое.

Если абитуриент на 100% уверен в факультете, считает, что выбранная профессия ему подходит, и его мнение не изменится через 5 лет, тогда можно поступить в университет или институт. Но в любом случае нет гарантии, что выпускнику не придется работать в тех местах, где он не планировал, а также не по своей специальности. Чтобы работа человека, окончившего вуз в России, не разочаровала его, нужно отдавать предпочтение востребованным во все времена специальностям.

Высшее образование

Высшее образование дает возможность выбрать хорошее место работы. Например, если обучение происходило на педагогическом факультете университета, то студент будет преподавателем определённого предмета, но не сможет занимать другие должности.

Если же обучение было на таком же факультете, но уже в институте, тогда можно работать не только преподавателем, но и быть экспертом в той области, в которой есть специализация. Специалист по психологии может быть не только учителем, но и психологом в крупной компании.

Теперь стоит сравнить заработную плату эксперта с институтским дипломом (например, психолога) на большом предприятии и учителя, окончившего университет. Поскольку уровень оплаты в Российской Федерации различен, у выпускника есть возможность получать 40 тыс. р. в крупной компании и максимум 12 тыс. р. в школе. Возрастание в доходах очевидно. Теперь становятся понятны различия между вузами.

Что такое магистратура

Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.

Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).

Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.

Магистратура может быть использована в качестве:

  • повышения квалификации специалиста;
  • продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
  • освоения новой профессии.

В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек

Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно

Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.

Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:

  • стипендия;
  • всевозможные льготы по студенческому билету;
  • проживание в общежитии;
  • участие в жизни университета.

Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.

Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр

Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.

Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:

  • дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
  • позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
  • интересная программа обучения;
  • позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
  • дает возможность проявить себя в качестве ученого;
  • после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
  • можно пройти практику в качестве преподавателя;
  • диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:

  • ведут исследовательские проекты;
  • приобретают аналитические умения;
  • осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).

Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.

Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педагогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Профессор

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Откуда взялся исследовательский университет

Еще одна проблема, давно набившая оскомину историкам, — появление так называемого исследовательского или «классического» университета, которое с начала ХХ века было принято ассоциировать с Вильгельмом фон Гумбольдтом и открытым при его участии Берлинским университетом. Согласно распространенному заблуждению, этот университет стал первым в мире местом, где исследовательское творчество стало неотъемлемым элементом образования, то есть где студенты не только ходили на занятия и сдавали экзамены, но и ставили эксперименты, производили вычисления, выращивали растения и наблюдали за звездами, иначе говоря, усваивали готовое знание и вместе с тем создавали новое. Тем самым Берлинский университет рассматривался как «историческое чудо» — начало новой эпохи в высшем образовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector