Кто такой фронтенд-разработчик и как им стать, если нет образования

Как стать frontend-разработчиком? Что нужно знать и уметь?

Ниже находится пошаговая инструкция, как стать frontend-программистом с нуля и что нужно знать для работы в этой сфере:

  1. Освоить HTML и CSS. HTML – это язык разметки веб-документов. CSS – каскадные таблицы стилей. Они управляют оформлением различных элементов на страницах (например, размером шрифтов).
  2. Изучить JavaScript – основной язык, который нужно знать frontend-программисту. Существуют различные библиотеки готовых скриптов, написанных на JavaScript. Их тоже лучше изучить, чтобы пользоваться ими и ускорять свою работу. Пример такой библиотеки – jQuery.
  3. Изучить методологию верстки, например, БЭМ от Яндекса. Методология помогает создавать веб-приложения по определенным принципам, которые помогают разбираться в чужом коде и в своем тоже по прошествии какого-то времени.
  4. Изучить фреймворки, в частности, Bootstrap. Фреймворк – это набор неких готовых решений, на базе которых можно создавать веб-сайты быстрее, чем при написании кода с нуля.
  5. Освоить кроссбраузерную верстку и научиться создавать страницы, которые одинаково выглядят в разных браузерах.
  6. Изучить адаптивный дизайн, т.е. дизайн, который подстраивается под размеры экрана пользователя. Таким образом сайт приемлемо выглядит на разных устройствах (компьютер, планшет, смартфон).
  7. Не лишним будет освоить языки серверного программирования на базовом уровне. Например, язык PHP – один из самых популярных в среде веб.
  8. Изучить Git и научиться работать с системами контроля версий.

Как видим, программа обучения frontend-программиста весьма обширна и включает множество навыков и умений.

Backend-разработчик

Чем занимается?

Backend-разработчик решает самые разные задачи, начиная от создания каркаса будущего приложения, заканчивая специфическими бизнес-задачами. Например, в банке такой специалист будет анализировать платежи с банковских терминалов и проверять их корректности для предотвращения краж. Еще он проектирует системы хранения и обеспечивает быстроту обмена данными, контролирует их чистоту и корректность доступа к ним. Помимо этого, backend-разработчик пишет системы для автоматического тестирования и проверяет, корректно ли работает программа.

Технический стек

Backend-части часто пишут на PHP, JavaScript и Go; для больших приложений, например банковских, используется Java. У каждого языка, как и любого инструмента, своя область применения. Backend-разработчики активно используют фреймворки — каркасы приложений, в которых фундаментальный функционал уже оптимизирован, это позволяет сосредоточиться на более конкретных задачах.

Рабочий день

Рабочий день backend-разработчика зависит от места работы. В компаниях, занимающихся разработкой собственного продукта, более размеренный ритм, в котором есть пара больших сессий написания кода в день (по 2–3 часа), короткие встречи для синхронизации с командой, обсуждение архитектурных вопросов. У заказной разработки график более рваный: нужно общаться с заказчиками, быстро вносить правки и участвовать во встречах.

Тоже интересно: Чем занимается backend-разработчик в компании, которая делает игры?

Карьерный рост

Карьера начинается с позиции джуниор-разработчика. В течение испытательного срока он изучает процессы разработки, общается с командой и очень много работает. Первые полгода-год джуниор набирается опыта. Если за это время до конца было доведено много задач, багов было немного, а производительность сравнима с более опытными коллегами, можно просить о повышении.

Дальнейший рост может быть разным, как ветки прокачки в компьютерных играх: если вы прокачиваете технические навыки (hard skills), можно вырасти до уровня архитектора. Если вы чувствуете тягу к построению процессов, можно освоить методологии управления Scrum или Agile и обучать команды. Если есть уклон в классический менеджмент, можно вырасти до тимлидов и CTO (Chief Technical Officer, технический директор): в этой области нужно уметь организовывать и строить процессы, а также не бояться общаться с заказчиками.

Личные качества

Ответственность: на плечах такого специалиста лежит очень многое. Но самое главное качество программиста — научиться думать абстракциями. Если человек не может перейти с материального уровня на уровень функций, объектов, паттернов, то ему будет сложновато.

Александр Пряхин, работает в IT-менеджменте, до этого — backend-разработчик на PHP и Java: «Моя профессия нравится мне динамикой. То, что вчера казалось фантастикой, сегодня – реальность. Посмотрите, как Тони Старк в фильме „Железный человек“ 2010 года с телефона показывает видео на телевизоре. Сейчас это обыденность. Программисты создают экосистемы, цифровые миры, высокопроизводительные системы. Разве это не круто?»

Курс

Backend-разработчик

Освойте с нуля программирование на Go и бэкенд-разработку высоконагруженных приложений и станьте незаменимым специалистом. Дополнительная скидка 5% по промокоду BLOG.

Узнать больше

Эксперимент 1

В нашем первом эксперименте мы будем использовать CodePen. CodePen это площадка для фронтенда (“песочница”), где вы можете писать HTML и CSS код без создания файлов на вашем компьютере. Там так же есть функция живого предпросмотра, которая обновляется сразу после сохранения кода.

Используя CodePen, вы убиваете двух зайцев сразу. С одной стороны вы практикуете HTML и CSS. C другой стороны вы создаете основу для портфолио с иллюстрациями вашего прогресса. Мы так же будем использовать Dribbble, который полон вдохновляющего дизайна.

Идите на Dribbble и найдите дизайн, код для которого вы сможете написать за пару часов. Я выбрал несколько примеров, с которых вы можете начать: , , , и . Я выбирал дизайны, ориентированные в первую очередь на мобильную разработку, потому что они менее сложны, чем их аналоги для обычных экранов. Тем не менее вы вольны выбрать вариант для десктопов.

Когда вы определились с дизайном, идите и попробуйте сверстать его на CodePen. Если вы застряли, помните что StackOverflow (англ.) ваш друг. Другой полезной практикой будет пойти на такие сайты, как Medium, AirBnB и Dropbox и при помощи инструментов разработчика (англ.) посмотреть как реализована разметка и стили. Так же взгляните на некоторые примеры на CodePen. Я прикрепляю несколько хороших ссылок:

  • Меню приложения
  • Виджет Twitter
  • Простое плоское меню

Не стоит расстраиваться если ваша копия будет отличатся от оригинала. Продолжайте практиковаться с разными дизайнами и со временем вы заметите существенные улучшения.

Если у вас нет за плечами опыта в дизайне, вероятнее всего, ваш дизайнерский глазомер не настроен. Фронтенд-разработчик с хорошим дизайнерским чутьем будет в состоянии отличить хороший дизайн и сверстать его идеально. Я написал статью несколько недель назад о том, как (рус.).

Серверная MVC a.k.a. Модель 2

Первой известной реализацией серверной MVC является Модель 2 от Sun Microsystems для веб-приложений на Java.

Этот MVC очень похож на классический MVC, но появляются дополнительные сложности, связанные с тем, что время цикла потока данных увеличивается экспоненциально, когда данные пересекают границы клиента и сервера

Некоторые вещи, на которые стоит обратить внимание:

  • Десктопный MVC имеет два цикла данных (Data cycles), а веб-MVC — три цикла данных.
  • Есть два цикла Представления (View cycles). Первый — это цикл Представления клиента, такой как событие прокрутки, ввод с клавиатуры и т.д. Второй — цикл Представления сервера, такой как обновление страницы, активация гиперссылки и т.д.
  • Наконец, у нас есть цикл модели (Model cycle), который имеет дополнительную сложность по времени, поскольку он пересекает границу клиент-сервер.
  • Front Controller: компонент, обычно предоставляемый базовым технологическим стеком для обработки отправки HTTP-запросов. Например, контейнер сервлетов в веб-приложениях Java, IHttpHandler в классе ASP.NET или HTTP.Server в Node.js.

Считается, что сегодня SSR (Server Side Rendering) — рендеринг на стороне сервера означает совершенно другую концепцию. Однако это не совсем так. Поскольку весь HTML/контент создается сервером, а клиентский код JavaScript не используется, веб-приложения, полностью созданные с использованием серверной MVC, все еще рассматриваются как SSR.

Общий монорепозиторий. Hold

Будем считать, что общий монорепозиторий — это глобальный репозиторий уровня компании или направления. Группы людей, работающие в таком репозитории, практически не связаны общими целями и могут иметь разные процессы.

С другой стороны — репозиторий уровня команды, где все участники репозитория объединены общими целями, имеют единые процессы, бизнес-контекст. В таком репозитории может находиться код нескольких приложений или пакетов, если над ними работает одна команда. Формально репозиторий останется моно, но меньшего масштаба. Все внешние зависимости, например core-код-компании, должны подключаться через пакетные менеджеры с версионированием.

Из плюсов глобальных репозиториев — возможность быстрее внедрять сквозные изменения, затрагивающие все команды. Из минусов — вероятна сложная модель ветвления, риск получить сильно связанный код, конфликты кода от разных команд.

Если у вас нет планов использовать глобальный монорепозиторий, то ограничьтесь репозиториями уровня одной команды и разделяйте репозиторий, когда текущая команда растет. В других случаях инвестируйте в инфраструктуру и инструментарий вокруг репозитория, чтобы поддерживать работу с глобальным репозиторием на эффективном уровне.

Предыстория

BILLmanager появился как раз в те времена, когда не было жёсткого разделения по направлениям. Он имел согласованную архитектуру, умел управлять поведением пользователя и его даже можно было расширять плагинами. Шло время, команда развивала продукт, и вроде всё было хорошо, но стали наблюдаться странные явления. К примеру, когда программист занимался бизнес-логикой, он начинал плохо верстать формы, делал их неудобными и сложными для восприятия. Или добавление, казалось бы, простой функциональности отнимало несколько недель: архитектурно модули были жёстко связаны, поэтому при изменении одного приходилось корректировать другой.

Про удобство, эргономику и глобальное развитие продукта вообще можно было забыть, когда приложение падало с неизвестной ошибкой. Если раньше программист успевал делать работу в разных направлениях, то с ростом продукта и требований к нему это стало невозможно. Разработчик видел картину в целом и понимал, что если функция не будет правильно и стабильно работать, то формочки, кнопочки, тесты и продвижение не помогут. Поэтому откладывал всё и садился за исправление злосчастной ошибки. Совершал свой маленький подвиг, который оставался никем не оценённым (сил на правильную подачу клиенту уже просто не было), но функция начинала работать. Собственно, чтобы эти маленькие подвиги доходили до клиентов, в команде и появились люди, ответственные за разные направления: фронтенд и бэкенд, тестирование, дизайн, поддержку, продвижение.

Но это было только первым шагом. Команда изменилась, а архитектура продукта осталась технически сильно связанной. Из-за этого не получалось развивать приложение требуемыми темпами, при изменении интерфейса приходилось менять логику бэкенда, хотя структура самих данных часто оставалась неизменной. Со всем этим надо было что-то делать.

Inner source. Assess

Если вы нацелены на ускорение поставки, распространение владения кодовой базы и межкомандное сотрудничество, то подход Inner Source может быть вам интересен.

Inner Source — это как Open Source, только внутри компании, который позволяет уменьшить зависимость от смежных команд разработки, что должно привести к ускорению выполнения задач.

Разберем на примере. Допустим, у вас есть две команды и первая команда хочет доработку от второй. Команда 1 приходит к команде 2, добавляет свою задачу в очередь бэклога и получает блокирующую зависимость в исполнении своего проекта. В случае с Inner Source все репозитории открыты внутрь компании. В таком подходе команда 1 может сделать pull request в целевую систему, а владелец системы — команда 2 — эти изменения проверит и вольет в основную ветку. Выходит, что первая команда получит свою доработку быстрее за счет использования собственного ресурса, чем если бы ждала, своей очереди в бэклоге другой команды.

Чтобы Inner Source работал, недостаточно просто открыть все репозитории — важно применять общие стандарты, такие как хорошая документация, понятный и прозрачный процесс контрибьютинга, качественная инфраструктура для развертывания изменений. Эта практика может положительно повлиять на мотивацию вашей команды, благодаря возможности влиять на любую систему компании, а также улучшить горизонтальные связи — допустим, между всеми фронтенд-разработчиками компании

Эта практика может положительно повлиять на мотивацию вашей команды, благодаря возможности влиять на любую систему компании, а также улучшить горизонтальные связи — допустим, между всеми фронтенд-разработчиками компании.

Подробней ознакомиться с Inner Source можно на сайте комьюнити Inner Source.

Что нужно знать и уметь

Фронтенд-специалист – это человек, который знает основы работы по нескольким направлениям. Например, знает как минимум на начальном уровне веб-дизайн и обязанности верстальщика.

Ему нужно всегда прокачивать свои навыки и следить за изменениями в требованиях к клиентской части сайтов, интерфейсу гаджетов, быть осведомленным по части актуальных новостей.

Профессиональные навыки frontend-разработчика:

  • знать и понимать основы верстки и ее методологий;
  • создавать одинаковые страницы во всех браузерах и в разных устройствах;
  • должен уметь работать с HTML и CSS;
  • разбираться во фреймворках – наборе готовых решений, которые помогают создавать интернет-сервисы быстрее;
  • иметь знания и навыки работы в JavaScript;
  • знать английский язык на уровне Intermediate и выше;
  • иметь представление о начальных этапах работы с адаптивным дизайном;
  • знать, что такое язык серверного программирования, и уметь с ним работать;
  • изучить Git – систему для отслеживания и контроля изменений в версиях файлов.

Личностные характеристики:

  • аналитическое мышление;
  • ответственность;
  • коммуникабельность и умение общаться с разноплановыми специалистами;
  • креативный подход к работе;
  • аккуратность;
  • трудолюбие;
  • способность доносить свои идеи и мысли в устной и письменной формах;
  • умение находить решения проблем;
  • внимательность;
  • соблюдение сроков работы;
  • объективная оценка своих возможностей;
  • целеустремленность;
  • постоянное развитие в сфере IT-технологий, быстрое освоение новых инструментов и сервисов.

Основные инструменты для работы

Frontend-разработчик – это не самая легкая должность. И универсальные инструменты будут упрощать работу специалиста и станут для него незаменимым помощником.

Они позволят ему автоматически выполнять сложную и повторяющуюся работу, увеличат производительность труда.

  1. HTML мы уже затрагивали. Простыми словами это машинный язык для общения с поисковыми системами.
  2. CSS – это язык, на котором описывается внешний вид элементов на веб-страницах.
  3. JavaScript – язык программирования, на котором написаны библиотеки готовых приложений (скриптов). Он является самым важным для frontend-разработчиков.
  4. jQuery – библиотека, которая нужна для создания анимационных деталей и форм онлайн-заявок.
  5. Photoshop – используется для разделения макетов, присланных веб-дизайнером, на составные части.
  6. Шаблонизаторы – позволяют использовать данные для создания конечных html-страниц в динамическом режиме.

API

Интерфейс доступа к функциям на сервере существовал и в нашем начальном приложении, но для потребителя выглядел хаотично. При разделении фронтенда и бэкенда нужно было больше определённости.

Цели для нового API сформировались из ежедневных трудностей в реализации новых продуктовых и дизайнерских идей. Нам были нужны:

  1. Слабая связанность компонентов системы, чтобы бэкенд и фронтенд можно было развивать параллельно.
  2. Высокая масштабируемость, чтобы новый API не мешал наращивать функциональность.
  3. Стабильность и согласованность.

Поиск решения для API начали не с бэкенда, как это обычно принято, а, наоборот — подумали, что нужно пользователям.

Наиболее распространены разного рода REST API. В последние годы к ним добавляют описательные модели через инструменты типа swagger, но нужно понимать, что это тот же REST. И, по сути, его главный плюс и в то же время минус — это правила, которые носят исключительно описательный характер. То есть никто не запрещает создателю такого API отклоняться от постулатов REST при реализации отдельных частей.

Другим распространённым решением является GraphQL. Он тоже не идеален, но в отличие от REST, GraphQL API — это не просто описательная модель, а настоящие правила.

Выше я говорил про систему, которая должна была согласовывать работу фронтенда и бэкенда. Прослойка (interlayer) — это именно тот промежуточный уровень. Рассмотрев возможные варианты работы с сервером, мы остановились на GraphQL в качестве API для фронтенда. Но, так как бэкенд написан на C++, то реализация GraphQL-сервера оказалась нетривиальной задачей. Не буду здесь описывать все возникшие сложности и ухищрения, на которые мы шли, чтобы их преодолеть, реального результата это не принесло. Посмотрели на проблему с другой стороны и решили, что простота — залог успеха. Поэтому остановились на проверенных решениях: отдельный Node.js сервер с Express.js и Apollo Server.

Далее нужно было решить, как обращаться к API бэкенда. Сначала смотрели в сторону поднятия REST API, потом пробовали использовать аддоны на C++ для Node.js. В итоге поняли, что это всё нам не подходит, и после подробного анализа для бэкенда выбрали API на базе gRPC-сервисов.

Собрав воедино полученный опыт использования C++, TypeScript, GraphQL и gRPC, мы получили архитектуру приложения, позволяющую гибко развивать бэкенд и фронтенд, продолжая при этом создавать единый программный продукт.

Получилась схема, где фронтенд общается с промежуточным сервером с помощью GraphQL-запросов (знает, что спросить и что получит в ответ). GraphQL-сервер в резолверах вызывает API функции gRPC-сервера, при этом для связи они используют Protobuf-схемы. API-сервер на базе gRPC знает, у какого микросервиса взять данные, или кому передать полученный запрос. Сами микросервисы при этом тоже построены на gRPC, что обеспечивает скорость обработки запросов, типизацию данных и возможность использования различных языков программирования для их разработки.

Общая схема работы после изменения архитектуры

Есть у этого подхода и ряд минусов, основным из них является дополнительная работа по настройке и согласованию схем, а также написанию вспомогательных функций. Но эти затраты окупятся, когда пользователей API станет больше.

Сколько зарабатывает

Заработок frontend-разработчика напрямую зависит от уровня его навыка и опыта. Залогом большей заработной платы может стать участие в крупных интернет-проектах. Иногда полезно просто поучаствовать в большой разработке, чтобы получить опыт.

Зарплата согласно данным сети и крупных агрегатов по поиску работы:

  1. С малым опытом работы (без опыта): от 40 000 до 60 000 рублей. Обычно это стажерские вакансии. Специалисты работают как удаленно, так и в офисе.
  2. Со стажем: от 80 000 до 120 000 рублей. Крупные веб-студии, частные компании и digital-агентства.
  3. Со стажем и кейсами (участием в проектах): от 100 000 до 180 000 рублей. Большие проекты. Чаще – разовые работы. Иногда можно встретить вакансии старшего фронтенд-разработчика – главного специалиста в команде крупной компании.

Уровень заработной платы взят усреднено. Он соответствует ставке в федеральных центрах, столицах. В небольших городах заработная плата может составлять и 30 000 рублей. В этом случае лучше полностью переходить в online и работать как фрилансер.

Зарплата frontend-разработчика в России по данным сайта trud.com

Инструменты

Для того, чтобы войти в профессию, необходимо освоить три инструмента:

  1. HTML — язык разметки документов. С его помощью создается структура страницы: заголовки, подзаголовки, абзацы, списки и т.д.
  2. CSS — язык описания внешнего вида страницы. Благодаря ему структура обретает конкретный дизайн: цвета, шрифты, расположение элементов.
  3. JavaScript — самый популярный язык программирования (по данным Stack Overflow). Позволяет реагировать на действия пользователей, то есть делает страницы интерактивными. Например, если вы навели курсор на иконку, и она подсветилась, это произошло благодаря JavaScript. Также способствует отправке данных на сервер (например, когда вы ввели логин и пароль, чтобы авторизоваться на сайте).

Знание трех языков станет базой для будущего фронтендера. Но это, конечно, еще не все. Понадобится освоить другие инструменты. Какие именно, будет зависеть от проекта.

Например, метаязыки SASS и LESS ускоряют процесс создания CSS-кода, он получается быстрым, валидным. PUG делает то же самое для HTML-кода.

Flexbox (один из модулей CSS) позволяет управлять размером, расположением элементов, выравнивать их по нескольким осям, распределять свободное место между элементами и т.д.

JavaScript-библиотеки, например JQuery, сокращают коды, могут сделать из длинного однострочный. На JQuery разработано множество популярных динамических эффектов, которые удобно подключать к проекту. Также популярна библиотека Redux.

Могут пригодиться фреймворки — наборы из нескольких библиотек, также призванные ускорять разработку сайтов. Angular и Vue.js — JavaScript-фреймворки, которые применяют чаще других.

Владение системой контроля версий Git дает возможность отслеживать изменения в файлах и вести один проект совместно с коллегами.

Node.js — программная платформа, которая позволяет работать с JavaScript вне браузера. Владение Node.js приближает фронтендера к бэкенд-разработчикам. А знакомство с языками PHP и Python не только облегчит работу в команде, но и поспособствует становлению фулстэком.

Какие еще скилы помогут погрузиться в профессию и чувствовать себя в ней комфортно?

  • Математические знания: структуры данных, алгоритмы, переменные и функции + развитое абстрактное мышление.

  • Английский язык, чтобы не переводить спецификацию в Google Translate, общаться с коллегами и заказчиками (если попадете в иностранную компанию), заниматься самообразованием.

  • Коммуникабельность и умение работать в команде. Фронтенд-разработчик — это не соло-специальность, ему необходимо регулярно контактировать с бэкендерами, дизайнерами, тестировщиками. Желательно, чтобы общение было конструктивным и приятным. 🙂

В целом фронтендер — конечно, технарь, но не без тяги к прекрасному, ведь его работа не только про функциональность, но и про дизайн.

Кайл Симпсон: cерия книг «Вы не знаете Javascript»

Флэнаган дал нам большой и подробный справочник, который стоит читать тогда, когда вы только вливаетесь, или когда вы решили перед собеседованием повторить «всё» что связано с js. Но что если вам нужен один раздел, или нужен какой-то срез по разделу в виде основных тезисов. На помощь приходит Кайл Симпсон.

Информации о Кайле очень много даже в рунете. Человек принимает активное участие в open source, выступает на конференциях, пишет книги. Нас же интересует 6 его книг:

  1. Scope & Closures

  2. ES6 & Beyond

  3. Async & Performance

  4. Up & Going

  5. Types & Grammar

  6. this & Object Prototypes

Из названий сразу ясно какая тема рассматривается в каждой книге. Книги оформлены очень грамотно, важные тезисы выделяются в отдельные блоки, есть дополнительная информация. Например, в книге Async & Performance в первой главе описываются принципы асинхронного программирования в целом, рассказывается о таких понятиях как шлюз, потоки и т.д.

Все книги серии написаны в одном стиле, на рынке они в одном оформлении и при покупке вы точно не ошибетесь — вам будет интересно их читать.

Система сеток и отзывчивость

Сетки в CSS это структура, позволяющая вам “укладывать” элементы горизонтально и вертикально.

Такие фреймворки, как Bootstrap, Skeleton и Foundation предусматривают стили, управляющие строками и колонками в раскладке. В то время как фреймворки, безусловно, полезны, стоит понимать саму суть работы сеток. Прекрасные обзоры на эту тему: Понимание CSS сеток (англ.) и Don’t Overthink Grids (англ.).

Одна из главных возможностей, которую дают сетки, это обеспечение отзывчивости вашего сайта. Отзывчивость (responsiveness) означает, что сайт изменяет свои размеры в зависимости от ширины окна браузера. Долгое время отзывчивость достигалась при помощи медиавыражений в CSS (рус.): правил, срабатывающих только при определенных размерах экрана.

Где пройти обучение на frontend-разработчика

Для тех, кто хочет освоить профессию с нуля, существует много различных учебных программ, которые позволяют освоить новую профессию в относительно небольшой срок и без отрыва от основной работы. Предлагаю познакомиться с лучшими, на мой взгляд, онлайн-курсами на сегодняшний день:

1. «Профессия frontend-разработчик» от SkillFactory

SkillFactory – онлайн-портал дополнительного образования в сфере IT. Партнер компании Mail.ru и участник проекта Сколково.

  • Чему научитесь: разрабатывать интерактивные веб-сайты и приложения на JavaScript и HTML, адаптивные веб-сайты с использованием CSS и Flexbox; делать веб-верстку; изучите архитектуру приложений и бекенд.
  • Формат обучения: теоретические уроки и практические тренажеры; живые вебинары.
  • Длительность: 7 месяцев.
  • Преимущества курса: обучение в удобное время; пять проектов на JavaScript (сайт-визитка, верстка лендинга по макету; слайдер на JavaScript; канбан-доска на React; клиентская часть веб-приложения на сервисе проката велосипедов); именной сертификат о профессиональной подготовке; возможно обучение за счет работодателя.
  • Кому подойдет: новичкам и программистам.
  • Стоимость: от 42 500 рублей.

2. «Профессия frontend-разработчик с нуля» от Нетологии

Нетология – онлайн-университет удаленных профессий по разным направлениям (дизайн, маркетинг, управление, IT). На рынке более 10 лет. Участник Skolkovo.

3. «Профессия frontend-разработчик» от SkillBox

SkillBox – онлайн-университет удаленных профессий, резидент государственной программы Сколково.

  • Чему научитесь: верстать веб-страницы, создавать веб-приложения на React.js или Vue.js, работать с JavaScript и его фреймворками; применять основные алгоритмы и структуры данных; работать в Photoshop и Figma.
  • Формат обучения: 18 тематических курсов – 130 модулей и 700 уроков; практические видео уроки, домашние задания, проверка и работа с преподавателями, защита диплома.
  • Длительность: 12 месяцев.
  • Преимущества: доступ к материалам курса навсегда; помощь с устройством на работу; отсрочка платежа до 3 месяцев.
  • Кому подойдет: новичкам и начинающим программистам.
  • Стоимость: от 4 745 рублей в месяц сроком до 1 года; полная цена около 100 тысяч рублей.

Будущее бэкендера

  • Стандартный путь внутри своего стека: junior с односложными задачами и запросами, middle с глубокими навыками программирования и отличным владением стеком, senior с проектированием, архитектурами, высокими нагрузками и прочим кубернетесом, team lead с управленческими навыками т.д. Это хороший корпоративный путь, внутри которого можно менять компании, проекты, отрасли, расти и быть востребованным.
  • Переход на другой стек и выход из веба: нередко именно бэкенд-разработчики осваивают Java, С/С++ и уходят в «кровавый энтерпрайз», десктопные приложения, разработку средств разработки, нейросети, компьютерное зрение и т.д. Действительно, бэкендеру проще осваивать эти трудные технологии и ЯП.
  • Переход в фуллстек-разработку: бэкендер ближе к фуллстеку и совершить такую трансформацию можно совершенно незаметно.
  • Переход в DevOps, DevSecOps, информационную безопасность — когда знаешь веб-приложения изнутри как свои пять пальцев, этот путь оказывается логичным и весьма доходным.
  • Переход на менеджерские позиции, если есть желание и склонность к управленческим задачам. 
  • Фриланс и своё программное агентство — для смелых и в меру азартных ребят. Можно неплохо зарабатывать на аутсорс-разработке (особенно если идти в сторону фуллстек-разработки).

Чем занимаются бэкенд-разработчики

Бэкенд-разработчик формирует и создаёт модели хранения и управления данными в базах данных. Также он разрабатывает функциональность, с помощью которой другие системы могут взаимодействовать с данными приложения: получать, изменять, добавлять и удалять их. Он обеспечивает устойчивую работу этих систем в разных ситуациях, например, при нагрузках или непредвиденном поведении сторонних приложений. 

Сформировать единые требования к знаниям бэкендера сложнее, ведь бэкенд может быть написан на разных языках. Самые распространённые — Python, Java, Go, Rust, C++, Ruby, PHP, JavaScript и TypeScript (технология NodeJS).

Для каждого из языков есть свои фреймворки: в Python это Django, в Java — Spring, в Ruby — Ruby on Rails, а в JavaScript — Express. Их тоже нужно знать. Кроме того, специалисту нужен опыт работы как минимум с одной реляционной (Postgress, MySQL) и с одной нереляционной базой данных (MongoDB, Redis). 

Базы данных (БД) — это специальные программы, предназначенные для организации, хранения и управления информацией. В реляционных БД данные хранятся в форме таблиц, а в нереляционных — нет.

Для написания запросов к реляционным базам данных используют язык SQL. Ядро SQL описывает ключевые операции, которые не зависят от конкретной БД, что делает SQL универсальным. Для нереляционных БД нет универсального языка запросов. 

На практике для работы с базами данных используют специальные инструменты: ORM для реляционных БД и ODM — для нереляционных. Они позволяют обрабатывать  информацию в формате привычных для разработчиков объектов — например, списков. Кроме того, у таких инструментов есть удобный интерфейс для базовых операций: создания, чтения, обновления и удаления данных.

Типичная задача младшего бэкенд-разработчика выглядит так. Предположим, что бэкенд проекта написан на Python и фреймворке Django. На сайте, который поддерживает компания, решили создать блог со статьями. Там уже есть другие разделы, а блог — новый. В нём должно быть несколько категорий статей: новости компании, обновления продуктов и спецпроекты. Когда администратор сайта создает статью, он должен выбрать для нее одну из категорий: то есть каждый материал должен быть привязан к своей категории. В базе данных должны храниться сами статьи, возможные категории и связи между ними. А ещё всё должно управляться из админ-панели сайта. 

from django.db import models

# Категории статей 

class ArticleCategory(models.Model): 
  category = models.CharField(max_length=255, verbose_name='Категория') 
  class Meta: 
    verbose_name = 'Категория статей' 
    verbose_name_plural = 'Категории статей' 
 
  def __str__(self): 
    return self.category 

# Сама статья 

class Article(models.Model): 
  link_category = models.ForeignKey('ArticleCategory', on_delete=models.CASCADE,   verbose_name='Категория') 
  title = models.CharField(max_length=255, blank=True, verbose_name='Заголовок') 
  text = models.TextField(blank=True, verbose_name='Текст') 
  date = models.DateField(blank=True, null=True, verbose_name='Дата публикации') 
  authors = models.CharField(max_length=500, blank=True, null=True, verbose_name='Авторы') 

  class Meta: 
    verbose_name = 'Статья' 
    verbose_name_plural = 'Статьи' 

  def __str__(self): 
    return self.title

Чтобы решить эту задачу, в файле models.ру мы создаём модели данных для категорий статей и самих материалов. Сначала описываем встроенными инструментам Django, какие поля будут в каждой модели. Затем через ForeignKey выстраиваем связь между статьями и категориями. Также задаем вспомогательные настройки: максимальную длину строк, обязательность или необязательность полей, описываем, как эта конструкция будет отображаться на русском языке в админке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector