Формы урока: что это и какие они бывают

Содержание:

Роль и значение дополнительного образования

Ошибочно думать, что организации, предоставляющие услуги дополнительного обучения, выполняют только образовательные функции. Помимо всего прочего они отвечают за:

  • духовное, патриотическое и трудовое воспитание детей;

  • профессиональную ориентацию подростков;
  • развитие детского творческого потенциала;
  • организацию детского досуга;
  • повышение квалификации, переподготовку и стажировку специалистов;
  • получение новых знаний и развитие профессиональных навыков в определенной сфере всех категорий населения.

На данный момент дополнительное образование в России можно получить в таких формах обучения как:

  • очная (дневной, вечерний формат или школа выходного дня);
  • дистанционная;
  • заочная.

Ну а теперь давайте вернемся к основной теме нашей статьи и перечислим наиболее востребованные сегодня в нашей стране формы дополнительного обучения.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам.
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля.

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

«Формы контроля на учебных занятиях в учреждениях дополнительного образования»

Основные задачи форм обучения

В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.  

Обучающая. В ее основе лежит принцип передачи и получения знаний. В этом заключается главная суть любого ученого процесса. Теоретические знания, практическое применение должно быть донесено до ученика и усвоено им.

Воспитательная. Помимо получения знаний в процессе обучения вложены воспитательные моменты. Ученик учится себя вести в коллективе, наедине с учителем, ощущает себя частью социума. В процессе обучения происходит выявление интересов ученика и его наклонностей, формирование личности.

Развивающая. Задача направлена на развитие умений, навыков, применения полученных знаний на практике и в реальной жизни. Ученик развивает собственные способности, учится формулировать мысли, задавать вопросы и искать на них ответы.

Психологическая. Помогает развивать характер, выявлять темперамент и действовать в соответствии с ним

Ученик учится усердию, вырабатывает стремление доводить начатое до конца, взаимодействовать с учителем и другими учащимися, разрешать конфликты и грамотно выходить из сложных ситуаций.   

Координирующая. Задача направлена на указание и определение порядка действий, важности и необходимости их выполнения. Учитель направляет деятельность ученика в нужное русло, тем самым способствуя достижению лучших результатов обучения

Стимулирующая. Функция позволяет не утратить интереса к учебе, наоборот, увидеть значимость обучения и ее необходимость

Стимулирование может производиться любыми результативными методами: хорошие оценки, подарки поощрения в виде экскурсий, поездок, участий в конференциях и т.д.

Практическое занятие в вузе: что это такое

Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.

Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.

Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.

Как получить ДПО?

Выбирая организацию и программу обучения, следует ориентироваться на несколько вещей:

  1. стоимость;

  2. длительность обучения (краткосрочные или долгосрочные курсы профпереподготовки);

  3. вид документов, которые будут выдаваться по окончании курсов;

  4. наличие у образовательной организации лицензии от Рособрнадзора.

От этого во многом зависит качество и полезность получаемых знаний и навыков.

Для поступления требуется комплект документов:

  • заверенная у нотариуса копия паспорта;

  • заверенная копия документа о получении высшего или среднеспециального образования;

  • заверенная копия трудовой книжки (если вам их выдавали на другую фамилию – например, она изменилась после свадьбы, – надо приложить копию документа об ее смене);

  • копия студбилета или справка из деканата для студентов.

Если обучающая организация расположена в вашем городе, следует уточнить список необходимых документов, подать их и произвести оплату лучше прямо в офисе. В остальных случаях удобнее воспользоваться формой, размещенной на сайте учреждения, – с вами свяжутся, ответят на интересующие вопросы и вышлют квитанцию или реквизиты.

Документ о получении ДПО выдается после итогового испытания – это устный или письменный экзамен, либо тестирование.

Основные виды

К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.

Индивидуальная

Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.

Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.    

Групповая

Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.

Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.

Фронтальная

Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.

Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.

Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.

Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.

Как пример, некоторые школы практикуют «математические», «биологические» классы, классы с углубленным изучением иностранного языка.

Чем ДПО отличается от второго высшего образования?

Многие работники задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием? Отличия есть, и весьма существенные. При этом нет однозначного ответа, какое из двух видов образования лучше.

Период обучения

Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях – не более чем за 100 часов.

Стоимость

ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом возможно получение доп. образования дистанционно. Этим оно немного напоминает классическую «заочку».

Приближенность к практике

Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.

Интенсивность

Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты в своей области.

Структура дополнительного занятия. Ошибки допущенные в начале урока

Все формы организации учебного занятия в дополнительном образовании имеют общую структуру. Урок представляет собой модель деятельности педагога и детей. Занятие любого типа содержит в себе последовательность следующих этапов:

  • организация начала урока, постановка задач, а также сообщение плана и темы занятия;
  • проверка знаний, полученных на предыдущем уроке;
  • ознакомление с новой темой.

Неопытные педагоги нередко совершают ошибки на первом этапе занятия. Одна из них — несовпадение установок. В таком случае педагог тщательно готовится к своему уроку, изучает формы проведения занятий в дополнительном образовании, но придя в аудиторию, обнаруживает, что ученики относятся к нему без интереса и разговаривают между собой. Преподаватель начинает нервничать и становится раздраженным. Ученики теряют интерес к занятию.

Еще одна распространенная ошибка неопытных педагогов — отсутствие контакта. В данном случае преподаватель действует автономно, а именно делает записи в документах, перебирает тетради и монотонно объясняет материал, вместо того, чтобы найти язык с учениками и использовать эффективные формы проведения занятий в дополнительном образовании.

Еще одна часто встречаемая ошибка — негативная установка. В данном случае педагог общается с детьми на повышенных тонах или, наоборот, лебезит перед ними.

Педагог должен тщательно готовиться к предстоящим урокам. Тема и сложность материала подбирается в зависимости от возраста учеников, а также их знаний и умений. Методы преподавания должны быть эффективными и разнообразными.

Бланк самооценки личности

Ф. И. О………………..Дата…………………

n.n.

Качества

N

d

d2

Уступчивость
Смелость
Вспыльчивость
Настойчивость
Нервозность
Терпеливость
Увлекаемость
Пассивность
Холодность
Энтузиазм
Осторожность
Капризность
Медлительность
Нерешительность
Энергичность
Жизнерадостность
Мнительность
Упрямство
Беспечность
Застенчивость

Расчет ведется по формуле: r = 1 — 0,00075 X d2

1-я инструкция: «Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе N бланка слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым; оценку «1» — слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, ни одна оценка не должна повторяться.

Когда выполните 1-е задание, загните левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны».

2-я инструкция: «В графе N справа отметьте оценкой «20» качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой «19» — качество, присущее вам несколько меньше, и т. д.; наконец, оценкой «1» — качество, характерное для вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться».

Завершение работы. Определение самооценки:

1) отогните левую часть бланка;

2) начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа; результат запишите в графе d; возведите его в квадрат и второй результат запишите в графе d2;

3) сложите все значения d2 и запишите внизу полученную сумму;

4) помножьте эту сумму на 0,00075;

5) из единицы вычтите полученное произведение.

В конечном итоге вы определите коэффициент ранговой корреляции r, который может иметь значение от +1 до —1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент корреляции к +1, тем выше самооценка личности.

Вебинар — эффективный метод дополнительного образования

В последнее время особую популярность имеют вебинары. Это связано с тем, что компьютерные технологии уже проникли в сферу дополнительного образования. Вебинар — это разновидность онлайн-занятий. Его проводит лектор, который специализируется на той или иной теме, в режиме реального времени. Вебинары пользуются популярностью не случайно, ведь ученикам не нужно ехать на занятия. Им необходимо всего лишь зайти на определенный сайт в указанное время и день. Чаще всего для того, чтобы стать участником вебинара требуется установить специальное приложение на свой компьютер. Однако посещение наиболее востребованных занятий необходимо оплатить. К преимуществам вебинара можно отнести следующие факторы:

  • интерактивное обучение;
  • существенная экономия времени и денег;
  • эффективность обучения;
  • динамичность подачи учебных материалов.

Вебинары имеют и недостатки. К ним можно отнести следующие факторы:

  • обязательное наличие компьютера и интернета;
  • обучение будет полезно только тем, кто настроен на результат.

Вебинар дистанционно объединяет людей, которые работают в абсолютно разных сферах. Он занимает особое место среди иных форм обучения.

Основные направления

Характеризуя систему дополнительного образования (СДО), В.А. Березина рассматривает важный принцип классификации направлений в дополнительном образовании. Согласно этому принципу, в настоящее время дополнительное образование развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физическая культура и спорт, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение. Однако на практике эти области развивались неравномерно.

Статистика показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. Экологическая, биологическая и туристическая сферы развиты меньше. В сельской местности возможностей для развития дополнительного образования детей гораздо меньше.

Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и пение (50,9%), хореография (30,9%) и прикладное искусство (29,1%), чуть меньше — спорт (25,5%). Наиболее популярными среди мальчиков являются техническое творчество, спорт, музыка и информатика.

В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, более быстрой адаптации в условиях современных рыночных отношений.

В зависимости от вида деятельности существуют следующие творческие объединения дополнительного образования:

Кружок — самая распространенная форма дополнительного образования, представляет собой добровольное объединение детей в зависимости от их творческих интересов и способностей. Основным видом деятельности группы является активное творчество.

Студия — это сплоченный творческий коллектив с общими задачами и ценностями, основанный на совместной творческой деятельности, основной формой которой является коллективное обучение для приобретения определенных навыков и умений.

Ансамбль — это группа детей, которые исполняют отдельные художественные произведения, образуя тем самым совместный творческий исполнительский коллектив. Ансамбль предоставляет возможность для коллективного и индивидуального обучения.

Театр — творческое объединение детей, организованное с целью внедрения различных форм, видов и методов развития творческого потенциала его участников, с целью максимальной реализации.

Оркестр — это объединение детей с различными творческими талантами, которые выражаются в игре на различных музыкальных инструментах. Оркестр — это совместное выступление всех его участников, целью которого является исполнение различных музыкальных произведений.

Класс — в системе дополнительного образования детей, это группа учащихся, как правило, одного возраста, которые занимаются различными видами творческой деятельности совместно под руководством педагога и в рамках соответствующей образовательной программы.

Школа является узкоспециализированным объединением, которое предоставляет специализированное образование, сочетает изучение нескольких смежных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой градуированной системой обучения.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сущность социально-педагогической деятельности
  2. Образовательное пространство в поликультурной среде
  3. Особенности педагогического акта
  4. Организация самостоятельной работы в начальной школе
  5. Понятие, система трудового воспитания
  6. Взгляды и. Песталоцци на применение принципа природосообразности
  7. Возникновение педагогической профессии, её развитие
  8. Система работы по формированию основ словесно-логического мышления у детей с нарушением интеллекта
  9. Компетентностный подход в педагогике
  10. Групповые формы учебной деятельности

Мастер-класс как самостоятельный компонент образовательной системы

Мастер-классы могут выступать самостоятельным компонентом в системе дополнительного образования. При этом они касаются абсолютно всех сфер жизни человека: от развития творческого потенциала до освоения новой профессии. Чаще всего подобные мастер-классы проводятся в частном порядке (вне стен образовательных организаций), по принципу добровольного участия в «клубе» по интересам. На таких занятиях люди не только приобретают новые знания и навыки, но и общаются в кругу единомышленников, делятся собственным опытом и наблюдениями, а также плодотворно используются свое свободное время.

Формы обучения

В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

  • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
  • дистанционной;
  • заочной.

Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.

Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.

Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

  • видеоконференция;
  • онлайн;
  • бизнес-конференция;
  • пресс-конференция;
  • эхо-конференция;
  • селекторное совещание.

Как подготовиться к практическому занятию в вузе

Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:

  • изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
  • повторить правила и значимые формулы;
  • решить большое количество типовых задач;
  • просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
  • подготовить тезисы для своего выступления;
  • изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
  • почитать правила и методические рекомендации;
  • выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.

Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела педагогу необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности

Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контролькоторый, в основном, является частью урока.

Название тематический контроль говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения проводится итоговый контрольМожно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля на учебных занятиях в УДО

  1. Практическая работа
  2. Лабораторная работа
  3. Устный или письменный опрос
  4. Краткая самостоятельная работа
  5. Тестовые задания
  6. Устная проверка знаний
  7. Проектная работа
  8. Тематические и отчетные выставки
  9. Защита рефератов
  10.  Наблюдение
  11. Беседа
  12. Викторина
  13. Изо-викторина
  14. Кроссворд
  15. Диагностика
  16. Блиц – опрос
  17. Графический диктант
  18.  Проверочные карточки
  19. Проверочная работа
  20. Зачет
  21. Показательные выступления
  22. Сдача контрольных нормативов
  23. Внутри групповые соревнования
  24. Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками
  25. Контрольные упражнения по технической подготовке
  26. Контрольно-переводные испытаний по ОФП, СФП и ТТП
  27. Тестирование технической подготовки; базовые шаги, обязательные элементы и др.
  28. Контрольные нормативы ОФП и СФП
  29. Медицинский контроль (пульсометрия)
  30. Эстафета
  31. Топографический диктант
  32. Топографическое лото
  33. Анкетирование
  34. Олимпиада
  35. Интеллектуальный турнир
  36. Учебно-исследовательские задачи

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Педагог получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Урок — основная форма организации обучения

В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:

  • уроков;
  • факультативов;
  • лекций;
  • семинаров;
  • лабораторных работ;
  • практических работ,
  • олимпиад;
  • круглых столов;
  • кружков.

На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.

Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.

Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:

  • проверка заданного на дом материала;
  • объяснение и разбор новой темы;
  • закрепление знаний.

Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.

Выделяют содержание и способ проведения уроков. Например, при изучении предмета истории уроки по содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Способ проведения может быть в виде лекции, экскурсии, круглого стола, дискуссии.

Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.

Примечание

Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.

Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.  

Преимущества и недостатки

Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:

  • единая организаторская структура,
  • постоянный коллектив участников образовательного процесса,
  • удобство временного промежутка,
  • коллективная работа на результат,
  • возможность создания благоприятной доброжелательной атмосферы на определенное время в определенном коллективе.

Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.

Из недостатков следует выделить следующие:

  • отсутствие постоянного индивидуального подхода к ученикам, обучающимся в классе,
  • ориентированность на всех одновременно (не на слабых и не на сильных),
  • уравнивание способностей, возможностей, уровня знаний.
  • отсутствие возможности достоверного регулярного контроля уровня знаний.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector