Этнограф кто это такой, особенности профессии, чем занимается, требования к специалисту

Этнография как наука

Чтобы стали более понятны направления деятельности и особенности профессии этнографа, следует подробнее разобрать, какими вопросами и проблемами занимается этнография как наука.

Слово «этнография» происходит от двух древнегреческих слов: «этнос» – народ, и «графио» – описывать. То есть, этнография, это наука, изучающая и описывающая народы, племена и прочие этнические группы. В область изучения данной науки входит широкий спектр вопросов, касающихся изучаемого народа:

  • Этногенез – происхождение этнической группы, время её образования, какие народы и племена являлись предками этого народа, отношения с соседствующими народами.
  • Состав – структурные подразделения, существующие внутри этноса (племена и роды).
  • Расселение – территория, которую занимает народность в настоящее время и какую занимала в прошедшие исторические времена.
  • Культурные и бытовые особенности этноса, позволяющие твёрдо установить его уникальность, отличие от соседних и родственных этнокультур.
  • Духовная и материальная культура, традиции, фольклор, религия и т.д.

Плюсы и минусы профессии

Желательно внимательно изучить плюсы и минусы профессии

Это особенно важно для детей, которые выбирают профессию для себя

Плюсы:

  • Возможность совершать разнообразные интересные открытия;
  • Проведение насыщенной исследовательской работы;
  • Отсутствие рутины, связанной с работой в офисе;
  • Официальная трудовая деятельность;
  • Коммуникация с интересными людьми;
  • Хороший доход при работе за рубежом.

Минусы::

  • Наличие противопоказаний, которые не позволяют получить профессию;
  • Необходимость стремления к регулярному получению знаний;
  • Низкая зарплата в России, поэтому гарантировать получение желаемого уровня прибыли оказывается затруднительным в большинстве случаев.

Этнографический музей Санкт-Петербурга

1. Этнографический музей

В этнографическом музее Санкт-Петербурга находится свыше 500 тысяч экспонатов, представляющих быт и культуру 157 народов, проживающих или проживавших когда либо в России.

2. «Золотая кладовая».

Так именуется особый отдел музея, где хранятся самые редки и значимые экспонаты. Например, здесь находится большая часть подарков и даров, которые присылались династии Романовых из разных стран. Здесь можно увидеть оружие кавказских народов, татарское золото, узбекскую бирюзу, мурманский жемчуг и многое другое.

3. Экспедиция.

В начале ХХI века столетия музей организовал экспедицию, в ходе которой этнографы проплыли от Белого до Берингова моря, посетили сотни забытых поселений, достопримечательностей, а также пополнили музей новыми экспонатами.

  1. Реставрация.

Музей полностью реставрировали два раза. Первый раз – через год после открытия для свободного посещения. Музей пострадал при наводнении, более 100 тысяч экспонатов оказались в затопленных подвалах. Во второй раз музей реконструировали после Великой Отечественной войны.

  1. Самая большая коллекция.

В музее находится самая большая коллекция в мире, посвященная народу айны. Здесь хранится свыше трех тысяч экспонатов.

  1. Школа ремесел.

На территории музея действует школа ремесел, где каждый может попробовать себя в живописи, гончарном и швейном деле. Также здесь часто проходят полезные лекции, показательные выступления и концерты, посвященные разным видам ремесла.

Учеба и ЕГЭ

Чтобы стать профессиональным этнографом, необходимо для начала получить высшее образование

Выбирая вуз, обратите внимание на исторический, филологический, географический и культурологический факультеты. Направление журналистики тоже подойдет

Все они представлены во многих высших учебных заведениях России. Приведем в качестве примера некоторые из них:

  1. Алтайский госуниверситет. Географический и исторический факультеты.
  2. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт естественных наук.
  3. Российский педагогический госуниверситет им. А. Герцена. Факультет географии.
  4. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Факультет исторических и политических наук. Геолого-географический факультет.
  5. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Институт наук о земле.
  6. Санкт-Петербургский госуниверситет. Восточный факультет. Институт наук о земле.
  7. Кубанский госуниверситет. Факультет истории, социологии и международных отношений.
  8. Московский госуниверситет им. М. Ломоносова. Институт стран Азии и Африки.
  9. Государственный академический университет гуманитарных наук. Восточный факультет.
  10. Казанский федеральный университет. Институт международных отношений.
  11. Омский госуниверситет им. Ф. Достоевского. Исторический факультет.
  12. Российский гуманитарный госуниверситет. Историко-архивный институт.

РГО: Русское географическое общество

Это сообщество с самого момента своего создания занимается не только лишь вопросами географии, но и этнологическими исследованиями

Тематическое отделение было сформировано в 1845, став одним из первой четверки этой крупнейшей и очень важной как в прежние года, так и сегодня научной организации. Задача этнографического отделения с самого начала была озвучена как познание племен, которые проживают на территории России, с самых разных сторон

В равной степени предполагалось уделять внимание и текущему положению дел, и восстановлению прошлого народностей

Первое научное слушание состоялось уже в 1846. Выступали К. Бэр, Н. Надеждин

Первый рассматривал тематику этнографических изучений, второй сосредоточил свое внимание на русской народности. Тогда же от РГО была сформирована первая экспедиция под руководством А

Шегрена, направившегося в Прибалтийский регион с целью исследования кревингов, ливов. В 1847 впервые была отправлена экспедиция на Урал под руководством Э. Гофмана. Ее участники собирали информацию о коми, хантах, ненцах.

Этносы Украины

  1. Закарпатские русины.

Закарпатские Русины считают себя отдельным народом. Но Прикарпатские Русины, которые считают себя украинцами, говорят практически на том же языке, что и Закарпатские. В Западной Украине до начала ХХ века все украинцы называли себя русинами, название «украинец» пришло на эти земли с Центральной Украины.

  1. Венгры

Береговский район Закарпатской области населен преимущественно венграми.

  1. Румыны

В селе Солотвыно Тячевского района живут преимущественно Румыны. Это потомки римлян, ведь румынский язык (его называют еще валашским) – это фактически народный латинский язык, на котором разговаривали в Италии во II веке нашей эры. Часть жителей южной Италии переселились в завоеванную римлянами Дакию и стали предками румынов (румыны в переводе обозначает «римляне»). Много румынов живет в Черновицкой области, здесь была римская провинция Мезия. В древнерусское время румыны (влахи) были известны под именем болохи, они жили между Днестром и Днепром.

  1. Болгары

Болгары живут в дельте Дуная. В Болградском, Тарутинском и Арцизском районе Одесской области они составляют около половины населения.

  1. Евреи.

В начале ХIХ веке в Западной Украине жило около половины всех евреев мира. Большинство населения некоторых городов состояло из евреев. К сожалению, во время Второй мировой войны их количество значительно уменьшилось и сейчас о том, что здесь было много представителей этой самой древней нации говорят многочисленные развалины синагог.

  1. Гуцулы

Народность гуцулы образовалась в ХIII веке, когда часть населения центральной Украины спряталось от татар в Карпатах, в то время эти горы были заселены фракийским населением (потомки даков и карпов).

Этносы России

  1. Процент русских.

На территории России 80% жителей — русские.

  1. Малые народы.

В России проживают некоторые малые народы, численность которых меньше 10 человек. Есть угроза того, что в скором времени эти народы просто исчезнут.

  1. Численность народов.

Многие народы, проживающие в России, имеют меньше одного процента от общего населения страны. Так, в России преобладают следующие этносы: русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры. Кстати, в России проживает более 5 миллионов татар, которые делятся на 10 этнических групп.

  1. Россия не мононациональное государство.

Из-за того, что в стране преобладает русское население, Российскую Федерацию часто ошибочно называют мононациональным государством. Это не так! Наша страна является многонациональным государством, а пример мононационального государства — Япония, где 98,5% жителей- японцы.

[править] История науки

Зарождение этнографии часто связывают с началом Великих географических открытий, когда европейцы увидели многие неизвестные народы — открытие Америки, путешествия на Африканский континент (южнее Сахары и другие). Это не совсем верно, Сергей Александрович Токарев отмечал, что исследования народов происходили во все времена — ещё со времени Древнего Египта.

Становление и официальное признание науки происходит в XIX веке, когда были разгромлены Французская антропологическая школа (выступавшая за расизм, выделяя 3 степени), а также мифологическая — А. Н. Афанасьев и другие. Появилось течение которое назвали эволюционизмом, так как: «Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному…». После этого возникли такие школы как:

  • Культурно-историческая
  • Диффузионизм
  • Французская социологическая школа
  • Американская школа исторической этнологии
  • Функционализм
  • Психологическая школа
  • Российская и советская школа в этнографии
  • Конструктивизм, как новое течение.

Что исследуется

Объект исследования для специалиста-этнографа – это следующие жизненные явления, связанные с культурой разных народов:

  • Ведение хозяйства и обустройство существующего быта: разнообразные способы добычи еды и ее дальнейшего приготовления, специфика содержания животных, отличия одежды, разнообразные домашние предметы;
  • Социальная сторона: особенности внутреннего устоя, рождение и воспитание детей, власть, создание семьи;
  • Духовность: особенности нравственных порядков, религия, культура, ведь все эти аспекты оказывают серьезное влияние на особенности культурного и религиозного наследия народа.

Таким образом, можно понять, чем занимается этнограф.

https://youtube.com/watch?v=EescYW1ozv4

Где они живут

Вепсов делят на группы в зависимости от места проживания. Самые северные поселения находятся на окраине Прионежского района в Карелии. Их так и называют — прионежские вепсы. Оятские вепсы живут в верховьях реки Оять и в прилегающих к реке поселениях Ленинградской области. В Вологодской области — пяжозерские и куйско-пондальские вепсы. Белозерские вепсы обитают в 70 километрах от Белого озера. Южные вепсы живут в верховьях рек Лидь и Копль в Ленинградской области.

Традиционные жилища вепсов внешне похожи на северо-русские — одно- или двухэтажный сруб, крытый двускатной крышей.

Фото: Константин Горячев, @les.i.veter/instagram

Хозяйственные постройки объединяются с домами в единый комплекс, чтобы холодными зимами и в плохую погоду можно было делать все дела под крышей. Но есть и несколько отличий от традиционных северных изб. Например, количество окон в вепсском доме обязательно должно быть четным, а хозпостройки объединяют с домом под прямым углом.

Вепсская изба. Фото: Константин Горячев

Предмет исследований

Этнография – это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент – слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография – это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

Каким богам молятся

Изначально вепсы были язычниками. Самым главным духом у них был «хозяин леса». В этой мифологизации читается двойственное отношение вепсов к лесу. С одной стороны, лес — кормилец, а с другой — хранит в себе опасности.

Вепсы приняли православие раньше, чем другие финноязычные народы — на рубеже 10–11 веков. Переход в христианство и приобщение к новой религии были длительными. Например, в грамотах 1661 года отмечается, что вепсы не посещают по воскресеньям церковь, не причащаются и не ходят к своим духовным отцам. Хотя вепсы охотно принимали христианские обряды, они не отказывались от язычества, что сохраняется и сейчас. Вепсы верят в духов леса и приносят подношения на «заветные места» — своеобразные капища.

Татары

  1. Сколько всего в мире татар?

По подсчетам в мире около 8 миллионов татар. Татары являются второй (после русских) по численности национальностью в Российской федерации.

  1. Площадь.

По площади республика Татарстан примерно равна таким странам, как Литва или Латвия.

  1. Третья столица России.

Столицей республики Татарстан является город Казань, который официально принято считать третьей столицей Российской Федерации.

  1. Самый грамотный город.

В конце 19 века было выявлено, что в Казани больше всего грамотных людей.

  1. Президент.

Единственная республика, лидера которой можно назвать президентом, — Татарстан.

  1. Метро Казани.

Метро Казани занесено в книгу рекордов Гиннесса как самое маленькое в мире метро. От первуй до последней станции можно проехать за 10 минут.

  1. Паспорта.

Татары при желании могут получить паспорта, несколько отличающиеся от привычного российского варианта. В таких паспортах некоторая информация написана на татарском языке, а также изображен герб Татарстана.

  1. «Катюша».

Во время Великой Отечественной войны здесь производили снаряды для реактивного миномета «Катюши».

Кто такие вепсы

Вепсы — малый народ, который живет в Латвии, Украине, Эстонии, Беларуси и России — на границе Ленинградской и Вологодской областей и в Карелии. Эту территорию еще называют Межозерьем — между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Финно-угры изначально селились на территории Северной и Восточной Европы. Со временем часть из них спустились в район Межозерья. Их и стали называть вепсами. Вепсов осталось всего 6400 человек, а если брать только тех, кто живет в России, то 5936 — по данным переписи населения 2010 года (в 2002 году — 8240).

Фото: kareliya.ru

Современные вепсы — потомки племени весь, первые письменные упоминания о них датируются 6 веком нашей эры. Уже с 11 века вепсы часто упоминаются в русских летописях. Единого этнонима (название народов или этнических общностей — прим. «Самокатуса») у малого народа не было до 1930-х годов 20 века. Поэтому до сих пор прионежские вепсы и часть приоятских называют себя людиками, а свой язык — людиковским. Также встречается самоназвание чухарь, характерное для южных вепсских поселений. В официальных документах до начала 20 века вепсы значились как чудь. Но к этому названию есть много вопросов — для исследователей не столь очевидна связь между вепсами и чудью. Также термин чудь применяли к эстонцам, води и древнему населению Верхней Руси.

Чем зарабатывали на жизнь

Традиционным занятием малого народа являлось земледелие. Вепсы выращивали ячмень, рожь, овес, лен и репу, собирали ягоды, грибы. Скотоводство, охота и рыболовство были на вторых ролях. Позже, когда деньги стали играть более важную роль в жизни, вепсские мужчины стали уходить на сезонные работы — рубили лес или занимались бурлачеством на реке Свирь. Северные вепсы славились как хорошие кузнецы и металлурги. Поскольку преобладающее большинство вепсов живут в сельской местности, то в их жизни земледелие играет важную роль и сейчас.

Традиции кузнечного дела уже утеряны, и только в Виннице есть один человек, который продолжает ремесло. Однако в селе Алёховщина (Ленинградская область) работает мастерская по изготовлению традиционной оятской керамики.

[править] Проблема названия науки

Кандидат исторических наук Владимир Серафимович Бузин отмечает, что в 1991 году произошло разделение названия. В одних академических центрах оставлен термин «этнография», в других «этнология». Учёный пишет: «…В самой западной науке нет единого наименования для этой сферы знания… Более того, если строго подходить к названию науки, то культурная или социальная, антропология не имеет права на существование как наука, изучающая народы земли, поскольку в её названии отсутствует необходимый для определения содержания науки термин — этнос»

Между тем, работы по «модернизации» этнографии не останавливаются. Так в Омском государственном университете проходит программа по «новому» курсу: «Социальная антропология».

Перспективы профессии

Культура малых народов России (вепсы, чукчи, саамы и другие) нуждается в сохранении. Сегодня этнографов активно привлекают для разработки специальных государственных программ, основная цель которых – развивать толерантность в областях с многонациональным населением. Кроме того, такие специалисты помогают социологам и историкам. Ведь этнографические исследования представляют собой неотъемлемую часть этих наук.

За границей эта профессия считается перспективной. Там этнографов нанимают в качестве консультантов на нефтяные и газовые корпорации. Их задача – провести успешные, результативные переговоры с населением, которое проживает в месте будущей добычи нефти.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники – вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

Преимущества и недостатки

Этнография — это наука, которая изучает особенности различных народов и других этнических образований. В этой области трудятся квалифицированные специалисты, работа которых имеет свои положительные и отрицательные моменты.

В число преимуществ профессии входит:

  • возможность проведения собственных исследований;
  • шанс сделать великое открытие и стать знаменитым на весь мир;
  • участие в разнообразных этнографических экспедициях;
  • общение с единомышленниками.

Не следует забывать и о минусах профессии. Они негативно сказываются на популярности этого рода деятельности и востребованности на рынке труда.

Главные недостатки:

  • сложность обучения;
  • отсутствие большого количества вакансий;
  • невысокая заработная плата;
  • частые командировки.

Карелия

Шёлтозеро (857 человек)

Шёлтозеро — старинное вепсское поселение, основанное в 1453 году, хотя первое упоминание о нем появляется значительно позже — в 1543 году. Сейчас это центр вепсской национальной области. На въезде в поселок расположено два указателя: с названием местности на русском и вепсском языках.

Вепсский этнографический музей — главная достопримечательностью поселка. В нем собрана самая большая коллекция культурных артефактов вепсов. Экспозиции находятся в двух зданиях — памятниках народного зодчества. Дом Мелькина построили в 19 веке для зажиточной крестьянской семьи. Второе здание — дом Тучина. В нем располагался подпольный райком партии в годы Второй мировой войны. Музей работает со вторника по воскресенье, с 10 до 17 утра, перерыв — с 13 до 14 часов. Билет стоит 150 рублей.

Ионо-Яшезерский мужской монастырь основал вепс по национальности во второй половине 16 века. К началу XX века в монастыре жило семь монахов. В 1918 году, с приходом большевиков, монастырь закрыли, а имущество национализировали. Монашество возобновили в 2003 году, но из-за того, что храм находится в аварийном состоянии, службы в нем не ведут.

Вепсский национальный фестиваль «Древо жизни» (вторая половина июля) проводят в Шёлтозере ежегодно с 1987 года. В программе — концерты и театрализованные представления на тему вепсской культуры, ремесленные мастер-классы и блюда национальной кухни. На фестивале можно увидеть языческие элементы вепсской культуры. На празднике вепсы поклоняются древнему космическому мировому дереву, которое символизирует у них связь между прошлым, настоящим и будущим. Похожие гуляния проводят и в селе Винницы, но только в начале июня.

Из Петрозаводска в Шёлтозеро три раза в день ходят автобусы, билет стоит около 300 рублей.

Похожие термины:

  • Важную историческую роль сыграли поселения вдоль среднего течения р. Тигр. Здешние территории не отличались ни суровым климатом сухих тропиков Нижней Месопотамии — пустынь и солоноватых речных

  • наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения и культурно-исторического взаимодействия и взаимоотношений (народоведение). с

  • журнал, издаваемый Ин-том этнографии АН СССР. В 1931 вышло 4 номера, в 1932-36 — по 6 номеров в год, в 1937 — 4 номера. В 1938-47 под тем же назв. выходили периодич. сборники (последний No 6/7). В 1946 возобновилось издание

  • сотрудн. «Донск. газеты» 1870 гг. {Венгеров}

  • сотрудн. «Северн. пчелы». 1860-х гг., биограф гр. Аракчеева. {Венгеров}

  • МАЭ) — старейший этнографический музей страны (при Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде); наследник этнографических и антропологических коллекций петер-ургской Кунстк

  • создано в г.Чердыни 4 июня 1899 по инициативе пред. у. земской управы Д.А.Удинцева (1862-1915). Устав утвержден 18 дек. 1902 в Мин-ве внутр. дел. Состояло из учителей, земских служащих, купцов, духовенства. Кроме 3

  • ежемес. информационно- библиографич. бюллетень книг и статей из сборников и журналов издается (на ротапринте) Фундамент. б-кой обществ. наук АН СССР им. В. П. Волгина с 1949. Является продолжением выход

  • 1 – первое и единственное коллективное научное издание, предпринятое группой уральских ученых и посвященное истории и этнографии татар. Выпущено в рамках серийного бюллетеня «Образовательные уч

  • имени Н. H. Миклухо-Маклая АН СССР (ИЭ) — центральное в СССР науч. учреждение в области этнографии. ИЭ тесно связан с местными (респ. и др.) этнографич. учреждениями и осуществляет координацию этногра-ф

  • Существует при национальном университете им. В.Н. Каразина. Ведет свое начало с 1807, когда при университете был создан кабинет редкостей и привезены первые древности из Ольвии и Воронежской губерни

  • одно из обозначений в отечественной науке локальных, культурно отличающихся групп в рамках одной этнической группы.

  • карта языков, диалектов и этносов на терр. Пенз. края. На 1 янв. 1989 в Пенз. обл. проживало 1,5 млн чел. Русские (1296 тыс. чел., 86,2%), мордва (86 тыс. чел., 5,7%), татары (81тыс. чел., 5,4%), чуваши (7 тыс. чел., 0,5%) и предста

  • монография И.А. Сыркиной и Д.Г. Касимовой, изданная в Глазове в 1994 г. В монографии раскрываются актуальные вопросы этнической истории чепецких татар с XVII по ХХ в., характеризуются черты материальной

  • от греч. etnos — народ и grapo — пишу) — научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй ра

  • до 1979 Ирбитский ист.)    открыт в 1883 по инициативе чл. УОЛЕ А.А. Ардышева, Д.А.Воробьева, С.А. Удинцева, С.В.Федосеева. В его фондах более 26 тыс. единиц хранения: предметы пром. и кустарного произв., предн

  • создано им на собственные средства в 1890-х для сбора материалов об образе жизни русского народа. Программа включила около 500 вопросов и опиралась на опыт сбора подобных материалов в XVIII-XIX вв. (Академ

  • создано в 1908 в Петербурге по инициативе С. М. Дубнова для изучения истории еврейских общин в России и Царстве Польском. Издавало журнал «Еврейская старина» (1909-30), в 1911-14 провело экспедиции в города и

  • им. Г. Квитки-Основьяненко. Образовано в Х-ве в марте 1912. Председателем его стал К. Бич-Лубенский, заместителем С. Тимошенко, активными членами были Г. Хоткевич, Х. Алчевская, Н. Сумцов и др. Общество вы

Сказания и былины

Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества

Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена

Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.

Особенности сказаний – передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.

Мифология

Анализируя, что такое этнография и что она изучает, обязательно нужно уделить внимание мифам. Сбор этой информации, фиксация на бумаге, систематизация собранных рассказов позволяет этнографам составить полноценное представление о самых разных представлениях об устройстве мира, свойственных конкретной местности

Мифами принято именовать такие сказания, которые повествуют о божественных поступках, природных явлениях, объяснения которым в древности люди еще не знали.

Пытаясь понять, почему все происходит именно так, как это им видится, племена изобретали собственные уникальные объяснения. Так зародились предположения о появлении небесных тел, человека и других форм жизни, огня и ремесла. Мифические герои имеют сверхъестественную силу, а божественные существа зачастую сходны с человеком. Миф – это вымысел, в котором содержится зерно правды. Со временем слово получило второе значение – выдумка, рассказ, которому нельзя верить. На основании мифов этнографы могут восстановить уникальные особенности формирования культуры, представление о вселенной в исследуемой местности.

↑оПЕДЛЕРМЮЪ НАКЮЯРЭ ЩРМНКНЦХХ

б ЯНБПЕЛЕММНИ ПНЯЯХИЯЙНИ ЩРМНКНЦХХ НЯРПН ЙНМЙСПХПСЧР ПЮДХЙЮКЭМН ПЮГКХВЮЧЫХЕЯЪ РЕНПХХ (ЙНМЖЕОЖХХ) ЩРМНЯЮ. нДМЮ ХГ МХУ — АХНКНЦХГХПСЧЫЮЪ ЯЮЛ ТЕМНЛЕМ ЩРМНЯЮ – Б РЕВЕМХЕ ПЪДЮ КЕР БШДБХЦЮКЮЯЭ Х ОНДДЕПФХБЮКЮЯЭ кЭБНЛ мХЙНКЮЕБХВЕЛ цСЛХКЕБШЛ, Ю МШМЕ ОПНОЮЦЮМДХПСЕРЯЪ ЕЦН ОНЯКЕДНБЮРЕКЪЛХ Х ЯРНПНММХЙЮЛХ. щРМНЯ Б ЩРНИ ЙНМЖЕОЖХХ РПЮЙРСЕРЯЪ Б ЙЮВЕЯРБЕ ОПХПНДМНЦН ЪБКЕМХЪ Х ХГСВЮЕРЯЪ Б ПЮЛЙЮУ ЦЕНЦПЮТХХ (ЩРМНКНЦХЪ, ХКХ ЩРМНЦПЮТХЪ ЯВХРЮЕРЯЪ ОПХМЖХОХЮКЭМН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ДХЯЖХОКХМНИ). хЯРНПХЪ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ ОПЕДЯРЮБКЪЕРЯЪ ЖЕОЭЧ ЛМНЦНВХЯКЕММШУ ЩРМНЦЕМЕГНБ. оПХВХМНИ БНГМХЙМНБЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЩРМНЯЮ БШЯРСОЮЕР РЮЙ МЮГШБЮЕЛШИ ОЮЯЯХНМЮПМШИ РНКВНЙ, Ю ПЕЮКЭМШЛХ НПЦЮМХГЮРНПЮЛХ ЩРМНЯЮ Х ЩРМХВЕЯЙНЦН – КЧДЕИ, ЯОЮЪММШЕ НАЫЕИ ЖЕКЭЧ Х НАЫХЛХ ХМРЕПЕЯЮЛХ — ОЮЯЯХНМЮПХХ.

мЮХАНКЭЬХЛ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕЛ ЯПЕДХ ПНЯЯХИЯЙХУ ЩРМНКНЦНБ ОНКЭГСЧРЯЪ ДСЮКХЯРХВЕЯЙХЕ БНГГПЕМХЪ МЮ ЩРМНЯ. хУ ЯСЫМНЯРЭ ОНКМЕЕ Х ЪЯМЕЕ БЯЕЦН ХГКНФЕМЮ Б РПСДЮУ чКХЮМЮ бКЮДХЛХПНБХВЮ аПНЛКЕЪ. хЯУНДМЮЪ ЛШЯКЭ ЩРНЦН ХЯЯКЕДНБЮРЕКЪ ЯНЯРНХР Б РНЛ, ВРН Б ЩРМНЯЕ ОН-ПЮГМНЛС ЯНВЕРЮЧРЯЪ ЯНАЯРБЕММН ЩРМХВЕЯЙХЕ ЯБНИЯРБЮ Х УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ (ЩРМХВЕЯЙХИ ЪГШЙ, МЮПНДМН-АШРНБЮЪ ЙСКЭРСПЮ, НАПЪДНБЮЪ ФХГМЭ, ЩРМХВЕЯЙНЕ ЯЮЛНЯНГМЮМХЕ, ГЮЙПЕОКЕММНЕ Б ЩРМНМХЛЕ — ЯЮЛНМЮГБЮМХХ ЩРМНЯЮ), Х РЮЙХЕ, ЙНРНПШЕ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН Б ЙЮВЕЯРБЕ СЯКНБХИ ТНПЛХПНБЮМХЪ Х АШРХЪ ЯНАЯРБЕММН ЩРМХВЕЯЙХУ ЯРНПНМ (ОПХПНДМН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙН-РЕППХРНПХЮКЭМШЕ, ЩЙНМНЛХЙН-ЯНЖХЮКЭМШЕ Х Р. О.). б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ЩРХЛ ДЕКЕМХЕЛ ЩРМНЯ ОНКСВЮЕР ДБНИЯРБЕММСЧ (ДСЮКХЯРХВЕЯЙСЧ) ОПХПНДС Х ДБЮ ЯЛШЯКЮ — СГЙХИ Х ЬХПНЙХИ. щРМНЯ Б СГЙНЛ ЯЛШЯКЕ ОНКСВХК МЮХЛЕМНБЮМХЕ ЩРМХЙНЯ (ЦПЕВЕЯЙНЕ ОПХКЮЦЮРЕКЭМНЕ НР «ЩРМНЯ»), Ю ЩРМНЯ Б ЬХПНЙНЛ ЯЛШЯКЕ АШК МЮГБЮМ ЩРМНЯНЖХЮКЭМШЛ НПЦЮМХГЛНЛ (ЯНЙПЮЫЕММН щян). мЮХАНКЕЕ ВЮЯРН ОПХБНДХЛШИ ЯКСВЮИ ОПХКНФЕМХЪ Й ПЕЮКЭМНЯРХ СГЙНЦН Х ЬХПНЙНЦН ЯЛШЯКЮ ОНМЪРХЪ «ЩРМНЯ» — ОПХЛЕП СЙПЮХМЖЕБ: БЯЕ ОПНФХБЮЧЫХЕ Б ЛХПЕ СЙПЮХМЖШ (Б РНЛ ВХЯКЕ Х Б йЮМЮДЕ) — ЩРН ЩРМХЙНЯ, Ю СЙПЮХМЖШ, ФХБСЫХЕ Б ОПЕДЕКЮУ пЕЯОСАКХЙХ сЙПЮХМШ, ¾ ЩРМНЯНЖХЮКЭМШИ НПЦЮМХГЛ.

й ВХЯКС ХМРЕПЕЯМШУ РЕНПХИ ЯКЕДСЕР РЮЙФЕ НРМЕЯРХ НПХЦХМЮКЭМНЕ МЮСВМНЕ ОНЯРПНЕМХЕ, БШДБХМСРНЕ ПЪДНЛ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЕИ, Б ВЮЯРМНЯРХ мХЙНКЮЕЛ мХЙНКЮЕБХВЕЛ вЕАНЙЯЮПНБШЛ, ЙНРНПНЕ СДНАМН МЮГБЮРЭ ХМТНПЛЮЖХНММНИ ЙНМЖЕОЖХЕИ ЩРМНЯЮ. нМН АЮГХПСЕРЯЪ МЮ ОПЕДЯРЮБКЕМХХ Н РНЛ, ВРН БН БЯЪЙНЛ ЯНЖХЮКЭМНЛ НАПЮГНБЮМХХ, ЙЮЙ Х Б НАЫЕЯРБЕ Б ЖЕКНЛ, СЯРНИВХБН ЖХПЙСКХПСЧР ОНРНЙХ ЯННАЫЕМХИ (ХМТНПЛЮЖХХ), ХЛЕЧЫХЕ ЯБНХ ЦЕМЕПЮРНПШ (ХЯРНВМХЙХ) Х ЯБНХУ ПЕЖХОХЕМРНБ (РЕУ, ЙРН ХУ БНЯОПХМХЛЮЕР). нРЯЧДЮ ДЕКЮЕРЯЪ ОПЕДОНКНФЕМХЕ, ВРН Б ЦПЮМХЖЮУ СЯРНИВХБШУ ЯНЖХЮКЭМШУ НАЫМНЯРЕИ (Й ЙЮЙНБШЛ НРМНЯЪРЯЪ Х ЩРМНЯШ) ХМТНПЛЮЖХНММШЕ ОНРНЙХ ДНКФМШ АШРЭ ХМРЕМЯХБМЕЕ Х МЮЯШЫЕММЕЕ, ВЕЛ ГЮ ХУ ОПЕДЕКЮЛХ.

б НРЕВЕЯРБЕММНИ МЮСВМНИ РПЮДХЖХХ ГЮЛЕРМНЕ ЛЕЯРН ГЮМХЛЮЕР ЙНЛОНМЕМРМЮЪ РЕНПХЪ ЩРМНЯЮ, ПЮГПЮАНРЮММЮЪ б.б. оХЛЕМНБШЛ. б ПЮЛЙЮУ ЩРНИ РЕНПХХ ЩРМНЯ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ ЙЮЙ ХЯРНПХВЕЯЙХ БНГМХЙЬЮЪ Х ЩБНКЧЖХНМХПСЧЫЮЪ ЯКНФМЮЪ ЯЮЛНБНЯОПНХГБНДЪЫЮЪЯЪ Х ЯЮЛНПЕЦСКХПСЧЫЮЪЯЪ ЯНЖХЮКЭМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ, НАКЮДЮЧЫЮЪ ЛМНЦНЯНЯРЮБМНИ ЙНЛОНГХЖХЕИ (ЯРПСЙРСПНИ). яРПСЙРСПМШЛХ НАПЮГНБЮМХЪЛХ БШЯЬЕЦН ОНПЪДЙЮ БШЯРСОЮЧР ЙНЛОНМЕМРШ, ЙНРНПШЕ ЯЮЛХ ХЛЕЧР ЯКНФМНЕ ЯРПНЕМХЕ. йНЛОНМЕМРМНЕ НОХЯЮМХЕ Х ХГСВЕМХЕ ЙЮФДНЦН ЙНМЙПЕРМНЦН ЩРМНЯЮ СДНАМШ РЕЛ, ВРН, МЕ ОНПШБЮЪ Я РПЮДХЖХЪЛХ ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ЩРМНКНЦХХ (ЩРМНЦПЮТХХ), НМХ НРЙПШБЮЧР БНГЛНФМНЯРЭ ОПХЛЕМЕМХЪ ЛЕРНДНБ ЯХЯРЕЛМНЦН ОНДУНДЮ Х БЮПХЮЖХНММНИ ЯРЮРХЯРХЙХ. яНГДЮМХЕ ХМЯРПСЛЕМРЮПХЪ (ЯРЮМДЮПРМШУ БНОПНЯМХЙНБ Х Р. О.), ХЯОНКЭГНБЮМХЕ БШАНПНВМНЦН ЛЕРНДЮ, ЙНЛОЭЧРЕПМЮЪ ОЕПЕПЮАНРЙЮ ЯНАПЮММШУ ДЮММШУ Х ХУ ЮМЮКХГ МЮ НЯМНБЕ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНИ РЕНПХХ ХМТНПЛЮЖХХ, — БЯЕ ЩРН НРЙПШБЮЕР ОСРЭ ДКЪ ЛНДЕКХПНБЮМХЪ ЯСЫЕЯРБЕММШУ ЯРНПНМ ЯРПСЙРСПШ ЩРМНЯЮ.

мЮПЪДС Я ЙНМЖЕОЖХЪЛХ ЩРМНЯЮ Б ЯНБПЕЛЕММНИ МЮСЙЕ ВЮЯРН ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ОНМЪРХЕ «ЩРМХВМНЯРЭ». йНМЖЕОЖХЪ ЩРМХВМНЯРХ ЙНМЖЕМРПХПСЕР БМХЛЮМХЕ ОПЕФДЕ БЯЕЦН МЮ ЛМНЦНЙСКЭРСПМНЛ УЮПЮЙРЕПЕ АНКЭЬХМЯРБЮ ЯНБПЕЛЕММШУ НАЫЕЯРБ Х МЮ ОПЮЙРХВЕЯЙНЛ НРЯСРЯРБХХ ЦНЛНЦЕММШУ ЦПСОО, Ю РЕЛ АНКЕЕ ЙСКЭРСПМШУ ХГНКЪРНБ. оН ЩРНИ ЙНМЖЕОЖХХ, МЮХАНКЕЕ ХГБЕЯРМШЛ Х ОПНДСЙРХБМШЛ ЯРНПНММХЙНЛ ЙНРНПНИ Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ ЪБКЪЕРЯЪ б.ю. рХЬЙНБ, ЩРМХВЕЯЙХЕ ЦПСООШ НОПЕДЕКЪЧРЯЪ ОПЕФДЕ БЯЕЦН ОН РЕЛ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛ, ЙНРНПШЕ ЯЮЛХ ВКЕМШ ЦПСОО ЯВХРЮЧР ДКЪ ЯЕАЪ ГМЮВХЛШЛХ Х ЙНРНПШЕ КЕФЮР Б НЯМНБЮМХХ ЯЮЛНЯНГМЮМХЪ; ЩРМХВМНЯРЭ – ЩРН ТНПЛЮ ЯНЖХЮКЭМНИ НПЦЮМХГЮЖХХ ЙСКЭРСПМШУ ПЮГКХВХИ, Ю ЩРМХВЕЯЙЮЪ НАЫМНЯРЭ – ЩРН ЦПСООЮ КЧДЕИ, ВКЕМШ ЙНРНПНИ ХЛЕЧР НАЫЕЕ МЮГБЮМХЕ Х ЩКЕЛЕМРШ ЙСКЭРСПШ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector