Дирижёр

Сэр Томас Бичем

Сэр Томас Бичем родился 28 апреля 1879 года в Сент-Хеленс, графство Ланкашир. Семья была очень состоятельной — дед дирижера основал фармацевтическую компанию Beecham’s Pills. Томас учился в школе Росселл и собирался поехать в Германию, чтобы поступить в консерваторию. Но отец запретил мальчику думать о музыке и отправил его в колледж Уодхэм Оксфордского университета. Впрочем, в 1898 году, проучившись всего год, Бичем покинул университет. Он брал частные уроки музыки в Лондоне. Его можно считать дирижером-самоучкой. Впервые он принял участие в публичном концерте в октябре 1899 году, а в следующем месяце заменил Ганса Рихтера на концерте оркестра Халле.

Профессиональный дебют Бичема состоялся тремя годами позже в Лондоне. В 1906 году он основал Новый симфонический оркестр, который чаще исполнял современные сочинения, чем более знакомые и популярные. Через два год Бичем покинул НСО и в 1909 году основал симфонический оркестр Бичема. В том же году дирижер наконец помирился с отцом, с которым был в ссоре десять лет. Семейное состояние позволило ему осуществить целый ряд музыкальных планов, в том числе ставить оперы в Ковент-Гарден. Томас Бичем всегда был более авангарден, чем другие импресарио.

В 1920-е годы Бичем тесно сотрудничал с Лондонским симфоническим оркестром, но из-за возникших разногласий ему пришлось уйти. Тогда он вместе с Малкольмом Сарджентом создал Лондонский филармонический оркестр. Новый оркестр дебютировал в октябре 1932 года — с большим успехом. В 1930-е годы оркестр сделал более трехсот записей и дал огромное множество концертов. В 1936 году оркестр отправился на гастроли в Германию — весьма противоречивый шаг! — и на одном из концертов присутствовал Адольф Гитлер.

С 1941 по 1944 год Бичем находился в Австралии, а затем в Северной Америке. С 1942 года он совместно с Бруно Вальтером занимал пост главного дирижера театра Метрополитен в Нью-Йорке. Вернувшись в Лондон, Бичем вновь возглавил Лондонский филармонический оркестр. Но за время его отсутствия оркестр превратился в самоуправляемый коллектив. Хотя концерты под руководством Бичема проходили с большим успехом, отношения были испорчены, и дирижер ушел. В 1946 году он основал Королевский филармонический оркестр. Кроме того, в конце 1940-х годов Бичем дирижировал в Глайндборне.

С Королевским филармоническим оркестром Бичем сотрудничал всю жизнь, участвовал в нескольких международных турне и давал множество концертов в Лондоне. Помимо записей и выступлений со своим оркестром Бичем дирижировал исполнением опер в Британии и за рубежом. Он считался одним из лучших исполнителей сочинений Фредерика Дилиуса и Рихарда Штрауса. Последний раз Бичем дирижировал оркестром 7 мая 1960 года в Портсмуте. Он умер 8 марта 1961 года.

К чему стоит приготовиться, решив стать дирижером?

Стоит сказать, что дирижеры относятся к редкой и специфической профессии. Однако это не мешает им находить свою нишу в мире музыки. Но все же об этом стоит позаботиться еще во время учебы в консерватории.

Все дело в том, что новичка не поставят руководить оркестром или хором, а потому нужно успеть набраться достаточно опыта, чтобы быстрее освоиться.

Если говорить о карьере, то тут все зависит от разрядов. Например, достигнуть 9 или13 разряда потребуют массу работы над собой и расширением своих возможностей. Не помешает талант и длительный стаж работы.

Теперь вы знаете о профессии дирижер кто это, какие требования ему предъявляются и что должен знать и уметь.

Семен Елизаров, скрипка

Моя любовь к оркестру обусловлена тремя основными истинами: совместное творчество с другими музыкантами, созидательная работа, рождающая музыку здесь и сейчас, и моя посильная лепта в достижение всего вышеперечисленного.

О родительской воле и детских протестах

Мои родители – скрипачи по профессии – в раннем возрасте обнаружили у меня музыкальные способности, и с того момента перед ними и передо мной не существовало другого выбора, кроме как посвятить жизнь музыке. Естественно, в том возрасте это был неосознанный шаг для меня.

Как только со мной начали заниматься по специальности (сначала родители, потом педагоги), я сделал для себя неприятное открытие: овладение инструментом требует колоссального усилия, невероятной сосредоточенности и жесточайшей дисциплины. Разумеется, мне приходилось жертвовать играми во дворе ради достижения результатов.

И чем успешнее осваивал профессию музыканта, тем существеннее становились ограничения, что, конечно, провоцировало меня на всяческие протестные формы в виде детских шалостей.

К моменту поступления в МССМШ имени Гнесиных (колледж) я уже довольно прилично играл на скрипке в отличие от других поступающих, поэтому меня приняли безоговорочно.

И с этого знаменательного события детство в общепринятом смысле закончилось. Преподаватели по специальности и по другим предметам отдавали мне все свои знания, чему я весьма признателен, но особую роль в становлении как музыканта сыграл мой педагог по классу скрипки – Татьяна Семеновна Беркуль, доцент Московской консерватории.

Благодаря ей мне удалось сделать качественный рывок в овладении инструментом и утвердиться в мысли, что моя профессиональная деятельность навсегда связана с музыкой.

О совместных поисках эталона

Во время учебы в школе я впервые близко соприкоснулся с таким явлением, как оркестр (“Гнесинские виртуозы” п/у М. Хохлова), в котором играл несколько лет, вплоть до поступления в консерваторию.

Потом был оркестр “Московия” под управлением Эдуарда Грача – в его класс в Московской консерватории я попал после окончания школы.

Поступив в аспирантуру на сольное отделение, я сыграл конкурс в Госоркестр (в то время руководство осуществлял Марк Горенштейн) и был принят в группу первых скрипок.

Знакомство с оркестром, состоявшееся еще в школе, произвело на меня столь неизгладимое, сакральное впечатление, что и по сей день проходит краеугольным камнем через мою жизнь. Для меня это доминанта моей музыкальной деятельности. Также я занимаюсь преподаванием и принимаю активное участие в ансамблях, музыкально-тематических и творческих вечерах и концертах.

На взгляд неискушенного человека, игра в оркестре не представляет никакой сложности. Собираются, условно говоря, музыканты, открывают ноты какого-либо произведения, играют его от начала и до конца и с чувством выполненного долга расходятся. Но для истинных ценителей оркестрового звучания нет сложнее и загадочнее феномена рождения музыки.

Можно ли попытаться исследовать природу воздействия оркестра на души и чувства слушателей? Безусловно, да! Суть явления проста, как все гениальное: абсолютное сочетание композиторского замысла, профессионализма музыкантов и таланта дирижера, придающего любому оркестру его неповторимое звучание.

Приход в Госоркестр Владимира Юровского на должность художественного руководителя, на мой взгляд, связан с покорением новой высоты.

За эти пять лет оркестр качественно преобразился. Владимир Михайлович значительно расширил репертуар, интерпретировал аутентичное звучание. Вдумчивое и тактичное отношение дирижера к музыкантам, совместное творчество, поиски идеала в исполнении любого произведения, будь то классическая, или современная музыка – все это создает взаимный пиетет, и, наверно, не будет лишним сказать, что по этой причине Госоркестр может считаться одним из выдающихся явлений в современном культурном пространстве.

Юлия Чечикова, “М24“

Евгений Мравинский (1903-1988)


Чаще всего дирижерами становятся музыканты зрелые, умудренные жизненным и профессиональным опытом. Однако же пример выдающегося советского дирижёра Евгения Мравинского, самого известного в России, опровергает это негласное правило – он встал за пульт управления оркестром очень рано, еще будучи студентом консерватории.

В процессе своей деятельности Мравинский предложил публике абсолютно новаторскую форму концертных выступлений — лекции-концерты. Перед началом исполнения он увлекательно рассказывал зрителям о тех сочинениях, которые собирался исполнить оркестр. Такие концерты собирали аншлаги.

Мравинский всегда подходил к исполнению музыкальной композиции не только как руководитель оркестра, но и как полноправный соавтор произведения.

Поэтому любая, даже знакомая каждому классическая музыка, в его исполнении приобретала совершенно особенное звучание. А все потому, что только он умел находить и в полной мере раскрывать те грани сочинения, которые как-то были незаметны другим дирижерам.

Примечания

  1. 12345678 Рацер, 1975, с. 252.
  2. Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
  3. Рацер, 1975, с. 252—253.
  4. 123456 Рацер, 1975, с. 253.
  5. 123Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233. Архивировано 14 октября 2013 года.
  6. Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
  7. Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
  8. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
  9. Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
  10. Адорно, 1999, с. 99.
  11. 12 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
  12. Вейнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
  13. Гинзбург, 1975, с. 187.
  14. 12345 Рацер, 1975, с. 254.
  15. Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  16. Гинзбург, 1975, с. 164.
  17. Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  18. Адорно, 1999, с. 95.
  19. 12 Рацер, 1975, с. 255.
  20. 12Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  21. Гинзбург, 1975, с. 186.
  22. Гинзбург, 1975, с. 381—390.
  23. Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
  24. Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
  25. Гинзбург, 1975, с. 390—391.
  26. Гинзбург, 1975, с. 391—392.
  27. Гинзбург, 1975, с. 186—187.
  28. Гинзбург, 1975, с. 389.
  29. 12 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
  30. Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
  31. 12345 Рацер, 1975, с. 255.
  32. Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
  33. Гинзбург, 1975, с. 7.
  34. Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
  35. 123 Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
  36. Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
  37. 12 Гинзбург, 1975, с. 6.
  38. Poulet Christian. Jane Evrard(неопр.) . Сайт ристиана Пуле. Дата обращения 17 сентября 2020.
  39. Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.

ДУХОВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Дети и подростки — важнейшая часть целевой аудитории Государственного Кремлёвского оркестра, ведь именно в раннем возрасте закладывается любовь к музыке, творчеству, прекрасному, и открываются новые таланты.

Формат концертных программ Государственного Кремлёвского оркестра для детей школьного возраста можно определить как урок-концерт. Это не просто виртуозное исполнение оркестром музыкальных произведений перед юными слушателями, но также и увлекательный рассказ профессиональных артистов об особенностях и взаимосвязях музыкальных стилей и жанров, о композиторах и их творчестве, своеобразное путешествие сквозь различные музыкальные эпохи.

Работа с детьми и для детей рассматривается Государственным Кремлёвским оркестром как основа для естественного развития и расширения профессиональной среды музыкантов-духовиков, а также для формирования значительной постоянной зрительской аудитории в будущем.

Становление дирижерского искусства

С развитием симфонической музыки усложнялось ее содержание, обогащались выразительные средства. Прежний руководитель, играющий в ансамбле и одновременно дающий указания музыкантам, уже не мог осуществлять сложные и многообразные функции управления оркестром.

К середине XVIII века функции руководителя перешли к музыканту, не принимавшему непосредственного участия в ансамблевой игре. Считается, что первый дирижер, ставший на специальный помост – это Иоганн-Фридрих Рейхардт (1752-1814).

Уже в начале XIX века дирижирование стало самостоятельным видом исполнительского искусства. Успешно выступавшие на этом поприще композиторы (Вебер, Мендельсон, Берлиоз, Лист, Вагнер) выдвинули новое требование к руководителю оркестра: дирижер – профессионал.

Постепенно утвердился новый способ дирижирования, сохранившийся до наших дней. Дирижер становится лицом к оркестру, а не к публике (первым это сделал Рихард Вагнер), и управляет оркестровым коллективом при помощи палочки (приоритет в этой области принадлежит немецкому скрипачу и композитору Л. Шпору).

Дирижер. Особенности профессии

Стезя дирижера сложна и многогранна. Ее специфические особенности заключаются в том, что дирижер осуществляет стоящие перед ним художественные задачи не непосредственно (как музыкант), а при помощи целой системы пластических приемов-жестов.

Этими, казалось бы, чисто внешними приемами дирижер не только указывает темп, ставит точные ритмические акценты, но и регулирует динамические оттенки, фиксирует моменты вступлений оркестровых групп или отдельных солистов. Каждое движение, жест, мимика имеют свой глубокий художественно-эмоциональный подтекст).

Искусство дирижера – искусство во многом психологическое. Образный мир каждого симфонического произведения раскрывается полностью лишь тогда, когда у руководителя устанавливается прочный творческий контакт с оркестровым коллективом.

Тут приходят на помощь те качества, без которых немыслим настоящий дирижер – симфонист. Это безупречный слух, острое чувство ритма, музыкальная память, глубокое знание возможностей инструментов, умение быстро ориентироваться в любой партитуре.

Все это позволяет дирижеру, обладающему определенными волевыми качествами, вдохновить, увлечь и повести за собой коллектив. В современном музыкальном искусстве именно дирижеру принадлежит художественная трактовка произведения. Он должен уметь в точности передать авторский замысел, дать ясную, глубокую, во всех отношениях исчерпывающую интерпретацию исполняемой музыки.

Поэтому его задача не только трудна, но и почетна. Профессия дирижера справедливо считается «заглавной» музыкально-исполнительской профессией.

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Германия

Город Оркестр Дирижер Национальность
Бамберг Бамбергский симфонический оркестр Якуб Хруша чешский язык
Берлин Берлинский филармонический оркестр Кирилл Петренко русский
Берлин Симфонический оркестр Берлинского радио Владимир Юровский русский
Берлин Немецкий симфонический оркестр Берлина Робин Тиччати Британский
Берлин Концертхаусорчестер Берлин Кристоф Эшенбах Немецкий
Берлин Staatskapelle Berlin Даниэль Баренбойм Аргентинский
Бремен Deutsche Kammerphilharmonie Bremen Пааво Ярви эстонский
Кёльн Gürzenich Orchestra Кельн Франсуа-Ксавье Рот французкий язык
Кёльн WDR Funkhausorchester Франк Штробель Немецкий
Кёльн Симфонический оркестр WDR Кёльн Кристиан Макелару румынский
Дортмунд Дортмундерский филармонический оркестр Габриэль Фельц Немецкий
Дрезден Дрезденский филармонический оркестр Марек Яновски Польский
Дрезден Государственная капелла Дрездена Кристиан Тилеманн Немецкий
Эссен Эссенская филармония Томаш Нетополь чешский язык
Франкфурт Франкфуртская опера — оркестр музеев Себастьян Вайгле Немецкий
Франкфурт hr-Sinfonieorchester Ален Алтыноглу французкий язык
Галле Staatskapelle Halle (должность вакантна)
Гамбург Гамбургер Симфоникер Сильвен Камбрелинг французкий язык
Гамбург Симфонический оркестр NDR Алан Гилберт Американец
Ганновер НДР Радиофилармония Эндрю Манце Британский
Гейдельберг Филармонический оркестр Гейдельберга Элиас Гранди Немецкий
Херфорд Нордвестдойче филармония Ив Абель Канадский
Hilchenbach Филармония Südwestfalen Чарльз Оливьери-Манро Мальтийский
Йена Jenaer Philharmonie Саймон Гауденц Швейцарский
Карлсруэ Badische Staatskapelle Джастин Браун Британский
Кобленц Государственный оркестр Рейнской филармонии Гарри Уокер Британский
Констанц Südwestdeutsche Philharmonie Konstanz Ари Расилайнен Финский
Людвигсхафен-на-Рейне Государственная филармония Рейнланд-Пфальц Майкл Фрэнсис Британский
Лейпциг Лейпцигский Гевандхаус Оркестр Андрис Нельсонс Латышский
Лейпциг Симфонический оркестр MDR Leipzig Radio Деннис Рассел Дэвис Американец
Любек Филармонический оркестр Hansestadt Lübeck Рюсукэ Нумаджири Японский
Мюнхен Симфонический оркестр Баварского радио Сэр Саймон Рэттл (назначен, вступает в силу с 2023 г.) Британский
Мюнхен Баварский государственный оркестр Владимир Юровский русский
Мюнхен Мюнхенский камерный оркестр Александр Либрейх Немецкий
Мюнхен Мюнхенский филармонический оркестр Валерий Гергиев русский
Мюнхен Оркестр Мюнхенского радио Иван Репушич хорватский
Мюнхен Мюнхенский симфонический оркестр Кевин Джон Эдусей Немецкий
Нюрнберг Нюрнбергский симфонический оркестр Кахчун Вонг Сингапурский
Recklinghausen Neue Philharmonie Westfalen Расмус Бауманн Немецкий
Штутгарт Штутгартский филармонический оркестр Дэн Эттингер Израильский
Веймар Staatskapelle Weimar Доминик Бейкирх Немецкий
Вупперталь Sinfonieorchesters Wuppertal Патрик Хан Австрийский

Теодор Курентзис (р. 1972)

Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.

За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.

Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году. 

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Плюсы и минусы дирижерства

В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.

Разберем плюсы:

  • Быть старшим и главным всегда приятно;
  • Появляется значимость и уважение в коллективе;
  • Частые гастроли;
  • При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
  • Есть вероятность стать медийной личностью;
  • Высокий уровень оплаты труда.

А теперь о минусах:

  • Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
  • Придется долго учиться;
  • Высокая ответственность;
  • Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.

Обучение на дирижера

Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:

  • «Дирижирование» (код: 53.03.05);
  • «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).

При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.

Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.

Профессия дирижер

Рано или поздно у каждого ребенка, занимающегося музыкой, возникает вопрос: кем быть, на кого учиться? Кто-то изменяет музыке и идет получать какую-либо современную прикладную профессию: юрист, экономист, инженер, оставив музыку лишь в качестве хобби, а кто-то всерьез мечтает связать свою жизнь с творчеством и выбирает среди профессий музыкальных: певец, музыкант и другие. Если ваш ребенок все-таки решил связать свою жизнь с музыкой, возможно, по душе ему придется и такая профессия, как дирижер, о которой частенько забывают.

Слово «дирижер» в переводе с французского языка означает «управлять/руководить». Стоит отметь, что профессия эта очень древняя и первые упоминания о ней можно встретить еще в литературе о Древнем Египте.

Профессиональный дирижер должен не только уверенно владеть музыкальным материалом, но и уметь наполнить то или иное произведение выразительностью, а иногда и придать ему совершенно новое, порой даже необычное звучание, представить аудитории новое прочтение знакомых композиций.

Профессия дирижера довольно трудная, ведь он несет ответственность не только за свою собственную работу, но и за работу всего музыкального коллектива. Дирижер должен знать и учитывать особенности и способности каждого отдельного музыканта в оркестре или ансамбле, которым он руководит.

Человек, избравший для себя путь дирижера, должен обладать такими важными качествами: исключительный музыкальный слух, развитое чувство ритма, хорошо развитые память и координация, усидчивость, терпение и несомненно педагогический талант.

Путь каждого будущего дирижера начинается в https://jamschool.ru

На этом этапе очень важно особое внимание уделить музыкальной грамотности: развитие чувства ритма и слуха, уроки сольфеджио, изучение нотной грамоты — все это основы основ не только для будущего дирижера, но и для любого другого музыканта. https://jamschool.ru или игры на музыкальном инструменте послужат отправной точкой в мир музыки и творчества!

Если вы до сих пор не решили стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, то ответ здесь может бть только один — определенно стоит! Тем самым вы не только заложите образовательный фундамент, но и займете свободное время вашего непоседы, которое зачастую бывает потрачена перед монитором комьютера. Приходите на пробное занятие или на одно из наших отчетных выступлений, и вы все увидите сами!

Записи

Чикагский симфонический оркестр собрал обширную дискографию. Записи CSO получили 63 премии Грэмми Национальной академии звукозаписывающих искусств и наук . К ним относятся несколько наград «Классический альбом года», награды за лучшее классическое исполнение в категориях вокал-солист, хоровое, инструментальное, инженерное и оркестровое исполнение.

1 мая 1916 года Фредерик Сток и оркестр записали Свадебный марш из музыки Феликса Мендельсона к «Сон в летнюю ночь» для Columbia Records . Сток и CSO сделали множество записей для Columbia и Victor Talking Machine Company / RCA Victor . Первые электрические записи Чикагского симфонического оркестра были сделаны для Виктора в декабре 1925 года, включая исполнение увертюры Карла Голдмарка « Весной» . Эти ранние электрические записи были сделаны в студии Виктора в Чикаго; через пару лет Виктор начал записывать CSO в Orchestra Hall. Сток продолжал записываться для Columbia и RCA Victor до своей смерти в 1942 году.

В 1951 году Рафаэль Кубелик сделал первые современные высококачественные записи с оркестром в Оркестровом зале для Меркьюри . Как и самые первые электрические записи, эти выступления были сделаны с использованием одного микрофона. Philips переиздал эти исполнения на компакт-диске с оригинальной этикеткой Mercury и примечаниями на обложке.

Сэр Георг Шолти

В марте 1954 года Фриц Райнер сделал первые стереофонические записи с CSO, снова в Оркестровом зале, для RCA Victor, включая исполнение двух симфонических стихов Рихарда Штрауса : Ein Heldenleben и Также sprach Zarathustra . Райнер и оркестр продолжали записывать для RCA Victor до 1963 года. В основном они были записаны в трехканальном процессе RCA Victor «Living Stereo». RCA ремастерировала записи в цифровом виде и выпустила их на CD и SACD. Джин Мартинон также записывалась с CSO для RCA Victor в течение 1960-х, продюсируя выступления, которые были переизданы на компакт-дисках.

Сэр Георг Шолти записывался с CSO в первую очередь для Decca Records . Эти записи Solti были выпущены в США на лондонском лейбле и включают высоко оцененную серию Малера , частично записанную в историческом храме в Медине — некоторые части были записаны в Центре Краннерта в Университете Иллинойса (Урбана, Иллинойс), а также в Sofiensaal в Вене , Австрия . Многие записи с Даниэлем Баренбоймом были выпущены на Teldec .

В 2007 году Чикагский симфонический оркестр основал собственный лейбл CSO Resound . После достижения соглашения с музыкантами оркестра были приняты меры для выпуска новых записей в цифровом виде в онлайн-магазинах и на компакт-дисках. Весной 2007 года был выпущен первый компакт-диск CSO Resound с записью исполнения Хайтинком Третьей симфонии Малера. Следующие выпуски включали Седьмую симфонию Брукнера, Шестую симфонию Малера и Четвертую симфонию Шостаковича (лауреат Грэмми), дирижировавшие Хайтинком; Пятая симфония Шостаковича под управлением Мён-Вун Чонга ; «Традиции и трансформации: звуки Шелкового пути в Чикаго» с творческим консультантом Оркестра Джадсоном и Джойс Грин Йо-Йо Ма (обладатель Грэмми); и записи Реквиема Верди (обладателя Грэмми) и Отелло под управлением Мути.

Чикагский симфонический оркестр и хор записали музыку для двух фильмов: « Фантазия 2000» под управлением Джеймса Левина и « Линкольн» (фильм 2012 года) под управлением Джона Уильямса. Выдержки из оркестра и записи хором Московского о Иоганна Себастьяна Баха «s Страстей по Матфею , проведенного сэр Георг Шолти, были использованы в фильме казино .

Особенности профессии дирижера

Принято считать, что дирижер – это музыкальный деятель, который берет на себя управление музыкантами во время исполнения композиций. Поэтому у дирижера есть несколько профилей работы:

  • ансамблевой;
  • оркестровый;
  • хоровой;
  • оперный.

Как можно понять из названия, дирижер оркестра работает именно с такой формой объединения музыкантов. Более того, дирижер и оркестр – это некий единый организм, который существует исключительно в тандеме. Все участники хорошо понимают особенности манеры исполнения друг друга, умению чувствовать чужое настроение и подстраиваться под него.

При этом дирижер – это не просто руководитель. Его роль носит далеко не технический или формальный характер. Дирижер – это человек, который дает акценты музыкальным композициям через собственное восприятие произведений

Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определенный инструментальных партиях. Иными словами, дирижер оркестра – это музыкальный аналог режиссера постановки

Они имеет исходный материал произведения, но вносит в него свое мировосприятие.

Кроме этого, дирижер оркестра, конечно же, отвечает за чистоту выступления коллектива. Во многом именно от дирижера зависит будет ли выступление оркестра успешным или не понравится публике.

Одним словом, профессия дирижера требует не просто умения руководить, но и безупречного слуха и таланта.

Оркестр

Титул «музыкальный руководитель» или «музыкальный руководитель» используется многими симфоническими оркестрами для обозначения главного дирижера и художественного руководителя оркестра. Термин «музыкальный руководитель» наиболее распространен для оркестров в Соединенных Штатах. В европейских оркестрах более распространены звания «главный дирижер» или «главный дирижер», которые обозначают дирижера, который руководит большинством концертов данного оркестра за сезон. В музыкальном театре и опере музыкальный руководитель отвечает за общее музыкальное исполнение, в том числе за то, чтобы актеры досконально знали музыку, контролировали музыкальную интерпретацию исполнителей и пит-оркестра, а также дирижировали оркестром.

В 20-м веке титул и положение обычно давали почти неограниченное влияние на дела конкретного оркестра. Как следует из названия, музыкальный руководитель не только проводит концерты, но также контролирует, какую музыку оркестр будет исполнять или записывать, и имеет большие полномочия в отношении найма, увольнения и других кадровых решений над музыкантами оркестра. Такое авторитарное правление, которое когда-то ожидалось и даже считалось необходимым для правильного функционирования симфонического ансамбля, несколько ослабло в последние десятилетия 20-го века с появлением и поощрением большего разделения власти и стилей совместного управления (с самими музыкантами оркестра, административный персонал и волонтерский совет директоров). Музыкальный руководитель на американском жаргоне также помогает в сборе средств, а также является основным направлением рекламы оркестра, как то, что часто называют его «публичным лицом».

Термин «музыкальный руководитель» или «музыкальный руководитель» стал распространенным в Соединенных Штатах в середине 20-го века после эволюции названий. Ранние руководители оркестров были просто обозначены как «дирижеры». В 1920-х и 1930-х годах термин музыкальный руководитель начал использоваться, чтобы обозначить тот факт, что человек на этой должности делал гораздо больше, чем просто дирижировать, и отличить их от приглашенных дирижеров, которые просто вели одну конкретную программу или концерт. . Джордж Сзелл , например, был назначен «музыкальным руководителем» Кливлендского оркестра в 1946 году, и его должность оставалась таковой до самой его смерти в 1970 году. Его преемнику, Лорину Маазелю , было присвоено звание «музыкальный руководитель». Другие крупные американские оркестры не отставали от времени и начали использовать более простой термин в 1950-х и 1960-х годах.

Этот термин также может относиться к человеку, который руководит школьным оркестром или руководит музыкальной программой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector