Валерий халилов: “духовой оркестр просто не может играть плохую музыку!”

О военных музыкантах России

Наша страна — единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов.

Сначала среднее образование — Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри.

Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

Валерий Михайлович Халилов – начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, народный артист Российской Федерации, генерал-лейтенант.

Родился в семье военного дирижёра. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне – Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижёром оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведён в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации – главный военный дирижёр.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Валерий Халилов – музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России. Его творчество как композитора, в основном, связано с жанрами духовой оркестровой, хоровой, вокальной и камерно–инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, КНДР, Ливане, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Трагически погиб 25 декабря 2016 г. в результате авиационной катастрофы самолета Ту-154 RA-85572 Министерства обороны России, направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирию.

По материалам: Фома, Московский комсомолец, газета “Культура”, радио “Вера”

“Мы заходили в столовую училища и поплакивали”

В 1965 году у отца обнаружили опухоль мозга. Вся семья демобилизовалась в Москву, в однушку площадью 28 квадратных метров на станции метро Октябрьская. Валера учился в музыкальной школе на Якиманке, гулял в парке Горького и слушал вальсы и симфонии. А в 11 лет поступил в Московское военно-музыкальное училище. Конкурс — 50 человек на место, лимит — 30 мальчиков со всего СССР. Халилов прошел.

Началась жизнь строго по уставу: подъём в 07:15, отбой в 22:15.

— Надели погоны, поставили в строй, подстригли наголо – так мы ходили три года. Оторвали от родителей, домашнего уюта, разместили в казарме. Было тягостно и тоскливо, — будет вспоминать потом Валерий Халилов. – За серебряным бором располагались храм недействующий, где была столовая.  Мы с Сашей Магаем в эту столовую заходили и поплакивали. Ну, тяжело было на самом деле. Хотелось домой.

Учеба

Младший брат, поступивший туда же спустя четыре года, подтверждает, что было тяжело. Когда мама уезжала, и он начинал реветь. Кроме того, оба брата были небольшого роста. Старшекурсники добродушно подшучивали: когда младшие играли в раздевалке в жмурки, брали их и за ремни на брюках подвешивали на вешалку и убегали. После звонка завуч приходил и снимал. «Мы никогда, конечно, не говорили, кто это сделал», — рассказывал Валерий Михайлович.

На выходные домой Валера почти всегда приезжал с друзьями – в одной спальне размещались родители, бабушка, сестра с братом Сашей, четыре курсанта и пудель Пушок. “Дом сразу наполнялся специфическим «военным» ароматом – смесь казармы, кожи, гуталина”, так запомнил те дни Александр. Спали на полу, мама на всех варила кастрюлю макарон с сосисками, сидели и обсуждали учебные будни.

Курсанты

Три курсанта – Игорь Игнатов, Владимир Царев, Илья Паникаров – на всю жизнь останутся лучшими друзьями Валерия. А училище теперь носит его имя.

— Требовательность к себе – прежде всего. Дисциплина времени, дисциплина внутреннего содержания. Только тогда можно прийти к определенному успеху в своей жизни. Ну и конечно цель, к чему стремиться, — говорил об учебе дирижер. — Ничто не достигается легким путем. Если цель достигнута легким путем, значит, будьте осторожны, что-то здесь не так, мне так кажется.

Куда поступать

Интерес к созданию новых музыкальных произведений в данной сфере искусства возродился лишь в последние годы. Высокая актуальность специалистов данного направления объясняется рядом факторов, в том числе, — низким уровнем общей музыкальной культуры современного общества, недостаточным уровнем воспитания художественного вкуса. В процессе подготовки будущий дирижер должен получить глубокие теоретические знания, сформировать профессиональные компетенции, развить свои творческие способности. Подготовка специалистов данного профиля осуществляется современными деятелями культуры и искусства на фонических факультетах таких отечественных вузов, как:

  • Московская консерватория имени П. И. Чайковского;
  • Военный университет Министерства обороны РФ;
  • Астраханская государственная консерватория (академия).

История создания

Военный факультет при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского был создан в 1935 году, в соответствии с совместным приказом Народного Комиссара Обороны Союза СССР и Народного Комиссара просвещения РСФСР № 183, от 28 ноября 1935 года, на базе отделения оркестрового факультета консерватории (в другом источнике — Военно-капельмейстерской кафедры консерватории и капельмейстерского класса Военной академии им. М. В. Фрунзе).

Процессом создания факультета руководили инспектор военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии С. А. Чернецкий и директор Московской государственной консерватории Г. Г. Нейгауз. Новое учебное заведение возглавил бригадный комиссар Н. О. Элинсон, а в 1938 году начальником стал бригадный интендант А. Е. Гутор. Перед факультетом было поставлено задание обучения профессиональных боевых капельмейстеров, которые станут организовывать музыкальное дело и музыкальную самодеятельность в воинских частях.

В 1938 году факультет был расширен: организовали очную адъюнктуру по специальностям «Дирижирование» и «Инструментовка», а позже — «Инструмент военного оркестра», «Теория и история музыки». В следующем учебном году открыли несколько специальных кафедр: дирижирования, инструментовки, инструментов военного оркестра, фортепиано, теории и истории музыки.

Государственная комиссия во главе с Н. Головановым и Н. Аносовым отметила высокий уровень обучения подготовки руководителей военных оркестров. В 1936 — 1941 годах прошло шесть выпусков военных капельмейстеров. На 22 июня 1941 года на военном факультете обучалось 30 студентов.

После начала Великой Отечественной войны факультет начал подготовку военных капельмейстеров для Красной Армии по ускоренной программе, тогда факультет был переведен в Саратов. Многие выпускники принимали непосредственное участие в боевых действиях. В частности, в битве под Сталинградом погиб военный дирижер старший лейтенант А. К. Сироха, его посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.

В 1944 году Военный факультет при Московской государственной консерватории стал отдельным военно-музыкальным вузом, его наименование звучало так: Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии. В августе 1945 году вузу было торжественно вручено Боевое знамя.

В ноябре 1946 года вуз переименовали в Высшее училище военных дирижеров Советской Армии.

В 1950 году Высшее училище военных дирижеров Советской Армии реорганизовали в Институт военных дирижеров, в таком виде он существовал в течение десяти лет.

В 1960 году в ходе кампании по сокращению Вооруженных Сил СССР Институт военных дирижеров был реорганизован в Военно-дирижерский факультет при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского.

4 апреля 2001 года Правительство Российской Федерации создало на базе Военно-дирижерского факультета при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории им. П. И. Чайковского Московскую военную консерваторию (Военный институт).

10 апреля 2006 года Правительство Российской Федерации снова преобразовало организацию в Военный институт (военных дирижеров) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.

«Все будет офигенно!» — военный духовой оркестр удивил репертуаром однополчан в Борисове

23 Февраля 2019 17:33

Минская область

Неформатным концертом удивил однополчан духовой оркестр 60-го отдельного Барановичского Краснознаменного, ордена Александра Невского полка связи.

Наряду со служебно-строевыми ритмами прозвучали песни в современной обработке. Живая музыка, дебютные композиции, зажигательные песни, юмористические выступления стали настоящим подарком военнослужащим.

Программа праздничного дня у духового оркестра 60-го отдельного полка связи, который дислоцируется в Борисове, была насыщенная. С самого утра музыканты в погонах принимали участие в официальных торжествах с возложением цветов к памятникам, выступали в военном госпитале, на построении в своей воинской части. Завершением дня стал праздничный концерт для однополчан.

Как рассказал военный дирижер, начальник оркестра майор Дмитрий Танкевич, концерт условно разделили на две части. Официальная — песни на военную тематику. Здесь представили на суд зрителей также новые композиции, которые еще никто не слышал.

— Мы исполнили маршеобразные песни, произведения «стихотворческого» жанра, — уточняет Дмитрий Васильевич. — В составе оркестра есть свой композитор — подполковник Юрий Тышук. Благодаря ему смогли порадовать однополчан новинкой, слова которой были написаны им во время службы в Афганистане. Прозвучала еще одна композиция на музыку Юрия Петровича, посвященная 60-му отдельному полку.

Во второй части концерта музыканты решили отойти от стандартов и представили особенную программу. Слышать в исполнении духового оркестра в военной форме песни группировки «Ленинград», группы «ДДТ» было удивительно. Например, сыграли «Все будет офигенно!» (слова все же немного подредактировали — для своей публики). Музыканты еще раз доказали, что для мужчин в погонах нет ничего невозможного

И не важно, выполняешь ли ты боевые задачи на полигоне либо поднимаешь боевой дух на концертной площадке

— Оркестр должен быть гибким: уметь исполнять композиции от строевого марша до эстрадного шлягера, — добавляет военный дирижер.

Дмитрий Танкевич из тех, кто стоял у истоков создания этого музыкального коллектива и до сих пор играет в его составе. Оркестр насчитывает шестнадцать человек.

— Наш оркестр был образован в 2002 году на базе Борисовской военной комендатуры, — вспоминает музыкант. — В его состав я попал, будучи старшим лейтенантом. В связи с реорганизацией вооруженных сил оркестр вошел в состав 60-го отдельного полка связи.

Артисты в погонах играют на мероприятиях, проходящих на самом высоком уровне — с участием командующего, руководства Борисова, представителей делегаций из других государств.

— Хорошим опытом для нас стало выступление вместе с оркестрами сухопутных войск Франции, муниципальным оркестром Германии и многих других не менее известных коллективов, — подчеркивает Дмитрий Танкевич.

Как отметила офицер по культурно-досуговой работе — начальник клуба 60-го полка связи, капитан Лариса Лайкова, военный оркестр полка пользуется заслуженной популярностью не только у военнослужащих Борисовского гарнизона, но и среди жителей Борисовского, Крупского, Смолевичского, Березинского районов и города Жодино.

— Нам очень повезло, что в составе полка есть оркестр, — отмечает Лариса Лайкова. — Без этого музыкального коллектива не проходит ни один воинский ритуал или торжественное мероприятие в нашей части. Они выступают с разноплановым репертуаром, с новыми песнями, с известными солистами. Нашим артистам в погонах все по плечу!

Алена Дроздовская

Фото и видео автора

Предыдущая статьяСледующая статья

О музыке духовной и военной

Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер — военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна.

Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей — это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки — в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства?

Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму — открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам — созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика — никогда. Слушать классику — работа души.

Люди во все времена — одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки.

И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?

Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями.

Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.

Валерий Халилов

Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют — все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно!

Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее — чистое, светлое. Наверно, именно в этой плоскости музыка — военная ли или просто классическая — и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.

***

У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства».

Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах – куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр – это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр – вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать.

Вокруг – раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют – толпа собирается вокруг духового оркестра.

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях. Музыка, исполняемая таким оркестром, способна опьянить каждого человека своей особой парадной торжественностью

Военный духовой оркестр – это штатный оркестр воинской части, коллектив исполнителей, играющих на духовых и ударных инструментах.

В репертуар оркестра входит, конечно, военная музыка, но не только: в исполнении такого состава великолепно звучат и лирические вальсы, и песни, и даже джаз! Этот оркестр выступает не только на парадах, торжественных церемониях, воинских ритуалах, при строевом обучении войск, но и на концертах и вообще в самых неожиданных ситуациях (например, в парке).

Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр.

В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага – морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России – это уникальное явление.

Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах.

В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны. В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.

Репертуар

Военные духовые оркестры XVIII века страдали от недостаточного количества музыкальных произведений. Так как в то время композиторы не писали музыку для духовых ансамблей, приходилось делать переложения симфонических произведений.

В XIX веке музыку для духовых оркестров писали Г. Берлиоз, А. Шёнберг, А. Руссель и другие композиторы. А в XX веке музыку для духовых ансамблей стали писать многие композиторы. В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.

Состав современного военного духового оркестра

Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными). Первый вариант состава сейчас встречается уже крайне редко, гораздо более распространён второй вариант состава музыкальных инструментов.

Обычно смешанный духовой оркестр бывает трех видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем – 30, а в большом уже 42 и более.

Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы.

Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.

Управление военным оркестром – это особая честь

Например, если выступление происходит в парке, то дирижёр занимает традиционное место – лицом к оркестру и спиной к зрителям.

Но если оркестр выступает на параде, то дирижёр идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижёра – тамбуршток. Дирижёр, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.

Автор – Елена Коррунтова

[править] Достижения

Благодаря Уральскому духовому оркестру и при поддержке Челябинской городской думы и Администрации г. Челябинска возродились танцевальные ретро-вечера в городском саду имени Пушкина (июнь – сентябрь 2014 г).

Уральский духовой оркестр участвует в масштабных мероприятиях, которые проводит администрация Челябинска и Челябинской области, выступает на музыкальных фестивалях, сотрудничает с ведущими артистами культурных учреждений Челябинска, принимает участие в построении войск челябинского гарнизона во время Парада Победы.

В совместных концертных программах с Уральским духовым оркестром выступали: Вениамин Мясоедов (мультиинструменталист, г. Москва), Александр Халилов (дирижер, г. Москва), Александр Павлов (руководитель оркестра «Уралбенд», г. Екатеринбург) , Фёдор Шагов (тубист, лауреат конкурса им. Чайковского, г. Москва).

Художественному руководителю Уральского духового оркестра Игорю Ежову присвоено звание «Человек года» (в номинации «Культура и искусство») и знак отличия «За заслуги перед Военно-оркестровой службой России». В 2008 году Игорь Ежов удостоен звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

Уральский духовой оркестр является обладателем Гран-при конкурса-фестиваля духовых оркестров в г.Магнитогорске (2018г).

«Военный оркестр как необходимая часть государственного праздника»

Светская гостиная
ТЕМА:Военный оркестр как необходимая часть государственного праздника»

ЦЕЛЬ: — познакомить с историей военных оркестров, их ролью в мероприятиях, приуроченнух к государственным праздникам.
— показать детям разнообразие музыкальных инструментов;
— обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах

— формировать музыкальный вкус, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— развивать слуховое внимание и музыкальную память.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
Музыкальная гостиная
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, видеозаписи выступления военных оркестров.
Используемая литература:. Материалы сети Интернет: http://music-education.ru, http://www.liveinternet.ru, https://botan.cc

Материалы сети Интернет: http://music-education.ru, http://www.liveinternet.ru, https://botan.cc

Подготовила и провела:

Цегельник Н.Ю.

старшая вожатая.
Цель: — познакомить с историей военных оркестров, их ролью в мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам.
— показать детям разнообразие музыкальных инструментов;
— обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.

— формировать музыкальный вкус, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— развивать слуховое внимание и музыкальную память.

Ход занятия.

  1. Орг. момент, приветствие.

«В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка» Наполеон Бонапарт 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector