Чем отличается школа от гимназии и лицея

Чем отличаются колледж, училище и техникум

С 2012 года техникумы, училища, колледжи и профессиональные лицеи называют организациями среднего профессионального образования, сокращенно СПО. Обучают в них как на профессиональных квалифицированных рабочих, так и на специалистов среднего звена.   

Профессиональные технические училища. Учащиеся поступают в ПТУ обычно после 9 класса, хотя возможен и вариант после 11. Знания ребята осваивают по школьной программе, плюс нарабатывают опыт по профилю. Обучение длится три года, учащийся получает профессиональное образование начальной степени и рабочую квалификацию. В ПТУ обучают, например, на повара, электромонтера, швею, специалиста почтовой связи.  

В техникумах, помимо освоения школьной программы, студенты осваивают прикладные навыки. Обучение длится 2-3 года. В результате выпускник имеет категорию младшего специалиста вместе с аттестатом о среднем профессиональном образовании. 

В колледжах у учащихся более глубокая теоретическая и практическая подготовка. При этом в колледжи чаще берут после 11 класса, хотя могут быть исключения. Выпускник получает диплом о среднем образовании вместе со званием старшего специалиста. Часто такие учреждения сотрудничают с конкретными вузами, куда выпускник может поступить на бакалавриат. Отметим, что в колледже обычно обучение самое долгое. 

Таким образом, это разные учебные заведения. Они различаются глубиной подачи теории и практики, наличием сотрудничества с вузами, программами и тем, какая квалификация будет отмечена в дипломе. 

Колледжи и техникумы Москвы

В столице особой популярностью среди студентов ссузов пользуется очно заочная форма обучения. В техникумах и в колледжах Москвы заочное обучение привлекательно иногородних студентов, ведь для них очень удобно учиться во время сессий, а основное время проводить в родном городе. Дипломы столичных ссузов высоко ценятся по всей стране.

Колледжи и техникумы Москвы, с возможностью заочного обучения:

Колледжи

  1. Московский промышленно-экономический колледж Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта Российского университета транспорту (МИИТ).
  3. Колледж телекоммуникаций Московского технического университета связи и информатики.
  4. Педагогический колледж No15.
  5. Колледж (факультет СПО) Московского финансово-юридического университета МФЮА
  6. Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга No26.
  7. Гуманитарно-правовой колледж Юридического института МГПУ.
  8. Колледж Синергия при университете.
  9. Колледж полиции.
  10. Колледж геодезии и картографии МИИГАиК.

Техникумы

  1. Жуковский техникум.
  2. Московский многопрофильный техникум имени Л. Б. Красина, Автрзаводское отделение No 1.
  3. Техникум сервиса и туризма No29.
  4. Московский техникум имени Героя Советского Союза Ю. А. Гагарина.
  5. Московский автомобильно-дорожный колледж имени А. А. Николаева.
  6. Московский приборостроительный техникум.
  7. Гуманитарный техникум экономики и права.
  8. Московский государственный техникум технологии, экономики и права имени Л Б. Красина.
  9. Московский государственный техникум моделирования обуви и маркетинга.
  10. Заочный техникум МИФИ.

Выбор есть, и он достаточно широк. Абитуриенту осталось определиться не только с типом учебного заведения, но и с перспективой: кем хочется стать, есть ли желание получить высшее образование после среднего специального, сколько времени он готов потратить на учебу и чего хочет достичь в жизни.

Быстрая навигация по материалу

Рано или поздно перед каждым учеником средней школы встает вопрос выбора будущей специальности. Есть две возможности: получить общее девятилетнее образование и поступать в профильное учреждение, или продолжить обучение в десятом классе. Аттестат о полном среднем образовании (одиннадцатилетний курс) дает право на поступление в средне специальные и высшие учебные заведения: институты, университеты, академии, и т.д. После девятого класса школы дальнейший выбор не так широк. И именно перед этими выпускниками встает сложный выбор. Куда идти учиться дальше, остаться в школе или поступить в училище, техникум, колледж? Конечно, все зависит от результата выпускных экзаменов, чем выше оценки, тем больше вероятность поступления в выбранное заведение, тем шире круг специальностей и учебных учреждений.

Но не все дети, и даже взрослые, имеют представление о том, чем отличается колледж от техникума, или профессионального училища. А ведь от этого зависит их дальнейшая профессиональная деятельность и вся будущая трудовая жизнь. Ведь если ребенок не получает образования и профессии, то это негативно сказывается на его судьбе. Как показывает практика, преступления совершенные несовершеннолетними , в большинстве случаев совершаются теми детьми, которые не заняты учебой или работой.

Не меньший интерес вызывает процедура поступления в российские профильные учебные организации у граждан иностранных государств, в частности Украины. Сложная ситуация с документами у жителей Луганской и Донецкой областей заставляет искать возможности для обучения детей в РФ. Консультация юриста по образовательному праву дает возможность получить всю необходимую информацию по этому вопросу.

Но прежде, чем подавать документы, нужно разобраться, чем отличается колледж от техникума, в чем их сходства и особенности. Для этого необходимо рассмотреть подробнее оба этих варианта.

Что такое лицей

Лицеи тоже образовались в Древней Греции во времена Аристотеля. Они были своеобразными философскими школами, и именно этим изначально отличались от гимназии.

В царской России одним из первых лицеев был Царскосельский, который являлся привилегированным учебным заведением. В нем обучался Пушкин.

Для начала надо выяснить, что такое лицей в современном понимании этого слова. В настоящее время они заключают контракт с ВУЗами, и готовят детей для принятия в них без дополнительных экзаменов.

Основные отличия между лицеем и гимназией отражены в таблице:

Линии сравнения Лицей Гимназия
Поступление Дети поступают после 6-7 класса Поступают после окончания четвертого класса школы или прогимназии
Способ обучения Основной упор на практические занятия Теория стоит во главе обучающей методики
Преподаватели и программы обучения Азы специальных наук преподают педагоги из ВУЗа Обучают по особым программам, применяя авторские разработки.Все педагоги получили высшую категорию
Стоимость обучения Более дорогое обучение, так как готовит студентов в конкретный ВУЗ Более дешевое обучение
Поступление в ВУЗ Выпускник находится на ступеньку выше остальных ребят при поступлении в определенное заведение Делается ставка на подготовку к поступлению в университет. Существует профильное обучение.

Совет! При намерении начать обучаться в лицее, спросите у администрации учебного заведения, обладают ли выпускники возможностью начать учиться сразу на 2-ом курсе университета, института или академии (в некоторых лицеях такое возможно).

Послевузовское образование

В высших учебных заведениях предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования. Это ступень, на которой люди продолжают получать образование, имея диплом вуза. Послевузовское профессиональное образование направлено на подготовку кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, проведение научных исследований.

В системе послевузовского профобразования выделяют обучение в очной или заочной аспирантуре. Аспиранты подготавливают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Существует несколько специализированных форм подготовки:

  • ассистентура-стажировка (система подготовки педагогических и творческих работников по творческо-исполнительским специальностям);
  • ординатура (система повышения квалификации врачей в медицинских высших учебных заведениях);
  • адъюнктура (так называется аспирантура в вузах Вооруженных Сил РФ, МВД, МЧС, органов по контролю за оборотом психотропных веществ и наркотических средств).

Виды гимназий

В разговоре об учебном процессе нелишне упомянуть и о том, что гимназии различаются не только предметным уклоном, но и другими особенностями. Например, встречаются учреждения следующих типов:

  • Интернаты. В них ученики живут круглые сутки на полном пансионе, а домой отправляются, как правило, на выходные и каникулы. Промежуточный вариант между интернатом и обычным учебным заведением – гимназия полного дня, где основные и дополнительные занятия (которые, естественно, перемежаются полноценным отдыхом) длятся до самого вечера, а ночуют дети дома.
  • Билингвальные. Речь идет не просто об изучении хотя бы одного-двух иностранных языков, которые обычно преподаются на весьма высоком уровне, а о проведении уроков на этих языках, причем иногда даже по техническим дисциплинам. В отдельных школах – в основном, конечно, частных – на постоянной основе работают педагоги-иностранцы, которые ведут занятия на родном для них языке.
  • Православные. В связи с ориентацией современной России на так называемые «традиционные ценности» государство и, естественно, РПЦ поощряет открытие и работу гимназий с религиозным уклоном. Там углубленно изучаются не только основные гуманитарные предметы (русская словесность, история, обществознание), но и мировая художественная культура, древние языки (греческий, латынь) и, конечно, непосредственно богословие.

Чем отличается гимназия от школы

Гимназия – это, так сказать, элитная школа, в отличие от обычной.

Выше уже отмечалось, что простой общеобразовательной школе до статуса «гимназия» очень далеко. Попробуем разобраться в главных факторах истинного положения вещей:

  • Нужен педагогический состав с высокой квалификацией (приветствуется обладание высшей категорией). В лучшем случае здесь должен быть полностью укомплектован педагогический коллектив, и существовать дополнительный резерв учителей.
  • Достаточная обеспеченность материальной базой и техническими ресурсами.
  • В гимназии обучение идет по особым альтернативным программам, с помощью которых ребенок может легко освоить нужные учебные предметы. Упор делается на доскональном изучении гуманитарных предметов.
  • Иностранные языки находятся в приоритете.
  • Согласно учебным стандартам, в гимназии требуют изучения минимально двух иностранных языков. Кроме английского языка выбирают китайский, французский, иногда можно встретить немецкий. Дети начинают изучать английский с 7-8 лет, а еще один язык вводит в пятом году обучения. Для лучшего усвоения материала ребят разделяют на подгруппы, примерно по 8-12 человек. Класс (в реалии российских школ состоящий из 30 детей) разбивают на 3 группы. Бывает, что правило нарушается из-за того, что в некоторых гимназиях в классе обучается по 40 детей.
  • Технические науки изучаются по стандартным учебникам, принятым министерством образования, в отличие от гуманитарных дисциплин. Их дети осваивают по учебникам с углубленной подачей материала. В перечне преподаваемых дисциплин можно увидеть мировую культуру, религию, ритмику, ораторское искусство, филологию и т.д.
  • К положительным сторонам гимназии можно отнести то, что здесь имеются всевозможные кружки, проводятся факультативные занятия и т. д., которые помогут ребенку с пользой провести внешкольное время.
  • Гимназии очень тесно сотрудничают, как и лицеи (чаще взаимодействуют, а не подписывают контракт) с различными университетами и учреждениями культуры. Поэтому учебное и внешкольное время ученика гимназии проводится очень насыщено.
  • Сейчас почти во всех гимназиях принята одежда особого образца, которая шьется только для детей обучающихся там. Поэтому и можно еще раз констатировать, что «гимназист – это звучит гордо».

Есть школы, где тоже существует своя форма, но это чаще всего носит рекомендательный характер. У гимназиста на форме можно заметить специальный символ его учебного заведения.

Теперь при выборе учебного заведения родители наверняка будут знать, чем отличается гимназия от школы.

Определения и история

Со временем, в некоторых странах лицеи стали аналогами гимназий, например, в Германии и Франции. В истории российского образования такие учебные заведения сыграли значительную роль: их программа охватывала многие науки и сферы жизнедеятельности человека. Таким образом, из отечественных лицеев выпускались будущие государственные чиновники и великие научные деятели.

Позднее стали появляться профлицеи или ПТУ, которые позволяли получить начальное профессиональное образование. В современности их статус несколько изменился, однако они не превратились в обычные средние школы. Если вы зададитесь вопросом о том, какое образование можно получить после лицея, то узнаете, что эти учебные заведения предоставляют своим выпускникам аттестаты об окончании среднего полного обучения с предметами углубленного изучения.

Среди преимуществ таких образовательных учреждений выделяются:

  • Наличие расширенных учебных программ, создаваемых согласно ФГОС, или же единому государственному стандарту.
  • Предоставление дополнительных занятий в различных кружках, спортивных секциях и научных клубах, созданных для того, чтобы раскрыть потенциал обучающегося. Подобные курсы обычно посещаются на безвозмездной основе или за плату, и их отличие от обычных занятий заключается в возможности углубленной подготовки лицеиста.
  • Профильная направленность. Изначально большинство лицеев представляли собой техникумы, однако со временем эти учебные заведения стали более универсальными.

Примечательно, что разница между колледжами и лицеями размыта, поскольку и те и другие учебные заведения имеют схожие особенности. Тем не менее, различия есть, и заключаются они в уровнях аккредитации. Так, например, в колледже можно получить профессиональное среднее образование, позволяющее работать по специальности после окончания обучения. Лицеи не могут предоставить учащимся таких возможностей.

Что выбрать: училище, техникум или колледж?

Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.

Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.

https://youtube.com/watch?v=%2522.%2524code.%2522

Поставьте себя на место

Когда вы впервые пойдете в колледж, будет много изменений, и вам будет легко проводить время в комнате общежития и писать сообщения своим школьным друзьям. Однако вам следует противостоять этому побуждению.

Колледж, вероятно, лучшее время, когда вам когда-либо придется знакомиться с новыми людьми и пробовать что-то новое, поэтому вам следует воспользоваться всеми преимуществами. Держите дверь своей комнаты в общежитии открытой, чтобы познакомиться с соседями. Заведите разговор со своим партнером по химической лаборатории. Присоединяйтесь к клубу или спорту, которым вы никогда раньше не занимались. Это не только упростит переход из средней школы в колледж, так как вы будете встречать больше людей, но и откроете для себя нового друга или хобби.

А что после окончания учебы?

Ещё одно отличие прослеживается при окончании этих учебных заведений. Конечно, поступать в вузы ребёнок может как после лицея, так и после колледжа, но разница всё же есть. Заключается она не в том, что какое-то учреждение готовит лучше или хуже, а от того, куда поступает ребёнок после окончания.

После окончания медицинского колледжа, поступление в медицинский университет может стать простой формальностью. Конечно, всё это условно, а успех зависит только от желания и стремления ребёнка попасть в то или иное учебное заведение.

Лицеисты всегда готовятся очень серьёзно, но без тяжёлого труда и ежечасной работы над собой, даже у них вряд ли что получится.

Есть ещё одно отличие колледжа от лицея. Закончив колледж с красным дипломом, выпускник может рассчитывать на зачисление в высшее учебное заведение на льготных условиях, например, сдав только один экзамен, или зачислить его могут сразу на второй курс, так как те общеобразовательные предметы, которые проходят на первом курсе, были изучены им ещё в колледже.

Однако, у лицеистов тоже есть некоторые льготы. Например, лицеист может окончить школу с медалью, или дипломом за место на олимпиаде.

Шансы на поступление в этом случае не просто удваиваются, а возрастают в геометрической прогрессии. А если это – место, завоёванное на предметной олимпиаде республиканского уровня, то

Иногда, наверное, не так важно, где обучается ребёнок, какое учреждение образования заканчивает он на первой ступени обучения. Главное то, с какими результатами он это делает, к чему стремится, что хочет получить в конце своего восхождения на олимп знаний

Поэтому, был ли он учеником колледжа или лицеистом – не самое основное.

Живите яркой жизнью!

Больше постов НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ БЛОГА и в АРХИВЕ ПУБЛИКАЦИЙ

Оперативная информация на наших аккаунтах: 

fb — , ;

vk — vk.com/labprir;

ok — ok.ru/group/52618336075994; 

t — t.me/koteykarorshah;

ig — instagram.com/koteykarorshah

Виды высших учебных заведений

В России вузы представлены 3 основными видами – университетами, академиями, институтами. Конкретный вид определяется каждые 5 лет по результатам государственной аккредитации. Учитываются следующие характеристики:

  • спектр реализуемых образовательных программ;
  • наличие возможности продолжать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре;
  • проведение научных исследований;
  • выполнение научно-методической работы;
  • качественный состав научно-педагогических кадров.

Наивысшую позицию на рассматриваемой ступени профессионального образования в России занимают университеты. Это более развитые образовательные организации. Вторая позиция принадлежит академиям, а третья – институтам.

Интересные факты о пушкинском лицее

Первым директором этого учебного заведения был Василий Фёдорович Малиновский, известный в то время дипломат и публицист. Он занимал эту должность с 1811 по 1814 гг. Малиновский начал собой список директоров Царскосельского лицея.

После него на протяжении 9 лет эту должность занимал Егор Антонович Энгельгарт (1814-1823). Впоследствии на эту должность был назначен Фёдор Григорьевич Гольгоер. Он руководил Царскосельским лицеем до 1840 года.

О лицеистах хорошо заботились — прекрасно кормили, для них шил мундиры придворный портной Мальгин. Во время Отечественной войны 1812 г. казна была разорена. Это отразилось на содержании питомцев лицея. Они стали ходить в сером, а вместо портера теперь им был положен квас. Лицеисты были недовольны тем, что теперь их форма стала такой же, как у штатских.

В конце 1811 г. в этом учебном заведении уже выпускалось два журнала. Они выходили на газетной бумаге, и издавались Кюхельбекером и Илличевским. На следующий год количество авторов расширилось. Теперь издавались:

  1. «Неопытное перо», которым занимались Пушкин, Дельвиг и Корсаков.

  2. «Для удовольствия и пользы», где авторами были Яковлев, Кюхельбекер и Вольховский.

В следующем, 1813 г., оба коллектива объединились. Они издавали журнал «Юные пловцы». Затем в течение трёх лет выпускался «Лицейский мудрец».

Наивысшей оценкой была единица. Чем выше была оценка, тем считалось хуже. Самой плохой из них была четвёрка. Однако также существовала дополнительная оценка. Лицеист мог получить ноль, если он демонстрировал полное отсутствие знаний.

По итогам обучения по каждому предмету ставились не одна, а три оценки. Две из них можно было улучшить на экзамене, а одна оставалась постоянной — её ставили за талант.

Пушкин жил во время учёбы в лицее в келье № 14. Он помнил об этом в течение всей своей жизни. Будучи уже взрослым человеком, он иногда любил подписываться «№ 14» в память об этом.

Во время выпуска Пушкина директором был Энгельгарт. Он подарил всем по чугунному кольцу, которое символизировало крепкую дружбу. Поэтому весь первый выпуск называл себя «чугунным».

Чем колледж отличается от лицея?

Получив базовое образование в школе, дети вместе с родителями часто задумываются над вопросом: куда пойти дальше?

Кто-то поступает в училище, кто-то продолжает учёбу в школе, а кто-то, осваивая новые горизонты, идёт в колледжи и лицеи.

Чем колледж отличается от лицея? Какое из этих заведений престижнее в современном образовательном процессе?

Конечно, эти учебные заведения отличаются друг от друга коренным образом. Лицей, в общем, представляет собой общеобразовательное учреждение, по окончании которого ребёнок получает такой же аттестат, как в средней школе.

Потому в лицеях некоторые предметы изучаются на повышенном уровне.

Обучение в лицее предполагает серьёзную подготовку. Причём подготовка эта не ограничивается только обычными стандартными уроками. Лицеистам предлагаются разнообразные формы проведения занятий: уроки-лекции, семинары, практические и лабораторные работы, реферативная система занятий и т.п. Лицеи могут быть узкопрофильными (филологический) и многопрофильными (включает несколько разнопрофильных классов).

Что касается колледжа, то он как раз предполагает обучение детей после получения базового образования.

По окончании колледжа, выпускник получает среднее профессиональное (средне-специальное) образование. Конечно, этому образованию в основном уделяется всё время, отведённое на обучение.

Понятно, что обучать детей в колледже могут только специалисты по конкретной специальности, имеющие квалификационные категории и разряды

В колледжах большое внимание уделяется технической базе и оснащению учебных мест новым оборудованием, ведь очень важно не только как учиться, но и на чём учиться

Перед сдачей экзаменов, учащиеся проходят обязательную практику на предприятиях, где показывают уровень своего мастерства и даже получают разряд.

Существенное отличие колледжа от лицея заключается и в том, что в лицеях намного шире ведётся исследовательская работа, так как очень часто занятия в лицеях ведёт преподавательский состав из вузов. Кроме того, лицеи часто заключают договоры с вузами. В этом случае большинство практических занятий по профильному предмету проходят на базе лабораторий вуза.

Конечно, серьёзно занимаясь исследовательской работой с высококвалифицированными преподавателями, лицеисты занимают высокие места на научно-практических конференциях.

Учащиеся колледжа занимаются исследовательской деятельностью, но так как эта работа не является целью их обучения, то уровень этих занятий, конечно, намного скромнее.

Заключение

Несмотря на то, что действующий с конца 2012 года закон «Об образовании в РФ» не разделяет средние общеобразовательные учреждения на типы, на практике гимназии как элитные учебные заведения все еще существуют и продолжают славные педагогические традиции прошлого. Даже если вчерашнюю гимназию переименовывают в школу (а в Москве, например, это в последнее время делается целенаправленно), она все равно сохраняет сильный преподавательский коллектив, профильные классы, расширенную систему факультативов и прочие атрибуты престижного учебного заведения. Поэтому ответ на вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в гимназию, будет утвердительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector