Что дает человеку высшее образование?
Содержание:
- Предоставляют ли в ВУЗы результаты ЕГЭ абитуриенты-заочники
- О нонконформизме и о том, каково быть сыном журналистов
- О работе без опыта
- Образование или умение: что позволит работать лучше?
- Профессии, где опыт и портфолио важнее, чем корочка
- 4) Есть ли планы получить диплом в будущем?
- Что дает высшее образование на самом деле?
- Что думают по поводу диплома работодатели?
- Есть ли жизнь без высшего образования?
- Работа с людьми
- 3) Какие есть плюсы жизни без образования?
- Что из себя представляет высшее образование в России?
- Forbes: Самые богатые люди без высшего образования
- Если вы соискатель без «корочки»
Предоставляют ли в ВУЗы результаты ЕГЭ абитуриенты-заочники
Еще одним выходом из ситуации, когда у вас по какой-либо причине нет возможности предоставить результаты ЕГЭ, — заочное обучение.
Заочное обучение равноценно очному, но требует больше самодисциплины
Заочное обучение ничуть не уступает своей продуктивностью очной форме.
Однако в данном случае его результат целиком и полностью зависит от усердия обучающегося.
Учиться заочно можно как на бюджетной, так и на платной основе.
Но стоит оговориться, что количество бюджетных мест на заочных отделениях ограничено, поэтому шансы попасть туда невелики.
Для поступления на заочку вам необходимо будет сдать экзамены в традиционной форме на базе ВУЗа, по результатам которых и будет принято решение о вашем зачислении.
Кстати, если детально изучить ВУЗы, предоставляющие варианты организации заочного образования, возможно, вам повезет, и вы без ЕГЭ сможете обучаться в дистанционно-заочном формате.
О нонконформизме и о том, каково быть сыном журналистов
Я учился в школе № 163 на ВИЗе и очень ее не любил. С шестого класса я был лютым нонконформистом — выглядел как эмобой и сильно контрастировал с визовской аудиторией. Мне было некомфортно, поэтому после девятого класса я избавился от длинных волос и челки, забрал документы и поступил в техникум дизайна и сервиса. Я попал на курс рекламы, где было намешано все: работа с креативом, дизайном, публичными выступлениями, написанием текстов и логическим мышлением — это было интересно.
В колледже я проучился три года и за это время успел начать прощупывать пути самореализации: вел радиопередачу из будки на весь колледж и даже сделал редизайн локальной газеты. Помню, меня очень веселил тот факт, что во время прямого эфира можно было сказать что угодно, и все это услышали бы. Как-то я даже прикалывался над директором — он мне потом это припомнил, но шутка его повеселила.
О работе без опыта
У меня всегда получалось хорошо себя продавать, поэтому меня тут же взяли без опыта работы. К собеседованию я немного подготовился: попросил знакомого объяснить мне основы 1С. Он научил меня трем главным словам: «конфигуратор», «реестр», «проводка» — как оказалось, этого хватило, чтобы меня приняли в небольшую компанию с невысокими зарплатами. Спустя месяц мы пили пиво вместе с директором, и он рассказал, что хотел уволить меня уже на второй день, но ему все было некогда. Он сразу же понял, что собеседование я прошел красиво, но по факту ничего делать не умею. Когда он, наконец, нашел время со мной пообщаться, то обнаружил, что я очень быстро расту, и изменил свое решение. Через четыре месяца я уже был его заместителем.
Набравшись опыта, через полгода я ушел в региональный информационный центр: в течение года занимался автоматизацией бюджетных организаций Екатеринбурга. Облдума, администрация, различные министерства переходили с программы «Парус» на 1С. Еще спустя год оттуда я ушел в холдинг «Оками», где занимался бизнес-процессами до начала 2009. Из-за кризиса мне тогда предложили в три раза уменьшить зарплату, но я отказался — с тех пор по найму больше не работал. Сначала брал проектную работу, но вскоре компьютеры мне уже надоели. Тогда вместе с другом из «Оками» мы решили открыть свою рекламную компанию и стали заниматься вывесками, дизайном, логотипами и фирменным стилем.
Образование или умение: что позволит работать лучше?
Образование – далеко не всегда залог того, что дипломированный специалист окажется великолепным работником.
Часто работодатели, беря на работу молодого специалиста с дипломом престижного вуза, получают неожиданный эффект: молодое дарование излишне амбициозно и отказывается выполнять те задания, которые кажутся ему недостойными столько блестящего образования, полученного за отцовские деньги.
Не хочу работать: что с этим делать?
Во многих случаях гораздо важнее умения, которыми обладает соискатель работы, а образование – то, что можно всегда получить при необходимости.
Игорь имел золотые руки, поэтому мог починить практически любой электроприбор. После школы он не смог пойти учиться, потому что как раз умер отец и нужно было помогать маме поднимать на ноги младших брата и сестренку.
Устроился грузчиком в строительный магазин. Постепенно его умение починить любую технику стало доступно коллегам, и они начали таскать ему фены, обогреватели, мясорубки и прочее.
Начальник обратил внимание на умелого юношу, когда он смог починить кофеварку, что сломалась в офисе и, узнав его историю, отправил того учиться в политехнический техникум. А потом и взял его на работу в ремонтную мастерскую, которую недавно открыл, и где катастрофически не хватало таких талантливых специалистов, как Игорь
А потом и взял его на работу в ремонтную мастерскую, которую недавно открыл, и где катастрофически не хватало таких талантливых специалистов, как Игорь.
Часто то, что мы знаем и умеем, заменяет «корочку» об окончании вуза, правда – до поры до времени, пока мы не начинаем претендовать на более высокие должности, где уже без высшего образования не обойтись.
Профессии, где опыт и портфолио важнее, чем корочка
В этих профессиях можно просто начать делать дело и развиваться, хотя на практике, конечно, все не так просто. Лучшие и самые востребованные постоянно учатся, проходят профессиональные курсы. — исполнитель ролей в спектаклях и кино. Вы удивитесь, но среди обладателей Оскара большая часть не имеет актерского . Зарплата: от 50 000 рублей Модель — человек, который позирует для фотографий, видеосъемок и участвует в показе одежды.Зарплата: от 40 000 рублей Youtube-блогер — профессионально ведет видеоблог на платформе Youtube и зарабатывает на этом деньги. Зарплата: от 100 рублей Репетитор — педагог, который преподает «в частном порядке», дома или онлайн.Зарплата: от 10 000 рублей Стилист — специалист, который формирует общий стиль для клиента — подбирает одежду, прическу, макияж. Зарплата: от 45 000 рублей Писатель, — разработчик, составитель рекламных и информационных текстов для компаний, автор книг и статей. в этой профессии не главное, но без таланта или, как минимум, способностей, точно не обойтись.Зарплата: от 45 000 рублей — специалист, который создает фотоснимки для журналов, газет, фотобанков или частных клиентов. Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей
4) Есть ли планы получить диплом в будущем?
Алексей: «Мне не нравится эта формулировка. Мне не столь важен диплом, сколько важны сами знания. В нашей стране это бумажка, а мне просто хочется получить знания в определённой области. Я хотел бы, но сейчас это сделать труднее: работа, мало свободного времени, а образование требует времени.»
Кристина: «За эти 5 лет я тысячу раз задумывалась над этим. И даже пыталась закидывать документы в некоторые вузы на заочку. Ну, просто «чтобы было». Но все разы что-то не складывалось, так что я думаю, это знак. Не знаю, если вдруг появится острая необходимость, то, конечно, получу. Но в ближайших планах нет такого. Лучше выучусь на права и похожу отдельно на курсы английского, например.»
Владислав: «В России точно нет. Иногда задумываюсь об образовании за рубежом, потому что там действительно многому можно научиться у преподавателей (которые чаще всего реально знают толк в профессии), познакомиться творческой тусовкой. Но пока я коплю портфолио и деньги.»
Конечно, каждый сам вправе решать, получать ли ему высшее образование и, если да, то как и в каком вузе. Но мы лишний раз хотели напомнить, что:
1) получать его нужно осознанно;
Что дает высшее образование на самом деле?
Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).
Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования
Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения
Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.
Евгений Смирнов
CEO компании 4xxi
Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.
В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.
О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.
Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.
Мария Кочакова
Основатель школы «
Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.
В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.
Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.
При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.
Елена Савчук
Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter
Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.
Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись… Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.
В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.
Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.
Что думают по поводу диплома работодатели?
Несмотря на то, что многие профессии не требуют наличия высшего образования, большинство работодателей отдают предпочтение дипломированным специалистам. Такие работники отличаются повышенной грамотностью, умением общаться с клиентами. Они знают, как найти решение в нестандартной ситуации. Без образования чаще всего на работу берут людей с богатым опытом. Но его у молодежи чаще всего нет.
Работодатели считают, что человек с высшим образованием, гораздо лучше будет выполнять свои обязанности. Такой сотрудник умеет быстро обучаться, поэтому любой вид деятельности не вызовет трудностей.
Есть ли жизнь без высшего образования?
Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:
- Рабочие специальности: строитель, разнорабочий, кухонный рабочий, водитель, курьер и т. д. Здесь нужны минимальные навыки и физическая выносливость. Чтобы стать профессионалом и хорошо зарабатывать, придется долго и изнурительно трудиться.
- Сфера услуг: продавцы, кассиры, администраторы, менеджеры по продажам, специалисты кол-центров, промоутеры. В большинстве случаев, чтобы продвинуться дальше, все же понадобится высшее образование. Особенно если это работа в государственном учреждении. В некоторых частных компаниях возможен карьерный рост и без образования.
- Творческие специальности: фотограф, дизайнер, художник, флорист, визажист и т. д. Здесь можно стать профессионалом и без высшего образования. Но для этого нужно иметь особенный талант и постоянно совершенствоваться. Ведь конкуренция очень большая, успешными становятся единицы.
- Интеллектуальная работа и фриланс. Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно: копирайтер, smm-менеджер, переводчик текстов и т. д. Для этого также нужны определенные способности и высокий уровень самоорганизованности.
Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех
Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.
Работа с людьми
Хорошую работу без образования можно найти и в сфере услуг, нужно только знать, где искать. Одни находят себя в ресторанном бизнесе, другие работают непосредственно по заказам клиентов, третьи устраиваются в государственные или муниципальные организации.
- Няня. Правильно должность в детском садике называется «помощник воспитателя», работать можно девушке без специального образования. На первых порах новому сотруднику будут в основном поручать застилать постели, выносить горшки и мыть посуду, но со временем общение и игры с самыми разными детьми станут привычным делом. Платят немного, но могут что-то подкинуть благодарные родители. А главное, что получает няня, – это опыт, который позволит идти выше.
- Бебиситтер. Это хороший способ подработки для молодых женщин. Имея за спиной работу помощником воспитателя в детсаду или общение с собственными младшими сестрами и братьями, вполне можно предложить свои услуги по присмотру за ребенком на несколько часов, пока родители будут заняты. Работа интересная, но очень ответственная, поэтому расслабляться нельзя ни на секунду, чтобы малыш не натворил дел. Желательно предварительно пройти курсы первой медицинской помощи и иметь в телефоне на быстром наборе номера не только родителей ребенка, но и других родственников, а также скорой.
- Официант. Одна из самых востребованных профессий, куда берут в основном молодежь. Надо иметь медицинскую книжку, быть расторопным и выносливым. График работы зависит от договоренности: возможны смены в выходные дни и ночью. Основная нагрузка приходится на ноги, поэтому сразу нужно подбирать максимально удобную обувь. Минусы – общение с подвыпившими посетителями, плюсы – чаевые и бесплатное питание. Эта профессия в основном рассматривается молодыми людьми как старт карьеры, поэтому текучка большая даже в хороших ресторанах.
- Менеджер по продажам. Основное занятие таких сотрудников – привлечение новых покупателей, поддержание контактов с постоянными клиентами и представление им дополнительных услуг или товаров, заключение договоров. Нужна коммуникабельность, способность добиваться результата в ходе дружеского разговора по телефону. Клиентскую базу и стандартный алгоритм беседы предоставляет работодатель, все остальное – мастерство и изобретательность менеджера. От эффективности работы напрямую зависит доход.
- Продавец-консультант. Все посетители магазинов знают, насколько велика роль продавца в совершении покупки. Если вас оценивающе рассматривают, заставляют ждать, а информацию предоставляют очень скупо, то товар, скорее всего, останется на полке. Если же девушка/юноша на своем месте, то вы купите даже то, что и не собирались. Лучше идти в консультанты в тот магазин, товар которого вас привлекает. Продавать мобильные телефоны, парфюмерию, стройматериалы или модную одежду нужно по-разному. Главное – умеющий общаться, доброжелательный и компетентный сотрудник с большой долей вероятности пойдет на повышение.
С развитием служб такси и уменьшением количества нелегальных «бомбил» растет спрос на диспетчеров, которые принимают заказы и ведут переговоры с водителями. Этой работе можно научиться за несколько недель, но нужно быть внимательным, вежливым, собранным и готовым работать в режиме «нон-стоп» всю смену (днем или ночью).
3) Какие есть плюсы жизни без образования?
Алексей: «Плюс 3 года свободной жизни, которые я бы потратил на дальнейшее обучение. Некая экономия жизненного времени. У меня появилась возможность раньше встать на ноги и быть более самостоятельным. Меня, например, образование очень ограничивало в плане работы и самообеспечения. По сути, я жил за счёт родителей. А так, если не тратишь время на образование, есть шанс раньше стать самостоятельным. Ты можешь не получить образование в 20 лет, зато в 25 лет уже точно поймёшь, что тебе нужно.»
Кристина: «Да, пожалуй, плюсами можно назвать всё, кроме вот этих неловких разговоров об образовании. Серьезно, столько времени освобождается, столько сил. И если ты не врач, то смысла учиться столько лет особо нет.»
Владислав: «Ага, ведь можно заниматься самообразованием. Я, например, люблю проходить разные курсы, ходить на мастер-классы. И получаю просто кучу знаний и навыков. При этом никто не заставляет тебя сдавать условный матан, сдавать нормативы на физ-ре и т.д. Для меня очень важна вот эта свобода выбора.»
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
- Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
- Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Forbes: Самые богатые люди без высшего образования
Это стало прибыльным увлечением. Уже к концу первого курса Делл продавал компьютеров на сумму около $80,000 ежемесячно. Заработав хорошие деньги, в школу он решил не возвращаться.
- ФОТО: Самые богатые люди без высшего образования
- ВИДЕО: Самые богатые люди без высшего образования
- ФОТО: Миллиардеры-Бакалавры
- ФОТО: Встреча миллиардера-изобретателя
- ФОТО: Как начинали семь миллиардеров
- ФОТО: ТОП-10 городов для миллиардеров
Он оставил колледж в 19, чтобы основать компанию Dell Inc. Уже спустя несколько лет Делл достиг объемов продаж на сумму 100 миллионов долларов. В конце концов 73 таких , как Делл, тоже оставили учебу в школе.
Они похожи на Делла: покинули школу не для того, чтобы валяться днями перед телевизором, они ушли, чтобы усердно работать.
Делл выразил свое отношение к образованию в Техасском университете на церемонии вручения дипломов: «Суммируйте ошибки и поставьте на первое место ваши возможности. Они дают представление о том, как можно жить лучше и как адски нужно работать, чтобы этого достичь.
Шелдон Адельсон – другой миллиардер, у которого тоже неполное образование, но полным полно энергии. Адельсон учился в городском колледже Нью-Йорка, но не окончил его, так как был очень занят своими делами.
В возрасте 12 лет Адельсон одолжил у своего дяди 200 долларов, чтобы продавать газеты. Он ушел из колледжа, чтобы стать судебным репортером. Кроме того, ему приходилось работать продавцом, консультантом и туроператором.
Такая сложная тропа позволила ему добиться неожиданного успеха. Он организовал Comdex — торгово-производственную выставку компьютерной техники и смог сделать привлекательной аренду выставочных площадей. Он до сих пор заходит в казино, чтобы приумножить свое богатство. В самом свежем выпуске списка миллиардеров Forbes он занял 12 место с капиталом в 26 миллионов долларов.
Некоторые миллиардеры не начинали работать еще в школе, как Адельсон. Ричард Бренсон, у которого дислексия, был больным студентом. Он забросил обучение в 16 лет, чтобы основать журнал.
Чтобы начать публикации, он занимался почтовыми заказами документов, это дело переросло в Virginy Records. Он рисковал, работая с группой под названием Sex Pistols, с которой не прижились два других бренда. Потом пошли хиты Бой Джорджа и Питера Гэбриэла.
Появилось множество других компаний. Он занялся авиаперевозками, медицинским страхованием и лечебным делом. Следующая остановка: космос. Его последняя компания Вирджин Гелектик занимается космическим туризмом.
Но не судите по опыту этих миллиардеров, которые оставили школу, что учение – совершенно бесполезное занятие. Даже самые известный человек с неполным образованием ( з-й по богатству в мире) признает ценность хороших знаний.
Билл Гейтс оставил Гарвард в юном возрасте, чтобы работать в своей маленькой компании Microsoft
Недавно он засвидетельствовал перед Конгрессом важность улучшения системы образования США
«Много наших студентов не заканчивают высшее образование с базовыми знаниями, чтобы преуспеть в экономике XXI века, они почти не готовы к колледжу и карьере».
ФОТО: Самые богатые люди без высшего образования
Школа дает много других преимуществ, среди них те люди, которых можешь потом встретить годы спустя . В 2000 миллиардер Стив Баллмер стал исполнительным директором Microsoft после Гейтса. Они оба выпускники Гарвардского университета.
Этот материал опубликован на Корреспондент.net в рамках партнерского соглашения с Forbes.com.
Если вы соискатель без «корочки»
Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:
- их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
- они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
- они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.
Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.
Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.