Получать ли высшее образование?

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Зачем нужно высшее образование? Аргументы «за»

  1. С высшим образованием легче найти и получить высокооплачиваемую работу.
  2. Высшее образование расширяет кругозор, дает знания не только по специальности, но и по общеобразовательным дисциплинам.
  3. Обучение в вузе приучает к самостоятельной, взрослой жизни. В ходе лекций, семинаров, написания рефератов и курсовых студент не только получает знания. Он учится общаться, принимать самостоятельные решения, искать информацию, находить выход из сложных ситуаций.
  4. В ходе обучения студент готовится к последующей каждодневной работе. Учеба в вузе отличается от уроков в школе уровнем сложности. Количество материала для изучения в разы больше. Пары длятся в 2 раза дольше. Домашние задания, тесты, экзамены, зачеты, семинары по всем дисциплинам занимают намного больше времени и сил, чем в школе. Постепенно студент привыкает к большому объему работы, что обязательно пригодится в дальнейшем, после устройства на работу.
  5. Обучение в вузе вырабатывает умение самостоятельного поиска информации, выделение общего из главного. Такой навык очень важен в современной жизни. Каждый день мы сталкиваемся с потоками информации, которые нужно обрабатывать быстро и эффективно. От этого зависит успех на работе, карьерный рост и, как следствие, уровень жизни.

И напоследок, самый главный аргумент в пользу того, зачем нужно высшее образование. Вуз дает знания, которых нет у других. Ведь мало кто может провести хирургическую операцию, наладить логистику на предприятии, запустить производство, создать архитектурный проект здания. Это под силу только тем, кто получил знания в вузе. 

Немного статистики

Анализ проведённого среди россиян опроса говорит о том, что высшее образование ценится сегодня довольно высоко. Так, целых 74% респондентов уверены в необходимости его наличия. В то же время 24% считают приоритетным раннее трудоустройство молодёжи.

Около 67% россиян готовы серьёзно потратиться на образование детей и внуков. Причём только 57% пожилых людей согласны экономить ради будущего отпрысков.

Молодёжь, напротив, настроена более решительно – в пользе образования твёрдо уверены целых 80%. Интересно, что получение высшего образования в глазах большинства респондентов – это не только возможность материального благополучия, но и путь к самосовершенствованию. Это говорит о том, что наше население считает важным духовный рост и развитие человека.

Что из себя представляет высшее образование в России?

Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.

В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:

  • Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
  • Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.

Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.

Чем отличается бакалавриат от специалитета

Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.

Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.

Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.

Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.

Критерии

Бакалавриат

Специалитет

Срок обучения

4 года

5–6 лет

Дальнейшее обучение

Магистратура

Аспирантура

Магистратура

Возможность изменить профессию

Можно в магистратуре получить узкую специализацию по направлению

Только при получении второго образования

Получить диплом

Школьники и студенты часто хотят получить диплом — «корочку, которая просто поможет устроиться на работу».

Школьники считают, что сам процесс обучения бесполезен, но важен диплом — это результат, который упростит начало карьеры. Часто оказывают давление и родители. Школьники часто отвечают, что они пойдут в университет, «чтобы мама не выгнала из дома». Хотя большинство и отвечает в шуточной форме, в этом все же есть проблема. Часто поступление в вуз — это единственная карьерная траектория, которую видят родители. Поэтому они требуют получить диплом, а уже потом действовать, как хочется.

Впрочем, наличие диплома действительно часто влияет как на трудоустройство, так и на зарплату. Именно поэтому для школьников и студентов диплом имеет большое значение.

Чтобы поступить в вуз, недостаточно определелиться с целью. Нужно выработать правильную стратегию поступления: подобрать предметы ЕГЭ, организовать подготовку, заранее решить, куда подавать документы

Все это можно сделать на бесплатной консультации с экспертом по поступлению! На консультации вы узнаете, как изменилась процедура поступления в 2021 году и на какие подводные камни нужно обратить внимание. А еще составите стратегию поступления и выясните, как получить дополнительные баллы

2) Как отсутствие диплома мешает на работе или в обычной жизни?

Алексей: «В обычной жизни практически не мешает. Но в незнакомых компаниях могут косо посмотреть и сказать: «Ого, нормальный парень без высшего образования». Это к тому, что в нашей стране высшее образование – корочка о том, что ты не дурак. Это не столько профессиональная вещь, сколько пропуск в иной мир. В поиске работы мешает, потому что часто, когда идешь работу, это 1 из критериев. При этом работодателю без разницы, какое у тебя образование. Ты можешь быть проектировщиком ж/д путей, а ищут менеджера по продажам. И им всё равно нужно высшее образование. Зачем? Но мне кажется, в этом есть подвижки, потому что меня, например, взяли без высшего образования, хотя официально это был 1 из критериев.»

Кристина: «При устройстве на работу особых трудностей не было, потому что компании очень был нужен человек, которого они были готовы научить всему на практике. Больше смотрели на желание обучаться и ответственность, что ли. Но в обычной жизни иногда чувствую себя неполноценно из-за этого. Если честно, в разговорах я вообще стараюсь избегать темы образования. Особенно неловко отвечать на вопросы одноклассников/бывших учителей и т.д. Всё-таки наше общество не очень воспринимает людей без высшего»

Владислав: «На работе у нас все достаточно продвинутые, креативные и без стереотипов в голове. С момента устройства на работу меня оценивали как профессионала, а не как человека с корочкой. Поэтому трудностей не было вообще. Тем более фотографией я начал заниматься ещё со школы. Наверное, ещё и поэтому сразу была какая-то уверенность. Да и в обычной жизни тоже не комплексую. Если у меня нет образования, это не значит, что я не читаю книг, не смотрю кино и не знаю последних новостей. Я считаю себя интересным собеседником и полноценной личностью, так что тут точно никаких проблем.»

Какие реальные позитивные причины получения высшего образования?

1. Первой и самой явной причиной является то, что многим специальностям невозможно обучиться самому или на курсах. Если Вы захотите стать врачом, адвокатом или учителем, то сделать это без высшего образования у Вас не получится. В университетах даётся необходимое количество и необходимый уровень знаний, которые обязательны для той или иной работы. В ВУЗах уже продуманы программы и план самого обучения: что и в какой последовательности нужно изучать.

2. Обучаясь на какой-либо специальности Вы будете развивать множество своих навыков. В первую очередь – это навык быстрого поиска информации. В институтах всегда задают домашнее задание, скоординированное на поиск большого количества информации. Следующим навыком станет умение анализировать. Вы будете выбирать нужный материал из тысячи найденных источников информации

Не менее важной обретённой способностью будет скорость: успеть всё в сроки

3. Переход от школьного к более взрослому способу жизни. Высшее образование – очередная ступенька во взрослую жизнь. И если в школе она была простой и беззаботной, то в институте или университете появится множество задач, которые в большинстве случаев придётся решать самому. Это вырабатывает в человеке чувство ответственности и самостоятельности. Главное, что всё происходит постепенно, без резких изменений.

4. Социализация и общение. Вам предстоит несколько лет обучаться вместе со своими одногруппниками. Всё это соединено общением. В ВУЗе Вы найдёте единомышленников, с которыми будете обмениваться жизненным опытом и историями, эмоциями и достижениями, сможете найти новых друзей. Хорошая компания всегда идёт человеку только в пользу.

5. На протяжении всего своего обучения студент будет изучать предметы, которые действительно смогут помочь во взрослой жизни. Среди таких: психология, логика, право, социология, политология, конфликтология, экономика. Такие предметы дадут человеку знания, которые потом станут незаменимыми на практике.

И даже если после окончания ВУЗа и получения диплома Вы будете работать не по своей специальности, то знания, полученные Вами, никогда не будут лишними. Знания по психологии могут понадобиться в общении с людьми, в отношениях с родителями или детьми; знания в сфере медицины всегда будут нужными: при любой болезни Вы будете знать, как быстрее с ней справиться; с помощью юриспруденции Вы всегда будете знать свои права и проблем с законом станет намного меньше; знания в области инженерии дадут Вам уверенность в том, что Вы сможете починить любой сломавшийся в доме прибор.

В итоге, плюсами высшего образование есть: хорошо оплачиваемая работа, должность по которой нельзя занять без высшего образования; Вы будете разносторонне развитой личностью; сможете применить свои знания на практике и в быту; получите ряд навыков, которые понадобятся во взрослой жизни; высшее образование станет плавным шагом на пути во взрослую жизнь.

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Зачем нужно высшее образование: весомые причины

Если ваша мотивация получить высшее образование совпадает с этим списком, то вам действительно пора готовиться к поступлению:

· Получить специальность

Существуют специальности, которым не научат на курсах, в Youtube или соцсетях. Самостоятельно овладеть такими знаниями невозможно. Ведь в вузах преподают специалисты, которые уже много лет занимаются изучением этих дисциплин, знают все тонкости и нюансы, имеют большой практический и теоретический опыт, даже сделали собственные научные открытия в этой сфере. Они делятся со студентами своими знаниями, выводя их на высокий уровень владения предметом. При условии, конечно, если студент посещает занятия не «для галочки».

· Повышение общего интеллектуального уровня

Многие говорят, что высшее образование перегружено ненужными дисциплинами. Но редко кто задумывается, что каждый предмет развивает эрудицию, расширяет кругозор. Да, может показаться, что философия, экономика, социология практически никак не связаны, скажем, с фармацией. Но они научат мыслить более глобально

К тому же, вы приобретете важный сегодня навык – быстрый поиск и обработка информации, выделение важного из большого потока данных, отсеивать ненужное и познавать новое

· Плавное становление взрослой личности

Школьные годы заканчиваются сразу же после выпускного вечера. Переход во взрослую жизнь происходит так внезапно, что иногда становится довольно травматичным для «вчерашнего» школьника. Институт или университет, как подушка безопасности, смягчает удар. Будучи студентом, человек постепенно переходит из детства во взрослую реальность. Он учится быть ответственным, самостоятельным. Учеба в институте –трудоемкий и сложный процесс, приближенный к условиям работы на предприятии.

Процедура получения высшего образования

Независимо от того, какое высшее образование вы решили получить, сама процедура его получения похожа в разных странах. С тех пока, как Россия и другие страны СНГ присоединились к Болонскому процессу, система обучения в вузах стала приближенной к образовательным системам европейских стран.

Вам нужно выбрать, в какой форме получать высшее образование:

  • очной,
  • заочной,
  • очно-заочной,
  • дистанционной.

Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, но очевидно, что очное образование всегда лучше, ведь общение с преподавателями происходит вживую. Немаловажен и тот факт, что студенты-очники погружаются в особую субкультуру, обретают собственный круг общения.

С другой стороны, заочные и дистанционные формы обучения помогают экономить время и, в некоторых случаях, деньги, позволяя обучаться из дома.

Важно!

В российских вузах заочное и дистанционное платное обучение всегда значительно дешевле очного. В Германии ситуация прямо противоположная: очно можно учиться бесплатно, а дистанционно — платно. Для студентов из СНГ важен и тот факт, что очное обучение в вузе дает право на проживание и работу в Германии, а также на продление учебной визы на 1,5 года по окончании вуза специально, чтобы выпускник мог найти работу. Дистанционная учеба в немецких вузах таких привилегий не обеспечивает.

Процедура поступления для разных стран различна.

В СНГ в вузы поступают по результатам государственных экзаменов. Те, кто проходит по конкурсу, могут рассчитывать на получение бесплатного высшего образования.

В Германии бесплатно учатся в вузах на очной форме все, в том числе, студенты из-за рубежа. Конкурсный отбор осуществляется на основании среднего балла школьного аттестата (или оценок, полученных в подготовительном колледже), также необходимо предоставить международный сертификат о знании языка, на котором планируется обучение (немецкий или английский).

Сам процесс обучения тоже имеет отличия. Для немецких вузов характерны:

  • «академическая свобода» и гибкое расписание;
  • большое количество практики, начиная с первого курса.

Какое высшее образование получить

Современное высшее образование имеет двухступенчатую структуру, которая включает бакалавриат и магистратуру. На первой ступени обучаются 3–4 года, и полученное образование считается завершенным.

На вторую ступень (в магистратуру) можно поступить только по окончании бакалавриата. Учеба в магистратуре длится 1–2 года. Теоретически, это не обязательная ступень, но те, кто настроен на карьеру, высокие должности и соответствующие доходы, не должны пренебрегать магистратурой. На этой ступени образование углубляется. В некоторых случаях можно учиться в магистратуре не по той специальности, которая изучалась во время учебы на бакалавриате.

Справка

Если вы уже получили диплом бакалавра на родине, магистратура в Германии — отличный способ получить высшее образование в немецком вузе со всеми вытекающими благоприятными для будущей карьеры последствиями.

Какое образование лучше получить? Для человека с амбициями ответ однозначен: высшее и желательно очное. Учитывая относительную доступность вузов, желательно выбрать максимально престижное учебное заведение, чтобы выделиться на рынке труда. Немецкие вузы позволяют получить очное высшее образование бесплатно и сделать карьеру в Германии, а поступить в них зачастую проще, чем в российские университеты. Сложность может представлять оформление и своевременная отправка документов по требованиям каждого конкретного вуза. Успешно справиться с этим вопросом вам поможет консультация специалиста.

Профессии, для которых достаточно СПО

В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:

  • автомеханик;
  • повар;
  • кондитер;
  • парикмахер;
  • педагог начальных классов;
  • системный администратор;
  • строитель;
  • медсестра;
  • косметолог;
  • дизайнер;
  • специалист по гостеприимству.

В этих сферах есть куда расти. Все зависит от того, как вы себя проявите. Подробнее о поступлении в колледж читайте в статье: «Все о поступлении в колледж после 11-го класса».

После колледжа вы сможете сразу приступить к работе

Ценность дипломов для работодателей

Работодатели как бы смотрят, но все же не учитывают диплом при поиске кандидата. 

Это не принижает важность получения высшего образования. Все эти герои современности хоть и бросили обучение в вузах, но все же оценили важность высшего образования, хоть и предпочли усердно трудиться и самообразовываться

А за дипломами все же вернулись, хоть и спустя годы.

Что нужно современному работодателю от соискателей: грамотность и эмоциональная зрелость, высокий уровень эмоционального интеллекта, умение концентрироваться, быть креативным, склонность к лидерству, умение принимать решения, работать в команде. С этими навыками любой специалист сможет быстро переключаться между задачами и моментально справиться с любым потоком информации. 

Чаще всего работодатель смотрит не столько диплом, сколько название вуза. МГУ, МГИМО, РУДН всегда в тренде и помогают учащимся со стажировками, более серьезно подходят к процессу обучения. А значит, соискатель будет уже готов к усердной работе в компании, если выдержали учебу

Нужно ли поступать в институт

Принять решение о поступлении в институт непросто. Ведь тем самым подписываешься на годы довольно сложной учебы, перед которой будет непростой и выматывающий процесс поступления. Неизбежны дополнительные денежные расходы, а тот светлый день, когда начнешь зарабатывать, отдаляется на несколько лет. При этом результат, кажется, не гарантирован.

Школьник видит вокруг немало людей, которые не учились в институте, а просто закончили колледж, училище или даже полугодичные курсы и работают, зарабатывают деньги.

Иногда их заработки очень неплохи. Та ситуация, которая сложилась сейчас в СНГ, не совсем нормальна: мастер по маникюру или наращиванию ресниц, закончив курсы, может зарабатывать в два раза больше, чем, к примеру, молодой юрист в бюджетной организации. Зарплаты многих специалистов с высшим образованием находятся на одном уровне с зарплатами рабочих, которые трудятся у станка.

В то же время некоторые молодые специалисты с вузовскими дипломами вынуждены идти на работу кассирами в супермаркет или продавцами в салоны сотовой связи, потому что они закончили заштатный вуз, диплом которого никому не интересен, и не могут найти работу по специальности.

Молодежь все это видит, и у многих возникает вопрос: для чего учиться в школе дополнительные два года, а затем сдавать сложные экзамены, поступать в институт и учиться там еще 3–4 года с неясными перспективами, если можно пойти на курсы и через полгода уже хорошо зарабатывать.

Не последнюю роль тут играет и школьная программа: подготовка к ОГЭ, а затем к ЕГЭ настолько перегружает учебный процесс, что дети теряют всякое желание учиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector