Итоговое сочинение: структура, регламент, подготовка

Содержание:

Описание поступков героев, оценка поступков, описание героев

Читайте внимательно и анализируйте

Чаще всего автор явно показывает, кому он симпатизирует. Это видно из описания героев.

Вряд ли автор в своём произведении назовёт храбрым или умным неприятного ему героя.

Каждый персонаж в произведении является олицетворением каких-то хороших черт или пороков.

Если один герой умён, а другой глуп, и автор не раз на это указывает, скорее всего, это одна из проблем.

Просто нужно проследить, как автор относится к каждому герою.

Он сочувствует глупому или презирает его? Не зазнаётся ли умный? Снисходителен ли он к глупому или насмехается над ним? Это очень важно. Думайте от лица автора. Если у вас сложилось плохое впечатление о персонаже, значит автор так хотел, и, следовательно, автор тоже так считает

Если у вас сложилось плохое впечатление о персонаже, значит автор так хотел, и, следовательно, автор тоже так считает.

Анализируйте каждый поступок героев и давайте им оценку. Иногда автор может показать в своём произведении ужасные вещи, но в то же время указать на безысходность положения героя, в таком случае автор не ненавидит своего героя, ему его жаль.

Или же наоборот, он показывает, что у персонажа был выбор, но он всё равно совершил ужасный поступок, тогда, скорее всего, автор негодует по этому поводу и относится к нему как к отрицательному персонажу.

Человек и природа

  1. Влияние человека на природу
  2. Проблема любви к природе
  3. Разрушающая сила природы
  4. Проблема отношения человека к природе
  5. Влияние природы на человека
  6. Проблема постижения прекрасного в природе
  7. Проблема бережного отношения к природе
  8. Проблема беззащитности природы
  9. Проблема жестокого обращения с животными
  10. Проблема бережного отношения к животным
  11. Проблема любви к животным
  12. Проблема преданности животных
  13. Проблема безответственного отношения к животным
  14. Гармоничные отношения с природой
  15. Проблема экологии
  16. Проблема потребительского отношения к природе
  17. Проблема восприятия окружающего мира

Аргументы на тему «Раскаяние» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А. С. Пушкина

Пример. Раскаяние после нанесеной обиды (ГРИНЕВ) На пути к Оренбургу, в Симбирске, Гринев приобщается к веселой и беззаботной жизни гусар, но пьяная пирушка с ротмистром Зуриным, во время которой Гринев проигрывает гусару в биллиард сто рублей, завершается глубоким стыдом и раскаянием.

Сердечностью и теплотою проникнуты взаимоотношения Гринева и Савельича, который за барское дитя готов смерть принять. С нежностью к своему дядьке относится Гринев и, в очередной раз обидев его несправедливо, испытывает острое раскаяние и недовольство собой. Их отношения больше родственные, чем социально обусловленные: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, не дает своему воспитаннику денег да еще и отчитывает.

Пример 1. Проявление раскаяния (МАКСИМ МАКСИМЫЧ) Душевная чистота Максим Максимыч — в способности к раскаянию: топнув ногой, он произнес: «Никогда себе не прощу — черт меня дернул» передать Печорину разговор Азамата с Казбичем про Бэлу.

Любовь

Проблема любви — многогранная и сложная, ведь в ЕГЭ по русскому языку встречается множество текстов, где описываются нестандартные и непростые чувства

В сочинении важно понять, какие именно чувства находятся в центре внимания автора. Вот весьма показательный пример задания 27, где раскрывается проблема любви

Книг для описания данной темы найдется великое множество, но нужно выбрать именно ту, что ближе всего именно к Вашему случаю.

  1. «Гранатовый браслет» (А. Куприн) . Здесь в центре внимания платонические чувства Георгия Желткова к Вере Шеиной. Чиновник всю жизнь писал письма княжне и любил ее, не надеясь на взаимность. Когда ее родственники попросили его прекратить, он покончил с собой и прислал женщине прощальное письмо с просьбой послушать сонату Бетховена, которая раскрыла его возвышенную страсть.
  2. «Олеся» (А. Куприн) . Героиня произведения беззаветно любит Ивана, но понимает, что ее чувство обречено. Им не быть вместе из-за сословных преград и общественного мнения. Простая девушка — не пара дворянину. Сам мужчина проявил слабость в любви и не смог удержать Олесю, которая взяла на себя всю тяжесть разлуки.
  3. «Горе от ума» (А. Грибоедов) . Софья ошиблась в любви и приблизила к себе лицемерного и эгоистичного мужчину, который любил не ее, а высокое положение Фамусова. Это ненастоящая «книжная» любовь, в которой нет места подлинному знанию человеческой души. Сама героиня предпочла покорного и заискивающего Молчалина гордому и умному Чацкому. Александр тоже ошибся в любви, не найдя в Софье того, что сблизило бы его с женщиной. Он нашел в Москве лишь иллюзии, которые разбились о реальность.
  4. «Бедная Лиза» (Н. Карамзин) . Несчастная крестьянка стала жертвой несчастной любви — утопилась, узнав об измене жениха. Несчастная девушка отдала всю себя дворянину, который не сдержал слова и не женился на ней. Он предпочел брак по расчету, но о своем обмане всю жизнь жалел.
  5. «Анна Каренина» (Л. Толстой) . Здесь немало любовных линий. Мать безумно любит Вронского, поэтому не может простить Анне самоубийства. Сама Анна страстно влюбилась в Алексея и бросила мужа, но привязанность к сыну, с которым ее разлучили, не давала ей почувствовать душевую гармонию в новой семье. Каренин любил жену, но не умел выразить своего чувства. Левин любил и ревновал Кити, которая не сразу ответила ему взаимностью. Кознышев так и не смог сделать предложения Вареньке. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам с аргументами.

Комментарий о проблеме любви лучше делать по средствам выразительности, отмечая слова, которыми автор выражает чувства. Пример: Любовь в тексте ощущается в каждой интонации. Так, Анна называет Якова «любимым», «нежным», «красивым» и «ярким» человеком. Ее чувства окрашены прилагательными «ласковые», «заботливые», «искренние». Эмоции Якова более скупы, но не менее глубоки. Он «нежно» обвивает талию возлюбленной, «дрожащим голосом» говорит, что разлука их ненадолго. Таким образом, автор не говорит о любви, но читатель и так понимает, что связывает героев.

Примеры

Таблица содержит примеры доводов, которые при необходимости можно использовать в сочинении. Но лучше воспринимать их как образцы возможных обоснований и на экзамене мыслить самостоятельно.

«А зори здесь тихие» Б. Васильева. Стойкость юных героинь повести как показатель несгибаемой воли.

Нужно понимать, что все критерии оценки сочинения взаимосвязаны. Ученик не получит балл за аргументацию, даже если он верно выстроил доводы, но при этом неправильно определил проблему текста и авторскую позицию. Но если подобных ошибок нет, то убедительный довод поможет автору грамотно выстроить риторику, защитить собственное мнение и получить более высокую оценку за задание.

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2018 года

Виды аргументов

Подобные доводы помогают читателю спроецировать ситуацию на себя.

29.06.2019 1:08:02

2019-06-29 01:08:02

Основные правила

2 декабря 2020 года вам предстоит за 3 часа 55 минут  написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

ВАЖНО! Объём не может быть меньше 250 слов (иначе незачёт!)
Сочинение должно быть написано самостоятельно

По формату итоговое сочинение 2020 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Темы вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишите сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям — вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной!

Хотите подготовиться к итоговому сочинению 2020 за две недели? Записывайтесь на интенсивный онлайн-курс от MAXIMUM Education! На курсе ученик разберет формат итогового сочинения и научится правильно выстраивать аргументацию. После прохождения курса ученик будет знать, какие произведения можно использовать для аргументации, как выстроить логику в сочинении и как избежать грамматических и речевых ошибок.

Итоговое сочинение 2020: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия главные — если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия — и хотя бы один из остальных.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна – «зачет».

5. Грамотность

«Незачет» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Любовь

Проблема любви — многогранная и сложная, ведь в ЕГЭ по русскому языку встречается множество текстов, где описываются нестандартные и непростые чувства

В сочинении важно понять, какие именно чувства находятся в центре внимания автора. Вот весьма показательный пример задания 27, где раскрывается проблема любви

Книг для описания данной темы найдется великое множество, но нужно выбрать именно ту, что ближе всего именно к Вашему случаю.

  1. «Гранатовый браслет» (А. Куприн). Здесь в центре внимания платонические чувства Георгия Желткова к Вере Шеиной. Чиновник всю жизнь писал письма княжне и любил ее, не надеясь на взаимность. Когда ее родственники попросили его прекратить, он покончил с собой и прислал женщине прощальное письмо с просьбой послушать сонату Бетховена, которая раскрыла его возвышенную страсть.
  2. «Олеся» (А. Куприн). Героиня произведения беззаветно любит Ивана, но понимает, что ее чувство обречено. Им не быть вместе из-за сословных преград и общественного мнения. Простая девушка — не пара дворянину. Сам мужчина проявил слабость в любви и не смог удержать Олесю, которая взяла на себя всю тяжесть разлуки.
  3. «Горе от ума» (А. Грибоедов). Софья ошиблась в любви и приблизила к себе лицемерного и эгоистичного мужчину, который любил не ее, а высокое положение Фамусова. Это ненастоящая «книжная» любовь, в которой нет места подлинному знанию человеческой души. Сама героиня предпочла покорного и заискивающего Молчалина гордому и умному Чацкому. Александр тоже ошибся в любви, не найдя в Софье того, что сблизило бы его с женщиной. Он нашел в Москве лишь иллюзии, которые разбились о реальность.
  4. «Бедная Лиза» (Н. Карамзин). Несчастная крестьянка стала жертвой несчастной любви — утопилась, узнав об измене жениха. Несчастная девушка отдала всю себя дворянину, который не сдержал слова и не женился на ней. Он предпочел брак по расчету, но о своем обмане всю жизнь жалел.
  5. «Анна Каренина» (Л. Толстой). Здесь немало любовных линий. Мать безумно любит Вронского, поэтому не может простить Анне самоубийства. Сама Анна страстно влюбилась в Алексея и бросила мужа, но привязанность к сыну, с которым ее разлучили, не давала ей почувствовать душевую гармонию в новой семье. Каренин любил жену, но не умел выразить своего чувства. Левин любил и ревновал Кити, которая не сразу ответила ему взаимностью. Кознышев так и не смог сделать предложения Вареньке. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам с аргументами.

Комментарий о проблеме любви лучше делать по средствам выразительности, отмечая слова, которыми автор выражает чувства. Пример: Любовь в тексте ощущается в каждой интонации. Так, Анна называет Якова «любимым», «нежным», «красивым» и «ярким» человеком. Ее чувства окрашены прилагательными «ласковые», «заботливые», «искренние». Эмоции Якова более скупы, но не менее глубоки. Он «нежно» обвивает талию возлюбленной, «дрожащим голосом» говорит, что разлука их ненадолго. Таким образом, автор не говорит о любви, но читатель и так понимает, что связывает героев.

Критерии оценивания, или как получить незачёт

Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке, а также по одному из других критериев.

Соответствие теме

Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.

Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.

Типичные ошибки

  • Непонимание формулировки темы и, как следствие, — несостоятельная аргументация.
  • Нарушение логики, перескакивание с темы на тему.
  • Неумение сформулировать главную мысль, выдвинуть тезис.

Аргументация. Привлечение литературного материала

Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.

Требуется не менее двух аргументов. Они могут быть из одного произведения.

Незачёт ставится, если:

  • аргументов нет или они не подтверждают ваш тезис;
  • в аргументе существенно искажается содержание текста;
  • аргумент не подтверждён конкретными примерами, есть только упоминание произведения.

Типичные ошибки

Фактические ошибки — искажение содержания произведения, неправильные исторические даты или имена героев и т. п.

Композиция и логика рассуждения

Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.

Незачёт ставится, если:

  • части сочинения не связаны друг с другом;
  • в предложениях допущены логические ошибки;
  • отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • вы доказываете несуществующий тезис;
  • вы перескакиваете с мысли на мысль.

Типичные ошибки

  • Отсутствие смысловых связей между частями сочинения.
  • Отсутствие связи между вступлением и заключением. Внимательно следите, чтобы тезис из начала сочинения имел вывод в конце.

Качество письменной речи

Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.

Незачёт ставится, если:

  • есть речевые ошибки;
  • вы не понимаете лексическую сочетаемость слов;
  • употребляете слова не в том значении.

Типичные ошибки

  • Неправильно употреблённые слова, например, не в том значении.
  • Обильное использование канцеляризмов, речевых штампов.
  • Неуместное использование эмоционально окрашенных слов или синтаксических конструкций. Например, слова «ужасный», «замечательный», множество вопросительных или восклицательных знаков, многоточий.
  • Немотивированное использование просторечных или устаревших слов.
  • Использование слов-паразитов.
  • Смешение лексики разных исторических эпох.
  • Плеоназмы: употребление лишних слов.
  • Тавтология: повторение или двойное употребление близких по смыслу слов, однокоренных слов.
  • Необоснованный пропуск слова.
  • Неправильный порядок слов, который приводит к неверному пониманию предложения.

Незачёт ставится, если на 100 слов допущено более 5 ошибок любого вида — и пунктуационных, и орфографических.

Направление №1 «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»: список тем и произведений

(дорога реальная, воображаемая, книжная)

Первое направление — «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В пояснении сказано, что в этом направлении будут темы, посвящённые «дороге реальной, воображаемой, книжной». Тема благодатная для тех, кто всерьёз интересуется литературой и даже, может быть, собирается связать свою жизнь с филологией.

Разумеется, речь может идти и о какой-то реальной дороге. Тогда, скорее всего, тема старшеклассников ожидает очень лёгкая, более подходящая для семи-восьмиклассника, что-то типа таких:

  • Зачем человек путешествует?
  • Самое интересное путешествие: какое оно?
  • Куда я хотел бы поехать?
  • Правда ли, что путешествие расширяет кругозор человека?

И тому подобное.

Что касается воображаемой дороги, то это в первую очередь тема, связанная с жизненным путем. Жизнь человека традиционно сравнивается с дорогой, и произведений, в которых рассматривается жизнь именно с этой точки зрения, огромное множество

Кроме того, предполагается, что школьники обратят внимание на те произведения, которым свойственен хронотоп «дорога». Их очень много, в том числе и поэма Некрасова — юбиляра этого года —«Кому на Руси жить хорошо

В названном произведении мы встречаем именно этот хронотоп, поскольку все события «нанизаны» на путешествие мужиков-правдоискателей, которые вознамерились узнать,«кому живется весело, вольготно на Руси».

К произведениям, построенным таким же образом, можно отнести «Мертвые души» Гоголя, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Очарованный странник» Н. С. Лескова. Из более поздних произведений литературы это, разумеется, «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Жёлтая стрела» В. Пелевина, «Кто услышит коноплянку» В. Лихачева и другие.

Можно обратиться и к каким-то произведениям, прочитанным старшеклассниками самостоятельно, ведь это действительно интереснейшая тема для тех, кто много читает и интересуется особенностями построения литературных произведений.

Примерные темы, которые могут быть предложены в рамках этого направления, кроме тех, что уже были названы:

  • Как определиться с выбором жизненного пути?
  • Река жизни — что это значит?
  • Что помогает не заблудиться на жизненном пути?
  • «Жизнь прожить —не поле перейти». Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Правда ли, что все мы в этом мире странники?

В третьем понимании направления, где дорога рассматривается как хронотоп, могут быть предложены темы, связанные с вышеуказанными произведениями, — темы, имеющие некоторый крен в литературоведение:

  • Зачем автор показывает своего героя как путешественника?
  • Согласны ли вы, что жизненный путь героя — это своего рода путешествие?
  • Какой путь проходит герой произведения, совершив путешествие?
  • Особенности пути героя.

Произведения, которые можно порекомендовать, — те, которые связаны, может быть, с профессией, выбранной старшеклассниками, или произведения, в которых поднимается проблема выбора.Их огромное множество, трудно даже что-то назвать, но, чтобы свести количество тех книг, которые стоит перечитать при подготовке к сочинению, к минимуму, хотелось бы назвать следующие:

«Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина. В этом произведении каждый из героев делает свой выбор, который и определяет его дальнейший жизненный путь: один для Тамары Ивановны, другие — для её мужа, дочери или сына.

Разумеется, можно обратиться также и к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где выбор, сделанный Раскольниковым, определяет и его судьбу, и судьбы других героев.

Из современных произведений, не изучаемых в школе, можно было бы порекомендовать книгу Эдуарда Веркина«Герда», в которой каждому герою приходится совершить какой-то выбор, и это очень тяжело, и за ошибки приходится платить очень дорого.

↑ Аспекты направления «Кому на Руси жить хорошо»

  • Гражданин, гражданский долг, ответственность гражданина на судьбу своей страны. Взаимосвязь моральных качеств человека и его гражданской позиции. Отношение к Родине, патриотизм, долг перед Отечеством.
  • Социальная справедливость и социальное неравенство. Реформы и их последствия, социальные противоречия. Угнетенные слои населения, «маленький», «лишний», «бывший», «новый», «униженный и оскорбленный» человек, социальное незащищенные слои общества, социальные проблемы.
  • Социальные пороки, причины их возникновения, способы борьбы с ними. Художественная литература как способ борьбы с пороками (обличительная литература, натуральная школа, некрасовская школа). Русский национальный характер.
  • Народное счастье. Поиск правды, тема странничества в литературе. Свобода и ответственность. Свобода как высшая ценность. Тема народного заступничества.

Преступление и наказание — вечная тема

Комментарий от ФИПИ

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

  • Литература
  • Темы
  • Аргументы
  • Цитаты

Клише

Оптимальный вариант для тех, кто планирует начать подготовку еще до того, как будут известны направления итогового сочинения сезона 2020-2021 учебного года – это разбор направлений прошлых периодов, ознакомление с тем, как подбирали аргументы к примерам опытные педагоги, на какие произведения они ссылались и какие клише использовали в текстах.

Клише – это готовые фразы-кирпичики, которые можно вплетать в текст, получая в результате целостное сочинение с правильной логикой и структурой.

Клише для вступления:

Далее следует фраза, объединяющая вступление с основной частью.

  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

В основной части можно использовать такие клише:

Мини-вывод должен присутствовать после каждой аргументации, а начать его можно со слов:

  • Автор считает, что…
  • Поэт думает, что…

Подробнее о том, как правильно декабрьское сочинение для доступа к ЕГЭ-2021, как подобрать аргументы к темам и какие произведения стоит проработать в первую очередь, смотрите в видео уроках:

  • Оценивание ОГЭ и ЕГЭ по математике в 2021 году
  • МГИМО: стоимость обучения в 2020-2021 году
  • МГУ: стоимость обучения в 2020-2021 году

Особенности и план

Итоговое сочинение в 2021-2022 году от предыдущего отличается только темами и направлениями. Структура и правила написания остались те же. Вы выберите одну из пяти предложенных тем. Каждая тема будет соответствовать отдельному направлению. Однако сразу же предостерегаем Вас от распространенной ошибки: не стоит готовиться по одному направлению, ведь тема может быть очень сложная, и Вы просто не найдете хороших аргументов из своего читательского опыта.

Рассмотрим план итогового сочинения:

Вступление. Здесь нужно обозначить значимость и актуальность выбранной темы. Лучше всего выразить свое мнение прямо здесь, чтобы его и начать доказывать. Это помогает сразу собрать мысли в кучу и не потерять логику изложения, которая оценивается по отдельному критерию.
Основная часть. Она делится на два абзаца: первый и второй аргументы. Помните, что примеры должны точно соответствовать поставленной теме и тому, что Вы доказываете. Например, если Вы говорите, что прогресс вредит окружающей среде, то приводите в пример не «Собачье сердце», а «Прощание с Матерой» Распутина или «Куклу» Носова. Там должны быть точные описания последствий загрязнения окружающей среды и уничтожения экосистем. Каждый аргумент завершается микровыводом: что и зачем Вы сказали.
Заключение. Переиначьте вступление или сделайте вывод из всех аргументов

Если отталкиваться от нашего примера, важно перечислить плохие последствия прогресса для окружающей среды и предложить средство решения проблемы. Например, экологический контроль производства.

Пересдача

Пересдать декабрьское сочинение 2021-2022 можно будет в резервные даты: 2 февраля или 4 мая. Поверьте, судя по статистике, сдают все: кто-то раньше, а кто-то позже. Но и расслабляться не стоит, ведь в феврале и мае Вам будет уже не до ИС. ЕГЭ на носу, и каждый день будет дорог для подготовки. Так что лучше успеть сдать экзамен качественно в основную волну и жить себе спокойно. Родителям и учителям это тоже на пользу: Вы будете получать меньше упреков и назиданий, если они поймут, что с допуском у Вас все в порядке, и можно отпустить вожжи.

Темы и направления итогового сочинения 2021-2022 Вы увидите в наших подборках аргументов. Мы всегда начинаем с перечисления тем, которые встречаются в пробниках и методичках учителей. Так что следите за нашим контентом и добавляйте нас в закладки. Такой помощник незаменим в подготовке к итоговому сочинению. Да прибудет с Вами зачет!

Определим проблему вместе

Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:

  1. В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
  2. Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
  3. Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
  4. Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.

Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.

Смысл жизни

Проблема смысла жизни — философский вопрос, на который нам сложно ответить безапелляционно

Поэтому в сочинении на ЕГЭ по русскому языку важно конкретно и четко раскрыть ее, не впадая в крайности. Вот характерный пример эссе

Книги для раскрытия этой проблемы знакомы каждому из Вас:

  1. «Война и мир» (Л. Толстой). Многие главные герои ищут смысл бытия. Андрей Болконский видит его на военном поприще, потом разочаровывается и начинает искать себя в мирной жизни. Но любовь тоже обманула его ожидания: Наташа изменила ему. В итоге князь обрел себя во всенародной миссии — защите родины от иноземных захватчиков. Только перед смертью он, наконец, обрел гармонию с миром и окружением, закончив свои поиски. Безухов тоже ожесточенно ищет смысл своей жизни. Сначала он обретает себя в любви, потом — в масонстве, пытается помочь народу, выделяя деньги из своего кошелька. Затем он решает, что рожден убить Наполеона. И только в плену герой понимает, что его предназначение — изменить мир, начав с себя. Он, как и Платон Каратаев, стремился делать добро, а не только спонсировать его деньгами.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Герои разделяются на два лагеря: одни видят смысл в наживе и подъеме по карьерной лестнице, а другие хотят добиться справедливости и равенства в обществе. Из-за разницы мировоззрений разрушается семья Мелеховых. Пантелей и Петр находят в войне способ разбогатеть на мародерстве и щедром окладе, который сулят офицеры. Они — эгоисты, и дороже всего ценят собственность, ради которой готовы умереть. Григорий и Дуняша становятся людьми новой формации. Они предпочитают работать на благо всего общества и хотят добиться равных прав и свобод для всех. Поэтому Григорий разделяет идеалы Красной армии, а Дуняша выходит замуж за большевика вопреки родительской воле.
  3. «Крыжовник» (А. Чехов). В этом рассказе герой положил всю свою жизнь на обогащение ради приобретения поместья. Он женился по расчету, на всем экономил, уморил жену и накопил, наконец, на дом с участком. Правда, его любимый крыжовник, который он собирался выращивать, вырос кислым, этим же вкусом отдавала вся его жизнь. Он обрюзг и перестал развиваться, наслаждаясь своими мелкими эгоистическими благами. Его брат осуждает это, ведь находит смысл бытия в духовном росте.
  4. «Чайка» (А. Чехов). Героиня ошибалась в выборе смысла жизни, став бездарной актрисой. Еще в юности отец сильно стеснял ее своей строгостью, поэтому она поддалась порыву и сбежала из дома, став любовницей маститого драматурга, который лишь использовал ее молодость и красоту. Отсутствие таланта обрекло ее на унижение, на сцене ей не было места, но и путь домой был закрыт. Причиной ошибки стала ведомость девушки, которая пошла по чужому, навязанному ей пути.
  5. «Мертвые души» (Н. Гоголь). Чичиков видел смысл бытия в накопительстве материальных благ. Не получив стоящего наследства, он решил самостоятельно пробивать себе дорогу к успеху, но его путь был кривой дорожкой. Павел Иванович стал аферистом и взяточником, но ни одно разоблачение не убедило его отказаться от своего метода заработка. Герой так помешался на деньгах, что даже добродетели девушки мерил размерами приданного. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам аргументировать свое мнение.

Комментарий лучше формулировать по идеям и мыслям в тексте. Как правило, в таких текстах есть два противоборствующих мнения, которые можно описать в качестве комментария. Пример: Герои выражают разные точки зрения о смысле жизни человека. Так, Алена считает, что она создана для пути по карьерной лестнице. Она нашла себя в работе и призвании. Но другого мнения придерживается ее подруга Дарья. Она стала матерью и обрела свое предназначение в кругу семьи.

Правильная аргументация

Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2021, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:

  1. автор и название произведения;
  2. описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;
  3. мини-вывод.

Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2020-2021 учебного года, возьмите на вооружение такие советы репетиторов:

  • используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети;
  • ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям;
  • заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы.

Важно! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами

Из чего состоит итоговое сочинение

Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.

Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы. 

План итогового сочинения

Часть 1. ВступлениеНужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы. 

«Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».

«Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу». 

Часть 2. Основной текст

Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы: 

«Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема…».

«В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе…».

Переход ко второму аргументу может звучать так:

«Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения…». 

Часть 3. Заключение

В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише: 

«Обобщая сказанное, хочу сказать, что…».

«Таким образом, можно сделать вывод…». 


‍ Как писать итоговое сочинение 11 класса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector