Высшее военно-морское училище подводного плавания имени ленинского комсомола

Учебный процесс

За 300 лет своего существования Морской корпус подготовил для Военно-морского флота России десятки тысяч высококвалифицированных офицеров.

Подготовка осуществляется на 6 факультетах по специальностям:

  • Кораблевождение надводных кораблей и подводных лодок;
  • Корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы;
  • Автоматизированные системы управления морской техникой;
  • Гидрография и навигационное обеспечение судоходства;
  • Электроника и автоматика физических установок.

Обучение и руководство военно-научной работой ведут опытные педагоги. Среди них более двухсот докторов и кандидатов наук, из которых более 180-ти профессоров и доцентов.

Кафедры и лаборатории располагают современной учебно-материальной базой — от персональных ЭВМ до новейших образцов вооружения и техники и полностью обеспечивают учебный процесс, экспериментальную и научно-исследовательскую работу. Училище располагает загородной базой, шлюпками и учебными катерами.

На территории имеется спортивный комплекс, уютное кафе. Картинная галерея может похвастать полотнами, принадлежащими кисти великих живописцев.

В институте имеется богатая библиотека, созданы все условия для занятия художественной самодеятельностью, изобразительным творчеством, физической культурой и спортом, постоянно совершенствуются жилищно-бытовые условия личного состава.

В институт принимаются только граждане Российской Федерации. За пятилетний период обучения в институте курсанты стоят на действительной военной службе, проходят теоретический курс и учебную практику на кораблях и в частях Военно-Морского Флота.

С курсантами со второго курса обучения заключается контракт в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Денежное содержание курсанта-контрактника постоянно повышается.

Успешно окончившим институт по программам высшего профессионального образования присваивается офицерское звание «лейтенант» и вручается диплом инженера государственного образца, а по программе среднего профессионального образования присваивается звание «мичман» с вручением диплома техника.

В институт принимаются военнослужащие, военнообязанные из запаса в возрасте до двадцати четырех лет, а также лица гражданской молодежи в возрасте не моложе шестнадцати лет и не старше двадцати двух лет (на день поступления) с законченным средним образованием. Вступительные испытания проводятся с 1 по 30 июля.

При поступлении кандидаты сдают вступительные экзамены:

  • математика (письменно)
  • физика (устно)
  • русский язык и литература (изложение).

Все поступающие должны пройти профессиональный психологический отбор, медицинскую комиссию и сдать нормы по физической подготовке: подтягивание на перекладине, бег — 100 м, кросс — 3 км.

От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются:

  • выпускники Нахимовского военно-морского училища, суворовских училищ, кадетских корпусов,
  • военнослужащие, проходившие военную службу по призыву и при этом выполнявшие задачи в условиях вооруженных конфликтов,
  • другие граждане, которые в соответствии с законодательством РФ освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в ВУЗы.

Курсы командного состава флота (1918)

Форма одежды первых курсантов РККФ

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Открытие курсов состоялось 10 октября в здании бывшего Морского училища. Слушателей набирали из матросов-специалистов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел — механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь.

В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее.

8 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи — 18 лет, из числа военных моряков — 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов.

18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища — его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морское инженерное училище (ныне — Военный (политехнический) институт Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова).

Осенью того же года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (впоследствии Высшие специальные офицерские классы ВМФ), а также в Военно-морской академии. В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» с курсантами на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт — Берген — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Факультеты, специальности

Военно-морская академия и Черноморское высшее училище полностью обеспечивают офицерскими и мичманскими кадрами ВМФ России.

ВМА им. Кузнецова

Подготовка ведется на двух основных факультетах:

  • командно-штабном – по всем военным специальностям;
  • командно-инженерном – по самым разнообразным техническим направлениям: кораблестроение, радиотехника, геодезия, радиационная и химическая защита, техническое обеспечение подлодок и кораблей, эксплуатация энергетических установок, оптика, системы управления и т. д.

На специальном факультете повышают квалификацию и проходят профпереподготовку служащие и увольняющиеся в запас офицеры и мичманы ВМФ.

ЧВВМУ им. Нахимова

Основная специализация вуза – системы корабельного вооружения, судовождение и радиотехника. Для поступления будущие лейтенанты могут выбрать один из факультетов:

  • береговых ракетно-артиллерийских войск;
  • радиотехники и информационной безопасности;
  • ракетного вооружения надводных кораблей;
  • судовождения и энергетики судов;
  • специального вооружения.

По программам СПО мичманы получают одну из трех специальностей, с вязанных с эксплуатацией и ремонтом:

  • водолазных и глубоководных средств;
  • береговых ракетных комплексов;
  • систем управления и стартового оборудования ракетного вооружения надводных кораблей.

Также Черноморское ВВМУ им. Нахимова проводит прием студентов на платные места. На договорной основе можно получить одну из пяти специальностей:

  • радиотехника (бакалавриат, магистратура);
  • судовождение (специалитет);
  • информационная безопасность в системах телекоммуникаций (специалитет);
  • эксплуатация судовых энергоустановок (специалитет);
  • радиоэлектронные системы и комплексы (специалитет);

Все специальности, кроме радиотехники в магистратуре и информационной безопасности в специалитете, можно получить не только на дневном отделении, но и заочно. Для поступлении на «радиоэлектронные системы и комплексы», «судовождение» и «эксплуатацию судовых энергоустановок» требуется пройти предварительный профосмотр у врачей в соответствии со списком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития № 302н.

Обучение в военно-морских вузах ведется только в очном формате (за исключением учебы по некоторым специальностям на платной основе в ЧВВМУ). Наряду с уровнем СПО и специалитетом предусмотрена возможность обучения в магистратуре и адъюнктуре (по направлениям «Военное управление», «Информатика и ВТ», «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта», «Вооружение и военная техника. Комплексы и системы военного назначения», «Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техническое обеспечение»).

Морской корпус (1906)

С 1906 года в корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами — они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Морской корпус (1906)

С 1906 года в корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами — они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Морская Академия (1715)

Гардемарин 1724 г.; Гардемарин 1731 г.; Гардемарин 1742 г.; Гардемарин 1745 г.; Гардемарин 1748 г.; Гардемарин-Сержант 1754 г.

В 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создаётся Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.
Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек. В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин». Это звание заменило звание «навигатор», в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учреждён в 1713 г.). По экзамену мичманы производились в первый офицерский чин унтер-лейтенанта. В 1732 году первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 года с перерывом в 1751—1758 гг.

С 1723 года в гардемаринскую роту (200 чел.) зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 году в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. В 1717—1752 гг. из Академии было выпущено более 750 человек.

Навигацкая школа (1701)

Рисунки из статьи «Морской корпус» («Военная энциклопедия», 1914)

14 () января  года Указом Петра I была основана Школа математических и навигацких наук. Целью создания этого учебного заведения было обеспечение комплектования создающегося российского флота отечественными кадрами. С июня 1701 года Школа располагалась в Москве в Сухаревой башне поблизости от Кремля. Готовила она специалистов не только для флота, но и для армии и гражданской службы.

Школа делилась на классы — в первых двух обучали неграмотных русскому языку и началу счёта. После этого большинство выходцев из бедных слоёв населения отправляли служить писарями или учиться на мастеров адмиралтейства. Наиболее способные из них, а также юноши дворянского происхождения, переводились в следующие классы, высшими из которых являлись мореходные (плоской и меркаторской навигации), морской астрономии). Кроме того, ученики изучали ведение шканечного журнала, счисление пути корабля, фехтование. Изучение велось последовательно и завершалось сдачей экзамена. Наиболее способные и старательные могли закончить полный курс школы за 4 года, а нерадивые учились и до 13 лет.

Первоначально школа находилась в ведении Оружейной палаты, с 1706 года она была передана в Воинский морской приказ, а с 1712 года — в Воинскую морского флота канцелярию. Преподаватели школы были независимы друг от друга и подчинялись только генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину.

Первый выпуск Школы состоялся в 1705 году. Её окончили 64 человека. Выпускники Школы получали право на производство в офицеры после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Многие стажировались на английском и голландском флотах.

Эту школу возглавлял потомок шотландских королей, российский граф, генерал-фельдмаршал и герой Полтавы Яков Вилимович Брюс.

Морской шляхетный кадетский корпус (1752)

15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Название подчёркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек, которые в строевом отношении делились на три роты по 120 человек, а в учебном — на три класса.

Гардемаринами стали называть учеников старшего класса корпуса. Состав роты был смешанный — в каждую входили три учебные группы — гардемаринская (1 класса) и кадетские (2 и 3 класса). В 1762 году для кадетов ввели единую форму одежды, однотипное вооружение и снаряжение. Новым штатом в помощь директору назначался капитан 1 ранга, фактически — его заместитель по строевой части, которому подчинялись старшие офицеры — командиры рот. В каждой роте было по 4 офицера.

Деятельностью преподавателей руководил профессор. В Корпусе изучалось 28 наук, в том числе: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, история, политика, риторика, на выбор — французский, английский или немецкий языки, тактическое маневрирование (морские эволюции), морская практика, такелажное дело, фехтование, танцы.

Перевод из класса в класс, а также производство гардемаринов в офицеры, осуществлялись только на вакантные места. До 1762 года выпускники Корпуса были обязаны служить пожизненно. 18 февраля 1762 года манифестом Петра III «О вольности дворянской» каждый дворянин получил право служить по своему усмотрению и выйти в отставку. Этот порядок сохранялся до 1917 года. В 1762—1802 гг. Корпус возглавлял И. Л. Голенищев-Кутузов. По его инициативе в 1764 году ввели должность старшего инспектора классов, который отвечал за организацию учебного процесса. В 1769 году была основана библиотека Морского корпуса, которая пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками.

Быстрый рост флота вызвал расширение Морского корпуса, штат которого в 1783 году расширили до 600 человек, а в 1791 году в нём фактически обучалось около тысячи человек. С 1753 по 1802 гг. Корпусом было выпущено 3036 офицеров.

Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (1926)

Нагрудный знак,ВС СССР, за окончание военно-учебного заведения — высших военных училищ и военных институтов

Форма курсантов Военно-морских училищ Морских сил РККА, ВМС РККА 1924-1940 гг.

Форма курсантов Военно-морских училищ ВМФ СССР 1940-1943 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1943-1945 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1943-1945 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1945-1958 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1945-1958 гг.

Форма курсантов и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1958-1969 гг.

Форма курсантов и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1969-1991 гг.

Форма курсантов и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР участвующих в парадах в Москве, Ленинграде, в столицах союзных республик и городах-героях

7 января 1926 года по ходатайству личного состава училища, ему было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе. Тогда же было введено звание «курсант». Новым штатом предусматривалось обучение 825 курсантов. Программа обучения делилась на 4 курса.

22 сентября 1935 года в СССР были введены персональные воинские звания для командного состава РККА и РККФ. В июне 1936 года в училище состоялся первый выпуск лейтенантов.

13 октября 1936 года училище было награждено Почётным Революционным Красным знаменем, и получило наименование Краснознамённого. Было сформировано четыре отдела: штурманский, артиллерийский, минно-торпедный и гидрографический. В 1937—1939 гг. создавались военно-морские училища в Баку, Севастополе и Владивостоке. Туда уехали многие курсанты, преподаватели и командиры ВМУ имени М. В. Фрунзе.

10 июня 1939 года училище было награждено орденом Ленина. В 1939 году училище было преобразовано в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Авторитет училища постоянно рос. В 1940 году на 300 вакантных мест было получено 3900 заявлений от желающих поступить. В 1939 году училище закончило 625 лейтенантов, в 1940—404.

Начало Великой отечественной войны совпало с периодом практики у курсантов. 25 июня 1941 года состоялся досрочный выпуск офицеров. Лейтенантами стали 198 курсантов. Второй в 1941 году досрочный выпуск состоялся 31 октября. Курсанты 1 и 2 курсов в июле-августе 1941 года принимали участие в боях в составе 1-й отдельной бригады морской пехоты.

В конце июля 1941 года также было принято решение об эвакуации училища в Астрахань, где оно должно было разместиться на базе Астраханского института рыбной промышленности. Эвакуация завершилась 10 января 1942 года.

Последний выпуск военного времени состоялся 7 мая 1944 года.

Летом того же года училище вернулось в Ленинград. По окончании войны курсанты ВВМУ имени М. В. Фрунзе участвовали в параде Победы на Красной площади.

52 выпускникам училища во время войны было присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый послевоенный выпуск состоялся в апреле 1947 года.

29 января 1951 года ВВМУ имени М. В. Фрунзе указом Президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Ушакова I степени. В 1955 году совету училища предоставили право принимать к защите диссертационные работы. Позднее были созданы специализированные учёные советы по присуждению учёных степеней доктора и кандидата наук.

В 1959—1962 годах училище перешло на командно-инженерный профиль подготовки кадров. Была внедрена факультетская система, срок обучения увеличен до 5 лет. Летом 1962 года состоялся первый выпуск специалистов командно-инженерного профиля. Также впервые вместо 6 государственных экзаменов, выпускники защищали дипломные работы.

В 1959—1971 годах в училище работал факультет политсостава, готовивший офицеров с высшим военно-политическим образованием и квалификацией корабельного штурмана. В 1967 году на базе этого факультета было создано Киевское высшее военно-морское политическое училище.

В 1967 году Ракетно-артиллерийский факультет был переведён в Калининград, где на его основе был создан филиал ВВМУ имени М. В. Фрунзе, впоследствии преобразованный в Калининградское ВВМУ — ныне Балтийский военно-морской институт имени Ф. Ф. Ушакова.

В 1998 году в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ имени М. В. Фрунзе было объединено с ВВМУПП имени Ленинского комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский военно-морской институт.

Морская Академия (1715)

Гардемарин 1724 г.; Гардемарин 1731 г.; Гардемарин 1742 г.; Гардемарин 1745 г.; Гардемарин 1748 г.; Гардемарин-Сержант 1754 г.

В 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создаётся Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.
Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек. В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин». Это звание заменило звание «навигатор», в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учреждён в 1713 г.). По экзамену мичманы производились в первый офицерский чин унтер-лейтенанта. В 1732 году первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 года с перерывом в 1751—1758 гг.

С 1723 года в гардемаринскую роту (200 чел.) зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 году в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. В 1717—1752 гг. из Академии было выпущено более 750 человек.

Морской кадетский корпус (1891)

Воспитанник Морского кадетского корпуса (МКК) в шинели строевой формы 1914-1917 гг.; Воспитанник Морского кадетского корпуса (МКК)  в шинели отпускной формы 1891-1906 гг.; Фельдфебель МКК в шинели строевой формы 1914-1917 гг.; Старший унтер-офицер МКК в шинели отпускной формы 1891-1906 гг.; Кадет 6 роты МКК в летней домашней форме 1914-1917 гг.; Младший унтер-офицер МКК в рабочей форме 1909-1917 гг.; Фельдфебель МКК в летней отпускной форме 1898-1917 гг.; Старший унтер-офицер МКК в летней строевой форме 1916-1917 гг.; Кадет 6 роты МКК в бушлате домашней формы 1914-1917 гг.; Младший унтер-офицер МКК в зимней отпускной форме 1906-1914 гг.; Воспитанник Морского Училища (МКК) в зимней строевой форме 1882-1891 гг.; Фельдфебель Морского Кадетского корпуса (МКК) в зимней строевой форме 1882-1914 гг.

В 1891 году училище вновь переименовали в Морской кадетский корпус. По новому положению срок обучения составлял 6 лет, корпус делился на 6 рот, а в учебном плане — на 6 классов (три общих и три специальных). В 1898 году число воспитанников увеличили до 600 человек. Директор корпуса осуществлял руководство через ближайших помощников — заведующих строевой и хозяйственной частями.

Ежегодно в летние месяцы выпускники практиковались на кораблях Учебного отряда морских судов. Качество практики несколько снижалось ввиду устаревания корабельного состава отряда. Тем не менее, качество специальной подготовки оставалось достаточно высоким благодаря углублённому изучению специальных дисциплин. В 1903 году срок обучения в специальных классах был увеличен ещё на один год.

Курсы командного состава флота (1918)

Форма одежды первых курсантов РККФ

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Открытие курсов состоялось 10 октября в здании бывшего Морского училища. Слушателей набирали из матросов-специалистов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел — механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь.

В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее.

8 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи — 18 лет, из числа военных моряков — 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов.

18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища — его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морское инженерное училище (ныне — Военный (политехнический) институт Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова).

Осенью того же года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (впоследствии Высшие специальные офицерские классы ВМФ), а также в Военно-морской академии. В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» с курсантами на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт — Берген — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Начальники училища

Период руководства Фото Фамилия Имя Отчество Примечание
Курсы командного состава флота
1916—1918   Бригер Александр Михайлович Генерал-лейтенант
1919   Костин А. А.  Военный моряк
1919—1920   Жерве Б. Б.  Военный моряк
1920—1922   Паттон Н. И.  Военный моряк
1922   Римский-Корсаков Воин Петрович  Военный моряк
Военно-морское училище
1922—1924   Винтер Евгений Францевич  Военный моряк
1924—1926   Бологов Николай Александрович Военный моряк
Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе
1926—1930   Ралль Юрий Федорович Военный моряк
1930—1934   Татаринов Алексей Николаевич Командир РККФ
1934—1936   Буриченков Георгий Андреевич Комдив
Военно-морское Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе
1936—1939   Буриченков Георгий Андреевич Комдив
1939   Броневицкий Петр Семенович Флагман 2 ранга
Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе
1939—1941   Рамишвили Семен Спиридонович Контр-адмирал
1941—1942   Жуков Б. М.  Капитан 1 ранга
1942   Апостоли Борис Николаевич Капитан 1 ранга
1942—1944   Сухиашвили Константин Давидович Капитан 1 ранга
1944—1947   Рыбалтовский Владимир Юльевич Контр-адмирал
1947—1951   Кузнецов Константин Матвеевич Контр-адмирал
Высшее военно-морское Краснознаменное, орденов Ленина и Ушакова училище имени М. В. Фрунзе
1951—1952   Ванифатьев Александр Герасимович Контр-адмирал
1952—1954   Коновалов Г. А.  Контр-адмирал
1954—1959   Богденко Валентин Лукич Вице-адмирал
1959—1962   Ванифатьев Александр Герасимович Вице-адмирал
Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М. В. Фрунзе
1959—1967   Ванифатьев Александр Герасимович Вице-адмирал
1967—1974   Хренов Виктор Алексеевич Вице-адмирал
1974—1979   Платонов Виталий Васильевич Вице-адмирал
1980—1988   Фёдоров Николай Константинович  Вице-адмирал
1988—1993   Ковальчук Александр Сергеевич Контр-адмирал (Предатель и враг народа СССР)

Курсы командного состава флота (1918)

Форма одежды первых курсантов РККФ

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Открытие курсов состоялось 10 октября в здании бывшего Морского училища. Слушателей набирали из матросов-специалистов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел — механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь.

В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее.

8 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи — 18 лет, из числа военных моряков — 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов.

18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища — его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морское инженерное училище (ныне — Военный (политехнический) институт Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова).

Осенью того же года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (впоследствии Высшие специальные офицерские классы ВМФ), а также в Военно-морской академии. В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» с курсантами на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт — Берген — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Морской кадетский корпус (1891)

Воспитанник Морского кадетского корпуса (МКК) в шинели строевой формы 1914-1917 гг.; Воспитанник Морского кадетского корпуса (МКК)  в шинели отпускной формы 1891-1906 гг.; Фельдфебель МКК в шинели строевой формы 1914-1917 гг.; Старший унтер-офицер МКК в шинели отпускной формы 1891-1906 гг.; Кадет 6 роты МКК в летней домашней форме 1914-1917 гг.; Младший унтер-офицер МКК в рабочей форме 1909-1917 гг.; Фельдфебель МКК в летней отпускной форме 1898-1917 гг.; Старший унтер-офицер МКК в летней строевой форме 1916-1917 гг.; Кадет 6 роты МКК в бушлате домашней формы 1914-1917 гг.; Младший унтер-офицер МКК в зимней отпускной форме 1906-1914 гг.; Воспитанник Морского Училища (МКК) в зимней строевой форме 1882-1891 гг.; Фельдфебель Морского Кадетского корпуса (МКК) в зимней строевой форме 1882-1914 гг.

В 1891 году училище вновь переименовали в Морской кадетский корпус. По новому положению срок обучения составлял 6 лет, корпус делился на 6 рот, а в учебном плане — на 6 классов (три общих и три специальных). В 1898 году число воспитанников увеличили до 600 человек. Директор корпуса осуществлял руководство через ближайших помощников — заведующих строевой и хозяйственной частями.

Ежегодно в летние месяцы выпускники практиковались на кораблях Учебного отряда морских судов. Качество практики несколько снижалось ввиду устаревания корабельного состава отряда. Тем не менее, качество специальной подготовки оставалось достаточно высоким благодаря углублённому изучению специальных дисциплин. В 1903 году срок обучения в специальных классах был увеличен ещё на один год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector