Европейская школа психологии

ВВЕДЕНИЕ

Психология — наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2500 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось в середине XIX в., а подлинно научная психология начала складываться еще позже — на рубеже XIX и XX вв.

Зарождение психологии во многом связано с развитием философии, существованием двух во многом противоположных школ — идеалистической и материалистической. Наиболее ярким представителем идеализма считается Платон (427—347гг. до н. э.). В основу было положено утверждение, что дух, сознание являются первичным началом всего существующего. Природа, материя — это производное, вторичное от идей, духа, сознания. Идеализма придерживались и дуалисты. В соответствии с данным учением существует два начала: материя и дух. С их точки зрения, психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует само по себе. Сознание и психика трактовались’ как самостоятельное начало, не связанное с материей и не зависящее от нее.

Материалистическим является учение Демокрита (460—370 гг. до н. э.). Согласно его взглядам все существующее, включая и душу, состоит из атомов (мельчайших, неделимых частиц). Материя первична, а психика и сознание — вторичны. Это отражение мозгом объективной действительности, они неотделимы от деятельности мозга.

На рубеже XIX—XX вв. начинается быстрое развитие психологии. Развитие стимулируется успехами естествознания, и в первую очередь развитием биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, которые предъявляются к психологии со стороны медицины и педагогики.

Выделяются такие специальные области психологии, как медицинская, детская и педагогическая психология, психология труда, социальная психология. Все это создает условия для переориентации психологической науки. Возрастает удельный вес психологических исследований. В результате психология утрачивает свою обособленность и превращается в самостоятельную, разветвленную область научного знания.

За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Целью данной работы является более подробное рассмотрение и характеристика основных школ психологии – бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, гуманистической и трансперсональной психологии, а также советской психологии.

Вопрос 12. Понятие методе и методике. Классификация методов психологии

Методы психологии — это способы получения информации о психике человека. Среди них можно выделить четыре группы:

  1. Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); комплексный метод (исследование объекта проводится специалистами различных областей и разными средствами для установления связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

    2. Эмпирические методы включают наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы. 3. Методы обработки данных, включающие в себя: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы. 4. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.

Методика — это совокупность способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методика — более широкое понятие, чем метод. (например: Методика Климат (модифицированный вариант методики Б.Д.Парыгина- Назначение теста

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

… навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования … и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ …

Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих благоприятный психологический климатв коллективе.)

Национальная академия дополнительного профессионального образования

«Семейное и детское психологическое консультирование. Системная семейная психотерапия»

Разберетесь в детской психологии, научитесь помогать преодолевать кризисы, сглаживать конфликты поколений и станете профессиональным семейным психологом.

Кому подойдет: для психологов других направлений и тех, кто хочет сменить профессию. Для поступления обязателен диплом о высшем или среднем профессиональном образовании.

Преимущества:

  • Поддержка работает без выходных.
  • К студенту прикрепляется личный наставник.
  • Доступ к курсу и библиотеке остается навсегда.
  • По окончании диплом о профессиональной переподготовке с внесением в государственный реестр.

Программа обучения:

  1. Разберетесь в возрастной, гендерной и психологии семейных отношений.
  2. Научитесь диагностировать внутрисемейные проблемы и искать их причины.
  3. Освоите методы работы, научитесь выбирать правильные и сочетать их.
  4. Узнаете, как сглаживать конфликты поколений и восстанавливать доверительные отношения между родителями и детьми.
  5. Познакомитесь с психологической реабилитацией после травм.
  6. Узнаете, как помочь после измены и развода.

Другие курсы. Школа предлагает для обучения 70 программ по психологии с профессиональной переподготовкой и 90 курсов, направленных на повышение квалификации:

  • Спортивная психология. Методики психологической помощи спортсменам с присвоением квалификации «Спортивный психолог».
  • Сексуальная супружеская семейная терапия.
  • Практическая психология с дополнительной специализацией в групповой (тренинговой) работе с присвоением квалификации «Практический психолог. Психолог-тренер».
  • Практическая перинатальная психология. Социально-психологическое сопровождение беременности, родов и послеродового периода.
  • Психолог-консультант с дополнительной специализацией по семейной психологии. Семейное и детское психологическое консультирование. Системная семейная психотерапия с присвоением квалификации «Практический психолог. Семейный психолог» и другие курсы.

Психоанализ

Параллельно бихевиоризму начинает свое развитие психоанализ. Он открыл за сознанием пласты неосознаваемых индивидом психических процессов, сил, механизмов. Психоанализ расширил область психического за пределы явлений, испытываемых субъектом, о которых он может дать отчет.

Родоначальником психоанализа стал Зигмунд Фрейд.

Фрейд пересмотрел прежнюю трактовку сознания. Его роль в поведении человека не отвергалась, но представлялась кардинально отличной от традиционной психологии. Благодаря пониманию причин потаенных комплексов и подавленных влечений, то есть техники психоанализа становится возможным избавление от душевной травмы, нанесенной ими личности человека.

Открытие объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмега психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотера­певтическая работа обнажала важнейшую роль мотивационных факторов как объективных, стало быть независимых от того, что нашептывает «голос самосознания», регуляторов поведения. У Фрейда было множество учеников. Собственные направления на основе психоанализа создали Карл Юнг и Альфред Адлер. Юнг назвал свою психологию аналитической, а Адлер — индивидуальной.

Московский институт психоанализа

«Сексология и психологическая коррекция сексуальной сферы»

Получите возможность обучаться в государственном ВУЗе. Научитесь консультировать по проблемам сексуальной сферы и станете специализированным психологом-сексологом.

Кому подойдет: психологам для повышения квалификации и тем, кто решил сменить профессию.

Преимущества:

  • Программа создана совместно National Institute of Mental Health из США.
  • По окончании диплом о профессиональной переподготовке и сертификат международного института психических исследований.
  • Преподаватели — психологи, врачи, сексологи.

Программа обучения: 

  1. Освоите понятие сексуальности, ее значение в жизни человека, познакомитесь с сексуальными расстройствами и методами консультации.
  2. Узнаете из чего состоит сексуальное здоровье, разберете кейсы с различными проблемами и заболеваниями.
  3. Научитесь классифицировать сексуальные проблемы в супружеских парах и помогать решать их.
  4. Познакомитесь с психологическими и психотерапевтическими методами работы.
  5. Проследите взаимосвязь возраста и сексуальности.
  6. Научитесь решать гендерные половые психологические проблемы.
  7. Попрактикуетесь для закрепления обучения.

Другие курсы. Институт предлагает курсы по психотерапии и психологии, а также дает возможность получить второе высшее образование и поступить в магистратуру:

  • Психоанализ в бизнесе.
  • Семейное консультирование.
  • Консультант по коррекции веса и психологии пищевого поведения.
  • Трансперсональное консультирование и психотерапия.
  • Арт-терапия и др.

§5. Трансперсональная психология

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д.

Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.

Слово «трансперсональная» происходит от слов trans и persona и буквально может быть переведено как надличностная. Первоначально трансперсональное направление называлось трансгуманистическим и, по мнению А.Маслоу и других основателей, должно было рассматриваться как продолжение гуманистической парадигмы.

Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме. (holos- целостный). Холистическая парадигма заменяет современное противоречие между «мозгом» и «разумом», «телом» и «психикой», «материей» и «духом» системно-ориентированной, построенной на взаимосвязях моделью сознания. То, что сегодня рассматривается как экстрасенсорика, завтра может быть названо суперсенсорикой, то, что сегодня считается бессознательным, когда-нибудь может быть названо вечным сознанием.

В этой парадигме признается возможность аномальных явлений, тонких энергий и не открытых еще законов природы и принципов, которые могут вступать в противоречие с материалистической моделью или привести к ее пересмотру. Холистический взгляд на вещи ориентирован на системный подход, целое для него больше, чем просто сумма его частей.

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Посредством техник трансперсональной психологии возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем также испытать необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных (направленных на обретение внутренней целостности) состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем.

Что дальше

Если вы решили пройти обучение на психолога, то с выбором курса и школы вам поможет следующий план:

Вы уже профессиональный психолог или вы только начинаете осваивать психологию? В первом случае вам больше подойдут курсы для повышения квалификации: не придется проходить модули по общей психологии

Если вы только начали знакомство с наукой, то обратите внимание на курсы для начинающих и программы профессиональной переподготовки.
Лучше отдавать предпочтение школам и институтам, имеющим государственную лицензию. Она подтверждает то, что школа работает по образовательному стандарту и дает возможность вернуть 13% от стоимости курса.
Обращайте внимание на стоимость, программу обучения и опыт преподавателей

Смотрите есть ли наставничество, разбор домашних заданий и помощь при возникновении сложностей. Посмотрите отзывы: критика должна быть конструктивной.
Отберите лучшие школы по этим параметрам. Если еще сомневаетесь, узнайте есть ли пробные бесплатные занятия: некоторые школы предлагают такую услугу.

Если вы хотите получить степень магистра или второе высшее образование, то приезжать в университет все же придется. Некоторые ВУЗы предлагают дистанционное обучение, но по образовательным стандартам на выпускных экзаменам и при защите диплома нужно присутствовать в институте.

Вы уже учились на курсе по психологии? Поделитесь своим мнением. Или может мы забыли описать стоящий курс? Напишите нам!

Рефлексология

Новый взгляд на предмет психологии сложился вследствие появления трудов И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Они изучали высшие нервные центры головного мозга — органы управления поведением в окружающей среде человеческого целостного организма. Они утвердили новый предмет психологии целостное поведение, взамен изолированного сознания. В данном направлении психологии в качестве исходного понятия выступает рефлекс. Отсюда и название — рефлексология.

Ранее под рефлексом понималась стереотипная, жестко фиксированная реакция. Павлов ввел в данное понятие принцип условности и сформулировал новый термин — условный рефлекс. Данный факт означал, что организм обретает и трансформирует программу своих действий под влиянием внутренних и внешних условий.

Функционализм

Прежний образ предмета психологии, в начале XX столетия, сильно потускнел. Сознание, его явления все чаще соотносились с жизнедеятельностью организма и его двигательной активностью.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Определение 1

В это время происходит становление функционализма. Данное направление отвергало анализ внутреннего опыта и считало основной задачей психологии выяснение работы этих структур при решении задач, касающихся актуальных потребностей людей

Таким образом, предметная область психологической науки расширялась. Она охватывала психические функции как внутренние операции, производящиеся организмом для удовлетворения его потребности в приспособлении к окружающей среде.

В США у истоков функционализма стоял У.Джемс, который также являлся лидером прагматизма. Он считал, что внутренний опыт человека представляет собой не цепь элементов, а поток сознания, который отличает личностная избирательность. Исследуя проблему эмоций, Джемс предложил концепцию, по которой изменения в сосудистой и мышечной системах организма являются первичными, а эмоциональные состояния вызванные ими — вторичными.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Фоксфорд

«Психологическое консультирование в образовательном учреждении»

Научитесь работать с учениками, педагогами и родителями. Освоите технику и специфику консультирования.

Кому подойдет: для школьных преподавателей и психологов.

Преимущества:

  • Удостоверение о повышении квалификации по окончании.
  • Если курс не подходит, школа возвращает деньги.
  • Преподаватель Чибисова Марина Юрьевна — кандидат психологических наук и доцент МПГУ.

Программа обучения: 

  1. Познакомитесь со спецификой консультирования в образовательном учреждении.
  2. Освоите техники активного и пассивного слушания, расспрашивания, эмоционального отражения и паузы.
  3. Научитесь оказывать психологическую помощь.
  4. Познакомитесь со спецификой казуально-ориентированного консультирования.
  5. Научитесь консультировать родителей, педагогов и детей.
  6. Изучите особенности работы с подростками.

Другие курсы. Онлайн-школа предлагает более 20 курсов для повышения и переквалификации и профессиональной переподготовке по низким ценам: не дороже 2 900 рублей за курс. Некоторые курсы:

  • Управление эмоциональным состоянием.
  • Нейропсихологические основы эффективного обучения.
  • Психология учителя: работа с «трудными» учениками и родителями.
  • Управление эффективной коммуникацией с родителями.
  • Работа с девиантным поведением: как выявлять и что делать.

Абитуриенту ВШП

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция 
(уровень бакалавриата)
Направленность (профиль): Инновационная юриспруденция

Особенности образовательной программы «Инновационная юриспруденция»

В программе «Инновационная юриспруденция» сделаны несколько акцентов: на инновационных сферах юриспруденции (медицинском праве, спортивном праве, информационном праве и т.д.); на предпринимательском праве; на международном праве и на сравнительном правоведении (английском праве, немецком праве, китайском праве, исламском праве и др.). 
Кроме того, значительно увеличен объем часов, выделяемых на философию, логику, экономику и историю. Идея состоит в том, чтобы выпускники ВШП не только могли решать узкие задачи, но и видели картину в целом, были способны принимать сложные стратегические решения на основе оценки множества факторов.
Еще одна особенность программы – структуризация (ступенчатость) практики: на первом курсе студент выполняет техническую работу, например, судебного исполнителя или секретаря судебного заседания; на втором – знакомится с работой следствия, адвокатуры и суда; на третьем – с работой органов исполнительной и законодательной власти; на четвертом – с работой организаций и учреждений, имеющих отношение к теме его научного исследования.

Выбор образовательной траектории

Учебный план ВШП предусматривает несколько дисциплин по выбору, которые ведутся с шестого семестра (третий курс). Каждый раз выбор предоставляется между дисциплинами трех направлений: 

1) цифровизация гражданского оборота; 

2) международное право; 

3) биоэкономика и биобезопасность. 

Например, в седьмом семестре студенту предлагается выбор между дисциплинами «Договорное регулирование инновационной деятельности», «Международное экономическое право», «Основы фармацевтического права», а в восьмом – между дисциплинами «Правовые основы цифровизации гражданского оборота», «Международное правосудие», «Правовые основы биоэкономики и биобезопасности». Таким образом, студент может придерживаться одного направления (например, заниматься исключительно предпринимательским правом) либо менять приоритеты. 
Некоторые дисциплины указанных направлений – «Гражданское право», «Международное право», «Информационное право» и др. – являются общими.

Диплом

Выпускник ВШП получает диплом по специальности «юриспруденция».

_________________________________________________________________________________

Подробнее: 

Группа ВШП ВКонтакте: https://vk.com/msal_hsl 

Московский институт по повышению квалификации и профессиональной переподготовке

«Психолог в социальной сфере»

Программа позволяет дистанционно освоить профессию социального психолога

Вы научитесь обращать внимание на психологические критерии и проблемы социальных групп, проводить мониторинг и помогать людям

Кому подойдет: для интересующихся психологией, специализированных психологов и всех желающих освоить новую профессию. Для обучения необходимо высшее или среднее профессиональное образование.

Преимущества: диплом о профессиональной переподготовке.

Программа обучения: 

  1. Познакомитесь с общей и социальной психологией.
  2. Освоите принципы и этику социальной работы.
  3. Разберетесь в психологии личности и общения.
  4. Узнаете, как улаживать конфликты.
  5. Поймете, как консультировать группу и отдельного человека.
  6. Узнаете, как психологи сопровождают инвалидов.
  7. Разберетесь в отношениях между родителями и детьми.
  8. Освоите психологию развития.

Другие курсы: психолог-консультант, семейный психолог, педагог-психолог и другие.

Институт психотерапии и клинической психологии

«Когнитивно-поведенческие технологии в психотерапии и консультировании»

Программа рассчитана на специалистов в области психологии. Сможете освоить новое направление и расширить свою практическую деятельность.

Кому подойдет: для практикующих психологов.

Преимущества: диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.

Программа обучения: 

  1. Познакомитесь с КПТ, этическим кодексом психологов и узнаете о классификации психических нарушений и проблем.
  2. Сформируете навыки для работы.
  3. Научитесь применять технологии контроля сложных функциональных состояний, прослеживать выполнение методов контроля и формулировать программы.
  4. Освоите поведенческую терапию.
  5. Научитесь регулировать сложные функциональные состояния через когнитивный контроль.
  6. Познакомитесь с техниками осознанности и методами из области коммуникативных технологий.
  7. Супервизия и итоговая аттестация.

Другие курсы:

  • Процессуально-ориентированная психология.
  • Стратегическая психотерапия.
  • Детская и подростковая психотерапия.
  • Нейролингвистическое программирование и другие.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector