Кодификатор егэ по обществознанию 2022 от фипи
Содержание:
ВЫБОРЫ
Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с действующим законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Избирательная система: политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов власти.
- Избирательное право— правовые нормы о порядке проведения выборов
- Избирательный процесс— комплекс действий в процессе выборов (назначение даты выборов, регистрация кандидатов, учёт избирателей, предвыборная агитация, голосование и проведение выборов)
- Процедура отзыва депутатов
Принципы демократического избирательного права:
- Равное ( один человек = один голос, равенство прав кандидатов)
- Всеобщее (все с 18 лет дееспособные, нет цензов, то есть ограничений)
- Тайное— каждый вправе не говорить о своём выборе
- Прямое — голосование лично, нельзя по доверенности или за кого-то)
Биологическое и социальное в человеке
Человек — биосоциальное существо.
Биологическая сущность человека | Социальная сущность человека |
Условие, предпосылка существования человека. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. | Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. |
(материал из «Википедии»)
Основные отличия человека от животных
Животное | Человек |
1. Существование направляется только инстинктами. | 1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека. |
2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы. | 2. Может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты. |
3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существования. | 3. Преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные блага. |
4. Некоторые животные могут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать орудия труда. | 4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ. |
5. Воспроизводит только свою биологическую сущность. | 5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удовлетворяет материальные и духовные потребности. |
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из». Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п. Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации. Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Различают следующие этапы социализации: начальный — семья, детские дошкольные учреждения; средний — школа; завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д. На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д. Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д. Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь. Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.
Источник
Д
Дееспособность – способность лица своими осознанными действиями реализовывать свои субъективные права и исполнять юридические обязанности.
Декларация (от лат. declaratio – заявление, извещение) – 1) официальное или торжественное заявление о чем-либо; 2) документ, провозглашающий какие-то положения или содержащий определенную информацию для всеобщего сведения.
Деликт (от лат. delictum – нарушение, вина) – то же, что и проступок.
Деликтоспособность – способность лица нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.
Деформация правосознания – процесс неблагоприятного изменения правосознания личности, социальной группы, общества. Наиболее распространенными считаются 3 вида деформации правосознания – правовой нигилизм (неуважение к закону и правоохранительным органам), правовой инфантилизм (отсутствие правового оценочного мышления) и правовая безответственность (незнание права).
Деяние – социально значимое действие (бездействие), за результаты которого субъект несет социальную и юридическую ответственность; обязательный признак объективной стороны состава преступления.
Дисциплинарная ответственность – одна из правовых форм воздействия на нарушителей трудовой и воинской дисциплины.
Дисциплинарный проступок – противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины работником (военнослужащим), за которое предусмотрена ответственность.
Доверенность – письменное полномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому (доверенному) для представительства перед третьими лицами.
Договор – любое формальное соглашение между сторонами, устанавливающее их взаимные права и обязанности. В гражданском праве – соглашение двух и более физических или юридических лиц. Международный договор заключается между государствами или иными субъектами международного права.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Типология политической власти
Государственная | – закрепляется на уровне государства, разделяется на публичную и суверенную. Представлена в виде юридических законов, указов, санкций за нарушение или неисполнения. |
Общественная | – разделяется на СМИ, партийную и профсоюзную. Неформальное влияние обеспечивает власть на общественное мнение. |
Функционирование органов | – судебная, организационная, законодательная. |
Распространение | – мегауровень представлен международными организациями; макроуровень – органы управления; мезоуровень – областные и региональные образования; микроуровень – обеспечение власти в социальных группах. |
Вид взаимодействия субъекта и объекта | выражен режимом управления: авторитарный, тоталитарный, демократический. |
Социальное господство | – согласно концепции, М. Вебера, выделяют традиционный, харизматический и легальный тип власти. |
Принцип суверенитета – независимость государства от других стран.
Принцип легитимности – уровень послушания и принятия решений народом.
Источники законности политической власти:
- Легитимность берёт начало на вере народа и подчинения им власти.
- Демократическая легитимность – результат признания справедливости решений политической власти.
- Харизматическая легитимность основывается на признании политического лидера народом.
Смотрите также:
- Государство, его функции
- Политическая система
- Типология политических режимов
- Демократия, её основные ценности и признаки
- Федеративное устройство Российской Федерации
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность. |
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда). |
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
М
Международное гуманитарное право – совокупность конвенционных и других норм международного права, составляющих правила ведения войны. Предназначено для защиты человека, его личности, прав и имущества во время вооруженных конфликтов, уменьшения числа жертв среди лиц, прекративших участвовать в военных действиях и мирного населения.
Международное право – система правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами: 1) публичное – в связи с их внешними функциями; 2) частное – связанное с личными и материальными интересами физических и юридических лиц. Функционирует на основе межгосударственных договоров, правовых обычаев, актов всемирных организаций, решений международных судебных и арбитражных органов.
Н
Наказание – реакция государства на совершение правонарушения; предусмотренное законом негативное последствие для лица, совершившего порицаемый поступок.
Налог – общеобязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
Норма права – общеобязательное правило поведения, установленное и охраняемое государством и регулирующее определенное общественное отношение. Формой существования нормы права является нормативно-правовой акт – закон, указ, постановление.
Нормативно-правовой акт – письменный официальный документ, изданный правотворческим органом и предназначенный для установления, изменения или отмены правовой нормы.
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
1. Человек и общество
- Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
- Мировоззрение, его виды и формы
- Виды знаний
- Понятие истины, её критерии
- Мышление и деятельность
- Потребности и интересы
- Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
- Системное строение общества: элементы и подсистемы
- Основные институты общества
- Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
- Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
- Образование, его значение для личности и общества
- Религия
- Искусство
- Мораль
- Понятие общественного прогресса
- Многовариантность общественного развития (типы обществ)
- Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
2. Экономика
- Экономика и экономическая наука
- Факторы производства и факторные доходы
- Экономические системы
- Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
- Постоянные и переменные затраты
- Финансовые институты. Банковская система
- Основные источники финансирования бизнеса
- Ценные бумаги
- Рынок труда. Безработица
- Виды, причины и последствия инфляции
- Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
- Роль государства в экономике
- Налоги
- Государственный бюджет
- Мировая экономика
- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
3. Социальные отношения
- Социальная стратификация и мобильность
- Социальные группы
- Молодёжь как социальная группа
- Этнические общности
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
- Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
- Социальный конфликт
- Виды социальных норм
- Социальный контроль
- Семья и брак
- Отклоняющееся поведение и его типы
- Социальная роль
- Социализация индивида
4. Политика
- Понятие власти
- Государство, его функции
- Политическая система
- Типология политических режимов
- Демократия, её основные ценности и признаки
- Гражданское общество и государство
- Политическая элита
- Политические партии и движения
- Средства массовой информации в политической системе
- Избирательная кампания в Российской Федерации
- Политический процесс
- Политическое участие
- Политическое лидерство
- Органы государственной власти Российской Федерации
- Федеративное устройство Российской Федерации
5. Право
- Право в системе социальных норм
- Система российского права. Законотворческий процесс
- Понятие и виды юридической ответственности
- Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
- Законодательство Российской Федерации о выборах
- Субъекты гражданского права
- Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
- Имущественные и неимущественные права
- Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
- Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
- Особенности административной юрисдикции
- Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
- Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
- Споры, порядок их рассмотрения
- Основные правила и принципы гражданского процесса
- Особенности уголовного процесса
- Гражданство Российской Федерации
- Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
- Права и обязанности налогоплательщика
- Правоохранительные органы. Судебная система
Как узнать, к чему готовиться
На сайте ФИПИ опубликованы три документа, которые подробно поясняют структуру и содержание экзаменационной работы. Каждый год КИМ хоть незначительно, но обновляются, поэтому нужно изучить последнюю версию, чтобы быть уверенным, что неожиданностей на экзамене не будет.
Итак, какие документы надо обязательно изучить.
Кодификатор, полное название «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию». Это главный настольный документ для подготовки, в котором приведен набор экзаменационных тем. Все они уже к 3 четверти выпускного класса пройдены. Эксперты рекомендуют скачать или распечатать кодификатор, чтобы внимательно проанализировать каждую позицию и честно ответить себе: знаю я эту тему или нет? Критический взгляд на список поможет составить индивидуальный план работы. Демонстрационный вариант экзамена. Он полностью воспроизводит всю структуру бланка с заданиями, типы и сложность вопросов, описывает критерии, по которым будут оцениваться ответы. Его изучают, чтобы понимать, с какими вопросами придется иметь дело на ЕГЭ и сколько баллов можно получить за ответы на каждый из них. Спецификация заданий. Здесь перечислены типы заданий, их распределение по вопросам, изменения текущего календарного года.
И есть еще три дополнительных источника.
Банк заданий
Он тоже находится на сайте ФИПИ. Открытый банк заданий дает возможность натренировать решение заданий нужного типа. В базе опубликовано 1 668 реальных экзаменационных вопросов по всему курсу теории. Система сразу показывает, верный или неверный ответ вы дали.
Число ответов неограниченно, и для каждого задания можно посмотреть, знания по какому блоку оно проверяет.
Задания сгруппированы по разделам и темам учебников, уровню сложности, типам ответа (краткий ответ, установка соответствия и т. п.). При желании можно делать собственную подборку «Избранное».
Методички ФИПИ
Еще один крайне полезный, даже, можно сказать, бесценный источник информации о том, на что обратить внимание при изучении теории по обществознанию, – методические материалы для учителей. Они разработаны по результатам аналитического анализа типичных ошибок прошлых лет, но особое внимание их автор – Т
Лискова, руководитель комиссии ФИПИ по составлению КИМ ЕГЭ – уделяет разбору работ предыдущего года.
В этих рекомендациях подробно описано, какие разделы теории по обществознанию к моменту экзамена выпускники знали хорошо, а какие вызывали у них трудности, соответственно, по этим темам было больше всего неверных ответов.
В последние три года на базовом уровне хуже всего участники ЕГЭ справлялись с вопросами нескольких блоков:
- экономика – налоги; право – темы о понятии и видах юридической ответственности, гражданстве, правоохранительных органах, трудовых отношениях; политика – органы государственной власти (разграничение функций исполнительной и законодательной властей); федеративное устройство РФ.
На эти разделы надо обратить особое внимание тем, кому важно набрать минимальный балл. В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:
В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:
- экономического – переменные и постоянные затраты; финансирование бизнеса; банковская система и финансовые институты в целом; политического – избирательные и политические системы; конституционный строй; правового – юридические лица; общественно-философского – истина и критерии ее определения.
Эти темы стоит проштудировать тем, кто претендует на высокие баллы за ЕГЭ по обществознанию.
Рекомендации составителей КИМ
Информационные материалы и видеоконсультации от авторов экзамена дадут общее представление о том, на что обратить внимание при подготовке, и послужат руководством к составлению плана того, что надо выучить из теории и терминологии курса обществоведения. Официальные видео выложены на YouTube-канале Рособрнадзора
Ролики не очень длинные (по обществознанию – 17 минут), но дают точное представление, как надо готовиться, чтобы давать четкие ответы, например, раскрывая значение терминов
Официальные видео выложены на YouTube-канале Рособрнадзора. Ролики не очень длинные (по обществознанию – 17 минут), но дают точное представление, как надо готовиться, чтобы давать четкие ответы, например, раскрывая значение терминов.
Подходы к определению власти
1. Социологический подход:
- Теологический подход – согласно Б. Расселу, власть – производное от способности достижения цели.
- Системный подход – власть выполняет важную функцию в социальной структуре, а именно обеспечивает исполнение элементов, приписанных обязательствами.
- Структурно-функциональный подход – власть представляется в виде форм управления и исполнения, которые определяют способ самоорганизации социума.
- Теория социального конфликта – нашла своё отражение в трудах таких деятелей, как В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс. Согласно концепции, власть порождает социальное неравенство между классами, которая выражена в объёмах собственности и эконмического капитала в обществе.
- Дуалистическая концепция – предложена М. Дюверже, который выделил в структуре власти 2 элемента: материальное обоснование власти; законное принуждение.
2. Поведенческий подход:
- Теологический подход – власть образована Божественным вмешательством.
- Биологический подход – власть представлено инстинктом агрессивности, присутствующим в человеке.
- Бихевиористская концепция – власть объясняется её потребностью в обществе.
- Психоаналитическая концепция – согласно З. Фрейду, К.Г. Юнгу – стремление к власти объясняется низкой самооценкой и неполноценностью индивида.
- Мифологическая концепция.
Структура власти:
Ресурсы власти – средства и предметы, оказывающие влияние на субъект, согласно цели объекта власти (в древние времена власть являлась авторитетом правителя, а лишь потом сила и состояние):
- Экономические – вещевые блага, используемые в производстве и потреблении – продукты, ресурсы, сырьё, деньги и т.д.
- Социальные – изменение социального статуса или роли, вертикальная мобильность.
- Культурно-информационные – необходимая информация, получаемая в институтах или средствах массовой информации.
- Силовые – правоохранительные и военные силы: армия, полиция, прокуратура и т.д.
- Демографические – население представлено человеческим капиталом.
Власть разделяется по объёмам ресурсов, на которые оказывается социальное, экономическое, политическое влияние.
- Экономическая власть – контроль за экономическими составляющими, собственностью.
- Информационная власть – обладание информацией или знаниями, имеющими влияние над населением.
- Политическая власть – использование воли социальных групп или личности для убеждения или принуждения, с помощью государственного и правового воздействия, несмотря на то, нравится это населению или нет.
Характеристика политической власти: обязательное выполнение решений для всего населения; использование власти на легальной основе в пределах государства; наличие общегосударственного органа принятия решений; использование различных ресурсов.
Функции политической власти: управление и обеспечение функционирования государства в каждой сфере жизнедеятельности; привлечение социальных институтов к целям, задачам власти, для формирования политической системы; политическая организация общества; стабильность государства.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Гражданское общество — понятие, с помощью которого характеризуется свободная активность граждан, самостоятельно создающих некоммерческие организации (НКО) и осуществляющих местное самоуправление.
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Предпосылки гражданского общества:
экономические:
- частная собственность,
- многоукладная экономика,
- свободный рынок и конкуренция;
социальные:
большой удельный вес в обществе среднего класса;
политико-правовые:
- юридическое равенство граждан,
- полное обеспечение прав и их защита,
- демократизация власти,
- политический плюрализм;
культурные:
- обеспечение прав человека на информацию,
- высокий образовательный уровень населения, с
- свобода совести.
Структура гражданского общества:
политические партии,
общественно-политические организации и движения, к
кооперативы,
союзы предпринимателей,
ассоциации потребителей,
благотворительные фонды,
спортивные общества,
органы местного самоуправления,
церковь,
семья,
независимые СМИ.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Гражданское общество — понятие, с помощью которого характеризуется свободная активность граждан, самостоятельно создающих некоммерческие организации (НКО) и осуществляющих местное самоуправление.
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Предпосылки гражданского общества:
экономические:
- частная собственность,
- многоукладная экономика,
- свободный рынок и конкуренция;
социальные:
большой удельный вес в обществе среднего класса;
политико-правовые:
- юридическое равенство граждан,
- полное обеспечение прав и их защита,
- демократизация власти,
- политический плюрализм;
культурные:
- обеспечение прав человека на информацию,
- высокий образовательный уровень населения, с
- свобода совести.
Структура гражданского общества:
политические партии,
общественно-политические организации и движения, к
кооперативы,
союзы предпринимателей,
ассоциации потребителей,
благотворительные фонды,
спортивные общества,
органы местного самоуправления,
церковь,
семья,
независимые СМИ.
Список тем
Полный список тем ЕГЭ по обществознанию содержит кодификатор – в каком-либо другом источнике искать его бесполезно, так как он не будет соответствовать актуальному варианту заданий экзамена текущего года. Объем теории соответствует ФГОС – точнее, его федеральному компоненту для базового и частично профильного уровней.
Для каждого из пяти разделов школьного курса обществознания точно указаны темы, которые выносятся на экзамен.
Обратите внимание на то, что в ФУП входят учебники только по обществознанию – не по социологии, экономике, политологии и т. д
И в списке не так уж и много основных УМК – всего 9.
Тем не менее ФИПИ подчеркивает, что, оценивая развернутые ответы, эксперты предметных комиссий ЕГЭ по обществознанию обязаны учитывать и содержание используемых в регионе учебников, но только тех, которые входят в ФПУ.
ДЕМОКРАТИЯ
Демократия – политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных
дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.
Признаки демократии: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства.
Виды демократии:
непосредственная (прямая) — непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно- политической жизни путем проведения выборов и референдумов;
партиципативная (демократия участия) — участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства:
представительная (репрезентативная) — опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве
«Провалы» демократии – неспособность западных демократических политических систем гарантировать декларируемые ими ценности типа полной свободы выбора, свободы мысли, свободы политических взглядов, наконец, личных свобод — неприкосновенность жилища, тайны
переписки и телефонных переговоров.Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе:
- всеобщего
- равного
- прямого избирательного права
- при тайном голосовании.
Деспотия – форма самодержавной власти – неограниченная монархия; отличается полным произволом власти, бесправием подданных.Идеология – система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО:
Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности.
Принципы социального государства:
- гражданский мир
- социальное согласие
- социальная справедливость
Основы социального государства:
- достаточно высокий уровень экономического развития;
- демократизм политической системы;
- компромисс основных политических сил относительно целей и путей развития общества;
- развитие системы социального партнерства;
- повышение роли государства в системе планирования и регулирования социально- экономических процессов.
Социальное государство обеспечивает:
- движение к утверждению в обществе социальной справедливости;
- ослабление социального неравенства;
- предоставление каждому человеку работы или иного источника существования;
- сохранение мира и согласия в обществе;
- формирование благоприятной для человека жизненной среды.
Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене.
Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные для выполнения всеми членами общества, осуществлять правосудие.
Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит главе церкви.
Федеральное Собрание (парламент) — высший орган законодательной власти в России по Конституции, принятой в декабре 1993 г.
Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а иногда и право на двойное гражданство
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
И
Избирательное право – 1) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов; 2) право гражданина избирать и быть избранным.
Имущественные отношения – отношения по поводу материальных предметов и других экономических ценностей.
Инкриминирование (от лат. in – в и crimen – вина, преступление) – предъявление конкретному лицу обвинения в совершении преступления.
Институт права – часть отрасли права, комплекс норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (право собственности, авторское право, гражданство и т.д.).
Источник права – действующая в государстве форма выражения правовой нормы (правовой обычай, юридический прецедент, религиозный текст, нормативно-правовой акт).