Работа : «инженер по безопасности дорожного движения»

Должностная инструкция ответственного за БДД

Должностная инструкция ответственного по БДД (ДИ) – локальный нормативный документ, который выпускается в соответствии с требованиями внутренней корпоративной политики организации, формулирует требования к знаниям, опыту и профессиональной компетенции сотрудника, а также определяет круг его обязанностей, права и ответственность.  

В государственных организациях такая должностная инструкция обязательна, в коммерческих компаниях может составляться на усмотрение руководства. Но как показывает практика, ее наличии существенно упрощает рабочие отношения и сокращает число трудовых споров.

Оформляется этот документ согласно ФЗ №196 и Приказу Минтранса №287 и на основе профессиональных стандартов и нормативной документации, утверждается руководством организации и предоставляется на ознакомление кандидату на должность специалиста по БДД до его назначения. Структура должностной инструкции стандартна:

Общие положения

Вступительный раздел документа, описывающий требования к образованию, опыту и квалификации специалиста по БДД, основания для приема на должность и порядок подчиненности сотрудника (обычно подчиняется директору напрямую). В разделе также указываются нормативные документы, которыми должен будет руководствоваться сотрудник при выполнении своих обязанностей.

Должностные обязанности

Наиболее важный и самый обширный раздел документа, в котором подробно перечисляются задачи, которые должен решать на рабочем месте специалист по БДД. Обычно в обязанности сотрудника входит контроль над:

  • обеспечением дорожной безопасности и мерами по предупреждению ДТП;
  • изучением, анализом и профилактикой дорожных инцидентов, составлением отчетов по ДТП;
  • проведением консультаций и инструктажей работников по вопросам БДД, формированием отчетов по проверке знаний;
  • проведением предрейсовых и послерейсовых медосмотров, допуском водителей к работе;
  • техническим состоянием транспортных средств, своевременностью ТО и ремонта автомобилей;
  • обучением, переподготовкой и повышением квалификации персонала;
  • соблюдением утвержденных норм расхода ГСМ, расходников и комплектующих;
  • подготовкой нормативных документов по БДД.

При необходимости, ответственному за БДД могут быть приданы дополнительные обязанности по информационному и практическому взаимодействию с ГИБДД.

Права сотрудника по БДД

В этом разделе уточняются права, социальные гарантии и обязательства компании на повышение квалификации сотрудника при выполнении обязанностей на должности ответственного за безопасность дорожного движения. Кроме того, специалист имеет право доступа к определенной технической и бухгалтерской отчетности, данным по аварийным ситуациям и техническому состоянию автопарка, распоряжениям и приказам руководства организации. Он также имеет право ходатайствовать о премировании ответственных сотрудников и наложении дисциплинарного взыскания недобросовестных водителей, требовать невыпуска на линию и отстранения от работы сотрудников в рамках обеспечения БДД.

Ответственность

Обычно этот раздел схож с аналогичными разделами в должностных инструкциях других сотрудников и предполагает ответственность специалиста по БДД за неисполнение обязанностей, правонарушения, нарушение трудового распорядка, причинение материального вреда.

К оформлению должностной инструкции специальных требований в законодательстве не предусмотрено – обычно она оформляется так же, как и остальные нормативные документы компании. Однако есть и обязательные требования – в документе должны быть:

  • подробная информация о компании и ее реквизитах;
  • гриф «Утверждаю» с печатью компании, датой и подписью руководителя;
  • нумерованные обязательные разделы и положения;
  • подписи руководства, сотрудника по БДД, сотрудников, которые составляли инструкцию (юрист компании, начальник отдела кадров).

Документ оформляется в двух экземплярах на листе бумаги формата А4. Свой экземпляр специалист по БДД должен хранить на рабочем месте, а вторая копия – в отделе кадров (срок хранения – до 75 лет). Даже после выпуска новой инструкции, старая версия сохраняется в течение не менее 3 лет.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. Нужно ли вводить в компании должность ответственного за БПП, если на балансе есть только микроавтобусы?
    Да, согласно ФЗ №196 и инструкции Минтранса РФ (Приказ №282), должность ответственного за БДД необходима. Микроавтобус на 9 мест (водитель + 8 пассажиров) не относится к категории легкового транспорта. Сфера использования машины (коммерческие перевозки или личные цели) значения не имеет.
  2. Нужен ли в компании ответственных за БДД, если на балансе только одно транспортное средство?
    Если это транспортное средство – легковой автомобиль, то нет. Если автобус или грузовик – нужен. Требования к должности ответственного по БДД зависят не от количества транспортных средств, а от вида деятельности компании (коммерческие перевозки – личные цели) и вида транспорта (грузовой – легковой).
  3. Если в компании все транспортные средства – личные авто, нужно ли вводить должность ответственного по БДД?
    Если эти личные авто – то не нужно. Такие транспортные средства считаются зафрахтованными. Но, если их используют в коммерческих целях, то владелец автомобиля должен иметь статус ИП, и ему придется нанимать специалистов по БДД.
  4. Должен ли аттестованный ответственный за БДД проходить переподготовку?
    Теоретически – нет. Аттестация не имеет срока действия. Однако в трудовом законодательстве существуют нормативные акты, требующие от руководства компаний и предприятий заниматься повышением профессионального уровня своих сотрудников. Поэтому, наказать за отсутствие переподготовок не могут, но вопросы у профсоюзов и трудовой инспекции возникнуть могут.

Оплата труда

Заработная плата средняя, но она очень сильно зависит от региона и компании, в которой инженер по БДД работает. Также важен опыт, ведь чаще всего работодатели желают видеть в штате человека, который работает в сфере транспортных перевозок более 3 лет.

Профессиональные знания

  1. Знание правил ПДД, законодательных и нормативных актов, стандартов дорожного движения.
  2. Знание принципа работы транспортных средств, ведь ежедневно специалист должен проверять их и оценивать техническое состояние.
  3. Умение вести документацию, указанную в должностной инструкции.
  4. Базовые знания о юриспруденции, охране труда, а также пожарной безопасности.
  5. Умение работать с ПК, знание базового пакета программ.
  6. Желательно умение водить автомобиль.

Этот специалист должен уметь эффективно управлять сотрудниками, которые работают с транспортными средствами

Он отвечает за все процессы и несет материальную ответственность, поэтому важно отличное знание законов, правил и должностных обязанностей

Блок FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. Что обязан запрещать специалист по БДД в обязательном порядке?

В обязанность ответственного по БДД входит перечень обязательных документов, которыми он должен руководствоваться при выполнении своих обязанностей. Один из таких документов – ПДД РФ и КоАП. Все, что запрещено Правилами и наказуемо по Кодексу, должно запрещаться сотрудником во избежание неприятностей. В первую очередь, он должен запрещать выпуск на линии не прошедших медосмотр, пьяных, болеющих или не имеющих соответствующей категории водителей, а также неисправные, не обслуженные и переоборудованные транспортные средства.

  1. Можно ли штрафы за нарушение требований БДД оплатить со скидкой?

Да, большую часть штрафов можно оплатить с 50%-ной скидкой, кроме тех, которые запрещены к льготной оплате по КоАП (например, штраф за вождение в нетрезвом виде). Оплата со скидкой возможна на портале Госуслуги и в приложениях коммерческих банков при наличии информации о постановлении.

  1. Должен ли аттестованный специалист по БДД проходить переподготовку?

Аттестация действует 5 лет. В течение этого срока переподготовку можно не проходить. При наличии профильного образования, через 5 лет можно пройти повышение квалификации, при наличии аттестации – переподготовка желательна. Однако решает этот вопрос руководитель организации. Если пункт о переподготовке есть в должностной инструкции и трудовом договоре, вы имеете на нее право.

  1. Обязан ли ответственный по БДД вести журналы инструктажей?

Да, это – часть его должностных обязанностей. После проведения инструктажей, специалист по БДД должен заполнять журналы вводного, предрейсового и сезонного инструктажа и следить, чтобы водители, присутствующие на лекции отмечали свое присутствие обязательными подписями. Если к этой работе относиться халатно или невнимательно, организация может быть оштрафована на 100.000 рублей, после чего сотруднику напомнят о его ответственности, которая прописана в должностной инструкции.

Должностная инструкция ответственного за БДД

Один из основных «рабочих» документов для ответственного за БДД – его должностная инструкция, которая утверждается руководством компании. В инструкции детально прописывается статус сотрудника и требования к его профессиональной компетенции, права, обязанности, ответственность и порядок внесения изменений в должностные полномочия.

Типовая инструкция имеет несколько обязательных разделов:

  • Общие положения – кто назначен на должность, согласно каким нормативным документам произведено назначение, какие требования по образованию, стажу и подготовке к сотруднику.
  • Должностные обязанности – выполняемые сотрудником функции и зоны ответственности в рамках занимаемой должности, статус подчиненности и сотрудничества с другими подразделениями компании, перечень ведомых документов.
  • Права специалиста – предоставленные полномочия и уровень допуска к документации компании: право проводить проверки и привлекать других сотрудников в части соблюдения БДД, проверять документы на транспортировку, грузы, состояние подвижного состава и расход топлива, отстранять автомобили и водителей от работы при выявленных нарушениях, контролировать работу транспорта на маршруте, вносить рекомендации по поощрению и наказанию персонала компании в рамках полномочий.
  • Ответственность – степень ответственности за халатное исполнение или неисполнение должностных обязанностей, непрофессионализм, разглашение служебной и коммерческой информации в соответствии с действующих трудовым законодательством ненадлежащий контроль условий труда, дисциплины, дорожной и пожарной безопасности работы сотрудников компании, неграмотное оформление документации, небрежное отношение к материальному имуществу и т.д.
  • Порядок пересмотра инструкции – возможность пересмотра содержания должностной инструкции с периодичностью в 5 лет, требования к возможным изменениям и порядок оповещения персонала компании с изменениями.

Под документом обязательно должна стоять подпись руководителя и печать компании. Экземпляр инструкции должен обязательно находиться на руках у сотрудника, который исполняет обязанности ответственного за БДД.

Кому необходим ответственный за БДД

Закон №196 и инструкции Минтранса РФ (Приказ №282) для автоперевозчиков четко регламентируют требования к должности ответственного за БДД. Такой специалист необходим компаниям, предприятиям и ИП, которые:

  • выполняют пассажироперевозки про договору или фрахту (а также ИП самостоятельно);
  • выполняют коммерческие грузоперевозки по договору;
  • используют для внутреннего транспортирования (собственные нужды) сотрудников и материальных ценностей грузовики и автобусы.

Отдельного ответственного за БДД не нужно ИП и компаниям, которые используют для собственных производственных целей только легковые авто, наемных перевозчиков, либо имеют на балансе автотранспорт, но не эксплуатируют его.

Если в штате компании – более 50 водителей, руководство обязано иметь отдельного штатного специалиста по БДД. Если число водителей более 200 человек – необходимы два штатных ответственных, более 500 – три специалиста, а если более 750 – по одному ответственному на каждые 250 штатных водителей. По сути, требуется создать полноценный отдел БДД.

Если же компания маленькая или ИП с числом водителей менее 50 человек, то ответственным за БДД может стать инженер, совмещающий должность со своими прямыми должностными обязанностями. Даже если на балансе юридического лица всего один автомобиль, обязательно должен быть человек, который несет за него должностную ответственность.

Ответственный за БДД назначается приказом руководителя компании или ИП, подчиняется непосредственно только директору и руководствуется в своей работе целым пакетом законодательных актов, приказов Минтранса, отраслевых должностных инструкций и внутренних правил компании.

Отсутствие в вышеперечисленных компаниях ответственного за безопасность дорожного движения является административным правонарушением (12.1.1 КоАП) и наказывается штрафами – до 20.000 рублей (директор компании) и до 100.000 рублей (само юридическое лицо).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Официальное трудоустройство.
  2. Нормированный рабочий день.
  3. Обязанностей много, но работа неутомительная.
  4. Средняя заработная плата, к которой могут прибавляться премии.
  5. Руководящая должность.
  6. Много свободных рабочих мест в любом регионе России.

Минусы

  1. Работа нервная и ответственная.
  2. Перспектив карьерного роста нет.
  3. Остается мало времени на самообразование.
  4. Необходимо долго учиться, чтобы освоить эту профессию.
  5. Работа с большим количеством людей, которых нужно ежедневно контролировать и проверять.
  6. Много должностных обязанностей.
  7. Материальная ответственность.
  8. Без стажа работы до 3 лет трудоустроиться практически невозможно.

Знания и навыки

Должностной инструкцией инженера по БДД, а также другими актами предусмотрен определенный список знаний и навыков, которыми должен обладать высококлассный специалист и без которых невозможно корректное и эффективное осуществление профессиональной деятельности.

Рассмотрим основные из них:

  • знание нормативно-правовых документов, законов и подзаконных актов Российской Федерации, которые регламентируют безопасность дорожного движения;
  • знание правил и принципов перевозки грузов и пассажиров;
  • умение вести переговоры;
  • знание методов проведения расследования ДТП и умение применить теорию на практике;
  • способность инспектировать и анализировать конструктивные особенности автомобилей;
  • умение организовывать контрольные посты;
  • знание передового опыта и использование его в своей работе;
  • способность доходчиво доводить информацию, касающуюся безопасности дорожного движения, до широких масс людей;
  • знание основ трудового законодательства и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector