Пою богу моему, пока я есть. чем живёт церковный хор
Содержание:
- Смена деятельности
- Георгий Вивдич
- Популярное за 7 дней
- Тенор Александр Плеханов
- Школа церковного пения осьмогласия
- Респонсорный вид
- Что я считаю важным в церковном пении
- — А затем Вы оказались в храме святителя Николая у Соломенной сторожки?
- — Любовь Федоровна, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли на клирос?
- Как стать дирижером церковного хора
- Вселенная Православия. Кто поет в храме?
- Как стать регентом церковного хора?
- Александра Малярова
- Начисление зарплаты
- Едиными усты, единым сердцем…
- Анастасия Тимофеева
Смена деятельности
Спрос на регентский труд всегда высок. Многие посвящают этому занятию бо́льшую часть жизни, не имея возможности приобрести дополнительное образование. При этом приобретается очень ценная, но узкая специализация.
В отличие от священнослужителей, церковные певчие и регента свободны в смене профессии и рода занятий. Оставив по разным обстоятельствам работу, можно обратиться в епархиальное управление с просьбой предоставить место преподавателя в воскресной школе или на регентских курсах.
Часто бывшему регенту приходится осваивать простые рабочие специальности. Церковь не видит в этом ничего постыдного или недостойного.
Георгий Вивдич
Регент храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье при общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия, Москва
Фото Владимира Ештокина
Я был крещен в 4 года, но моя семья — люди невоцерковленные. Осознанно пришел в храм и ощутил Христа в своей жизни, наверное, лет в 14. Тогда у меня был трудный период в жизни, и утешение я находил только в Боге.
Вначале я посещал храм только из музыкального интереса. Я стоял на клиросе, пел, но меня увлекала только музыка, больше ничего. Но со временем я приобщился к богослужению. В то время для меня идеалом стало пение Архиерейского хора в Вознесенском соборе Алма-Аты, откуда я родом. Будучи мальчишкой, я мечтал петь именно там.
Однажды я приехал в этот собор, когда не было службы. Я сидел, молился и услышал пение хора, который репетировал где-то в дальней комнате. И я начал молиться: «Господи, дай мне возможность хоть раз в жизни спеть в этом хоре, ощутить, что это такое». В это время мимо проходил священник, я с огромным волнением подошел к нему и сказал: «Отче, я хочу петь в хоре!». Он удивился и повел меня за собой прямо на репетицию! Могу сказать, что на тот момент мне было 16, я был учеником музыкальной школы, не более того. Мы зашли в комнату, он подозвал регента и сказал: «Вот, смотрите, нашел под лестницей». Я представился: «Георгий. Я бас-баритон». И вдруг все присутствующие начинают смеяться: оказывается, во время репетиции один из певцов возмущался тем, что в басовой партии не хватает людей и петь тяжело, на что регент с улыбкой посоветовала ему помолиться, чтобы кто-нибудь пришел. И через 10 минут захожу я… Этот случай серьезно укрепил мою веру во Христа.
Фото Владимира Ештокина
Жизнь сильно изменилась с приходом на клирос: я стал воцерковленным человеком, познакомился с верующими людьми, многое узнал. Уже тогда, лет 6-7 назад, у меня родилась мечта стать регентом и иметь свой коллектив.
Спустя год я переехал в Москву и поступил в музыкальное училище при Консерватории им. П.И. Чайковского. По приезде я сразу пошел в храм иконы Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, о хоре которого много слышал. Меня, как музыканта и любителя церковного пения, поразило звучание Московского Синодального хора за богослужением. Я не сдержал своих эмоций, подошел к регенту Александру Пузакову и попросился петь у него в хоре. После прослушивания он сказал: «Сейчас мы Вас возьмем на ученическую ставку, а дальше будет видно». И это «дальше видно» длится уже 6 лет.
Со временем я стал иногда руководить хором, и главный регент обратил на меня внимание. Когда появилась идея создать филиал Синодального хора в храме при общецерковной аспирантуре, он предложил мне взяться за создание коллектива и стать его руководителем
Сейчас я начинающий оперный певец, а регентство — это в некотором смысле хобби и способ самовыражения, а не просто работа.
На сегодняшний день почему-то считается, что если ты верующий человек, знаешь более или менее устав, находишься в хороших отношениях с настоятелем и чуть-чуть умеешь петь, то можешь стать регентом.
Это не так. Регент — это профессия, которая требует огромной подготовки в музыкальной сфере.
Суть профессии регента я вижу в создании молитвенной атмосферы в храме, дать возможность людям прочувствовать и понять смысл тех евангельских событий, о которых вспоминает в этот день Церковь.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
17 сентября – день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина»
17.09.21 09:01
Христианские основания науки
15.09.21 10:30
Тенор Александр Плеханов
Александр Плеханов
Александр Плеханов родился и учился в Нижнем Новгороде, работал в Хабаровске и Москве. По профессии инженер-физик, до девяностых годов работал в московском НИИ на советскую космическую промышленность. Тембр его голоса — тенор.
—
Я был крещен в раннем детстве, — вспоминает Александр, — но только в 1991 году сознательно пришел на первую в своей жизни исповедь. После воцерковления преподавал физику в московской духовной гимназии при Богоявленском соборе в Китай-Городе.
С 2002 года вместе с семьей живу в Гамбурге. По приезде пел в приходском хоре церкви св. Прокопия Устюжского Русской Православной Церкви Заграницей. Случайно узнал о только что созданном новом приходе Иоанна Кронштадского от своих знакомых дипломатических работников в российском консульстве и сразу же пришел туда.
Однажды, еще в самом начале истории нашего прихода, мне пришлось петь Литургию в одиночку, исключительно по слуху и ассоциативной памяти. Служил тогда отец Паисий, помнится, это было на Вознесение, перед Троицей. Тогда «новорожденный», еще малочисленный приход святого праведного Иоанна Кронштадского совершал свои богослужения на Stiftstrasse, в арендованном помещении спортивного зала евангелического детского сада. Все певчие, кто мог петь церковные службы, их было несколько человек, параллельно работали в других местах, и не имели возможности регулярно приходить на службы. Трудное было время, но с Божией помощью, мы с хором выдержали и это испытание.
Время от времени мне приходилось заменять и регента, но на постоянной основе быть им я не счел для себя возможным. Полагаю, «императорского чина», как еще называют чин церковного чтеца, мне уже достаточно. (Так называемый «императорский» чин позволяет его обладателю, подобно императору, на законном основании находиться в алтаре — священном месте православного храма).
В 2006 году архиепископ Берлинский и Германский Феофан совершил надо мной церковный чин поставления в храмового чтеца, и это для меня большая честь и радость.
Школа церковного пения осьмогласия
Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.
Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви
Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.
Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.
Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.
Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.
Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.
Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.
Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.
Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.
Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.
Респонсорный вид
Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:
- Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
- Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.
Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.
Что я считаю важным в церковном пении
В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:
- стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
- характер, манера исполнения песнопений;
- внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.
В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».
О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его». В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «…пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу
Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу»
Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял
Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными». Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви
Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась. Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью. Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор
Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась. Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью. Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.
— А затем Вы оказались в храме святителя Николая у Соломенной сторожки?
— Да, наконец, Господь привел меня в храм святителя Николая к нашему батюшке Михаилу. В этом храме я регентовала на будничных службах и вместе с приходом разделяла восторг и ликование от постепенного преображения и строительства храма. Вместе радовались тому, каким храм стал сияющим, наполненным благолепием, как засиял новый иконостас. Помню, мне всем хотелось рассказывать, какой у нас стал необыкновенно красивый храм.— Что Вам особенно дорого из воспоминаний о первых службах в храме святителя Иннокентия?
— Во-первых, я была необыкновенно счастлива, когда настоятель о. Михаил благословил, доверил мне послушание вести праздничный хор в храме святителя Иннокентия. Я не ожидала такой великой милости от Бога. В первую очередь вспоминается сильная сплоченность всех.
Вспоминается, с какой радостью все ждали завершения строительства, ждали, что храм заживет полноценной жизнью, будет Божественная литургия, Причастие, что будет всегда многолюдно, и будут возноситься благодарственные молитвы Богу.
В храме святителя Иннокентия мы все переживали холодные зимы, так как не было отопления. Нас тогда, всех вместе, со священством, называли «челюскинцами». Сейчас же в храме также прекрасно, как и в храме святителя Николая. Эти два храма мне очень дороги.
{От Дмитрия Сиверс. Я ходил в Москве достаточно часто в храм святителя Иннокентия. Храм из одного предела, но удивительно благодатный, полный святой тишины. Очень хороший храм.}
— Любовь Федоровна, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли на клирос?
— В детстве я занималась иным видом творчества: несмотря на то, что папа мечтал купить мне скрипку, я с 7-ми лет занималась в танцевальном кружке и 10 лет солисткой танцевала на сцене.
До этого я никогда не пела и не читала, но моя душа горела желанием всему научиться, поэтому с Божией помощью постепенно я стала осваивать это мастерство. Я читала шестопсалмие, каноны на утрени, часы. Очень много тренировалась дома, отмечала в книгах ударные слоги; заранее приходила в храм, смотрела, какие каноны должна читать на утрени, делала закладки, параллельно привыкая к церковнославянскому языку и изучая Богослужебный устав.
Как стать дирижером церковного хора
Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.
Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:
- крепкой нервной системой;
- уверенностью в себе;
- умением быстро реагировать на внешние раздражители.
Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.
Благословение священника
Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.
Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.
Получение образования
Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.
Вселенная Православия. Кто поет в храме?
Поделиться
Николай Константинович Зацепин — Монастырки на клиросе, 1852
Кто поет в храме? Для России – довольно странный вопрос. Всем понятно, что в храмах за богослужением у нас поют специальные хоры. Иногда эти хоры состоят исключительно из мужчин, иногда – из женщин. Но самая распространенная ситуация у нас – смешанные хоры, включающие в себя одновременно и мужчин, и женщин.
Когда-то, до революции, в российских храмах имели право петь только мужчины. Женщины до участия в хорах принципиально не допускались. Женские церковные хоры имелись в те времена только в женских монастырях. Все изменилось после революции. Немногочисленными прихожанами православных храмов в России остались тогда только женщины или бабушки. Они, в итоге, и стали петь во время службы.
В Греции разрыва поколений, подобного нашему, не было. То есть там не возникло ситуации, когда до определенного момента храмы были полны людьми, а после – почти полностью опустели. Традиция принадлежать к Православной Церкви передавалась в Греции из поколения в поколение. Кроме того, дети перенимали от родителей и формы участия в церковной жизни. Речь идет не только о том, что сыновья греческих священников часто сами принимали сан. Но и о других, необычных для России, формах служения в Церкви.
В Греции имеются особые церковные певцы и чтецы, которые именуют себя псалтисами. Псалтисами могут быть только мужчины. Обычно это очень солидные, немолодые уже греки, обладающие незаурядными голосовыми качествами. Для особой торжественности псалтисы надевают на службу рясы – широкие облачения, которые священники носят в повседневной жизни. Этим они показывают, что являются частью клира, то есть принадлежат к разряду особых церковных служителей.
В Церквах греческой традиции женщины к пению во время службы в общем-то отношения не имеют. Встречаются иногда на греческих приходах женские или смешанные хоры, но это расценивается прихожанами как нововведение и не особо поддерживается.
В Греции у меня есть один знакомый псалтис. Это старый уже мужчина. Когда-то он был женат (теперь он вдовец), имел светскую работу, но при этом с самых ранних лет он каждое воскресенье и праздники поет в Церкви на богослужении. Служба стала неотъемлемой частью его жизни настолько, что многие тексты он знает наизусть. Помню, как поразился, когда увидел, что этот псалтис, ни на миг не глядя в книгу, произносил подряд несколько псалмов, а затем исполнял несколько песнопений.
Псалтисы – это настоящая каста. Нельзя просто так стать псалтисом. Даже если обладаешь красивым и сильным голосом. Псалтисы отлично знают службу, прекрасно ориентируются в богослужебных книгах. А еще они обладают потрясающим слухом и потому – в совершенстве владеют искусством византийского пения, которое значительно сложнее славянского. Поэтому каждый псалтис на греческом приходе уважаем и ценим, почти как священник.
С вами был священник Антоний Борисов. Мы говорили сегодня о псалтисах – особых певцах и чтецах в Греческой Церкви.
Как стать регентом церковного хора?
Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.
В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.
Церковное послушание
Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.
Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.
Обязанности регента:
- подготовка к богослужениям,
- выбор репертуара,
- проведение спевок (1-3 раза в неделю),
- составление нотного архива,
- определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
- распределение партий,
- дирижирование во время богослужения,
- подготовка к концертным выступлениям и т.д.
Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.
Как стать регентом?
В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:
- выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
- учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
- солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.
Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.
Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.
Требования при поступлении
- Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
- Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
- Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
- Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
- Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
- Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
- Умение грамотно написать изложение.
- При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.
Обучение
Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.
Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.
Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):
- церковное пение,
- обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
- история русской духовной музыки,
- литургика,
- катехизис,
- богослужебный устав,
- сравнительное богословие,
- основы церковнославянской грамоты,
- основы православного вероучения,
- Библейская история,
- Ветхий и Новый завет,
- сольфеджио,
- гармония,
- дирижирование,
- теория музыки,
- чтение хоровых партитур,
- хороведение,
- фортепьяно,
- аранжировка.
Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.
Александра Малярова
Регент молодежного хора в храме пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, Москва
Фото Владимира Ештокина
Мое первое музыкальное учебное заведение — это семья. Папа и мама вокалисты, поэтому я с детства постоянно в этом деле крутилась, часто бывала за сценой и на сцене. Дома они часто пели дуэтом, и я невольно «подмяукивала». В результате меня в 5 лет отдали в подготовительную группу музыкальной школы. С этого и началось мое серьезное увлечение музыкой. В прошлом году я стала магистром в области музыкальной культуры и искусств по классу хорового дирижирования.
Желание петь в храме у меня появилось после поездки в Израиль ко Гробу Господню. До этого во мне началось какое-то борение, переходный возраст дал о себе знать — я начала бунтовать против походов в храм, заявила, что сама буду решать, куда и когда мне ходить. И тут я оказалась возле Гроба Господня и все стало на свои места. Мне было обидно, что я в какой-то момент и крестик сняла, и заявила, что не буду больше ходить в храм. После поездки пришло желание научиться церковному пению.
Для этого я пошла в ближайший храм — там мне буквально на пальцах все показали, и уже через год я свободно ориентировалась в уставе и уверенно пела на клиросе. К тому моменту, когда я заканчивала дирижерско-хоровой колледж, моя педагог предложила стать руководителем молодежного хора в Черкизово. И я согласилась. Думала, что мне останется только взмахнуть рукой и все запоют. Прихожу — а там 15 девушек, из которых только одна попала в ноту. Все остальные вообще ничего не умели. Когда я начинала регентовать, думала, что я все умею только потому, что получила диплом. Пришлось горько разочароваться в своем заблуждении — началась та самая практика, которой нет ни в каких учебниках. Мы, наверное, где-то с месяц еще возились, пока не привыкли друг к другу и дело не пошло.
Иногда поешь на литургии и чувствуешь, что люди не молятся. Это сразу понятно.Значит, надо что-то менять в нашем пении: настрой певцов или тщательнее подбирать репертуар.
Фото Владимира Ештокина
Самое сложное в моем деле — это работа с людьми, а не с музыкальным материалом. Бывает, приходит человек, которому сложно понять, что у него не получается — в нашем хоре поют непрофессиональные певцы. Начинаешь объяснять, в итоге мы не находим общего языка — и происходит конфликт. Но такое было за практику всего пару раз. Сначала сложно сообразить, как собрать из палитры людей, которые не умеют петь, какую-то музыкальную краску. Это тяжело, если нет опыта. Сейчас уже легче.
Лично я считаю, что это профессия. Я много шишек набила на том, чтобы регентовать, а не просто стоять и дирижировать. Но я не могу сказать, что воспринимаю это так: просто пришел, отработал службу и ушел. Для меня это процесс, который может сравниться с прыжком с парашютом или влюбленностью.
Фото Владимира Ештокина
Суть профессии регента в том, чтобы прихожане с помощью хора почувствовали себя частью богослужения, даже если они не поют во время службы. Задача сделать так, чтобы у них пела душа, помочь человеку открыться, помолиться. Часто бывает, что мы приходим в какой-нибудь собор, и хор там замечательно поет, а человеку это совсем не близко. Я считаю, что на службе людям должно быть комфортно.
Быть регентом — это основная моя деятельность. Мне здесь хорошо. Сейчас еще работаю в детском саду музыкальным руководителем, до этого я была в Покровском женском монастыре певчим. Если у меня остается после всего на что-то время и силы, то занимаюсь спортом. Раньше бегом занималась, а теперь просто фитнес для здоровья и хорошего самочувствия. Мне кажется, что спорт, как и искусство, требует самодисциплины
Это очень важно для любого человека
Начисление зарплаты
Как и все церковнослужители, руководитель хора может получать зарплату из средств храма. Её размер зависит от договорённости с настоятелем. Малочисленные сельские приходы могут предложить символическую оплату или продуктовое довольствие. Часто регенты сельских хоров работают бесплатно, «во славу Божию».
Крупные приходы стараются привлечь профессиональных регентов и устанавливают оплату в зависимости от разряда богослужения и состава хора. За один выход с архиерейским или концертным хором дирижёр получает от 2 тыс. рублей, за будничный выход — от 500 рублей. Премии и отпускные выплачиваются по усмотрению настоятеля. Размер оплаты зависит от региона и удалённости от административных центров.
По условиям ТК РФ за работника приход платит налоги и сборы в Пенсионный Фонд. Настоятели небольших церквей предпочитают устные договорённости, зарплата регента в этом случае является добровольным пожертвованием и не несёт социальных гарантий.
Едиными усты, единым сердцем…
Под этой красивой фразой (или точнее выдержкой из молитвы) кроется в сущности простая и жестокая правда жизни. Большинство регентов НЕ СООТВЕТСТВУЮТ своему званию и попросту называются не своим именем. И вообще, выбрали не ту профессию. Вот как вы думаете, что такое «едиными усты, единым сердцем»? О, ну…меня многие тут же с легкостью надоумят…»как, мол…тебе не понятен смысл этой фразы»? Я парирую…большинству регентов не понятен смысл этой фразы. Во всяком случае, есть такое ощущение… Исходная мысль проста, как камилавка. На клиросе должна быть такая обстановка, когда у всех буквально одно сердце на всех, певчие живут одной семьей, дыша лишь хвалой Богу. Что же…Это красивые слова, но они предполагают коллективную ответственность, окей? Если певчие отдают себя служению, было бы здорово, если бы регент взамен ну как минимум вникал в беды и трудности своего коллектива, не так ли? А иначе встает вопрос о неверной работе «единого сердца», ибо оно работает как-то удивительно однобоко — только на имидж регента/его статус/зарплату.
Ответ очевиден — чтобы помогать и поддерживать своих хористов словом и делом. Вы как регент обязаны общаться с настоятелем и работать с ним на предмет материальной помощи тому или иному певчему, или на предмет нахождения идеальной ставки, поиска разных материальных стимулов. Если регент способен выбить хорошему певцу хорошую зарплату — это по определению хороший регент, ибо он не ставит певца в неловкое положение униженного просителя, а позволяет сосредоточиться на работе. Тут хотелось бы пояснить такой момент. Работа регента в данном вопросе должна быть двухсторонней и относится и к коллективу. Например, очень уместно заранее, до возникновения проблем и пресловутых искушений, демонстрировать тому или иному певчему свою заботу, мол «ходила к настоятелю, пыталась выбить тебе премию, но пока премию на приходе никому не дают, ибо трудности такого то порядка». Этот процесс напоминает общение с ребенком, которому мама объясняет, почему она не может купить ту или иную игрушку. О да, правильный регент в моих мечтах весьма напоминает опытного психолога-воспитателя с большим авторитетом на приходе.
Дорогие регенты. Вам ничего не стоит произнести похвалу. Да, не сразу и не в первый день работы такая похвала будет рождаться естественным образом. Возможно, молодой регент будет испытывать некоторую скованность, пытаясь следовать моим рекомендациям, но — путь осилит идущий. Начав сегодня, через несколько лет вы будете мастером церковной политики и специалистом по решению любых конфликтных ситуаций.
Анастасия Тимофеева
Второй регент митрополичьего архиерейского хора при Свято-Духовом кафедральном соборе, Минск, Белоруссия
Когда мне было 6 лет, двоюродная сестра привела меня первый раз в храм — просто взяла с собой за компанию. До этого момента у нас в семье тема Церкви, Бога и духовенства была под запретом: у отца была «личная обида» на Бога из-за смерти его первой жены. Но крестили меня сразу после рождения, видимо, просто по традиции.
Музыкальную школу закончить у меня не получилось — через несколько занятий родители меня оттуда забрали. Они понимали, что я попросилась туда ходить для того, чтобы впоследствии петь на клиросе — я мечтала об этом с самого детства.
Когда я подросла, стала ездить за город в женский монастырь. Матушка-игуменья сама предложила мне пойти на хор, и я с радостью согласилась. Доставала всех там без конца и края: а это что, а это зачем, а что сейчас читают, а как книга называется? Так и научилась. По началу тихонько подпевала вторым альтом и боялась сфальшивить.
Время шло, я пела как умела. В 11 классе я захотела остаться в монастыре, но сестры, учитывая мой возраст, отговорили и предложили поступить в регентскую школу. В целом я была не против, но меня очень беспокоило отсутствия базового музыкального образования: я мало что понимала в нотах, кто может взять такого человека?
Здесь на помощь снова пришла моя сестра, которая тоже училась в этой регентской школе: она помогла достать старое разбитое фортепиано «Беларусь», которое заняло половину комнаты.
Интересно, что я набрала самое большое количество баллов из всех поступивших. Даже преподаватель по фортепиано мне не верила, что у меня элементарного музыкального образования.
Первый раз я регентовала в домовом храме нашего епархиального управления.Как сейчас помню, это было отдание Рождества Богородицы. Я стою, рядом со мной наша преподавательница для подстраховки. Я ей говорю: «Матушка, у меня пол из-под ног уходит, это нормально?..» Думаю, это вполне можно сравнить с первой службой священника или дьякона, они тоже очень переживают.
Самое приятное даже не тогда, когда хвалят, а когда к тебе подойдут и скажут: «Сегодня очень хорошо было молиться, когда вы пели». А когда просто говорят: «Вы так замечательно пели», это вообще не показатель — мы всегда неплохо поем.
Самое сложное — это найти золотую середину в общении с хором. Все же люди разные, тем более у нас поет много профессионалов из оперного театра. Тяжело всем одновременно быть и другом, и начальником. А другом быть необходимо, но и повышать голос иногда приходится, без этого никак.
В идеале регент должен иметь хорошее образование, петь и отлично знать церковный устав вместе со всеми распевами. Терпение, любовь к своему делу и любознательность — основа всего
Это особенно важно, если у тебя ощутимый недостаток в знаниях
Для меня регентство — это профессия-служение. Ты можешь развиваться как духовно, так и профессионально за счет постоянной практики и изучения литературы.
Бывает тяжело: кто-то отвлекся, кто-то ходит, кто-то в телефон уставился или пошел чаю заварить. Стоишь и понимаешь, что тон задавать просто некому. Приходится давать нагоняй хористам даже несмотря на то, что некоторые мне в отцы годятся и вообще давно поют в оперном театре.
Еще я регентую в минском епархиальном управлении и работаю в канцелярии Духовной академии. Дома люблю посидеть с книгой или просто повышивать крестиком, — занятие бесхитростное, зато отлично прочищает мозги.
Карилл Баглай