Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогов в 2021 году

Документ о профессиональной переподготовке

По закону о дополнительном профессиональном образовании (ДПО) документы, которые выдаются учащемуся после успешной сдачи экзаменов, могут делиться на два вида:

  • диплом;

  • удостоверение.

Диплом как раз касается профессиональной переподготовки. Студенты, которые прослушали лекции (до 100 часов), получают удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Свидетельство о повышении квалификации выдается тем, кто отучился более 100 часов.

При этом диплом о профессиональной переподготовке – бессрочный, а вот удостоверение о повышении квалификации необходимо обновлять. Для педагогов и медработников – не менее чем один раз в пять лет.

Все документы – установленного образца. Они выдаются после прохождения аттестации и подтверждают квалификацию и специальность.

Порядок

  • учитывать профстандарты, разработанные для конкретной специальности, или требования к квалификации, указанные в справочнике ЕКДС;
  • учитывать ФГОС – образовательные стандарты, разработанные для соответствующих программ высшего или среднего профессионального образования.

Зачисление на курсы проводится по заявлению, без вступительных экзаменов. Главное требование при поступлении на переподготовку – наличие диплома вуза или колледжа.

Учеба по программам профессиональной переподготовки обязательно должна завершаться итоговой аттестацией. Согласно пункту 19 приказа № 499 учреждение ДПО вправе самостоятельно решать, каким образом она будет проводиться. Чаще всего ее организуют в форме тестирования, чуть реже – в виде междисциплинарного экзамена. В некоторых случаях выпускники пишут и защищают квалификационную работу.

Если аттестация проходит успешно, учебное заведение выписывает диплом установленного образца. Если же выпускник заваливает выпускной экзамен, он получает справку об обучении с указанием перечня дисциплин и количества прослушанных часов. Однако многие учреждения ДПО дают возможность повторного прохождения итоговой аттестации, а некоторые и вовсе не ограничивают количество попыток.

Новая профессия

Рассмотрев общие черты, можно переходить к различиям. А они — в самой сути. Так, профессиональная переподготовка, согласно определению в законе (273-ФЗ, ст. 73, п. 2) — это процесс получения новой профессии лицом, уже имеющим специальность и занимающим должность в соответствии с ней.

Необходимость такого переобучения может возникать как на уровне работодателя (открытие нового производства, внедрение других технологий), так и на уровне самого специалиста (внутренняя мотивация). Соответственно, инициировать поступление на обучение может наниматель или работник.

Что двигает первым, понятно (потребности бизнеса). А в каких случаях ратовать за ускоренный курс освоения новой специализации может сотрудник? Здесь все просто:

  • он хочет сменить род деятельности;
  • ему изначально не нравится имеющаяся профессия;
  • есть желание расширить компетенции, освоив смежный профиль (например, из-за опасений, что скоро его знания и навыки потеряют в спросе на рынке труда).

Виды

Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.

  1. Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле — осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6−12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
  2. Расширение компетенций — освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa — на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.

В обоих случаях выпускники курсов получают диплом государственного образца, который подтверждает достаточный уровень их подготовки для работы в выбранной сфере.

В чем же разница?

Давайте теперь рассмотрим основные отличия, которые имеются между профессиональной переподготовкой и вторым высшим образованием. Таковых можно выделить четыре:

1. В нашем случае речь идет о сокращенных сроках обучения. Ведь ещё одно высшее образование потребует от вас полноценного обучения в течение трех-, четырехлетнего срока в зависимости от выбранной формы и специальности. Не каждый может позволить себе потратить столько времени. Именно в этом случае следует обратиться к варианту повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Ее срок не может быть менее 250 академических часов. Разные виды ее предполагают количество часов от 500 или от 1000. Подобный резкий контраст по срокам обучения объясняется отсутствием в случае профессиональной переподготовки обучения объёмным теоретическим массивам, не несущим практического применения, что в разы сокращает время учебы. Вам дают лишь проверенные практические знания.

2. Такие же существенные отличия и в стоимости обучения. Если возможности получившего диплом о профессиональной переподготовке ничем не отличаются от возможностей того, кто обзавелся вузовской корочкой, то цена вопроса здесь в несколько раз (обычно в 2-3) ниже.

3. Наличие вступительных экзаменов. Без них в вуз вас не примут. В той или иной форме (письменной, устной, тестирования, личного ответа) экзамен обязательно будет. Это порой становится препятствием для неуверенных в своих силах абитуриентов. На курсах переподготовки вступительных экзаменов не предполагается, что в разы расширяет возможности выбора подходящей программы.

4. Предлагаемый нами вариант позволяет вести освоение новой профессии в максимально комфортных условиях с составлением индивидуального графика, подобранного под ваши конкретные потребности. Вы не зависите от жесткой учебной программы, принятой в вузах, и регламентированных учебных рамок.

В заключение следует упомянуть, что профессиональную подготовку и переподготовку стоит назвать возможностью с минимальными денежными и временными затратами повысить собственную рабочую компетентность и сделать решающий рывок в достижении желанной карьеры на выбранном поприще.

Ответ

Законом не установлен срок для прохождения педагогическим работниками курсов повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи. Представляется, что данное обучение организовывается в сроки, устанавливаемые образовательным учреждением с соблюдением периодичности обучения (1 раз в 3 года).

При этом обучение по оказанию первой медицинской помощи должны проходить все сотрудники образовательного учреждения.  Обучение проводится 1 раз в год для работников рабочих профессий,  1 раз в 3 года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.

Трудовой кодекс

В статьях и 197 декларирует повышение квалификации как одно из основных прав работника. Если по федеральному законодательству регулярное совершенствование профессионального уровня – необходимое условие занятия определенными видами деятельности, то работодатель обязан за свой счет отправлять сотрудника предприятия или организации на курсы повышения квалификации.

Все условия повышения квалификации фиксируются в коллективном или индивидуальном трудовом договоре или специальных дополнительных соглашениях к этим документам. Периодичность учебы по программам допобразования определяет работодатель, но максимальный период между прохождением курсов – не больше пяти лет. На учебу специалиста отправляют по договору с образовательной организацией, информация о результатах повышения квалификации отсылается в кадровую службу предприятия.

Обзор документа

Прописаны правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Речь идет о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование. Между слушателем (лицом, оплачивающим его обучение) и образовательной организацией заключается договор об образовании.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы. Приведены требования к их структуре и содержанию.

Для определения трудоемкости программы может использоваться система зачетных единиц.

Установлены минимально допустимые сроки освоения программ. При повышении квалификации — 16 ч, профпереподготовке — 250 ч.

Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться в форме стажировки (как частично, так и полностью). Допускаются также модульные, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Разрешены сетевые формы обучения.

Предусмотрен широкий спектр видов учебных занятий и работ (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, тренинги, выездные занятия и др.).

При обучении по дополнительным профпрограммам возможен зачет ранее освоенных предметов (курсов, дисциплин).

По окончании обучения проводится итоговая аттестация. Ее форму образовательная организация определяет самостоятельно. Успешно прошедшим аттестацию выдают документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Эти документы дают право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции.

Те, кто не прошел аттестацию, получают справку об обучении.

Для оценки качества освоения программ проводятся внутренний мониторинг и внешняя независимая оценка качества образования. На добровольной основе могут применяться процедуры профессионально-общественной аккредитации дополнительных профпрограмм и общественной аккредитации организаций.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Проверки по охране труда на наличие профессиональной переподготовки: кто и как проверяет?

Функцию государственного контроля и надзора за организацией охраны труда осуществляет Трудовая инспекция. Инспекторы ГИТ проверяют наличие соответствующей компетенции у ответственных специалистов по ОТ в ходе плановых документальных и выездных проверок.

Чтобы убедиться в наличии соответствующей профессии у специалистов службы ОТ, инспекторы запрашивают весь пакет документов, касающиеся организации охраны труда:

  1. Приказ о создании службы ОТ
  2. Штатное расписание компании
  3. Приказы о назначении на должность сотрудников, ответственных за охрану труда
  4. Копии дипломов специалистов по ОТ и удостоверений руководителей
  5. Журналы проведения инструктажей, прочие локальные нормативные акты, касающиеся организации ОТ

Если в ходе проверки выявлено, что служба охраны труда в компании организована с нарушениями — ГИТ может взыскать штраф в размере 50 000-130 000 рублей. В лучшем случае, ГИТ ограничится распоряжением о прохождении специалистом курса профессиональной переподготовки.

Основанием для такого распоряжения является абз.1 ч.2 ст.22, ч.2 ст.195.3, ч.1 ст.217 ТК РФ и Приказ Минтруда №524н от 04.08.2014 г.

Если распоряжение выдано руководителю, важно, в указанный ГИТ срок, организовать переподготовку специалиста. Пройти курс сотрудник может как очно, так и дистанционно

После окончания обучения обязательно проводится аттестация, в ходе которой комиссия убеждается, что слушатель курса овладел нужными знаниями и навыками.

Почему люди идут получать дополнительное образование

Все мы знаем людей, которых можно назвать хорошими специалистами и любящими свою профессию работниками. Но уровень доходов у них при этом оставляет желать лучшего. Именно они часто прибегают к «прокачиванию» навыков путём профессиональной переподготовки. Ведь это — реальный шанс кардинальных изменений в профессии!

С получением новой квалификации сфера деятельности человека значительно расширяется. Что такое профессиональная переподготовка в «родственной» области? Смежную профессию получают в самых разных сферах путем совмещения. Она должна быть близкой к основному виду деятельности. Например, токарь может дополнительно переучиться на слесаря, парикмахер — на визажиста, медсестра может освоить навыки массажа, а водитель — стать попутно экспедитором. Врач-терапевт, пройдя дополнительную переподготовку, может получить квалификацию педиатра и трудиться в этом качестве. Данное расширение собственных компетенций поможет в случае кризиса сохранить драгоценное рабочее место.

Прежде чем определиться, какую профессию выбрать дополнительно, следует проанализировать ситуацию на рынке труда и вспомнить о собственных стремлениях и предпочтениях, имеющих отношение к нынешней деятельности. Например, бухгалтеру достаточно легко переквалифицироваться в аудитора, налогового консультанта, экономиста или финансового менеджера. Педагог, пройдя профессиональную переподготовку в образовании, без проблем вольется в коллектив реабилитационного центра либо сможет работать в частном детском саду, органах опеки или заниматься репетиторством. Юристу по плечу оказание консалтинговых услуг, работа в должности риелтора или HR-менеджера.

Порой бывает, что рано или поздно в ходе трудовой деятельности человек понимает — изначально профессия была выбрана неосмотрительно. Работник не может оставаться, например, в педагогике или медицине из-за расшатанной нервной системы или начинает ненавидеть бухгалтерию, так как устал от цифр и сидячей работы. И в этом случае профессиональная переподготовка специалистов может стать эффективным средством успешно поменять свою жизнь.

Этапы смены профессии

Теперь, когда вы узнали, что такое профессиональная переподготовка, и планируете применить информацию на практике, рассмотрим несколько основных шагов, которые предстоит сделать принявшему данное ответственное решение.

Шаг 1. Прежде всего следует определиться с учебным центром и из предлагаемых им программ выбрать то, что максимально соответствует вашим целям и планам. Этот шаг — достаточно серьезный. Выбранный вами центр следует проверить на наличие разрешительных документов — лицензии, аккредитации и т. п. Помните, что документация должна содержать разрешение на подобную деятельность (мы говорим сейчас о проведении обучающих курсов профессиональной переподготовки).

Обязательно следует ознакомиться с документами об образовании тех, кто преподает на курсах, а также наличием у них практического опыта по конкретному предмету. Ведь от этого напрямую зависит качество вашего обучения. Если центр располагает собственными авторскими обучающими курсами и методическими пособиями, это хороший признак — доказательство серьёзного отношения учебного заведения к образовательному процессу. Все предлагаемые программы следует проанализировать и выбрать то, что подходит именно вам.

Шаг 2. Теперь пора отправлять заявку. Сделать это можно разными способами. Выбор зависит от той формы, в которой вы предполагаете учиться. Если образовательная компания расположена в вашем городе и вы планируете учиться очно, удобнее всего подать заявление при личном посещении офиса. В случае прохождения профессиональной переподготовки дистанционно заявка может быть подана через сайт. Чаще всего в данных целях предусматривают отдельную форму, в которой вы заполняете все необходимые поля и отправляете нажатием кнопки.

Шаг 3. После рассмотрения заявки приемной комиссией или менеджером фирмы, которая ведёт обучение, можно ожидать ответа на указанную в ней электронную почту. Ответ, как правило, содержит подробную инструкцию с приложением списка всех нужных для вашего поступления документов. Перечень их чаще всего мало отличается в разных учебных заведениях.

Состоит он практически всегда из диплома о высшем либо среднем специальном образовании вместе с вкладышем, копий ИНН и СНИЛС, пары фотографий формата «на документы» и ксерокопии паспорта (первой страницы и листа с пропиской). Документы можно отправлять как обычной почтой, так и электронной, либо сканы их подаются на сайт через специальную онлайн-форму. Имеет место и вариант с курьерской доставкой. Удобнее всего отправить документацию, отсканировав в формате JPEG, BMP или GIF и «забросив» сразу на сайт в сопровождении коротенького поясняющего письма.

Вопрос 4. О количестве часов обучения

Какое количество часов педагогам нужно прослушать в рамках повышения квалификации за три года?

Педагог должен освоить программу курсов повышения квалификации в объеме не менее 16 часов (п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499). Поэтому суммировать часы курсов не нужно.

Директор обязан раз в три года направлять каждого педагога на курсы повышения квалификации или профпереподготовки. Но он может направлять учителя на курсы и чаще. Например, два раза в три года. Чтобы педагоги вовремя повышали квалификацию, вы можете составить перспективный план. Скачать пример плана.

Обратите внимание, что если педагог пройдет профессиональный тренинг или семинар и получит сертификат, это не будет значить, что он повысил квалификацию. Он обязательно должен освоить дополнительную профессиональную программу

Международные соглашения

В рамках формирования единого образовательного пространства стран СНГ в мае 2007 года Российская Федерация, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан подписали соглашение о сотрудничестве в сфере повышения квалификации и профпереподготовки специалистов, проживающих в Содружестве Независимых Государств. Через год к договору присоединился Казахстан.

Согласно договоренностям, закрепленным на уровне правительств стран – участниц соглашения, установлен минимальный объем курсов повышения квалификации – 72 часа (не меньше двух недель), профпереподготовки – 1 000 часов (минимум два семестра). Удостоверения и дипломы, в которых указаны эти сроки, признаются работодателями всех стран, подписавших соглашение. Кроме того, граждане любого из семи государств-подписантов, постоянно проживающие на территории другой страны, имеют равные с ее гражданами права учиться по программам допобразования.

В 2016 году отдельное соглашение о сотрудничестве в сфере основного и дополнительного образования по электроэнергетике подписали Россия, Беларусь, Молдова, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Украина. Его положения в целом повторяют содержание соглашения 2007 года, но дополнены пунктами о профессиональном обучении и образовании и касаются узкой сферы – электроэнергетики.

Полный список действующих международных законов в сфере основного и дополнительного образования (в том числе и повышения квалификации), принятых высшими уставными органами Содружества Независимых Государств, выложен на интернет-портале СНГ.

Вопрос 6. О поездке на курсы как командировке

Вправе ли директор оформить поездку педагога на курсы повышения квалификации как командировку?

Да, вправе, если педагог учится в другом городе. При этом нужно сохранить за ним место работы и среднюю зарплату. Также придется оплатить и командировочные расходы (ст. 187 ТК). Не предоставляйте учителю, который повышает квалификацию, учебный отпуск. В такой отпуск отправляйте только тех работников, которые получают высшее или среднее профессиональное образование (гл. 26 ТК).

Для руководителей предприятий действует уникальное предложение. Чем больше число обучающихся из одной организации, тем выше скидка на коллективную заявку.

Как выбирать вторую профессию

Вторая профессия должна выбираться исключительно в соответствии с собственными интересами и природными задатками. Например, идти трудиться в экономическую сферу лучше всего тем, кто с детства был в ладах с математикой и хорошо управляется с цифрами. Коммуникабельным людям с развитым художественным вкусом и эстетическим мышлением показана работа, например, в салонах красоты, в качестве дизайнера, парикмахера либо художника-декоратора. Любовь к собственному делу — самая сильная мотивация и лучший стимул к профессиональному росту.

Если с желаемой сферой деятельности определиться никак не удаётся либо какие-то конкретные творческие способности отсутствуют, следует выбрать одну из так называемых нейтральных профессий, для которых узконаправленные умения и знания обычно не требуются. В качестве примера можно привести кассира, секретаря, администратора либо косметолога.

Тем, кто никак не может сделать выбор, можно попробовать начать с профессий, не предполагающих долгого обучения. Например, попробовать стать телефонистом, оператором call-центра, санитаром или водителем. Если в процессе обучения или работы вы поймете, что это не ваше, потеря времени и денежных средств на обучение будет не столь велика и вы быстрее сможете вернуться к поискам своей сферы.

Где проходит

Многие крупные компании, холдинги и даже федеральные агентства открывают собственные корпоративные университеты и академии, которые занимаются лицензированным обучением и переподготовкой работников разных подразделений. Несколько примеров:

  • Корпоративная система обучения Роснефти (11 полигонов практического тренинга и 63 учебных центра и класса);

Обучение и переподготовка персонала организации в корпоративных университетах ведется с учетом особенностей производственного процесса и по собственным образовательным стандартам. В систему развития кадров включаются сотрудники всех категорий – от рабочих и линейных служащих до топ-менеджеров. Такой подход к обучению можно назвать подготовкой и переподготовкой кадров на предприятии.

И все-таки большинство компаний, организаций и предприятий для переподготовки кадров пользуется услугами учебных заведений, специализирующихся на дополнительном профессиональном образовании, – центров, школ, факультетов вузов и подразделений колледжей.

Нюансы обучения на курсах профессиональной переподготовки

Дополнительное образование отличается от классической подготовки меньшимколичеством теории, продолжительностью, приемными требованиями.

Кто может реализовывать программы переподготовки

Правом обучать работников обладают лицензированные организации:

  • Государственные аккредитованные ВУЗы.
  • Многопрофильные учебные центры.
  • Частные университеты.

При выборе образовательной площадки, нужно проверить лицензию. А также формат аттестации, проверки знаний. Уточнить, выдают ли сертификаты, удостоверения, дипломы по результатам обучения. Официальные документы удостоверяют квалификацию, котируются на рынке труда, подтверждают полученные знания, навыки, готовность к практической деятельности.

Кому доступно прохождение профессиональной переподготовки

Условия поступления по направлениям профессиональной переподготовки два:

  • У потенциального слушателя есть оконченное образование (высшее или среднее специальное).
  • Слушатель — студент ВУЗа или колледжа. Закон не запрещает получать специальность и обучаться дополнительной профессии.

Повышение квалификации нужно действующим сотрудникам. Требование — наличие высшего или среднего специального образования. Характер программы должен быть смежным. Врач не может повышать квалификацию как маркетолог. А юрист — как менеджер.

В каких случаях нужна переподготовка

Профессиональная подготовка становится выходом, если человек не способен работать по специальности. Виной могут быть житейские ситуации, объективные факторы:

  • Состояние здоровья.
  • Особенности рынка труда конкретного региона, города. Когда вакансий недостаточно или нет.
  • Сокращение штата компании, организации, где человек работал.
  • Банальное нежелание продолжать прежнюю деятельность.
  • Переезд.

Существуют более сложные случаи. Например, сотрудник работает проектировщиком конструкторского бюро, имеет высшее образование по направлению экономика. Чтобы повысить квалификацию проектировщика, сотруднику придется пройти переподготовку по смежной программе. Диплом экономиста для этой цели не подойдет. Это вопрос сохранения рабочего места, карьерного роста.

Кто разрабатывает программы, и по каким направлениям можно пройти обучение

Стандарты утверждают профильные органы исполнительной власти. Зависит от конкретного направления. Это положение закреплено п. 7 ст. 76 Закона об образовании. Разработка учебных планов ложится на плечи образовательной организации, университета или центра на месте. Закон оставляет за ними право корректировать образовательные программы (п. 6 ст. 76). Количество специальностей подготовки зависит от размеров центра или ВУЗа, на базе которого проводится обучение.

Наш университет предлагает более 200 программ ДПО по 10 направлениям:

  • Менеджмент.
  • Реклама и PR.
  • Индустрия гостеприимства.
  • Производство.
  • Проектная деятельность.
  • Игровая индустрия, киберспорт.
  • Программирование.
  • Бухгалтерский учет и налогообложение.
  • Интернет и IT-технологии.
  • Управление персоналом.

Формат обучения — дистанционный. Работник может получить дополнительную специальность, повысить квалификацию без отрыва от практической деятельности. Обучающийся смотрит лекции, выполняет практические задания. Нарабатывает необходимые навыки. А постоянный контакт с преподавателем, обратная связь по результатам позволяет закрепить знания.

Какие документы выдаются после прохождения курсов

По результатам профессиональной переподготовки, слушатель курса получает диплом государственного образца. С ним можно найти работу по новой специальности.

Обучающиеся, закончившие программы повышения квалификации, получают удостоверение, которое также служит формальным подтверждением профессионального уровня.

Дополнительное образование повышает мобильность работника, востребованность, актуализирует знания и навыки

Это важно в условиях жесткой конкуренции, постоянного наплыва молодых выпускников ВУЗов

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector