Огэ по русскому языку 2021: как готовиться

Содержание:

Задание 2

Синтаксический анализ.Прочитайте текст.

(1)Все знают, что вода хорошо проводит электрический ток, что нельзя купаться в грозу и нельзя мокрыми руками работать с электроприборами. (2)Но проводит ли вода ток на самом деле?(3)Электричество проводят не молекулы воды, а ионы различных минеральных солей. (4)Вода — отличный растворитель, поэтому в ней всегда много различных примесей, которые приводят к тому, что в натуральном своём состоянии на Земле вода всегда проводит электричество.(5)А вот вода, очищенная от примесей, называется дистиллированной и электрический ток почти не проводит, а вместо этого является хорошим диэлектриком.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.2) Грамматическая основа предложения 2 — вода проводит.3) Предложение 3 сложносочинённое.4) Сказуемое первой части предложения 4 — составное именное.
5) Предложение 5 включает обособленное согласованное распространённое определение, выраженное причастным оборотом.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Задание 9. Сочинение-рассуждение

В данном задании нет изменений, кроме того, что в 9.3 появились новые понятия и кроме толкования слова нужно ответить на поставленный в задании вопрос.

Что нужно повторить?

  • Структура сочинения-рассуждения и правила его написания;
  • Значение основных понятий и терминов для заданий 9.1 и 9.3;
  • Критерии оценки сочинений.

Подробный разбор изменений, который вы прочитали, поможет правильно подготовиться к предстоящему экзамену. Распределите время на подготовку к каждому заданию, но и не забывайте о необходимости чередования труда и отдыха. Это поможет вам не истощить все силы и сохранить уверенность на экзамене.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите ее своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
Если до экзамена еще полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку

О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

Письменный ОГЭ по русскому языку

Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.

Формат экзамена

Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.

  • На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
  • Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
  • Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.

Структура КИМа

Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).

Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
  • на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.

Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Оценивание

Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:

Часть Задания Максимальный балл
I №1 7
II №2-7 7
III №9 9
За грамотность и точность речи 10
Всего 33

Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:

Оценка Баллы
5 29-33
4 23-28
3 15-22
не сдал 0-14

Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3»

Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Секреты подготовки

Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы)  и сочинения (3 часть работы).

Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.

Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:

  • Орфография;
  • Лексика;
  • Синтаксис;
  • Пунктуация.

Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.

Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).

Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:

  1. Объем ответа – не менее 70 слов.
  2. Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
  3. Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.

Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:

  • ОГЭ по литературе в 2022 году
  • ОГЭ по биологии в 2022 году
  • ОГЭ по информатике в 2022 году

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

ОГЭ по русскому языку: что нового в 2020 году

Структура экзамена изменилась довольно сильно. Во-первых, заданий стало меньше: вместо пятнадцати прошлогодних – девять. Соответственно, снизился и первичный балл – с 39 до 33. Если ученик наберет меньше 15 баллов, он получит неудовлетворительную оценку.

Во-вторых, работа теперь состоит из трех частей: сжатого изложения, заданий для проверки знания русского языка и сочинения-рассуждения.

В-третьих, допускается некоторое количество ошибок (что-то из перечисленного):

  • не более двух речевых;
  • не более одной орфографической;
  • не более двух пунктуационных;
  • не более одной грамматической.

Правило действует, только если общее количество слов в письменных работах первой и третьей частей ОГЭ более 140. Причем даже если выпускник написал лишь что-то одно – например, изложение, но нужного объема.

Самостоятельная подготовка

Порекомендую вам несколько материалов, которые помогут подготовиться самостоятельно.

Тесты и тренажеры по русскому языку

На Фоксфорде куча бесплатных тестов. Проходите их, прокачивайте навыки, готовьтесь самостоятельно. Выбирайте класс, уровень сложности, можете даже тему вписать – сайт выдаст подборку заданий.

Если не получается найти в интернете информацию по проблемным вопросам – наймите репетитора (здесь же, на Фоксфорде или оффлайн).

Тесты актуальны не только для учеников 9 класса, но и для учащихся 5-8 классов. Задания есть не только на орфографию, но и на пунктуацию, орфоэпию, знание языковых норм, морфемику.

Стоимость: бесплатно.

Начать заниматься прямо сейчас

Безлимитный абонемент для 9 класса

Абонементы нацелены на самостоятельную работу учеников. Их преимущество – вы изучаете не только русский, но и другие предметы, готовитесь к олимпиадам, экзаменам международного уровня.

Стоит каждый абонемент дорого, но если вы приобретаете его – можно не платить больше никому, не покупать никакие курсы. Вебинары даются в записи – смотрите и пересматривайте, теория в электронном формате доступна постоянно.

В этом абонементе по русскому языку есть следующие блоки:

  1. Подготовка к сочинению, изложению ОГЭ, устному собеседованию. Учитель – Мария Картышева.
  2. Работа над тестовой частью ОГЭ. Преподает Елена Шкляева.
  3. Курс по литературе. Навыки пригодятся для сочинения в ОГЭ, материал можно будет использовать на сочинении в 11 классе и сочинении Единого государственного экзамена. Автор – Ольга Евсеева.
  4. Базовый курс русского языка для тех, кому надо подтянуть грамотность. Учитель: Мария Картышева.
  5. Подготовка к олимпиадам по русскому. Автор – олимпиадник Никита Змановский.

А кроме этого – блоки по базовой и профильной математике, биологии, физике, программированию, английскому.

Посмотрите программу обязательно – это то, что вам нужно.

Авторы: Борис Трушин, Елена Шкляева, Павел Труфанов, Владимир Шарич и др.

Стоимость: 11 240 3 750 руб. в месяц.

Узнать подробнее и записаться

Профильная программа «Гуманитарный профиль-9»

Планируете поступать в гуманитарный вуз? Эта программа – отличный выбор. Курсы по русскому языку, которые вы освоите за год:

  1. Устное собеседование по русскому языку (Мария Картышева).
  2. Сочинение и изложение Основного государственного экзамена (Мария Картышева).
  3. Тестовая часть ОГЭ (Елена Шкляева).

Кроме этого изучается зарубежная литература (преподает ученый, фольклорист Елена Малая), обществознание, история, английский язык на трех уровнях. Из предметов негуманитарных циклов – только базовая математика, которую в любом случае придется сдать, и экономика.

Смотрите видео о том, как организован учебный процесс:

https://youtube.com/watch?v=1hTZ3OxMo44

Авторы: Инга Михеева, Елена Шкляева, Мария Картышева, Мария Володина и др.

Стоимость: 11 240 2 870 руб. в месяц.

Узнать подробнее и записаться

Безлимитный абонемент для 8 класса

Начинать готовиться к экзаменам 9 класса вы можете уже в 8. Абонемент включает подготовку к сдаче русского языка (все виды заданий: тесты, сочинение, изложение), математики (базовый и профильный уровни), всех основных предметов школьного курса. Кроме этого – доступна подготовка к олимпиадам по основным дисциплинам и международным экзаменам по английскому языку.

Дополнительные блоки посвящены программированию (практикумы, не только теория), медицине.

Авторы: Инга Михеева, Елена Шкляева, Мария Картышева, Мария Володина и др.

Стоимость: 11 240 2 500 руб. в месяц.

Узнать подробнее и записаться

Русский язык. Интенсив по школьной программе для 8 класса

Курс не готовит к Основному государственному экзамену, но помогает разобраться в синтаксисе, который изучается в 8 классе. Около половины заданий ОГЭ посвящены вопросам пунктуации в осложненном и сложном предложениях, поэтому темы лучше не запускать.

Стоимость: 1 000 руб. в месяц.

Узнать подробнее и записаться

Профильная программа «Гуманитарный профиль-8»

Комплексный курс, который позволяет начать активную подготовку к экзаменам уже в 8 классе. Есть блок занятий в целом по ОГЭ, есть отдельно по творческим работам (сочинение и изложение). Если вы переживаете из-за устного экзамена в 9 классе – к нему абонемент вас тоже подготовит.

Отдельный хороший блок, на котором хочу сделать акцент – углубленный курс русского языка для 7-8 классов. Ведет его Юлия Игумнова. Курс не нацелен на какие-либо виды контроля, но помогает системно подойти к языку, научиться его “чувствовать”, видеть взаимосвязи между лингвистическими явлениями.

Другие предметы абонемента перечислены в расписании:

Стоимость: 8 740 1 870 руб.

Узнать подробнее и записаться

Как сдать

На сдачу ОГЭ по русскому отводится 235 минут (3 часа 55 минут). Сам экзамен состоит из 3 частей:

  • первая – краткое письменное изложение по прослушанному дважды тексту;
  • вторая – семь заданий (со 2 по 8) в форме теста;
  • третья – это сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.

Текст для изложения воспроизводится дважды, с 5-минутной паузой, во время которой школьники могут осмыслить материал. При прослушивании разрешается делать записи в черновиках.

Первые 4 вопроса теста даны для проверки навыков орфографического, пунктуационного и синтаксического разбора. Следующие 3 задания этой части – на способность работать с отрывком произведения и выполнять его простейший анализ.

Сочинение-рассуждение пишется по тому же тексту, который разбирается во второй части. Его минимальный объём – 70 слов.

Все задания экзамена относятся к базовому уровню сложности. Ученикам разрешается пользоваться орфографическими словарями.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

Баллы за ОГЭ
За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.

Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.

Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий

Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).

Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Как решать задание 2 из ОГЭ по русскому языку?

Рассуждаем так:1) Предложение 1 сложноподчинённое с тремя придаточными изъяснительными, к которым от главного слова в предложении можно задать вопрос: Все знают (что?)

а) что вода хорошо проводит электрический ток;б) что нельзя купаться в грозу;в) нельзя мокрыми руками работать с электроприборами (если придаточные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, то между ними запятая не ставится и второй союз что опускается, как в данном случае).

Таким образом, придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос — что? Каждое придаточное связано с главным союзом что. Это однородные придаточные предложения.

2) Во втором предложении грамматическая основа определена верно: вода проводит (что?) ток. Ток — это прямое дополнение.

3) Третье предложение простое с однородными подлежащими молекулы, ионы.

4) Действительно, четвёртое утверждение верно: вода — растворитель. Сказуемое растворитель — имя существительное в именительном падеже, а именительный и творительный падежи существительного — основные падежные формы именной части сказуемого.Следовательно, это утверждение верно.

5) В пятом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова вода: Вода ( какая? ), очищенная от примесей,..

Значит, правильный ответ — 245 <или>любая другая последовательность цифр.

Задание 3. Пунктуационный анализ

Пунктуация занимается изучением правил постановки знаков препинания в предложении.

Это задание нового формата, которое включает в себя абсолютно всю пунктуацию, которую школьники изучали на протяжении всего обучения. Оно также представлено в форме небольшого текста, в котором пропущены знаки препинания. На месте возможных знаков препинания стоят цифры, нужно выписать только те, которые соответствуют пунктуационному оформлению предложения. В среднем таких цифр может быть около 10.

Что нужно повторить?

  • Знаки препинания при однородных членах предложения;
  • Обособленные члены предложения;
  • Вводные слова и вставные сочетания слов, обращения;
  • Знаки препинания в сложносочиненным, сложноподчиненном и бессоюзном сложных предложениях;
  • Пунктуация в предложении с прямой речью.

Задание 5

Орфографический анализ.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) АПЛОДИСМЕНТЫ — в корне с чередующейся гласной в безударной позиции пишется буква О.2) КОНТРИГРА — после иноязычной приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется И.3) ПРИУЧИТЬ — написание приставки определяется её значением — полнота, исчерпанность действия.4) ГЛИНЯНЫЙ — в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н.
5) НЕ ПРОДУМАВ — НЕ с деепричастием пишется раздельно.

Как решать задание 5 ОГЭ по русскому 2021?

Обратите внимание! Выполняя это задание, нужно быть предельно внимательным, вчитываться буквально в каждое слово, в противном случае ошибки не избежать!Итак,1) В слове АПЛОДИСМЕНТЫ нет корня с чередующейся гласной, и если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). АПЛОДИСМЕНТЫ — словарное слово.2) Второе утверждение верно: после иноязычных приставок и частиц (ад-, диз-, ин-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс-, пан-) гласный и в начале корня сохраняется.
3) Третье утверждение тоже верно: значение приставки ПРИ- в слове приучить — полнота, исчерпанность действия.4) ГЛИНЯНЫЙ — это отымённое прилагательное (к а к о и?), образовано от имени существительного глина при помощи суффикса -ЯН , а не страдательное причастие прошедшего времени, которое образуется от глагола.5) ПРОДУМАВ — деепричастие (что с д е л а в?), образовано от глагола продумать при помощи суффикса -В

НЕ с деепричастием пишется раздельно, это правильный ответ.

Структура экзамена

На ОГЭ по русскому языку у вас будет 3 часа 55 минут. За это время нужно выполнить 9 заданий:

  • написать сжатое изложение,
  • выполнить 7 заданий на анализ слов, предложений, текстов и
  • дать письменный развёрнутый ответ на основе текста. 

На этом экзамене разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Часть I: изложение

В первом задании важно внимательно прослушать текст и сделать заметки. При сжатом изложении необходимо упомянуть каждую микротему

Аудиозапись материала для изложения включат дважды. Будьте готовы услышать текст любого литературного жанра. Чтобы набрать 7 баллов за изложение, писать нужно грамотно, логично и применять приёмы сжатия текста.

Как проводят изложение: фрагмент спецификации ОГЭ 2020 по русскому языку с сайта ФИПИ

Часть II: задания с кратким ответом

Во второй части вам предстоит выполнить 7 заданий, каждое из которых принесёт 0 или 1 балл. В задании №2 пригодятся знания о составных подлежащих и сказуемых, а также о неполных грамматических основах. Чтобы заработать балл в задании №3, необходимо верно расставить все знаки препинания. В задании №4 проверяется навык синтаксического анализа, а в №5 — орфографического. Задания 6–8 нужно выполнить на основе приведённого текста. Помимо орфографии и синтаксиса, нужно разбираться в средствах выразительности — отличать гиперболу от литоты и уметь подбирать антонимы и синонимы.  

Примеры заданий части 2 демоверсии ОГЭ 2020 по русскому языку с сайта ФИПИ

Часть III: письменный комментарий

В третьем задании вы сами решаете, о чём вам интереснее рассуждать. Оценивается аргументированный комментарий выпускника к цитате, фрагменту или понятию из текста. Вам нужно будет минимум в 70 словах объяснить своё понимание и отношение к предложенной теме

В этой работе особенно важно подобрать примеры-иллюстрации в поддержку своей позиции. Полный перечень критериев вы найдёте во второй части демоверсии на сайте ФИПИ

За эту часть можно заработать до 9 баллов.

Изменения в ОГЭ 2021 по русскому языку

В сравнении с экзаменом 2020 года расширился круг жанров, которые могут встретиться в первом задании. Теперь в аудио-формате могут предложить дневники, очерки, записки, заметки и рецензии.

Советы по подготовке

Разберитесь с требованиями

Не позволяйте строгим названиям документов вас смутить. В спецификации ОГЭ вы вряд ли найдёте много полезного, а вот в кодификаторе перечислены все правила орфографии и пунктуации, которые проверяют на экзамене. Демоверсия — это примерный вариант предстоящей работы с подробным описанием критериев. Скачайте документы с сайта ФИПИ и прочтите. Если вам что-то будет непонятно, задайте вопросы эксперту ОГЭ в вашей школе или репетитору Тетрики на бесплатном вводном уроке. 

Выучите правила и отработайте навыки

Учите правила и сразу применяйте на практике — решайте сборники заданий ОГЭ прошлых лет. Изучите приёмы сжатия текста и тренируйтесь их применять на текстах подходящего объёма. Используйте навыки на других предметах, например, конспектируйте материал из учебника по биологии.

Успех на экзамене зависит не только от знаний, но и от умений выполнить работу по критериям. Если к заданиям с кратким ответом вы готовитесь самостоятельно, для оценки изложения и комментариев лучше обратиться к учителю. Опытный эксперт ОГЭ подскажет, как избежать типичных ошибок и где применять проверенные шаблоны, чтобы получить максимальный балл.

Чтобы понять свои пробелы и начать эффективную подготовку к ОГЭ по русскому языку 2021, обратитесь к репетитору. Первое занятие бесплатно!

Как готовиться самостоятельно

Я не ходил к репетиторам ни когда готовился к ОГЭ в 9 классе (тогда экзамен назывался ГИА – Государственная итоговая аттестация), ни во время подготовки к ЕГЭ в 11. Когда поступал на первый курс педагогического института (направление – “Русский язык. Литература”) был первым по количеству баллов.

Подготовиться к любому экзамену по русскому языку реально, если можешь заставить себя учиться. Тем более, если учитель в школе проводит консультации или элективы.

Ниже я перечислю четыре пособия для 11-классников, в которых представлена вся теория, необходимая на ЕГЭ. Готовиться к ОГЭ по ним тоже можно.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ-2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

По курсам пока вышли три статьи, не считая этой:

  1. Общая подборка платных обучающих материалов.
  2. Подготовка к Единому государственному экзамену.
  3. Подготовка к сдаче ВПР.

По теории языка опубликовал общую статью о гласных звуках и более углубленную по безударным гласным.

Подписывайтесь на обновления, чтобы ничего не пропускать.

Задание 4

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «жить без забот», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Правильное решение задания 4 по русскому

Примыкание — способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу. Зависимым словом всегда выступает неизменяемая часть речи — инфинитив, наречие или деепричастие.1. Найдём главное слово: жить (без чего?) без забот; жить — главное слово.2. Зададим вопрос наречия: жить (как?) беззаботно => (в неиз-мен. ч. речи).

Следовательно, правильный ответ — житьбеззаботно <или> беззаботножить.

Изменения в каждой из частей ОГЭ

Рассмотрим подробнее, как изменился экзамен.

Для первого задания могут быть приведены произведения разных жанров – от путевых заметок до рецензий. После того как выпускники прослушают текст в течение трех-четырех минут, им нужно поработать с черновиком около пяти минут, потом еще раз прослушать текст и написать изложение. При этом разрешается использовать орфографический словарь. Минимальный объем – 70 слов. Кстати, теперь эта часть ОГЭ никак не связана с содержанием второй и третьей.

Во второй части проверяется знание правил русского языка. Число вопросов сократилось, но они по-прежнему включают орфографический, грамматический и пунктуационный анализ слов и предложений.

Задание №2 – это комбинация прежних восьмого и одиннадцатого. Здесь выпускник должен сделать синтаксический анализ.

Задание №3 – пунктуационный анализ сложного предложения. Необходимо правильно расставить знаки препинания. Типы предложений могут быть любыми: бессоюзные, простые, сложные, с вводными конструкциями, обращениями или однородными членами.

Задание №4 аналогично седьмому заданию ОГЭ прошлых лет. Следует определить подчинительный тип связи и заменить его словосочетанием с другим видом связи.

Задание №5 проверяет, насколько хорошо девятиклассник умеет разбирать слово по составу и находить правильное объяснение словообразования (четвертое и пятое задание прошлых лет).

Задания №6 и №7 нужно выполнить после прочтения текста (раньше это были задания второе и третье)

Причем важно не только понять текст, но и обратить внимание на все детали – только так получится выбрать правильные варианты ответов

Задание №8 – упрощенный аналог задания №6 ОГЭ прошлых лет. Необходимо найти синоним, причем не придумать, а выбрать в тексте.

Сочинение-рассуждение, третья часть экзамена, так же, как и изложение, должно состоять минимум из 70 слов. Выпускникам нужно в работе раскрыть смысл какого-либо высказывания, объяснить суть предложенного фрагмента или значение того или иного слова.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector