Иконописные школы москвы

Величайшие иконописцы России

Феофан Грек (ок. 1340-ок. 1410)родился и творил в Константинополе, пока в 1370 г. не прибыл в Новгород. Затем, в начале 1390-х гг., перебрался в Москву, где расписывал соборы Московского Кремля. Росписи мастера выдержаны в монохромной гамме с использованием отдельных энергичных мазков. Их создателю удалось достичь необычайной выразительности и силы воздействия на зрителя.

Андрей Рублев (ок. 1360-1370 (?) -1430) родился в Московском княжестве. Безусловным шедевром мастера является икона «Троица Ветхозаветная». Художник отказался от изображения всех персонажей известного сюжета и запечатлел лишь трех ангелов как отражение сложнейшего догмата христианства о Божественном Триединстве. В 1988 г. Поместным Собором канонизирован в лике преподобного.

Дионисий (ок. 1440-ок. 1503) — выдающийся русский иконописец, работам которого присущ уверенный изящный рисунок, легкий прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций.

Прокопий Чирин (ум. ок. 1623) — один из любимых живописцев семьи Строгановых. Его ювелирная тщательность письма, изобилующие деталями сюжеты и удлиненные фигуры стали характерной чертой строгановской школы.

Симон Ушаков (1626-1686) — русский мастер, привнесший в самобытное иконописное искусство элементы раннего барокко. Испытывал влияние западных живописных техник и был предшественником пластичной натуралистической иконографии.

Возрождение интереса к иконам

Эта новгородская икона XII в. имеет явные черты византийского влияния с его графической лаконичностью и стилизацией

Центры русских иконописных школ обычно располагались вокруг какого-либо крупного города, в котором обладавшие своеобразием исполнения иконы могли быть успешно реализованы.

Исключением является строгановская старообрядческая школа, а также религиозные изображения, выполненные в украинской иконописной традиции мастерами-самоучками.

На стилевое многообразие иконописного искусства несомненное влияние оказало историческое развитие России. Все иконы, начиная с древнейших, пришедших из Византии, и вплоть до современных, характеризуются стилевыми особенностями, позволяющими соотнести их с определенной культурно-исторической традицией, эпохой и предположить место их создания.

Так, важным центром иконописи с 12-го по 16 вв. был Великий Новгород. Возникшие там иконы достаточно легко узнаваемы по их стилистическим чертам, что позволяет говорить о новгородских иконах, или о новгородской иконописной школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector