Что послужило предпосылкой создания ссср

О принципах объединения

Задавая вопрос о том, кто создал СССР, часто имеют в виду ведущую роль какой-то политической фигуры. К моменту создания Союза ССР в партийном руководстве преобладали две точки зрения на процесс.

Первая позиция состояла в объединении равноправных государственных субъектов в новое государство. Сталин же настаивал на вливании союзных республик в РСФСР на правах субъектов федерации. В результате победил первый подход. Однако со временем тенденции к чрезмерной централизации в результате восторжествовали и вылились в создание сверхцентрализованного государства с авторитарной формой правления и культом личности, за который в итоге Хрущеву пришлось оправдываться.

Главными действующими лицами на политической сцене в самый острый момент были Ленин, Сталин, Орджоникидзе и Дзержинский. Стоит отметить, что единого взгляда на то, какой должна быть национальная политика нового государства, не было и вопросы решались в активных спорах. Вряд ли можно назвать определенное лицо, отвечая на вопрос о том, кто создал СССР, так как на раннем этапе роль совещательных и представительных органов была очень велика.

Февральская революция

Далее последовала Февральская революция 1917 г., которая стала непосредственным началом истории создания СССР. Началу Февральской революции предшествовали многие события.

Имперский режим во главе с Николаем II с каждым годом ослабевал, и безнадежно терял всякий авторитет.

Николай II — последний российский император. В июле 1918 г. был расстрелян большевиками вместе со всей семьёй

По мнению выдающегося русского философа Николая Бердяева, монархия пала не по причине революции, а скорее потому, что ее попросту никто не защищал.

Когда ей на смену пришел большевизм во главе с идейным лидером Лениным, он стал единственной силой, которой удалось овладеть умами народа и совершить попытку свержения действующей власти.

Владимир Ильич Ленин

Основной задачей Февральской революции было свержение монархии и установление республики.

Итогом стало отречение Николая II от престола, что де-факто положило конец монархическому правлению в России.

Значение образования СССР

Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Предпосылки и причины

Традиционно рассматривают следующие предпосылки образования единого государства на территории бывшей Российской империи. Однако вы должны представлять, что в ходе Первой Мировой и Гражданской войн обрели свою независимость Эстония, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Белоруссия и Украина, Тува. В Средней Азии, которая, как вы должны знать, была присоединена в XIX веке к России, тоже образовались независимые государства: Хивинская и Бухарская народные демократические республики.

Сложность также была и в том, что все народы прекрасно помнили национальную политику Российской империи, в которой были черты шовинизма и национализма в пользу предоставления русской народности больших прав, чем всем другим. Существовали черты оседлости и прочие ужасные вещи. 

Однако были и общие предпосылки: вековые межэтнические и межкультурные связи между разными народами, наличие вековых хозяйственных, экономических связей, общую историю. Кроме того, эти территории имели общую инфраструктуру: почтовую службу, например. Не будете же вы товары, произведенные в России везти в Европу, где их никто не купит, поскольку дикая конкуренция. Продукцию можно отвезти в Среднюю Азию, или еще куда. То есть по сути мы имеем дело с неисчерпаемыми рынками сбыта. Думаю, не составит труда понять, сколь выгодным была бы совместная жизнь в одном государстве.

К тому же была и более серьезная причина, повлиявшая на то, что СССР образовался в 1922 году, а не позже. Ведь на апрель этого года была запланирована Генуэзская конференция по долгам царского правительства и другим послевоенным вопросам. Российское государство должно было предстать единым как внутри, так и снаружи. А проблем внутри хватало.

Ведь в годы Гражданской войны в самой РСФСР существовали независимые республики, автономные округа и прочие образования, которые могли попросту воспротивиться быть в одном государстве. И тогда бы советские государства предстали бы разрозненными, что придало бы им в Генуе статус кво по меньшей мере навсегда.

Дата образования СССР

Советский Социалистический Союз Республик был образован 30 декабря 1922 года. В этот день состоялся первый съезд министров республик, вошедших в состав СССР: •РСФСР; •Украинская республика. •Белорусская республика; •Закавказская Федерация. Основными документами, подтверждающими процесс слияния республик в единое государство, стали Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В основе Договора лежало разграничение полномочий между государственным органом власти и представителями власти на местах. Все остальное, кроме внешней политики и торговли, путей сообщения, связи, вопросов финансов и обороны, вверено управлению республик. Высшим государственным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, ведущий свою активную деятельность под руководством новоявленного лидера государства в лице В. И. Ленина.

Это интересно: 1595,Причины наступления Смутного времени — основательный взгляд на вопрос

Значение и последствия образования СССР

В результате политической деятельности большевиков было создано огромное многонациональное государство. Централизованное управление позволило осуществить ряд масштабных проектов на его территории. В кратчайшие сроки была проведена индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства. Страна стала развиваться быстрыми темпами. Было построено множество промышленных предприятий и проведена электрификация всей страны.

Однако все эти достижения были основаны на базе небывалого энтузиазма населения, а это не могло продолжаться постоянно. За годы Советской власти уровень жизни трудящихся возрастал на много меньше, чем в капиталистическом мире. Это тщательно скрывалось правительством, поэтому для выезда за границу, особенно в капиталистические страны, было создано множество барьеров. Однако такое положение не могло продолжаться долго. Перестройка, начавшаяся при Горбачёве, вскрыла для населения, все недостатки социалистического строя и уже через несколько лет СССР прекратил своё существование.

Ликбез, или стране требуются рабочие руки

В 1920-ом году, была образована чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Советские власти очень любили использовать аббревиатуры и сокращения, отчего в народе начали использовать выражение “ликбез”, которое и поныне продолжает жить.

Занятиях по ликвидации безграмотности

Около 50-ти миллионов человек, в возрасте от 8-ми до 50-ти лет должны были обучиться грамоте, письму и чтению. Продолжилось активное реформирование школ. Чувствовалась острая нехватка помещений. Лишь в середине 20-х годов количество учащихся достигло предвоенного уровня, при том, что количество школ достигало немного больше 80-ти процентов от довоенного уровня. Основную массу учащихся составляли беспризорники, которые представляли собой массовое явление в советском обществе.

Была введена система начальной четырехлетней школы, а также основной семилетней школы. В стране происходили разнообразные социальные изменения. Это требовало повышения грамотности. Попросту говоря, стране требовались рабочие руки.

Полностью отойдя от системы разнообразия учебных заведений, советские власти ввели единую унифицированную общеобразовательную школу. Это имело свои плюсы, давая возможность большинству населения обучиться грамотности, но и имело обратную сторону. Специализация в конкретных областях знаний очень сильно упала. Чувствовались последствия войны и интеллектуальной миграции, что выливалось в отсутствии подготовленного преподавательского состава. В новой системе обучения, специалистам узкого профиля просто не было где взяться.

Выпускное фото из советской школы

В 30-х годах, с началом индустриализации это особенно чувствовалось. Практически все большие промышленные проекты того времени разрабатывались иностранными инженерами, приглашенными в СССР.

Разрушенные инженерные школы приходилось создавать с нуля. Не было и заводов по производству сельскохозяйственной техники. Все это закупалось за границей. Таким образом, в это время, из-за очень низкого уровня советской образовательной системы, приходилось тратить практически всю валютную выручку на оплату иностранных специалистов и закупку техники.

Образование СССР

Договор об образовании СССР был подписан 29 декабря 1922 г., а уже 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов одобрил его.

Первыми государствами, оказавшимися в его составе, были Украинская ССР (УССР), Белорусская ССР (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР).

Интересен факт, что формально все они считалась суверенными государствами.

Борьба за партийную власть

Вся власть СССР была сосредоточена в руках коммунистической партии, которая на протяжении истории несколько раз меняла свое название. В конечном счете, в 1952 г. она начала называться КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза).

Высшими органами власти были Центральный комитет, Оргбюро, Секретариат и Политбюро. Последний из них являлся самым главным органом власти.

Постановления Политбюро не подвергались критике и обсуждению, и должны были исполняться беспрекословно.

Де-юре все члены Политбюро были равны, однако де-факто это было не совсем так. Наиболее значимым представителем Политбюро был Владимир Ленин, из-под пера которого выходили разные законы и принимались все наиважнейшие решения.

Однако после того как Ленин начал серьезно болеть, он не смог участвовать в обсуждении тех или иных вопросов, что дало повод к борьбе за власть.

Кроме него в составе Политбюро были Сталин, Троцкий, Рыков, Томский, Зиновьев и Каменев. Именно эта шестерка в период 1922-1925 гг. участвовала в заседаниях.

Вскоре в Политбюро произошел раскол. Сталин, наряду с Зиновьевым и Каменевым, выступили против Троцкого (см. интересные факты о Троцком). Стоит заметить, что между политиками трения возникали еще во время Гражданской войны.

В конце 1923 г. Троцкий начал требовать большего равенства в партии, открыто критикуя «тройку» своих однопартийцев. Однако, как выяснится позже, он проиграет это противостояние.

В результате, как Троцкий, так и все его соратники будут объявлены врагами народа.

После смерти Ленина в 1924 г. к Иосифу Сталину, Каменеву и Зиновьеву примкнули и другие ключевые политики. В их числе были Куйбышев, Бухарин, Рыков и Томский.

При этом личный авторитет Сталина с каждым днем заметно возрастал.

Иосиф Сталин и Лев Троцкий

На 13-ом съезде РКП (б) вдова Ленина Надежда Крупская обнародовала «Письмо к съезду», написанное покойным супругом незадолго до смерти. Однако письмо не было зачитано в зале, поскольку присутствующие сочли правильным прочесть его только на закрытом заседании.

К слову сказать, в этом письме Ленин говорил о своих соратниках, давая каждому краткую, но содержательную характеристику.

В частности, Владимир Ильич обвинял Сталина в том, что он сосредоточил в своих руках слишком большую власть и вряд ли сможет разумно ее использовать.

В то же время он хвалил Троцкого и даже называл его кандидатуру наилучший для управления новообразованным государством.

Интересен факт, что на том съезде Сталин попросил об отставке, однако Каменев настоял на том, чтобы этот вопрос поставили на голосование.

Иосиф Виссарионович Сталин

По мнению ряда историков, Сталин решился на такой шаг не потому, что хотел уйти из политики, а для того, чтобы расположить к себе людей.

Таким образом, он показал, что якобы не держится за власть и тем самым завоевал симпатии участников съезда. В результате, против него проголосовали только сторонники Троцкого.

Стоит заметить, что уже через пару недель Иосиф Сталин забудет, как его поддерживали Каменев и Зиновьев.

Он обвинит их в искажении идей Ленина и будет делать все возможное, чтобы выставить их врагами народа. В результате они будут вынуждены примкнуть к Троцкому.

В это время Сталин сблизился с Бухариным. Вместе с ним он проповедовал идеи социализма и критиковал капитализм. В обществе с каждым днем становилось все больше сторонников Сталина, веривших в его программу развития СССР.

Осенью 1927 г. «Объединенная оппозиция» в лице Троцкого, Каменева и Зиновьева была окончательно уничтожена. К 1929 г. вся власть фактически оказалась в руках Иосифа Сталина.

Вскоре он начал избавляться и от своих соратников, в том числе и от Бухарина. Его целью было выбить из политической гонки всех тех, кто потенциально мог помешать ему стать главой СССР.

История СССР в 1953-1991 гг.

В 1953 г. умер Иосиф Сталин. Его смерть стала настоящей трагедией для большинства советских граждан, живших во время культа личности.

Новым главой СССР был избран Никита Хрущев. При его правлении было реабилитировано огромное количество жертв сталинских репрессий, а также проведены важные реформы.

Хрущевская оттепель

На 20-ом съезде КПСС Никита Хрущев раскритиковал культ личности Сталина, обнародовав разные документы, говорившие о его преступлениях.

Слова Хрущева были поддержаны членами партии точно так, как до этого они поддерживали самого Сталина. В общем-то, это не было удивительным, поскольку каждый боялся потерять свое место.

Никита Сергеевич Хрущёв

История СССР во время правления Хрущева получила название «оттепель»

Правительство уделяло большое внимание аграрному вопросу, объявив при этом курс на «мирное сосуществование» с капиталистическими странами

Между СССР и Югославией начали развиваться хорошие отношения.

12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космос (см. интересные факты о Гагарине). Это стало неслыханным прорывом советской науки, ошеломившим весь мир.

Юрий Гагарин — первый в мире космонавт

Эпоха застоя

В 1964 г. Хрущев был отстранен от власти, а на его место избрали Леонида Брежнева. После этого были проведены, экономические реформы, однако они оказались малоэффективными.

В результате этого в истории СССР началась так называемая «Эпоха застоя». К тому времени инакомыслящие уже не подвергались репрессиям в виде смертной казни, а Советский Союз вступил в относительно мирную фазу существования.

Классификация и термины

Советская система образования состояла из трех уровней. Названия этих уровней использовались и до сих пор используются для оценки стандартов образования отдельных лиц или отдельных школ, несмотря на различия в точной терминологии, используемой в каждой профессии или школе. Военные, милицейские , КГБ и партийные школы также оценивались по этим уровням. Это отличает советскую систему от остального мира, где образовательные уровни школ могут различаться, несмотря на их схожие названия.

Начальные школы назывались «начальным» уровнем ( русское : начальное , начальное ), 4 и позже 3 классы. Средние школы были 7 и более поздних версий 8 классов (требуется полная начальная школа) и называется «неполное среднее образование» ( русский : неполное среднее образование , nepolnoye sredneye obrazavaniye ). Этот уровень был обязательным для всех детей (с 1958-1963 гг.) И факультативным для малообразованных взрослых (которые могли учиться в так называемых «вечерних школах»). С 1981 года уровень «полного среднего образования» (10 или, в некоторых республиках, 11 лет) был обязательным .

10 классов (11 классов в республиках Балтии) обычной школы назывались «средним образованием» ( русский язык : среднее образование — буквально «среднее образование»).

, а также некоторые военные объекты сформировали систему так называемого «среднего специального образования» ( русский : средний специальный , sredneye spetsialnoye ). PTU были профессионально-техническими училищами и обучали студентов широкому спектру навыков, от механика до парикмахера. Завершение PTU после начальной школы не дает ни полного среднего диплома, ни пути к такому диплому. Однако поступление в техникум или другую среднюю специальную школу можно было начать после 8 или 10 классов комбинированного обучения в начальной и средней школе. Выпуск этого уровня требовался для должностей квалифицированных рабочих, техников и чиновников низшего уровня (см. Также профессиональное образование , профессии , обучение ).

«Высший» ( русский : высший , vyssheye ) образовательные учреждения включали степень -LEVEL объектов: университеты , институты «» и военные академии. « Институт » в смысле школы относится к специализированному «микроуниверситету» (в основном техническому), обычно подчиненному министерству, связанному с их областью обучения. Самыми крупными сетевыми «институтами» были медицинские, педагогические (для подготовки учителей), строительные и различные транспортные (автомобильные и автомобильные, железнодорожные, авиационные) институты. Некоторые из этих институтов присутствовали в каждой областной столице, в то время как другие были уникальными и располагались в крупных городах (например, Литературный институт и Московский физико-технический институт). В просторечии все эти университеты и институты назывались аббревиатурой «ВУЗ» ( ВУЗ — высшее учебное заведение , «высшее учебное заведение»).

Студенты, желающие поступить в вузы, должны были окончить либо общеобразовательную школу (10 или 11 лет), либо среднюю специальную школу, либо техникум. Те, кто закончил только профессионально-техническое училище (ПТУ) или «неполную среднюю школу», не были аттестованы как имеющие законченное среднее образование (у них не было аттестат зрелости — аттестата зрелости — или эквивалентного диплома средней специальной школы) и, таким образом, они не имели права посещать аттестат зрелости. ВУЗ.

Многочисленные военные и Милиция (полиция) школы ( русский : высшее училище / школа , vyshee училище / школа ) были на том же уровне , выше

Обратите внимание, что советские военные и милицейские объекты под названием «Академия» ( русский язык : Академия , Академия ) были не школой для получения дипломов (как западные военные академии, такие как Вест-Пойнт ), а аспирантурой для опытных офицеров. Такие школы были обязательными для должностных лиц , претендующих на звание от полковника , см советского военных академий .

Высшие учебные заведения КГБ назывались либо «школами» (например, «Высшая школа КГБ»), либо «институтами» (например, « Краснознаменный институт КГБ » — подготовка специально для разведчиков ).

Высшие учебные заведения КПСС назывались «Высшие партийные школы» ( русский язык : Высшая партийная школа , высшая партийная школа ).

Дух и структура советского образования в основном унаследованы многими постсоветскими странами, несмотря на формальные изменения и социальные преобразования.

Экономика

Экономика СССР была уникальной. Впервые миру была продемонстрирована система, в которой во главе угла стояла не прибыль, а общественные блага и поощрение сотрудников. Вообще экономика Советского Союза может быть разделена на 3 этапа:

  1. До Сталина. Тут ни о какой экономике речь не идет – в стране только отгремела революция, идет война. Никто всерьез не думал об экономическом развитии, большевики удерживали власть.
  2. Сталинская модель экономики. Сталин реализовал уникальную идею экономики, которая позволила поднять СССР на уровень ведущих стран мира. Суть его подхода – тотальный труд и правильная «пирамида распределения средств». Правильное распределение средств – когда рабочие получают не меньше руководителей. Более того, основа зарплаты были премии за достижения результата и премии за рационализаторства. Суть таких премий следующая – 90% получал сам работник, и 10% делились между бригадой, цехом, начальниками.  Но основные деньги получал сам работник. Поэтому и было желание трудиться.
  3. После Сталина. После смерти Сталина Хрущев перевернул пирамиду экономики, после чего началась рецессия и постепенное падение темпов роста. При Хрущеве и после него сформировалась практически капиталистическая модель, когда руководители получали намного больше рабочих, особенно в виде премий. Премии теперь делились по-другому: 90% начальнику и 10% всем остальным.

Советская экономика уникальна, поскольку она сумела до войны фактически восстать из пепла после гражданской войны и революции, причем произошло это всего за 10-12 лет. Поэтому когда сегодня экономисты разный стран и журналисты твердят, что за 1 выборный срок (5 лет) невозможно изменить экономику – они просто не знают историю. Две сталинские пятилетки превратили СССР в современную державу, у которой был фундамент для развития. Причем база всего этого была заложена за 2-3 года первой пятилетки.

Также предлагаю посмотреть на диаграмму ниже, где представлены данные по среднегодовому приросту экономики в процентах. Все, о чем мы говорили выше, находит отражение в этой диаграмме.

Союзные республики

Новый период развития страны был обусловлен тем, что в рамках единого государства СССР существовало несколько республик. Так, Союз советских социалистических республик имел следующий состав: Российская ССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.

Октябрьская революция

После Февральской революции 1917 г. новоиспеченное Временное правительство не смогло навести порядок в государстве. Это привело к образованию разных политических движений, в результате чего власть оказалась в руках большевиков, на стороне которых также были левые эсеры и анархисты.

Согласно философии большевизма, государством должны были управлять люди, являющиеся представителями низших сословий. Исполнительная власть лежала на плечах народных комиссаров.

В первую очередь большевики заключили договор о прекращении войны (Декрет о мире). После этого они провели земельную реформу (Декрет о земле), которая позволяла крестьянам получать отобранные у помещиков земельные участки.

Советская система образования – общедоступное качество

С приходом революции обучение в университете было провозглашено общедоступным и внесословным. Правда, долгое время это заявление существовало лишь в словесной форме. И только после окончания Второй Мировой войны высшее образование смогло стать по-настоящему доступным для населения. Поступать в высшие учебные заведения, разрешалась мужчинам и женщинам, успешно сдавшим экзамены и имеющим достаточный багаж знаний для дальнейшего обучения.

Но эта реформа не вызвала должного ажиотажа среди школьников и их родителей. Высшее образование, конечно, давало некоторые привилегии, но отнюдь не всегда гарантировало высокую зарплату и социальные льготы. Квалифицированный рабочий мог получать гораздо большую заработную плату, нежели инженер, окончивший ВУЗ. Молодежь стремилась скорее стать материально независимой и поэтому спешила присоединиться к рабочему классу.

Советская система высшего образования старалась соответствовать потребностям молодежи, но еще больше старалась соответствовать потребностям государства. В связи с этим активное развитие получали технические ВУЗы и отдельные факультеты, готовящие специалистов для решения государственных вопросов.

Большим плюсом советской системы было то, что высшее образование тесно связывалось с практической деятельностью. Студенты направлялись на практику на производства, где вживую знакомились с будущим рабочим местом.

Помимо непосредственной подготовки специалистов, советские ВУЗы имели обширную научно-исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью.

Существовали и другие достоинства:

  • Образование было абсолютно бесплатным.
  • При поступлении в ВУЗ студенты сдавали письменные и устные экзамены, что обеспечивало принятие на специальность действительно заинтересованных и способных абитуриентов.
  • Студентам выплачивалась стипендия, на которую возможно было прожить 1 месяц. (Для сравнения, можно отметить, что заработная плата инженера составляла примерно 130-150 рублей)
  • Делался упор на дисциплину и фундаментальность, своевременность знаний. Не сдавшие сессию студенты отчислялись без поблажек.

ВУЗ покидали специалисты, которые высоко ценились на производстве.

Минусом советской системы высшего образования можно назвать тот факт, что любые творческие и новаторские проявления подавлялись жесткими рамками идеологии. Также, к сожалению, за пределами Советского Союза квалификация специалистов не оценивалась по достоинству (особенно это ощутили выпускники 1990-х годов). Неоднородность развития технических и гуманитарных наук снижала прогресс в подготовки специалистов в некоторых нетехнических сферах.

Общественное дороже личного

Но что было самым главным, без чего система образования не смогла бы состояться даже при самой лучшей организации: высокая, благородная идея – идея построения общества будущего, в котором все будут счастливы. Постигать науки, развиваться – не для того, чтобы в будущем заработать побольше денег для своего индивидуального счастья, а для того, чтобы служить своей стране, чтобы своим вкладом пополнить копилку «всеобщего блага». Детей с раннего возраста учили отдавать – свой труд, свои знания, умения, навыки на благо родной страны. Это была идеология и личный пример: миллионы людей отдали свои жизни, защищая Родину от фашизма; родители, не щадя себя, выкладывались на работе; учителя, не считаясь со временем, старались дать знания и воспитать следующее поколение.

Воспитательный процесс в советской школе строился на основе отмененной через 70 лет после революции коммунистической идеологии и идеях коллективизма: общественное дороже личного, добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, человек человеку – друг, товарищ и брат. Подрастающему поколению с самого раннего возраста говорили, что общественная ценность отдельной личности определяется не служебным положением и не материальным благосостоянием, а тем вкладом, который она внесла в общее дело строительства светлого будущего для всех.

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такие ценности абсолютно комплементарны нашему уретрально-мышечному менталитету, в отличие от западного кожного индивидуалистического менталитета. Приоритет общественного над личным, коллективизм, справедливость и милосердие являются главными отличительными чертами российского мироощущения. В советской школе, например, было принято помогать слабым ученикам. К слабому «прикрепляли» более сильного в учебе, который и должен был подтянуть в учебе своего товарища.

Если человек совершал поступок, противоречащий общественной морали, его коллективно «прорабатывали», ставили «на вид», чтобы ему стало стыдно перед товарищами, а потом брали на поруки. Ведь стыд в нашем менталитете – это и есть основной регулятор поведения. В отличие от западного, где регулятор поведения – это закон и страх перед ним.

Октябрятские звездочки, пионерские и комсомольские отряды помогали объединению ребят на основе высших нравственных ценностей: чести, долга, патриотизма, милосердия. Была введена система вожатых: у октябрят вожатым назначался лучший пионер, у пионеров – лучший комсомолец. Вожатые отвечали за свой отряд и его успехи перед своей организацией и своими товарищами. И старшие, и младшие ребята сплачивались не по архетипичному механизму поиска жертвы (как это часто бывает в современных школах), а на основе общего благородного дела: будь то субботник, сбор металлолома, подготовка праздничного концерта или помощь в учебе заболевшему товарищу.

Вхождение Центральной Азии

Определение республиканских границ в Советском Союзе было не самым простым делом. Наиболее трудно этот процесс проходил на Кавказе и в Средней Азии. Если с Кавказом и Закавказьем в общих чертах удалось определиться к 1922 году, то в Центральной Азии решение проблемы затянулось. Именно поэтому в составе учредителей не было ни одной среднеазиатской республики.

Процесс, получивший название национально-территориального размежевания, вошел в активную фазу в 1924-1925 годах. Пытаясь свести на нет межнациональные конфликты, руководство СССР настояло на том, чтобы все народы Центральной Азии определились с государственными границами. Так на свет появились Казахская, Туркменская, Узбекская, Таджикская и Киргизская Советские Социалистические Республики.

С формальной точки зрения, огромные территории Центральной Азии были частью РСФСР под названием Туркестанская ССР. Именно на ее территории и завершалось государственное строительство в 1925 году.

Основные постулаты создания объединенного государства

Когда был создан СССР, члены большевистской партии имели различные взгляды на то, как именно должно развиваться и формироваться союзное государство. Комиссией бюро ЦК РКП(б) был выдвинут «Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками».

Когда появился СССР, один из первых его пунктов гласил, что требуется считать целесообразным формирование договора между объединяемыми странами и их включение в РСФСР. Проект подвергся жесткой критики со стороны В. И. Ленина. Он полагал, что все государства должны иметь равные права с РСФСР и сохранить свою независимость. При этом каждая из стран могла добровольно покинуть Союз.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР, нарушив тем самым договор о ненападении. Это стало началом страшной истории Великой Отечественной войны.

В начале немцам удалось за короткий отрезок времени оккупировать большинство европейских стран, однако дойдя до Москвы, они столкнулись с проблемами.

Георгий Жуков — Маршал Победы

Красная Армия под руководством Георгия Жукова начала активное контрнаступление на вермахт. Перелом в войне настал во время Сталинградской и Курской битв, в которых советские воины одержали великие победы, продолжив преследование немцев.

В результате 8 мая 1945 г. Германия безоговорочно капитулировала, а следующий день – 9 мая, был провозглашен Днем Победы.

После этого СССР объявил войну Японии, так как она была союзником гитлеровской Германии. Интересен факт, что именно в этот период истории со стороны США была осуществлена атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.

Через несколько недель под натиском советских солдат Япония капитулировала. После этого Южный Сахалин (см. интересные факты о Сахалине) и Курильские острова стали принадлежать Советскому Союзу.

30 апреля 1945 г. в 22 часа над Рейхстагом советскими воинами было водружено Знамя Победы

Вторая мировая война стала самой кровопролитной в истории человечества. По оценкам историков в ней погибло более 26 млн. советских граждан, хотя некоторые эксперты называют еще бо́льшие цифры.

Послевоенное время

После войны во многих странах Европы был установлен коммунистический режим. При этом США приобретало все более серьезное влияние во всем мире.

Вскоре между Соединенными Штатами Америки и СССР началась холодная война, которая проявлялась в военной, промышленной и космической гонке.

В послевоенное время Советский Союз, понесший самые большие убытки, страдал от голода и разрухи. Потребовались годы на то, чтобы уровень жизни простых людей улучшился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector