Методы исследования в выпускной квалификационной работе: классификация и советы по выбору
Содержание:
- Как подготовиться к исследованию
- Что собой представляют методы научного исследования?
- Виды методов исследования
- Как описать методы исследования в дипломной работе
- Конкретно о практических методах
- Определение: что такое ВКР?
- Как написать методы в дипломной работе
- Теоретическая и практическая значимость дипломной работы: что это
- В чем отличие дедукции от индукции?
- Частные методологии
- Основные методы исследования: классификация
- Как выбрать методологию исследования
Как подготовиться к исследованию
Понятное дело, само исследование проводится до написания диплома, а не в процессе: на преддипломной практике, которая проводится за 2-4 недели до оформления работы и защиты. Есть 4 простых правила подготовки, придерживаясь которых вы используете отведенное время с пользой:
- Утвердите все ключевые моменты будущей работы заранее (тему, объект, предмет, цели и др.).
- Определитесь с методикой исследования. Методика задает направления исследованию и очерчивает его особенности. Например, нужна ли будет в процессе посторонняя помощь и специальные технические средства.
Для методов, предполагающих предварительную подготовку, обязательно составление плана.
- Позаботьтесь о способах обработки и анализа полученных данных. Здесь нужно понять, когда это делать, с помощью программ или вручную, оценить необходимость различных чертежей, схем и прочего наглядного материала.
- Выберите когда и где проведете исследование (если у вас есть такая возможность). В противном случае место и время определит преподаватель.
Что собой представляют методы научного исследования?
Методы исследования — это набор теоретических и практических приемов, с помощью которых получают определенные знания, умения и навыки, а также собирают данные. То есть, это все те способы решения задач проекта и достижения поставленной в исследовании цели.
Благодаря методологии, вы можете соотнести данные исследования с другими фундаментальными науками, в том числе философией, и понять если не степень и уровень, то место своих достижений среди прочих.
Существует огромное количество научных методов. Выбор конкретной методологии зависит от темы, цели и специализации исследовательского проекта.
Виды методов исследования
Все методы научного исследования можно разделить на:
- теоретические;
- практические (эмпирические).
По степени использования в исследованиях они могут быть:
- общие (универсальные);
- частные.
Методы обработки данных являются отдельной группой, которая объединяет теоретические и практические способы разностороннего анализа полученных результатов.
Теоретические методы
Теоретические методы исследования в дипломной работе позволяют систематизировать информацию, раскрыть природу различных явлений и предметов, выявить взаимосвязи между процессами. Проведение исследовательской работы невозможно без использования нескольких теоретических приемов:
- анализ – разложение исследуемого объекта на составляющие и изучение каждой из них; анализировать можно не только конкретную научную задачу, но и литературные источники, данные, нормативные документы, методики и др.;
- синтез – самостоятельное исследование, которое объединяет характеристики объекта по различным критериям;
- дедукция (обобщение) – позволяет делать выводы об исследуемом предмете или процессе на основании присущих ему свойств;
- индукция – дает представление о группах объектов, опираясь на частные случаи;
- классификация – разбивка процессов и предметов на группы по общим признакам;
- аналогия – позволяет сравнивать объекты по наличию у них сходных свойств;
- прогнозирование – базируясь на свойствах и характеристиках объекта, можно предсказать возможные пути его развития.
Практические методы
Данные методы исследования в дипломе играют важную роль – с их помощью получают количественные характеристики объекта исследований, переходят от абстрактного описания к конкретным фактам. К практическим методам относятся:
- эксперимент – исследование в особых условиях, которые создаются для изучения определенных характеристик явления или предмета. Примером этих методов исследования в дипломной работе могут быть социальные и психологические эксперименты, лабораторные в точных и естественных науках и т.п.;
- измерение – получение точной количественной информации об объекте;
- наблюдение – получение информации об особенностях поведения объекта путем ее восприятия;
- моделирование – явление или предмет заменяют объектом, который обладает характеристиками, схожими с оригиналом;
- сравнение – выявление подобий и отличий между объектом изучения и уже известными системами, предметами или явлениями.
Зная, какие бывают методы исследования в дипломной работе, можно выбрать те, которые максимально соответствуют целям исследования и позволят достичь точного и объективного результата.
Общие методы исследования
К общим относятся методы, которые можно использовать независимо от области знания. Это анализ и синтез, эксперимент, моделирование, классификация и многие другие. Методы исследования при написании дипломной работы в подавляющем большинстве являются общими, поскольку все они в разной форме используются при получении и изучении информации во всех сферах науки.
Частные методы
Каждая наука модифицирует общие способы исследования, чтобы согласовать их со своими потребностями. Так образуются частные методы, адаптированные для конкретной области знания. Например, такой общий метод исследования в дипломной работе как анализ может иметь различные частные формы в разных сферах знания:
- в филологии — композиционный, семантический, лингвистический и др.;
- в экономике – функциональный, статистический, нормативный и др.;
- в психологии – анализ творчества, поведения, реакций на раздражители и др.;
- в информатике – интеллектуальный, исследовательский, прогнозный анализ данных и др.
Организация исследования в дипломной работе должна включать и частные, и общенаучные методы, которые соответствуют цели диплома и его задачам.
Как описать методы исследования в дипломной работе
В разных проектах используются разные методы исследования, но стоит помнить, что даже студентам гуманитарных ВУЗов в большинстве случаев не удастся избежать практической методологии при подготовке собственной работы.
Чтобы сформулировать использованные при исследованиях методики в письменной части дипломной работы, используйте нижеследующие стандартные конструкции:
- «В основе данной работы – положения теоретической/практической методологии».
- «Проект разработан с использованием … методологии».
- «Методологическую концепцию исследования составили принципы … методологии».
- «В исследовании использовались нижеследующие методы…»
Также распишите историю изысканий по данной теме, не пренебрегайте историческим контекстом. Описывая способы, применявшиеся при проведении научных исследований, а также вклад других ученых, используйте нижеследующие словесные конструкции:
- проблематикой … занимались еще …;
- в … веке были основательно изучены …;
- существенный вклад в решение вопросов … внес труд …;
- такой подход свойственен …;
- связь … с … показана в исследовании;
- одной из главных проблем в данной сфере можно назвать …;
- опыты последних лет позволяют говорить о растущей тенденции …;
- в вопросах … колоссальное значение имеют работы …;
- попытки изучения … предпринимались еще …;
- господствующей точкой зрения по вопросу … является …;
- исторический опыт показывает, что …;
- в трудах … заметное место занимает вопрос …;
- изначально изучением данной проблемы занимался … в труде …;
- … более подробно исследовано в работе …, и так далее.
Занимаясь составлением текста заключения дипломной работы, следует сделать определенный акцент на краткое описание ее структуры, упоминая при этом методы исследований. При этом можно пользоваться нижеследующими оборотами:
- Положения, освещенные выше, определили структуру проекта, который состоит из вводной части, … разделов, заключения, …
- Цели, задачи и логика проведенных исследований обусловили структуру работы, состоящей из …
- Во введении приведена характеристика работы, четко обосновано социальное/практическое значение и актуальность темы, определены задачи и цель, указана использованная методология и реализованные методы исследования, дан общий обзор проблемы.
- Глава первая основной части работы посвящена… (В первой главе было рассмотрено…).
- Вторая глава рассматривает проблему… (Во второй главе содержится информация о…).
- Заключительная часть исследования содержит полученные выводы… (В заключении представлены основные выводы…).
Конкретно о практических методах
От теории пришло время обратиться к действенным способам и использовать их на практике. Без доказательной базы они не имеют эффективности.
Наблюдение
Студенту не рекомендуется игнорировать эффективный научный анализ исследовательской работы. Преимущества наблюдения за выбранным объектом:
- Доступность. Каждый студент в любое время имеет возможность понаблюдать за нужным ему фактором. Финансовые затраты практичный метод за собой не повлечет. Нужны только зрение, слух и наличие некоторого жизненного опыта.
- Универсальность. Тандем наблюдения с экспериментом и беседой делает исследование достойным внимания преподавателя проектом.
- Полезность. В основном процессе изучения нужной цели реально обнаружить интересные сведения о ней. Каждый человек наделен собственным субъективным отношением к разным факторам. Универсальным видением действительности нужно воспользоваться и прислушаться к мнение других людей.
Разновидности наблюдения:
- Прямое (стороннее/активное). Сложно обозначить степень наибольшей эффективности озвученных двух способов. Все зависит от темы исследования. Иногда лучше понаблюдать в одиночку, в некоторых случаях — в составе команды единомышленников.
- Косвенное. Некоторые скептики называют универсальный научный метод использованием плодов чужого труда. От откровенного плагиата косвенное наблюдение отличается умением выбрать главное в чужих наработках. Далее студент движется в своем авторском направлении.
- Самонаблюдение. Задание такого рода обычно поступает от преподавателя. Необходимо заняться анализом собственного восприятия окружающего мира. Иногда преподаватель оглашает нужные и жесткие временные рамки самонаблюдения.
Активация чувственного познания, развитие мышления, речи при наблюдении помогут выпускнику ВУЗА в дальнейшем использовать их на практике. Выстраивать успешную карьеру станет легче.
Эксперимент
Ставку на универсальный общий научный метод при написании курсовой работы делать не рекомендуется. Не годится эксперимент для проекта такого масштаба. Зато без него не обойтись при написании фундаментальной научной разработки.
Не имеет смысла использовать принцип повторяемости для небольшого количества курсовых работ за время обучения в ВУЗе. Одноразовый эксперимент без дальнейшего метода сравнения разных показателей одного процесса научной ценности не имеет.
Моделирование
Метод моделирования включает в себя эффект имитации. Возьмем за основу образ с четкой структурой. При написании курсовой работы нужно использовать его макет (копию, мини-модель).
Метод распределяют по трем принципам:
Предметность
В полном объеме объект не рассматривают
Достаточно уделить пристальное внимание его важной составляющей.
Знаковость. Саму мини-копию в нужном случае воспроизводить не нужно
В ход идут чертежи, схемы и формулы.
Осмысленность
Создается она на основе операций виртуального или мысленного характера (алгоритмов, компьютерного программирования).
Стандартным способом анализ моделирования назвать нельзя. Его используют при написании курсовых с изучением новейших технологий.
Интервью (беседа)
Речь не идет об идентичных методах исследования. Во время беседы возникают спонтанные моменты, когда приходится импровизировать на универсальном уровне. В интервью все вопросы заранее подготавливаются. От регламента обычно собеседники не отходят.
Интервью требует четкого ответа опрашиваемого, чего не скажешь о беседе. Выбор одной из двух разновидностей общения зависит от первоначально поставленной цели. Некоторые курсовые работы по гуманитарным дисциплинам подразумевают непринужденность беседы между заинтересованными в контакте сторонами.
Опрос
При опросе реально задействовать большое количество людей
Важно узнать их субъективное мнение по той или иной проблеме. Для экономии времени студент предлагает аудитории несколько вариантов ответа
Люди заинтересуются, если ни один из них не совпадает с их личной позицией. Сработает эффект противоречия.
Опрос при задействовании анкеты производят в письменной форме. В иных случаях достаточно самому фиксировать полученные данные. При оформлении курсовой опрос преподносится на обозрение преподавателей в виде таблицы или диаграммы.
Определение: что такое ВКР?
Выпускная квалификационная работа – один из видов финальных аттестационных испытаний учащихся, которые завершают обучение по основной образовательной программе среднего профессионального учреждения.
Для ее написания необходимо обладать определенным набором качеств. Но кроме наличия личной характеристики нужно будет выполнить и ряд более существенных требований.
Такая работа должна проводиться в соответствии с методическими указаниями и правилами по написанию ВКР, а также со следующими государственными документами:
- с Федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям и профессиям СПО (среднего профессионального образования);
- Порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО;
- Положением о Государственной итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения.
О чем нам говорит принадлежность ко всем этим документам? О том, что ВКР – это обязательная часть ГИА. Именно она является подтверждением того, что профессиональная подготовка выпускника соответствует всем ГОСТам выбранной специальности или профессии. Ведь в ней отображаются знания студента в выбранной тематике, уровень его подготовленности по профессии, способности к анализу и систематизации собранных данных, обобщению, решению дидактических задач в специализированной деятельности.
Как написать методы в дипломной работе
Отлично! Теперь мы знаем, какие методы исследования существуют. Если повезёт, мы даже понимаем, какие методологические основы нам можно использовать в нашей работе.
Чтобы облегчить себе работу, можно использовать стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования. Например:
- в основу настоящей работы легли положения … методологии;
- работа основана на положениях … методологии;
- методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии;
- в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования — это … и так далее.
Не забывайте указывать в хронологическом порядке, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы.
Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:
- изучение … восходит к …;
- в … веке … были подробно изучены и описаны …;
- проблемами … занимались …;
- огромный вклад в разработку проблемы … внёс …/внесла работа/исследование/труд …;
- большое значение имеют работы …;
- работы последних лет позволяют говорить о …;
- опыт истории … показывает, что …;
- в настоящее время господствующей точкой зрения является …;
- такой подход характерен для …;
- начало изучению этого вопроса было положено трудами …, в работах …;
- заметное место в работах … занимает положение …;
- в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …;
- ……. подробно освещено в работах …;
- связь …показана в … и так далее.
При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:
- всё вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
- логика, цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из …;
- во введении даётся общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и её социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также даётся краткий обзор разработанности проблемы;
- первая глава посвящена …,
- во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с …, затем …;
- заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и так далее.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы: что это
Для начала скажем, что теоретическая и практическая значимость диплома описывается во введении вместе с целями и задачами, актуальностью, научной новизной, объектом и предметом работы.
Новизна, теоретическая и практическая значимость дипломной работы тесно связаны. Если в вашем дипломе нет никаких новых мыслей (подходов, гипотез, экспериментов, усовершенствований и т.д.), то вы просто «льете воду», используя труды предшественников. Такой диплом вряд ли оценят высоко.
Теоретическая значимость
Говоря простым языком, здесь нужно ответить на вопрос: «Что ты сделал для науки?»
Важно показать, что работа вносит вклад в научное развитие какой-то отрасли. Например:
- результаты работы послужат стимулом к новым практическим экспериментам;
- в работе использован новый подход, проблема рассмотрена с новой стороны;
- в работе выдвигаются новые гипотезы;
- в работе оспариваются и обоснованно ставятся под сомнение уже существующие гипотезы;
- полученные результаты могут быть использованы в разработке практических инноваций и т.д.
Практическая значимость
Практическая значимость в дипломе важна не менее теоретической. Здесь отвечаем на вопрос: «Какую пользу мир получит от вашего исследования?». Например, это может быть:
- завершение ранее незаконченного эксперимента, получение уникальных экспериментальных данных;
- разработка новой методологии;
- усовершенствование какого-либо прибора;
- внедрение инноваций и повышение эффективности производства;
- разработка экологически чистых технологических процессов и т.д.
Если на защите диплома присутствует потенциальный работодатель, хорошо обоснованная и подтвержденная практическая значимость может решить вопрос с поиском работы.
В чем отличие дедукции от индукции?
Дедукция в философии — особый способ мышления, используя который человек делает логические выводы, основываясь на общей информации и выбирая из нее наиболее подходящий ситуации вариант развития событий. Применение дедуктивного метода требует умения составлять логические цепочки, в которых из одного явления последовательно вытекает второе. Этот способ обработки информации получил известность благодаря книгам о Шерлоке Холмсе, который использовал его для раскрытия преступлений.
О дедукции было известно еще мыслителям античного периода. Дедукция использовалась в философии для формирования умозаключений на основании уже имеющихся знаний. У каждого философа было свое представление о правильной дедукции. Например, Декарт называл дедукцию интуитивным способом получения информации, который в результате продолжительных размышлений, обязательно приводит к единственной правильной версии. Лейбниц полагал, что дедукция — единственный способ достичь истинного знания.
Дедукция превосходит большинство методов, поскольку выполняет такие функции:
- помогает быстрее найти верное решение;
- используется в тех областях, знания о которых поверхностны;
- способствует развитию логического мышления;
- помогает анализировать гипотезы, оценивая их правдоподобность;
- ускоряет мышление.
К минусам дедуктивного метода относятся:
- невозможность применять метод для изучения новых явлений;
- некоторые частные случаи очень сложно привести к общему знаменателю;
- полученные, благодаря дедукции, знания сложнее усвоить, поскольку человек получает готовый ответ, не утруждая себя сбором предварительной информации.
Использование дедукции в философии позволяет быстро и достоверно проверять информацию при условии правильного употребления законов логики.
Частные методологии
Если универсальные методы можно смело применять в любых сферах, то частные предназначены для конкретной отрасли науки. Их достаточно много, выбираются они в строгом соответствии с темой проекта. Например, для решения экономических задач и целей используются:
- методы прогнозирования;
- сравнение коэффициентов;
- экономико-математическое моделирование;
- построение гипотез;
- функциональный, нормативный, статистический и динамический анализ.
В области психологии наиболее актуальными являются проведение бесед и интервьюирование, групповая дифференциация и педагогические наблюдения, а также анализ творческой работы испытуемой группы, анкетирование и ранжирование. В свою очередь, методы, используемые в дипломной работе по правовым наукам, не удастся применить к большинству гуманитарных отраслей (сравнительно-правовой, системный анализ, теоретико-системное прогнозирование, логический и т. д. ).
Методология дипломной работы предполагает комплексный подход, использование не одного, а нескольких приемов исследования, что позволяет получить максимально объективный и точный результат. На основании полученных данных студент не только делает выводы, но и вносит свои предложения в рамках разработанного проекта (повышение эффективности деятельности, снижение затрат, психологическое воздействие и т. д. ). Любая выпускная квалификационная работа — это научная деятельность, поэтому она должна быть актуальной и отличаться новизной.
Дипломный проект является многоуровневым сложным исследованием, включает множество мероприятий. Но если правильно спланировать свою работу, можно избавиться от лишних трудоемких действий. Бессистемный подход приводит к тому, что студент затрачивает большую часть своих сил на поиски литературного материала, подбор теоретической информации. Приходится обрабатывать огромные объемы данных, но проект не двигается с места, а научный руководитель требует переходить от теории к практическому применению знаний, для чего и потребуются частные методы.
https://youtube.com/watch?v=ByHqXZL1jMQ
Основные методы исследования: классификация
Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.
Все методы делятся на две большие группы:
- общенаучные;
- специальные.
Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.
Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.
Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:
Специальные методы в методологической базе экономики:
Название метода | Описание сути метода |
Метод экономико-математического моделирования | Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы. |
Экономический анализ | Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их. |
Статистико-экономический метод | Изучать статистические данные в экономике. |
Метод балансовой связи | Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи. |
Метод технико-экономических расчётов | Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства. |
Главные методы в методологической базе истории:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-генетический метод | Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение. |
Типологический метод | Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам. |
Ретроспективный метод | Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине. |
Диахронный метод | Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему. |
Метод актуализации | Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории. |
Специальные методы в методологической базе лингвистики:
Название метода | Описание сути метода |
Логико-семантический анализ | Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их. |
Метод контекстного анализа | Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте. |
Психолингвистический метод | Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей. |
Сравнительный анализ | Выявлять сходства и различия между двумя и более языками. |
Сравнительно-исторический метод | Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени. |
Специальные методы в методологической базе юриспруденции:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-правовой | Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды. |
Сравнительно-правовой метод | Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах. |
Формально-юридический, или догматический метод | Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции. |
Специальные методы в методологической базе психологии:
Название метода | Описание сути метода |
Беседа | Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему. |
Метод психологического эксперимента | Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые. |
Самонаблюдение | Изучать личностные особенности через наблюдение за собой. |
Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.
Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.
Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область
Как выбрать методологию исследования
В работе важно выбрать те методы, которые помогут быстрее и эффективнее достичь поставленных целей. Как это сделать?. Есть несколько проверенных советов:
Есть несколько проверенных советов:
Оцените, какие из них поспособствуют максимально эффективной работе и гарантированному достижению результата.
Убедитесь, что выбранные методы соответствуют предмету и объекту исследования.
Ориентируйтесь на актуальность и современность. Старая методика не всегда работает в реалиях настоящего.
Между методами должна быть взаимосвязь
Так они лучше будут работать на результат.
Присмотритесь к методам, которые используют другие исследователи по теме.
Обратите внимание на наличие прогностичности и научной обоснованности.