Все о профессии машинист поезда

Содержание:

Средняя зарплата и особенности работы машинистом в России

Все специалисты, управляющие поездами дальнего следования, являются рабочими первого класса. Но не только от класса зависит зарплата, но и от часов, проведенных «за рулем».

Чем дальше расстояние, тем больше получится оплата. В среднем, оплата труда машиниста поезда дальнего следования в Москве составляет порядка 80 000 — 90 000 руб. В регионах зарплата меньше. Например, в Ижевске зарплата колеблется в районе 30 000 руб.

У машинистов почасовая оплата труда. Ночные часы стоят дороже, чем дневные.

Поезд — это огромный механизм, и справиться с его управлением одному сложно. Именно поэтому существует такая должность, как помощник машиниста — это полноценный сотрудник состава, который получает официальную зарплату. Чаще всего помощниками становятся лица, которые только закончили профессиональное учебное заведение.

Зарплата помощника зависит от следующих составляющих:

  • стаж работы;
  • работа в ночные часы;
  • работа в праздничные дни;
  • тип перевозимого груза;
  • сверхурочные часы;
  • регион.

В Москве и Московской области помощник может заработать от 30 000 до 40 000 руб. В других городах зарплата ниже — около 20 000 рублей. Помощники машинистов электропоездов могут получать и 70 000 руб, что равносильно зарплате специалиста 1 класса обычного поезда.

Преимущества:

  • главный плюс — зарплата, которая находится на уровне «выше среднего»;
  • возможность карьерного роста;
  • достойный соцпакет, в который входит бесплатный проезд на пригородных электропоездах, ежегодный бесплатный проезд на поездах дальнего следования для сотрудника и его семьи, бесплатный медицинский осмотр (раз в год), льготы для молодых специалистов, предоставление ипотеки на особых условиях;
  • ранний выход на пенсию;
  • данная профессия развивает кругозор, машинист не только помогает путешествовать другим, но и сам ежедневно отправляется в своеобразное путешествие.

Недостатки:

  • работать приходится в напряженных условиях;
  • вред газов и испарений;
  • гигантская ответственность, в первую очередь за жизнь состава и пассажиров;
  • необходимо постоянно учиться и повторять усвоенный материал (устройство работы поезда, различные команды и так далее);
  • очень сложно сидеть в замкнутом помещении на протяжении такого длительного времени (иногда приходится управлять поездом без перерывов на протяжении 14-15 часов);
  • машинист — довольно узкая специализация, если сотрудник РЖД решит сменить профессию, устроиться на новую должность будет проблематично;
  • эта профессия сложна для семьянинов, ведь машинист может не видеть своих родных целыми неделями.

Как уже было сказано выше, заработная плата зависит от его класса, вида управляемого транспорта и транспортировки. Самую главную роль здесь играют квалификация и стаж сотрудника.

Существует три квалификации, соответственно, сотрудники каждой из них получают ежемесячно разную заработную плату. Квалификацию нужно подтверждать каждые 5 лет. Если машинист не работал по своей специальности длительное время, то получать квалификацию ему придется повторно.

Средняя заработная плата машиниста третьего класса самая невысокая и может колебаться в районе от 30 000 до 50 000 рублей (почти как у помощника машиниста).

Сотрудник, имеющий квалификацию второго класса, получает около 50 000 — 60 000 рублей. Профессионал, имеющий квалификацию первого класса, может получать 70 000 — 90 000 руб.(зарплата машиниста электропоезда первого класса может достигать 120 000 рублей).

Как построить карьеру

Непосредственно в кабине водителя поезда можно расти по профессиональной лестнице, нарабатывая стаж и повышая свой класс, от которого напрямую зависит зарплата.

  1. Третий класс можно получить через 2 года, набрав необходимый наезд на маневровом локомотиве или пригородном электропоезде.
  2. Второй класс доступен еще через 2 года постоянной работы при условии, что сотрудник хорошо себя зарекомендовал и не имеет нарушений или аварий. Тогда ему доверят пассажирский поезд на коротком маршруте.
  3. Первый класс присваивается тем, кто, получив второй класс, качественно отработал не меньше 3 лет. Этому специалисту работодатель может доверить управление любым поездом на любую дистанцию.

Для получения руководящей должности необходимо будет окончить специализированное высшее учебное заведение.

Сколько получают машинисты поезда в России?

Для этой профессии географический фактор имеет серьезное значение. Но у тех, кто работает в Москве, нет существенных преимуществ. Они есть только у тех, кто работает на Севере, поскольку в этом случае зарплата начисляется с повышающим территориальным коэффициентом за работу.

Москва

Так, в Москве минимальный уровень зарплаты машиниста – 39 тысяч рублей (это для третьего класса). Специалисты второго класса получают 56 тысяч рублей, а первого – 122 тысячи рублей. А вот в Красноярске действует территориальный коэффициент, и здесь минимальный уровень оплаты – 50 тысяч рублей, а дальше – 71 тысяча рублей и 150 тысяч рублей соответственно. Чуть меньше зарплаты машинистов в Омске, но уровень доходов здесь все равно несколько выше, чем по стране в целом.

Регионы

В большинстве регионов машинист третьего класса получает 32-39 тысяч рублей. Для машиниста второго класса средний уровень заработка составляет 50-58 тысяч рублей. Ну а для специалистов первого класса этот показатель составляет в среднем 100-115 тысяч рублей.

Влияние типа перевозок

Сумма дохода зависит от конкретных рейсов. На дальних рейсах платят больше. Влияет на оклад и сам тип поездов. Больше получают работники уже упомянутых выше “Сапсанов”. Уровень доходов конкретного специалиста зависит и от таких факторов, как работа в ночные часы и в праздничные дни (за это идет оплата по двойной тарифной ставке).

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы выучиться на машиниста поезда, не нужно поступать в вуз. Этой специальности учат в многочисленных железнодорожных техникумах и колледжах, поступать в которые можно после окончания 9 или 11 класса общеобразовательной школы. Основная специальность – «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».

Среди большого количества средних специальных учебных заведений выделим несколько в разных регионах страны:

  1. Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта при местном институте позволяет получить необходимые знания и работать в Забайкалье.
  2. Омский техникум железнодорожного транспорта. Здесь среди прочих также доступна профессия машинист тепловоза.
  3. Волгоградский техникум железнодорожного транспорта готовит специалистов по направлениям «Локомотивы» и «Вагоны».
  4. Отделение среднего профессионального обучения в г. Казани является филиалом Самарского государственного университета путей сообщения. Профессия машинист локомотива здесь доступна выпускникам школ по конкурсу аттестатов.
  5. Челябинское отделение СПО Уральского ГУПС готовит техников для вождения электровоза и тепловоза. Учащиеся проходят практику и набираются опыта на отраслевых предприятиях.

Выбор, куда поступать и где выучиться профессии, достаточно широк. После 11 класса срок обучения составляет 34 месяца, после 9 класса – 46 месяцев. В таких заведениях всегда много бюджетных мест, но можно учиться и на контракте.

Однако просто отучиться на машиниста недостаточно для того, чтобы самостоятельно управлять многотонным составом. После выпуска ты получаешь специальность помощника машиниста и далее учишься и нарабатываешь наезд на рабочем месте. Это занимает около двух лет, после чего нужно сдать квалификационный экзамен.

Требования к кандидату

В соответствии со стажем труда специалисту назначается определенный класс:

  • Третий – дается после двух лет работы. Новички водят электрички или малые грузовые поезда.
  • Второй – причисляется с учетом практики. Таких работников допускают к перевозке пассажиров на короткие дистанции.
  • Первый – после четырех лет труда.

Необходимы следующие условия для освоения профессии:

  • Высшее техническое образование.
  • Завершение службы в армии.
  • Проверка физического и эмоционального состояния здоровья.
  • Практика в течение четырех месяцев.
  • Успешное прохождение экзамена.
  • Работа помощником.
  • Знание английского языка для управления высокоскоростными поездами.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Учеба на машиниста электрички производится в профильных железнодорожных колледжах и техникумах. Специальностей для водителей всех видов ж/д транспорта предусмотрено две: «машинист локомотива» и «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», конкретные практические навыки для начала работы приобретаются непосредственно по месту трудоустройства.

Министерство транспорта России имеет развитую сеть средних специальных учебных заведений, в которых обучают рабочим специальностям, востребованным на железных дорогах. Среди них можно отметить:

  1. Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения предлагает абитуриентам несколько направлений подготовки, после которых выпускники получают квалификацию «техник» и могут работать слесарями, механиками или помощниками машиниста.
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта МИИТ. Учебное заведение обладает прекрасной базой и сильным преподавательским составом. Практические умения учащиеся приобретают непосредственно в депо.
  3. Нижегородское отделение СПО Самарского государственного университета путей сообщения обучает выпускников 9 и 11 классов школ именно на машиниста электропоезда.

Если говорить о получении высшего образования, то в каждом регионе страны есть профильные транспортные вузы:

  1. Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Владивосток). Среди ряда факультетов лучше всего подойдет институт тяги и подвижного состава, где есть специальности «эксплуатация транспортно-технических комплексов» и «подвижной состав железных дорог». Есть филиалы в Тынде, Уссурийске, Хабаровске и Свободном.
  2. Ростовский государственный университет ПС. Вуз имеет филиалы в Воронеже, Туапсе и Минеральных Водах. На специальности «подвижной состав железных дорог» есть направление электротранспорта.
  3. Сибирский государственный университет ПС (г. Красноярск) дает возможность обучения студентов по направлениям «эксплуатация железных дорог» и «строительство ж/д, мостов и транспортных тоннелей».

В этих вузах всегда есть в наличии большое количество целевых мест от ОАО «Российские железные дороги» и других предприятий.

Где обучаться:

  • Машинист локомотива в колледжах Москвы
  • Машинист локомотива в колледжах Санкт-Петербурга
  • Машинист локомотива в колледжах Челябинска
  • Машинист локомотива в колледжах Нижнего Новгорода
  • Машинист локомотива в колледжах Омска
  • Машинист локомотива в колледжах Волгограда
  • Машинист локомотива в колледжах Казани
  • Машинист локомотива в колледжах Самары
  • Машинист локомотива в колледжах Перми
  • Машинист локомотива в колледжах Екатеринбурга
  • Машинист локомотива в колледжах Краснодара
  • Машинист локомотива в колледжах Хабаровска
  • Машинист локомотива в колледжах Иркутска
  • Машинист локомотива в колледжах Новокузнецка
  • Машинист локомотива в колледжах Оренбурга
  • Машинист локомотива в колледжах Рязани
  • Машинист локомотива в колледжах Пензы
  • Машинист локомотива в колледжах Тюмени
  • Машинист локомотива в колледжах Саратова
  • Машинист локомотива в колледжах Кирова
  • Машинист локомотива в колледжах Владивостока
  • Машинист локомотива в колледжах Липецка
  • Машинист локомотива в колледжах Барнаула
  • Машинист локомотива в колледжах Петрозаводска
  • Машинист локомотива в колледжах Железногорска
  • Машинист локомотива в колледжах Брянска
  • Машинист локомотива в колледжах Мурома
  • Машинист локомотива в колледжах Череповца
  • Машинист локомотива в колледжах Магнитогорска
  • Машинист локомотива в колледжах Таганрога
  • Машинист локомотива в колледжах Иваново
  • Машинист локомотива в колледжах Вологды
  • Машинист локомотива в колледжах Ельца
  • Машинист локомотива в колледжах Орехово-Зуева
  • Машинист локомотива в колледжах Сызрани
  • Машинист локомотива в колледжах Тамбова
  • Машинист локомотива в колледжах Орска
  • Машинист локомотива в колледжах Улан-Удэ
  • Машинист локомотива в колледжах Орла
  • Машинист локомотива в колледжах Смоленска
  • Машинист локомотива в колледжах Уссурийска
  • Машинист локомотива в колледжах Новороссийска
  • Машинист локомотива в колледжах Коврова
  • Машинист локомотива в колледжах Златоуста
  • Машинист локомотива в колледжах Батайска
  • Машинист локомотива в колледжах Нижнего Тагила
  • Машинист локомотива в колледжах Сасово
  • Машинист локомотива в колледжах Карталы
  • Машинист локомотива в колледжах Котласа
  • Машинист локомотива в колледжах Ртищево
  • Машинист локомотива в колледжах Унечи
  • Машинист локомотива в колледжах Няндомы
  • Машинист локомотива в колледжах Новоалтайска
  • Машинист локомотива в колледжах Аткарска
  • Машинист локомотива в колледжах Черемхово
  • Машинист локомотива в колледжах Вязьмы
  • Машинист локомотива в колледжах Лиски
  • Машинист локомотива в колледжах Хилок
  • Машинист локомотива в колледжах Березовского
  • Машинист локомотива в колледжах Бологое-2
  • Машинист локомотива в колледжах Сосногорска
  • Машинист локомотива в колледжах Белогорска
  • Машинист локомотива в колледжах Абдулино
  • Машинист локомотива в колледжах Мичуринска
  • Машинист локомотива в колледжах Облучья
  • Машинист локомотива в колледжах Дна
  • Машинист локомотива в колледжах Шарьи
  • Машинист локомотива в колледжах Грязей
  • Машинист локомотива в колледжах Камышлова
  • Машинист локомотива в колледжах Шилки
  • Машинист локомотива в колледжах Балашова
  • Машинист локомотива в колледжах Бугульмы
  • Машинист локомотива в колледжах Бузулука
  • Машинист локомотива в колледжах Ишим
  • Машинист локомотива в колледжах Рузаевки
  • Машинист локомотива в колледжах Поворино
  • Машинист локомотива в колледжах Чусового
  • Машинист локомотива в колледжах Буя
  • Машинист локомотива в колледжах Зимы
  • Машинист локомотива в колледжах Светлый
  • Машинист локомотива в колледжах Минеральных Вод
  • Машинист локомотива в колледжах Кандалакши
  • Машинист локомотива в колледжах Лесозаводска
  • Машинист локомотива в колледжах Волхова
  • Машинист локомотива в колледжах Красноуфимска
  • Машинист локомотива в колледжах Малой Вишеры
  • Машинист локомотива в колледжах Ужура
  • Машинист локомотива в колледжах Губкина
  • Машинист локомотива в колледжах Моршанска
  • Машинист локомотива в колледжах Вельска
  • Машинист локомотива в колледжах Чехова
  • Машинист локомотива в колледжах Верещагино
  • Машинист локомотива в колледжах Карасука
  • Машинист локомотива в колледжах Выксы
  • Машинист локомотива в колледжах Топок
  • Машинист локомотива в колледжах Ясного
  • Машинист локомотива в колледжах Ржева
  • Машинист локомотива в колледжах Чернышевск
  • Машинист локомотива в колледжах Кинеля
  • Машинист локомотива в колледжах Нижнеудинска
  • Машинист локомотива в колледжах Кропоткина
  • Машинист локомотива в колледжах Енисейска
  • Машинист локомотива в колледжах Данилова
  • Машинист локомотива в колледжах Новотроицка
  • Машинист локомотива в колледжах Узловой
  • Машинист локомотива в колледжах Серова
  • Машинист локомотива в колледжах Белово
  • Машинист локомотива в колледжах Микуни

Кому подходит

Водитель железнодорожного состава – это работа для крепких мужчин. Женщинам на этой должности запрещает работать российское законодательство. Кандидаты должны обладать такими характеристиками, как:

хорошее здоровье и физическая сила,
выносливость и терпеливость,
готовность в течение многих часов выполнять одни и те же действия,
аккуратность и внимание к мелочам,
организованность, методичность, дисциплинированность,
способность мгновенно реагировать на изменения дорожной ситуации,
отличная память (зрительная, слуховая, логическая),
умение концентрироваться и переключать внимание.

Железная дорога – не для слабых людей, поэтому претендент на рабочее место должен быть стрессоустойчивым, хладнокровным и смелым при принятии решений. Учитывая тот факт, что техника постоянно становится все сложнее, нужно иметь склонность к работе с ней и соответствующие знания.

Не подойдет эта профессия людям, которые имеют проблемы со здоровьем, в частности, с нарушением зрения и слуха, заболеваниями сердечно-сосудистой или опорно-двигательной системы, а также органов дыхания.

Медкомиссию приходится проходить сначала при поступлении в учебное заведение, затем при приеме на работу, после чего обязательной становится ежегодная проверка здоровья в медицинских учреждениях железнодорожной системы.

К плюсам работы можно отнести:

  • хорошую оплату труда и социальный пакет,
  • наличие бонусов и льгот,
  • востребованность профессии,
  • качественное медицинское обслуживание,
  • возможность раньше выйти на пенсию.

Минусов тоже немало:

  • работа связана с постоянным стрессом;
  • разъездной характер деятельности, что мешает нормальному отдыху, питанию и общению с семьей;
  • посменная работа, в том числе в праздники и выходные дни;
  • негативное воздействие на организм электрических полей, вибрации, ускорений и торможений;
  • риск получения производственной травмы.

Машинист не просто сидит в кабине и ведет поезд – от него требуется глубокое знание всех систем подвижного состава, умение правильно их эксплуатировать и выполнять ремонтные работы. Он должен знать и неуклонно выполнять все утвержденные инструкции, поскольку ценой ошибки машиниста могут стать человеческие жизни.

Знания и навыки

Вопреки распространенному мнению, работа в локомотиве поезда – сложный процесс, требующий постоянного напряжения. Даже обладателям технических профессий необходимо учиться на машиниста, получать первый практический опыт под контролем профессионала.

Машинисты электропоездов должны обладать такими знаниями:

  • управление локомотивом в стандартной ситуации;
  • реагирование на чрезвычайные положения по инструкции или особенностям ситуации;
  • проведение базовых инженерных и слесарных работ, устранение простых неполадок;
  • владение правилами поведения на железной дороге, соблюдение правил движения;
  • понимание принципов работы радиосвязи, умение ею пользоваться;
  • способность общаться с пассажирами в нестандартных ситуациях, умение контролировать действия толпы.

Учеба в профильном учреждение позволяет получить только базовое понимание специфики направления. Основной объем умений и навыков накапливается в процессе практической работы. Для машинистов регулярно проводят семинары, которые наделяют их новыми знаниями, закрепляют старые. Дополнительные самостоятельные занятия по профилю обеспечивают возможность дальнейшего карьерного роста.

Краткий экскурс в историю профессии

Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.

В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.

Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.

Управляем без руля

«Локомотивом управлять очень просто. Сначала включаешь специальные автоматы от аккумуляторной батареи, затем поднимаешь токоприёмник, который подаёт напряжение с контактной сети на электрические машины, далее включается ГВ – главный выключатель. Он отключает напряжение при перегрузках или замыкании, чтобы сберечь электрические машины от возгорания. Потом запускаются вспомогательные машины – вентиляторы и компрессор. Вентиляторы охлаждают агрегаты локомотива, а компрессор снабжает их сжатым воздухом.

Затем машинист проверяет, нормально ли работают тормоза, и ждёт сигнал на отправление от дежурного по станции. Как только сигнал открывают, бригада выполняет регламент «Минута готовности», отпускает тормоза. Машинист задаёт скорость вращения тяговых двигателей и переводит контроллер в нужное положение. Двигатели получают питание и начинают крутить колёсные пары. Электровоз пошёл.

Обязанности помощника машиниста электровоза

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

  1. техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

  2. смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

  3. сцепка и расцепка локомотива;

  4. помощь машинисту в маневровых работах;

  5. наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

  6. подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

  7. работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Где учиться на машиниста электропоезда

Для желающих учеба на машиниста может начаться и в 8 лет. Ребятам, которые заинтересованы в этом направлении, стоит посетить детскую железную дорогу. Такие филиалы открыты во многих российских городах. Малыши получают возможность поуправлять самым настоящим составом, приобрести базовые технические и инженерные знания, оценить свои врожденные таланты. Профессии машиниста обучают различные учреждения, в которые можно поступить уже после 9 класса. Абитуриентам стоит подготовиться к тому, что в любом случае упор будет делаться на точные дисциплины.

Сколько учиться на машиниста

На то, чтобы получить профессию машинист поезда можно потратить от полугода до 5 лет. Показатель зависит от целей и формы обучения, уровня базового образования, выбранного пути развития. В любом случае, какое-то время после получения диплома придется от нескольких месяцев до 2 лет поработать помощником машиниста. За этим следует специальное тестирование, которое позволяет установить, готов ли сотрудник самостоятельно управлять составом.

Начальное профессиональное образование

После 9-го класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза, электровоза. Она поможет начать карьеру в выбранной области, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется учиться дальше. Зарплата помощника машиниста электропоезда не так высока, нагрузки при этом значительны. Зато такое место позволяет познать все тонкости направления на практике, выбрать свою специализацию. Еще один плюс такого подхода в том, что далее уже можно выучиться на машиниста поезда по упрощенной схеме.

Среднее профессиональное образование

После 9-го или 11-го класса можно поступить в техникум или колледж, выбрав направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Такой подход займет больше времени, на выходе студент получает квалификацию «Техник». Уже на последних курсах или в качестве дополнительного образования студентов учат на машинистов поездов, инженеров, слесарей, составителей вагонов и по другим направлениям. Далее при желании можно получить высшее техническое образование для вертикального развития карьеры.

Обучение по месту работы

Многих представителей современной молодежи и взрослых без профильного образования интересует, как быстро стать машинистом поезда с дальнейшей гарантией трудоустройства. В этом случае лучше всего обратиться напрямую в депо по интересующему направлению. Сами железные дороги и метрополитен нередко набирают учеников, которым предлагают узконаправленное обучение по управлению конкретным типом состава. Учеба включает теоретические и практически занятия по слесарному делу, оборудованию локомотива, правилам движения и остальным дисциплинам. Для облегчения процесса усвоения материала нередко используются тренажеры.

Обучение на машинист е электропоезда РЖД в Москве

Если необходимы данные для обучения на машиниста электропоезда РЖД в Москве, то на сегодняшний день стать специалистом данного профиля можно, например, в таких колледжах, как:

  • «Московский технический колледж железнодорожного транспорта» – филиал Московского государственного университета путей сообщения. Здесь же можно получить высшее образование после приобретения среднего. Это расширит возможности дальнейшего трудоустройства.
  • «Железнодорожный колледж №52». Обучение в колледже №52 осуществляется на базе 11 классов – 10 месяцев, на базе 9 классов – 2 года 10 месяцев, подготовка идет помощников машиниста электропоезда РЖД местного назначения (электрички).

Определившись с выбором, необходимо представить документы в приёмную комиссию, сдать вступительные экзамены (или результат ЕГЭ) и ждать результата.

Когда кажется, что цель уже близка, в самом деле всё самое трудное только начинается. Обучение на машиниста поезда РЖД достаточно сложное, требования предъявляются жесткие, основные предметы связаны с математическими знаниями, техническими терминами, знаниями механики, электромеханики, информационных технологий.

Как проводится обучение машиниста электропоезда РЖД?

Обучение проводится в несколько этапов – не только теоретических, но и практических. Практика нужна и важна потому, что теоретически невозможно научить управлять электропоездом, знать все неисправности, подготовить электропоезд к рейсу, знать технику безопасности.

Теоретические знания подкрепляются производственной практикой (изучение конструктивных особенностей, неисправностей, предрейсовой подготовки электропоезда), которая проходит в депо.

Также для обучения машинистов электропоезда в РЖД широко используют тренажёры, имитирующие кабину машиниста, приборы управления, визуальную картину реального движения. Здесь же можно проектировать различные аварийные ситуации и способы их решения.

Успешно сдав экзамены на тренажёре, получив направление на практику можно несколько недель почувствовать себя «почти машинистом» под руководством наставника.

К практике допускаются только совершеннолетние практиканты. Завершив обучение и сдав все экзамены, вы получаете долгожданную квалификацию «помощник машиниста» и только после 2х лет стажа безаварийной работы можно повысить должность до машиниста.

Если есть мечта – любоваться красотами страны через лобовое стекло поезда, надо идти к своей мечте и надо быть готовым к тому, что обучение машиниста электропоезда РЖД проходит на протяжении всей работы: повышение квалификации, тренажеры, повышение класса машиниста, внедрение новых технологий, приобретение новых электропоездов. Если выбирается профессия не на один – два года, а на десятилетия – можно смело её приобретать.

Квалификационные категории

Машинистам присваиваются три квалификационные категории. От этого напрямую зависит зарплата.

Третий класс

Сначала машинист получает третий класс. Главное требование – отработать два года с момента окончания учебного заведения. Но сначала придется поездить помощником машиниста, потом уже руководство доверит самостоятельное управление электричкой. С третьим классом у машиниста будет больше практики, хотя обычно такие сотрудники все равно водят электрички или грузовые составы, с рейсами на коротких расстояниях.

Второй класс

Второй класс дается только через два года с момента получения третьего. Тут уже машинисту доверят водить пассажирские составы.

Первый класс

Через три года машинист может получить первый класс, что уже даст возможность совершать дальние рейсы и управлять самой современной техникой вроде поездов “Сапсан”.

Понятно, что уровень квалификации машиниста на каждом этапе строго проверяется. Такой специалист должен разбираться в устройстве и конструктивных особенностях разного типа техники, в наиболее характерных неисправностях и причинах их возникновения.

Также он должен хорошо знать регламент действий, предусмотренный РЖД как для обычного движения, так и для аварийных ситуаций, а также все правила эксплуатации состава и техники безопасности на железной дороге. Он должен уметь работать с технической документацией, а время от времени машинисту надо проходить курсы повышения квалификации, ведь технический прогресс никогда не стоит на месте.

Зарплата машиниста электропоезда

Если вы начинающий специалист, то в среднем будете получать 20 тыс. руб. в месяц. Но отчаиваться не стоит, ведь с приобретением опыта и мастерства будет расти и доход.

Так, вполне вероятно достичь порога в 100 тыс. руб. в месяц. Усредненный показатель зарплаты машиниста – 58-60 тыс. руб.

Зарплата зависит от многих факторов:

  • тип перевозок (в пассажирских перевозках зарплаты больше, чем в грузовых);
  • вид поезда (в новых электропоездах с новой системой управления ставка выше, чем в старых поездах);
  • длина маршрута;
  • квалификация специалиста (наличие специального образования, успешное прохождение стажировки, отсутствие проблем со здоровьем);
  • регион, в котором работает машинист (в центральных областях зарплаты более высокие).

Каждый год можно проходить экзамен, получать повышение квалификации, в связи с чем будет расти и среднемесячный доход специалиста.

Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.

Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.

История профессии

Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 км\ч.

В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной.

На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.

Особенности профессии

Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.

Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.

Обязанности

В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.

Важные качества

Профессия машинист поезда требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • стрессоустойчивости;
  • ответственности;
  • умения быстро принимать решения;
  • оценивать и просчитывать ситуацию.

Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.

Навыки и знания

Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава.

Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.

Перспективы и карьера

Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.

В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.

Обучение

В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.

Имея неоконченное среднее образование можно поступить в колледж и стать помощником машиниста. Это позволяет не только получить практический опыт работы, но и в дальнейшем получить специальность машиниста по упрощенной схеме.

Те, у кого есть возможность или желание учится подольше, могут поступить в железнодорожный техникум или колледж на техника и на последних курсах изучить работу машиниста, получив соответствующий диплом.

У давно окончивших школу и не имеющих профильного образования есть возможность выучиться на машиниста по месту работы.

Все машинисты регулярно проходят аттестацию для подтверждения своей квалификации и получения лицензии.

  • Что за профессия кофе леди

      

  • Почему дворник и курьер не профессии

      

  • Когда появилась профессия маркетолог

      

  • Какие вопросы можно задать в интервью по профессии

      

  • Как правильно переведена сторожем или переведена на должность сторожа
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector