Школы по регионам

Предуниверсарии Москвы

Сейчас в проекте участвуют 16 университетов, при которых открыты предуниверсарии с профильными классами по разным направлениям.

Университет

Профили в предуниверсарии

НИУ ВШЭ (Лицей)

Экономика, психология, математика, социальные науки, дизайн, информатика, естественные науки, инженерия, гуманитарные науки, востоковедение, юриспруденция

МГМУ им. Сеченова (Медицинский сеченовский предуниверсарий) *

Медицина

МИФИ (лицеи № 1511 и 1523)

Физика, информатика, математика, химия

МГУ (Университетская гимназия)

Математика, экономика, инженерное дело, гуманитарные, естественные, социальные науки

Финуниверситет (Лицей)

Социальные, гуманитарные науки, технологии (информатика)

Физика, информатика, математика

Русский и иностранные языки, обществознание, история, литература

Романо-германская филология: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский языки.

Редкие восточные языки: японский, китайский, корейский.

Базовая классическая филология: латинский язык и античная культура

МПГУ (Лицей)

Технологический (информатика, физика) профиль, филология и лингвистика, история, журналистика, естественные науки (биология, химия), педагогика, социально-экономический (география, общество) профиль, художественно-эстетический профиль

ГУУ («Школа будущих цифровых управленцев»)

ИТ, социально-экономические науки (право, общество, экономика, английский язык)

РАНХиГС (Лицей)

Общественные науки, иностранный язык

РЭУ им. Плеханова (Экономический лицей)

Социально-экономические науки (финансы, маркетинг, менеджмент), информационно-технологический профиль, предпринимательство (бизнес, финансы)

РГУ им. Косыгина (Гимназия)

Химико-технологический, социально-гуманитарный, физико-технологический, информационно-технологический, художественно-эстетический профили

Социально-экономический профиль

МГУТУ им. Разумовского (Лицейские классы)

Технологии (физика, математика, химия, биология, информатика)

Хотя подразделение РУТ для работы со школьниками называется «Предуниверсарий», фактически это курсы подготовки к олимпиадам и ЕГЭ по математике, физике, информатике, русскому языку и обществознанию. Учеба платная (стоимость – по запросу с сайта), занятия в клубе «Юный железнодорожник» бесплатные

*В 2019 году МГМУ открыл сеченовский предуниверсарий в Брянске.

Проект развивается, инициативу поддерживают и университеты, и школьники, поэтому со временем в перечень могут добавиться новые учебные заведения, ведь начиналось все с пяти вузов. Актуальный полный список предуниверсариев есть на официальном сайте проекта.

Новости

13.08.2021

Информация для поступающихв 8 и 10 классы

Поздравляем будущих гимназистов с успешным прохождением вступительных испытаний!
 

Перечень документов, необходимых для зачисления в Университетскую гимназию МГУ:

1. Заявление о зачислении на обучение в Университетскую гимназию МГУ.2. Договор в двух экземплярах, подписанный родителем (законным представителем) Участника приема (8 класс, 10 класс).3. Документ, удостоверяющий личность и гражданство Участника приема.4. СНИЛС Участника приема (при наличии). 5. Согласие на обработку персональных данных Участника приема, подписанное его родителем (законным представителем), а также персональных данных родителя (законного представителя).6. Согласие на фото- и видеосъемку Участника приема, подписанное его родителем (законным представителем).7. Согласие, заполненное и подписанное родителем (законным представителем) обучающегося, на психолого-педагогическое сопровождение обучающегося.8. Фотографии Участника приема 2х3 см, черно-белые, матовые 2 шт.9. Для поступающих в 10 класс аттестат об основном общем образовании Участника приема (для граждан РФ) или документ об образовании Участника приема (для иностранных граждан).10. Индивидуальная медицинская карта Участника приема по форме № 026/у, полученная в медицинском кабинете образовательной организации.
11. Медицинская справка по форме № 086/у (давностью не старше 6 месяцев ко дню заезда) обучающегося с указанием сведений о RМанту/Dst (давностью не старше 1 года ко дню заезда), флюорографии грудной клетки, имеющихся аллергических реакциях, группы здоровья и физкультурной группы.

Для обучающихся младше 14-ти лет допускается предоставить карту по форме №159/у с указанием информации об осмотре специалистов, анализах, RМанту/Dst (давностью не старше 1 года ко дню заезда), флюорография грудной клетки (желательно).

12. Карта прививок по форме № 063/у (с указанием следующих прививок — от туберкулеза, реакции Манту за все годы, от дифтерии, кори, эпидемического паротита, полиомиелита и/или иных).13. Справка от дерматолога (давностью не старше 7 дней ко дню заезда).14. Справка об эпидемическом окружении (давностью не старше 3 дней ко дню заезда).15. Справка из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что обучающийся не состоит на учете (давностью не старше 1 года ко дню заезда).16. Медицинский полис ОМС нового образца со сроком действия на все время обучения в Гимназии. Для иностранных граждан медицинский полис ДМС со сроком действия на все время обучения в Гимназии (желательно).17. Заявление от родителей (законных представителей) обучающегося и медицинская справка для посещения бассейна (давностью не старше 6 месяцев ко дню заезда) – для желающих посещать бассейн.18. Доверенность на предоставление интересов несовершеннолетнего гражданина;19. Доверенность на регистрацию Московского медицинского полиса (для желающих). Для прикрепления к поликлинике в Москве необходимо перерегистрировать полис на Московский, в такой ситуации в своем регионе обслуживание прекращается. На заезде будет присутствовать агент страховой компании и можно будет родителям лично перерегистрировать полис ребенка. Если ребенок будет заезжать без родителей, то самостоятельно перерегистрировать полис он не сможет. 20. Добровольное информированное согласие на медицинское сопровождение в Гимназии;21. Заполненная и подписанная законным представителем Анкета по заболеваниям обучающегося.22. ПЦР-тест на COVID-19 (с отрицательным результатом не старше 3 дней ко дню заезда).23. Уведомление Covid-19, заполненное и подписанное родителем (законным представителем) обучающегося.24. Согласие, заполненное и подписанное родителем (законным представителем) обучающегося, на проведение экспресс-тестирования на Covid-19
В зависимости от эпидемиологической обстановки могут потребоваться дополнительные медицинские документы, о чем будет сообщено заранее с учетом времени, необходимого на подготовку соответствующих документов.Список рекомендуемых вещей
Справка для предоставления по предыдущему месту учебы, будет выслана Вам по запросу, направленному на priem@school.msu.ru.

Педагогический коллектив

Педагогический коллектив 1908-1918 г.г.

  • И. Г. Манохин, директор, окончил Петербургский технологический институт;
  • Е. Н. Чунихина, преподаватель арифметики и географии, окончила высшие Петербургские женские курсы;
  • Н. П. Алеев, преподаватель естествознания, выпускник Казанского университета;
  • З. Н. Алафузова, преподаватель труда, рисования, черчения, закончила художественную школу барона Щтиглица в Петербурге;
  • О. С. Ведрова, преподаватель английского языка, выпускница Московской гимназии фон Дервида;
  • К. М. Беляева, преподаватель гимнастики, закончила курсы Лесгафта;
  • А. И. Столбов, преподаватель рисования и лепки, окончил Петербургскую школу поощрения художеств и художественную школу барона Щтиглица в Петербурге;
  • А. Н. Смирнов, преподаватель закона Божьего, выпускник Костромской духовной семинарии.

Иван Григорьевич Манохин (1869 – 1942)
Иван Григорьевич Манохин

Файл:Кабинет директора.jpg Кабинет директора

Строгий в школе, Манохин И.Г. был веселым и жизнерадостным в неформальной обстановке, интересным собеседником и талантливым чтецом. Не было дела, в котором бы любимый директор не принимал участия.
Манохин И.Г. был одержимым человеком, настойчивым в достижении своих целей: добивался получения нового здания для училища, привлекая и объединяя купечество Вятки; если необходимо было оснастить лаборатории химии и физики современными приборами, обращался в Лондон к своему студенческому другу Красину Л.Б., дипломату, который присылал уникальные приборы и необходимые географические карты для уроков географии.
Стоит отметить, что имя Красина Леонида Борисовича долгое время носило наше образовательное учреждение. В настоящее время в гимназии учреждена специальная премия имени Красина Л. Б.
И.Г. Манохиным была воспитана целая плеяда учеников, которые пошли по различным отраслям народного хозяйства страны: крупные работники кожевенной промышленности – Парамонов, Башкиров, Шишкин и другие.
Среди любимых преподавателей училища был Алексей Иванович Столбов (1874-1937). Двадцать лет (с 1908 по 1928) он проработал в Вятском восьмиклассном коммерческом училище, преподавал историю искусств, рисование, лепку. Метод его обучения строился на пристальном наблюдении и изучении натуры – с одной стороны, с другой – на развитии творческого воображения. Самым важным Алексей Иванович считал «развитие в юношестве влечения к искусству». Дети сначала рисовали цветными карандашами, тушью, углем, итальянским карандашом, а потом переходили к рисованию акварелью, масляными красками. Несколько уроков отводилось сочинению рисунков, что особенно способствовало развитию фантазии, наблюдательности. Дети готовили иллюстрации для уроков литературы, географии, естествознания, истории, русского языка; сочиняли орнаменты каймы, делали обложки для книг, календари.

Вместе с детьми Алексей Иванович готовил спектакли. Сам он любил театр и называл его «разумным развлечением», практиковал со своими учениками так называемое «оживление» картин, чем тогда увлекалась интеллигенция в Москве и в Петербурге.
Занятия Столбова по теории искусств служили облагораживанию вкусов учащихся и вырабатывали уважение к чужому творчеству. Алексей Иванович знакомил учеников с достижениями мировой культуры. Доказательством неоспоримых преимуществ программы А. И. Столбова может служить то, что многие его ученики впоследствии связали свою жизнь с художественным творчеством: Евгений Чарушин стал автором и иллюстратором детских книг о животных, Юрий Васнецов известен своими полотнами. Его наработки в области педагогики, созданная им система обучения и эстетического воспитания актуальны и по сей день.
Чунихина Елизавета Никаноровна (1876 -1955) преподавала в училище арифметику и географию. За антиправительственную пропаганду среди учителей школ вместе с З. Н. Алафузовой она была выслана в Вятку. В Вятском частном восьмиклассном коммерческом училище заведовала учебной частью: отвечала за разработку учебного плана, согласование программ всех дисциплин, постановку практических работ, за весь распорядок школьной жизни, составление расписания занятий. Премией имени Чунихиной Е.Н. с 1992 года награждают учителей гимназии, преподающих математику, физику, основы экономики и основы информатики и достигших наиболее значимых успехов в обучении гимназистов.

Как выбрать хорошую математическую школу

Несмотря на то, что все учреждения среднего общего образования работают по программам ФГОС и подчиняются одним и тем же законам и правительственным приказам, качество обучения в школах может сильно разниться. С одной стороны, при выборе имеет смысл ориентироваться на официальные и «народные» рейтинги, с другой – разобраться самостоятельно в особенностях учебных заведений все-таки нужно. Даже если математические школы имеют высокие оценки, не все они будут одинаково хороши именно для вашего ребенка. В первую очередь учитывайте следующие особенности:

Квалификация педагогов. Сильные преподаватели делают обучение даже в рамках базовой программы более эффективным, а когда речь заходит о профильных дисциплинах, ценность педагогического мастерства увеличивается

В нашем случае следует обращать внимание в первую очередь на педагогов по физико-математическим предметам. Хорошо, если среди них есть обладатели ученых степеней, победители профессиональных конкурсов

К сожалению, на сайтах школ подробные сведения о каждом педагоге, а зачастую и сводные данные, как правило, не публикуются, поэтому вопросы стоит задавать непосредственно администрации учебного заведения.

Тип общеобразовательного учреждения. Сегодня все они имеют одинаковый юридический статус, поэтому в Москве большинство бывших лицеев и гимназий переименованы в школы. В других регионах этот процесс тоже идет, хоть и медленно. Тем не менее различия между учебными заведениями разных типов, несмотря на унификацию вывесок, сохранились. Лучше всего математические дисциплины преподаются в лицеях, поскольку они как раз и тяготеют к этому профилю. Конечно, существуют и «обычные» школы с углубленным изучением технических предметов, и даже некоторые гимназии, несмотря на традиционно гуманитарный уклон, имеют достойные математические классы. И все же в большинстве случаев лучшую подготовку по физмату предлагают именно лицеи, в том числе бывшие.

Сотрудничество с профильными вузами. Очень хорошо, если школа имеет связи с техническим высшим учебным заведением, а еще лучше – работает в качестве его подразделения. В Москве подобные примеры, естественно, есть. Своя школа имеется при «Бауманке», МАИ, МГУ, МИФИ. Некоторые средние общеобразовательные учреждения сотрудничают с вузами на договорной основе. Это в любом случае достоинство, которое свидетельствует о высоком качестве преподавания и, с другой стороны, дает абитуриентам преимущества при поступлении.

Статистические данные. Цифры – наиболее объективный показатель эффективности. Чтобы оценить качество работы школы, необходимо обратить внимание на средние результаты ЕГЭ и ОГЭ, сведения об участии учеников во всероссийских олимпиадах, количество выпускников, поступающих в вузы. Хорошие школы часто публикуют статистику у себя на сайтах, но если в интернете ее все же не найдется, стоит обратиться с вопросом к администрации.

Возможности для дополнительного образования. Хорошие школы часто отличаются разнообразием кружков, секций и необязательных, но полезных и интересных учебных программ – как коммерческих, так и бесплатных. Выбирая школу с математическим уклоном, во главу угла целесообразно ставить курсы, которые так или иначе сопряжены с этим профилем. С другой стороны, развитие должно быть всесторонним, поэтому на увлечения, интересы ребенка, которые с физматом не связаны, тоже стоит ориентироваться. Скажем, если в математической школе есть футбольная секция, а ребенок интересуется именно этим видом спорта и хотел бы им заниматься после уроков, то при прочих равных условиях поступать стоит именно в это учебное заведение.

Условия поступления. Набор в специализированные (в частности математические) классы – конкурсный, причем зачастую не только в профильные, но и в предпрофильные классы, если таковые есть. Отбор в элитные школы может быть весьма жестким, поэтому перспективы стоит оценить заранее. Подробные сведения о вступительных испытаниях – предметах, проходных баллах и т.д. – всегда публикуется на сайте учебного заведения. Иногда школы проводят платные подготовительные курсы для поступающих, на которые целесообразно записаться, чтобы подтянуть знания по предметам, познакомиться с педагогами и досконально изучить требования к потенциальным ученикам на экзаменах.

Есть и другие критерии: наполняемость классов, материально-техническое оснащение, организация питания, качество охраны, практика денежных сборов (сами они повсеместны, но размеры могут сильно различаться), удаленность от дома. Но начинать поиск подходящего учебного заведения стоит именно с оглядкой на общий рейтинг, к разговору о котором мы и переходим.

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором. 

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них. 

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам. 

Как поступить

Поступление во все предуниверсарии и СУНЦы проходит по результатам вступительных экзаменов. Общего регламента нет, вузы разрабатывают собственные системы отбора кандидатов, поэтому надо внимательно изучать правила приема на сайтах учебных заведений. Например, РАНХиГС проводит собеседование, тестирование по русскому, математике, английскому (эссе) и учитывает результаты ОГЭ. В лицей Политеха Петра Великого сдают два письменных экзамена по математике и физике или химии. При отборе в Сеченовский предуниверсарий надо выдержать три вступительных испытания: по русскому, химии и биологии.

Отбор кандидатов начинается в разные сроки – примерно в половине учебных заведений заявления надо подавать в январе-феврале, в остальных – в марте-апреле. Точные даты надо искать на сайтах вузов. Поступают в предуниверсарии обычно после 9 класса. Есть и программы для учеников 7-8 классов – их называют предпрофильными.

Для поступления в московские предуниверсарии нужна столичная регистрация, подойдет и временная. На период учебы общежития в Москве не предоставляются. Школы-интернаты (как правило, это СУНЦы) иногородних жильем обеспечивают.

В московских предуниверсариях (кроме РУТ) образование бесплатное. Его финансирует правительство столицы. С 2019 года учеба в самых известных учебно-научных центрах – при МГУ, СПбГУ и НГУ – стала тоже бесплатной.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В  федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

Профиль Предметы
Физико-математический Физика, математика
Информационно-технологический Информатика, математика, физика
Химико-биологический Биология, химия
Лингвистический Русский язык, литература, иностранный язык
Филологический  Русский язык, литература
Гуманитарный Русский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономический Обществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

Предуниверсарии и СУНЦы в российский университетах

В формате предуниверсариев учат не только столичных 8–11-классников. Возможность получить профессионально ориентированную подготовку к поступлению в вуз есть у школьников в разных регионах. Такой способ организации учебы старшеклассников предлагают:

  • СПбГУ – Академическая гимназия им. Фаддеева – направления: биология, история, науки о земле, химия, математика, механика, физика.
  • ТюмГУ – Гимназия вуза набирает в 10–11 классы шести профилей: математический, физико-математический, естественно-научный, социально-гуманитарный, экономический, лингвистический.
  • СПбПУ (Политех Петра Великого), Естественно-научный лицей набирает в физико-математические и химико-биологические классы. Учеба платная – 121 300 рублей год.
  • НГУ (Новосибирский госуниверситет). Его Физико-математический школа им. Лаврентьева – одна из старейших в России (открыта в 1963 г.). Новосибирские физматовцы изучают естественные и точные науки по программам повышенного уровня сложности.
  • СГМУ им. Разумовского. Медицинский предуниверсарий Саратовского государственного медуниверситета – это первая ступень подготовки врачей в классах биологического и химического профиля.
  • УГНТУ (Уфимский государственный нефтяной университет) открыл на базе Республиканского инженерного лицея-интерната классы трех профилей: физмат, химико-технологический и биологический. Дополнительные к базовой программе элективные (по выбору) курсы: прикладные математика, химия, физика; дизайн среды; программирование; робототехника; 3D-моделирование и печать Tinkercad; подготовка к олимпиадам по информатике.

К предуниверсариям, причем «высшей лиги», относятся СУНЦы (специализированные научно-учебные центры). В них образование строится по тем же принципам: глубокая предметная подготовка и много дополнительных курсов профессиональной направленности. Статус СУНЦев есть у подразделений восьми вузов:

  1. МГУ (Школа им. Колмогорова).
  2. СПбГУ (Академическая гимназия).
  3. НГУ (Физмат-школа им. Лаврентьева).
  4. МГТУ им. Баумана (лицеи № 1580, 1581).
  5. УрФУ – Уральский федеральный университет (СУНЦ).
  6. ЮФУ – Южный федеральный университет (СУНЦ ЮФО).
  7. СКФУ – Северо-Кавказский федеральный университет (СУНЦ).
  8. СВФУ – Северо-Восточный федеральный университет (Университетский лицей).

В 2021 году СУНЦ откроется при ННГУ им. Лобачевского в Нижнем Новгороде. Школа-интернат с двумя профилями: физико-математическим + ИТ и биолого-химическим – будет работать на базе филиала университета в Балахне. На учебу ждут школьников Приволжского ФО. До 2024 года Минобрнауки планирует создать еще два СУНЦа в разных регионах.

Резюме

Нередко приходится слышать пренебрежительные высказывания о гуманитарных специальностях. Чаще всего они сводятся к тому, что из-за большой конкуренции работу по гуманитарному профилю трудно найти, гуманитарные профессии не престижны и низко оплачиваются. 

Однако престиж должности и уровень зарплаты определяются не профессией, а компетенцией работника. По-настоящему классный специалист с отличными знаниями гуманитарных наук всегда сможет получить хорошо оплачиваемую должность в респектабельной компании. 

Чтобы стать таким специалистом, нужно, чтобы работа была интересна и приносила удовлетворение

Поэтому важно как можно раньше определить склонности ребёнка и помочь ему выбрать направление для развития. . В «Домашней школе Фоксфорда» ребёнок может выбрать индивидуальную программу обучения уже с пятого класса. 

В «Домашней школе Фоксфорда» ребёнок может выбрать индивидуальную программу обучения уже с пятого класса. 

В рамках гуманитарного профиля существуют сразу два направления: гуманитарно-лингвистический маршрут, позволяющий лучше овладеть языками, и социально-гуманитарный маршрут с углублённым изучением истории и правоведения. 

Индивидуальные образовательные маршруты помогают детям получить больше знаний по интересующим предметам, подготовиться к олимпиадам и хорошо сдать экзамены, чтобы поступить в престижный вуз с углублённым изучением гуманитарных наук.

Что нужно учитывать, поступая в школы при вузах?

Выбирая предпрофессиональное образование, важно учитывать многие факторы

Самодисциплина. Вы должны нести ответственность за свою учебу. Никто не будет бегать за вами, чтобы вы сдали домашнюю работу или проект.
Нагрузка. Вы должны хорошо понимать, что учеба — это ваш труд и ваша ответственность. Нагрузка в предпрофессиональных учреждениях колоссально отличается от школьной. Здесь мы получаем пары вместо уроков, курсовые проекты вместо привычных докладов, огромные списки литературы. Объём действительно очень большой, и далеко не каждый готов к нему.

Профессия

Важно понимать, что мы выбираем будущее уже в школе. Дальше поменять профиль будет сложнее, ведь многие предметы просто исключены из программы.

Предуниверсарий – что это такое

Предуниверсарий (или предуниверситарий) – это старшие классы школы (как правило, 10–11-й) при университете. Учеба проходит по профильным для вуза направлениям, занятия ведут университетские преподаватели.

В предуниверсариях школьники осваивают программу средней школы и параллельно глубоко погружаются в профильные предметы – для медицины это биология, химия; для инженерии – математика, физика; для филологии – русский, иностранные языки. К углубленному изучению школьной программы обязательно добавляется проектная и исследовательская работа, участие в олимпиадах, интеллектуальных и предпрофессиональных конкурсах. Школьники могут посещать университетские лекции, практикумы, участвовать в общественной и научной жизни вуза.

По большому счету в предуниверсариях готовят сначала победителей олимпиад, дающих право на поступление в высшие учебные заведения без экзаменов, а затем мотивированных студентов вузов. Неслучайно победителями Всероссийской и международных олимпиад школьников чаще всего становятся ученики предуниверсариев. 

Формат школы (или гимназии, лицея) при вузе далеко не новинка. Самые настоящие предуниверсарии при известных университетах работают уже минимум полвека: например, знаменитые еще в Советском Союзе школа имени Колмогорова при МГУ, ФМШ (физико-математическая школа) при Новосибирском университете, академическая гимназия Санкт-Петербургского университета. Более массовыми предуниверсарии стали после того, как в 2013 году правительство Москвы запустило проект профильного обучения в старших классах «Московский предуниверсарий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector