Как найти тьютора на семейном образовании

Практика

В программу входит более 20 практических заданий, в том числе:

  • как разработать планы-конспекты психокоррекционных уроков с учетом возраста и индивидуальных возможностей детей (в кейсе будут готовые образцы и схемы);
  • как исследовать деятельность ребенка с отклонениями в развитии и сформулировать заключение по его итогам (методики для исследования прилагаются);
  • какие методики подобрать для диагностики профессионально важных качеств подростков в целях профориентации (в задании есть схемы и протоколы);
  • как разработать паспорт для функционального модуля «Тьютор» (в задании есть подробная инструкция);
  • как анализировать нормативно-правовую базу, устанавливающую требования к инклюзивному образованию в РФ (алгоритм, который поможет провести анализ, в задании);
  • как проверить материально-техническое оснащение образовательного учреждения на соответствие требованиям, установленным нормативными актами к образовательному процессу детей с ограниченными возможностями здоровья (алгоритм прилагается).

Как проходит консультация с тьютором в нашей академии

Как только вы приступаете к курсу на портале обучения, за вами закрепляют тьютора — одного из преподавателей курса. Он будет вас курировать, отвечать на вопросы и проверять домашние задания. Когда вы пройдете первые тесты, преподаватель обязательно вам напишет сам, чтобы познакомиться. И вы сможете обратиться к нему за советом в любой момент обучения.

Консультироваться с тьютором можно по-разному.

  • Задать вопрос в персональном чате

    На портале обучения, в личном кабинете, есть раздел “Консультация с тьютором”. Здесь вы можете написать наставнику по любым вопросам, касающимся программы обучения: разобрать задания и тесты из модуля, уточнить информацию из конспекта, спросить, как решить сложный кейс из задачника и прочее. По правилам академии ответить тьютор должен вам за 48 часов, но чаще эксперты отвечают в первые 24 часа.

    Так выглядит ответ тьютора в персональном чате

  • Пообщаться на вебинаре

    Помимо записанных видеоуроков, на курсе регулярно проходят вебинары вживую, где вы можете задать вопрос по теме урока и тут же получить ответ от тьютора и коллег. Польза от таких вебинаров существенная. Во-первых, темы для них тьюторы берут именно из персональных консультаций, выбирая самые актуальные вопросы от студентов. А во-вторых, часто такие вебинары проходят накануне экзаменов. Там вы можете пройтись по важным тема курса, освежить знания и подтянуть “хвосты”.

  • Обсудить домашнее задание

    Ничто так не помогает усвоить материал, как практика. Бесспорно, домашние задания — это самая ценная часть в любом обучающем курсе. Но одно дело, когда вы самостоятельно проработали материал, а другое — когда обсудили свою работу с наставником. Используйте эту возможность, чтобы лучше усвоить тему — отправляйте тьютору файлик с домашним заданием после каждого модуля. Преподаватель даст развернутый ответ по вашей работе, посоветует, что исправить и доработать.

    Вот так выглядит обратная связь по домашнему заданию от тьютора-эксперта нашей академии

  • Посоветоваться на форуме

    В каждом нашем курсе есть новостной форум — это еще один дополнительный инструмент для общения с преподавателями и коллегами. Здесь вы можете найти ответы на частые вопросы студентов или задать собственный, создав новую тему. К обсуждению вашего вопроса подключатся тьюторы и другие слушатели курса. Это отличная возможность поделиться опытом с коллегами и даже подискутировать на актуальные и “острые” темы курса.

    На форуме можно пообщаться с тьютором и коллегами

Дистанционное обучение

Многие специалисты предпочитают учиться, не отрываясь от основной работы и своих дел. Сейчас активно развивается дистанционная форма обучения, чему дополнительно способствует пандемия COVID-19, ограничивающая массовые мероприятия, в т.ч. образовательные. Для получения необходимых знаний достаточно иметь компьютер с выходом в интернет. Даже для тех, у кого связь неустойчивая, есть варианты с пересылкой материалов на электронную почту. Среди организаций, развивающих удаленное обучение, можно отметить:

Тьютор – это разносторонний специалист, он сочетает в своей работе навыки учителя, психолога и дефектолога. Они могут реализовать все свои таланты и достойно зарабатывать, особенно в столице и крупных городах. В государственных школах наставникам платят 15–20 тысяч рублей, в колледжах и вузах 25–30 тысяч, в частных образовательных учреждениях можно рассчитывать на 50–60 тысяч рублей. Кроме того, тьюторы всегда могут заняться частной практикой. Час занятий с ними стоит от 500 до 1000 рублей, а у специалистов с репутацией расценки еще выше.

Может ли родитель быть тьютором своего ребенка

Часто родители детей с особенностями развития выражают желание устроиться тьютором, чтобы сопровождать своего ребенка в процессе обучения. Эксперты считают, что это не лучший вариант и для ребенка, и для родителя. Родители для этого должны иметь соответствующее образование и пройти дополнительные курсы — без соответствующей квалификации привлекаться к работе они не должны; а ребенку совсем не полезно замыкаться в общении только на членов своей семьи. Однако как временная мера такой вариант может рассматриваться. В крайнем случае родители могут работать помощниками тьютора или сопровождающими.

Для работы с детьми в инклюзивных и коррекционных школах могут потребоваться медицинское образование или специальные навыки — такие, например, как владение языком жестов или психологическая практика.

Необходимо отметить, что тьюторство в России постоянно развивается, и как достаточно новое явление постоянно требует от специалистов активного обмена опытом. Эту роль выполняют вебинары, конференции и другие мероприятия сообщества.

Каждый год в разных регионах страны проводится Летний Университет тьюторства. Также ежегодно — традиционно в конце октября — в Москве проводится тьюторская конференция. Важными ресурсами для тьютора являются вебинары, проводимые признанными экспертами

В этой связи стоит обратить особое внимание на деятельность

Кто может быть тьютором

Профессия тьютора набирает популярность: соответствующих курсов немало. Освоить специальность может почти кто угодно, независимо от пола и возраста.

Кто обычно посещает подобные курсы:

  • люди, заинтересованные в помощи детям с особенностями здоровья, желающие помочь им жить полноценной жизнью и получать знания наравне со сверстниками;
  • студенты, ищущие подработку на период учебы, с целью работы по этому направлению и в будущем;
  • специалисты, желающие повысить свой уровень и обрести практику в сфере тьюторства.

С некоторых пор должность закреплена российскими нормативными актами. Обязанности тьютора: сопровождение детей в реализации индивидуальных программ в образовательной сфере. Имеется множество методических подходов, помогающих тьютору в организации деятельности.

Хотите заниматься тьюторством в школе? Требуемые качества: терпеливость, коммуникабельность, умение расположить человека и необходимые для должности навыки. Сертификата тьютора для успешной работы с детьми будет недостаточно: потребуется большая затрата энергии, времени, сил. Полагаете, что справитесь? Ищите подходящие курсы.

Тьюторство в обычной школе

Тьюторство проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, семейное. Рассмотрим, кому положен и как получить тьютора в школе.

Работа тьютора чаще всего заключается в том, что он курирует развитие назначенных учеников на протяжении нескольких лет учёбы, часто — с первого класса до выпуска.

Многие наслышаны про работу школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами со здоровьем. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь.

Если ребёнок одарённый или нуждается в индивидуальной помощи из-за состояния здоровья, то добиться назначения тьютора будет легче. В школе тьютор должен быть выделен каждому учащемуся, который получил соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При наличии таких рекомендаций родители могут направить в администрацию школы заявление в письменном виде с просьбой организовать тьюторское сопровождение. Хорошая организация будет заинтересована в том, чтобы пойти навстречу. 

Если в школе отсутствует тьюторство, можно выступить с предложением организовать такую практику на родительском собрании, ведь специализация тьютора не ограничивается взаимодействием с ребятами, которые отличаются от остального коллектива. 

Кто такие тьюторы и зачем они нужны

Тьютор — это учитель, консультант и наставник, курирующий процесс обучения. Он лично ведет студента по всем темам курса, помогает разобраться с домашними заданиями и готовит к экзаменам.

Считается, будто тьюторство возникло недавно, вместе с онлайн-обучением. Но на самом деле это понятие ввели еще в 14 веке британские университеты, называя тьюторами тех, кто следил за посещением курсов и дисциплиной. Позже, где-то в 18 веке, тьюторы Оксфорда и Кембриджа начали делать то, что делают и сейчас — стали советовать студентам, какие лекции посещать, составляли план занятий и помогали с экзаменами.

С тех пор, без тьюторов не обходится ни один учебный центр: где-то они работают как штатные единицы, а где-то — как приглашенные эксперты

Но с развитием дистанционного обучения местонахождение наставника уже не столь важно — тьюторство перешло в онлайн, стерев все географические границы в мире образования

Теперь, чтобы пообщаться с преподавателем не нужно сидеть в душной аудитории — достаточно подключиться к вебинару или написать куратору в чат из любой точки мира.

Некоторые учебные центры за консультации с тьютором берут отдельную плату или ограничивают их количество. В нашей академии вы можете сколько угодно консультироваться с вашим тьютором, пока обучаетесь на курсе. Ведь именно личное общение с преподавателем повышает эффективность обучения, помогает глубже усвоить материал, влюбиться в сложную тему и легче справиться с экзаменами.

Задачи и навыки тьютора

К этим специалистам обращаются как школьные учреждения, так и сами родители, потому что они поддерживают и всячески способствуют сохранению интереса к учебе, прививают учащемуся самостоятельность, устраняют организационные сложности и налаживают контакт ученика с педагогом.

К сожалению, узкопрофильных специалистов-тьюторов с правильным образованием сегодня в России не встретить. Помощь детям, в том числе и инвалидам, оказывают наемные няни, бабушки, волонтеры и сами родители. А ведь настоящий профессиональный наставник – это не только первый помощник ребенка, но и опытный учитель и психолог. По сути, это всесторонне образованный человек, который может не только научить малыша правилам дорожного движения по пути домой, но и способен подтянуть старшеклассника по всем общеобразовательным предметам.

То есть в его арсенале знаний должны быть:

  • психология;
  • дошкольная и школьная педагогика;
  • организационное дело;
  • педагогическое образование;
  • коррекционная педагогика (для инклюзивных учреждений);
  • медицинские знания (при работе с инвалидами).

Безусловно, настоящим тьютором способен стать лишь тот человек, который стремится помогать детям. Нередко школьные педагоги испытывают раздражение по отношению к детям и ведут себя с ними слишком назидательно. Тьютор, наоборот, должен вести себя дружелюбно, без высокомерия, как бы на равных, только так ребенок будет делиться с ним своими проблемами и ощущать истинную поддержку.

В России в последние несколько лет только начали обучать узких специалистов данного направления, однако пока эта специальность не пользуется популярностью, так как абитуриентам о ней мало что известно.

Дипломированным тьютором является выпускник педагогического вуза по специальности «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». Впрочем, и уже окончившие вуз педагоги могут пройти дополнительную квалификацию, чтобы получить корочки специалиста.

Чем тьютор отличается от дефектолога

Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.

Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.

Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.  

Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.

Карьерные тьюторы

Правила взаимодействия с карьерными тьюторами

  • Тьюториал может проводиться в режиме личной встречи или онлайн, в зависимости от вашего запроса. 
  • Обратиться к карьерному тьютору могут студенты любого курса и направления.
  • Тьюториал длится не более 1,5 часов.
  • Предпочитаемый способ связи через WhatsApp.

Вопросы, с которыми к нам можно обратиться:

  • Как искать работу?

  • Как выгодно себя представить будущему работодателю?

  • Как выбрать работодателя?

  • Какие они бывают?

  • Как попасть туда, куда я хочу?

  • Как понять, куда я хочу?

  • Чего я вообще хочу?

  • Что от меня требуется?

  • Что я буду делать?

  • Мне столько всего интересно – как выбрать?

  • Как совместить работу и учебу?

  • Я уже работаю – куда можно двигаться дальше?

  • Стоит ли мне вообще сейчас об этом думать?

  • Может все-таки в магистратуру?

Кому подходит

Работа тьютора подходит людям, которые любят детей и умеют найти к каждому индивидуальный подход, выявить сильные и слабые стороны подопечного и разработать уникальную методику для достижения конкретного результата и общего развития человека.

Tutor должен знать:

  • действующее законодательство в образовательной сфере;
  • основы возрастной психологии и педагогики;
  • особенности отношения детей с окружающими в зависимости от возраста и иных факторов;
  • способы мониторинга обучения подопечного;
  • методики обучения и воспитательной работы;
  • все, что касается поиска актуальной информации по всем направлениям знаний (где найти учебники, веб-сайты и базы данных);
  • варианты организации свободного времени ученика;
  • методы мотивации к обучению.

Личностные качества педагога имеют особенное значение, поскольку от них в значительной мере зависит налаживание контакта с воспитанником. Тьютору нужно обладать такими чертами:

  • самоорганизованность и ответственность;
  • психологическая устойчивость;
  • искренний интерес к успехам и проблемам подопечного;
  • тактичность и толерантность;
  • способность анализировать и применять выводы на практике;
  • спокойствие и рассудительность;
  • высокая культура и творческие способности.

Наставник для подопечного должен быть авторитетным человеком, на которого стоит равняться и которому можно довериться.

К положительным сторонам профессии можно отнести возможность реализации своего творческого и педагогического потенциала в работе с детьми, перспективу дальнейшего развития этого направления деятельности и неплохую оплату труда при высокой квалификации педагога и успехах подопечного.

Минусы заключаются в том, что необходимо осваивать огромный массив разнообразной информации, трансформировать ее и передавать ребенку в понятном для него виде. Также нередки стрессовые ситуации, особенно в случае неудач, когда на наставника оказывается давление со стороны педагогических работников, медиков или родственников ребенка. А чтобы выйти на определенный уровень дохода, нужно искать клиентов и вести одновременно сразу несколько учащихся.

Нехватка педагогов в России

В нашей стране равенство всех граждан в получении знаний закреплено в законе «Об образовании», хотя понятно, что это скорее декларативная история, нежели реальное положение дел.

В разных регионах России школьники имеют разные возможности для получения основного общего образования. Сравнивать уровень сельской школы в провинции и московского лицея просто невозможно.

Подтверждают этот тезис результаты мониторинга ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Согласно его результатам 44,7% педагогов уверены, что в школах работает неоднородный педагогический состав. А из-за преобразований государственных стандартов количество школ ежегодно сокращается, из-за чего растет нагрузка на учителей: 63,5% педагогов работают более чем на одну ставку.

Мы в MAXIMUM Education проводили собственные опросы учителей (более 2,5 тыс. респондентов со всей России) и глубинные интервью с родителями (свыше 100 человек) весной 2020 года на эту тему. Опрошенные нами учителя и родители отмечали очень серьезный уровень дифференциации уровня образования по регионам.

С учетом того, что по данным Счетной палаты к 2024 году численность школьников составит почти 20 млн детей, а количество школ между тем сокращается, кажется, что проблемы Китая очень близки и нам.

Требования к Слушателям

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*. 
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости). 

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Что мешает студентам обратиться к тьютору?

Студенты часто говорят “За помощью к тьюторам не обращался, мне все было понятно”. Хорошо, если это действительно так. Но часто за этой фразой прячется стеснение или боязнь показаться некомпетентным специалистом.

Тут важно помнить, что вы пришли учиться. Естественно, что-то может не получаться с первого раза и будут возникать вопросы

Тем более, повышение квалификации и получение диплома — это большая цель, к которой стоит двигаться поэтапно и лучше с поддержкой опытного тьютора.

Используйте каждую возможность (промежуточные контроли, вебинары и домашние задания), чтобы пообщаться с вашим куратором. Наши эксперты-практики всегда готовы поделиться своими знаниями и опытом, и с радостью ответят на все ваши вопросы.

Вы узнаете и научитесь

В рамках программы профессиональной переподготовки будущим тьюторам предстоит изучить вопросы:

  • Своевременное выявление нарушений в развитии, помощь в их преодолении как цель специальной педагогики.
  • Взаимосвязь коррекционной педагогики и психологии. Значение специальных психологических приёмов и методик в решении образовательных задач педагогов.
  • Правовые основы организации обучения лиц с ОВЗ.
  • Роль и особенности включения тьюторства в современный образовательный процесс.
  • Расширение образовательных возможностей учащихся как задача тьюторской деятельности.
  • Инструменты тьюторства для достижения цели индивидуализации образования.
  • Методики и порядок проведения психолого-педагогической оценки особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ.
  • Приёмы сотрудничества тьюторов и родителей.
  • Условия разработки и реализации индивидуальных подходов к обучению и развитию детей.

Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения

Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:

  • Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».

В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:

  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
  • Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».

Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.

Исследование индивидуализации в работе тьютора

Процесс реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьюторского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.

Ж.Е. Абдыхалыкова в своей статье отмечает, что «…тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение – это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения. Задача тьютора – перевод отношений педагога и студента из категории «субъект – объект» в категорию «субъект – субъект».

Сравнивая позиции учителя и тьютора, необходимо отметить, что учитель делает акцент на обучении, в то время как тьютор – на процессах социальной практики и образовательной рефлексии. Этот процесс обеспечивает взрослый, а именно – тьютор. Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева отмечают: «Тьютором в системе школьной образовательной среды можно назвать человека, который занимает особую педагогическую должность, обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации в школе.

Остановимся подробнее на понятии индивидуализации. Индивидуализация в образовательной среде – это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования; это построение индивидуальных образовательных программ».

Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева разработали авторскую программу «Шаг к успеху». Эта программа предполагает работу с одаренными на уроке, углубленное изучение предмета в рамках факультатива и индивидуальных консультаций, закрепление материала посредством различных информационных порталов и ее реализацию в «Виртуальной сокровищнице», представляющей собой интерактивный сайт для обмена опытом и информацией. Программа разработана для одаренных учащихся 6-9-х классов и предполагает отсутствие возрастного деления неординарных, творческих, интеллектуально-развитых детей.

 Е. И. Миркина в своей статье выделяет ключевые составляющие, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс:

«1. Взаимосвязь практического опыта и самостоятельной (без контроля за процессом) деятельности с последующей рефлексией как самого процесса, так и полученного результата для понимания себя.

  1. Создание всевозможных ситуаций выбора и осмысления его оснований.
  2. Создание пространства для проявления инициативы, свободного творчества и совершения ошибок.
  3. Обучение через проблемные задачи и многовариантность решений.
  4. Работа с персональными смыслами и способами реагирования».

Исходя из этого, не сложно понять, почему индивидуализация и тьюторство все чаще и основательнее обсуждаются в сфере образования. В этих реалиях ясно, что просто не может и речи быть об универсальном учебном плане для всех. А также об обучении без образовательного запроса. Каждый человек – носитель собственных смыслов, способностей, намерений, и следовательно – каждому для реализации нужен индивидуальный образовательный маршрут (план, программа и т. д.). 

Эта программа для вас, если вам нужно:

  • Изучить теоретическую базу специальной педагогики и психологии, а также правовые вопросы организации учебного процесса для лиц с ОВЗ.
  • Понять, каковы цели и задачи работы тьютора, функции, которые он выполняет.
  • Овладеть инструментами психолого-педагогической оценки особых потребностей детей с ОВЗ, технологиями консультирования учащихся, их семей и учителей.
  • Разобраться, как создать особую развивающую среду и условия для реализации образовательных возможностей особых детей.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 15 недель (340 часов).

Как стать тьютором

Итак, мы поняли, что профессия тьютора уже востребована во многих учебных заведениях, и в ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Но где и как можно пройти профессиональное обучение на тьютора?

Должность тьютора относится к самому высокому — четвертому квалификационному уровню (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н). Она определяется профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций является «Тьюторское сопровождение обучающихся».

В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.

Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).

Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Возможность получения степени бакалавра по профилю «тьютор» представлена в России не так широко — такая программа есть в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Некоторый опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии — там изучается специфика деятельности тьюторов в кочевой школе.

Магистерские программы тьторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Поэтому наилучшей возможностью для получения профессии тьютора может стать программы профессиональной переподготовки. Обучение на курсах тьюторам предлагают многие педагогические вузы, и пройти их можно как очно, так и очно-заочно. Помимо того, в некоторых учебных центрах курсы переподготовки тьюторов можно пройти дистанционно. Время обучения зависит от конкретной программы, но обычно оно достаточно длительное — более 200 часов. В основном курсы переподготовки для тьюторов в образовании подразумевают дистанционное обучение.

Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. Для поступления необходимо предоставить документ об образовании или (для студентов) — справку с места учебы. Но принимаются только лица старше 18 лет.

При выборе программы переподготовки тьютора необходимо исходить из собственных возможностей и планов (т. к. программы рассчитаны на разное время, имеют различные направления — например, работа с детьми с РАС, одаренными детьми

сопровождение инвалидов), однако специалисты советуют обратить внимание на курсы, предоставляющие возможность получить не только теоретические, но и практические знания, то есть включают интерактив, лабораторную и аналитическую работу

Топ очных курсов

Учиться на курсах переподготовки очно – это долго и дорого, поэтому большинство вузов и учебных центров, имеющих материально-техническую базу и кадровый состав для такого вида занятий, стали включать в свои программы дистанционные элементы. Сейчас распространен очно-заочный формат, при котором часть материала слушатель осваивает самостоятельно. В дополнение к этому организовывается одна или несколько очных сессий, проходящих в аудиториях под непосредственным контролем преподавателей. Некоторые учреждения, предлагающие такой вид обучения, – в таблице ниже.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы

Стоимость обучения

В рейтинге Минобразования РФ вуз занимает первое место. Курс «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях» подойдет психологам, педагогам и воспитателям детсадов, а также родителям детей, которым требуется поддержка в освоении школьной программы. Трудоемкость курса составляет 564 академических часа (3 месяца учебы), после каждой изученной дисциплины сдается нужно сдать зачет или экзамен. Курс стоит 43000 рублей, можно оплатить первый взнос 13000 рублей, а затем вносить по 10000 рублей каждый месяц
На базе Института непрерывного образования МГПУ реализуют 900-часовой курс «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». Его можно пройти за 9 месяцев в очно-заочном формате с дистанционной поддержкой, причем 420 часов займут аудиторные занятия. В конце слушатели защищают итоговую аттестационную работу, после чего получают дипломы. 84900 рублей, студентам МГПУ предоставляется скидка в размере 10%
Университет предлагает вариативный курс, рассчитанный на 252 или 504 часа (6 месяцев). Программа включает в себя три модуля и стажировку. Слушатели получают навык тьюторского сопровождения обучающихся, в т.ч. с инвалидностью и ОВЗ. Курс соответствует требованиям профстандартов «Специалист в области воспитания» и «Педагог». 18000 или 22000 рублей в зависимости от трудоемкости программы, возможна рассрочка
Здесь предлагают пройти 526-часовой курс «Тьюторская деятельность в образовании». Формат обучения очно-заочный (вечерний). Занятия стартуют по мере формирования групп. Кроме лекций, участникам предлагают семинары, консультации, а также тьюториалы для подготовки к итоговой аттестации. 45000 рублей
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector