Библиотекарь
Содержание:
- Результаты и перспективы:
- Основные сведения
- «Дота» в тишине
- Суровая реальность
- Плюсы и минусы профессии библиотекарь
- Пройти обучение
- Плюсы
- Обязанности
- Применение результатов обучения
- Цели и задачи курса
- Программа даст ответы на вопросы:
- Результаты и перспективы:
- Зарплата и карьера
- Какая зарплата?
- Особенности
- Описание
- Преподаватели
- Требования к Слушателям:
- Сколько зарабатывает заграничный библиотекарь?
- Требования к Слушателям:
- Где можно получить профессию библиотекаря?
- Недостатки профессии библиотекаря
- Как зарабатывают в различных учреждениях
- Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?
- Программа даст ответы на вопросы:
- Результаты и перспективы:
Результаты и перспективы:
- Вы умеете осуществлять деятельность библиотекаря, компетентны в вопросах культурного обслуживания посетителей.
- Вы способны работать с посетителями в читальном зале и на абонементе, осуществлять выкладку и выдачу книг, их библиографическое описание, создание каталогов, комплектовать фонд, вносить новые поступления в каталоги и базы данных, организовывать мероприятия по пропаганде книги и чтения.
- Закончив дистанционный курс обучения на библиотекаря, вы можете трудоустроиться в информационно-библиотечные учреждения. Труд библиотекаря ценен для вовлечения граждан в самообразование и самовоспитание, он способствует культурному росту посетителей библиотек.
Основные сведения
Институт дополнительного образования (до 1 мая 2021 г. — наименование «Учебный центр Российской национальной библиотеки») ведет свою историю от Высших курсов библиотековедения, организованных с целью переподготовки библиотекарей для работы в научных библиотеках. ВКБ были открыты в 1919 г. под патронажем Общества библиотековедения и при деятельном участии входящих в него сотрудников Публичной библиотеки (А. И. Браудо, Я. П. Гребенщикова, Е. Н. Добржинского, М. И. Могилевского, Д. Д. Шамрая). В 1923 г. курсы были переданы в ведение Публичной библиотеки. Подробнее…
В настоящее время образовательная деятельность Института дополнительного образования РНБ осуществляется на основании лицензии №1644 от 30.12.2015 года, выданной бессрочно Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Деятельность Института дополнительного образования регламентируется федеральным законодательством, Уставом РНБ, Положением об Институте дополнительного образования и другими нормативно-правовыми актами. Подробнее…
По окончании обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке, удостоверение о повышении квалификации.
«Дота» в тишине
Фразу «Тише! Вы же в библиотеке!» я услышал от заведующей еще в тот день, когда мы с другом пришли впервые и стали шуметь. Проблемы с тишиной обычно бывают у ребят лет двенадцати. У нас стоят хорошие компьютеры, и дети собираются здесь поиграть. С ними можно действовать только как в школе: предупреждаешь, что сейчас выгонишь, а если продолжают орать — сразу на выход.
В компьютерный зал в основном приходят парни лет по 15–16 и рубятся в «Доту». Сначала с ними было тяжело. Но я сам в «Доту» играл довольно долго и с ними на этой почве нашел общий язык. Если я их прошу быть потише, они слушают и даже другим потом делают замечания за шум и разговоры.
Суровая реальность
Но не тут-то было! Оказалось, что работа библиотекарем подразумевает всего час посидеть во время обеденного перерыва, а то и меньше, потому что требуется много: обеспыливание книжного фонда (протирание пыли в хранилище книг), оформление книжных выставок, подготовка мероприятий и много чего еще.
Наше начальство не терпит, чтобы сотрудник просто сидел на рабочем месте. Приходится постоянно двигаться, выставляя книги по алфавиту, протирая обложки изданий или оформляя выставку.
Долгожданный отпуск
Первый отпуск был похож на дембель. Две недели без постоянных претензий, пыли и людей. В этот момент жизнь за городом показалась мне просто сказочной, так как была осень, и большинство жителей уехало в город. Соответственно, встретить человека во время прогулки – большая редкость.
Первые пару дней мне казалось, что я прогуливаю работу.
Плюсы работы
Они, несомненно, есть. Я как минимум работаю там, где мечтала: в окружении книг.
Налаживание связей присутствует: с помощью общения в библиотеке я нашла великолепного стоматолога, гинеколога и множество интересных людей, с которыми и по сей день поддерживанию отношения.
Минусы работы
Их тоже предостаточно.
Во-первых, график. Работаю я с 11:00 до 19:00. Да, я спокойно сплю до 09:00, но такое позднее возвращение домой не оставляет никаких шансов заниматься домашними делами по вечерам, а утром совсем не хочется мыть посуду и готовить ужин.
Во-вторых, я практически перестала читать. Проводя целый день с литературой, совсем не хочется брать ее в руки дома.
В-третьих, пыльно. Обеспыливая книгохранилище, я заработала себе страшную аллергию на пыль, на что начальство не реагирует.
Работа мечты не всегда оправдывает все ожидания. Даже не так. Зачастую работа мечты совсем не оправдывает ожиданий. Поэтому к выбору профессии надо подходить крайне осознанно.
Теперь, спустя 3 года, я это понимаю и усиленно ищу другую работу.
Плюсы и минусы профессии библиотекарь
К числу положительных моментов данной специальности стоит отнести:
-
сейчас профессия библиотекаря – это творческий вид деятельности;
-
относительно небольшая ежедневная нагрузка;
-
официальное трудоустройство.
Минусами профессии стоит считать:
- низкий уровень дохода;
-
нет фактических перспектив карьерного роста;
-
малая востребованность профессии.
Пройти обучение
- Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает слушателей пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Библиотекарь». Ресурсы Академии позволяют дистанционно обучать тысячи специалистов из всех регионов России. Наши учебные программы составляются при участии ведущих специалистов в своей сфере и регулярно актуализируются, что позволяет нашим выпускникам успешно реализоваться в профессии.
- Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) проводит регулярный набор на курсы дополнительного профессионального образования по специальности «Педагог-библиотекарь». Мы предлагаем пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционном формате по индивидуально согласованному графику, современную учебно-методическую базу и документы установленного образца по завершении обучения.
- Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти профессиональную переподготовку по направлению «Библиотекарь». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.
Плюсы
Не столь важно, какое именно место стало вашим «пристанищем» при построении карьеры — государственная библиотека, районная или простая школьная. Ведь у любой профессии есть свои плюсы и минусы
Они не особо зависят от места работы. Какие преимущества дает наше сегодняшнее направление?
Если вы — человек творческий, то можно только порадоваться. Библиотека — это место, которое станет вашим вторым домом. Здесь вы сможете работать и получать удовольствие, развиваться и совершенствовать свои литературные знания.
Если вы не обладаете быстрой утомляемостью, способны долго выполнять монотонную работу, то данное место работы покажется вам просто раем. На самом деле, активный и инициативный человек без проблем справится с нагрузкой, которая взваливается на плечи библиотекаря.
Много свободного времени — это то качество, которое подчеркивается большинством сотрудников. Следить за порядком в зале обычно получается из-за своего рабочего стола (места, ресепшена). А, в целом, большинство времени придется просидеть либо за компьютером (они есть сейчас везде), либо просто за документами и письменным столиком. Заниматься можете спокойно своими делами. Например, подработкой.
Не всегда, как уже было сказано, нужно высшее образование для трудоустройства. Инструкция библиотекаря больше указывает на то, что вы должны быть просто образованным и культурным человеком с навыками и знаниями в литературе. Так что, перспективы трудоустройства есть у каждого. Нельзя не подчеркнуть еще и низкий уровень конкуренции.
Обязанности
Чтобы приступить к своим обязанностям нужно получить соответствующее образование. Библиотекарями становятся выпускники гуманитарных специальностей: «документоведение», «филология», «культурология», «литературоведение».
После того, как диплом получен, путь в профессию и страну книг открыт, но отнюдь не лёгок. Повседневные обязанности библиотекаря – это:
сортировка, поиск, выдача, хранение книг библиотечного фонда;
тесное взаимодействие с читателями (консультация по поиску литературы и другой необходимой информации по запросам посетителей);
ведение библиотечного каталога (приём, учёт, занесение информации в базу данных новых книг; оформление электронного каталога);
оформление заказов для покупки новых книг для библиотечного фонда по читательским запросам;
организация литературных мероприятий на базе библиотеки (например, чтобы привлечь внимание читателей проводятся встречи с писателями, поэтические вечера, книжные ярмарки, викторины, конкурсы и научные конференции);
работа также подразумевает поддержание порядка на рабочем месте;
профессиональная аттестация подтверждает профессионализм, её должен проходить библиотекарь, также работающий в школе.
Применение результатов обучения
Библиотечное дело включает в себя работу по формированию и сохранению библиотечного фонда, организацию справочно-поисковой деятельности, справочно-библиографическое, информационное и библиотечное обслуживание пользователей, предоставление культурно-досуговых услуг, аналитическую и методическую работу, направленную на повышение эффективности функционирования библиотечно-информационного учреждения.
Пройдя дистанционное* обучение на библиотекаря, вы будете знать основные виды деятельности в библиотечном деле и сможете устроиться на работу в государственные, муниципальные, публичные или специализированные, учебные или научные библиотеки.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Цели и задачи курса
Программа реализуется с целью обучения на курсах библиотекарей с высоким уровнем компетенций для работы в информационно-библиотечной сфере. Вы рассмотрите вопросы литературоведения, технологии менеджерской, маркетинговой работы, изучите организацию работы, нормативно-правовую базу и современные технологии функционирования библиотечного комплекса.
Программа даст ответы на вопросы:
- Каковы современные тенденции в области оказания информационно-библиотечных услуг?
- Какие нормативные акты устанавливают стандарты и регламентируют деятельность в информационно-библиотечном деле?
- Какими литературоведческими знаниями должен владеть библиотекарь?
- Почему в общении с людьми библиотекарю необходимо быть педагогом и психологом?
- Как в библиотечном учреждении ведется библиографическая работа?
- Какими навыками менеджера и маркетолога должен владеть библиотекарь?
- Каковы формы организации социокультурной деятельности библиотекаря?
Результаты и перспективы:
- Вы умеете осуществлять деятельность библиотекаря, компетентны в вопросах культурного обслуживания посетителей.
- Вы способны работать с посетителями в читальном зале и на абонементе, осуществлять выкладку и выдачу книг, их библиографическое описание, создание каталогов, комплектовать фонд, вносить новые поступления в каталоги и базы данных, организовывать мероприятия по пропаганде книги и чтения.
- Закончив дистанционный курс обучения на библиотекаря, вы можете трудоустроиться в информационно-библиотечные учреждения. Труд библиотекаря ценен для вовлечения граждан в самообразование и самовоспитание, он способствует культурному росту посетителей библиотек.
Зарплата и карьера
В наши дни профессия «библиотекарь» уходит в прошлое, её никак нельзя отнести к востребованным. Однако это совсем не означает, что преданный библиотечному делу и духу просвещения специалист не сможет найти для себя работу. Сегодня библиотеки всё чаще выполняют роль учебно-просветительских центров, устраивают интерактивные мероприятия, проводят встречи с интересными людьми, организовывают кружки для детей по интересам — словом, пытаются всеми силами возродить былое влечение населения к чтению. Это означает, что предприимчивый человек вполне сможет реализовать себя и свои способности в библиотечной системе.
К сожалению, одними идеями сыт не будешь — по критерию заработка эта профессия была и остается одной из самых бесперспективных. Работники библиотеки обычно получает от 7 до 10 тыс. рублей, а при прохождении курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки они могут претендовать на позицию методиста или заведующего библиотекой. В этом случае оклад может достигать 15 тыс. рублей. Чуть лучше дело обстоит в Москве и Санкт-Петербурге. В столичных городах главный специалист государственной или научной библиотеки может претендовать на оклад в 20-25 тыс. рублей. В школьных и университетских библиотеках уровень оплаты труда соответствует среднему по стране. На сегодня библиотекарь — крайне важная, но малооплачиваемая профессия. Именно поэтому она не особенно востребована среди абитуриентов и молодых специалистов, закончивших ВУЗы.
Какая зарплата?
В среднем по России этот показатель, по некоторым данным, колеблется от 20 до 25 тысяч рублей. Играет роль очень многое, даже сезон; обычно в самом начале года зарплата максимальна, а к концу весны – сокращается. Стоит отметить, что далеко не везде ситуация обрисована столь же хорошо. Так, по сведениям ряда источников, реальные ставки оплаты по России составляют 13—14 тысяч рублей. В «двух столицах» ситуация немного лучше (до 27000), а на Крайнем Севере и отчасти на Дальнем Востоке зарплата педагога-библиотекаря составляет те самые 20—25 тысяч; в сельской местности оплата равна всего 10—11 тысячам, а ведущий педагог-библиотекарь может дополнительно получить на руки 4000–5000.
Особенности
В школе работают прежде всего преподаватели различных предметов — это знают все. И традиционно должность библиотекаря там считалась, скорее, подсобной, вспомогательной. Однако жизнь вносит свои коррективы, и в связи с ростом значимости таких моментов появилась новая профессия — школьный педагог-библиотекарь.
Конечно, педагог-библиотекарь хранит существующий книжный фонд, а по мере возможности расширяет его. Но при этом упор делается на совершенно другое — библиотека учебного заведения должна стать полноценным средством социализации обучающихся, а не просто местом, где они время от времени берут книги. Поставлена задача наращивать активность коммуникации и сделать библиотеку полноправным звеном информационного образования. В официальных распоряжениях подчеркивается, что должна вырасти значимость читательской инициативы со стороны самих детей, то есть их следует заинтересовывать и привлекать сознательно, а не просто ставить требования прочитать одно или другое издание.
Такой подход позволил:
- улучшить материальное стимулирование;
- добавить полномочий и льгот наравне с «обычными педагогами»;
- одновременно и повысить требования к самим кандидатам и сотрудникам, которые теперь должны проходить аттестацию и другие проверки.
Описание
Профессия библиотекаря считается одной из самых старейших в мире. Ее прообраз возник задолго до нашей эры у шумеров — именно у них появились первые глиняные плитки, на которых специальными клиньями можно было выдавливать знаки. Это была первая письменность, а такие таблички стали первыми в истории библиотечными фондами. С изобретением папируса стала цениться работа хранителя таких свитков. У людей появилось больше возможностей для накопления, хранения и систематизации информации. Особенно высоко развитой была письменность на территории Древнего Египта (известно, что у Рамзеса II было порядка 20 тыс. папирусов).
Сперва коллекции были частными, поэтому функции их хранителей возлагались на рабов. Ситуация изменилась в VI веке до н. э. в Древней Греции, когда афинский тиран Писистрат создал самую первую публичную библиотеку. С этого момента позиция хранителя письменностей стала глубоко уважаемой и почитаемой в народе. В прошлые времена функции библиотекаря были гораздо шире, нежели в наши дни, не ограничивались лишь хранением изданий. Так, в Александрийской библиотеке эти люди выполняли обязанности экскурсоводов, а также смотрителей.
В средневековую эру профессия получила свое стремительное развитие. В то время роль церкви в жизни государства была велика, поэтому библиотечные фонды находились в основном при монастырях, а их учет вменялся в обязанность монахам. Священнослужители делали акцент на религиозных трудах — именно их собирали, систематизировали и переписывали вручную послушники. Во времена Возрождения появились сразу две большие библиотеки — Ватиканская и им. Лоренцо Медичи. Они получили известность благодаря уникальному собранию старинных рукописей. Там должность библиотекаря перешла в категорию светских специальностей.
На Руси библиотечное дело сформировалось намного позднее, чем в странах Старого Света. Хотя известно, что еще в 1037 году Ярослав Мудрый собрал писчиков для перевода и переписи старинных византийских книг — именно тогда и началось становление этой профессии у славянских народностей. Сами же библиотеки в России открылись гораздо позже, сразу же став универсальными, так как в них хранилась не только церковная, но также научная, художественная и документальная литература. Вплоть до начала ХХ столетия попасть в книгохранилище могли только представители дворянских семей.
Сегодня библиотекарь представляет собой специалиста, отвечающего за учет и хранение книг, а также их выдачу читателям. Библиотекарь должен хорошо разбираться в том фонде, которым он заведует, иметь познания в смежных направлениях книгоиздательства. К сожалению, в наши дни эта профессия не считается особенно престижной. С развитием интернета и совершенствованием компьютерных технологий работа сотрудника библиотеки становится всё менее и менее востребованной. После появления свободного доступа к периодическим изданиям и электронным изданиям читальные залы практически опустели. Библиотеки сохранились преимущественно научные, архивные, а также те, которые относятся к учебным заведениям. Скорее всего, профессия библиотекаря медленно уходит в прошлое, в лучшем случае не будет такой массовой, как ранее.
Чтобы вернуть утраченный интерес к чтению бумажных книг, Правительство РФ разрабатывает проект по изменению концепции библиотечных систем. Сегодня работа библиотеки заключается в культурно-просветительной деятельности, которая должна привлекать людей самых разных профессий и слоев обществ. Именно поэтому во многих библиотеках проводятся семинары, выставки, встречи с известными людьми и тематические вечера. В летнее время на открытых площадках проводятся литературные чтения и дискуссионные клубы. Библиотеки ведут активную работу со школами и детскими садами. Таким образом, помимо хранения, учета и выдачи книг, современный библиотекарь выполняет еще множество функций — готовит и проводит мероприятия, консультирует посетителей и даже ведет аккаунты библиотеки в соцсетях.
Преподаватели
Наши преподаватели результаты научной работы
Важнейшей особенностью обучающих дисциплин Института дополнительного образования РНБ является их тесная связь с практической деятельностью современных библиотек. Читающие лекции и ведущие практические занятия специалисты являются действующими руководителями структурных подразделений РНБ, ответственными исполнителями ее основных научных проектов, активными деятелями Российской библиотечной ассоциации, организаторами международных и всероссийских научных конференций и научно-практических семинаров, ведут методическую и консультационную работу с библиотеками Российской Федерации.
Обучающиеся не только знакомятся с авторскими курсами и методиками, приобретают актуальные знания по основным направлениям деятельности библиотек, но и получают уникальную возможность непосредственного общения с ее лидерами, формирующими основы современного библиотечного сообщества. В процессе обучения формулируются рекомендации и решения по конкретным вопросам повседневной библиотечной работы.
Проблемы, обсуждаемые в процессе обучения, в значительной мере являются общими для учреждений науки и культуры различной ведомственной подчиненности — не только библиотек, но и музеев, архивов, научно-образовательных, научно-исследовательских и других организаций. Сотрудники этих учреждений получают в Институте дополнительного образования РНБ квалифицированное образование по программам, соответствующим их профессиональным запросам.
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
- Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*.
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
- Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
- Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.
Сколько зарабатывает заграничный библиотекарь?
Поскольку ситуация с зарплатой библиотекарей выглядит в России не очень радужно, давайте посмотрим на другие страны и узнаем, сколько зарабатывает библиотекарь в месяц там.
Итак, на сегодняшний день в Казахстане зарплата библиотекаря колеблется в пределах 38.000 – 52.000 KZT, или, в переводе на русские рубли, в пределах 6.750 – 9.200 рублей.
Казалось бы, это совсем мизерные по российским меркам суммы, однако не стоит забывать, что прожиточный минимум в Казахстане сегодня составляет 21.364 тенге или 3.795 рублей. Кроме этого, в ближайший год казахских библиотекарей ожидает повышение заработка на 34-60%.
В свою очередь в Украине средняя заработная плата библиотекарей составляет 3.000 – 4.000 UAH или 6.400 – 8.600 рублей. При этом прожиточный минимум в Украине установлен в размере 1.700 гривен или 3.600 рублей.
Как обстоят дела в Беларуси? В Беларуси средний заработок библиотекарей приравнивается к 387 BYR или к 11 российским рублям. При всем при этом прожиточный минимум здесь составляет 199 белорусских рублей или 5 российских рублей 85 копеек.
То есть, как становится понятным, оклад библиотекаря во многих государствах оставляет желать лучшего. Но не всегда сотрудники библиотек получают только голый оклад, иногда в расчет берутся всевозможные доплаты.
Зарплаты школьных библиотекарей
Такие цифры характерны для специализированных библиотечных учреждений, а ситуация в школах несколько иная. Сколько же получают школьные библиотекари? Средняя зарплата в месяц не большая, как у воспитателей РФ либо других работников школы, и не превышает 15 тыс. рублей.
Если государственные и частные библиотеки способны самостоятельно зарабатывать на своих услугах, то школьные библиотеки подобными возможностями не обладают.
Таким образом, заработать библиотекари могут только там, где есть спрос. В госучреждениях и научных структурах такая тенденция наблюдается всегда. Во-первых, сотрудники могут книги продавать. Во-вторых, организовывать распродажи литературы. В-третьих, руководство библиотек разрабатывает прайс-листы услуг, позволяющие читателям получить дополнительные возможности пользоваться книгами. Это и сканирование редких изданий, и выдача литературы на выходные, и подборка списка научной литературы для статей, курсовых, дипломных, проектов.
В школьных библиотеках такие мероприятия не проводятся, поскольку учащиеся не всегда готовы платить дополнительные деньги за пользование книгами или учебниками.
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
- Паспорта.
- Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
- При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
- Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию
Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.
Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.
Где можно получить профессию библиотекаря?
Курсы профессиональной переподготовки библиотекарей в МАСПК. Мы предлагаем пройти дистанционное обучение по индивидуальному графику с выдачей диплома установленного образца.
.
Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.
Поэтому, если у Вас нет амбициозных карьерных планов, и Вы мечтаете просто пополнить ряды «хранителей книг» то Вы можете ограничится обучением в одном из профильных колледжей (например, пройти обучение в Московском Гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств по специальности «Библиотековедение»). Если же вы рассчитываете в дальнейшем возглавить отдел или всю библиотеку, то лучше получить высшее образование в одном из таких ВУЗов, как:
- Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
- Московский государственный университет культуры и искусств
- Алтайская государственная академия культуры и искусств
- Белгородский государственный институт культуры
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Московский городской педагогический университет
Москва
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 118 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 295 000,00 ₽ |
Арктический государственный институт искусств и культуры
Якутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 268 680,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 268 680,00 ₽ |
Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей
Оренбург
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 223 897,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 30 757,00 ₽ |
Российский государственный социальный университет
Москва
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 220 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Московский государственный лингвистический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 208 200,00 ₽ |
Хабаровский государственный институт искусств и культуры
Хабаровск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 57 200,00 ₽ |
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 52 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 205 800,00 ₽ |
Сибирский федеральный университет
Красноярск
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 199 616,00 ₽ |
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Калининград
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 80 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 191 800,00 ₽ |
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Екатеринбург
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 191 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 65 800,00 ₽ |
Томский государственный университет
Томск
Недостатки профессии библиотекаря
Бытует мнение, что сотрудник библиотеки целый день занимается только тем, что сидит и читает книжки. На самом же деле иногда библиотекарю не удается присесть даже на пару минут, особенно если библиотека расположена в многоэтажном здании, а библиотечный фонд «разбросан» по разным этажам. Поэтому первым недостатком этой профессии можно назвать большие физические нагрузки. Вторым недостатком является книжная пыль, которая рано или поздно становится причиной аллергии.
Как уже упоминалось выше, библиотекарям приходится ежедневно общаться с огромным количеством читателей, и, к сожалению, не все они отличаются адекватным поведением. Высокое эмоциональное и нервное напряжение – это третий недостаток. Четвертым недостатком можно считать небольшие возможности для карьерного роста.
Ну и самое главное, в нашей стране библиотекари получают настолько мизерную зарплату, что ее с трудом хватает даже на самое необходимое. И это, пожалуй, самый значимый недостаток, оказывающий основное влияние на постоянное снижение популярности этой благородной профессии среди абитуриентов.
Как зарабатывают в различных учреждениях
Библиотеки бывают разными: одни находятся под государственным контролем, другие открывают частные лица. Одни учреждения имеют в фонде более 2,6 млн. единиц книг, другие, расположенные в школах и ВУЗах, обладают фондом меньшего размера.
Разумеется, у человека, ищущего работу в библиотечном учреждении, возникает вопрос: «Сколько получает педагог-библиотекарь в школе и в централизованной библиотеке?»
Сразу стоит отметить, что зарплата сотрудника, работающего в школьной библиотеке, заметно отличается от заработка сотрудников аналогичных государственных учреждений в меньшую сторону.
Все дело в том, что централизованные библиотеки, а, значит, и их сотрудники, имеют возможности получать дополнительный доход с помощью:
- введения платных полиграфических услуг;
- проведения на базе имеющихся площадей обучающих семинаров;
- продажи абонементов и т.д.
В свою очередь работники школьных библиотек ограничены в возможностях, поскольку обслуживают только несовершеннолетних учеников.
При этом библиотекари относятся к категории госслужащих, то есть их заработок должен ежегодно индексироваться. Но поскольку в стране наблюдается довольно непростая экономическая ситуация, подобное повышение зачастую остается только обещанием.
Именно поэтому все школьные библиотекари, имеющие педагогическое образование, были переведены на должность «педагог-библиотекарь в школе». И теперь, благодаря дополнительным повышенным ставкам, они имеют возможность зарабатывать чуть больше.
Однако уровень зарплаты даже таких библиотекарей в среднем не превышает показателя в 14.938 рублей.
При этом самые высокие заработные платы в данной сфере деятельности получают библиотекари Краснодарского края, самые низкие – проживающие в республике Калмыкия.
Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?
Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки, в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:
- хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
- внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
- аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.
Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.
Какие навыки нужны?
В ходе осуществления трудовой деятельности данному специалисту необходимо:
- ориентироваться в разных жанрах литературы;
- знать, как осуществляется каталогизация, учет и обработка книжного фонда;
- уметь работать в компьютерных программах, применяемых в библиотеках;
- обладать знаниями
- понимать информацию, содержащуюся в библиографических описаниях;
- иметь представление о порядке подготовки конференций, выставок,
- иметь навыки коммуникации с людьми.
Программа даст ответы на вопросы:
- Какими нормативно-правовыми актами и инструкциями регулируются должностные обязанности педагога-библиотекаря?
- Какие существуют общие закономерности воспитания, развития и обучения?
- Что изучает библиотековедение?
- Что необходимо предпринять для грамотной организации школьной библиотеки?
- Как можно описать социально-культурную деятельность в качестве целостного явления?
- Какие перспективные способы и приёмы библиотечно-педагогической работы в сфере воспитания средствами литературы и чтения следует знать и использовать школьному библиотекарю?
Результаты и перспективы:
- Вы обладаете нужными компетенциями для трудоустройства в библиотечный отдел российской государственной или частной гимназии, лицея, школы, кадетского корпуса.
- Вы обеспечиваете доступ учащимся и учителям к информационно-справочным ресурсам, которые помогают получить качественное начальное, основное общее, среднее общее образование.
- Благодаря вашей работе школьники учатся работать с дополнительной литературой, приобретают навыки поиска нужной для учебной деятельности информации, начинают увлекаться чтением художественных произведений.