Психиатр
Содержание:
- Область деятельности
- Другие высшие заведения России
- Краткое описание
- Что ждёт психологов в будущем
- Предметы, изучаемые студентами
- Методы работы клинического психолога: особенности взаимодействия с клиентом
- Какие экзамены сдавать?
- Куда и кем пойти работать организационным психологом
- Обучение на клинического психолога
- Распространенные методики клинической психологии
- В каких вузах можно получить образование в России
- Описание программы:
- Особенности работы клинического психолога
- Где может работать клинический психолог?
- Обязанности
- История появления
- Отличия клинической психологии от других отраслей
- Различия психолога и психиатра
- Проблема психической нормы и патологии
Область деятельности
Благодаря обширным знаниям, полученным специалистом в ходе обучения, клинический психолог имеет перед собой огромное поле для трудовой деятельности и не только в области психологии.
Данный специалист имеет право заниматься частной практикой и проводить консультирование. В этом случае за помощью чаще всего обращаются не люди, страдающие какими-либо заболеваниями, а лица, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, которые не в состоянии без посторонней помощи справиться с проблемой.
Клинические психологи находят применение своим знаниям в области психологии работая в больницах, поликлиниках, психоневрологических диспансерах, различных лечебницах, специализирующихся на работе с пациентами страдающими неврозами или другими пограничными состояниями. Его можно встретить в детской или взрослой больнице, в хосписе, где он оказывает помощь пациентам с различными соматическими заболеваниями. В этом случае клинический психолог наблюдает больного на протяжении всего периода лечения, следит за динамикой состояния, корректируя по мере надобности возникающие психологические проблемы.
Специалист оказывает необходимую помощь в домах престарелых, интернатах, а также тех лечебных учреждениях, где находятся пациенты с различными физическими или психическими нарушениями. Многие центры реабилитации, санатории или иные специализированные учебные заведения стремятся заключить договор о сотрудничестве с клиническим психологом.
Другие высшие заведения России
Различные города России в силу сложившихся исторических причин предлагают обучение по специальности «клиническая психология».
Новосибирск, Томск, Белгород, Рязань, Пермь и другие города имеют университеты, школы, направления. Многие абитуриенты по тем или иным причинам не могут приехать поступать в столичные вузы. Это не является критичным обстоятельством
Престиж специальности и учебного заведения — это важно, но рейтинг работающего специалиста и процесс обучения будущего специалиста могут многое изменить
Россия — большая страна, но расстояний для знаний не бывает. Поступив в Томске или Новосибирске, можно легко оказаться в Москве. Активная научно-исследовательская позиция, практика в ходе обучения, жажда знаний и желание стать востребованным могут изменить судьбу любого человека в любом городе.
Краткое описание
На качество жизни каждого человека влияет не только его физическое здоровье, но и здоровье психологическое. В последние десятилетия эта истина все сильнее закрепляется в умах людей, и психологи оказываются действенным инструментом для решения многих внутренних проблем, с которыми человек не в состоянии справиться сам.
Читать далее: Почему мужчины возвращаются после расставания психология вернется ли бывший любовник муж если ушел сам в каких случаях парни это делают что говорят психологи
Нередко они работают вместе с медиками, либо используют свои знания для поддержания комфортного психологического климата в организациях. Работа в области психологии требует и достаточного уровня осознанности, отсутствия серьезных внутренних противоречий со стороны самого психолога, поэтому ей практически всегда предшествует или сопутствует посещение специалистом собственного психотерапевта.
Что ждёт психологов в будущем
Что ждёт психологов в будущем, будут ли они востребованы и поменяется ли специфика их работы? Вопрос интересный. Специалисты прогнозируют этой профессии рост популярности. Уже сегодня стало очень модным обращаться к специалистам за помощью в решении психологических проблем, возможно, в будущем у россиян войдёт такая практика в привычку. Специфика работы, конечно, несколько изменится. Личные встречи, скорее всего, сведутся к минимуму, а консультации будут проводиться преимущественно в режиме онлайн посредством общения по видеосвязи или переписки. Такие методы работы имеют определённые преимущества – анонимность, стирание территориальных границ, доступность и относительная безопасность.
Предметы, изучаемые студентами
Дисциплины, необходимые учащимся для полноценного овладения специальностью, можно условно разделать на несколько блоков
Среди них важное место занимает практический блок, который научит применять свои знания в условиях, приближенных к реальной деятельности в медицинских, образовательных, рекреационных и других заведениях
Студенты получат знания по таким предметам:
- общеобразовательные предметы, необходимые студенту независимо от направления обучения (социология, этика, культура, история и т.д.);
- различные направления психологии (общая, социальная, организационная, возрастная, педагогическая, конфликтология и другие);
- психодиагностика, психотерапия;
- коррекционная, развивающая психология;
- психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
- основы психологического консультирования;
- блок практикумов.
Методы работы клинического психолога: особенности взаимодействия с клиентом
Клинический психолог, работая с клиентом, использует те же методы, которыми пользуется психотерапевт. Выбор наиболее эффективного метода зависит от особенностей клиента, психологической задачи, состояния психики, анамнеза. Выделяют следующие методы:
- Биографический метод. Заключается в сборе информации о важных жизненных событиях, представленных самим пациентом. Важны не только перечисленные факты, но и сама манера изложения.
- Анамнестический метод. Изучение предварительной диагностики и методов лечения позволяет скорректировать лечение в ситуации, когда врач затрудняется в постановке диагноза.
- Экспериментально-психологический метод. Проведение различных психологических проб выявляет скрытые патологии, помогает получить больше данных для постановки диагноза.
- Изучение продуктов творчества. Проективные методики (рисование, лепка, аппликация) позволяют человеку выразить внутренние переживания, которые ему сложно высказать. Через творчество врач может понять его глубинные страхи, стремления, особенности мировоззрения.
- Наблюдение. Метод заключается в свободном наблюдении за пациентом в условиях медицинского кабинета, бытовой и рабочей деятельности. На основании наблюдений врач подбирает дальнейшие методы диагностики.
- Беседа. Представляет собой опрос в свободной форме. В отличие от стандартного опроса позволяет человеку чувствовать себя комфортно, располагает к откровенности и настраивает на совместную работу врача и пациента.
- Психофизиологические методы. Помимо оценки психических качеств включают оценку развития физиологических особенностей пациента, его когнитивные реакции.
Часто психолог комбинирует методы. Взаимодействие способов изучения позволяет получить полную картину заболевания и собрать дополнительные данные, необходимы для назначения правильного лечения.
Какие экзамены сдавать?
Как мы уже говорили, список предметов ЕГЭ, как и минимальные баллы, в разных вузах не совпадают. Самые распространенных комбинаций среди экзаменационных предметов для психологии всего три:
- Биология, математика, русский язык;
- Обществознание, математика, биология;
- Обществознание, история, русский язык.
Перечень вступительных испытаний на программы по психологии в МГУ
Но сдачей ЕГЭ по разных предметам всё может не ограничиться. Так что не стоит забывать про ДВИ (как правило, по биологии). Для подготовки к сдаче ДВИ советуем не пренебрегать дополнительными занятиями в школе, которые часто устраивают преподаватели для сдающих их предмет — это практично и не затратно. Можно нанять репетитора из вуза, в который вы собираетесь поступать, так как он знает, что может пригодиться на ДВИ. Для занятий по ДВИ также можно записаться на курсы при самом вузе, но надо учитывать, что тогда это будут групповые, а не персональные занятия.
О чем еще не стоит забывать, так это о дополнительных возможностях помимо ЕГЭ. Даже если вы сдадите экзамен на отлично, конкуренция все равно может оказаться слишком сильной. Тогда вам пригодится дополнительные баллы, которые школьники собирают заранее: за наличие аттестата с отличием, сдача ГТО, участие в профильных конкуренциях, спортивные заслуги. Не говорим уже про то, что победа в некоторых олимпиадах может сделать вас студентом в обход высоких баллов ЕГЭ.
Куда и кем пойти работать организационным психологом
Наш факультет психологии создавался на базе острых потребностей рынка труда. Мы собрали сильнейшую команду педагогов, отлично владеющих предметом, способных передать знания, организовать поле их практического применения.
Потому ограничивать набором должностей перспективы выпускников факультета оргпсихологии несправедливо. Путь бизнес-психолога прокладывает он сам, мы лишь открываем для него все двери:
- частный бизнес (московский, всероссийский, международный — недавно в компании Google объявлялась вакансия);
- государственные инстанции (благотворительные фонды, НИИ, институты юриспруденции);
- консалтинговые бюро;
- образовательные заведения;
- собственное дело (бизнес-консультации, коучинг).
Обучение на клинического психолога
Профессию невозможно освоить на курсах или в ссузе, поэтому путь абитуриента, решившего изучать этот раздел психологии, лежит в вуз. Стоит сделать выбор в пользу специальности «Клиническая психология» (код: 37.05.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по следующим предметам:
- биология – профильный экзамен;
- русский язык – обязательный экзамен;
- обществознание, математика, иностранный язык – на выбор вуза.
Направление подготовки имеет множество профилей: «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология» и другие. Срок обучения составляет 5 лет, профессия не требует прохождения последующей подготовки в ординатуре. Документы можно подавать в медицинские или многопрофильные вузы, в которых открыта рассматриваемая программа.
Вузы
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Клиническая психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)
Государственный университет «Дубна»
Патопсихологическая диагностика и психотерапия (Факультет социальных и гуманитарных наук Университета «Дубна»)
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Клиническая психология (Уральский гуманитарный институт УрФУ)
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Клинико-психологическая помощь ребенку и семье (Институт психологии и образования КФУ)
Российский государственный гуманитарный университет
Клиническая психология (Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ)
Распространенные методики клинической психологии
Выше было рассмотрено, что представляет собой профессия клинический психолог – кто это, чем он занимается, какие задачи решает. Теперь стоит разобраться с тем, какие методики он использует для работы.
- Художественная терапия. Она представлена лепкой, рисованием и другими творческими направлениями, способствующими выплескиванию переживаний. Такой подход помогает опытному специалисту выявить причину проблемы и отыскать ее решение.
- Гипноз. Многие люди считают, что это не терапия, а нечестный способ выманивания денег у населения. На самом деле, это миф. Дело в том, что в процессе проведения методики человек наполовину находится в состоянии сознания и может с легкостью контролировать ход процесса. В данном случае клинические психологи – это специалисты, которые занимаются раскрытием глубинных предпосылок переживаний и внутренних конфликтов.
- Практики телесно-ориентированного назначения. Главная идея этих методик базируется на неразрывной взаимосвязи между душой и телом человека. Такой подход способствует искоренению негативных паттернов мышления и взаимодействия между индивидуумом и миром, который его окружает.
- Метафорические подходы. Данная техника подразумевает применение абстрактных образов, позволяющих клиенту обеспечить раскрытие собственных чувств и мыслей. С психологом происходит проработка нюансов и поиск решения проблемы.
- Групповая работа. Коллективные практики чаще являются более эффективными, нежели меры. Достичь наилучшего результата позволяют тренинги, проводимые в коллективах до 10 человек.
Это далеко не все способы, применяемые в данном направлении. Выбор конкретного направления осуществляется в персональном порядке, в зависимости от особенностей и предпочтений пациента.
Таким образом, в статье было рассмотрено, что такое клиническая психология, и где может работать клинический психолог. Данное направление может быть как основным, так и вспомогательным в процессе лечения физических и психологических патологий. Профессионал не занимается медикаментозным лечением, потому что не имеет соответствующих компетенций.
В каких вузах можно получить образование в России
Образование в сфере психологии предоставляется как высшими учебными заведениями, так и колледжами. Конечно, лучше всего выбирать первый вариант. Так как даже после получения специальности на базе среднего профессионального уровня придется поступать и доучиваться в ВУЗе. С выбором учебного заведения проблем обычно не возникает. Факультет психологии имеется практически в любом образовательном учреждение. Но выбирать стоит те, которые специализируется именно на этой области, или же имеют хороший уровень престижа. Это обеспечить достаточно высокий уровень подготовки и даст все необходимые для знания.
В ходе освоения профессии будущие психологи учатся не только работать с людьми разных возрастов, но разрабатывают методические рекомендации, программы коррекции, терапии, обследования и другое. Студенты проходят перечень общеобразовательных предметов, которые не зависят от выбора профессии. Более глубоко изучаются профильные дисциплины. В их число входят: общая, социальная, возрастная, педагогическая и другие виды психологии. Также изучаются психодиагностика и психотерапия, коррекционная и развивающая психология.
Специалисты получают комплексные знания по психологии и медицине
Блок практикума занимает особое место в процессе обучения. Студенты в обязательном порядке проходят «полевую» практику, то есть непосредственно в медицинских учреждениях и корректировочных центрах. Стоимость обучения за год — 80 000 рублей. В зависимости от выбранного учебного заведения оплата возрастает.
Психологическое образование получить можно и за рубежом. Такие страны, как Великобритания, США, Канада, Австралия предлагают большое количество программ по данному направлению. Такой уровень подготовки дает определенные преимущества. Во-первых, на территории родной страны отдается предпочтение тем специалистам, которые обучались за границей. Это обуславливается тем, что студенты получают знания современного уровня, обмениваются опытом и технологиями с другими. Во-вторых, можно найти вакансию после получения диплома сразу за рубежом, к чему многие стремятся.
Некоторые ВУЗы предоставляют дистанционное образование. В таком случае срок освоения профессии увеличивается на один год, так как составляется индивидуальный план работы для абитуриента. Такая программа позволяет обучаться в том темпе и с такой скоростью, которые, в первую очередь, удобны для ученика. При этом можно совмещать процесс образования с основной деятельность, например, работой. А тот факт, что слушать лекции и изучать материал можно не выходя из дома, помогает сэкономить средства и время, которые бы уходили на дорогу. Сама же дистанционная форма никак не ущемляет знания студента. После получения диплома специалист имеет полное право работать по направлению клинической психологии.
Описание программы:
Самая первая программа клинической психологии на Урале!
За 20 лет деятельности выработана уникальная образовательная методика, которая включает в себя практику в таких учреждениях, как «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий» и др. Студенты занимаются в научной и учебной лабораториях Департамента психологии, исследуя особенности нейрокогнитивного развития детей раннего возраста (0-3 года), в частности, недоношенных детей, детей с семейным риском развития РАС и СДВГ, детей, перенёсших ишемический инсульт, а также специфику рабочей памяти и когнитивной перегрузки. Будущие клинические психологи подключаются и к международным проектам (Великобритания, Швеция, Германия).
Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «»!
Чему я буду учиться?
Студенты осваивают широкий спектр дисциплин: «Психодиагностика в деятельности психологов силовых структур», «Психологическое сопровождение деятельности специалистов экстремального профиля», «Психология кризисных ситуаций», «Психосоматика», «Дистанционные методы психологического консультирования», «Психологическая помощь детям в кризисной ситуации», «Спецпрактикум-тренинг по работе с семьей», «Психологическая профилактика зависимого поведения», «Практикум по детской патопсихологии»; «Расстройства личности», «Клиническая психология в геронтологии», «Проективные методы в клинической психологии» и др. Также в программу включены дисциплины: «Основы психотерапии», «Введение в клинический психоанализ», «Когнитивно-бихевиоральная терапия», «Основы психокоррекционной работы». Широко представлен модуль «Нейропсихология детского возраста».
Почему стоит выбрать программу «Психология»?
Преподаватели – ведущие специалисты с разнообразными научными и практическими интересами (психофизиология, нейропсихология, психосоматика, психология здоровья, психотерапия, психология экстремальных состояний и др.). Во время обучения студенты получают практические навыки работы в психологических и реабилитационных центрах города.
Кроме этого, будущие клинические психологи активно участвуют во внеучебной деятельности (студенческое научное сообщество, студенческий психологический клуб, сообщество «Арт-терапевтические пятницы», клуб игротехник, волонтерская деятельность).
Кем я буду работать?
Наши выпускники востребованы в учреждениях здравоохранения, МЧС, образовательных учреждениях, коррекционных центрах города, области и России. Большинство выпускников выбирают работу по специальности «медицинский психолог», «психолог».
Партнеры и работодатели
Партнерами программы выступают «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий», психологические центры.
Работодателями выступают: «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий», медицинские учреждения, нейропсихологические центры.
Исследования сотрудников кафедры были поддержаны грантами РФФИ, РНФ, Министерства образования Российской Федерации и других фондов.
Видео о программе
Есть вопросы? Задайте их во «» и «Фейсбуке» или по телефону горячей линии по приему-2021 8 905 800 35 95 (работает WhatsApp)
Особенности работы клинического психолога
Медицинский психолог может трудиться как теоретик и как практик. Но по большей части он занимается, конечно, психокоррекционными мероприятиями и делает упор в своей деятельности на психодиагностику.
Клинический психолог развивает коммуникативные навыки, так как ему приходится общаться не только с больными, но и условно здоровыми. То есть взаимодействие происходит на самых разных уровнях. Особую роль играет работа с пациентами, страдающими нервными расстройствами.
Пациентами также выступают люди с соматическими нарушениями – травмами головы, онкологиями, инсультами. Психолог взаимодействует и с близкими больных, поскольку их помощь очень важна в лечении и восстановлении здоровья человека.
Медицинский психолог занимается коррекцией поведения детей, помогает им справляться с тревогой, большим количеством страхов, нервными проявлениями.
Одно из преимуществ профессии клинического психолога – возможность проводить семейные консультации в случаях, когда между членами семьи напряжены отношения, и провоцируется стрессовое положение каждого из них. Данный специалист, благодаря медицинскому образованию, способен проявлять себя и в социальной сфере. Он может просвещать население, проводить профилактику по сохранению психологического комфорта.
Психолог медицинского профиля наряду с другими специалистами влияет, в том числе, и на установление инвалидности по каким-либо показаниям. Его консультационную помощь используют при проведении судебно-медицинской экспертизе. Для того, чтобы дать точный диагноз, клинические психологи работают в связке с психотерапевтом, неврологом, психиатром и специалистами из других сфер медицины.
Где может работать клинический психолог?
В любом медицинском учреждении: роддоме, онкологической клинике, детской больнице, хосписе и пр.
Часто клинические психологи выбирают конкретную группу клиентов. Если вы хотите добавить новую специализацию, расширить список пациентов или устроиться на другое место работы, пройдите курсы повышения квалификации. С их помощью вы сможете:
- устроиться на работу в педиатрию;
- помогать людям преклонного возраста;
- работать в онкологических отделениях и клиниках;
- заниматься сопровождением беременности и родов.
Расширяйте свою специализацию — это откроет перед вами новые возможности.
Обязанности
В компетенции клинического психолога входит:
- Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
- Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
- Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
- Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
- Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
- Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
- Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.
Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений
Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:
Гуманитарный склад ума;
Аналитическое мышление;
Широкий кругозор;
Умение находить подход к человеку;
Склонность к работе с массивами информации;
Наличие лексического навыка;
Логические способности;
Умение концентрировать внимание;
Стрессоустойчивость.
Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:
- Наличие знаний в проведении психологических обследований;
- Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
- Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
- Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
- Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
- Умение применять приемы восстановительного обучения;
- Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
- Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
- Умение использовать различные методы психологической коррекции.
История появления
Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.
Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.
Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.
В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник. Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга. Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.
Отличия клинической психологии от других отраслей
Клиническая психология — широкопрофильная отрасль психологической науки, занимающаяся повышением уровня здоровья народонаселения, профилактикой и реабилитацией, социальной помощью и развитием адаптационных возможностей.
Предметом изучения выступают:
- природа психических расстройств;
- возрастные нарушения развития;
- создание и внедрение методик изучения психики;
- проявления и симптоматика расстройств;
- методики психотерапии;
- особенности клинических исследований;
- методы воздействия на психику.
Клиническая психология изучает общепсихологические проблемы. К ним относятся определение оптимального соотношения биологической и социальной составляющей, изучение нормы и патологии, поиск методов изучения причин психического развития и распада.
Различия психолога и психиатра
Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты. «Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача. Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.
Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение, мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего. Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами. Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии. Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.
Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.
Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.
Проблема психической нормы и патологии
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.
Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.
Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.
Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.
Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.
При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (DSM-IV).